Таблица 1. Объемы добычи нефти и газа в РФ, российского экспорта в ЕС-30 и потребности ЕС-30 в 2000-2020 гг.30
Рост добычи в РФ в 2000-2020 гг. Рост российского экспорта в ЕС-30 в 2000-2020 гг. Рост потребности ЕС-30 в 2000-2020 гг.
Нефть 200 млн. т. 60% 32 млн. т. 25% 170 млн. т. 40%
Газ 150 млрд. куб. м 25% 31 млрд. куб. м 23% 300—400 млрд. куб. м 150—200%
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020
---------Оптимистический вариант
- Умеренный вариант
Рис. 1. Производство и потребление первичных энергоресурсов
Источник: Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.31
ции умеренного варианта), но и экспорт энергоносителей. Также будет расти и потребность ЕС в энергоресурсах, особенно в газе.
Безусловно, делать прогнозы в данной сфере, даже на несколько ближайших лет,
очень сложно. Для всего мирового энергетического сотрудничества на данный момент характерна непредсказуемость, многое зависит от мировых цен на энергоресурсы. В случае, если цены на нефть стабилизируются, высока вероятность того, что вышеприведенный прогноз сбудется, и структура мирового рынка не претерпит серьезных изменений. Если цены на нефть продолжат расти — станут прибыльными альтернативные источники энергии, возрастет доля атомной энергетики. Но даже при реализации этого варианта структура мирового рынка энергоресурсов кардинально не изменится, может поменяться лишь расстановка сил на рынке.
Можно ожидать, что в ближайшие 10—15 лет энергетическая сфера будет по-прежнему являться важнейшей сферой сотрудничества России и ЕС. Но напряженность взаимодействия будет нарастать, а сотрудничество будет все больше похожим на конкуренцию. Причем к этой конкуренции будут подключаться новые страны, заинтересованные как в экспорте, так и в импорте энергоресурсов.
В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ СОТРУДНИЧЕСТВА — ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 2010»1
М.В. Ларионова
На 2224-м заседании Совета по образованию 26 ноября 1999 г. состоялась открытая дискуссия о роли образования и подготовки в следующем тысячелетии, в результате которой было принято Решение Совета о новых рабочих процедурах для развития сотрудни-
чества в сфере образования и подготовки, закрепленное Резолюцией Совета от 17 декабря 1999 г. «В новое тысячелетие: новые рабочие процедуры для европейского сотрудничества в сфере образования и подготовки»2. Это знаменательное решение, поэтому представ-
30 Гец Р. Плюсы и минусы экономического сотрудничества. Энергетическое партнерство между Россией и Европейским союзом (http://magazines.russ.ru/nz/2003/4/gec.html).
31 Энергетическая стратегия России на период до 2020 г Министерство промышленности и энергетики РФ (www.minprom.gov.ru/ministry/dep/energy/5/14/).
1 Данный материал является продолжением серии публикаций о нормативно-правовой базе развития сотрудничества в сфере образования в ЕЭС, методов и инструментов ее реализации.
2 Council resolution of 17 December 1999 on "Into the new millennium": developing new working procedures for European cooperation in the field of education and training". Official Journal. C 8/6. 12.01.2000 (2000/C 8/04).
ляется необходимым остановиться на нем подробнее, хотя, казалось бы, оно относится к сугубо процедурным вопросам. Однако процедурные вопросы во взаимодействии институтов ЕС никогда не играли чисто технической роли, формируя повестку дня сотрудничества и обеспечивая согласование приоритетов.
В соответствии с Резолюцией Совет ЕС:
«Учитывет, что и Амстердамский договор и Повестка дня—2000 определяют усиление роли образования в обеспечении конкурентоспособности и занятости в ЕС, а формирование Европы знания и продвижение обучения в течение всей жизни становятся разделяемыми целями.
Понимая, что «Сократес» и «Леонардо» — важные инструменты сотрудничества в сфере образования и подготовки в Европе, осознает, что политическое сотрудничество на европейском уровне должно быть усилено.
Подчеркивает необходимость последовательного подхода на уровне Сообщества в сфере образования и подготовки и уверенность, что сотрудничество в этой сфере может быть усилено через создание структурированной рамки для политического диалога и деятельности в последующие годы.
Считает, что будущая работа в сфере образования и подготовки может быть организована вокруг развивающейся повестки дня, опирающейся на приоритетные темы, которые регулярно будут включаться в повестку дня Совета, и будут продолжаться в течение нескольких президентств. Эти приоритетные темы будут обсуждаться по цикличной модели, предполагающей несколько этапов:
• Совет обсуждает приоритетные темы, представляющие общий интерес либо для стран-членов, либо для Комиссии, и принимает решение, если возможно, о дальнейшей работе по индивидуальным темам.
• Страны-члены информируют Комиссию о значимых политических инициативах и примерах наилучших практик в отношении согласованных приоритетных тем.
• Комиссия готовит для Совета итоговый анализ информации, представленной странами-членами.
• Совет рассматривает представленный Комиссией анализ и принимает решения о будущих инициативах.
Основная цель введения такой рамки для диалога — обеспечение большей последовательности, эффективности, усиление полити-
ческого воздействия сотрудничества Сообщества в сфере образования и подготовки; усиление синергии между сотрудничеством Сообщества в сфере образования и подготовки и другими смежными сферами.
Совет подчеркивает центральную роль президентства в реализации развивающейся повестки дня, особенно в обеспечении непрерывности процесса. При полном уважении прерогатив Комиссии, Совет осознает необходимость информирования Европейского парламента об обсуждении и результатах, достигнутых в рамках повестки. Совет приглашает Комиссию вместе со странами-членами выработать более детальный план мер по осуществлению развивающейся повестки дня.
В качестве индикативных приоритетных тем были согласованы:
• Роль образования и подготовки в реализации политики занятости.
• Повышение качества образования на всех уровнях.
• Развитие мобильности, включая признание квалификаций и периодов обучения.
Начало реализации новой рамки намечено с 2000 г.».
Решение связано с необходимостью долгосрочного планирования в сфере образования, обсуждавшейся на заседании Совета по образованию 7 июня 1999 г., на котором состоялся обмен мнениями о роли образования в достижении целей Европейского пакта занятости.
Примечательно, что на этом заседании, где обсуждались будущее сотрудничества в сфере образования в Европе и предстоящая конференция министров образования в Будапеште (24—26 июня 1999 г.), Конференция министров образования стран-членов ЕС в Болонье (Болонья, 18—19 июня 1999 г.) упоминается в разделе «Разное»: «Совет принял к сведению информацию, представленную итальянской делегацией, о конференции министров образования ЕС. Конференция, посвященная теме «Европейское пространство высшего образования», может рассматриваться как продолжение (follow-up) конференции, состоявшейся в Сорбонне (Париж) 25 мая 1998 г. и завершившейся «Совместной декларацией о гармонизации архитектуры системы европейского высшего образования» министров Франции, Германии, Италии и Великобритании. В конференции приняли участие все министры стран-членов ЕС»3.
3 Протокол заседания Совета по образованию 07.06.1999.
Таким образом, на этом этапе развития Болонского процесса еще не определены его масштаб и характер — будет ли процесс общеевропейским или охватит страны-члены ЕС и присоединяющиеся страны, страны общеевропейского экономического пространства; каким будет взаимодействие между процессами, осуществляющимися в ЕС, и процессом формирования общего пространства высшего образования.
В начале 2000 г. были формализованы некоторые принятые ранее решения. В январе 2000 г. Решением № 253/2000/EC Европейского парламента и Совета было оформлено продолжение программы Сообщества в сфере образования «Сократес»4, включившей в себя программу «Эрасмус», с общим объемом финансирования 1 859 млн. евро на период 1 января 2000 г. — 31 декабря 2006 г. Программа направлена на «развитие качества образования и подготовки и продвижение европейского измерения в образовании», (6) ставит целью достичь участия примерно 10% школ в рамках подпрограммы «Комениус» и 10% студентов в рамках подпрограммы «Эрасмус». Программа (14) реализуется в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности ст. 5 Договора, поскольку цели предлагаемых действий, касающихся вклада Европейского сотрудничества в качество образования, не могут быть в должной мере достигнуты на уровне стран-членов, inter alia, ввиду необходимости многостороннего партнерства, многосторонней мобильности и обмена информацией на уровне Сообщества, но могут быть достигнуты Сообществом ввиду транснационального измерения его действий и мер.
Важно отметить, что интегральный характер программы позволяет не только обеспечить развитие горизонтальных интеграционных процессов на уровне, например, высшего образования, но и вертикальную интеграцию между уровнями образования, а также создать условия, обеспечивающие качество этих процессов посредством «пересекающихся» программ.
Решением № 1031/2000/EC Европейского парламента и Совета от 13 апреля 2000 г. принята программа действий Сообщества «Молодежь»5, целью которой является содействие
формированию Европы, основанной на знаниях, формирование Европейского пространства сотрудничества в сфере молодежной политики, содействие обучению в течение всей жизни, формирование знаний, навыков и компетенций, способствующих активному участию в жизни общества и занятости. Программа рассчитана на период с 1 января 2000 г. до 31 декабря 2006 г., предусматривает общий объем финансирования 520 млн. евро.
Программы являются важными инструментами осуществления Лиссабонской повестки дня, сформулированной на заседании Совета Европы в марте 2000 г.: «...новой стратегической цели следующего десятилетия: стать наиболее конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономикой мира, способной обеспечить устойчивый экономический рост, рабочие места лучшего качества и социальную сплоченность общества»6. Три основные компонента стратегии включают:
1. Подготовку перехода к экономике, основанной на знаниях, через усовершенствование политики в сфере информатизации и развитие исследований, а также укрепление процессов структурной реформы, направленной на повышение конкурентоспособности и инновационности, завершение создания единого рынка.
2. Модернизацию Европейской социальной модели, инвестиции в граждан и преодоление социального неравенства.
3. Сохранение благоприятной экономической перспективы и перспективы роста в результате применения адекватной макроэкономической политики.
Для достижения данных целей Совет призвал страны-члены «26. .предпринять необходимые шаги в рамках их сферы компетенции с тем,чтобы обеспечить:
• существенное годовое увеличение инвестиций в граждан из расчета на душу населения;
• сокращение в 2 раза до 2010 г. количества 18—24-летних граждан с общим средним образованием, не проходящих дальнейшее обучение;
• преобразование школ и центров подготовки в многоцелевые местные обучающие центры, доступные всем.;
4 Decision No. 253/2000/EC of the EP and of the Council establishing the second phase of the Community action programme in the field of education "Socrates". Official Journal. L28/1. 03.02.2000.
5 Decision No. 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the 'Youth" Community action programme. Official Journal. L 117/1. 18.05.2000.
6 Lisbon European Council, 23 and 24 March 2000, Presidency Conclusions.
• определение Европейской рамки базовых умений, необходимых для обучения в течение всей жизни: ИКТ-навыки, знание иностранных языков, технологическая культура, предпринимательские и социальные навыки...;
• определение до конца 2000 г. способов развития мобильности студентов, преподавателей и другого персонала, занятого в сфере образования и подготовки, максимально используя программы Сообщества («Сократес», «Леонардо»), обеспечивая большую прозрачность в признании квалификаций и периодов обучения и подготовки; ликвидируя препятствия мобильности преподавателей и привлекая высококвалифицированных специалистов;
• создание общего формата CV, используемого на добровольной основе, с целью содействия мобильности и упрощения оценки полученных знаний.
Совет Европы призывает Совет по образованию. определить конкретные будущие цели образовательных систем, концентрируясь на общих проблемах и приоритетах и уважая национальное своеобразие.»7.
Таким образом, в качестве приоритета на новом этапе развития ЕС была определена задача объединения усилий для развития образования с целью обеспечения конкурентоспособности Европейского союза.
В целях формирования программы для реализации Лиссабонской повестки дня на 2270-м заседании Совета по образованию (Люксембург, 8 июня 2000 г.) обсуждаются «будущие цели систем образования в обществе знания»8. На заседании еще раз подчеркивается, что главным принципом сотрудничества остается принцип субсидиарности, что открытый метод координации является основой обеспечения эффективности сотрудничества; еще раз отмечается, что целью является сближение, но не гармонизация систем образования (approximation versus harmonization). Достигнуто согласие о пересмотре рабочих методов «развивающейся повестки дня» и включении новых приоритетных сфер: информационных технологий и образования в течение всей жиз-
ни, по которому Совет Европы в июне 2000 г. предложил странам-членам ЕС определить последовательные стратегии и практические меры9. Комиссии поручено в координации с представителями стран-членов подготовить первую версию доклада о будущих целях и приоритетах систем образования.
Проект доклада о будущих целях систем образования, применение открытого метода координации, Меморандум Комиссии об обучении в течение всей жизни, рекомендации и план действий по мобильности обсуждались на 2303-м заседании Совета по образованию и молодежной политике, прошедшем 9 ноября 2000 г. в Брюсселе. В соответствии с §27 Лиссабонского заключения, к концу 2000 г. в Решении Совета и представителей правительств стран-членов от 14 декабря были конкретизированы цели и приняты соответствующие документы, касающиеся плана по развитию мобильности10. На 2303-м заседании Совета по образованию и молодежной политике (Брюссель, 9.11.2000 г.) министры образования одобрили:
• Рекомендации по мобильности студентов, лиц, проходящих подготовку, волонтеров, преподавателей и инструкторов в рамках Сообщества.
• Резолюцию «План действий по мобильности» для представления на заседании ЕС в Ницце.
«Увеличение мобильности молодых людей, школьников, студентов, исследователей, всех, проходящих обучение, и их преподавателей в Европе является важнейшей политической целью и требует приверженности и совместных усилий стран-членов и Европейского сообщества»11. Резолюция, наряду с другими нормативными инструментами, призвана способствовать реализации инициатив Сообщества в данной сфере.
В резолюции подчеркивается убежденность стран-членов в том, что формирование реального Европейского пространства знания является приоритетом для Европейского сообщества, и именно через образование европейцы приобретают разделяемые культурные ценности и связи (shared cultural references),
7 Lisbon European Council, 23 and 24 March 2000, Presidency Conclusions.
8 2270th Council meeting - Education - Luxembourg, 8 June 2000. 8984/00 (Presse 196).
9 Presidency Conclusions. Santa Maria da Feira European Council. 19 and 20 June. Para. 32—33.
10 Resolution of the Council and of the representatives of the Governments of the member states, meeting within the Council concerning an action plan for mobility (2000/C 371 /03). Official Journal. 23.12.2000.
11 Resolution of the Council and of the representatives of the Governments of the member states, meeting within the Council concerning an action plan for mobility (2000/C 371 /03). Official Journal. 23.12.2000.
являющиеся основой европейского гражданства и политического союза.
Одновременно Европа знания является «экономической необходимостью в международной экономике, все более опирающейся на знания; открытость иностранным культурам и способность к самообучению и работе в многоязычной среде являются важнейшими факторами конкурентоспособности европейской экономики»12. На заседании Совета Европы в Ницце резолюция была одобрена, при этом предусматривалось, что оценка реализации плана должна осуществляться каждые два года13.
План действий включает 42 конкретные меры, классифицированные по четырем группам: 1) Действия, направленные на повышение мобильности, в том числе через развитие языковой компетенции и доступа к надежной и полезной информации; 2) Обеспечение финансирования мобильности, мобилизация ресурсов всех уровней, обеспечение финансовой и социальной доступности мобильности; 3) Диверсификация и повышение качества мобильности через введение новых форм, повышение качества принимающих программ и информационного обеспечения, упрощение структуры, определение общего статуса ассоциированного преподавателя или профессора; 4) Оптимизация результатов мобильности через обеспечение эквивалентности периодов обучения и практики.
Целый ряд последующих решений Совета, принятых на основании предложений Комиссии, был направлен на конкретизацию, детализацию, координацию мер или усиление различных аспектов и направлений реализации этих задач. Например, в 2002 г. принято Решение Совета о развитии лингвистического разнообразия и обучения иностранным языкам, без которого невозможно осуществление задачи повышения уровня и качества мобильности14. В том же году принято Решение Совета
об образовании в течение всей жизни, направленное на объединение усилий стран-членов на всех уровнях с тем, чтобы «превратить в реальность идею Европейского пространства образования в течение всей жизни»15.
Рекомендация двух институтов ЕЭС, Европейского парламента и Совета от 10 июля 2001 г. о мобильности в рамках Сообщества для студентов, граждан, проходящих подготовку, волонтеров, учителей и преподавателей16 окончательно оформила решения, касающиеся плана действий по развитию мобильности. Согласно Рекомендации, мобильность студентов, учителей и преподавателей, граждан, проходящих подготовку, является неотъемлемой составляющей свободы передвижения граждан. Это одна из фундаментальных свобод, защищаемых Договором об учреждении ЕС. Право свободно передвигаться и выбирать место проживания для каждого гражданина Союза обеспечивается ст. 18 Договора. Мобильность для студентов, граждан, проходящих подготовку, учителей и преподавателей является неотъемлемой составляющей принципа недискриминации по признаку национальности в соответствии со ст. 12 Договора.
Основа осуществления мобильности — признание профессиональных квалификаций для осуществления профессиональной деятельности в регулируемых профессиях, таких как преподавание, определяется в Сообществе общей системой, учрежденной Директивами Совета 89/48/ЕЕС ^ L 19, 24.1.1989. Р. 16) и 92/51/ЕЕС ^ L 209 24.7. 1992. Р. 25)17. Кроме того, Резолюция Совета от 3 декабря 1992 г. о прозрачности квалификаций и Резолюция Совета от 15 июля 1996 г. о прозрачности сертификатов, подтверждающих профессиональную подготовку, призвали Комиссию и страны-члены предпринять меры для улучшения понимания квалификационных систем и самих квалификаций в различных странах-членах, сделав их более ясными, читаемыми и
12 Resolution of the Council and of the representatives of the Governments of the member states, meeting within the Council concerning an action plan for mobility (2000/C 371 /03). Official Journal. 23.12.2000.
13 Presidency Conclusions. Nice European Council meeting. 7, 8 and 9 December 2000. Para. 26.
14 Council Resolution of 14 February 2002 on the promotion of linguistic diversity and language learning in the framework of implementation of objectives of the European Year of languages 2001 (2002/C 50/01). Official Journal. 23.02.2002.
15 Council resolution of 27 June 2002 on lifelong learning (2002/C 163/ 01). Official Journal. 09.07.2002.
16 Recommendation of the European Parliament and of the Council of 10 July 2001 on mobility within the Community for students, persons undergoing training, volunteers, teachers and trainers. Official Journal of the European Communities. L 215/30. 09.08.2001. (2001/613/EC).
17 Council recommendation of 21 December 1988 concerning nationals of Member States who hold a diploma conferred in a third State. Official Journal. L 019. 24.01.1989. P. 0024—0024.
Council Directive 92/51/EEC of 18 June 1992 on a second general system for the recognition of professional education and training to supplement Directive 89/48/EEC. Official Journal. L 209. 24.07.1992. P. 0025—0045.
Изменения и дополнения внесены директивой Комиссии 2000/2/EC. Official Journal. L 54. 26.02.2000. P. 0042.
прозрачными. Был создан Европейский форум по прозрачности профессиональных квалификаций для подготовки конкретных предложений, направленных на выполнение Резолюции. Первые предложения были представлены в феврале 2000 г.
В Рекомендации выделены основные препятствия развитию мобильности — различия в статусе студентов, преподавателей, граждан, проходящих подготовку, учителей и преподавателей, особенно в части, касающейся предоставления права жительства, занятости, социальной защиты и налогообложения. Отмечено, что в контексте ст. 293 Договора, который обеспечивает основу для переговоров стран-членов об аннулировании двойного налогообложения в Сообществе, сеть двусторонних соглашений все еще не завершена, и также сохраняются препятствия для мобильности.
Европейский парламент и Европейский совет рекомендуют странам-членам ЕС:
• Предпринять меры для устранения административных и правовых препятствий мобильности.
• Предпринять меры для преодоления лингвистических и культурных препятствий.
• Развивать различные схемы и формы финансовой поддержки (гранты, стипендии, субсидии, займы). Содействовать мобильности стипендий и национальных форм поддержки.
• Предпринять необходимые меры для содействия формированию Европейского пространства квалификаций на основе:
- Резолюций 1992 и 1996 гг. о прозрачности квалификаций и документов о профессиональной подготовке;
- Решения Совета 1999/51/ЕС от декабря 1998 г. ^ L 17, 22.01.1999) об использовании европропуска профессиональной подготовки и европейского Приложения к диплому18;
- Заключения Лиссабонского Совета о создании европейской рамки базовых навыков и общего формата СМ
• Рассмотреть возможность снижения оплаты проезда, пользования общественным транспортом, библиотеками, оказания финансовой поддержки в оплате проживания и питания мобильным категориям граждан, введение «Карты мобильности».
• Обеспечить граждан полной и достоверной информацией о возможностях обучения, подготовки, через расширение работы национальных информационных центров академического признания, европейской сети информационных центров и службы «Европа Дайрект» (The European Network of Information Centres and Europe Direct).
Меры, касающиеся различных категорий граждан, включают:
• Меры, касающиеся студентов:
- Содействие признанию периодов обучения на основе ECTS, прозрачности учебных планов; выработка гарантий признания, зафиксированных в контракте, подписанном между студентом, направляющим его университетом и принимающим университетом.
- Меры для быстрого принятия решений о признании документов об образовании уполномоченными органами.
- Поощрение выдачи Приложения к диплому.
- Меры для облегчения получения студентами медицинской и социальной страховки для получения права проживания.
- Содействие интеграции студентов в систему образования страны пребывания и реинтеграции в родную систему.
• Меры, касающиеся лиц, проходящих подготовку:
- Содействие признанию периодов подготовки, в том числе через использование европропуска профессиональной подготовки.
- Поощрение использования более прозрачных моделей документов о профессиональной подготовке, предоставление перевода документа о квалификации в дополнение к национальному сертификату.
- Определение национальных структур, ответственных за предоставление информации о профессиональных квалификациях.
- Меры, направленные против дискриминации лиц, проходящих подготовку, для обеспечения их медицинской и социальной защиты.
- Меры, направленные на облегчение процесса получения документов, подтверж-
18 Commission Decision of 8 January 1999 amending Decision 98/587/EC on financial aid from the Community for the operation of certain Community reference laboratories in the veterinary field (notified under document number C(1998) 4544) (Only the Spanish, Danish, German, English, French, Italian, Dutch and Swedish texts are authentic). Official Journal. L 017. 22/01/1999 P. 0054—0054.
дающих наличие необходимых для проживания в другой стране-члене ресурсов. • Меры, касающиеся учителей и преподавателей:
- Содействие мобильности посредством устранения правовых препятствий.
- Содействие мобильности через: введение специальных механизмов замены преподавателей; внедрение инструментов, облегчающих их интеграцию в прини-мающеминституте; введение,в соответствии с национальным законодательством, «европейских периодов подготовки».
- Содействие введению европейского измерения в профессиональную среду: содержание программ; развитие связей между институтами.
- Содействие принятию «европейских периодов мобильности (подготовки)» как компонента карьеры преподавателя. Рекомендации не предусматривают, что
страны-члены разработают национальные планы по реализации мер, но приглашают их «подготовить и направить в Комиссию оценку мер, направленных на содействие мобильности, через два года после принятия рекомендаций». Комиссии предложено подготовить (1) аналитический отчет на основе докладов стран-членов для представления в Европейский совет, Европейский парламент, Европейский экономический и социальный комитет и Комитет регионов и (2) предложения по совершенствованию сотрудничества, направленного на обеспечение прозрачности квалификаций.
Таким образом, в образовательном сотрудничестве получает дальнейшее развитие практика применения открытого метода координации (ОМК). Достигнуто согласие относительно целей и рекомендаций, осуществление целей планируется в рамках национального законодательства и политики, предполагается обмен наилучшими практиками и регулярная оценка результатов, однако отсутствуют совместно выработанные индикаторы и критерии достижения целей, без которых объективный многоуровневый мониторинг и процесс взаимного обучения участников ОМК не может быть эффективным.
В более полной форме применение открытого метода координации наблюдается в Программе «Образование и профессиональная подготовка 2010».
Доклад Комиссии о конкретных целях для систем образования, ставший основой для разработки Программы, был подготовлен к заседанию Совета министров образования 12 февраля 2001 г.19 В нем сформулировано предложение по выработке совместной программы в контексте «открытого метода координации». (Планировалось, что Доклад будет принят Советом министров образования 12 февраля и представлен на Стокгольмском саммите.)
В докладе зафиксированы основные проблемы, общие для всех стран-членов ЕС:
1. Повышение качества образования и подготовки.
2. Обеспечение доступности на всех этапах жизни для всех категорий граждан.
3. Изменение содержания: новые навыки для общества с экономикой, основанной на знаниях.
4. Обеспечение открытости системы.
5. Обеспечение эффективности системы.
В этой связи Комиссия сформулировала
основные общие цели:
Повышение качества обучения
• Повышение качества подготовки преподавателей.
• Обеспечение грамотности.
Обеспечение доступности обучения
• Доступность обучения в течение всей жизни.
• Повышение привлекательности обучения.
• Обеспечение последовательности и гибкости систем образования.
• Обеспечение качества образования, соответствующего выполнению задачи справедливой (равноправной)социализации.
Модернизация определения базовых навыков для общества знания
• Обеспечение ИКТ для всех (оборудование школ, обучение преподавателей, сетевое взаимодействие и связь).
• Профессиональные навыки и личные компетенции.
• Специфические компетенции (например, математика и естественные науки).
Открытость систем образования и подготовки для местного сообщества, Европы и мира
• Изучение иностранных языков.
• Увеличение мобильности и обменов.
19 Report from the Commission - The concrete future objectives of the education systems. 52001DC0059. COM/2001/0059 final. 2330th Council meeting-Education/Youth-Brussels, 12 February 2001. 5927/01 (Presse 46).
• Усиление связей с бизнесом.
• Развитие духа предпринимательства.
Обеспечение эффективного использования ресурсов
• Действенность систем по обеспечению качества.
• Соответствие ресурсов потребностям, точное определение сферы инвестирования.
• Развитие новых типов партнерства.
Для сотрудничества по реализации Программы Комиссия предложила открытый метод координации. На первом этапе необходимо сосредоточиться на подготовке доклада к заседанию ЕС в Стокгольме. Второй этап предполагает проведение консультаций со странами-членами и подготовку второго варианта доклада к саммиту в Севилье в марте 2002 г., на котором должны быть определены методы реализации процесса открытой координации. Доклад Комиссии был одобрен для представления на Стокгольмском саммите, в решениях которого были сформулированы предложения по повышению занятости и «некоторые промежуточные цели по Союзу в целом к январю 2006 г.», а также странам-членам было предложено «поставить в своих национальных планах занятости промежуточные цели, принимая во внимание собственные региональные и национальные контексты». С целью модернизации рынка труда Совет рекомендовал странам-членам реализацию Рекомендаций и плана по мобильности, поручил Комиссии создать «рабочую группу высокого уровня по навыкам и мобильности, опираясь на экспертную поддержку бизнеса, образовательного сообщества и социальных партнеров, для изучения характеристик и барьеров на европейском рынке труда, на этой основе Комиссия представит на весеннем заседании Совета план действий по развитию и открытию новых европейских рынков труда, а также специальные предложения по более единообразному, прозрачному и гибкому режиму признания квалификаций и периодов обучения.»20.
Учитывая роль образования для достижения этих целей, Совету и Комиссии было предложено «представить детальный проект программы по реализации целей систем образования и подготовки, включая оценку достижений
в рамках открытого метода координации
и в глобальной перспективе.»21.
На 2349-м заседании Совета по образованию и молодежной политике, состоявшемся 28 мая 2001 г. в Брюсселе, после рассмотрения Заключения Совета о результатах обсуждения доклада, посвященного будущим целям систем образования и подготовки, на заседании ЕС в Стокгольме 23 и 24 марта 2001 г. был принят план работы. Проект рабочей программы, включая методологию, планировалось представить на заседании 29 ноября 2001 г., а затем принять на заседании 14 февраля 2002 г. совместный доклад Комиссии и Совета.
На этом же заседании Совета участникам была представлена информация о результатах Конференции европейских министров образования, состоявшейся в Праге 18—19 мая 2001 г., причем протокол заседания констатирует, что «Болонский процесс выходит за рамки ЕС и включает все страны-кандидаты. Его цель — усилить европейское измерение в высшем образовании и стимулировать студенческую мобильность. Процесс будет продолжаться до 2010 г..»22. Протокол заседания, конечно, не может полностью отражать характер и содержание дискуссии, но по короткой записи о конференции можно сделать вывод, что уровень приоритетности вопроса не является высоким, процесс рассматривается как еще один инструмент достижения целей повышения академической мобильности, дополнительное средство коммуникации и обмена опытом между странами-членами ЕС и присоединяющимися странами. Абсолютно приоритетными темами обсуждения являются конкретные будущие цели систем образования и подготовки; методы координации по их осуществлению и роль образования и подготовки в политике занятости.
В соответствии с этими приоритетами и поручением ЕС на заседании Совета 13 июля 2001 г. принято заключение о плане действий по докладу о будущих конкретных целях для систем образования и подготовки23, а также Резолюция Совета от 13 июля 2001 г. о роли образования и подготовки в политике занятос-ти24. Рабочая программа рассчитана до 2010 г.,
20 Presidency Conclusions. Stockholm European Council. 23 and 24 March 2001. Para. 13—16.
21 Ibid. Para. 11.
22 2349th Council meeting-Education/Youth-Brussels, 28 May 2001. 8536/01 (Presse 179).
23 Council conclusions of July 13 2001 on the follow-up of the report on the concrete future objectives of education and training systems. Official Journal. C 204/06. 20.07.2001.
24 Council resolution of 13 July 2001 on the role of education and training in employment related policies. Official Journal. C 204/1. 20.07.2001.
период до 2004 г. разработан детально. Основные сферы, в которых начнется работа, включают базовые навыки, ИКТ, математику, науку и технологии. Должна быть разработана система индикаторов, опирающихся на сопоставимые и значимые данные.
Проект «Детальной программы по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе» был принят для представления на заседании ЕС в Барселоне Решением Совета и Комиссии от 14 февраля 2002 г.25 В Программе Совет и Комиссия предлагают признать формирование пространства образования и подготовки ключевым приоритетом для реализации Лиссабонской стратегии. Это должно обеспечить понимание того, что какой бы эффективной ни была политика в других сферах, становление ЕС как ведущей мировой экономики, основанной на знаниях, возможно только на основе решающего вклада образования и подготовки как факторов экономического роста, инноваций, устойчивой занятости и социального равенства. Были сформулированы 3 основные цели и 13 дополнительных задач, основные инструменты измерения прогресса и сопоставления в рамках ЕС и третьими странами, а также ожидаемые к 2010 г. результаты:
• Достичь высочайшего уровня качества образования и подготовки в Европе и признания его как мирового образца качества.
• Обеспечить сопоставимость систем образования и подготовки, предоставив таким образом гражданам возможность перехода из одной национальной системы в другую.
• Обеспечить условия для валидации квалификаций, знаний и навыков, полученных в различных институтах стран-членов ЕС, для того чтобы их обладатели имели возможность продолжения обучения или развития карьеры.
• Сформировать возможность обучения в течение всей жизни для европейцев всех возрастов.
• Обеспечить привлекательность Европы для студентов, преподавателей и исследователей из других регионов и ее открытость для взаимовыгодной кооперации с другими регионами мира.
Сотрудничество по реализации Программы должно осуществляться на основе открытого метода координации (ОМК): «Достиже-
ние согласованных целей будет опираться на политическое сотрудничество с использованием нового открытого метода координации с целью обеспечения добавленной ценности действия европейского уровня, в соответствии со статьями 149 и 150 Договора. Реализация программы на основе открытого метода координации и применения таких инструментов как сопоставление наилучших практик, регулярный мониторинг и оценка, оценка коллегами, организация процесса взаимообучения»26.
Важными принципами, на которых базируется сотрудничество, является единая всеобъемлющая стратегия, интегрирующая различные направления, опирающаяся на сотрудничество и результаты совместной работы с другими международными организациями (ОЭСР, Совет Европы), а также принцип синергии с другими видами деятельности, направленными на повышение прозрачности, признания и обеспечения качества в различных секторах образования. Это относится и к инициативам, осуществляемым за пределами ЕС, например, в рамках Болонского процесса. Рассмотрим цели Программы.
Стратегическая цель 1
Повышение качества и эффективности систем образования и подготовки в ЕС
1.1. Повышение качества подготовки учителей и преподавателей
Ключевые задачи:
1. Определение навыков, необходимых учителям и преподавателям для эффективного выполнения их изменяющейся роли в обществе знания.
2. Обеспечение условий для поддержки учителей и преподавателей, в том числе через профессиональную подготовку и повышение квалификации в течение всей жизни.
3. Обеспечение достаточного кадрового притока по всем областям и уровням.
4. Привлечение к преподаванию профессионалов из других сфер.
Начало реализации: 2002 г.
Индикаторы мониторинга:
- Достаточное количество/дефицит квалифицированных учителей и преподавателей на рынке труда.
- Изменение количества абитуриентов.
25 Outcome of proceedings. Council of the European Union. Brussels, 20 February 2002. 6365/02 EDUC 27. Detailed work programme on the follow up of the objectives of educational and training systems in Europe.
26 Ibid.
- Количество преподавателей, проходящих повышение квалификации.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Оценка программ подготовки учителей.
- Условия для начала преподавательской деятельности с точки зрения образовательного уровня.
- Включение в образовательные программы ИКТ, иностранных языков, европейского измерения и межкультурного образования.
- Системы поощрения и карьерного роста.
- Улучшение качества работы учителей.
1. 2. Формирование навыков для
общества знания
Ключевые компетенции
Необходимость валидации ключевых компетенций через соответствующие инструменты требует дополнительной методологической работы.
Ключевые задачи:
1. Определение ключевых базовых навыков и методов их интеграции (наряду с традиционными) в учебные программы.
2. Обеспечение условий для того, чтобы все категории граждан могли овладеть новыми навыками.
3. Развитие официальной валидации базовых навыков с целью обеспечения непрерывного образования.
Начало реализации: вторая половина 2001 г.
Индикаторы мониторинга:
- Количество граждан, завершающих среднее образование.
- Непрерывная подготовка учителей в областях, выявленных как новые навыки.
- PISA.
- Способность к обучению.
- Процент взрослого населения с незавершенным средним образованием, проходящего подготовку по различным формам и возрастным группам.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Академические успехи и результаты подготовки по родному языку, иностранным
языкам и математике при завершении обязательного образования.
- Развитие программ подготовки по повышению грамотности для взрослых в школах.
1.3. Обеспечение доступности ИКТ для всех
ИКТ должны быть использованы в целях повышения качества образования. Важно оценить воздействие ИКТ на результаты образования. Необходимо определить наиболее эффективные пути внедрения связанных с ИКТ изменений в учебные планы.
Ключевые задачи:
1. Обеспечение всех школ необходимым оборудованием и программным обеспечением.
2. Поощрение использования инновационных методов обучения, основанных на ИКТ
1.4. Повышение количества поступающих на программы научных и технических направлений
Ключевые задачи:
1. Повышение интереса к изучению математики, науки и технологии в раннем возрасте.
2. Повышение мотивации молодежи к выбору карьеры в сфере математики, науки и технологий, особенно в науке.
3. Содействие выравниванию гендерного дисбаланса в сфере математики, науки и технологий.
4. Обеспечение достаточного количества квалифицированных учителей математики, научных и технических дисциплин.
1.5. Максимально эффективное использование ресурсов
Ключевые задачи:
1. Повышение инвестиций в человеческие ресурсы с одновременным обеспечением справедливого и эффективного распределения средств для достижения всеобщей доступности и повышения качества образования и подготовки.
2. Поддержка формирования сопоставимых систем обеспечения качества на основе уважения своеобразия национальных систем в Европе.
3. Развитие потенциала партнерства государства и бизнеса.
Начало реализации: вторая половина 2002 г.
Индикаторы измерения прогресса:
Увеличение объема инвестирования на душу населения (структурный показатель).
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
Грамотность Способность
и математическая к обучению
грамотность Социальные навыки
Базовые компетенции в математике, науке и технологии Предприимчивость Общая культура
Иностранные языки
ИКТ и способность
использовать технологии
- Самооценка как средство повышения качества образования.
- Частные и государственные вложения в образование (структурный показатель).
Стратегическая цель 2
Содействие доступности образования для всех
2.1. Формирование открытого образовательного пространства
Переход к обществу знания предполагает большую доступность и демократизацию образования, облегчение перехода от одного блока системы к другому, повышение общего уровня умений.
Ключевые задачи:
1. Расширение доступности образования в течение всей жизни через информирование и консультации о всех образовательных возможностях.
2. Предоставление образования и подготовки в таких формах, чтобы взрослое население могло сочетать обучение и другие виды деятельности.
3. Обеспечение доступности образования для всех категорий граждан.
4. Обеспечение гибкости образовательных траекторий.
5. Содействие формированию сетей образовательных институтов на всех уровнях.
Начало реализации: вторая половина 2002 г.
Индикаторы измерения прогресса:
Процент населения в возрасте от 25 до 64 лет, участвующего в образовательных программах (структурный показатель).
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Доступность гибких форм обучения.
- Возможность получения отпуска для подготовки или получения образования.
- Аккредитация ранее полученного опыта и знаний.
- Финансовые механизмы и стимулы.
2.2. Повышение привлекательности обучения
Повышение привлекательности обучения означает, прежде всего, повышение его значимости (релевантности).
Ключевые задачи:
1. Повышение мотивации молодых людей к продолжению обучения после завершения обязательной ступени; повышение мотивации взрослых к обучению в течение всей жизни.
2. Разработка форм валидации результатов неформального обучения.
3. Повышение привлекательности обучения.
4. Повышение осведомленности граждан о социальных и экономических преимуществах обучения.
Начало реализации: вторая половина 2002 г. — конец 2003 г.
Индикаторы измерения прогресса:
Цель рекомендаций — снижение вдвое количества взрослого населения в возрасте от 18 до 24 лет с неполным средним образованием.
2.3. Поддержка активной гражданской позиции, равные возможности и социальное единство
Стратегическая цель 3
Открытость систем образования и подготовки миру
3.1. Усиление связи с трудовой, исследовательской деятельностью и обществом в целом
Ключевые вопросы:
1. Содействие кооперации между системами образования и подготовки и обществом в целом.
2. Создание партнерств между всеми типами образовательных институтов, компаний и исследовательских структур.
3. Повышение роли основных участников в развитии подготовки и обучения.
4. Развитие духа предпринимательства.
Ключевые задачи:
1. Развитие чувства инициативы и творчества, понимание ценности предпринимательства и знания об успешных предпринимательских моделях.
2. Содействие приобретению навыков, необходимых для создания и управления собственным бизнесом.
Начало реализации: вторая половина 2002 г. — конец 2003 г.
Индикаторы измерения прогресса:
- Процент самозанятых в различных секторах экономики (особенно в возрасте 25— 35 лет).
- Процент институтов, консультирующих и обучающих предпринимательству.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Качественная оценка выпускников, начинающих свой бизнес, по секторам экономики.
- Развитие самозанятости.
- Обучение предпринимательским навыкам на всех уровнях образования.
3.2. Совершенствование обучения иностранным языкам, в том числе повышение
качества преподавания, усиление контактов между преподавателями, повышение качества подготовки преподавателей иностранных языков.
Ключевые задачи:
1. Поощрение изучения всеми гражданами по крайней мере двух языков.
2. Поощрение использования инновационных методов обучения в школах и институтах.
Начало работы : вторая половина 2002 г. — конец 2003 г.
Индикаторы измерения прогресса:
- Процент школьников и студентов, свободно владеющих двумя иностранными языками.
- Процент преподавателей, принимающих участие в повышении квалификации, включая мобильность.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Методы обучения.
- Раннее обучение.
- Стимулы изучения.
3.3. Увеличение мобильности и обменов
Ключевые задачи:
1. Обеспечение возможностей мобильности для максимально широкого круга граждан и образовательных институтов.
2. Мониторинг объема, направлений и качественных аспектов мобильности в Европе.
3. Развитие системы валидации и признания компетенций, полученных в рамках мобильности.
4. Продвижение европейской системы образования и подготовки в мире, повышение ее признания и привлекательности для студентов, преподавателей и исследователей из других регионов.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Финансирование, участие и географическое распределение программ ЕС и национальных программ.
- Социальные привилегии для граждан во время периодов мобильности.
- Оценка результатов эффективности и разработка европаспорта.
- Информирование о возможностях и условиях мобильности.
- Применение ECTS в профессиональном образовании.
- Применение Приложения к сертификату в профессиональном образовании.
- Перенос (перемещение) национальных грантов.
3.4. Усиление европейской кооперации
Формирование сопоставимых квалификационных систем и понимания уровня качества, необходимого для аккредитации. Усиление политики, направленной на достижение прозрачности и признаваемости квалификаций. Поддержка разработки двойных дипломов и квалификаций, поддержка совместной аккредитации.
Ключевые задачи:
1. Повышение эффективности и своевременности процессов признания для обучения, подготовки или работы в Европе.
2. Поддержка кооперации между организациями и структурами, ответственными за сопоставимость в сфере обеспечения качества и аккредитации.
3. Прозрачность информации о системах образования и образовательных возможностях.
4. Продвижение европейского измерения в образовании и подготовке.
Направления обмена опытом, наилучшими практиками:
- Развитие аккредитации в высшем образовании.
- Поддержка программ двойных дипломов и совместных программ, имеющих международное признание.
- Включение европейского измерения в обучение и подготовку.
В статье не дается исчерпывающее представление о содержании программы. Специалисты, интересующиеся образовательной политикой, могут ознакомиться с полным текстом Программы27, принятой на заседании Совета Европы в Барселоне28. Значительно более важно для нашего анализа, что в Программе присутствуют все элементы открытого метода координации: определены ожидаемые результаты, общие основные цели и конкретные задачи; согласованы направления обмена опытом и наилучшими практиками; предложен график и индикаторы достижения целей и даже заложена основа модели для сопостави-
27 Deatailed work programme on the follow-up of the objectives of education and training systems in Europe. Official Journal of the European Communities. C 142/1. 14.06.2002 (2002/C 142/01).
28 Presidency Conclusions. Barcelona European Council. 15 and 16 March 2002. SN 100/1/02/ Rev 1. Para. 43—45.
мой оценки на основе национальных данных. Необходимо отметить, что именно этот метод лежит в основе мониторинга реализации достижения целей формирования общеевропейского пространства высшего образования, наиболее наглядным инструментом которого является «Карта результатов» (Bologna process stocktaking (Bologna Scorecard)).
Одобрив программу, подчеркнув, что тремя базовыми принципами ее осуществления являются повышение качества, доступности и открытости образования, Совет Европы пригласил Совет по образованию и Комиссию подготовить доклад об эффективности ее реализации к весеннему заседанию Совета Европы в марте 2004 г., т. е. спустя два года.
Решение ЕС стало основой для реализации целого ряда мер по достижению сформулированных в Программе целей, в том числе через развитие усиленного европейского сотрудничества в профессиональном образовании и подготовке. Опираясь на Решение Барселонского саммита, Совет по образованию 19 декабря 2002 г. принял Резолюцию Совета о развитии усиленного европейского сотрудничества в профессиональном образовании и подготовке29.
Страны-члены, учитывая «ключевую роль профессионального образования в обеспечении общества компетенциями и квалификациями, а также то, что Резолюция об образовании в течение всей жизни формирует основу для инициативы более тесной кооперации в профессиональном образовании и подготовке, в том числе в сфере прозрачности, признания и переносимости, качества и транснациональных проектов, подтверждают приверженность усиленному сотрудничеству в профессиональном образовании и подготовке с целью преодоления барьеров профессиональной и географической мобильности и содействия доступности образования в течение всей жизни. Это предполагает осуществление мер по повышению прозрачности и признания компетенций и квалификаций в системах профессионального образования и подготовки и развитие тесного сотрудничества по обеспечению качества как основы взаимного доверия»30.
Усиленное сотрудничество в профессиональном образовании и подготовке опирается на следующие принципы:
1. Кооперация основывается на целях 2010 г., сформулированных в Программе по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе.
2. Меры должны быть добровольными и осуществляться на основе движения снизу вверх.
3. Инициативы должны быть сориентированы на потребности граждан.
4. Сотрудничество должно носить инклюзивный характер.
Приоритеты усиленного сотрудничества включают:
1.УсилениеЕвропейскогоизмерения, расширение мобильности и межинституционального сотрудничества, партнерства и транснациональных инициатив с целью повышения репутации Европейского профессионального образования и подготовки и признания его в мире.
2. Повышение прозрачности на основе использования и рационализации информационных инструментов и сетей, включая интеграцию в единую рамку таких инструментов, как европейское CV, Приложение к диплому и сертификату, европейская рамка языковых компетенций и европаспорт. Усиление политик, систем и практик, обеспечивающих информационную и другую поддержку мобильности.
3. Признание компетенций и квалификаций.
Изучение возможности обеспечения прозрачности, сопоставимости, переноса, признания компетенций и квалификаций между странами на всех уровнях через разработку общей рамки по уровням и общих принципов сертификации.
Усиление поддержки разработки компетенций и квалификаций на основе укрепления сотрудничества с социальными партнерами.
Формирование набора общих принципов в отношении валидации результатов неформального и информального обучения.
4. Обеспечение качества. Развитие сотрудничества по обеспечению качества, обмен методами и моделями, общие критерии и принципы.
5. Особое внимание потребностям учителей и преподавателей.
Страны-члены ЕС при осуществлении мер, направленных на реализацию приоритетов, имеют возможность «использовать и опирать-
29 Council resolution of 19 December 2002 on the promotion of enhanced European cooperation in vocational education and training. Official Journal. C13/2. 18.01.2003.
30 Ibid.
ся на существующие структуры и инструменты, установить взаимодействие с деятельностью, осуществляемой в рамках Болонского процесса», усилить сотрудничество с международными организациями (ОЭСР, ЮНЕСКО, Советом Европы и МОТ). Советприглашал страны-участницы представить прогресс-доклад как часть доклада по выполнению Программы по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе на заседании Совета Европы весной 2004 г.
Таким образом, на этом этапе можно выделить несколько существенных аспектов.
Усиленное европейское сотрудничество в профессиональном образовании и подготовке, целью которого является содействие реализации более широких экономических и социальных приоритетов, осуществляется на межгосударственной основе, опираясь на открытый метод координации.
Важным фактором успеха является достаточно широкая институциональная основа сотрудничества, которое опирается не только на национальные и наднациональные структуры ЕС, экспертное сообщество, социальных партнеров, но и на другие международные организации.
Болонский процесс идентифицируется как отдельный, в рамках которого идет работа, сопряженная с целями сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки в ЕС, но имеющая особый характер. Примечательно, что на 2545-м заседании Совета по образованию, молодежной политике и культуре 23—24 ноября 2003 г., на котором состоялось обсуждение Программы—2010
и механизма сотрудничества по ней, и была принята Резолюция о «развитии человеческого капитала для социальной сплоченности и конкурентоспособности в обществе знания», поправки парламента к программе «Эрасмус Мундус» и целый ряд других решений, результаты сентябрьской Берлинской конференции министров образования стран Европы не обсуждались, хотя одним из императивов для достижения целей Программы-2010 по повышению открытости, качества, привлекательности и конкурентоспособности образования в странах-членах ЕС является развитие партнерства с третьими странами. Именно для достижения этой цели в декабре 2003 г. было принято Решение № 2317/2003/ЕС Европейского парламента и Совета о создании программы «Эрасмус Мундус», направленной на повышение качества высшего образования и развитие межкультурного взаимопонимания через сотрудничество с третьими странами31. Финансирование, предусмотренное на период 2004—2008 гг., составляет 230 млн. евро. Важно отметить, что решение о создании Программы опирается на четкое осознание того, что а) необходимы скоординированные усилия на уровне ЕС, направленные на интеграцию европейских университетов в сеть партнерств, существующих на территории стран третьих стран; б) повышение привлекательности европейских университетов требует системы качества, широко понимаемой в мире; в) политический и коммерческий успех Европы в мире зависит от знания и понимания Европы будущими лидерами (лицами, принимающими решения) в третьих странах32.
СТРАТЕГИЯ ОЭСР ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ
Т.А. Мешкова
В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальный экономический рост и развитие.
Этот принцип одновременного содействия экономическому росту в странах-членах и развитию и снижению бедности в странах-нечленах был одним из основополагающих в деятельности ОЭСР с самого начала ее существования как организации и зафиксирован в ее
31 Decision № 2317/2003/EC of the EP and the Council of 5 December 2003 establishing a programme for enhancement of quality of higher education and the promotion of intercultural understanding through cooperation with third countries. Official Journal. L 345/1. 31.12.2003 ("Erasmus Mundus") (2004—2008).
32 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council on strengthening cooperation with third countries in the field of higher education. Brussels. 18.07.2001. COM (2001) 385 final.