Научная статья на тему 'Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: начало 1990-х - 2000-е гг'

Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: начало 1990-х - 2000-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / ЕВРОПА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN UNION / EU / EUROPE / EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна

В период с начала 90-х годов усиливается динамика интеграции в ЕС, как в плане углубления интеграционных процессов, так и в измерении расширения. Одновременно происходит интенсивное уплотнение ткани сотрудничества в сфере образования. Вновь изменился общий характер взаимодействия между экономической интеграцией и социальным развитием в рамках ЕС. Если на предыдущих этапах развития европейской интеграции имел место скорее тот или иной дисбаланс прямых и обратных связей между экономической интеграцией и социальным развитием, то на нынешнем этапе это действительно обоюдное и гораздо более органичное взаимодействие, в котором нельзя пренебречь ни «экономическим», ни «социальным». В статье представлен анализ того каким образом, с одной стороны, переход к ЭВС влияет на социальное развитие в участвующих странах, с другой как сложившиеся в них социальные системы и их социальные проблемы воздействуют на продвижение к этой цели. При этом, особое внимание в анализе уделяется тому, как в новых условиях меняется характер сотрудничества в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European education policy developments in the nineties

The paper provides a detailed examination of European education policy developments in the nineties. The evidence confirms a close link of education policy and economic and political integration processes dynamics. Drawing on the historic analysis of European education policy developments from the Rome Treaty provisions and the historical Council Decision of 2 April 1963 to the end of the nineties, the author makes a conclusion of its congruency with the four phases of economic integration and social policy development interdependence. The paper explores the dense and increasingly sophisticated legal and instrumental framework of the education cooperation integrates tools of soft law, such as Recommendations, Conclusions, Resolution, EU programmes in education; and hard law, such as Directives, the most recent example of which is the Directive 2005/36/EC on the recognition of the professional qualifications. The presented evidence base indicates to a close link of education policy developments with the dynamics of economic and political integration processes and its congruency with the four modification phases of economic integration and social policy development interdependence. (1) End of the fifties and the sixties, construction of the Customs union and the Common market, high rate of economic growth and relatively low unemployment, nascent coordination in education. (2) The seventies, economic crisis and exchange rate volatility, deterioration of the social environment and increased unemployment bringing to disintegration tendencies and demanding introduction of active social policy and increased funding of social programmes. (3) The eighties, completion of the single market demanding measures aimed at enhancing real mobility. (4) The nineties, marked by the development and implementation of the EMU, signing of the Treaty of European Union, and the fifth accession preparations, whereas effective employment policy becomes a major social and economic objective of the EU.

Текст научной работы на тему «Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: начало 1990-х - 2000-е гг»

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: НАЧАЛО 1990-х — 2000-е гг.1

М.В. Ларионова

В период с начала 1990-х гг. усиливается динамика интеграции в ЕС — как в плане углубления интеграционных процессов, так и в измерении расширения. В феврале 1992 г. подписан Договор о Европейском союзе, вошедший в силу в ноябре 1993 г., приняты критерии экономического сближения государств-членов Экономического и валютного союза (ЭВС) и программа создания ЭВС. На заседании Европейского Совета в Бирмингеме согласовано определение принципа субсидиарности. К концу 1992 г. практически завершается создание единого рынка. В июне 1992 г. на заседании ЕС в Лиссабоне одобрены рекомендации по расширению ЕС. В декабре 1992 г. принята Эдинбургская инициатива роста, долгосрочная программа мер по преодолению спада, основной упор в которой делается на капитальные инвестиции и инвестиции в более высококвалифицированные и гибкие человеческие ресурсы. В июне 1993 г. на заседании Европейского Совета в Копенгагене состоялось обсуждение Белой книги ЕК о «Росте, конкурентоспособности и занятости»; там же принято решение о критериях присоединения для стран Центральной и Восточной Европы. В октябре 1993 г. на внеочередном саммите принято решение о начале второй стадии формирования ЭВС с 1 января 1994 г. На заседании ЕС в Брюсселе в ноябре 1993 г. принят План действий по занятости и достигнуто соглашение по пакту стабильности для Европы. Одновременно происходит интенсивное уплотнение ткани сотрудничества в сфере образования. Это, прежде всего, связано с тем, что «успехи и неудачи на каждом из направлений дальнейшего углубления и расширения европейской интеграции зависят, помимо прочих условий, от того, как решаются те или иные социальные проблемы — отчасти традиционные, но все еще не решенные, отчасти рожденные новым этапом и в

новых сферах интеграции. Более того, вновь изменился общий характер взаимодействия между экономической интеграцией и социальным развитием в рамках ЕС. Если на предыдущих этапах развития европейской интеграции имел место скорее тот или иной дисбаланс прямых и обратных связей между экономической интеграцией и социальным развитием, то на нынешнем этапе это действительно обоюдное и гораздо более органичное взаимодействие, в котором нельзя пренебречь ни "экономическим", ни "социальным". Следовательно, надо проанализировать, с одной стороны, как переход к ЭВС влияет на социальное развитие в участвующих странах, с другой — как сложившиеся в них социальные системы и их социальные проблемы воздействуют на продвижение к этой цели»2. При этом, безусловно, важно понять, как меняется характер сотрудничества в сфере образования.

К 1992 г. за почти тридцать лет нормотвор-ческой деятельности в этой сфере было принято более 20 Директив Совета, некоторые из которых были рассмотрены выше. В июне 1992 г. принята Директива Совета 92/51/ЕЭС о второй общей системе признания профессионального образования и подготовки в регулируемых профессиях, детально регламентирующая процедуры признания документов об образовании и квалификаций для случаев несоответствия типов документов об образовании, сроков подготовки, длительности профессиональной деятельности, необходимой для присуждения определенной категории или уровня квалификации для занятия профессиональной деятель-ностью3. В декабре 1992 г. принята Резолюция Совета о прозрачности квалификаций. В 1993 г. Решением Совета 93/16/ЕЭС в нормативную базу и практику взаимного признания дипломов пятнадцати стран-членов ЕС была включена

1 Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных анализу нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в ЕЭС, методов и инструментов ее реализации. В прошлом номере был представлен анализ процесса формирования правовой основы и инструментов сотрудничества от этапа создания ЕЭС до конца 1980-х гг.

2 Борко Ю.А. Социальная политика и экономическая интеграция: механизмы взаимодействия // Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРРС, 2001.

3 Council Directive of 18 June, 1992 on a second general system for the recognition of professional education and training, 31992L0051 // Official Journal L209, 24.07.1992.

медицина4. Полный список регулируемых профессий, вошедших в систему взаимного признания профессиональных квалификаций к 1994 г., составил приложение VII к Соглашению об Общем экономическом пространстве5.

Поступательное расширение и усложнение сферы применения принципов взаимного признания профессиональных квалификаций требовало не только развития регламентирующей нормативной базы, но и усиления сотрудничества по обеспечению качества образовательных систем и структур, формирования доверия к академическому качеству программ и качеству профессиональной подготовки, поиска и реализации новых форм партнерства. В Резолюции Совета от 5 декабря 1994 г. о качестве и привлекательности профессионального образования и подготовки6 подчеркивается, что повышение качества высшего образования является ответственностью, разделяемой всеми странами-членами и каждым институтом высшего образования в рамках Сообщества, учитывая разнообразие национальных практик и методов, национальный опыт должен быть дополнен европейским, накопленным, в том числе, в рамках пилотных проектов, направленных на создание или укрепление сотрудничества в этой сфере.

Необходимо подчеркнуть, что активизация усилий институтов ЕС и национальных правительств по укреплению образовательного сотрудничества, повышения качества профессионального образования и инициативы по осуществлению новых программ, происходит в период перехода к ЭВС, характеризующийся ростом безработицы в большинстве стран ЕС в 1991 — 1997 гг.7 Рост безработицы, создавая неблагоприятный социальный и политический климат, негативно влияет на интеграционные процессы. «Чем сложнее этап интеграции, тем более важные области национальной политики переходят в ведение ЕС, тем более необходимой становится устойчивая поддержка интегра-

ционных программ большинством населения. Важнейшим средством мобилизации такой поддержки являются социальные проекты, принятые и выполняемые институтами ЕС»8. Огромное значение в достижении этой цели играют образовательные проекты.

Однако их роль существенна еще и по следующей причине. Формально реализованное в ЕС право свободы передвижения граждан в действительности не «имело значительного эффекта для увеличения внутриевропейских потоков рабочей силы... фактически, существует консенсус, что значительное движение рабочей силы внутри ЕС было бы политически и социально нежелательно. Низкий уровень мобильности внутри Союза означает также, что национальные рынки труда сохранят свою идентичность в течение долгого времени»9. Кроме того, языковые и культурные барьеры, и барьеры, связанные с взаимным признанием степеней и профессиональных квалификаций, не были устранены полностью. Необходима была скоординированная политика по их преодолению. Одним из важных инструментов этой политики явились программы развития мобильности.

Решением Совета от 6 декабря 1994 г. об учреждении программы действий для реализации политики европейского сообщества в сфере профессиональной подготовки10 был запущен новый этап сотрудничества по этому направлению. И по объемам финансирования, и по масштабу поставленных целей новые программы отличались от программ, преемницами которых они стали. Финансирование первого этапа с 1 января 1995 — по 31 декабря 1999 г. составило 620 млн. экю. Финансирование следующего этапа 2000—2006 гг. составит 1 150 млрд. евро.

Сотрудничество в рамках Программ направлено на решение социальных задач, описанных выше, и включает следующие цели:

• Совершенствование качества и инновационной способности систем профессиональной подготовки стран-членов.

4 Council Directive of 5 April 1993 to facilitate the free movement of doctors and mutual recognition of their diplomas, certificates and other evidence of formal qualifications, 31993L0016 // Official Journal L165, 07.07.1993.

5 Agreement on the European Economic Area (21994A0103 (57) - Annex VII - Mutual recognition of professional qualifications - List provided for in Article 30 // Official Journal L 001, 03.01.1994.

6 Council resolution of 5 December 1994 on the quality and attractiveness of vocational education and training // Official journal C 374, 30.12.1994 P. 0001—0004.

7 Tsoukalis L. The New European Economy Revisited oxford university press, 1997. Ch. 2. The Ups and downs of European Integration.

8 Борко Ю.А. Социальная политика и экономическая интеграция: механизмы взаимодействия // Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРРС, 2001.

9 Tsoukalis L. The New European Economy Revisited oxford university press, 1997. Ch. 6. Social Policies and Labour Markets.

10 Council Decision of 6 December 1994 establishing an action programme for the implementation of a European community vocational training policy // Official Journal L 340, 29.12.1994. P. 0008—0024.

• Развитие европейского измерения.

• Развитие обучения в течение всей жизни с целью снижения безработицы и профессионального развития граждан.

• Повышение статуса и привлекательности профессионального образования.

• Содействие равенству возможностей для женщин, мигрантов и их детей, граждан с ограниченными возможностями.

• Содействие сотрудничеству в сфере профессиональной подготовки, поощрение прозрачности квалификаций и понимания ключевых компетенций, необходимых для технологического развития и функционирования общего рынка, включая свободное передвижение товаров, услуг, граждан и капитала, конкурентоспособности предприятий и требований рынка труда.

• Развитие профессиональной подготовки на основе результатов технологических исследований и программ развития, особенно посредством кооперации между университетами и предприятиями.

• Содействие постепенному развитию открытого европейского пространства профессиональной подготовки и квалификаций, особенно через обмен информацией и опытом.

• Поддержку мероприятий, направленных на развитие языковых навыков.

• Содействие развитию и интеграции ключевых навыков при реализации мер по профессиональной подготовке с целью приобретения гибких квалификаций и персональных навыков, необходимых для мобильности работников и соответствующих потребностям предприятий11.

Принципы, заложенные в концепцию реализации программы «Леонардо да Винчи», отражают распределение компетенций, закрепленное в Статьях 140 и 150 Договора о ЕС:

«Полное уважение ответственности стран-членов за содержание и организацию профессиональной подготовки, исключение какой бы то ни было гармонизации права и норм стран-членов».

Сотрудничество на уровне Сообщества дополняет действия, реализуемые на уровне стран-членов, вносит значительный вклад в кооперацию между странами, вырабатывая глобальный и последовательный подход к образованию и подготовке, поддерживающий и дополняющий политику стран-членов.

«Дополнительная ценность действий Сообщества должна консолидироваться и укрепляться в ходе прогрессивно формирующегося открытого пространства подготовки и профессиональных квалификаций, которое связано с деятельностью общего рынка, принимая во внимание резолюцию Совета от 3 декабря 1992 г. о прозрачности квалификаций».

Учитывая институциональные, законодательные и контрактные особенности каждой из стран-членов, действия Сообщества должны быть направлены на определение целей, при этом за странами-членами сохраняется право выбора средств реализации в рамках достигнутого общего согласия.

С целью развития последовательного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки должна быть установлена общая рамка целей для реализации программы.

Меры реализуются по четырем направлениям:

• поддержка совершенствования систем профессиональной подготовки и условий в странах-членах;

• поддержка развития сотрудничества, включая сотрудничество между университетами и промышленностью;

• поддержка развития языковой компетенции и знания, распространение инноваций;

• поддерживающие меры.

Страны-члены должны предпринять меры

для координации и организации реализации программы на национальном уровне. Комиссия должна обеспечить общую последовательность между этой программой и другими программами Сообщества. Меры по постоянному мониторингу и систематической оценке результатов программы являются неотъемлемой частью сотрудничества. Эффективность Программы была оценена очень высоко и 26 апреля 1999 г. было принято Решение Совета об учреждении второй фазы Программы действий Сообщества в сфере профессиональной подготовки «Леонардо да Винчи»12. Отражая социально-экономические приоритеты нового периода(1 января 2000 г. — 31 декабря 2006 г.), Программа должна была содействовать формированию Европы знаний через развитие Европейского пространства кооперации в сфере образования и профессиональной подготовки. Программа

11 Council Decision of 6 December 1994 establishing an action programme for the implementation of a European community vocational training policy // Official Journal L 340, 29.12.1994. P. 0008—0024.

12 Council Decision of 26 April 1999 establishing the second phase of the community vocational training action programme "Leonardo da Vinci" // Official Journal L 146/33, 11.06.1999 (1999/382/EC).

поддерживает политику стран-членов по обучению в течение всей жизни и формированию знаний, умений и компетенций, необходимых для активной жизни в обществе и занятости.

Инструменты Программы вводят в практику или, скорее, закрепляют такие элементы координации, как совместное установление целей, мониторинг и сопоставление их реализации на национальном уровне. Для осуществления регулярного мониторинга, оценки и реализации задач сопоставления, укрепляется база сотрудничества в сфере статистики. В частности, принимается Резолюция Совета от 5 декабря 1994 г. о развитии статистики в сфере образования и профессиональной подготовки13.

В марте 1995 г. принимаются сразу четыре решения о сотрудничестве в разных сферах образования и подготовки. Решение Парламента и Совета от 14 марта 1995 г. об учреждении программы действия Сообщества «Сократес»14. Для поддержки сотрудничества стран-членов в сфере высшего образования, повышения качества, усиления европейского измерения программ высшего образования на период с 1 января 1995 г. по 31 декабря 1999 г. выделяется 850 млн. экю. Решение No 818/95^ ЕП и Совета от 14 марта о принятии третьей фазы программы действий, направленной на развитие молодежных обменов в Сообществе — программа «Молодежь за Европу»15 с объемом финансирования 126 млн. экю (тот же период времени). Резолюция Совета от 31 марта 1995 г. об улучшении и диверсификации языкового обучения и подготовки в образовательных системах в ЕС16 и Резолюция Совета от 31 марта 1995 г. о сотрудничестве в сфере информации и исследований, касающихся молодежи17.

В том же году приняты Резолюция Совета от 4 апреля1995 г. о Сотрудничестве с ассоции-

рованными странами Центральной и Восточной Европы в культурной сфере18; Решение Европейского парламента и Совета от 23 октября 1995 г. об учреждении 1996 г. как «европейского года обучения в течение всей жизни» 95/431/ EC19, с объемом финансирования 8 млн. экю; Резолюция Совета от 5 октября 1995 г. о сотрудничестве с третьими странами в сфере молодежной политики20; Решение Совета и представителей правительств стран-членов от 23 октября 1995 г. о заключении соглашения о сотрудничестве в сфере высшего образования и подготовки между ЕС и США, ЕС и Канадой21.

Проводятся совместные заседания Совета министров образования стран-членов ЕС и присоединяющихся стран ЦВЕ и Балтийских государств как часть структурированного диалога согласно решению, принятому ЕС в Эссене в рамках стратегии подготовки к присоединению. На заседании Совета 21 ноября 1996 г. совместно с присоединяющимися странами ЦВЕ и государствами Балтии принимается целый пакет решений и заключений: Заключение Совета о стратегии для обучения в течение всей жизни, Заключение Совета о развитии местного сообщества через образование и подготовку, Решение Совета о продолжении второй фазы трансъевропейской программы сотрудничества для высшего образования «Темпус II» (1994—1998 гг.) на два года, начиная с 1 июля 1998 г., Решение о принятии программы развития лингвистического разнообразия Европы в информационном обществе.

На заседании Совета министров образования 26 июня 1997 г. состоялась открытая дискуссия о преодолении препятствий транснациональной мобильности в образовании, подготовке и исследованиях; принято единогласное решение об увеличении бюджета для программы

13 Council resolution of 5 December 1994 on the promotion of education and training statistics in the European Union // Official journal C 374, 30.12.1994. P. 0004—0006.

14 Decision No 819/95/EC of the European Parliament and the Council of 14 march 1995 establishing the Community action programme "Socrates" // Official Journal L087, 20.04.1995. P. 0010—0024.

15 Decision No 818/95/EC of the European parliament and Council of 14 March 1995 adopting the third phase of the "Youth for Europe" programme // Official Journal L 087, 20.04.1995. P. 0001—009.

16 Council resolution of 31 march 1995 on improving and diversifying language learning and reaching within the educational systems of the European Union // Official Journal C 207, 12.08.1995. P. 0001—0005.

17 Council resolution of 31 march 1995 on cooperation in the field of youth information and studies concerning youth // Official journal C 207, 12.08.1995. P. 0005—0007.

18 Council resolution of 04.04.1995 on Cooperation with the associated countries of Central and Eastern Europe in the Cultural Domain.

19 Decision No 2493/95/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 1995 establishing 1996 as the "European year of Lifelong Learning" // Official Journal L 256, 26.10.1995. P. 0045—0048.

20 Council resolution of 5 October 1995 on cooperation with third countries in the youth field // Official Journal C 296, 10.11.1995. P. 0011—0012.

21 Decision of the Council and representatives of the Governments of the member states meeting within the Council on Conclusion of Cooperation agreement in the field of Higher education and Training between the European community and the United states and Canada.

«Сократес» на 1998—1999 гг. (25 млн. экю) с целью интеграции в программу присоединяющихся стран. Впервые обсуждается предложение о рекомендациях по обеспечению качества в высшем образовании22. Политическое согласие на текст Рекомендации по обеспечению качества в высшем образовании (при воздержавшейся от голосования делегации Германии) достигнуто на заседании Совета министров образования 20 ноября 1997 г.23

Важной вехой в развитии сотрудничества по обеспечению качества образования стал 1998 г. — 28 сентября была принята Рекомендация Совета о Европейском сотрудничестве по обеспечению качества в высшем образовании24. Совету, безусловно, потребовались веские основания для того, чтобы принять Рекомендации в такой чувствительной для регулирования сфере. Рекомендации опираются на постулируемое Белой книгой Комиссии «Рост, конкурентоспособность и занятость», Белой книгой «Подготовка и обучение: к обществу знания», Зеленой книгой «Обучение — подготовка — исследования. Препятствия транснациональной мобильности» значение высококачественного образования для занятости и роста экономики в Сообществе и его конкурентоспособности в мире: «Учитывая, что институты высшего образования должны отвечать новым требованиям глобального общества знания... Учитывая, что технологические и экономические изменения и их последствия для рынка труда ставят новые вызовы перед институтами высшего образования, в условиях глобальной конкуренции, а также вследствие увеличения количества студентов, перед странами-членами стоит задача организации их систем высшего образования в отношении государства и общества таким образом, чтобы они соответствовали существующим академическим стандартам, целям подготовки, стандартам качества, принципам автономии, независимости, подотчетности и публичности».

Хотя нормы, содержащиеся в Рекомендациях, не имеют обязательной силы, они способствуют сближению национального регулирования государств-членов. «Полностью уважая ответственность стран-членов за содержание и организацию образования и систем подготовки, их культурное и лингвистическое многооб-

разие», в Рекомендациях сформулированы задачи для стран-членов ЕС и институтов Сообщества: «.создать прозрачные системы обеспечения качества с тем, чтобы обеспечить высокий уровень качества. помочь институтам высшего образования применять адекватные меры для повышения качества. стимулировать обмен информацией и сотрудничество между институтами высшего образования по обеспечению качества».

При этом в Рекомендациях определены важнейшие характеристики систем обеспечения качества: автономия структур, ответственных за обеспечение качества в странах-членах, с точки зрения выбора процедур и методов; их адекватность профилю и целям конкретных институтов; целенаправленное использование внутренних и внешних процедур оценки; вовлечение различных сторон; публикация результатов. Придавая особое значение обмену опытом и сотрудничеству между структурами, ответственными за обеспечение качества, Совет рекомендовал странам-членам всемерно способствовать развитию такого сотрудничества, Комиссии — «принять меры, направленные на содействие и активизацию кооперации в этой сфере и представлять в Европейский парламент, Совет, Экономический и социальный комитеты и Комитет регионов трехгодичные отчеты о прогрессе, достигнутом в развитии систем обеспечения качества в странах-членах и их кооперации на европейском уровне»25. Таким образом, партнерами и бенефициарами данного процесса являются не только соответствующие структуры и институты высшего образования, но и правительства стран-членов, субъекты социального и экономического развития всех уровней.

Необходимо учитывать, какие явления этого периода вызвали необходимость принятия вышеперечисленных решений и сделали их осуществление возможным, какие процессы они подготавливали, сопровождали и закрепляли. Этот период — период второго этапа перехода к экономическому и валютному союзу (1 января 1994 г. — 1 января 1999 г.), представляющему собой новый уровень интеграции. Кроме того, в декабре 1994 г. начинается процесс подготовки пятого этапа расширения ЕС,

22 2020th meeting of the Council - Education-Luxembourg, 26 June 1997.

23 Council - Education, 20 November 1997. Agreement to the text of the recommendations on quality assurance in higher education.

24 Council Recommendation of 24 September 1998 on European cooperation in quality assurance in higher education, 98/561/EC // Official Journal L 270/56.

25 Ibid.

решением Европейского Совета на заседании в Эссене согласован ряд мер, составляющих часть стратегии присоединения, и сформулировано поручение Комиссии о подготовке Белой книги по интеграции стран ЦВЕ в общий рынок. В январе 1994 г. вступает в силу Договор о Европейском экономическом пространстве. С 1 января 1995 г. к ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция, оказывая соответствующее влияние на формирование Европейской социальной модели. С ноября 1993 г. на заседаниях Совета последовательно обсуждаются проблемы политики занятости (Эссен, декабрь 1994 г., Флоренция, июнь 1996 г., Люксембург, ноябрь 1997, специальный саммит по занятости). В декабре 1995 г. принято решение о созыве межправительственной конференции, начавшей свою работу в конце марта 1996 г. и завершившейся подписанием Амстердамского договора в октябре 1997 г., включившего Протокол о социальной политике в текст Договора в Раздел XI «Социальная политика, образование, профессиональное обучение, молодежь» Статьи 136—150. Завершается процесс «легитимации социальной политики как особого направления деятельности ЕС»26. Совместные действия по реализации мер, направленных на решение социальных задач, становятся возможными и способствуют дальнейшему развитию экономической и политической интеграции. Например, в контексте обсуждения дальнейших действий по преодолению безработицы и обеспечению качества занятости, состоявшегося в рамках заседания Европейского Совета 15—16 июня в Кардиффе, состоялось совместное заседание Совета министров по образованию и занятости, где было сформулировано поручение Комиссии подготовить проект предложения о новом поколении программ в сфере образования, подготовки и молодежной политики.

С целью обеспечения свободы учреждения и свободы предоставления услуг в сфере совершенствования базы взаимного признания также предпринимается еще один важный шаг. В дополнение к Директиве 89/48/EЭC27 от 21 декабря 1988 г. и Директиве 92/51/ EЭC28 от 18 июня

1992 г. принимается Директива 1999/42/EC Европейского парламента и Совета от 7 июня 1999 г. об учреждении механизма для признания квалификаций в отношении профессиональной деятельности, включенной в Директивы о либерализации и переходных мерах, дополняющая общую систему признания квалификаций29.

Согласно Статье 3 Директивы «Страна — член ЕС не может отказать гражданину другой страны-члена осуществлять любой из видов деятельности, перечисленных в части 1 приложения А, на тех же условиях, что и граждане страны, без предварительного сопоставления знаний и умений, подтвержденных дипломами, сертификатами или другими свидетельствами о формальных квалификациях, полученными бенефициаром с целью осуществления этого вида деятельности в другой стране Сообщества в соответствии с требованиями национальной системы. Если сопоставление подтверждает, что знания и умения о формальных квалификациях соответствуют требованиям национальной системы, принимающая страна не может отказать обладателю квалификаций в праве осуществлять профессиональную деятельность. В случае выявления значительных отличий, принимающая страна предоставит бенефициару возможность продемонстрировать приобретенные знания и умения. В этом случае соискателю предоставляется право выбора между периодом адаптации или тестом по аналогии с Директивой 89/ 48/EЭC от 21 декабря 1988 г. и Директивой 92/ 51/ EЭC от 18 июня 1992 г. »

Директива также предусматривает возможность признания профессиональных квалификаций на основе профессионального опыта, полученного в другой стране-члене ЕС. Наиболее важные условия признания включают:

• 6 лет непрерывного стажа;

• 3 года непрерывного стажа + 3 года профессиональной подготовки, подтвержденных национальными уполномоченными органами;

• 3 года непрерывного стажа независимой профессиональной деятельности + 5 лет осуществления профессиональной деятельности в компании.

26 Борко Ю.А. Социальная политика и экономическая интеграция: механизмы взаимодействия // Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под. ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРРС, 2001.

27 Council Directive 89/48/EEC of 21 December 1988 on a general system for the recognition of higher-education diplomas awarded on completion of professional education and training of at least three years duration // Official Journal L 019, 24/01/1989. P. 0016—0023.

28 Corrigendum to Council Directive 92/51/EEC of 18 June 1992 on a second general systemfor the recognition of professional education and training to supplement Directive 89/48/EEC // Official Journal L 209, 24.07.1992.

29 Directive 1999/42/EC of the European Parliament and of the Council of 7 June 1999 establishing a mechanism for recognition of qualifications in respect of the professional activities covered by the Directives on liberalization and transitional measures and supplementing the general system for the recognition of qualifications // Official Journal L 201/77, 31.7.1999.

Кроме того, Директива предусматривает создание или назначение странами-членами национальных структур, координирующих выполнение статей 8 и 10, «подтверждение соответствия требованиям признания»; анализ и информирование странами-членами Комиссии о ходе выполнения Директивы с 1 января 2001 г. Согласно Статье 14 страны члены «примут законы, регулирующие акты и административные процедуры, необходимые для выполнения Директивы. Они немедленно информируют Комиссию». Комиссия в свою очередь не позднее чем через пять лет после этой даты года обязана доложить ЕП и Совету о состоянии реализа-

ции Директивы в странах-членах. Принятые странами-членами меры должны содержать отсылку к Директиве. Страны-члены предоставят Комиссии текст основных положений национального права, принятый во исполнение Директивы. Директива содействовала систематизации и повышению прозрачности нормативной базы взаимного признания, отменив ряд принятых ранее директив, включив другие действующие директивы в контекст единого документа. Директива представляет собой хороший пример инструмента, обеспечивающего признание эквивалентности, на основе доверия к национальному регулированию.

СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ ОЭСР: НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ПАРТНЕРСТВУ

Т.А. Мешкова

На сегодняшний день ОЭСР объединяет 30 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Из 70 стран, имеющих в ОЭСР статус наблюдателей, 16 стран (в числе которых и Россия) заявили о своем желании вступить в ОЭСР, направив соответствующие запросы руководству Организации. Более 45 лет ОЭСР успешно помогает как странам-членам, так и странам-партнерам проводить социально-экономические и политические реформы, осуществляя необходимую аналитическую поддержку, вырабатывая политические рекомендации, распространяя наиболее позитивный опыт, содействуя формированию необходимой нормативно-правовой базы и стандартов, обеспечивая информационную основу для политического диалога и обмена опытом.

В последнее время в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости ОЭСР уделяет особое внимание выработке новых принципов взаимодействия и принципов сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, а также принципов содействия развитию.

Учитывая принципы деятельности ОЭСР и сферу ее компетенций, а также интересы ее стран-членов, посол Дж. Джулин (Jorma Julin) еще в 2003 г. в докладе «Направление будущего развития ОЭСР и ее роль в глобальной архитектуре»1 выделил три основные цели Организации, а именно: а) влияние на процессы глобализации (shapingglobalisation), b) содействие устойчивому развитию (promotingsustainable development),

c) обеспечение скоординированной политики (promoting policy coherence). Посол подчеркнул, что «междисциплинарный характер деятельности ОЭСР делает ее, по сути, единственной международной организацией,способной в полной мере справиться с указанными задачами».

Стратегия взаимодействия со странами-не-членами (стратегия расширения) согласуется со стратегией ОЭСР по содействию развитию. Однако первая является более широкой и определяет общие политические направления развития сотрудничества Организации со странами, пока не являющимися ее членами, а вторая сфокусирована на отношениях преимущественно с развивающимися странами.

В данной статье рассматривается эволюция и направления реализации стратегии сотрудничества ОЭСР со странами-не-членами. В следующем номере будет представлен материал о стратегии ОЭСР по содействию развитию.

Эволюция

и методологические основы стратегии расширения ОЭСР

Стратегия сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, неоднократно претерпевала изменения, что во многом определялось меняющимся международным контекстом.

ОЭСР, начиная с момента своего основания, позиционировала себя как глобальная

1 Future Direction of the OECD: Report on OECD's Role in Global Architecture [Julin Report] [HOD(2003)2] 24 March

2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.