Научная статья на тему 'Анализ развития общей политики в сфере образования в ЕС в 2006 г'

Анализ развития общей политики в сфере образования в ЕС в 2006 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN UNION / EU / EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Марина Владимировна

В статье представлен анализ результатов сотрудничества стран-членов ЕС в сфере образования в 2006 году. В 2006 году вопросы образовательной политики оставались одной из ключевых сфер сотрудничества в ЕС. В совместной операционной программе Австрийского Президентства и Президентства Финляндии в ЕС на 2006 год подчеркивается необходимость усиления стратегических приоритетов Программы ЕС «Образование и подготовка 2010»: качества, результативности и эффективности, а также доступности образования, для реализации цели Лиссабонской повестки дня по обеспечению конкурентоспособности ЕС. Результаты анализа позволяют автору утверждать, что все поставленные задачи были выполнены. Автор считает, что это, во-первых, свидетельствует о том, что в ЕС в сфере образования создана эффективная система управления на основе открытого метода координации; во-вторых, подтверждает приоритетность данной сферы сотрудничества для достижения общих целей ЕС по обеспечению «экономического роста, занятости и конкурентоспособности» в рамках Лиссабонской программы. Кроме того, по мнению автора, это убедительно демонстрирует эффективность подхода «малых шагов», то есть реализации долгосрочных целей высокой политики через конкретные технические, нормативные, методические мероприятия и документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the EU Educational Policy development in 20061

The paper presents an overview of the main developments in the education policy in the EU over the period. The author posits that education policy issues remained high on the agenda of the operational programme both within the Austrian and the Finnish presidency of the EU. The author concludes on the basis of the analyses that the objectives Education and Training 2010 objectives for the period have been met. The paper argues that the OMC governance framework is effective for the sphere of education, as well as a step by step approach ensuring implementation of the long-term objectives through concrete technical, normative, methodological measures and documents.

Текст научной работы на тему «Анализ развития общей политики в сфере образования в ЕС в 2006 г»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕС В 2006 г.*

В 2006 г. вопросы образовательной политики оставались одной из ключевых сфер сотрудничества в ЕС. В совместной операционной программе Австрийского президентства и президентства Финляндии в ЕС на 2006 г. подчеркивается необходимость усиления стратегических приоритетов Программы ЕС «Образование и подготовка - 2010»: качества, результативности и эффективности, а также доступности образования для реализации цели Лиссабонской повестки дня по обеспечению конкурентоспособности ЕС.

Операционная программа предусматривала реализацию конкретных задач:

• подготовку промежуточного доклада о выполнении Программы ЕС «Образование и подготовка - 2010»;

• совершенствование рабочих методов взаимодействия;

• принятие Интегрированной программы действий для образования в течение всей жизни;

• принятие Европейской Хартии качества для мобильности и Рекомендаций для Европейского совета и Европейского парламента о ключевых компетенциях для образования в течение всей жизни;

• разработку Европейского индикатора лингвистической компетенции; подготовку Рекомендаций для Европейского парламента и Европейского совета

«Об учреждении Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни»1.

Все поставленные задачи были выполнены. Это, во-первых, свидетельствует о том, что в ЕС в сфере образования создана эффективная система управления на основе открытого метода координации, а во-вторых - подтверждает приоритетность данной сферы сотрудничества для достижения общих целей ЕС по обеспечению «экономического роста, занятости и конкурентоспособности» в рамках Лиссабонской программы. Кроме того, это убедительно демонстрирует эффективность подхода «малых шагов», т. е. реализации долгосрочных целей высокой политики через конкретные технические, нормативные, методические мероприятия и документы.

Некоторые основные события образовательной политики ЕС 2006 г. были представлены в публикациях «Вестника международных организаций»2. В данном материале целесообразно отметить главные документы, принятые в течение года институтами ЕС, решения ноябрьского заседания Совета по образованию, молодежной политике и культуре, а также выделить приоритетные задачи, включенные в период президентств Германии, Португалии и Словении в операционную программу следующих 18 месяцев (январь 2007 г. - июнь 2008 г.).

* Материал подготовлен проректором ГУ ВШЭ, директором Института международных организаций и международного сотрудничества М.В. Ларионовой.

1 Operational Programme of the Council for 2006 submitted by the incoming Austrian and Finnish Presidencies. Council of the European Union. Brussels. 22 December 2005. 16965/05. POLGEN 51.

2 Ларионова М.В. Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: начало 1990-х - 2000-е гг. // Вестник международных организаций. 2006. № 3. С. 39; Заседание 2710-й сессии Совета ЕС по образованию, молодежной политике и культуре // Вестник международных организаций. 2006. № 3. С. 51; Конференция по результатам консультаций по ЕКР // Вестник международных организаций. 2006. № 3. С. 53; Ларионова М.В. В новое тысячелетие: новый уровень сотрудничества - Программа «Образование и профессиональная подготовка - 2010» // Вестник международных организаций. 2006. № 4. С. 15; Официальный семинар по Болонскому процессу «В поисках координат для общеевропейского пространства высшего образования: развитие стратегий повышения привлекательности» // Вестник международных организаций. 2006. № 4. С. 54; Ларионова М.В. «Образование и профессиональная подготовка - 2010»: уроки и достижения первого цикла программы // Вестник международных организаций. 2006. № 5. С. 8; Принятие Европейской комиссией Предложения для Рекомендации Европейского парламента и Европейского совета об учреждении Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни // Вестник международных организаций. 2006. № 7. С. 4.

В июле 2006 г. принята Резолюция Совета и представителей правительств стран-членов ЕС о признании ценности неформального и информального обучения для европейской молодежной политики3. Резолюция предусматривает формирование сопоставимой и прозрачной системы в рамках Европасса для выявления и признания навыков и компетенций, приобретенных молодыми гражданами в рамках неформального и информального обучения. Этот элемент системы документов Европасса должен стать частью (или приложением) основного сертификата и облегчить понимание того, какими знаниями, навыками и компетенциями располагает его обладатель для последующего признания на рынке труда. Предусматривается также расширение применения общих европейских принципов по выявлению и валидации результатов неформального обучения; развитие исследований в этой сфере; реализация мер по обеспечению доступности системы Европасс.

В сентябре 2006 г. было принято Предложение Европейской комиссии для Рекомендации Европейского парламента и Европейского совета об учреждении Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни4. Предложение было подробно проана-

лизировано в «Вестнике международных организаций»5. Отметим только, что процедура согласования в Совете и Парламенте началась, но его первое чтение пока не состоялось.

В ноябре 2006 г. было принято давно ожидаемое Решение Европейского парламента и Европейского совета об учреждении программы действий в сфере обучения в течение всей жизни6. Первоначально планировалось, что объем финансирования программы составит 13 620 млрд евро, однако Решение предусматривает выделение 6 970 млрд евро на период с 1 января 2007 г. по 2014 г. В программу действий в сфере обучения в течение всей жизни будут интегрированы все основные программы Сообщества (Табл. 1).

В декабре 2006 г. принят Проект Заключения Европейского совета и представителей правительств стран-членов об эффективности и равенстве в образовании и подготовке7. Проект Решения приглашает все страны-члены проанализировать, насколько существующие системы финансирования, администрирования и управления образованием отражают необходимость обеспечения эффективности и равенства, а также оптимального использования ресурсов. Кроме того, он призывает обеспечить адекватное финансирование

Таблица 1. Структура программы «Обучение в течение жизни»

Комплексная программа

COMENIUS ERASMUS LEONARDO DA VINCI GRUNDTVIG

Школьное Высшее образование и Начальное и продвинутое Образование

образование повышение квалификации профессиональное образование для взрослых

после высшего образования и повышение квалификации

Межсекторальная программа

4 ключевых направления - разработка политики, изучение языков, ИКТ, распространение инноваций

Программа JEAN MONNET

3 ключевых направления - программа JEAN MONNET (в ее современном виде), европейские учреждения, европейские ассоциации

3 Resolution of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council, on the recognition of the value of non-formal and informal learning within the European youth field // Official Journal of the European Union. 20.07.2006 (2006/C 168/01).

4 Proposal for a Recommendation of the European Parliament and of the Council on the Establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. Commission of the European Communities. Brussels. 05.09.2006. COM (2006) 479 final. 2006/0163 (COD).

5 Принятие Европейской комиссией Предложения для Рекомендации Европейского парламента и Европейского совета об учреждении Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни // Вестник международных организаций. 2006. № 7. С. 4.

6 Decision № 1720/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing an Action Programme in the Field of Lifelong Learning // Official Journal of the European Union. 24.11.2006 (L 327/45).

7 Draft Conclusion of the Council and the Representatives of the Governments of the Member-States, meeting within the Council, on efficiency and equity in education and training // Official Journal of the European Union. 08.12.2006 (C 298/3).

для развития человеческого капитала, в том числе через увеличение государственного финансирования и его сочетание с частными инвестициями. Предполагается развивать исследования по оценке результатов реформирования образовательных систем и инвестиций в образование, а также получаемых на их основе социальных и экономических выгод. Результаты анализа, наряду с данными мониторинга оценки и обеспечения качества, должны представить объективную и прозрачную основу для развития образования, методов и практики обучения. Проект Решения предусматривает также развитие исследовательских многоуровневых сетей для полного, интегрированного анализа на основе международных сопоставимых индикаторов эффективности и равенства систем образования и профессиональной подготовки. Эти данные будут использованы при подготовке доклада о результатах реализации Программы «Образование и подготовка - 2010» в 2008 г., а также для выработки предложения об общих целях ЕС в сфере образования и подготовки после 2010 г.

В декабре 2006 г. также были приняты Рекомендации Европейского парламента и Европейского совета о транснациональной мобильности в рамках Сообщества для целей образования и подготовки: Европейская хартия качества по мобильности8. Документ рекомендует странам-членам ЕС принять и использовать Хартию в практике организации академической мобильности; представлять информацию о применении Хартии со второго года после ее принятия; обеспечивать реализацию необходимых мер по развитию академической мобильности.

В декабре 2006 г. на заседании Совета по образованию был принят ряд важных решений, прежде всего, Заключение Совета об усиленном сотрудничестве в сфере профессионального образования9. В Заключении подчеркивается особая роль профессионального образования в обеспечении конкурентоспособности и социального единства общества и необходимость формирования Европейского пространства профессионального образования на основе уважения многообразия систем, обеспечивающего возможности взаимообуче-

ния, повышения прозрачности и общего понимания вопросов качества, а также взаимного доверия между национальными системами и практиками. Все предложенные меры по дальнейшему усилению принципов Маастрихтского коммюнике и Копенгагенского процесса реализуются на добровольной основе через сотрудничество «снизу вверх».

Меры по повышению привлекательности, статуса и качества профессионального образования включают: совершенствование системы консультирования и информирования о возможностях подготовки; повышение уровня открытости систем профессионального образования, гибкости, возможности индивидуальных траекторий подготовки, перехода к следующим ступеням образования, включая высшее образование; развитие методологии и практики признания результатов неформального и информального обучения.

Значительное внимание уделяется мерам, направленным на повышение качества управления национальными системами профессионального образования. Эти меры предполагают повышение их способности гибко реагировать на потребности граждан и рынка труда, включая возможности прогнозирования потребностей в навыках, особенно для нужд малых и средних предприятий; совершенствование национальных систем обеспечения качества и повышение прозрачности систем профессионального образования; улучшение инвестирования через сбалансированные механизмы, обеспечивающие сочетание государственного и частного финансирования; усиление автономии и лидерства институтов и непрерывное профессиональное развитие преподавателей.

Реализация цели формирования общеевропейского пространства профессионального образования предполагает разработку и внедрение до 2010 г. общих для всех национальных систем инструментов, прежде всего, разработку и тестирование системы перезачета кредитов для профессионального образования на основе опыта, накопленного в сфере высшего образования; усиление кооперации в сфере обеспечения качества через Европейскую сеть обеспечения качества для профессионального образования; апробацию Европейской

8 Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on transnational mobility within the Community for education and training purposes: European Quality Charter for Mobility // Official Journal of the European Union. 30.12.2006 (2006/961/EC) L.394/5.

9 Enhanced European cooperation on Vocational education training - Council Conclusions. Council of the European Union. Press release. 2762nd Council Meeting. Brussels. 13-14 November 2006. 14965/06 (Presse 309).

квалификационной рамки, обеспечение связи между национальными квалификационными системами и Европейской квалификационной рамкой; дальнейшее совершенствование и расширение использования Европасса.

В соответствии с принципами открытого метода координации как основного рабочего метода управления кооперацией в сфере образовательной политики предусматривается укрепление сотрудничества по вопросам взаимообучения и обмена опытом и инновационными практиками. С этой целью планируется выделение финансирования на уровне ЕС на проведение исследований и обзоров, направленных на углубление взаимопонимания между национальными системами, а также их связей с рынком труда и другими секторами образования. Комиссия должна обеспечить мониторинг процесса; формирование системной и гибкой рамки, обеспечивающей сетевое взаимодействие, обмен наилучшими практиками, мониторинг результатов; формирование базы данных и индикаторов, в том числе по финансированию и инвестированию в системы профессионального образования, последовательность и сопоставимость национальных и региональных данных, а также их совместимость с другими данными по образованию и подготовке.

Заключение Совета об усиленном сотрудничестве в сфере профессионального образования предусматривает, что для реализации вышеизложенных задач страны-члены и Комиссия будут использовать структурные фонды ЕС и средства, выделенные для новой программы «Обучение в течение всей жизни». Задачи должны реализовываться при активном участии соответствующих структур ЕС, Евростата, Европейского фонда образования, Европейского центра по развитию профессио-

нального образования в кооперации со странами-членами ОЭСР и соседними странами, входящими в сферу Европейской политики соседства.

Результаты сотрудничества должны быть отражены в ежегодном докладе по осуществлению национальных программ реформирования в рамках Лиссабонской повестки дня и в двухгодичном отчете о реализации Программы «Образование и подготовка - 2010».

Меры по реализации представленных выше решений нашли отражение в Программе трех последующих президентств в ЕС: Германии, Португалии и Словении10. Определены приоритетные направления деятельности на последующие 18 месяцев: обеспечение успешного запуска программы действий Сообщества в сфере обучения в течение всей жизни; принятие Рекомендации Европейского парламента и Европейского совета об учреждении Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни; реализация мер по усилению сотрудничества в сфере профессионального образования в соответствии с Заключением Совета; модернизация высшего образования; повышение академической мобильности и поддержка Болонского процесса.

В начале 2007 г. Комиссия планирует опубликовать доклад о ходе реализации реформ в сфере высшего образования. Очевидно, его результаты, наряду с совместным докладом Комиссии и Совета по образованию о ходе осуществления программы «Образование и подготовка - 2010», который планируется представить на заседании Европейского совета в марте 2008 г., «создадут основу для формирования фундаментальных ориентиров для развития политики в сфере образования и подготовки после 2010 г.»11

10 18-month Programme of the German, Portugese and Slovenian Presidencies. Council of the European Union. Brussels. 21 December 2006. 17079/06. POLGEN 125.

11 Ibid. P. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.