Научная статья на тему 'В. Н. Ильин – литературный критик и историк литературы'

В. Н. Ильин – литературный критик и историк литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
430
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИК / АВТОР / ПОЭТ / ПИСАТЕЛЬ / ДУХОВНЫЙ / ФИЛОСОФ / МАСТЕРСТВО / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / МОНОГРАФИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ / CRITIC / AUTHOR / POET / WRITER / SPIRITUAL / PHILOSOPHER / ARTISTIC MERIT / ART / CULTURE / MONOGRAPH / VALUE / EMIGRATION / ESTHETIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конкина Лариса Семеновна

Статья посвящена анализу ряда литературно-критических работ, созданных одним из выдающихся богословов и философов русской эмиграции «первой волны» В.Н.Ильиным. В статье анализируются малоизвестные в отечественной науке о литературе работы философа и критика, в которых он дает высокую оценку духовно-нравственной и эстетической ценности произведений русской литературой, и одновременно указывает на низкий уровень литературной критики. Данное исследование позволяет не только определить позицию В.Н.Ильина в отношении русской литературной критики ХIX в. в целом, но существенно дополнит общую картину развития отечественной науки о литературе в ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.N.ILIYN AS A LITERARY CRITIC

The article is devoted to the analysis of the number of critical works, created by one of the outstanding theologian and philosopher of Russian emigration of the so called «the first wave» V.N.Ilijn. The article analyses the least known aspects of the works of the philosopher, in which he has given the highest estimation of the spiritual and esthetic merit of the works of Russian literature and has pointed out the low level of the critics. The article investigates the critical methodology of V.N.Ilijn. The study not only points out V.N.Ilijn’s critical position, but adds the picture of the condition of the Russian literary critics and the literary science of the XX-th century in general.

Текст научной работы на тему «В. Н. Ильин – литературный критик и историк литературы»

УДК 821.161.1-31

В.Н.ИЛЬИН - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК И ИСТОРИК ЛИТЕРАТУРЫ

© 2013 Л.С.Конкина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П.Огарева

Статья поступила в редакцию 31.01.2013

Статья посвящена анализу ряда литературно-критических работ, созданных одним из выдающихся богословов и философов русской эмиграции «первой волны» В.Н.Ильиным. В статье анализируются малоизвестные в отечественной науке о литературе работы философа и критика, в которых он дает высокую оценку духовно-нравственной и эстетической ценности произведений русской литературой, и одновременно указывает на низкий уровень литературной критики. Данное исследование позволяет не только определить позицию В.Н.Ильина в отношении русской литературной критики XIX в. в целом, но существенно дополнит общую картину развития отечественной науки о литературе в ХХ в.

Ключевые слова: критик, автор, поэт, писатель, духовный, философ, мастерство, искусство, культура, монография, аксиология, эмиграция, эстетический.

История русской литературы и литературной критики пополняется новыми именами и новыми исследованиями. Среди таких имен -Владимир Николаевич Ильин - русский философ, богослов, музыкальный и литературный критик. В.Н.Ильин окончил Киевскую консерваторию по классу композиции, после революции в 1919 г. эмигрировал. Жил в Берлине, участвовал в деятельности Религиозно-философской академии (1922 - 1940). С 1949 г. был профессором Русской консерватории в Париже. В 1920-е годы был активным участником сборников, издававшихся сторонниками евразийства - П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Г.В.Вернадским и др.

Творческое наследие В.Н.Ильина разнообразно и включает в себя работы по истории религии, богословию, музыкальному искусству. Среди наиболее заметных работ философа есть статьи и исследования, посвященные русской литературе и творчеству писателей и поэтов, а также истории русской литературной критики. Свои работы он регулярно публиковал в русских изданиях за рубежом - «Вестник РСХД», «Возрождение», «Путь» и др. Наиболее известные литературоведческие работы посвящены двум величайшим русским поэтам - «Тайно-видение у Пушкина и Лермонтова», работа «Оккультизм Тургенева» с разбором, может быть, самой яркой из «таинственных» повестей И.С.Тургенева, - «Призраки», работы по творчеству Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова, М.Булгакова и др.1. В этом же ряду

0

Конкина Лариса Семеновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы. E-mail: lskonkina@mail. ru

1 См.: Ильин В.Н. Пожар миров. Избранные статьи из журнала «Возрождение». - М.: 2009.

стоит книга «Арфа Царя Давида в русской поэзии»2, в которой В.Н.Ильин анализирует духовные основы русской лирики, а также его статьи по общим вопросам искусства и эстети-ки3. Как историка русской литературы, В.Н.Ильина интересовал духовно-религиозный аспект творчества великих русских поэтов и писателей: от М.В.Ломоносова до Б.Л.Пастернака. Не менее привлекало его внимание и развитие литературной критики и науки о литературе после событий 1917 года и Гражданской войны, как в самой России, так и в эмиграции. Этим вопросам посвящена его статья «Литературоведение и критика до и после революции» в сборнике, вышедшем под ред. профессора Н.И.Полторацкого по отделению славистики Питтсбургского университета в США4.

Главным интересом и основной темой творчества В.Н.Ильина-философа, богослова и историка литературы периода эмиграции состояли в поисках ответа на вопрос о ее трагической судьбе в XX в. и размышления о ее будущем. Исследованию этих вопросов в известной степени посвящена указанная статья «Литературоведение и критика до и после революции», в которой автор представил подробный комментированный обзор литературно-критической деятельности некоторых русских критиков до 1917 г., а также ряда литературоведческих ра-

2 Ильин В.Н. Арфа Царя Давида в русской поэзии. -Брюссель: 1960.

3 См., например: Ильин В.Н. Художественный стиль русских философов и ученых // Пожар миров. Избранные статьи из журнала «Возрождение». - М.: 2009.

4 Ильин В.Н. Литературоведение и критика до и после

революции // Русская литература в эмиграции: Сборник статей / Под ред. Н.И.Полторацкого. -

Питтсбург: 1972. - С. 243 - 253.

бот, созданных уже в эмиграции. Таким образом, статья отвечает на вопрос, поставленный автором в ее заглавие: уровень и качество литературной критики и литературы в России «до и после» 1917 года. Основной тезис, с которого начинает В.Н.Ильин и который в немалой степени определяет пафос его аналитического разбора, заключался в осуждении деятельности некоторых критиков середины XIX в., чье творчество во многом определяло общественное сознание в России в течении целого ряда лет. <...> По мнению В.Н.Ильина, некоторые из них, занимая в литературной критике ведущие позиции, в своих критических разборах произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского не только не поднимались до их эстетического и духовного уровня, но, вступая с ними в вопиющие противоречия, демонстрировали «полное непонимание сущности искусства» и «чудовищный, прямо-таки погромный вандализм» в отношении их лучших творений5. Но самое удручающее в этом факте, по мнению В.Н.Ильина, состояло в том, что именно такого рода критика нередко определяла отношение к творчеству писателей и поэтов и формировала общественное мнение, поскольку в России литературная критика всегда занимала особое место и в литературном, и общественном сознании целого ряда поколений. Приведенное суждение В.Н.Ильина, несомненно, отличается резкостью и категоричностью в отношении деятельности критиков признанных, в том числе Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, и менее именитых - В.Зайцева, А.Скабичевского, П.Ткачева и др. Было ли оно слишком категоричным? И не было ли в нем излишней резкости, направленной на разрушение авторитета, прежде всего, революционно-демократической критики, поскольку названные критики в основном составляли именно это крыло? Но нельзя не согласиться с автором статьи «Литературоведение и литературная критика до и после революции», поскольку об «ошибках» и «заблуждениях» некоторых из тех, чьи имена В.Н.Ильин приводит, уже не раз было сказано.

Говоря о русской литературе, особенно в ее высших проявлениях - в творчестве лучших ее представителей, В.Н.Ильин подчеркивает «грандиозность и величие» ее гения, «высочайшую эстетическую и духовную ценность, а также силу общечеловеческого замысла и общечеловеческого звучания произведений»6. Философ обозначает ценность русской литературы и фольклора и их значимость немецкими словами - der Wert - «ценность» и die Geltung - «зна-

5 См. Ильин В.Н. Литературоведение и критика до и после революции // Пожар миров.... - С. 243.

6 Там же.

чимость». Обе эти категории в отношении фольклора и созданного русской литературой совпадают. «Совсем другое, - продолжает критик, - придется сказать о литературной критике. Она не только большей частью совершенно несоизмерима как по значимости, так и по ценности с литературой, но она прямо-таки поражает, как правило, своей низкопробностью, а нередко и просто низостью, в самом одиозном смысле этого слова»7.

С точки зрения В.Н.Ильина, истинными, знающими свой предмет критиками, были, прежде всего, сами писатели, тонко и точно чувствующие предмет - искусство словесного творчества. Среди лучших литературно-критических работ он называет статьи Пушкина, Достоевского, Ап. Григорьева, И.Анненского, В.Брюсова, Вл. Соловьева. Трудно не согласить с этим утверждением, если вспомнить краткие, но гениально емкие замечания Пушкина о современных ему литературных явлениях, его историко-литературные и теоретико-литературные заметки о Шекспире, Мольере, Мильтоне, Байроне, а также о природе драмы или прозы, о народности искусства и литературы и т.д. В этом же ряду стоят «Несколько слов о Пушкине» Гоголя и его же литературно-критические суждения в «Выбранных местах из переписки с друзьями», «Пушкинская речь» Достоевского; статьи Ап. Григорьева и Вл. Соловьева; историко-литературные и стиховедческие работы В.Брю-сова о природе пушкинского стиха, о пушкинской «Гавриилиаде», написанные едва ли не впервые в русской историко-литературной науке, и т.д. В.И.Ильин считает, что эти критики могли судить «предметно», то есть писать глубоко и точно, исходя из сущности литературы как искусства духовного, из природы поэтического творчества, судить профессионально, в отличие от тех, «которые надругались над русским поэтическим гением <... > и вообще над всем решительно, что есть в мире отрадного, достойного и ради чего существует человек»8.

В.Н.Ильин подчеркивал, что особенностью русской литературы является то, что она основана на пристальном внимании писателей к духовному миру человека. Герои русской литературы - люди, которые, вне зависимости, от своего социального статуса или образовательного уровня - крестьянин ли он или человек высокого общественного положения (например, герои Л.Толстого) - решают для себя вопросы философско-этического характера. Это вопросы Веры и неверия, Добра и зла, Красоты и урод-

7 Там же.

8 Там же. - С. 244. Здесь и далее курсив принадлежит В.Н.Ильину.

ства, справедливости и правды, решают, наконец, и вопрос о своем предназначении в Мире, о смерти и бессмертии. И сами вопросы, и ответы на них связаны с проблемами психологии, метафизики, философии, этики и т.д., с одной стороны, а, с другой, ответы на них содержатся в идейно-эстетическом наполнении произведений гениальных художников слова - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского... Следовательно, не только проблемы эстетические, но и вопросы онтологического, аксиологического, эсхатологического, этического характера и т.д. составляют важнейший аспект художественного мира их произведений.

Из этого вытекают и требования В.Н.Ильина, относящиеся к критике как особому роду литературной деятельности - прикладного литературоведения или философии культуры. Главным принципом, на котором должна строиться литературная критика и наука о литературе, считает В.Н.Ильин, должно стать понимание того, что материалом литературы выступают человеческая мысль, во всем исторически сложном пути ее развития и индивидуальном своеобразии, а также членораздельная речь, выражающая и это своеобразие, и все особенности психологических состояний личности. Эти факторы, подчеркивает философ, являются предметом изучения философии, а через нее и другими отраслями научного знания. Отсюда следует вывод В.Н.Ильина о прикладном характере и науки о литературе, и литературной критики, которые он рассматривает как особый раздел философии культуры. «Отсюда вытекают и большие и суровые требования, предъявляемые литературным критикам и литературоведам, - подчеркивает философ, - и прежде всего требование высокого культурного уровня, утонченности, чуткости, - не говоря уже об осведомленности в своем предмете и в смежным с ним сферах. Критики и литературоведы нередко прямо-таки вынуждены быть философами и психологами, порой богословами. Этим, несомненно, объясняется тот факт, что первые русские литературные критики всегда хотели быть философами и, действительно, - худо или хорошо - но вошли в историю как русской философии, так и философии русской культуры в самом широком смысле»9.

Будучи профессиональным музыкантом, В.Н.Ильин подтверждает свои суждения и примерами из истории музыкального искусства. Он указывает на великих композиторов, в том числе Римского-Корсакова, Чайковского, Скрябина, Танеева, а также Шумана, Вагнера, Ве-бера, которые, с его точки зрения, были не

9 Ильин В.Н. Литературоведение и критика до и после

революции // Пожар миров.... - С. 248.

только гениальными музыкантами и композиторами, но и музыковедами, то есть могли судить о музыке с философской глубиной, полным знанием предмета и на основе собственной профессиональной подготовки. В.Н.Ильин рассматривает такое отношение к делу как основу профессионализма для любого человека, берущегося судить о творчестве другого.

Особое место в своих суждениях об отечественной науке о литературе и критике В.Н.Ильин отводит своему видению путей ее дальнейшего развития. Он усматривает их в обнаружении и исследовании теснейших связей творчества одного писателя с другим, в выявлении непрерывности развития их художественного мышления. Более того, он намечает несколько направлений в развитии историко-литературной науки: Пушкин - Толстой, Пушкин - Достоевский, Достоевский - Гоголь, Достоевский - Лесков. В этих параллелях В.Н.Ильину видятся значительные перспективы в изучении не прерывавшихся традиций русской литературы: ее связь с историей Отечества, богословием, философией и метафизикой, а также свойственный ей (литературе) высочайший уровень духовно-эстетической ценности и значимости. Основание к таким заключениям ему предоставляет творчество писателей и поэтов, многие из которых обладали кроме таланта поэтического, художественного, даром философского видения - «практически неограниченным» (Пушкин), «громадным богословско-метафизическим дарованием» (Достоевский), «огромными знаниями, культурой и грозно-житейским и сатирическим умом» (Лесков) и т.д. С точки зрения Ильина, все это сделало их произведения принадлежащими в равной степени и художественной культуре, и богословию, и философии.

Обобщая заметки о В.Н.Ильине - литературном критике можно сделать ряд заключений. Наше время выдвинуло на первый план ряд до конца нерешенных наукой о литературе проблем, в том числе и вопросы природы творчества, искусства и религии, творчества и духовности, о которых Н.А.Бердяев писал, что «творчество гения есть не «мирское», а «духовное» делание»10. В связи с этим можно привести слова историка и богослова Г.П.Федотова, который, находясь уже в эмиграции, о русской истории писал так: «Наивным будет отныне все, что писал о России XIX век, и наша история лежит перед нами как целина, ждущая плуга. Что ни тема, то непочатые золотые рос-

10 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: 1989. - С. 392.

сыпи»11. Эти слова были сказаны о русской истории. Но в известной степени, они могут быть отнесены и к литературоведению «Да, -подтверждает Р.Плетнев, - таковы, например, темы о религии в творчестве Пушкина, о его философии жизни, о Достоевском и св. Писании и духовной литературе и ряд подобных»12. Многие из этих проблем ХХ век не решил, хотя сделано было в этом направлении очень много.

Известно, что В.Н.Ильин оставил большой архив, хранящийся в настоящее время в Доме русского зарубежья, но его материалы еще только ждут своего исследователя. Среди уже опубликованных и только готовящихся к публикации статей философа, есть работы, посвященные проблемам взаимовлияния, формированию и функционированию традиций в русской литературе, вопросам тематики и поэтики произведений Пушкина, Лермонтова, Боратынского, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока, а также общим проблемам теории искусств, в том числе и литературы, - метафизике русской литературы, феноменологии красоты, соотношению дионисийского и аполлони-ческого, демонологии, оккультизму, проявившимся в произведениях русских классиков, и др. Не менее занимали В.Н.Ильина и вопросы нравственно-этических устоев русской литературы, которые он рассматривал в неразрывной связи с православной антропологией и аксиологией. Он писал: «... Ни одна истинно творческая человеческая натура не может противопоставить себя Богу, но сливается с Ним в своем

11 Цит. по: Плетнев Р. Русское литературоведение в эмиграции // Русская литература в эмиграции: Сб. ст. / Под ред. Н.И.Полторацкого. - Питтсбург: 1972. - С. 256.

творческом процессе»13. Стремление определить уровень творческой личности и ее творения самой высокой мерой в работах В.Н.Ильина поверяется также и православной этикой. Греховность мира, считал он, несет с собой страх, уродство и, в конце концов, смерть. Только преодоление этой искаженности и возвращение к чистоте творящего духа, считал В.Н.Ильин, позволит художнику сохранить свой дар в его полноте и цельности. И поэтому и каждая собственная работа философа - поиск религиозно-христианской морали в «верных идеалах» Пушкина, в преодолении Лермонтовым «байронизма» и пантеизма, в «софийной тематике» Вл. Соловьева, а также в творчестве Жуковского, Достоевского, Чехова, Блока и многих других русских поэтов и писателей. При этом совершенно очевидно, что и сами литературоведческие работы В.Н.Ильина - яркая страница в истории отечественной гуманитарной культуры, пример развития традиций религиозно-философского литературоведения и критики.

Внимательное исследование выдвинутой им концепции художественного творчества как такового и поиск христианского идеала в русской поэзии и прозе XVIII - XX вв. позволит не только открыть для отечественной науки самобытного ученого - философа и теоретика искусства, но и вписать новые страницы в историю русской литературной критики и литературоведения ХХ века.

12 Плетнев Р. Русское литературоведение в эмиграции.. - С. 256.

13 Ильин В.Н. Арфа Царя Давида в русской литературе.. - С. 21.

V.N.ILIYN AS A LITERARY CRITIC

© 2013 L.S.Konkina National Research Mordovian State University after N.P.Ogarev

The article is devoted to the analysis of the number of critical works, created by one of the outstanding theologian and philosopher of Russian emigration of the so called «the first wave» V.N.Ilijn. The article analyses the least known aspects of the works of the philosopher, in which he has given the highest estimation of the spiritual and esthetic merit of the works of Russian literature and has pointed out the low level of the critics. The article investigates the critical methodology of V.N.Ilijn. The study not only points out V.N.Ilijn's critical position, but adds the picture of the condition of the Russian literary critics and the literary science of the XX-th century in general.

Key words: critic, author, poet, writer, spiritual, philosopher, artistic merit, art, culture, monograph, value, emigration, esthetic.

о

Konkina Larisa Semenovna, D. Ph., Professor Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.