Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017
УДК 82(091) (История литературы)
В.Н.ИЛЬИН О ХАРАКТЕРЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
© 2017 Л.С.Конкина
Конкина Лариса Семеновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы.
E-mail: lskonkina@mail. ru
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева. Саранск, Мордовия, Россия
Статья поступила в редакцию 21.06.2017
Данная статья посвящена Владимиру Николаевичу Ильину (1891-1974) - русскому философу, богослову, историку искусств и литературному критику В.Н. Ильина интересовали такие аспекты философии искусства, как соотношение религии и творчества, творчества и духовной культуры нации и отдельной личности, природа гениальности. Все эти вопросы он рассматривал на примере поэтического творчества М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.С.Соловьева, Б.Л.Пастернака и др., оставив, на наш взгляд, глубокие и точные суждения. Не меньшее внимание ученого привлекало и то, какую оценку находило творчество указанных поэтов в литературной критике и науке о литературе. В данной статье проанализирована только та часть работ В.Н.Ильина, которая посвящена поэтам XVIII в.
Ключевые слова: В.Н.Ильин; русский философ и богослов; историк искусства и литературный критик; духовная культура нации; личность и гениальность в поэтическом творчестве.
Современная историко-литературная наука решает одну из актуальных задач - воссоздание целостной картины истории русской литературной критики и отечественной науки о литературе во всем многообразии того идейно-мировоззренческого спектра, который для них был характерен. И в этой связи особое внимание уделяется работам литературно-критического и историко-литературного характера, которые были созданы в ХХ в. в эмиграции. Эта та часть общей картины развития отечественной науки о литературе, которая еще не дописана, и имена многих ученых, составлявших ее в ХХ в., пока не вошли в общий реестр отечественных филологов и литературных критиков. Указанная задача постепенно находит свое решение, и ряд историко-литературных концепций последовательно занимает законное место в истории отечественной науки о литературе.
Русский литературный XVIII век В.Н.Ильину представлялся важнейшим этапом в развитии русской национальной литературы. В его понимании это было время формирования новых взаимоотношений литературы и власти, литературы и общества, важнейший период становления отношений между обществом и писателем и между писателем и читателем. Все эти процессы он связывал с завершением секуляризации российского общества и отечественной словесности,
а также с формированием основ литературной критики и науки о литературе. И хотя к середине века уже наступило понимание места и значения критики как важнейшего инструмента и как части огромного дела, способствовавшего возрастанию роли национальной культуры, тем не менее, сама критика, с его точки зрения, еще только формулировала свою методологию и терминологический аппарат, а также определяла сам предмет своей деятельности и формы анализа.
Данное В.Н.Ильиным определение состояния литературной теории и ее связи с художественной практикой в XVIII в. во многом подтверждается и современной наукой о литературе. Один из ведущих исследователей истории русской литературы XVIII в. О.М.Буранок пишет: «В XVIII веке литературная критика еще только начинает формироваться: в письмах писателей, мемуарах, литературных произведениях встречаются отдельные замечания литературного характера, которые можно рассматривать как критические» [1, с.6]. Литературная критика была делом новым, и главными ее создателями были сами поэты. И в этом смысле невозможно переоценить значение историко-литературных опытов и просветительской деятельности как участников литературного процесса XVIII в., так и их продолжателей в XIX в.
Важное значение для понимания историко-литературной концепции В.Н.Ильина имеет его статья «Литературоведение и критика до и после революции», опубликованная в начале 1970-х гг. [2, с.243-253] В ней он представил свой комментированный обзор состояния русской литературной критики XIX - начала ХХ вв., а также ряда литературоведческих работ, созданных позднее, уже в эмиграции. Статья должна была ответить на вопрос, поставленный автором в ее заглавие: уровень и качество литературной критики и науки о литературе в России «до и после» 1917 г.
Основной тезис, с которого начинает свой историко-литературный анализ В.Н.Ильин, связан с его категорическим неприятием ряда направлений в русской литературной критике XIX в. Решительно не приемлет он использование литературы - словесного вида искусства - для решения задач социального характера, связанных с переустройством русского общества. Причину активного использования литературы в целях, не отвечающих ее главному предназначению - эстетическому отражению картины мира и духовно-нравственной природы самого человека, -критик усматривал в том, что идейно-эстетический анализ нередко уступал место социально-политическим штудиям, а в роли литературных критиков нередко выступали не ученые-филологи, а журналисты. Их в большей степени интересовала не эстетическая сторона произведений, а их социальная направленность или отсутствие таковой, а также общественно-политическая позиция автора. При таком подходе, считал В.Н.Ильин, из поля зрения критики уходили вопросы философии творчества, терялось понимание сущности и места эстетического как основы искусства.
Недооценка этой стороны творческого процесса, считал В.Н.Ильин, приводила к тому, что критика нередко демонстрировала «полное непонимание сущности искусства» и «чудовищный, прямо-таки погромный вандализм» в отношении лучших творений русских писателей и поэтов XVIII и XIX вв. [2, с.243]. И поэтому, говоря о русской литературе, особенно в ее высших проявлениях, В.Н.Ильин, прежде всего, подчеркивал «грандиозность и величие» ее замысла, а также ее «высочайшую эстетическую и духовную ценность» и столь свойственную ей «силу общечеловеческого звучания» [2, с.243]. Но главной ее особенностью критик считал пристальное внимание к духовному миру человека. Герои русской литературы - люди, которые вне зависимости от своего социального статуса или образова-
тельного уровня - крестьянин ли он или человек высокого общественного положения, - решают для себя вопросы философско-этического характера. Это - вопросы Веры и Неверия, Добра и Зла, Красоты и Уродства, Справедливости и Правды. Вместе с героями эти же вопросы решают и сами художники.
В этой связи В.Н.Ильина в большей степени интересовала духовно-религиозная жизнь автора-творца, имманентно находившая выражение в его творчестве. Поэтому критик настойчиво подчеркивал, что его интересует, прежде всего, метафизика искусства, «жизнь духа» творца и глубинный смысл его творения. И сам процесс творчества, подчеркивал он, должен быть нравственно безупречным, поскольку именно чистота помыслов и устремлений художника является залогом качества произведения искусства и, в особенности, искусства слова. На основе такого понимания сущности художественного творчества написаны основные историко-литературные труды В.Н.Ильина.
Из поэтов XVIII века В.Н.Ильин останавливается на анализе творчества только двух из них -М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, полагая, что именно в их поэзии наиболее полно выразилась эпоха динамичного и мощного подъема России в XVIII в.
Так, в статье, посвященной религиозности М.В.Ломоносова, В.Н.Ильин писал: «М.В.Ломоносов был человеком своего века, его направленности, то есть рационалистом-мыслителем -мыслителем, верившим в приоритет разума над чувством, и натуралистом-исследователем, устремившим свою энергию к познанию окружающего его физического мира» [3, с.21]. Однако, указывая на мощь рационального начала, которое у Ломоносова было направлено на познание мира физического, В.Н.Ильин одновременно подчеркивает, что это познание вело его и к уяснению первопричины мира, то есть «к познанию творчества Господня» [3, с.21]. Об этом, с его точки зрения, отчетливо свидетельствует труд «О пользе книг церковных», который уже самим фактом своего появления свидетельствовал о том, как глубока и неразрывна связь его автора -ученого-естествоиспытателя с Богом, как с Творцом всего окружающего мира. Для М.В.Ломоносова, подчеркивает В.Н.Ильин, эта связь была в высшей степени органичной и не вступающей в противоречие с общей религиозной устремленностью всего его творчества. Этой устремленности не противоречили и сатирические произведения Ломоносова, в которых страстность и порывистость его поэтической натуры
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017
позволяла ему еще теснее сливать и укреплять «религиозное начало с рационалистическим познанием мира» [3, с.23].
Вопрос о противоположности и определенном противоречии между полнотой религиозного чувства Ломоносова-поэта и рациональным восприятием мира Ломоносовым-естествоиспытателем В.Н.Ильиным даже не ставится. По его мнению, этот вопрос перерастает в дихотомию, в которой одно не противоречии другому, а, напротив, является закономерным дополнением одного другим: рационалистическое углубляет поэтическую медитацию, а поэтическая медитация открывает новые грани рационального познания.
В статье «Гавриил Романович Державин» В.Н.Ильин писал: «Радость, мощь, жизненный напор бытия и трагизм преодоления преград, поставленных на его пути, - вот основной лейтмотив как биографии Державина, так и его поэтического творчества» [3, с. 27]. В державин-ском, чисто русском мироощущении, подчеркивал философ, эта полнота жизни теснейшим образом связана с присутствием Бога-творца. Но, странным образом, продолжает В.Н.Ильин, подлинно христианских мотивов в поэтическом творчестве Державина немного, что, с его точки зрения, обусловлено, в первую очередь, характером самого XVIII века, ознаменовавшимся расцветом философии рационализма и атеизмом. И тем не менее религиозный мир Державина во всей его метафизической полноте, по мнению философа, представлен в его оде «Бог»:
О, Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц - в трех Лицах Божества! [4, с.29]
В.Н.Ильин считает, что парадокс личности и творчества Г.Р.Державина заключен в том, что, будучи вполне человеком XVIII столетия, в своем поэтическом творчестве он противоречит и противостоит ему. Страстность, свойственная Державину-человеку, пронизывает и его поэзию. Анакреонтические стихи Державина - яркий пример прославления радости бытия и вполне эпикурейского отношения к жизни. Но при этом увлекающийся, темпераментный, порой даже грешащий в жизни, Державин-поэт и художник удивительным образом являл собой образец высокой морали. «Архангел Михаил» - так называет его В.Н.Ильин.
Критик подчеркивает, что, несмотря на «знойный темперамент», на свою «страстность» и любовь к «суетным радостям жизни», Державин ни на йоту не отступал от морали, христианской в своей глубинной сути, о чем в полной мере свидетельствует его так называемая «гражданская лирика». Христианская мораль, подчеркивает В.Н.Ильин, пронизывает такие стихотворения, как «Властителям и судьям», «Вельможа», «На смерть князя Мещерского» и др. Здесь отчетливо звучат мотивы бренности и тщеты жизни, осуждение земной суетности и одновременно разрабатывается тема заступничества за обездоленных и обиженных, твердое убеждение в необходимости борьбы с пороком и неправдой, а также настойчивое и непреклонное требование защиты законности дел и поступков людей теми, кто призван это исполнять:
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять [4, с.32].
С особенной степенью беспощадности ко злу и неправде звучат эти мотивы в стихотворении «Вельможа»:
Кумир, поставленный в позор, Несмысленную чернь прельщает; Но коль художников в нем взор Прямых красот не ощущает, -Се образ ложные молвы, Се глыба грязи позлащенной! И вы, без благости душевной, Не все ль, вельможи, таковы? [4, с.104]
В рамках небольшой статьи трудно представить все аспекты ильинской концепции творчества Державина, но все-таки можно сделать ряд выводов. В рассуждениях В.Н.Ильина - богослова, философа, историка литературы главным является стремление постичь смысл и мистическую тайну Творца и его творения. В этом отношении и поэтическое наследие Державина интересует его, как пример эстетически-осмысленной и религиозно-метафизической в своей сущности концепции мира и человека.
В.Н.Ильин подчеркивает основную тенденцию поэзии Г.Р.Державина, которая, на его взгляд, заключалась в том, что в век рационализма, атеизма, намеренного и последовательного искажения христианской морали, он сумел бережно и твердо сохранить и утвердить основополагающие принципы русской культуры - ее религиозное мироощущение и устремленность к
Богу. «Без Бога ни до порога», - гласит русская пословица, и все творчество Державина, по мнению Ильина, есть поэтическое подтверждение этой народной мудрости: Твое созданье я, Создатель, Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель Душа души моей и царь [4, с.31].
Эти строки выражают не только понимание поэтом себя как Божьего творения, но и в полной мере могут быть отнесены к глубоко оригинальной ильинской концепции русского поэтического гения, который, по его мнению, есть наиболее полное воплощение истинно русского понимания своей зависимости от Творца и яркое воплощение пантеистически-языческого религиозного космизма.
Рассматривая русскую литературу XVIII в. как органичную часть ее общей истории, В.Н.Ильин особо подчеркивает важнейшую ее черту - погружение в изображение духовной жизни человека как ее субстанциональной основы. При этом для В.Н.Ильина характерен исторический подход к русской литературе: рационалистический характер XVIII в. не помешал критику рассматривать его как органическую часть общей истории русской литературы, в которой постижение духовного начала в жизни человека занимало важ-
нейшее место. Дух отрицания и сомнения, открытия в области естественных наук, которые стали важнейшими знаками века Просвещения, с точки зрения В.Н.Ильина, вовсе не противоречили интуитивно-мистическому постижению природы и человека. Свое убеждение в том, что постижение сути Творца и его творения, занимало поэтическое воображение Ломоносова, Державина, а также направляло творчество и других представителей словесности XVIII в., В.Н.Ильин подтверждает аналитическим разбором ряда произведений поэтов.
Историко-литературные и литературно-критические работы В.Н.Ильина создавались в русле интересов религиозно-философской критики. Философия творчества, его истоки, роль автора-творца, духовно-нравственный аспект произведения как основа и залог его эстетического совершенства - эти проблемы были в центре внимания многих философов, литературных критиков, историков искусства. Эти же вопросы занимали и В.Н.Ильина. Однако работы этого ученого не потерялись в общем потоке, а привлекают внимание современного исследователя [5, с. 187-190] глубиной философского и филологического анализа, историко-литературной основательностью.
1. Буранок, О.М. Русская литература XVIII. Петровская эпоха. Феофан Прокопович: учебное пособие. М., 2005. 169 с.: http://www.kniga.com/books/preview txt.asp?sku=ebooks343361
2. Ильин, В.Н. Литературоведение и критика до и после революции // Русская литература в эмиграции: сборник статей / под ред. Н.И.Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 243-253. (Department of Slavic Languages and Literatures. Faculty of arts and sciences. University of Pittsburgh. Slavic Series, No. 1: https://docviewer.yandex.ru/view/245699481).
3. Ильин, В.Н. Арфа царя Давида в русской поэзии. Брюссель, Изд-во Жизнь с Богом, 1960. 77 с.
4. Державин, Г.Р. Сочинения. Вступ. ст. Г.П.Макагоненко; сост. Г.П.Макагоненко и В.П.Степанова. Л., Художественная лит-ра, 1987. (Избранные стихотворения, отрывки из «Записок», избранные письма): http://www.derzhavin-poetry.ru/biblio/index.html
5. Конкина, Л.С. В.Н.Ильин - литературный критик и историк литературы // Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки), т. 15, №2, 2013. С.187-190.
V.N.ILYIN ABOUT CHARACTER OF THE RUSSIAN LITERATURE OF THE XVIII CENTURY
© 2017 L.S.Konkina
Larisa S. Konkina, Doctor of Phylology, Professor of the Department of the Russian and Foreign Literature.
Е-mail: lskonkina@mail. ru
N.P.Ogarev National Research Mordovian State University. Saransk, Mordovia, Russia
This article is devoted to Vladimir Nikolaevich Ilyin (1891-1974) - the Russian philosopher, the theologian, to the historian of arts and the literary critic. V. N. Ilyin was interested in such aspects of art philosophy as a ratio of religion and creativity, creativity and spiritual culture of the nation and certain personality, the genius nature. He considered all these questions on the example of M.V.Lomonosov, G.R.Derzhavin, V.A.Zhukovsky, A.S.Pushkin, M.Yu.Lermontov, V.S.Solovyov, B.L.Pasternak's poetic creativity, etc., in our opinion having left deep and exact judgments. Not the smaller attention of the scientist was drawn also by what assessment was
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017
found by works of the specified poets in the literary critic and science about literature. In this article only that part of V.N.Ilyin's works which is devoted to poets of the 18th century is analysed.
Keywords: V.N.Ilyin; Russian philosopher and theologian; historian of art and literary critic; spiritual culture of the nation; the personality and genius in poetic creativity.
1. Buranok, O.M. Russkaya literatura KhVIII. Petrovskaya epokha. Feofan Prokopovich: uchebnoe posobie (Russian literature of the XVIIIth. Petrine epoch. Feofan Prokopovich: education guidance). M., 2005. 169 s.: http://www.kniga.com/books/preview txt.asp?sku=ebooks343361
2. Il'in, V.N. Literaturovedenie i kritika do i posle revolyutsii (Literary criticism and criticism before and after revolution). Russkaya literatura v emigratsii: sbornik statei / pod red. N.I.Poltoratskogo. Pittsburg, 1972. S. 243-253. (Department of Slavic Languages and Literatures. Faculty of arts and sciences. University of Pittsburgh. Slavic Series, No. 1: https://docviewer.yandex.ru/view/245699481).
3. Il'in, V.N. Arfa tsarya Davida v russkoi poezii (Harp of the tsar David in the Russian poetry). Bryussel', Izd-vo Zhizn' s Bogom, 1960. 77 s.
4. Derzhavin, G.R. Sochineniya (Composition). Vstupitel'naya stat'ya G.P.Makagonenko; sostavitel' G.P.Makagonenko i V.P.Stepanova). L., Khudozhestvennaya literatura, 1987. (Izbrannye stikhotvoreniya, otryvki iz «Zapisok», iz-brannye pis'ma): http://www.derzhavin-poetry.ru/biblio/index.html
5. Konkina, L.S. V.N.Il'in - literaturnyi kritik i istorik literatury (V.N.Ilyin is a literature critic and the historian of literature). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki), vol. 15, no. 2, 2013. S.187-190.