Научная статья на тему 'В. Н. Ильин о творчестве Державина: религиозно-философский аспект'

В. Н. Ильин о творчестве Державина: религиозно-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
323
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИК / ФИЛОСОФ / ПОЭТ / ИСКУССТВО / ДУХОВНЫЙ / ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭМИГРАЦИЯ / МАСТЕРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / CRITIC / PHILOSOPHER / POET / ART / SPIRITUAL / CREATIVE LEGACY / EMIGRATION / CRAFTSMANSHIP / ARTISTIC MERIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конкина Лариса Семеновна

В статье представлен анализ ряда литературно-критических работ, созданных выдающимся богословом и философом русской эмиграции первой волны В.Н.Ильиным. В статье анализируется религиозно-христианский аспект поэтического творчества Г.Р.Державина таким, каким он представлен в литературно-критических работах философа. Автором статьи определяется позиция критика-богослова в отношении личности и творчества Г.Р.Державина, что дополнит понимание идейно-эстетической ценности художественного наследия выдающегося русского поэта XVIII в. новыми материалами и подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.N.ILIYIN ON DERZHAVIN’S OEUVRE: RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC ASPECTS

The article analyzes a number of critical works by the prominent theologian and philosopher of Russian first wave émigré V.N.Ilijn. The analysis covers religious aspects of G.R.Dergavin’s verses which are represented in the critical works of the philosopher. The article also defines V.N.Ilijn’s position with respect to G.R.Dergavin’s personality and oeuvre. The new materials and approaches will contribute to the understanding of the ideological and aesthetic merit of creative legacy of the outstanding eighteenth-century Russian poet.

Текст научной работы на тему «В. Н. Ильин о творчестве Державина: религиозно-философский аспект»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 821.161.1-31

В.Н.ИЛЬИН О ТВОРЧЕСТВЕ ДЕРЖАВИНА: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

© Л.С.Конкина

В статье представлен анализ ряда литературно-критических работ, созданных выдающимся богословом и философом русской эмиграции первой волны В.Н.Ильиным. В статье анализируется религиозно-христианский аспект поэтического творчества Г.Р.Державина таким, каким он представлен в литературно-критических работах философа. Автором статьи определяется позиция критика-богослова в отношении личности и творчества Г.Р.Державина, что дополнит понимание идейно-эстетической ценности художественного наследия выдающегося русского поэта XVIII в. новыми материалами и подходами.

Ключевые слова: критик, философ, поэт, искусство, духовный, поэтическое наследие, эмиграция, мастерство, художественная ценность.

История русской литературы и литературной критики ХХ в. пополняется новыми именами и новыми исследованиями. Среди таких имен -Владимир Николаевич Ильин (1891-1974), русский философ, богослов, музыкальный и литературный критик. В.Н.Ильин окончил Киевскую консерваторию по классу композиции, физико-математический и историко-филологический факультеты Киевского университета. В 1919 г. выехал из России. Живя в Берлине, слушал лекции по философии и совершенствовался в богословии. С 1925 г. стал профессором Богословского университета в Париже, где читал курсы литур-гики и средневековой философии, участвовал в деятельности Религиозно-философской академии (1922-1940), а с 1949 г. стал профессором Русской консерватории в Париже.

Творческое наследие В.Н.Ильина разнообразно и включает в себя работы по истории религии, богословию, музыкальному искусству. Среди наиболее заметных работ философа есть статьи и исследования, посвященные русской литературе и творчеству писателей и поэтов, а также истории русской литературной критики. Они посвящены творчеству Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др. русских писателей и поэтов, а также вопросам философии искусства [1, 2].

Среди наиболее заметных работ философа следует назвать статьи «Тайно-видение у Пушкина и Лермонтова», «Оккультизм Тургенева» с разбором, может быть, самой яркой из «таинственных» повестей И.С.Тургенева - «Призраки», и исследования, посвященные истории русской литературной критики [3]. В них он рассмотрел не только вопросы, связанные с творчеством указанных поэтов, писателей и деятельностью литературных критиков в России, но и сформулиро-

вал систему взглядов на исторические истоки и развитие русского искусства в целом.

Не принимая многих положений, выводов и оценок, сделанных о крупнейших деятелях русской литературы и их произведениях литературной критикой Х1Х в., в особенности представителями ее революционно-демократического крыла, В.Н.Ильин выработал свой оригинальный взгляд на сущность искусства и художественное творчество. В своих размышлениях он опирался на свои глубокие познания в разных областях знания - философии, богословии, истории литературы и искусства. В.Н.Ильин рассматривал художественное творчество как деятельность, в основе которой лежит жертвенное служение Красоте, пребывающей за пределами мира материального. Такое понимание природы художественного творчества, подчеркивал философ, сформировалось уже в античности. Мифологическое сознание выдвинуло эстетико-философскую концепцию запредельной сущности Красоты в образах легендарных героев мифа об Орфее, ищущего свою Эвридику.

В искусстве нового времени, наряду с многочисленными примерами из культур разных народов, такое состояние души художника, по мнению В.Н.Ильина, очень точно выразили строки Лермонтова:

И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли [4, 1: 4]

В. Н. Ильин подчеркивал, что все русское искусство, литература, в особенности поэзия, «в ее сокровенном существе может быть сведена к этой великой и единственной теме -

МОНОТЕМЕ - к тому, чтобы увидеть невидимую и великую красоту, ради нее пожертвовав всем» [2: 11]. Свою концепцию он изложил в статье «Иночество - основа русской культуры и русской поэзии» [2: 5-20]. Анализ ее основных положений дают основание считать, что В.Н.Ильин развивал принципы анализа, выработанные русской религиозно-философской критикой и прежде всего - В.С.Соловьева, литературно-критические работы которого выделял особо

[4].

В.Н.Ильина интересовала метафизика искусства, «жизнь духа» творца и глубинный смысл его творения, не менее важными ему представлялись вопросы, связанные с выявлением соотношения искусства и нравственности, прежде всего чистота помыслов и устремлений художника. Искусство и нравственность он считал неразрывными, а душу художника-творца сравнивал с душой инока. Душа художника в минуты творчества подобна душе инока в самый таинственный момент ее обращения к Богу, в минуты, когда она пребывает на тончайшей грани двух миров - посюстороннего и потустороннего. В.Н.Ильин утверждал, что та жажда трансцендентности, которая характерна для иноческой молитвы, составляет и сущность романтической мечты, пронизывающей творчество каждого истинного художника. Философ подтверждает свой вывод строками Ф.И.Тютчева:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О как ты бьешься на пороге, Как бы двойного бытия!

[5, 1: 143-144].

На основе такого понимания сущности художественного творчества написаны основные историко-литературные труды В.Н.Ильина. Из поэтов XVIII в. В.Н.Ильин останавливается на анализе творчества только двух из них - М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, полагая, что именно в их поэзии наиболее полно выразилась эпоха динамичного и мощного подъема России.

В статье «Гавриил Романович Державин», включенной им в сборник «Арфа царя Давида в русской поэзии» (1960), он писал: «Радость, мощь, жизненный напор бытия и трагизм преодоления преград, поставленных на его пути -вот основной лейтмотив как биографии Державина, так и его поэтического творчества» [2: 27]. В державинском, чисто русском мироощущении, подчеркивал философ, такая полнота жизни теснейшим образом связана с присутствием Бога-творца. Но, странным образом, продолжает В.Н.Ильин, подлинно христианских мотивов в

поэтическом творчестве Державина немного, что, с его точки зрения, обусловлено в первую очередь характером самого XVIII века, ознаменовавшимся расцветом философии рационализма и атеизмом. Тем не менее религиозный мир Державина во всей его метафизической полноте, по мнению философа, представлен в его оде «Бог»:

О, Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени предвечный, Без лиц - в трех Лицах Божества! [6: 29].

В.Н.Ильин считает, что парадокс личности и творчества Г.Р.Державина заключен в том, что, будучи вполне человеком XVIII столетия, в своем поэтическом творчестве он противоречит и противостоит ему. Страстность, свойственная Державину-человеку, пронизывает и его поэзию. Анакреонтические стихи Державина - яркий пример прославления им радости бытия и вполне эпикурейского отношения к жизни. Но при этом увлекающийся, темпераментный, порой даже греховный в жизни, Державин-поэт и художник удивительным образом являл собой образец высокой морали. «Архангел Михаил» - так называет его В.Н.Ильин.

Критик подчеркивает, что, несмотря на «знойный темперамент», на свою «страстность» и любовь к «суетным радостям жизни», Державин ни на йоту не отступал от морали, христианской в своей глубинной сути, о чем в полной мере свидетельствует его так называемая «гражданская лирика». Христианская мораль, подчеркивает В.Н.Ильин, пронизывает стихотворения «Властителям и судьям», «Вельможа», «На смерть князя Мещерского» и др. Здесь отчетливо звучат мотивы бренности и тщеты жизни, осуждение земной суетности и одновременно разрабатывается тема заступничества за обездоленных и обиженных, твердое убеждение в необходимости борьбы с пороком и неправдой, а также настойчивое и непреклонное требование защиты законности дел и поступков людей теми, кто призван это исполнять:

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять [6: 32].

С особенной степенью беспощадности ко злу и неправде звучат эти мотивы в стихотворении «Вельможа»:

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Кумир, поставленный в позор, Несмысленную чернь прельщает; Но коль художников в нем взор Прямых красот не ощущает, -

Се образ ложныя молвы, Се глыба грязи позлащенной! И вы, без благости душевной, Не все ль, вельможи, таковы? [6: 104].

В рамках статьи трудно представить все аспекты ильинской концепции творчества Державина, но все-таки можно сделать ряд выводов. В рассуждениях В.Н.Ильина - богослова, философа, историка литературы - главным является стремление постичь смысл и мистическую тайну Творца и его творения. В этом отношении и поэтическое наследие Державина интересует его как пример эстетически-осмысленной религиозно-метафизической сущности мира и человека.

В.Н.Ильин подчеркивает основную тенденцию поэзии Г.Р.Державина, которая, на его взгляд, заключалась в том, что в век рационализма, атеизма и намеренного и последовательного искажения христианской морали он сумел бережно и твердо сохранить и утвердить основополагающие принципы русской культуры - ее религиозное мироощущение и направленность к Богу. «Без Бога ни до порога» гласит русская пословица, и все творчество Державина, по мнению Ильина, есть поэтическое подтверждение этой народной мудрости:

Твое созданье я, Создатель, Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель Душа души моей и царь [6: 31].

Эти строки выражают не только понимание поэтом себя как Божьего творения, но и в полной мере могут быть отнесены к глубоко оригинальной ильинской концепции русского поэтического гения, который, по его мнению, есть наиболее полное воплощение истинно русского понимания своей зависимости от Творца и яркое воплощение пантеистически-языческого религиозного космизма.

Обращает на себя внимание особый характер оценок В.Н.Ильиным творчества Державина. Для него чрезвычайно важно то обстоятельство и черта Державина-поэта, что он, крупнейший русский поэт XVIII века, будучи вполне «сыном своего века», нередко называемого веком Вольтера и Дидро, тем не менее бережно хранил основные устои русской культуры, ее религиозного мироощущения и устремленности к Богу.

1. Ильин В.Н. Пожар миров. Избранные статьи из журнала «Возрождение». - М.: Прогресс-традиция, 2009. - 960 с.

2. Ильин В.Н. Арфа царя Давида в русской поэзии. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1960. - 76 с.

3. Ильин В.Н. Литературная критика до и после революции // Русская литература в эмиграции: сборник статей / Под ред. Н.И.Полторацкого. -Питтсбург, 1972. - С. 243 - 253.

4. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1963. - 450 с.

5. Тютчев Ф.И. Сочинения: в 2 т. - Т.1. - М.: Правда, 1980. - 224 с.

6. Державин Г.Р. Сочинения. - Л.: Худож. лит. (Ле-нингр. отд.), 1987. - 502 с.

V.N.ILIYIN ON DERZHAVIN'S OEUVRE: RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC ASPECTS

L.S.Konkina

The article analyzes a number of critical works by the prominent theologian and philosopher of Russian first wave émigré V.N.Ilijn. The analysis covers religious aspects of G.R.Dergavin's verses which are represented in the critical works of the philosopher. The article also defines V.N.Ilijn's position with respect to G.R.Dergavin's personality and oeuvre. The new materials and approaches will contribute to the understanding of the ideological and aesthetic merit of creative legacy of the outstanding eighteenth-century Russian poet.

Key words: critic, philosopher, poet, art, spiritual, creative legacy, emigration, craftsmanship, artistic merit.

1. Il'in V.N. Pozhar mirov. Izbrannye stat'i iz zhurnala «Vozrozhdenie». - M.: Progress-tradiciya, 2009. -9б0 s. (in Russian)

2. Il'in V.N. Arfa carya Davida v russkoj poe'zii. -Bryussel': Zhizn' s Bogom, 19б0. - 7б s. (in Russian)

3. Il'in V.N. Literaturnaya kritika do i posle revolyucii // Russkaya literatura v e'migracii: sbornik statej / Pod red. N.I.Poltorackogo. - Pittsburg, 1972. - S. 243 - 253. (in Russian)

4. Lermontov M.Yu. Sobranie sochinenij: v 4 t. - T. 1. -M.: Xudozh. lit., 1963. - 450 s. (in Russian)

5. TyutchevF.I. Sochineniya: v 2 t. - T.1. - M.: Pravda, 6. Derzhavin G.R. Sochineniya. - L.: Xudozh. lit. (Len-1980. - 224 s. (in Russian) ingr. otd.), 1987. - 502 s. (in Russian)

Конкина Лариса Семеновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева.

430005, Россия, Саранск, ул. Коммунистическая, 16, кв.58. E-mail: lskonkina@mail.ru

Konkina Larisa Semenovna -Doctor of Philology, Professor, Department of Russian and Foreign Literature, Mordovian State National Research University named after N.P.Ogarev.

Flat 58, 16 Kommunisticheskaya Str., Saransk, 430005, Russia. E-mail: lskonkina@mail.ru

Поступила в редакцию 11.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.