Смирнов Л. И. Руководство по неврологии. Гистопатология нервной системы. М. Л., 1941. т. 2, в. 1.—Снесарев П. Е. Избранные труды. М., 1961.—Сперанский А. Д. Нервная трофика в теории и практике медицины. М., 1936. — Толгская М. С. Морфологические изменения в нервной системе при профессиональных нейроинтоксикациях. Л., 1967.
Поступила 6/УП 1971 г.
ЗА РУБЕЖОМ
УДК 616-073.916-035.4
V МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ
В. Ф. Журавлев, Д. П. Осанов
В Гренобле с 1 по 5/11 1971 г. проходил V Международный конгресс по радиационной защите, в работе которого участвовали 160 ученых из 15 стран Европы, Америки и Азии. На 7 сессиях конгресса было обсуждено 46 докладов, посвященных метаболизму стронция, редкоземельных и трансурановых элементов, дозиметрии и проблемам нормирования. В настоящем кратком обзоре мы остановимся лишь на тех докладах, которые могут представлять интерес для специалистов в области радиационной гигиены.
В докладе на тему «Влияние пищи и возраста на кинетику Sr85y крыс» доктор V. V о 1 f изложил данные о метаболизме элемента у молодых и взрослых крыс. Животные были забиты в различное время после однократного орального или внутривенного введения Sr85. Среднее содержание радиоактивного стронция определяли в плазме, скелете, желудочно-кишечном тракте, а в некоторых случаях — в моче и кале. Экспериментальные данные обрабатывали с помощью аналоговой вычислительной машины, обмен стронция описывали шестикамерной моделью. Установлено, что всасывание Sr85 в кишечнике колеблется в пределах 20—55% введенного количества его. Автор наблюдал различие в кинетике Sr85 в группах животных разного возраста.
Французские исследователи P. Fournier и J. Dupuis привели данные о влиянии рациона на степень загрязнения крысы Sr85. Они отметили, что состав рациона существенно влияет на задержку микроэлемента в организме. Первый исследованный ими рацион состоял в основном из зерна, второй — с добавкой витамина D; показано, что этот витамин усиливает отложение стронция в скелете. Третий рацион содержал большое количество лактозы. Лактоза, введеная одновременно со Sr85, усиливает фиксацию радиоактивного стронция в костной ткани; при хроническом введении лактозы задержка Sr85 в скелете уменьшается. При использовании четвертого рациона, лишенного витамина D и лактозы, наблюдается нарушение кальциевого обмена, что в свою очередь вызывает чрезмерно высокое включение Sr85 в костную ткань.
Н. Fontaine (Франция) представил материалы о влиянии пола и возраста на содержание Sr85 в организме крыс. Показано, что в организме самок и самцов животных в возрасте до 6 месяцев уровни активности одинаковы, ввозрасте 9—14 месяцев у самок наблюдалось повышение активности по сравнению с самцами на 50%. У животных в возрасте 21 месяца эта разница сглаживалась.
На сессии, посвященной методам оценки загрязнения популяций, было заслушало 5 докладов. С докладом «Содержание Sr80 в костях и зубах жи-
телей Румынии» выступил от группы авторов Weissbuch. Целью исследования являлась оценка содержания и распределения изотопа в костях и зубах жителей различных районов страны в 1969—1970 гг. Вся популяция была разбита на 5 возрастных групп: 0—1 год, 1—10 лет, 20^40 лет, 40—60 лет и старше 60 лет. Установлено, что максимальная концентрация стронция обнаружена у лиц 20—40 лет, а содержание изотопа в экстрагированных зубах людей с возрастом убывает.
Garnier и Lanzóla (Франция, Центр ядерных исследований) представили данные о нагрузках на скелет у взрослых при поступлении Sr80 с пищей. Удельная активность различных частей скелета вычислена с помощью модели, учитывающей наличие обменного кальция. Авторами сделана попытка оценить коэффициенты отложения. Оказалось, что они соответствуют рекомендациями МКРЗ.
Интересные и важные в практическом отношении материалы привел в своем докладе д-р В е n i n s о п (Аргентина). Он изучал зависимость от возраста человека скорости обмена стронция в организме и коэффициента дискриминации этого изотопа по отношению к кальцию. Выявлено, что скорость обмена, максимальная у новорожденных, убывает до 20% к 2-м годам, сохраняется на этом уровне до 6 лет, а затем вновь увеличивается до 40% приблизительно к 8—10-му году. В дальнейшем скорость обмена становится меньшей.
Результаты исследования Beninson указывают на то, что дискриминация стронция по отношению к кальцию очень невелика у новорожденных, но с увеличением возраста быстро возрастает: к 3-му году жизни коэффициент дискриминации достигает 0,25. Он остается постоянным в течение всей жизни. Результаты, полученные Beninson, могут быть использованы для выделения «критических возрастных групп и количественных оценок коэффициентов усвоения стронция, поступающего с рационом.
Д-р Coulon (Франция, Центр ядерных исследований) рассказал о попытке разработать модель транспорта стронция в организме при поступлении изотопа с пищей. Кинетика поведения стронция исследовалась в сопоставлении с кинетикой кальция. Автором показано, что для взрослых необходимо учитывать наличие 2 фракций кальция — «обменного» и «фиксированного». Например, количество обменного кальция в позвоночнике и ребрах составляет 5 и 3% соответственно, причем он полностью обменивается в течение года. В период эмбрионального развития 50% кальция идет на построение скелета из рациона матери, а 50%— резорбциру-ется из ее скелета. Работа выполнена автором на большом фактическом материале с использованием современной вычислительной техники.
Часть представленных докладов была посвящена метаболизму радия, редкоземельных и трансурановых элементов. Доклад о распределении Cf252 сделали J. Mewhinney, P.L.Ziemer и R. R. Lando lt (США). В опытах на крысах при внутрибрюшинном введении цитратного комплекса при pH 6 авторы изучали обмен этого изотопа. Содержание вещества в организме определяли специальным счетчиком. Наличие Cf252 в костях выявляли методом контактной радиоавтографии на срезах декаль-цинированных костей. Авторы указывают, что общее содержание Cf252 к 64-м суткам снизилось до 58%.
Процент начального содержания в почках, печени и скелете через сутки был равен 1,82, 7,1 и 56,4 соответственно. Содержание радиоактивного^калифорния в почках и печени к 64-м суткам составляло лишь 0,4 и 0,35 /о, тогда как в скелете оно приближалось к 50%. До 95% изотопа из организма выделяется через почки.
Получены важные данные о распределении Cf252 в костях. Показано, что он прежде всего накапливается в растущей части кости, в эпифизарном хряще, на трабекулярных эндостальных и париетальных поверхностях, а также в Гаверсовой системе.
Влияние изотопного разведения на поведение I88 у крыс было рассмотрено в докладе А. Seidel, М. V 1 а d а г и V. V о 1 f (ФРГ). Авторы изучали распределение и фиксацию изотопа в белках плазмы после внутривенной инъекции его в дозах от i ,01 до 10 мккюри на животное. Повышение вводимой дозы до 1 мккюри на крысу приводило к замедлению выведения U88 из плазмы.
При дальнейшем повышении доз ускорялось выведение его. Изотопное разведение уменьшает содержание I88 в скелете и увеличивает содержание его в селезенке.
Авторы высказали предположение о возможности образования защитных коллоидов белками плазмы для объяснения выведения радиактивного иттрия из плазмы и низкого содержания его в печени при дозах около 1 мккюри на крысу.
В. Hindringer и W. Gössner (ФРГ) сделали доклад о микрораспределении короткоживущих а-излучающих изотопов в костях, изученного с помощью количественной радиоавтографии. Исследовали распределение Ra224 и Th227. По трекам на радиоавтограммах судили об относительном распределении нуклидов в различных частях костей (периост, эндост, компактное и губчатое вещество) и отдельных костях (позвоночнике, берцовой кости и нижней челюсти).
Материалы экспериментальных исследований по метаболизму радия, редкоземельных и трансурановых элементов содержат новые данные, представляющие определенный научный интерес. Однако следует отметить, что в Советском Союзе подобного рода исследования ведутся в более широком объеме и на различных видах лабораторных животных, при различных путях поступления элементов в организм, в том числе и при ингаляционном воздействии соединений различных по химическим свойствам.
Le-Grand (Франция) сообщил результаты исследования возрастных структурных изменений костной ткани. На большом количестве проб, взятых от 46 лиц в возрасте от 0 до 30 лет, изучены размеры костных тра-бекул и костномозговых промежутков. Полученные данные представлены в виде гистограмм 2 типов для каждого возраста. Изучение гистограмм указывает на сравнительную устойчивость размеров трабекул и некоторое развитие костномозговых пространств с возрастом. Статистическая обработка материала позволила оценить вид распределений изучаемых объектов. Оказалось, что распределение костных трабекул близко к логнормальному, а распределение костномозговых пространств представляет собой комбинацию 3 распределений колоколообразной формы.
В докладе, сделанном Z а n е 1 1 i по поручению группы авторов, обсуждались результаты дозиметрического исследования на собаках, которым вводили Sr90 с пищей. Исследование включало измеренение средних костномозговых доз с помощью термолюминесцентных дозиметров на основе CaF2 : Мп; попытку подсчета ß-активности и сравнения результатов со стандартным содержанием Sr90 в кортикальной и трабекулярной частях кости; измерение распределений размеров костномозговых промежутков и трабекул и установление корреляции между структурой костной ткани, содержанием Sr90 и средней поглощенной дозой на костный мозг; расчет поглощенных доз методом Монте-Карло и сравнение вычисленных и измеренных величин; попытку установления корреляции между мощностью поглощенных доз и выходом опухолей; рассмотрение проблем, связанных с экстраполяцией результатов, полученных в опыте с собаками и на человеке.
Вопросы дозиметрии ß-излучателей в костях обсуждались в докладе Whitwell. Ссылаясь на полученные результаты, он и соавторы утверждают, что ткань, наиболее чувствительная к продолжительному радиационному воздействию, локализована внутри костномозговых промежутков трабекулярной кости. В связи с этим продолжается разработка нового метода расчета поглощенных доз как для всего костного мозга, так и для клеток,
расположенных на эндостальных поверхностях трабекул. Расчеты проводятся методом Монте-Карло с учетом того, что траектория движения Р-частиц в ткани, возможно, прямолинейна. Учитывается средний путь, проходимый частицами в промежутках, заполненных костным мозгом, и в трабекулярных пластинках. Размеры промежутков между трабекулами определяются экспериментально на образцах реальных костей с помощью фотоэлектрического скеннирующего микроскопа. Приведены результаты расчета поглощенных доз в трабекулярных костях скелета человека для радиоизотопов с максимальной энергией р-частиц в диапазоне от 0,155 Мэв (С14) до 2,28 Мэв (I90).
Доклад Parmentier (Франция) был посвящен изложению попытки определения поглощенных доз в костной ткани in vivo с помощью термолюминесцетного дозиметра LiF. Дозиметры хирургическим методом вводились в контакт с бедренной костью крысам. Результаты прямых измерений впоследствии сравнивались с результатами, полученными методом радиоавтографии и расчетным путем. Результаты, полученные различными методами, находятся в разумном соответствии.
Важная практическая проблема была затронута в докладе Заворов-с к о г о и соавт. (Польша). Они пытались определить степень отложения Ри239 в волосах человека для последующего использования этого показателя при оценке содержания изотопа в «критических» органах. Решение такой задачи представляет большую ценность для радиационной безопасности, включая оценку последствий аварий. Однако задача еще не решена, и каких-либо конкретных данных авторы не привели.
К дозиметрической тематике можно отнести 2 доклада D е 1 р 1 а и Schaeffer (Франция). Первый их доклад касается правильности определения эффективной энергии для остеотропных изотопов, поскольку Еэф после однократного поступления изотопа изменяется во времени. В связи с этим использование средних значений Еаф, рекомендованных МКРЗ, может привести к ошибочным результатам. Представлена таблица, показывающая, как изменяется Е8ф в интервале от 1 года до 50 лет после однократного поступления 5 остеотропных изотопов. Различия между этими значениями и средними величинами Еэф, рекомендованными МКРЗ, в отдельных случаях достигают десятков раз. Во втором докладе дана сравнительная оценка максимального содержания остеотропных изотопов, однократно поступающих в организм в нерастворимой форме (данные авторов) и хронически поступающих в виде хорошо растворимых соединений (данные МКРЗ). Различия оказываются несущественными только для Sr90 и Y91. Во всех остальных случаях они достаточно велики и их необходимо учитывать.
Два заседания конгресса были посвящены клиническим проблемам действия радиации. Рассмотрены также некоторые аспекты биологического действия радионуклидов и вопросы терапии. A. S t е h n е у и R. Rowland (США) привели уникальные данные о возникновении злокачественных опухолей у пациентов — носителей радия. С помощью компьютера были проанализированы материалы, относящиеся к «радиевым» случаям, которые изучили Evans, Miller, Hasterlick и Finkel. Для 777 пациентов были рассчитаны поглощенные дозы на скелет, обусловленные инкорпорацией Ra226 и Ra228, и сопоставлены с клиническим эффектом. Были идентифицированы 51 саркома и 20 карцином. Рассмотрена причинная связь их с радиацией.
В докладе П. А. Власова и Л. Н. Бурыкиной «Повреждающее действие Sr90 на костную ткань собак» были представлены клинические и морфологические данные о характеристике структурных нарушений в скелете животных не только в процессе хронического воздействия изотопа (по 0,02 и 0,2 мюаори/кг в сутки с пищей в течение 3—З1/2 лет), но и за длительный период наблюдения (до 10 лет) после прекращения введения элемента. На основании результатов исследования авторы высказали пред-
положение, что большие возможности для опухолевого роста содержатся в плоских костях склелета.
W. Gössner, В. Hindringer, О. Ну g, A. Zur hW. M ü 1-1 е г (ФРГ) доложили о ранних и поздних эффектах инкорпорации Ra224 у мышей. Авторы убедительно показали, что короткоживущий Ra224 вызывает развитие остеосарком после однократного введения его мышам. В интервале доз между 5 и 50 мккюри!кг (средняя поглощенная доза на скелет 150 и 1500рад) у самок мышей обнаружены остеосаркомы в 15% случаев. Число случаев опухолей у самцов было ниже и возрастало с дозой от 2 до 8%.
В экспериментах с применением Ra224 в дозах 1 и 2,5 мккюри/кг, продолжающихся уже 2 года, обнаружено, что число случаев остеосаркомы в зависимости от средней дозы на скелет выше, чем при введении Ra226.
В докладе обсуждалась также зависимость между развитием остеосарком и ранними эффектами радиационного повреждения скелета. Показана зависимость от дозы изотопа степени морфологической дифференцировки остеосарком и их локализация. С повышением дозы возрастала частота развития остеосарком в челюстных костях. Эти опухоли имели отличающуюся от опухолей в других частях скелета морфологическую структуру.
R. Kostial, T. Maljkovic и В. Slat (Франция) привели сравнительные денные, касающиеся методов изучения величины всасывания Sr90 из кишечника. Оценено действие различных химических форм сульфатов и альгинатов на всасывание Sr85 из кишечника у голодных и сытых крыс. Установлен факт значительного уменьшения всасывания радиактив-ного стронция после перорального введения фосфата кальция и альгината натрия. Получены близкие результаты как при хроническом,так и при остром введении изотопа.
Экспериментальные данные об изучении некоторых аспектов метаболизма радиактивного циркония и ниобия представили Р. В у f i е 1 d u L. Bennett (США). Кроме того, они привели материалы испытания некоторых препаратов, ускоряющих выведение этих изотопов из организма крыс, в том числе комплексообразователей хелатного типа и солей тяжелых металлов. Показано, что наиболее эффективным является цитрат циркония.
На заключительном заседании конгресса обсуждались вопросы нормирования и радиационной защиты. M. D е 1 р 1 а (Франция) в своем сообщении отметил значение остеотропных изотопов, образующихся при делении урана. Он показал, что с увеличением времени работы реактора возрастает образование таких элементов и это необходимо учитывать при определении содержания их в воздухе. На реакторах с малыми мощностями и при эксплуатации их до 168 часов в неделю концентрация остеотропных изотопов в воздухе становится ниже Ы0~9 кюри/м3. Авторы обращают особое внимание на Am241, который при распаде дает дочерний продукт Pu241, являющийся ß-излучателем. В. Andersen, К. Heid и J. Jech (США) сделали обзорный доклад о радиопротекторах, применяемых для защиты костей от радионуклидов. В обзоре приводятся рекомендации по ограничению уровней облучения и критерии для их установления. Основное внимание авторы уделяют изотопам урана и плутония в растворимой и нерастворимой формах.
J. Moroni (Франция) рассказал о принципах подхода к нормированию при использовании изотопов в клинической практике.
Доклады о нормах радиационной защиты затрагивали частные аспекты этой большой и важной проблемы. Ряд предложений, высказанных авторами, можно использовать для соответствующих обобщений и разработки нормативов с последующим их рассмотрением и утверждением в национальных комиссиях по радиационной защите.
В целом конгресс был посвящен актуальной проблеме, волнующей ученых многих стран. Работа его внесла определенный вклад в ее решение.
Поступила 4/VI 1971 г.