Научная статья на тему 'В. М. Шевырин2005. 01. 013. Российский либерализм: идеи и люди / под общ. Ред. А. А. Кара-Мурзы. - М. : новое Изд-во, 2004. - 616с. (исследования фонда «Либеральная миссия»)'

В. М. Шевырин2005. 01. 013. Российский либерализм: идеи и люди / под общ. Ред. А. А. Кара-Мурзы. - М. : новое Изд-во, 2004. - 616с. (исследования фонда «Либеральная миссия») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / XIX-XX ВВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. М. Шевырин2005. 01. 013. Российский либерализм: идеи и люди / под общ. Ред. А. А. Кара-Мурзы. - М. : новое Изд-во, 2004. - 616с. (исследования фонда «Либеральная миссия»)»

2005.01.013. РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ: ИДЕИ И ЛЮДИ / Под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. - М.: Новое изд-во, 2004. - 616с. (Исследования Фонда «Либеральная миссия»).

Ключевые слова: российский либерализм, Х1Х-ХХ вв.

В книге помещено 45 очерков о российских либералах XIX -XX вв. В их числе: М.М.Сперанский, А.И.Тургенев, Т.Н.Грановский, А.А.Краевский, И.С.Аксаков, А.И.Кошелев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чиче-рин, К.Н.Романов, А.В.Головнин, Д.Н.Замятнин, А.И.Васильчиков, А.В.Никитенко, Н.А.Белоголовый, В.А.Гольцев, М.И.Венюков, М.М.Стасюлевич, В.О.Ключевский, С.А.Муромцев, П.А.Гейден, Д.Н.Шипов, И.И.Петрункевич, Ф.И.Родичев, Д.И.Шаховской, П.Б.Струве, М.М.Ковалевский, М.А.Стахович, П.Д.Долгоруков, П.Н.Милюков, М.М.Винавер, В.А.Маклаков, Ф.Ф.Кокошкин, А.И.Шингарев, Н.Н.Щепкин, А.А.Кизеветтер, Н.Ф.Езерский, Н.В.Некрасов, А.В.Тыркова, Н.Е.Парамонов, А.В.Карташев, Б.А.Бах-метев, Г.П.Федотов, Ф.А.Степун, А.Д.Сахаров. Эти очерки принадлежат перу 27 современных российских обществоведов. Жанр интеллектуально-политического портрета, избранный авторами книги, позволяет более полно понять противоречивое развитие внутрилиберального диалога. «Предисловие» написано д.ф.н. А.А.Кара-Мурзой.

Среди героев книги присутствуют люди разных профессий, культурных и политических пристрастий, иногда остро полемизировавшие друг с другом. Однако предмет их спора состоял в том, чтобы наметить наиболее органичные для России пути достижения единой либеральной цели - обретения «русской свободы», понимаемой в первую очередь как позитивная, творческая свобода личности (с. 9). А это невозможно без прочных правовых и нравственных законов, обеспечивающих пространство для самореализации личности.

Много места в книге занимают портреты интеллектуалов-просветителей, которые в условиях ограничения легальной политической деятельности в России провозглашали либеральные ценности через преподавание, научные занятия историей или публицистическую деятельность (Тимофей Грановский, Андрей Краевский, Виктор Гольцев, Михаил Стасюлевич, Василий Ключевский и др.).

Классическому либеральному западничеству посвящены очерки о выдающихся теоретиках либерализма - Константину Кавелину и Борису

2005.01.013

66

Чичерину. Портреты Александра Кошелева и Ивана Аксакова отражают воззрения либеральных славянофилов. Принадлежность к славянофильству не только не противоречила либеральной традиции, но и позволяла, выражаясь словами Ивана Аксакова, критиковать отечественных этатистов (в том числе и формальных западников) «за недостаток либерализма» (с. 9).

В книгу вошли и портреты либеральных государственных деятелей, полагающих наиболее перспективным для России «реформаторство сверху». Это Михаил Сперанский - «русский канцлер» либерального периода царствования Александра I; великий князь Константин Романов, которого не без оснований считают главным инициатором обширных преобразований, традиционно связываемых с именем его брата - императора Александра II; видные министры правительства Великих реформ -Александр Головнин и Дмитрий Замятнин.

Особое место в книге занимает политический либерализм, окончательно оформившийся в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Подвижническая деятельность практиков земско-либерального движения (Дмитрия Шилова, Ивана Петрункевича, Федора Родичева, Дмитрия Шаховского, братьев Петра и Павла Долгоруковых) соединилась тогда с конституционными проектами отечественной интеллигенции (Сергея Муромцева, Петра Струве, Федора Кокошкина), породив таким образом первые либеральные политические организации.

Полно отражено в книге направление политической деятельности российской интеллигенции, вылившееся в создание самой массовой либеральной организации предреволюционной эпохи - Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы). Уникальная по составу, эта партия стала средоточием различных политических умонастроений, центрирующихся вокруг идей политической свободы и социальной справедливости (П.Н.Милюков, М.М.Винавер, В.А.Маклаков, А.И.Шингарев, А.В.Тыркова и др.).

Отечественный политический либерализм начала прошлого века представлен в книге и более умеренными либерал-консерваторами, оппонировавшими кадетам «справа» (Максим Ковалевский, Петр Гейден, Михаил Стахович).

Завершают книгу портреты либералов русского зарубежья, чье творчество пришлось главным образом на годы эмиграции (Борис Бахме-тев, Георгий Федотов, Федор Степун). Кроме того, в сборник

вошел очерк об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове - виднейшем диссиденте советского времени.

По словам ответственного редактора и составителя книги д.ф.н. А.А.Кара-Мурзы, «за рамки книги сознательно выведены как либералы, приверженные левому радикализму, так и, напротив, те, кто, одно время тяготея к либерализму, в ответственный момент резко выступил против основных его принципов» (с. 10-11).

В.М. Шевырин

2005.01.014. ФАЙДЖЕС О. ТАНЕЦ НАТАШИ: КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.

FIGES O. Natasha's dance: A cultural history of Russia. - L., 2003. - XXXIV, 729 p.

Ключевые слова: культурная история России, XVIII—XX вв.

В монографии профессора истории Лондонского ун-та Орландо Файджеса представлена авторская трактовка культурной истории России XVIII-XX вв. Стержневым для авторского анализа явился известный эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», когда Наташа Ростова танцует «русскую» в избушке у дядюшки. Эту романтическую сцену не следует понимать буквально, как документальное свидетельство о культуре и быте той эпохи, пишет автор. Танец Наташи он рассматривает как выражение убеждений Льва Толстого, отражение страстного желания писателя добиться широкого единения с крестьянством, которое он разделял со своими героями - «людьми 1812 года». Эпизод приоткрывает окно во внутренний мир русской нации, указывает автор, трактуя его как столкновение и взаимодействие двух абсолютно разных вселенных: мира европейской культуры высших слоев общества и народной культуры русского крестьянства (aXXVII). Сложное взаимодействие двух миров имело решающее влияние на национальное самосознание и на искусство XIX в. Изучение этого взаимодействия и явилось главной задачей книги.

Книга организована по тематическому принципу: в каждой главе исследуется отдельный аспект русской культурной идентичности («Европейская Россия», «Дети 1812 года», «Москва! Москва!», «Крестьянская свадьба», «В поисках русской души», «Потомки Чингисхана», «Россия через советские очки», «Россия за рубежом»), заканчиваясь брежневской эпохой. Как считает автор, именно тогда был завершен некий естествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.