Научная статья на тему '2005. 04. 013. Наше либеральное наследие / под общ ред. Кара-мурзы А. А. - М. : Открытая Россия, 2004. - вып. 1. - 400 с'

2005. 04. 013. Наше либеральное наследие / под общ ред. Кара-мурзы А. А. - М. : Открытая Россия, 2004. - вып. 1. - 400 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ XIX - НАЧАЛА XX В / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ОТКРЫТАЯ РОССИЯ» / 2003-2004 ГГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 013. Наше либеральное наследие / под общ ред. Кара-мурзы А. А. - М. : Открытая Россия, 2004. - вып. 1. - 400 с»

2005.04.013. НАШЕ ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / Под общ ред. Кара-Мурзы А. А. - М.: Открытая Россия, 2004. - Вып. 1. - 400 с.

Ключевые слова: русский либерализм XIX - начала XX в., культурно-просветительские проекты общественной организации «Открытая Россия», 2003-2004 гг.

Книга представляет собой сборник материалов о региональных культурно-просветительских проектах, осуществленных в 2003-2004 гг. общественной организацией «Открытая Россия» в рамках программы «Либеральное наследие». Программа имеет целью возрождение в общественном сознании идей крупных русских либералов прошлого. Реферируемый сборник содержит уникальные материалы о таких выдающихся русских мыслителях и политиках, как Б.Н. Чичерин, А.В. Головнин, А.И. Кошелев, Д.И. Шаховской, Ф.Ф. Кокошкин, П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, Н.А. Хомяков и др. Во многих регионах России, связанных с их именами, прошли мемориальные мероприятия, открыты памятные доски, состоялись конференции.

Авторы статей об этих либеральных деятелях: А. Кара-Мурза, К. Могилевский, К. Соловьев, В. Шелохаев, Т. Антонова, Л. Чекурин, В. Шевырин, С. Шелохаев, Е. Васильева, С. Вдовин, Е. Зайцев, И. Худушина, А. Егоров, С. Секиринский, И. Кацапова, Н. Цимбаев, О. Гудкова, В. Горнов, П. Акульшин, В. Зайцев, В. Иванов, С. Степанова, Л. Сизимцева.

А.А. Кара-Мурза в предисловии («К читателям») подчеркивает, что в России «была своя - и немалая - либеральная традиция, в том числе и в российской провинции: развитая либеральная мысль, общественные и политические организации, формы либерального представительства. Многие отечественные либералы - это фигуры самого высокого европейского уровня по своим интеллектуальным, политическим и человеческим качествам» (с. 7). Однако история российского либерализма все еще находится в забвении. И это необходимо преодолевать.

24-25 июня 2003 г. на Смоленщине состоялась конференция, посвященная Николаю Алексеевичу Хомякову (1850-1925), выдающемуся земскому либеральному деятелю, председателю III Государственной думы, умершему в эмиграции.

Николай Хомяков был около десяти лет смоленским губернским предводителем дворянства. Из Смоленска пошла его слава как одного из лидеров общероссийского земского движения. Смоляне четырежды избирали Хомякова в российский парламент: сначала, в 1906 г., в верхнюю палату - Государст-

венный совет, а затем последовательно во II, III и IV Государственные думы. Знавшие его так писали о нем: «В нашем общественном движении, так печально завершившемся, он стоит особняком, одиноким, бессильным, обреченным на созерцание наблюдателем, ясно сознававшим ослепление обеих сторон, правителей и революционной общественности, сотрясавших соединенными усилиями над собственными головами зыбкую кровлю государства в то время, когда перед Россией открывались необозримые экономические и культурные перспективы» (с. 60).

28 июня 2003 г. в Ярославле прошли мероприятия, связанные с именем другого выдающегося российского либерала, одного из основателей Конституционно-демократической партии, министра Временного правительства, князя Дмитрия Ивановича Шаховского (1862-1939). Кристально чистый человек, энтузиаст своего дела, Дмитрий Иванович создавал и укреплял корневую систему либерализма, фундаментальной ценностью которой являются личная свобода и личная ответственность, свобода слова и объединений, разделение ветвей власти, равенство прав и возможностей для всех граждан. Октябрьский переворот Шаховской не принял. Его арестовали в конце 30-х годов. Из открытых архивов Лубянки известно, что 77-летний князь стойко держался на допросах, никого из знакомых не оговорил, не выдал; его расстреляли в 1939 г., лишь спустя два года сообщив о «сердечном приступе» родственникам. После смерти Сталина он был реабилитирован.

28-29 августа 2003 г. в Рязанской области проведена конференция «А.В. Головнин - крупный государственный деятель России середины XIX в.». Он был не только министром народного просвещения в реформаторском кабинете Царя-Освободителя Александра II. В своем родовом имении Гулынках сразу же после манифеста 19 февраля 1861 г. он открыл училища для мальчиков и девочек, построил двухэтажную школу, храм, открыл библиотеку, вел переписку с учителями, помогал нуждающимся крестьянам. Здание школы сохранилось до сих пор - в ней и сегодня идут занятия. Гулынские учебные заведения он создавал как школы для народа, полностью обеспечивая их деятельность. Позднее (1869 г.) он передал их в ведение Пронского земства с капиталом в 12 тыс. руб. Учебные пособия, программы, правила для учащихся, приглашение учителей и директора - все это осуществлялось по его рекомендациям и на его личные средства.

Он много сделал и для высшей школы. А.В. Головнин уделял пристальное внимание вопросам материального обеспечения преподавательского корпуса высшей школы - это было важной частью его программы преобразо-

вания университетов. Его нововведения обеспечивали приток в университеты молодых ученых, их быстрое продвижение.

2-3 сентября 2003 г. в Псковской области прошла конференция «Либерализм: прошлое и настоящее», посвященная выдающемуся русскому либералу, политику и аграрию-практику, графу Петру Александровичу Гейдену (1840-1907).

П.А. Гейден был одним из очень немногих в высших кругах империи, кто сумел отрешиться от узко сословной точки зрения на развитие событий в России, на ее судьбу. Будучи активнейшим участником земско-городских съездов, избираясь их председателем, он многое делал для установления «правового государственного строя». П. А. Гейден подчеркивал, что Россия «живет жизнью всей Европы», а «русский народ подлежит мировым законам, а не особенным своим, ему якобы присущим, от которых он будто бы никогда не отступит» (с. 120). Ответственность за революционный кризис, который переживала страна, Гейден возлагал прежде всего на правящие круги, постоянно опаздывавшие с проведением назревших реформ. Для Гейдена были органически неприемлемы «реакция сверху и террор снизу».

Поддержав объявленные в царском манифесте конституционные принципы, граф П. А. Гейден явился одним из основателей умеренной, либерально-консервативной партии «Союз 17 октября» («октябристов»). Однако в I Государственной думе усилия графа Гейдена сделать партийную группу «мирного обновления» центром притяжения всех умеренных конституционалистов и образовать думское большинство с целью умиротворения страны и ее мирного развития не удались.

26 сентября 2003 г. в г. Волоколамске Московской области состоялась конференция «История российского либерализма. Деятельность Волоколамского земства. Д.Н. Шипов». В центре внимания ее участников - фигура лидера общероссийского земского движения, основателя партии «Союз 17 октября» Дмитрия Николаевича Шипова (1851-1920), чья общественно-политическая карьера начиналась в Волоколамском земстве. Он принадлежал к умеренному крылу либерализма. Шипов делал ставку на воспитание личности, в том числе на нравственное перерождение правящего класса. Он считал, что революция была бы крайне прискорбна для России. По мнению А.А. Кара-Мурзы, «эволюционный путь за счет широкого самоуправления, народного представительства, за счет "окультуривания" правящей элиты, - то, что очень нужно сейчас». Либерализм проиграл в начале века потому, что его «сплющило между самодержавием и революцией. Кроме того, нельзя не учитывать достаточно слабое развитие политической культуры в низах. У нас из

политики культура выхолощена, и в доказательство того, что она там может присутствовать, мы предъявляем таких людей, как братья Долгоруковы, Шипов, Гейден, Головнин. Это серьезнейшие люди, которые являются своеобразной планкой для современных политиков, к которой они должны стремиться» (с. 138).

15 октября в Калуге прошла конференция в рамках Четвертых международных чтений «Творчество Бориса Константиновича Зайцева в контексте русской и мировой культуры XX в.». Борис Константинович Зайцев (1881— 1972) - выдающийся русский писатель и общественный деятель, эмигрант, бескомпромиссный борец с тоталитаризмом, в течение почти четверти века возглавлял Союз русских писателей за рубежом.

В октябре-ноябре 2003 г. на Владимиро-Суздальской земле прошла серия мероприятий в честь выдающегося русского государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), «отца русского либерализма».

По мысли Сперанского, законы, которые необходимо в короткие сроки установить в России, в своей совокупности должны были составить Конституцию. Главные принципы ее он видел в следующем: разделение властей; независимость законодательной и судебной власти; ответственность исполнительной власти перед законодательной. «Правление, доселе самодержавное, учреждается на непременном законе». «Весь разум сего Плана состоял в том, чтобы посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить верховной власти более нравственности, достоинства и истинной силы», - так определял значение своей конституции сам М.М. Сперанский (с. 196).

5-6 июня 2004 г. в Вологде и Грязовце прошли мемориальные мероприятия в честь лидера одного из земского движения, видного деятеля Конституционно-демократической партии, члена Государственного совета, вологодского губернского комиссара Временного правительства Виктора Андреевича Кудрявого (1859-1919).

26 июня 2004 г. в Москве состоялись мемориальные мероприятия в честь выдающихся русских мыслителей Бориса Николаевича Чичерина (18281904) и Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886). Б.Н. Чичерин и И.С. Аксаков придерживались разных взглядов на развитие России. Однако оба они связывали перспективы России с развитием личностного начала и гражданского самосознания, широкой общественной самоорганизацией, расширением прав и свобод человека. Русское гражданское западничество и русское свободолюбивое почвенничество великолепно сошлись в «либеральном консерватизме»

Петра Струве, в «русской северной вольности» литератора Михаила Осоргина, в «христианском либерализме» Федора Степуна, Георгия Федотова и Владимира Вейдле. (Закономерно, например, что главным кумиром юного Петра Струве был не кто иной, как Иван Аксаков).

Среди либеральных общественных деятелей пореформенного времени Чичерин стоял особняком, поскольку в новых условиях он был вынужден играть роль консерватора по отношению как к тем, кто, по его мнению, слишком забегал вперед, так и к тем, кто тянул Россию назад. Вспоминая на склоне лет и на исходе века о своих «мечтах и надеждах, связанных с благоденствием и славою Отечества» еще в пору наставничества при первом наследнике царя-реформатора, Чичерин писал: «Россия рисковала иметь образованного государя с возвышенными стремлениями, способного понять ее потребности и привлечь к себе сердца благороднейших ее сынов. Провидение решило иначе. Может быть, нужно было, чтобы русский народ привыкал надеяться только на самого себя».

2 июля 2004 г. во Владимире состоялась научная конференция по истории либерального движения на Владимирской земле, посвященная памяти Ф.Ф. Кокошкина (1871-1918) - выдающегося юриста и политика, одного из основателей Конституционно-демократической партии, депутата I Государственной думы, министра Временного правительства, руководителя группы по написанию Конституции свободной России. Ф.Ф. Кокошкин стал одной из первых жертв красного террора: в начале 1918 г. он был убит в Мариинской тюремной больнице в Петрограде.

Как писал о Кокошкине его коллега, видный кадет М.М. Винавер, «он был прирожденный боец, в тех высших культурных формах, до которых додумывалось человечество, где оружием является слово, ареной - внемлющее слову организованное человеческое общество, а целью - воплощение в форму права заветных идеалов общежития» (с. 279).

9-10 сентября 2004 г. в Рязанской области прошли мемориальные мероприятия памяти Александра Ивановича Кошелева (1806-1883) - крупного государственного и общественного деятеля, либерала-практика. С именем Александра Ивановича Кошелева обычно связывают радикальный проект крестьянской реформы, направленный в конце 1856 г. в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в редакционные комиссии. Он был одним из лидеров славянофильства, близко знакомым с крупнейшими отечественными и зарубежными политиками, учеными, людьми искусства. В течение нескольких десятилетий он вел диалог с правительством, порой выступая как союзник, а чаще - как принципиальный оппонент, с жесткой, но всегда конструктивной

критикой. Одной из важнейших сторон личности Кошелева была толерантность, способность объединять вокруг себя людей, разных по взглядам и общественному положению .По словам одного из исследователей, Кошелев считал, что для служения своей стране необходимо «быть с властью и влиять на нее, так как совершать значительные изменения в России можно лишь используя ее неограниченные возможности» (с. 335).

27-28 сентября 2004 г. в г. Якутске в рамках научно-практической конференции «История либерализма в Якутии» прошли мемориальные мероприятия памяти Василия Васильевича Никифорова-Кулумнуура (1866-1928) -ученого-просветителя, одного из лидеров либерального движения Якутии начала XX в.

В.В. Никифоров-Кулумнуур, юрист по образованию, был улусным головой в Дюпсинском районе, частным поверенным Окружного суда, в 1894 г. участвовал в Сибиряковской экспедиции. Увлеченный идеями русской революции, он работает секретарем Якутской секции Центрально-Восточного издания в Москве, создает в 1905 г. инородческую организацию «Союз якутов». Власти не раз арестовывали его, бросали в тюрьму. Освободившись, Василий Никифоров с прежней энергией отдавал себя делу просвещения, участвовал во Все-российском съезде по народному образованию, переводил на якутский язык Льва Толстого и Гоголя и т.д. Якутское земство включилось в общероссийское земское дело. Уже при новой власти, в 1927 г. В.В. Никифоров был арестован и умер в тюрьме. В 1992 г. он был реабилитирован.

1-2 октября в Костроме прошла научно-практическая конференция «История либерализма в Костромском крае» (1846-1912), посвященная известному общественному деятелю, председателю Костромской уездной земской управы, депутату III Государственной думы В.С. Степанову.

В.М. Шевырин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.