Научная статья на тему 'В лирическом мире Светланы Курач: стихи от сердца к сердцу'

В лирическом мире Светланы Курач: стихи от сердца к сердцу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ЛИРИКА XX-XXI В / ТВОРЧЕСТВО С. КУРАЧ / ЖЕНСКАЯ ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проданик Н. В., Москвина В. А.

В статье рассматривается своеобразие стиля омской поэтессы Светланы Курач, анализируются комплекс мотивов, образная структура, хронотопические приметы ее лирического мира. Делаются выводы о том, что сквозными темами и мотивами в творчестве С. Курач являются смена времен года и течение человеческой жизни; тема любви, дома, семьи, веры в Бога. В ее лирике город-порт (дальневосточный город Холмск на реке Амур) сменяется Омском, тихим городом на Иртыше, а приметными чертами стиля оказываются ломаная графика стиха и парадоксальность финалов, демонстрирующие уникальность женского мышления, тонкую вибрацию женской души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE LYRICAL WORLD OF SVETLANA KURACH: POETRY FROM HEART TO HEART

The article considers the originality of the style of the Omsk poetess Svetlana Kurach, the complex of motifs, the figurative structure, the chronotopic signs of her lyrical world are analyzed. Conclusions are drawn that cross-cutting themes and motifs in S. Kurach's works are the change of the seasons and the course of human life; the theme of love, home, family, faith in God. In her lyrics, the port city (the Far-Eastern city of Kholmsk on the Amur River) is replaced by Omsk, a quiet city on the Irtysh river, and the broken lines of verse and the paradox of the finals that demonstrate the uniqueness of women's thinking and the subtle vibration of the female soul turn out to be the distinctive features of her style.

Текст научной работы на тему «В лирическом мире Светланы Курач: стихи от сердца к сердцу»

То достаю из прошлого то в настоящем прячу то вырву кусок киноплёнки из времени наудачу а лучше всего твои лица склеить в виде кольца и запустить на монтажном столе, пусть светится без конца [7, с. 300].

1. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла : учеб. пособие. Калинин : Калинин. гос. ун-т, 1984. 78 с.

2. Мирошникова О. В. Циклические формы в лирике: рецептивная тактика и варианты анализа : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. 94 с.

3. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб. : НИИ химии СПбГУ, 1999. 279 с.

4. Сапогов В. А. Сюжет в лирическом цикле // Сюже-тосложение в русской литературе : сб. ст. / редкол.: Л. М. Цилевич (отв. ред.) и др. Даугавпилс: Даугавпилс. ГПИ, 1980 (вып. дан. 1981). 158 с.

УДК 82-14

в лирическом мире СВЕТЛАНЫ КУРАЧ: СТИХИ ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ...

В статье рассматривается своеобразие стиля омской поэтессы Светланы Курач, анализируются комплекс мотивов, образная структура, хронотопические приметы ее лирического мира. Делаются выводы о том, что сквозными темами и мотивами в творчестве С. Курач являются смена времен года и течение человеческой жизни; тема любви, дома, семьи, веры в Бога. В ее лирике город-порт (дальневосточный город Холмск на реке Амур) сменяется Омском, тихим городом на Иртыше, а приметными чертами стиля оказываются ломаная графика стиха и парадоксальность финалов, демонстрирующие уникальность женского мышления, тонкую вибрацию женской души.

Ключевые слова: омская лирика ХХ-ХХ1 в., творчество С. Курач, женская лирика, лирическая биография.

В российском литературоведении не так давно, с конца 1990-х гг., обозначился повышенный интерес к региональной литературе: ученые отмечали ее особый статус, тематический и содержательный диалог с классической традицией, однако основной интерес был направлен к мужскому творчеству, к именам Т. Белозерова, А. Кутилова. Между тем омская литература богата и женскими именами, среди ярких представителей омской лирики есть имя Светланы Курач.

В мир омской поэзии она вошла темами «Прощание с Сахалином» и «Открытие Омска». Так сложилась биография поэтессы: она уехала из дальневосточного края, волей судеб оказалась в Омске и своими «лирическими корнями» заново прорастала в сибирской жизни. Родной

5. Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск: Наука, 2001. 292 с.

6. Константинова С. Л. «Своё» и «Чужое» в цикле Г. Са-пгира «Этюды в манере Огарёва и Полонского»: к проблеме «романизации» лирического высказывания» // Полилог: электронный научный журнал. 2009. № 2. С. 88-93.

7. Сапгир Г. Складень. М. : Время, 2008. 928 с.

8. Шраер М. Д., Шраер-Петров Д. П. Генрих Сапгир -классик авангарда. СПб. : Дмитрий Буланини, 2004. 263 с.

9. Зырянов О. В. Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца» // Известия Уральского государственного университета. 1997. № 7. С. 77-90.

10. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. М. : Российский гос. гуманитарный ун-т, 1997. 307 с.

© Леушина О. В., 2017

Н. В. Проданик, В. А. Москвина N. V. Prodanik, V. A. Moskvina

IN THE LYRICAL WORLD OF SVETLANA KURACH: POETRY FROM HEART TO HEART...

The article considers the originality of the style of the Omsk poetess Svetlana Kurach, the complex of motifs, the figurative structure, the chronotopic signs of her lyrical world are analyzed. Conclusions are drawn that cross-cutting themes and motifs in S. Kurach's works are the change of the seasons and the course of human life; the theme of love, home, family, faith in God. In her lyrics, the port city (the Far-Eastern city of Kholmsk on the Amur River) is replaced by Omsk, a quiet city on the Irtysh river, and the broken lines of verse and the paradox of the finals that demonstrate the uniqueness of women's thinking and the subtle vibration of the female soul turn out to be the distinctive features of her style.

Keywords: Omsk lyric poetry of the XX-XXI centuries, S. Kurach, female lyric poetry, lyric biography.

Сахалин остался в теплых детских и юношеских воспоминаниях «рыбой-островом», скользящим между разноцветными камнями берегов. Резко выразительный и природно мощный приморский пейзаж сменился в дебютном сборнике стихов «Остров» [1] более скромным, миниатюрным, тихим, сибирским мирком:

Там, где никнет земляника к земле, Где поет березам ветер любовь, Где чарует сказкой мох на стволе... Там, где взгляду непривычно светло, Где ведет пичуга прочь от гнезда, Где кузнечик прыгнул нам на стекло, Где дороги неизвестно куда. [1, с. 16].

Все сборники поэтессы пронизаны сквозными темами, мотивами, сюжетами, среди них наиболее важными являются: свой и чужой миры; мир природы; смена времен года и течения человеческой жизни; тема любви, дома, семьи, веры в Бога и желания проникнуть в тайны мироздания.

Не менее значимой темой становится в лирических сборниках тема родины: так, сборник «Остров» начинается с рассказа о мире детства и юности лирической героини. Далекий Холмск, который покидает поэтесса, - это замкнутое пространство островного городка. Для нее он теплый, живой, свой мир, в котором есть и радости, и огорчения. Это город ее «вёсен», куда стремится сердце. Именно здесь она познает красоту («Природа мощными мазками / Здесь утвердила красоту...» [1, с. 12]). Возникший образ природы проходит через все творчество Курач, определяет существование человека, отражает движения души:

Теченьем жизни правит море,

Чей симфонический аккорд,

Набравший силу на просторе,

Наполнит ритмом город-порт [1, с. 12].

Образ родного города развивается в сборнике «Перевал» (2006 г.). Но этот образ меняется: из родного, ощутимого, реального пространства он превращается в воспоминание, ностальгию, создавая ощущение безвозвратности и утраты:

Я смотрю - не могу насмотреться

На твои дорогие черты.

От тоски разрывается сердце. [2, с. 24].

Отдушиной, средством от тоски по прошлому становятся стихи:

Всё, моя хорошая,

Всё пойдет в тетрадку [2, с. 25].

Противостоит пространству города-порта пространство города на Иртыше. Сначала чужое (сборник «Остров»), которое приходится осваивать, постепенно оно становится своим (поэтические сборники «Древо», «Перевал»). Сближает эти два пространства природа, в которой лирическая героиня находит отклик на свои чувства. Родной остров, плывущий «на востоке по волнам» [1, с. 6], определяет в творчестве Курач образ водной стихии как объединяющего начала. В стихотворении «Ты ведь знал эту роскошь природы.» сближение двух людей, двух миров происходит именно с помощью реки: в одном мире чаек «Амур по-отцовски качает», в другом:

Твой Иртыш по-отцовски качает

Сахалинских сестрёнок моих [1, с. 7].

Именно Иртыш становится тем ориентиром, который помогает лирической героине освоиться в новом пространстве. В сибирской реке она видит красоту природы, очаровавшей ее душу в юности. Иртыш «в серебряном блеске», «задумчив и тих на закате», «под тучею мрачен и сед»,

«величия полн», «Моего уваженья добился / Дружелюбною силою волн» [1, с. 23].

«Природа лечит» [1, с. 22], - так начинается одно из стихотворений, и эта мысль проходит красной нитью по всему творчеству поэтессы. В сборнике «Перевал» впервые появляется тема времен года как отражение текучести жизни. Наиболее полно данная тема раскрылась в сборнике «Август» 2012 г. [3]. Во второй части «Перевала», названной автором «И тонкость аромата октября. », мы видим созвучие осенней природы настроению героини: обыденные земные заботы сменяются беспокойством, томлением, пробуждением желаний, просветлением (например, в стихотворении «Ясень»).

Мне всё ясно - настала осень.

Мне всё видно - и путь мой ясен [2, с. 41].

Зима у Курач - это не только снег и холод, но это и дом с новогодней ёлкой, о чем говорит рисунок (поэтесса сама иллюстрирует свои сборники), предваряющий третью часть сборника: на фоне окна, в котором светится новогодняя елка, голое дерево. Сами стихи Курач, как рисунки, создают видимый образ, ее стилю присуща отчетливость света и цвета: «Полураздетых ив графичность и светимость», «Как этот желтый лист пронзителен на сером» [3, с. 47].

Весна для поэтессы - вполне традиционный символ возрождения и обновления, но при всей его банальности С. Курач сумела индивидуализировать это ощущение в стихотворении «Канун дня рождения» («Перевал»), которое заканчивается строками:

Умираю. Чтоб завтра родиться В аромате пионов и роз! [2, с. 53]

Лето тесно связано с детьми и радостями детства: купанием в реке, прогулками в лесу. Мир после дождя «как дитя, проснулся у реки». А заканчивается стихотворение реальной картинкой детства:

И, смеясь, протягивает ручки Мне ребенок, выйдя босиком [2, с. 60].

В стихах для детей и о детях прозрачные строчки, легкие сюжеты, неожиданные ракурсы зрения - все это свидетельствует, что в самой Светлане Курач жив ребенок, ждущий чуда:

Мы встречаем новоселов В новогодние деньки: В города, деревни, села Жить идут снеговики.

Там, где снежные забавы, Там, где игры, звонкий смех, Вырастает первый бравый Снеговик - и рад за всех! [3, с. 137].

Поэтессе дорога мысль, что в детях она видит свое продолжение, через них осознает свое взросление, становление, вспоминает свои ощущения от встреч с природой, миром:

Не такие в детстве брали кручи!

Лестница для слабых, что за скука -

По ступенькам вверх. Гораздо лучше

Вон по той расщелине, где галька

Из-под ног просыплется коварно.

Дочка поняла. [2, с. 65].

В каждом сборнике проявился мотив взросления детей: ребенок впервые идёт в школу, знакомится с книгами, которые лирическая героиня читала в детстве («Онегин задан по программе.» [1, с. 30]), она понимает, что он вырос, понимает, что его нужно отпустить. («А он домой совсем другим вернётся.» [2, с. 77]), она предчувствует все непростые моменты и готова напутствовать взрослеющих дочерей («Мне нравится, что ты немного дерзкая.» [2, с. 49])

Непредсказуемо, неожиданно звучат порой финалы стихов. Они парадоксально вырастают из течения лирического текста, уводят читателя из области примитивной логики, не совпадая с общей заданной ритмикой и метрикой стиха. Оттого читатель не устает от долгого чтения: напротив, прогулка от текста к тексту выглядит увлекательной, и ты с нескрываемым любопытством ждешь: «Что там за поворотом следующего текста? Как еще неожиданно проявит себя женская логика?» «Блиц»-финалы особенно удачно звучат в стихах о любви:

Я знаю тебя,

Подземный огонь.

Вулкан, что сокрыт, но тобой согревает.

Меня приручил. Только крыльев не тронь!

Гнездо стереги, что у кратера, с краю,

Пока я летаю [3, с. 45].

В том и состоит особенность женского зрения: ему дорог образ ребенка, оно внимательно к мельчайшим деталям мира, к нюансам чувств. Главная тема женской лирики, конечно же, любовь: любовь к детям, к мужчине, разлитая в пространстве чувственность. На фоне по-сибирски неяркого пейзажа в лирическом мире С. Курач разворачивается многообразная, сложная палитра любовного чувства. Здесь есть все: пробуждение и наслаждение первым любовным порывом, «огненное» прощание («Как два вулкана изрыгают лаву, / Так мы плюем безумные слова.», строки из стихотворения «Ну что ж, давай, расти мои обиды!» [1, с. 17]) и остывание, своеобразный уход в умиротворяющую осень чувства:

Природа лечит.

Золотое с белым.

И серебрится чудо-паутинка.

О чем жалеть березам облетелым?

Лесам раздетым, вянущим былинкам?

Я верю в осень.

Не могу не верить.

Таким покоем все вокруг объято.

Я не хочу считать свои потери.

Я тоже ведь

Бываю виновата [1, с. 22].

Сюжет влюбленности женщины-поэта, пульсации ее сердца в ответ на порывы души мужской - это сквозной сюжет творчества омской поэтессы. Казалось бы, сейчас названо «общее место» любой лирической системы - все пишут о любви, однако в наших сибирских морозных просторах сохранить искренность и любить «вопреки», «несмотря на.», «снова и снова» - это значит сопротивляться остыванию души. Когда-то английский поэт У. Вордсворт заявил, что его главная задача - собирать рассыпанное на просторах земли человечество с помощью со-чувствия, сопереживания Другому. Лирический мир С. Курач требует от читателя такого же сочувствующего отзыва на голос женщины-поэта. Настолько традиционны воссоздаваемые ею вехи женской биографии, что здесь каждая найдет частичку себя: заново переживет первые свидания в омских парках, услышит последний «всхлип» прощающихся дверей, осознает ценность мужской дружбы уже за пределами брачных уз. Лирическая биография поэтессы включена в несколько семейных кругов: своя семья (муж и дети), семья родительская (мама, отец, сестра), каждый из близких ей людей обретает свой голос в поэтическом мире, о каждом по-своему болит сердце автора.

1990-е гг. оказались переломными в судьбе омской культуры: для нас не только рухнул «железный занавес» идеологии, мы начали преодолевать провинциальную замкнутость, город открылся миру. Поддаваясь веянию времени, осваивая философские проблемы, С. Курач вступает в лирический диалог с Рерихом, его горными пейзажами, мистическими картинами, небесными далями, но философская составляющая текстов постепенно отступает перед силой искреннего, теплого и вполне земного чувства.

Это чувство к родной земле пронзительнее зазвучало в стихах после развала СССР, когда поэту, художнику приходилось заново конструировать ценность Отечества, учиться любить Родину порой «вопреки» происходящему, осознавать, что ты стал гражданином новой России. И здесь С. Курач нашла свою тональность, гражданская тематика ее текстов ярко проявилась в стихах: «Любила я / и верила, как в маму / В свою страну...» [1, с. 46], «Мы - пена и соль девяностых.» [3, с. 38], «Тайна славянки» [3, с. 9]).

По-особому значимым в творческой судьбе С. Курач становится сборник «Перевал»: здесь мир дальневосточных воспоминаний и встреч окаймляется стихами об осеннем Омске, и сами стихи словно приобретают осеннюю зрелость. В текстах «Перевала» рождается новый аспект любовной тематики: они о Женщине как Пути и о сложном женском Пути к сердцу мужчины-сибиряка:

Путь к женщине - он может быть короче Трех вечных слов - минуя все слова. А может лишь маячить среди ночи Огнем вдали.Быть истинной.А впрочем, -Вести в тупик. Но женщина права, Порой свою не осознавая суть, Но существуя.

Женщина - есть Путь [2, с. 38].

Ломаная строфика в стихах становится намеком на изломы души, на чувственную вибрацию. Нужно отметить,

что порой стихи автора являются лирическим дневником жизни, где проговаривается сокровенное, даже, вернее, интимное, и перед читателем оказывается обнаженная женская душа. Тем самым в стихах поэтессы словно продолжается автобиографическая дневниковая линия. Только теперь дневниковый лиризм предстает в «сибирском варианте», он наполнена приметами омского быта: где «греются застылые балконы», «маршрутки как духовки», «на просвет - сады и дачи» и «почтовый ящик сегодня пуст.» [2, с. 51, 55, 34, 73]. Особенную задушевную тональность придают сборникам С. Курач рукописные строки. Они помещены прямо на страницах изданий рядом с печатными строфами, это - строки от сердца к сердцу, от чувства к чувству, от руки к руке. Это - строки, не доверенные холодному печатному станку. Стоит отметить, что одна из зрелых и полновесных книг Светланы Курач, названная «Августом», - это

УДК 821. 161.1.09

СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ Н. М. КАРАМЗИНА В АЛЬМАНАХЕ «АОНИДЫ»: ТИП «СТРАННОЙ ГЕРОИНИ»

Статья посвящена рассмотрению системы женских образов в альманахе Н. М. Карамзина «Аониды», в частности, отдельному женскому типу - «странной героине». Автор статьи анализирует напечатанное в альманахе «Аониды» стихотворение Н. М. Карамзина «Странность любви, или бессонница» (1793). Стихотворение имеет определенную специфику и отличается от других стихотворений альманаха, в которых присутствуют женские образы. Рассмотрение поэтики произведения позволяет выделить ряд уникальных черт, демонстрирующий неоднозначный характер стихотворения, который во многом объясняется «сплавом» сентиментальных и предроман-тических элементов поэтики.

Ключевые слова: поэзия XVIII века, поэтика, сентиментализм, предромантизм, альманах, Н. М. Карамзин, женские образы, образ «странной» героини.

В современной литературоведческой науке наиболее актуальным и востребованным остается исследование феномена «женского» в художественном тексте. В особенности, это касается словесности конца XVIII - начала XIX века, когда вопрос о степени и возможности проявления «женского начала» только начинает осознаваться: литература в то время была истинно «мужской», а женские образы представали перед читателями через призму «мужской» картины мира.

В этом отношении альманах Н. М. Карамзина «Аониды» [1] - кладезь для любого исследователя, изучающего формирование в литературе художественно «правдивой»

именно женское издание: в ней при оформлении избран тонко-женственный цвет и легкая, виртуозная графика. Безусловно, это стихи от сердца к сердцу, лирическая биография женской души.

1. Курач С. В. Остров. Стихи / ред. Т. Г. Четверикова. Омск : Изд-во «Русь», 1999. 48 с.

2. Курач С. В. Перевал. Стихи / ред. Т. Г. Четверикова. Омск, 2006. 112 с.

3. Курач С. В. Август. Стихотворения / ред. Т. Г. Четверикова. Омск : Изд-во ООО «Информационно-технологический центр», 2012. 168 с.

© Проданик Н. В., Москвина В. А., 2017

Д. Г. Николайчук D. G. Nikolaychuk

SYSTEM OF FEMALE IMAGES OF N.M. KARAMZIN IN ALMANAC «THE AONIDES": TYPE OF "STRANGE HEROINE"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the consideration of the system of female images in the almanac of N.M. Karamzin "The Aonides", in particular, to a separate female type - a "strange heroine". The author of the article analyzes the poem of the almanac "The Aonides" of N.M. Karamzin "The Strange Love, or Insomnia" (1793). The poem has certain specificity and differs from other poems of the almanac, in which there are female images. Consideration of the poetics of the work allows us to highlight a number of unique features that demonstrate the ambiguous nature of the poem, which is largely explained by the "fusion" of sentimental and pre-romantic elements of poetics.

Keywords: poetry of the XVIIIth century, poetics, sentimentalism, pre-romanticism, almanac, N.M. Karamzin, female images, the image of a "strange" heroine.

женской картины мира. Очевидно, что понять женское мировоззрение, внутренний мир и эмоциональное состояние женщины возможно только со слов женщины. В альманахе «Аониды» можно выделить пласт художественных произведений женщин-писательниц, демонстрирующий постепенный процесс освоения писательского искусства: от подражания мужским образцам до создания собственных произведений с художественными элементами «женской исповеди».

В альманахах Н. М. Карамзина «женский мир» [2] - это многоаспектная категория, к анализу которой можно подходить с разных сторон. Художественные произведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.