Научная статья на тему 'В. И. Селиванов - основоположник научной школы психологии воли'

В. И. Селиванов - основоположник научной школы психологии воли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2719
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛИВАНОВ В.И / АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИМЕНИ Н.К. КРУПСКОЙ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ / SELIVANOV V.I / NARKOMPROS / ACADEMY OF COMMUNIST EDUCATION NAMED FOR N.K. KRUPSKAYA / RYAZAN PEDAGOGICAL INSTITUTE / RESEARCH SCHOOL / PSYCHOLOGY OF VOLITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкова Лариса Анатольевна

В статье рассматривается жизненный путь, научная и педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора философских наук, профессора В.И. Селиванова, выпускника Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, основателя научной школы психологии воли, известного ученого как в нашей стране, так и за рубежом. В.И. Селиванов создатель лаборатории психологии воли в Рязанском государственном педагогическом институте (РГУ имени С.А. Есенина), заведующий кафедрой психологии, в разные годы проректор по научной работе, декан факультета истории. Им подготовлено более 30 молодых ученых. Он автор более 130 работ, главным образом по психологии воли и социальной психологии. За большую научно-педагогическую работу награжден орденом Ленина и медалями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.I. SELIVANOV: A TEACHER AND A SCHOLAR

The article focuses on the life and research of Professor V.I. Selivanov, Doctor of Phi-lology, the founder of the Department of Psychology at Ryazan Pedagogical University. The author of the article relies on the materials presented in the Journal of Psychology (1991). The important events of the distinguished scholar’s life are intertwined with the historical evolution of Russian education and psychology.

Текст научной работы на тему «В. И. Селиванов - основоположник научной школы психологии воли»

УДК 15(092.2)

Л.А. Байкова

В.И. СЕЛИВАНОВ — ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ

В статье рассматривается жизненный путь, научная и педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора философских наук, профессора В.И. Селиванова, выпускника Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, основателя научной школы психологии воли, известного ученого как в нашей стране, так и за рубежом. В.И. Селиванов — создатель лаборатории психологии воли в Рязанском государственном педагогическом институте (РГУ имени С.А. Есенина), заведующий кафедрой психологии, в разные годы проректор по научной работе, декан факультета истории. Им подготовлено более 30 молодых ученых. Он автор более 130 работ, главным образом по психологии воли и социальной психологии. За большую научно-педагогическую работу награжден орденом Ленина и медалями.

Селиванов В.И., Академия коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, Народный комиссариат просвещения, лаборатория психологии воли, научная школа психологии воли.

Владимир Иванович Селиванов, доктор философских наук, профессор, создатель кафедры психологии в Рязанском педагогическом институте, основоположник научной школы психологии воли в 60-70-е годы XX века, широко известной в Советском Союзе. Научные конференции по теории воли, которые проходили в Рязанском педагогическом институте, были событием в отечественной психологической науке. Когда в 1970 году я поступила на факультет истории и английского языка, лекции В.И. Селиванова по психологии мы посещали с большим интересом. В те годы В.И. Селиванов, известный в стране и за рубежом ученый, вел психологический кружок для первокурсников. Я записалась в этот кружок и с энтузиазмом молодого ученого его посещала.

Очень много о жизни Владимира Ивановича я узнала из его интервью, которое он дал 5 августа 1991 года журналисту В.И. Артамонову и которое было опубликовано в «Психологическом журнале» Российской академии наук СССР за 1992 год.

Будущий ученый родился в 1906 году в маленькой деревне Борисовская в 30 километрах от поселка Яренск, что на реке Вычегда в Архангельской области, в крестьянской семье, в которой было 11 человек. Отец Иван Николаевич в молодости не раз выезжал в Питер на заработки, позднее каждую зиму работал на лесозаготовках. И отец, и мать Анна Андреевна, были великими тружениками. На своем примере воспитывали и детей, каждый из которых уже к 12 годам осваивал не менее десяти видов бытового, сельскохозяйственного и ремесленного труда.

© Байкова Л.А., 2015

Занятия в церковноприходской школе (1914-1917) Володя воспринимал как радостный отдых после домашнего труда. Затем учеба в Ленской семилетке в 19181922 годах. Приходилось рано вставать, чтобы пройти расстояние в 6 километров. В этой школе проявились первые таланты будущего ученого — к 100-летию со дня рождения Н.А. Некрасова он выступил со своими стихами.

Затем была учеба в Яренском и Велико-Устюгском педагогических техникумах. Будущий учитель получил солидную профессиональную подготовку, так как большинство преподавателей имели университетское образование. В Велико-Устюгском педтехникуме было организовано много кружков, в том числе хоровой, музыкальный (по классу скрипки и духовых инструментов), живописи (ИЗО) и хореографический. Хорошо была поставлена педагогическая практика в сельских школах. В педтехникуме активно действовала комсомольская организация, в которую он вступил в феврале 1925 года.

На выпускном курсе писали дипломные работы (они назывались квалификационными), что обязательно отмечалось и в свидетельствах об окончании пед-техникума. Студент педтехникума В.И. Селиванов выполнял работу на тему «Состояние и очередные задачи политико-просветительной работы в Марденгском сельсовете».

В.И. Селиванов отмечал, что «избирательность в науках начала формироваться у него только на втором курсе педтехникума: стал глубже интересоваться биологией и даже просить администрацию рекомендовать для поступления на биофак университета».

В.И. Селиванова после окончания педтехникума как отличника рекомендовали для работы в старших классах семилетки. В августе 1927 года он получил назначение в Неберджаевскую начальную школу Крымского района, что в 30 километрах от Новороссийска. В 1928 году Крымский райком комсомола получил одно место для поступления в Академию коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, куда был направлен Владимир Иванович. Осенью 1928 года после успешной сдачи вступительных экзаменов он стал студентом отделения школ крестьянской молодежи (ШКМ) факультета организаторов политехнического образования (ФОПО). Академия коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской как высшее педагогическое учебное заведение была создана в 1923 году и осуществляла подготовку преподавателей средних учебных заведений по общественным дисциплинам, специалистов по школьной и дошкольной педагогике и политико-просветительной работе, а также руководящие кадры для районных, городских и областных отделов народного образования.

В Академии преподавали выдающиеся педагоги и психологи страны: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, П.А. Рудик и др. Студент Селиванов состоял в научном кружке и за ряд выполненных им рефератов по эволюционному учению заслужил похвалу своего руководителя и получил предложение остаться на его кафедре после окончания вуза.

По заданию Наркомпроса В.И. Селиванов написал брошюру «Комсомол и всеобуч», изданную в 1930 году. К началу 1931 года, к IX съезду ВЛКСМ, под-

готовил разработку о сельской молодежи. В январе 1931 года его приняли на работу в Наркомпрос в должности инспектора школ колхозной молодежи, поэтому академию он оканчивал досрочно.

В те годы крутой перестройки народного образования было много интересного, неординарного. Перед инспекторами стояли задачи осуществления начального всеобуча, завершения ликвидации неграмотности, перестройки среднего звена общеобразовательной школы (ФЗС, ФЗУ, ШКМ), подготовки материалов к программным документам партии о школе.

Наркомпрос под руководством А.С. Бубнова активно решал поставленные задачи. В это время В.И. Селиванов познакомился с Н.К. Крупской, П.П. Блонским, К.Н. Корниловым, С.Т. Шацким, И.Ф. Свадковским и другими учеными, которые активно участвовали в обсуждении вопросов перестройки школы; принимал непосредственное участие в подготовке материалов к постановлениям партии о школе. По заданию Наркомпроса В.И. Селиванов находился в служебных командировках в Орловской, Самарской, Саратовской и Архангельской областях.

В феврале 1933 года В.И. Селиванов начал работать в сельской опытной школе «Комсомольская отрада», что находилась в Михневском районе Московской области. В этой школе при поддержке директора Н.А. Петрова он организовал коллективную научно-исследовательскую работу по теме «Самостоятельная работа учащихся». Здесь молодой ученый впервые на практике столкнулся со сложными вопросами психологии школьников и впервые задумался о психологической науке. По проблеме активизации самостоятельной работы им были изучены познавательные и волевые возможности учащихся, использовались лабораторные методы, но больше — наблюдение. Данные, полученные в ходе исследования, послужили основанием для организации обучающего психолого-педагогического эксперимента. В школе был организован постоянно действующий теоретический семинар, на занятия которого приглашались ученые из Москвы.

В.И. Селиванов твердо решил посвятить дальнейшую свою жизнь психологической науке. Это решение было основано на интересе к естествознанию и философии. Мечта стала реальностью, когда молодой учитель поступил в аспирантуру Московского института психологии. В 1930-е годы это был един-ственный научно-психологический центр в стране, если не считать кафедр психологии при некоторых университетах и пединститутах. В нем трудились самые квалифицированные ученые того времени: П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, С.В. Кравков, В.А. Артемов, Л.М. Шварц, П.А. Шеварев, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Ведёнов и др. Именно эта группа психологов, наряду с такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, А.Я. Гальперин, осуществляла развитие психологической науки на философских основах марксизма.

Ко времени пребывания В.И. Селиванова в аспирантуре (1935-1938 гг.) эта перестройка в основных чертах была завершена и ученые активно включились в теоретическую и экспериментальную разработку узловых проблем общей и возрастной психологии. В лабораториях института работало много молодых ученых.

Интересуясь психологией воли, В.И. Селиванов начал исследование под руководством Константина Николаевича Корнилова. В конечной редакции тема стала именоваться «Основные вопросы психологии воли». Успешная защита кандидатской диссертации прошла 27 июня 1938 года.

После аспирантуры В.И. Селиванову предлагали работу в одной из лабораторий Института психологии. Он не согласился, аргументируя свой отказ следующим образом: «1) я не представляю научной работы без педагогической, без постоянного общения с людьми; 2) остаюсь до сих пор селянином, который не может жить без общения с природой, городской шум и суета меня угнетают, стремлюсь к месту, где чистый воздух, трава, тишина — все, что напоминает де-ревню; 3) не могу нормально жить в нынешних жилищных условиях».

По распределению В.И. Селиванов поехал в Рязанский педагогический институт. До этого он был в Рязанском крае, где его покорила чудесная природа и тихий, похожий на большую деревню город Рязань, с населением всего 90 тысяч человек, с зеленой травой на улицах и кое-где пасущимися коровами. Так В.И. Селиванов стал работать сначала доцентом, потом профессором Рязанского педагогического института.

В 1991 году В.И. Селиванов, вспоминая свой 50-летний юбилей преподавательской деятельности в вузе отмечал, что он «провел в общей сложности не менее 40 000 часов учебных занятий и непосредственно его влияние испытали не менее 20 000 будущих учителей (включая заочников, с которыми занимался более 15 лет). Если к этому добавить разного рода методическую и кружковую работу, то получается внушительный вклад в подготовку кадров, типичный для каждого вузовского преподавателя».

В.И. Селиванов следовал доброму совету известных советских психологов К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, В.Н. Колбановского, Н.Ф. Добрынина, П.А. Ру-дика — не распыляться и по возможности всю жизнь посвятить избранной проблеме. В итоге все работы В.И. Селиванова посвящены исследованию проблемы волевой активности человека: теоретические работы о воле и ее формировании — 72 названия; психолого-педагогические работы, главным образом о сельской школе, — 28; конкретно-социологические и социально-психологические о селах Рязанской области, о семье, о производственных, школьных и студенческих коллективах — 24; другие работы — 7.

Профессором В.И. Селивановым было подготовлено в аспирантуре 30 молодых ученых-специалистов по психологии воли. В созданной в Рязанском педагогическом институте лаборатории воли под руководством его аспиранта, а затем доктора наук, профессора А.И. Высоцкого успешно велись экспериментальные исследования, было проведено 5 межвузовских научных конференций, издано 10 сборников научных статей. Многочисленные опубликованные труды В.И. Селиванова, в том числе и за рубежом (ГДР, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Китай, Франция, Португалия), позволили ведущим психологам страны квалифицировать его достижения как появление научной школы и научного центра по разработке вопросов психологии воли. Научная школа В.И. Селиванова была поддержана учеными Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Краснодара, Горького, Кутаиси,

Вильнюса, Курска и других городов. Проблемы теории воли обсуждались на съездах Общества психологов СССР.

В.И. Селиванов вел огромную работу по подготовке кадров. Живя в Рязани, он оказывал помощь по психологии, педагогике и философии не столько периферийным вузам, сколько центральным учреждениям, поскольку защита диссертаций, их экспертная оценка ВАКом, издание трудов и т. п. осуществлялось тогда по преимуществу в Москве. По просьбе Института философии АН СССР, институтов психологии и педагогики Академии педагогических наук СССР, Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, Ленинградского государственного университета, Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена и других В.И. Селиванов писал отзывы на диссертации и рецензии на монографии, выступал в качестве официального оппонента по 36 кандидатским и 19 докторским диссертациям. Авторами последних были такие известные в стране философы и социологи, как А.Г. Спиркин, Н.С. Мансуров и др. В последние годы докторами наук стали его ученики по аспирантуре: А.И. Высоцкий, В.К. Калин и А.И. Ушатиков, проблемой исследований которых была психология воли.

В Рязанском педагогическом институте при научной поддержке В.И. Селиванова докторами наук, кроме А.И. Высоцкого, стали профессора А.И. Кочетов, Г.Н. Приступа и др.

Лаборатория психологии воли 20 лет существовала в РГПИ на общественных началах, а точнее на энтузиазме В.И. Селиванова и А.И. Высоцкого.

В.И. Селиванов активно занимался общественной работой, читал для разных аудиторий в среднем по 60-70 лекций в год. К 1991 году за 50 лет жизни в Рязани это составило свыше 3000 выступлений. Круг тем был очень широк, так как надо было отвечать на разные запросы организаций. В.И. Селиванов отмечал: «Подготовка отнимала много времени, но общение во время лекций с ра-бочими и колхозниками в условиях производства, с родителями на родительском собрании, с учителями в школе и т. п. всегда приносило огромное моральное удовлетворение».

В.И. Селиванов тесно сотрудничал с психологами Е.В. Шороховой, Л.И. Ан-цыферовой, А.И. Щербаковым, А.Г. Ковалевым, К.М. Гуревичем и др.

Проблема психологии воли человека была главной в его исследованиях, но не единственной. Много внимания он уделял исследованию педагогических и конкретно-социологических проблем, которые в рязанский период деятельности были так или иначе тесно связаны с главной проблемой — психологией воли.

В.И. Селиванов отмечал, что «сложнейшие и актуальные вопросы воли человека еще ждут своего адекватного решения. Но рязанская группа психологов, осуществив многочисленные исследования проявлений волевой активности у различных по возрасту и социальному статусу людей, несомненно, сделала шаг вперед в разработке теории воли. Разработана авторская концепция и получены подтверждающие ее эмпирические данные». Система понятий, характеризующая функции и механизмы воли, нашла отражение в работах В.И. Селиванова, в частности в «Психологии волевой активности» (Рязань, 1974) и «Терминологическом

минимуме основных понятий воли» (Рязань, 1989). Прикладное значение исследований воли нашло отражение в учебных пособиях по психологии и различного рода рекомендациях.

В.И. Селиванов, обращаясь к молодым ученым, писал: «... Критически воспринимайте образ мысли и все поучения... На основе усвоения трудов прогрессивных философов выработайте свою систему взглядов на жизнь и с этой позиции реализуйте свои творческие замыслы без колебаний.

Не распыляйтесь в научной работе, постарайтесь сосредоточиться на какой-то одной проблеме, своим трудом реально приближая ее глубокое и оригинальное решение.

Активно изучайте труды зарубежных психологов, но не противопоставляйте достижения отечественной и западной психологии друг другу, помня, что все прогрессивное ассимилируется в единой мировой психологии.

Пока не поздно, доводите изучение иностранных языков до уровня свободного владения — как в смысле перевода с языка на язык, так и развития разговорного навыка.»

L.A. Baykova

V.I. SELIVANOV: A TEACHER AND A SCHOLAR

The article focuses on the life and research of Professor V.I. Selivanov, Doctor of Philology, the founder of the Department of Psychology at Ryazan Pedagogical University. The author of the article relies on the materials presented in the Journal of Psychology (1991). The important events of the distinguished scholar's life are intertwined with the historical evolution of Russian education and psychology.

Selivanov V.I., Narkompros, Academy of Communist Education namedfor N.K. Krupskaya, Ryazan Pedagogical Institute, Research School, psychology of volition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.