V. I. LENIN ABOUT PRINCIPLES OF SOVIET'S LAW
Klefel M.
(3rdyear student of St. Petersburg State University of Economy) В. И. ЛЕНИН О ПРИНЦИПАХ СОВЕТСКОГО ПРАВА
Клефьел М.
(студентка 3 курса Санкт-Петербургского Государственного Экономического университета)
Abstract
This article talks about the main provisions formed the basis of Soviet legislation. According to V. I. Lenin, they should be the main factors in the development of Soviet law.
Аннотация
Данная статья рассказывает об основных положениях, положенных в основу советского законодательства. Согласно мнению В. И. Ленина, именно они должны являться основными факторами в развитии советского права.
Keywords: soviet law, soviet legislation, basic principles, V. I. Lenin, obligation, legality, culture, popular mass.
Ключевые слова: советское право, советское законодательство, основные принципы, В. И. Ленин, обязательность, законность, культурность, народные массы.
Владимир Ильич Ленин известен мировой истории как создатель и руководитель первого в мире социалистического государства. Будучи юристом по образованию, он хорошо понимал, какую роль играет законодательство в государстве. Находясь на посту председателя правительства молодой Советской России, он проявлял повышенный интерес к вопросу развития советской юридической науки -им лично были написаны проекты Декретов 2-го Всероссийского Съезда Советов о мире, о земле, об образовании рабоче-крестьянского правительства, под его руководством была создана первая советская Конституция 1918 года... Постараемся рассмотреть, какие представления легли в основу его взглядов на социалистическое право.
Прежде всего, необходимо отметить тот момент, что В. И. Ленин рассматривал право и его основное конкретное выражение - закон как орудие политики и ее функцию. Отсюда можно вывести важный теоретический момент: подчеркивается государственный характер закона и тем самым права в целом, то есть зависимость права от политики и обусловленность его государственной властью.
Одну из самых общих характерных особенностей права Ленин видел в том, что оно применяет в принципе одинаковый эталон к неравным в социальном положении лицам. Он подчеркнул, что:
• буржуазное право» отпадает, так как ликвидируется частная собственность и возможность эксплуатации
• остается право вообще, поскольку фактически применяется одинаковый масштаб к неравным людям.
Когда же социалистическое право запрещает частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком, то регулирование по своему характеру становится публично-правовым, более непосредственно связанным с политическим господством.
Таким образом, первые нормы права, отражая политические требования того времени, были созданы с целью выдвинуть определенные политические задачи: мобилизовать широкие народные массы на их выполнение. Соответственно, нормативно-правовые акты тех лет обладали рядом специфических особенностей:
1. они ограничивались регулированием общественных отношений в самом общем виде
2. в отношении большинства законов не существовало альтернативы
3. большая часть правового материала того времени была направлена на выбор целесообразных форм исполнения
4. максимально простой стиль написания правовых актов.
Необходимо отметить, что нормативно-правовые акты тех лет имели свою особую классификацию, которая позволяла развивать молодое советское законодательство:
• Правовые акты, укрепляющие и развивающие Советы как органы рабочего класса, которые контролируют и осуществляют политическую власть
• Правовые акты, закрепляющие национальное освобождение и самоопределение народов России и тем самым фиксируют основные принципы развития советского государства
• Правовые акты, благодаря которым устраняются или ослабляются важнейшие устои капиталистической экономики
• Правовые акты, служащие провозглашению, упрочению расширению прав и свобод граждан советского государства
Основные положения ленинского учения о революционной законности составляют:
1)общеобязательность советских законов;
2)единство законности для всего Советского государства;
3)недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
4)неразрывная связь законности с культурностью, ее воспитательная роль в развитии социалистической правовой культуры населения;
5)обязательность в борьбе за законность опираться на помощь народной массы.
1)Общеобязательность советских законов.
В.И. Ленин требовал «...соблюдать свято законы и предписания Советской власти и следить за их исполнением всеми».1
Новое демократическое советское общество предполагает равенство всех перед законом и обязанность всех соблюдать законы. Это конституционная обязанность каждого гражданина. В Союзе Советских республик не может быть закон, который обязателен для одних граждан и необязателен для других. Права и свободы граждан находятся под защитой Советского государства и всего советского общества.
На посту главы Советского правительства В.И. Ленин показывал пример неуклонного соблюдения законов и установленных правил, своим личным примером воспитывал членов партии, всех трудящихся в духе добросовестного соблюдения декретов Советской власти. 23 мая 1918 г. В.И. Ленин писал Управляющему делами Совета Народных Комиссаров В.Д. Бонч-Бруевичу: «Ввиду невыполнения Вами настоятельного моего требования указать мне основания для повышения мне жалованья с 1 марта 1918 г. с 500 до 800 руб. в месяц и ввиду явной беззаконности этого повышения, произведенного Вами самочинно по соглашению с секретарем Совета Николаем Петровичем Горбуновым, в прямое нарушение декрета Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1917 года, объявляю Вам строгий выговор»
2) Единство законности для всего Советского государства.
Данный фактор заложен в самой сути социалистического строя и определяется единой экономической и политической основой советского общества, едиными целями и задачами, стоящими перед всеми советскими союзными республиками на пути совершенствования общественных отношений и строительства коммунистического общества, Программой Коммунистической партии, интересами укрепления Советского государства, его могущества.
«.законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик.»2
Устав Коммунистической партии Советского Союза указывает, что соблюдение партийной и государственной дисциплины одинаково обязательно для всех членов партии. Не может быть двух дис-
циплин — одна для руководителей, другая для рядовых членов партии, так как партия имеет одну дисциплину, один закон для всех коммунистов независимо от заслуг и занимаемых ими постов. Нарушение как партийной, так и государственной дисциплины рассматривается как большое зло, наносящее ущерб партии, и несовместимо с пребыванием в ее рядах. Советские законы одинаково обязательны для всех советских людей. 3
3) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Раскрывая содержание законности, В.И. Ленин подчеркивал недопустимость противопоставления законности и целесообразности, предостерегая в то же время от формализма при применении закона. Он резко обличал такое применение закона, в результате которого рабочие и крестьяне получают нечто «... формально правильное, а по сути издевательство» 4
В этих ленинских положениях заложены две важнейшие мысли: формализм - это искажение истинного существа закона, но в борьбе с формализмом нельзя пренебрегать требованиями, содержащимися в законе. Законы должны всегда неуклонно соблюдаться. В тех же случаях, когда какой-либо закон устарел, требования его отстали от складывающихся новых общественных отношений, он должен быть изменен высшим законодательным органом страны в установленном порядке.
В каждом отдельном случае при рассмотрении хозяйственного или административного вопроса или судебного дела закон должен неукоснительно соблюдаться, но в пределах закона и на его основании должна быть принята та мера из предусмотренных законом, которая является наиболее целесообразной для данного случая с учетом конкретных обстоятельств.
4)Неразрывная связь законности с культурностью, ее воспитательная роль в развитии социалистической правовой культуры населения.
В.И. Ленин всегда связывал законность с культурностью. Он подчеркивал, что если не соблюдать единые установленные для всей федерации законы «.во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может быть и речи».5 Это - и культурность должностных лиц, на которых всегда лежала и лежит особая обязанность борьбы за законность, и культура населения в целом. Во весь рост встает проблема повышения правовой культуры населения. Нельзя успешно бороться за законность, бороться с правонарушениями, если не поднимать правовую культуру и правовую сознательность населения. Претворение ленинских идей о культурности и законности в жизнь возможно лишь через повышение правовой культуры населения.
23 декабря 1918 г. постановлением Нарком-проса упразднялись юридические факультеты, вместо них были созданы факультеты общественных
1 [В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 155.],
2 [В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 198.].
3 Устав Коммунистической партии Советского Союза
(ст. 3, п. «е»)
4 [В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 328.]
5 [В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 199.].
наук (ФОНы). Институт общественных наук в вузах должен был выполнять функцию внедрения пролетарской идеологии в сознание студентов.
5) Обязательность в борьбе за законность опираться на помощь народной массы.
В.И. Ленин видел успех борьбы с правонарушениями в активности широких масс трудящихся, в повышении их роли во всех областях экономической, политической и культурной жизни. В докладе на II Всероссийском съезде политпросветов, касаясь борьбы с волокитой, бюрократизмом и взяточничеством, В.И. Ленин учил, что «обеспечить успех в этой борьбе, завершить ее можно только если сама народная масса поможет»6
В. И. Ленин сформулировал и обосновал те принципиальные положения, которые являлись основой советского права. Он всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, содержание которой определяется классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных
государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях диктатуры пролетариата, оно должно было применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Р.А. Руденко | В.И. Ленин о социалистической законности (httpy/ульянов-ле-нин.рф/leninizm/4_Rudenko_Lenin_o_sotsialistiches koy_zakonnosti_1.php) дата посещения - 06.04.2019
2. Научная электронная библиотека «Кибер-ленинка» (https://cyberleninka.ru/) «В. И. Ленин о законах и законности» (https://cyberleninka.ru/artide/v/v-i-lenin-o-zakonah-i-zakonnosti-k-138-letiyu-so-dnya-rozhdeniya) дата посещения - 04.04.2019
3. Академия наук СССР, институт государства и права «В.И. Ленин о социалистическом государстве и праве» Издательство «Наука», Москва 1969
AMERICAN HISTORIOGRAPHY OF THE XX CENTURY ABOUT CENTRAL ASIAN REVOLT OF 1916.
Koizhigitova Zh.
Master student, faculty of history, archeology and ethnology Al-Farabi Kazakh National University
Abstract
The article considers the Central Asian revolt of 1916 and its study in American historiography in XX century. The aim of the article is to identify the main causes, directions and methods used by American scientists in studying revolt of 1916 in Central Asia. The study is aimed determining the approaches of American scientists in explaining the causes of revolt of 1916, revealing the scale of the revolt and their consequences. Authors Edward D. Sokol, Maurice Dobb, Richard Pierce and others have defined possibilities of further studying of a revolt of 1916 in a historical science. Article was based on a wide range of written sources, books, and other written archival sources, articles and collections of works. Researcher considers views and opinions developed in the works of American scientists. In addition, the author used comparative-historical method, as well as general methods of scientific knowledge: analysis and synthesis.
Keywords: revolt, 1916 year, Central Asia, historiography, mobilized, tax, cotton, peasants.
Introduction
August 1, 1914 year Russia entered to the First World War. The war laid a heavy burden on the people. Under the guise of helping the families of the mobilized, the Kazakhs were forced to work on the farms of the recruited Russian settlers. Also, the needs of the war required a large number of livestock, food, transport, money, which led to mass requisition of livestock and fodder among the population. Incredibly increased taxes. A military tax was introduced. Since the beginning of the war, taxes have increased by 3-4 times, and in some cases 15 times.
During the war years, 300 thousand pounds of meat, thousands of pounds of fish, 70 thousand heads of horses, about 13 thousand camels, about 14 thousand yurts, as well as more than 40 thousand pounds of cotton, thousand pounds of cotton oil, soap were exported from the Turkestan region. The value of livestock and
livestock products, exported only from Semirechie in the first year of the war, amounted to 34 million rubles [Kozybaev, 2008].
The revolt of 1916 was the first signal of the ensuing catastrophe and the last expression of the tsarist policy towards minorities. The revolt tested the strength of contacts and the symbiosis of different cultures and peoples in the tsarist empire, demonstrated protest against the "white man", as well as Muslims against the infidels. At the same time, different cultures (nomadic and sedentary) reacted differently to the encroachment on their freedoms and existence[Sokol,1954].
According to Edward Sokol conquest of the region by Russia do not meet any resistance from the international community.
Economical and political causes of the revolt.
6[В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, стр. 171.].