ИСТОРИЯ
УДК 330.19 А.Г. Рогачев
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ - НЕ ТРОТУАР НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА....» - О ПИСЬМЕ В.И. ЛЕНИНА К АМЕРИКАНСКИМ РАБОЧИМ
A.G. Rogachev
"HISTORICAL WAY IS NOT THE TRENTUR OF NEVSKY PROSPECT" - ABOUT V.I. LENIN'S LETTER TO AMERICAN WORKERS
В августе 2018 г. В.И. Ленин пишет письмо американским рабочим, в котором он в частности цитирует слова видного российского общественного деятеля, писателя и революционера Н.Г. Чернышевского об историческом развитии человечества. Здесь сразу прослеживается принципиальное отличие Ленина от Чернышевского: у последнего развитие - это «исторический путь», а у пролетарского революционера - «<историческая деятельность». Именно ее в своем письме проводит и защищает В.И. Ленин. Его цель четко пропагандистская: повернуть американских рабочих, прогрессивно настроенную социалистическую интеллигенцию против интервенционистской политики США и Антанты, проводимой в отношении Советской России в 1918 г. В этом году Россия путем революции и гражданской войны выбирала дальнейший способ своей общественной модернизации. Владимир Ильич Ленин защищает перед американскими рабочими большевистскую программу преобразования России. Он отмечает, что сами США возникли в результате антифеодальной революции и освободительной войны против Англии. Через полтора века к 1918 г. американская цивилизация достигла больших высот. В.И. Ленин считал, что строительство социализма в России должно прочно опираться на американский опыт: в управлении, образовании, техническом развитии, в использовании системы Ф.У. Тейлора. Но в конце лета 1918 г. требовалась помощь американских рабочих и особенно, конечно, социалистически настроенных интеллигентов в защите Советской России от прямой антантовской интервенции. Ленин объяснил американцам, что Брестский мир стал вынужденной мерой защиты. Он рассказывает об успехах, просчетах и ошибках российской революции, необходимости революционного террора и ограничения формальной демократии. Идеи и мысли, отраженные в письме В.И. Ленина, оказались весьма актуальны. Они дошли до прогрессивных американцев, и
лишили страны Антанты их солдат. Большевики в итоге создали пятимиллионную армию, и красные победили белых..
Ключевые слова: В.И. Ленин, Советская Россия, американские рабочие, российская революция, американская революция, американская гражданская война, террор, интервенция Антанты, Советская конституция 1918 г.
In August, 2018 V.I. Lenin wrote the letter to American workers, in which he in particular quoted the words of a prominent Russian public figure, writer and revolutionary N.G. Chernyshevsky about historical development of mankind. Here, at once fundamental difference between Lenin and Chernyshevsky can be traced: the latter has the development "historical path", and the proletarian revolutionary has "historical activity". It was discussed and protected by V.I. Lenin in his letter. Its purpose was accurate propaganda: to turn American workers, progressively adjusted socialist intellectuals against interventional policy of the USA and the Entente carried out concerning Soviet Russia in 1918. That year Russia through revolution and civil war chose a further way of its social modernization. Vladimir Ilyich Lenin explained Bolshevist program of transformation of Russia to American workers. He noted that the US had arisen as a result of anti-feudal revolution and liberation war against England. In a century and a half by 1918 American civilization had reached great heights. Lenin considered that in general the building of socialism in Russia was to be firmly based on American experience using the system of F.U. Taylor in management, education, technical development. But at the end of the summer of 1918 the assistance of American workers and, especially, of course, socialist-minded intellectuals in defending Soviet Russia from direct Entente intervention was required. Lenin explained to the Americans that the Brest Peace had become a forced measure of protection. He told the workers about progress, miscalculations and errors of Russian revolution, the need for revolutionary terror and the restriction of formal democracy. In general, ideas and thoughts reflected in V.I. Lenin's letter proved to be very relevant. They reached progressive Americans, and the Entente countries lost their soldiers. Bolsheviks as a result created a five-million army, and the Red won in the struggle against the White.
Keywords: Lenin, Soviet Russia, American workers, Russian revolution, American revolution, American civil war, terror, the intervention of the Entente, Soviet Constitution of 1918.
Владимир Ильич Ульянов-Ленин 20 августа 1918 г. обратился с письмом к рабочим Соединенных Штатов Америки, которое 22 августа газета «Правда» опубликовала под названием «Письмо к американским
рабочим». Почему этот исторический документ вызывает сегодня, на взгляд автора этих строк, повышенный интерес? Для этого, по его мнению, есть ряд важных причин.
Видный российский историк Н.М. Карамзин считал, что отрезок времени размером в ближайшие сто лет - это еще не история, а в большей степени политика. Если признать истинность этого заявления, то Вторая российская революция и деятельность В.И. Ленина в ходе ее только сейчас начинает постепенно переходить в историческую область.
В письме В.И. Ленин пишет по памяти: «Историческая деятельность - не тротуар Невского проспекта, говорил великий русский революционер Чернышевский» [1]. Но Ленин цитирует его не точно. На самом деле в рецензии на книгу американского экономиста Г.Ч. Кари «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» Н.Г. Чернышевский писал: «Исторический путь - не тротуар Невского проспекта: он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. Т. 7. - М., 1950.-
С. 923).
Итак, «историческая деятельность» у В.И. Ленина и «исторический путь» у Н.Г. Чернышевского. Если «путь» - это объективные исторические условия и обстоятельства, то «деятельность» - уже субъективные усилия человека, группы лиц, определенного класса, его партии, а также вождей этой партии.
Американские историки и социологи второй половины XX в. считали В.И. Ленина, вместе с Петром I и И.В. Сталиным, выдающимся политическим деятелем и включили его в первую сотню политических лидеров, ускоривших модернизацию человеческой цивилизации.
Автор этих строк подготовил ряд публикаций, посвященных проблемам российской исторической модернизации и роли В.И. Ленина в ней [2]. Цель данной статьи: рассмотреть «Письмо к американским рабочим» как исторический документ, помогающий глубже и точнее изучить ряд модернизационнных процессов общероссийского и цивилиза-ционного масштабов того времени.
В.И. Ленин подготовил письмо в обстановке развернувшейся в России гражданской войны, которую активно подогревали сами большевики. Последующую модернизацию России Ленин и его товарищи по партии коммунистов твердо увязали с грядущей, по их мнению, мировой революцией. Ленин, без всякого сомнения, являлся величайшим революционным тактиком. Но его общая стратегия коммунистической революции строилась на утопической концепции. Этот утопизм стал очевидным в ходе политико-экономического опыта России и человечества за прошедшие 100 лет. Однако многие подходы В.И. Ленина к ситуации в
августе 1918 г., а также исторические экскурсы в его письме, тем не менее, вызывают большой интерес.
В.И. Ленин сообщает американским рабочим, что история новейшей и цивилизованной Америки открывается одной из тех великих, действительно освободительных и революционных войн, которых было так немного среди массы грабительских войн. Это была война американского народа против разбойников англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку, как угнетают и держат в колониальном рабстве еще и теперь эти «цивилизованные» британские кровопийцы сотни миллионов людей в Индии, Египте и во всех концах мира [3].
В связи с этим тезисом целесообразно рассмотреть, как развивалась история создания Соединенных Штатов Америки. Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки возникла в начале XVII в. Со временем здесь появилось еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли вглубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко распространилось в южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак.
Иной характер приобретала экономика северной группы колоний, так называемой Новой Англии, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между Севером и Югом, в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение.
Направления развития экономики северных и южных колоний во многом определялись неодинаковым составом господствующих слоев населения. На Юге доминировали плантаторы-рабовладельцы - потомки английской аристократии. Многие из них переселились в Америку во время английской революции. На Севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К 70-м гг. XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн человек, включая 500 тыс. рабов.
Почти во всех колониях действовали выборные законодательные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великой хартии вольностей, Билля о правах, «Общего права», «Права справедливости» и т. д. Жалованные колониям королевские хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английских то-
варов и проводило политику их ограбления и сдерживания промышленного развития.
Эти противоречия между метрополией и ее американскими подданными достигли особой остроты к середине XVIII в., что обусловило начало массовых антиправительственных выступлений американцев. Для координации борьбы здесь появились специальные органы - «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения».
В 1774 г. в г. Филадельфия прошел Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала протест против таможенной и налоговой политики митрополии. Одновременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву отношений колоний с королевской короной. Но в ответ английское правительство начало военные действия.
Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс, который констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон.
В ходе начавшейся войны за независимость каждая колония объявила себя независимой республикой - штатом. К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно продвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии. Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Создавался единый национальный рынок, формировалась нация североамериканцев.
Убедившись в безуспешности попыток защищать права американцев - подданных короны, ссылаясь на свободы, заявленные в праве Великобритании, вожди антиколониального сопротивления обратились к идеям естественного права. Признание ими прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой природы и поэтому неотчуждаемыми, создавало теоретическую базу для утверждения того, что государство не может нарушать права и свободы человека, более того, оно обязано их защищать. Следовательно, оправдана борьба с государственной властью, попирающей права человека.
Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, таких как Декларация прав штата Вирджиния и особенно Декларация независимости (принята 4 июля 1776 г. Вторым континентальным конгрессом и соответственно общая для всей страны). В Декларации независимости, составленной в основном Т. Джефферсо-ном, объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало «естественные» права американцев. «Все люди, - го-
ворилось в Декларации, - сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью». Далее следовал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совершенных английским правительством. Так, на основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т. е. полновластия нации, включая обладание реальной возможностью ее отделения и образования самостоятельного государства. За народом признавалось право на революцию.
Декларация независимости, составленная в демократическом духе, явилась выдающимся, прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была присуща определенная историческая ограниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декларации исключили пункт, осуждавший рабство. Ничего не говорилось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признавались права человека [4].
В.И. Ленин в своем письме американским рабочим, обратив внимание на причины и механизмы борьбы американских колоний за независимость, не стал акцентировать внимание на том, что Дж. Вашингтон и некоторые другие отцы американской демократии являлись крупными рабовладельцами. Это являлось исторической реальностью на фоне назревших изменений.
Далее В.И. Ленин пишет, что со времен американской революции прошло около 150 лет. И вот «буржуазная цивилизация принесла все свои роскошные плоды. Америка заняла первое место среди свободных и образованных стран по высоте развития производительных сил человеческого объединенного труда, по применению машин и всех чудес новейшей техники» [5].
Ранее, весной 1918 г. в период мирной передышки В.И. Ленин написал книгу «Очередные задачи Советской власти», в которой в разделе «Повышение производительности труда» утверждал, что успех социалистического строительства прямо связан с достижением наивысшей производительности. Он прямо указывает на необходимость изучения американского опыта развития тейлоризма. Луис Фишер в своей книге «Жизнь Ленина» пишет следующее: «В марте и апреле 1918 г. Ленин пытается спасти Россию от полного хаоса. Он делает заметки: "повышение производительности"; "учиться социализму у крупнейших организаторов капитализма, у трестов". "Тейлоровская система. Изучение движе-
55 «_»
ния , - пишет он по-английски, имея ввиду систему экономии труда,
выработанную Ф.У. Тейлором и подвергшуюся жестоким нападкам со стороны коммунистов и пр. "Сила примера (образцовой общины)"; "единоличное распоряжение" на предприятиях; "черпать обеими руками из-за границы"; "сдельная плата по итогам"; "не воруй, не лодырничай"; "Советская власть плюс прусский порядок железных дорог, плюс американская техника и организация трестов плюс американское народное образование etc., ect., = сумма = социализм"» [6].
В кремлевской библиотеке у В.И. Ленина находилась книга Ф.У. Тейлора (Тейлор Ф. Научные основы организации промышленных предприятий. - Петроград, 1916), которую Владимир Ильич глубоко изучил. Он отмечал в апреле 1918 г., что «Русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями. И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права. Учиться работать - эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, - как и все прогрессы капитализма, - соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна применять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее» [7].
Итак, к тому времени, когда В.И. Ленин обратился в августе 1918 г. к американским рабочим, он прекрасно понимал, что без их техники, без американского образования, без системы Ф.У. Тейлора социализм в России построить невозможно.
Но в конце лета 1918 г. стояла другая актуальная задача: остановить поход Антанты против советской России. Поход, к которому присоединились и власти США во главе с президентом Вудро Вильсоном. Своим письмом, построенном на аналогиях, В.И. Ленин пытался пробудить классовую солидарность американского пролетариата в защиту российского рабочего класса и его революции. В.И. Ленин пишет, что «именно теперь англо-французская и американская буржуазная пресса распространяет в миллионах и миллионах экземпляров ложь и клевету про Россию, лицемерно оправдывая свой грабительский поход против нее стремлением "защитить" будто бы Россию от немцев» [8].
Он сообщает затем американцам, что когда в октябре 1917 г. рабочие России «свергли свое империалистическое правительство, Советская власть, власть революционных рабочих и крестьян, открыто предложила справедливый мир, без аннексий и контрибуций, мир с полным соблю-
дением равенства прав для всех нации, - предложила такой мир всем воюющим странам. Именно англо-французская и американская буржуазия не приняла нашего предложения, именно она отказалась даже разговаривать с нами о всеобщем мире! Именно она поступила предательски по отношению к интересам всех народов, именно она затянула империалистическую бойню!» [9].
В.И. Ленин объясняет, что Брестский мир стал вынужденной мерой защиты социалистической революции от страшной внешней угрозы со стороны германского милитаризма. Он напоминает, что американский народ принял в XVIII в. тактику политического лавирования и сражался вместе с колониалистами, французами и испанцами против своих угнетателей англичан.
Также В.И. Ленин подчеркивает, что революция - это бешеная, обостренная до крайности классовая борьба. В эпоху революции классовая борьба неизбежно принимает форму гражданской войны. А последняя невозможна без тягчайших разрушений, террора, «стеснения формальной демократии в интересах войны» [10].
В.И. Ленин напоминает, что американская гражданская война 1863-1865 гг. свергла власть рабовладельцев и уничтожила рабство негров. Хотя экономика США к 1870 г. оказалась сильно подорванной, но благородная цель оправдывает эти разрушения.
Ленин указывает, что российская революция происходит в стране, где люди одичали от мировой войны на обломках экономических разрушений и культуры. Он сообщает о неизбежности жертв и террора в ходе мировой революции: жертв будет в десятки раз меньше тех, что принесла мировая империалистическая война.
Он также сообщает об ошибках российских революционеров: «На каждую сотню наших ошибок, о которых кричит на весь свет буржуазия и ее лакеи (наши меньшевики и правые эсеры в том числе), приходится 10 000 великих и геройских актов - тем более великих и геройских, что они просты, невидны, спрятаны в будничной жизни фабричного квартала или захолустий деревни, совершены людьми, не привыкшими (и не имеющими возможности) кричать о каждом своем успехе на весь мир. Но если бы даже дело обстояло наоборот, - хотя я знаю, что такое допущение неверно, - если бы даже на 100 наших правильных актов приходилось 10 000 ошибок, все-таки наша революция была бы, и она будет перед всемирной историей, велика и непобедима, ибо первый раз не меньшинство, не одни только богатые, не одни только образованные, а настоящая масса, громадное большинство трудящихся сами строят новую жизнь, своим опытом решают труднейшие вопросы социалистической организации. Каждая ошибка в такой работе, в этой добросовест-нейшей и искреннейшей работе десятков миллионов простых рабочих и крестьян по переустройству всей их жизни, - каждая такая ошибка стоит тысячи и миллиона «безошибочных» успехов эксплуататорского
меньшинства в деле надувания и объегоривания трудящихся. Ибо только через такие ошибки научатся строить новую жизнь, научатся обходиться без капиталистов рабочие и крестьяне, только так пробьют они себе путь -через тысячи препятствий - к победоносному социализму!» [11].
В.И. Ленин пишет, что новая пролетарская и крестьянская Советская конституция отбрасывает прочь лицемерие феодального равенства. Он отмечает, что «когда буржуазные республиканцы свергали троны, тогда не заботились о формальном равенстве монархистов с республиканцами. Когда речь идет о свержении буржуазии, только предатели или идиоты могут добиваться формального равенства прав для буржуазии. Грош цена "свободы собраний" для рабочих и крестьян, если все лучшие здания захвачены буржуазией. Наши Советы отняли все хорошие здания, и в городах и в деревнях, у богачей, передав все эти здания рабочим и крестьянам под их союзы и собрания. Вот наша свобода собраний ... для трудящихся! Вот смысл и содержание нашей Советской, нашей социалистической Конституции! И вот почему так глубоко уверены все мы, что, какие бы беды ни обрушились еще на нашу республику Советов, она непобедима» [12].
В.И. Ленин сообщает, что мировая революция не может произойти в заданные короткие сроки. Но пример революционной России ведет мировой пролетариат вперед, к своей победе, которая спасет гибнущую культуру и гибнущее человечество.
В целом письмо В.И. Ленина сыграло свою важную роль в защите революционной России. Этому способствовал целый комплекс идеологических, пропагандистских, военных и других факторов. Но уже в 1919 г. американские войска покинули Сибирь и Дальний Восток, что способствовало поражению белых армий. Хотя США до 1933 г. дипломатически не признавали СССР.
Но опора СССР на собственные силы, реалии международной обстановки, в конце концов, заставили руководство США пойти на дипломатическое признание Советского Союза. В условиях мирового экономического кризиса оно не препятствовало работе американских инженеров и рабочих на стройках первых пятилеток.
В годы Второй мировой войны США оказались важным союзником СССР и поставляли большое количество необходимого оружия, боеприпасов, техники, оборудования и продовольствия.
Почему пока не произошла американская пролетарская революция? В США наряду с пролетариатом сформировался мощный средний класс и получила развитие демократия, сложившаяся в ходе борьбы американских штатов против британского владычества. В 1960-е гг. под натиском борьбы чернокожего населения за равноправие произошла настоящая революция в положении афроамериканцев, защите их гражданских и социальных прав.
В США много финансовых, экономических и социальных проблем. Но доминирующее положение страны в мировом сообществе, использование мер военного принуждения противников, мощная система контроля за настроениями людей позволяют правительству США поддерживать приемлемый для большинства населения страны уровень жизни населения и не допускать массовых выступлений против власти и крупного бизнеса.
Для успешного развития современных отношений между нынешней Россией и США требуются новые импульсы и чувство глубокого взаимопонимания. История предыдущих отношений подсказывает, что это вполне возможно.
Литература
1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. - М., 1969. - С. 57.
2. См., например, в следующих публикациях: Рогачев А.Г. Альтернативы государственной модернизации: сибирский аспект (1917-1925 годы). - Красноярск, 1997; Рогачев А.Г., Максимов С.В. Динамика и модернизация российских социально-политических и экономических процессов 1917-1918 годов на историческом поле Сибири. -Красноярск, 1999; Рогачев А.Г. Альтернатива российской модернизации: сибирский аспект (1917-1925 годы) / Краснояр. гос. ун-т. -2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск, 2008; Рогачев А.Г. Исторический опыт отечественных модернизаций в России V-XXI вв. - Красноярск, 2010; Рогачев А.Г. Исторические модернизации государства и права в России в IX-XXI веках / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2015; Рогачев А.Г. История Красноярского края с древнейших времен до современности: культура, экономика, быт, право и особенности управления: учеб. пособие / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2015; Рогачев А.Г. Актуальные вопросы отечественной истории: социально-политическое развитие общества и государства от Древней Руси до современной России: учеб. пособие / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017.
3. Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т. 37. - М., 1969. - С. 49.
4. Рогачев А.Г. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие. Ч. 2. - Красноярск, 2016. - С. 55-57.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. - М., 1969. - С. 49.
6. Фишер Л. Жизнь Ленина: в 2 т. Т. 1: пер. с англ. - М.: Книжная лавка -
РТР, 1997. - С. 378-379.
7. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. - М., 1996. - С. 189-190.
8. Там же. Т. 37. - С. 50.
9. Там же. - С. 53.
10. Там же. - С. 57-58.
11. Там же. - С. 61.
12. Там же. - С. 63.
Literatura
1. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 37. - M., 1969. - S. 57.
2. Sm., naprimer, v sleduyuschih publikaciyah: Rogachev A.G. Al'ternativy gosudarstvennoj modernizacii: sibirskij aspekt (1917-1925 gody). -Krasnoyarsk, 1997; Rogachev A.G., Maksimov S.V. Dinamika i moderni-zaciya rossijskih social'no-politicheskih i ekonomicheskih processov 1917-1918 godov na istoricheskom pole Sibiri. - Krasnoyarsk, 1999; Rogachev A.G. Al'ternativa rossijskoj modernizacii: sibirskij aspekt (19171925 gody) / Krasnoyar. gos. un-t. - 2-e izd., pererab. i dop. - Krasnoyarsk, 2008; Rogachev A.G. Istoricheskij opyt otechestvennyh mod-ernizacij v Rossii V-XXI vv. - Krasnoyarsk, 2010; Rogachev A.G. Is-toricheskie modernizacii gosudarstva i prava v Rossii v IX-XXI vekah / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. - Krasnoyarsk, 2015; Rogachev A.G. Istoriya Krasnoyarskogo kraya s drevnejshih vremen do sovremennosti: kul'tura, ekonomika, byt, pravo i osobennosti upravleniya: ucheb. posobie / Krasnoyar. gos. agrar. un-t / Krasnoyarsk, 2015; Rogachev A.G. Aktual'nye voprosy otechestvennoj istorii: social'no-politicheskoe razvitie ob-schestva i gosudarstva ot Drevnej Rusi do sovremennoj Rossii: ucheb. Posobie / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. - Krasnoyarsk, 2017.
3. Lenin V.I. Pol. sobr. soch., T.37. - M., 1969. - S. 49.
4. Rogachev A.G. Istoriya gosudarstva i prava zarubezhnyh stran: ucheb. posobie. CH. 2. - Krasnoyarsk, 2016. - S. 55-57.
5. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 37. - M., 1969. - S. 49.
6. Fisher L. ZHizn' Lenina: v 2 t. T. 1 Gl. 1-23: per. s angl. - M.: Knizhnaya lavka - RTR, 1997. - S. 378-379.
7. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 36. - M., 1996. - S. 189-190.
8. Tam zhe. T. 37. - S. 50.
9. Tam zhe. - S. 53.
10. Tam zhe. - S. 57-58.
11. Tam zhe. - S. 61.
12. Tam zhe. - S. 63.