продолжающие лучшие традиции истории судебных органов республики. Свой опыт и преданность делу передали нам люди старшего поколения: председатели Верховного суда Валерий Иосифович Романов и Василий Степанович Глушков, заместители председателя Верховного суда Анатолий Андриа-нович Артюшов и Геннадий Николаевич Ушаков, судьи Иван Филиппович Орехов, Сергей Яковлевич Петров, Тамара Федоровна Мошкова и многие, многие другие.
Верховный суд республики сегодня состоит из 26 судей. Требования к ним значительно возросли. Ответственная деятельность по отправлению правосудия требует от них глубоких юридических знаний, профессионального достоинства, а подчас и гражданского мужества. В высшем судебном органе республики работают люди, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся высоким уровнем квалификации. Десять судей Верховного суда имеют стаж судейской работы более 20 лет, семь судей являются заслуженными юристами Республики Марий Эл, два - России.
Обеспечивает работу судей аппарат суда. Это помощники судей, секретари, специалисты в области компьютерной техники, работники бухгалтерии, кадровой службы, работники по обслуживанию зданий. Сегодня в Верховном суде трудятся более 80 человек.
Верховный суд Республики Марий Эл - часть судебной системы Российской Федерации, которая вполне достойно представлена в судейском сообществе страны. Наш коллектив встретил свой 85-летний рубеж высокими результатами в работе и стремлением добиться лучших успехов.
В.И. Романов*
В.И. ЛЕНИН О ЗАКОНАХ И ЗАКОННОСТИ (к 138-летию со дня рождения)
«И то государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны»
Сократ, греч. философ, IV век до н.э.
Владимир Ильич Ленин вошел в историю как основатель и руководитель первого в мире социалистического государства. Как основателю Советского государства ему принадлежит и выдающаяся роль в создании и упрочении советского социалистического права, социалистической законности.
Будучи юристом по образованию, В.И. Ленин интересовался развитием советского законодательства до мельчайших подробностей и принимал непосредственное участие в разработке многих законопроектов Советской власти. Он лично написал проекты декретов 2-го Всероссийского съезда Советов
Заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор.
о мире, о земле, об образовании рабочего и крестьянского правительства, получивших затем всемирно-историческую известность. Под его руководством и при его активном участии была выработана первая Советская Конституция -Конституция 1918 года, созданы первые советские кодексы 1918 и 1922 годов.
По мере развития классовой борьбы, в соответствии с теми политическими задачами, которые партия решала на том или ином этапе борьбы за построение социалистического общества, развивалась, изменялась и совершенствовалась социалистическая законность. Но неизменными оставались основные принципы, заложенные в нее В.И. Лениным: неукоснительное и строгое соблюдение законов Советской власти всеми учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.
Законы Советской власти должны свято исполняться - этим принципом В.И. Ленин неизменно руководствовался в своей практической деятельности как председатель Совнаркома. Сам он всегда очень уважительно относился к законам и был нетерпим к другим, когда те позволяли себе нарушить или обойти закон. Строжайшее соблюдение советских законов В.И. Ленин считал элементарным требованием партийной и государственной дисциплины.
По инициативе В.И. Ленина 8 ноября 1918 г. VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов принял специальное постановление «О точном соблюдении законов», в редактировании которого принимал личное участие Владимир Ильич. «За год революционной борьбы, - говорилось в этом постановлении, - рабочий класс России выработал основу законов РСФСР, точное соблюдение которых необходимо для дальнейшего развития и укрепления власти рабочих России». Посылая это постановление съезда всем членам коллегии и народным комиссарам, Ленин писал о безусловной необходимости строгого исполнения этого закона, а в письме Д.И. Курскому - Наркому юстиции предложил, чтобы в циркуляре было указано, что виновные в нарушении указанного постановления съезда понесут наказание и за незнание, и за неприменение этого закона.
Много лет прошло с тех пор, как писалось это. За это время в нашей стране несравненно повысилась правовая культура людей. Законы государства в настоящее время, как правило, большинством граждан соблюдаются сознательно. Да иначе и быть не должно. Государство, как провозглашено в ст. 1 Конституции (1993 г.), поставило целью дальнейшего своего развития построение правового государства, одним из основных и важнейших принципов которого является строжайшее и неуклонное соблюдение законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Надо заметить, указанный тезис является пока программным, нашему государству еще далеко до правового. В стране широкое распространение получили коррупция чиновничьего аппарата, взяточничество, хищения, ими поражены даже высокие должностные лица органов государства и регионов. Много принимается решений и издается приказов в обход закона руководителями учреждений и организаций, которые объясняют свои действия соображениями «целесообразности», «в интересах дела». Ежегодно по протестам прокуроров
сотнями отменяются незаконные акты. В стране развито хищение чужого имущества, совершаются грабежи и разбои. Можно сказать, что, если бы не прокуроры и суды, в стране был бы полнейший бедлам. В связи с этим уместно напомнить слова христианского теолога, церковного деятеля Блаженного Августина, сказанные им еще в 430 году: «Без справедливости и правосудия государство есть не что иное, как шайка разбойников».
Как показывает практика, причиной нарушения законов в большинстве случаев является недостаточное знание их должностными лицами, которые по долгу своей службы обязаны ими руководствоваться. Но нередко законы нарушают осознанно. По этому поводу выработан даже своеобразный принцип: «Закон можно не нарушать, его можно обойти»
В.И. Ленин был нетерпим к подобного рода фактам «обхода» закона. Такой пример. В 1919 году секретарь Совнаркома Л.А. Фотиева обратилась к нему с просьбой принять на работу в Секретариат СНК новую сотрудницу, в приеме которой отказал управделами СНК В.Д. Бонч-Бруевич, ссылаясь на декрет «О недопустимости совместной службы родственников в советских учреждениях», т.к. у рекомендуемой сотрудницы в СНК работала сестра. По этому поводу Фотиева писала В.И. Ленину: «Нельзя ли обойти декрет?» Ленин на эту просьбу ответил так: «Обойти декретов нельзя: за одно такое предложение отдают под суд».
О недопустимости обхода закона В.И. Ленин подчеркивает и в записке на имя Г.В. Чичерина и Л.М. Карахана. Он говорит, что обход постановления Совнаркома абсолютно недопустим, и требует, чтобы исполнение его было «без увёрток».
В ленинских документах с первых дней существования пролетарского государства одним из основных принципов социалистической законности утверждался принцип равенства граждан перед законом. Ленин неоднократно подчеркивал, что законы Советской власти обязательны к исполнению для всех, независимо от занимаемых постов, и что пример исполнительности и уважения к советским законам должны подавать в первую очередь руководители, «ибо если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя».
Законы государства являются выражением воли народа. Поэтому, всемерно охраняя законность и правопорядок, наказывая нарушителей требований законов, государство проводит в жизнь волю народа, охраняет его права и интересы. Надо иметь ввиду, что нарушение закона никогда не может быть целесообразным, ибо соблюдение законов в точном соответствии с его смыслом само по себе уже есть разумная целесообразность. Если закон соблюден, то, значит, выдержана при этом и целесообразность. Никакой «целесообразности» в ущерб интересам государства и народа у нас быть не может.
В.И. Ленин всегда подчеркивал, что законность должна быть одна, что ни под каким видом никаких отступлений от закона, никакой отсебятины в разрез законов центральной власти не должно быть. В своем письме от 22 мая 1922 г. в Политбюро «О двойном подчинении и законности» он указывал, что «... законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всерос-
сийская и даже единая для всей федерации Советских республик ... Законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской.».
Одной из форм нарушения законности является бюрократизм в деятельности государственных и общественных организаций, который есть и в наши дни и проявляется в разных формах: в волоките в решении вопросов, в невнимании к нуждам и жалобам граждан, в неисполнительности, в формализме в работе и т.п.
С первых же дней образования Советского государства В.И. Ленин выдвинул в качестве одной из первоначальных задач новой власти борьбу с бюрократизмом и «обломовщиной» и неоднократно требовал от Наркомюста привлекать бюрократов к судебной ответственности, требовал, чтобы судебные процессы по делам такого рода были наиболее торжественны, публичны, а приговоры внушительны. Он говорил, что борьба с бюрократизмом - это дело не одного дня, что бюрократы живучи и на борьбу с ними надо вовлекать народные массы, одной пропагандой сделать ее невозможно.
Большое значение придавал В.И. Ленин вопросам разрешения жалоб трудящихся, требуя сурового наказания виновных за волокиту и невнимательное отношение к жалобам. Сам же он был исключительно чутким и внимательным к жалобам трудящихся и проявлял в этом деле большую личную дисциплинированность. Он требовал от работников канцелярии Совнаркома, чтобы ему без промедления докладывали о всех жалобах трудящихся на правительственные органы и лица, и всегда находил время (при его большой занятости), чтобы вовремя ответить на жалобы, а если это почему-либо не получалось, то считал нужным извиниться перед жалобщиком за задержку в ответе.
В своей записке на имя Л.А. Фотиевой по поводу жалобы коммуниста-красноармейца И.А. Семянникова 13 мая 1921 г. В.И. Ленин пишет:
«т. Фотиева!
1) разыщите автора спешно, примите, успокойте, скажите, что я болен, но дело его двину. »
И дальше он указывает, что конкретно нужно сделать, какие меры принять по этой жалобе.
Письма граждан - это одна из форм общения и связи органов власти и государственного управления с народом, одно из средств борьбы с нарушениями законности, бюрократизмом и волокитой. Поэтому в этом деле должен быть наведен надлежащий порядок. В.И. Ленин считал настоятельно необходимым «... обязательно приучить население к тому, что дельные жалобы имеют серьезное значение и приводят к серьезным результатам».
Раскрывая принципы социалистической законности, В.И. Ленин подчеркивал неразрывную связь законности с культурностью. Он говорил, что, если не соблюдать единые установленные для всей федерации законы во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может
быть и речи. Надо сказать, что слова В.И. Ленина о неразрывной связи законности и культурности остаются в силе и сейчас.
Известно, что чем выше культура, а следовательно и сознательность и организованность людей, тем крепче законность. Беззаконие является выражением бескультурья. Законность является важной культурной силой, одним из важных средств правового воспитания граждан.
P.S. Обращение к читателям. Взяться за перо и написать настоящую статью об отношении В.И. Ленина к законам и законности, об их роли в государственном строительстве побудило меня открытое негативное отношение ряда нынешних политиков и обывателей к личности Владимира Ильича Ленина, его трудам, его роли в истории Российского государства. Все, что сделали он и коммунисты, преподносится только в негативном плане. Меняют названия улиц, площадей с именем Ленина, сносят памятники ему. Кое-кому Ленин не дает покоя даже в гробу, то и дело поднимают вопрос о выносе его тела из Мавзолея.
Могут спросить: зачем и кому всё то, о чем говорится в статье, теперь нужно? Государство наше другое, не социалистическое.
Да, действительно государство другое, однако законность, правопорядок нужны для любого типа государства, иначе оно развалится! В статье приведены слова и мысли не только В.И. Ленина, но и других философов и мыслителей. Они злободневны и теперь: управлять государством, муниципальным образованием и даже любым коллективом (и большим, и малым) без знания науки управления абсолютно невозможно. Еще Сократ говорил: «Править должны знающие». Далее: «При наличии соответствующего знания предмета и умения обращаться с людьми человек станет хорошим начальником независимо от того, будет ли он заведовать домом, войском и государством». Выходит, что для этого надо учиться науке управления!
Когда я вижу на полках своего книжного шкафа 55 объемных томов собрания сочинений Владимира Ильича, поражаюсь его гениальности и работоспособности. Быть у руля управления государством в тяжелейшее время и написать столько трудов - гений величайший! Кто еще из руководителей государств в мире мог написать столько? Никто - не было и нет такого!
С уважением В. Романов
О.А. Сидоров *
МОДЕРНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО ДУАЛИСТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА (Историко-правовой аспект)
Проблема повышения эффективности федеративных отношений, особенно в аспекте координации властных полномочий федерации и ее субъектов, имеет исключительно важное значение для любой страны. В этой связи всегда актуальным является изучение зарубежного опыта разграничения компетенции.
Американский федерализм является традиционно значимым объектом изучения российской науки. История федерализма США предоставляет примеры как неэффективного распределения предметов ведения и полномочий, ведущего к дезинтеграции, так и взвешенного разграничения компетенции, которое служит объективным интересам общества, создает условия быстрого роста национального благосостояния.
Российские и зарубежные ученые весьма подробно описали организационно-правовые элементы федерации в США. Традиционно меньшее внимание уделялось эволюции федерализма. Данная работа посвящена важному и при том недостаточно изученному в отечественной науке этапу развития американского федерализма 1861-1933 гг. В это время происходит трансформация модели традиционного дуалистического федерализма, имеющая целью приспособить ее к новым реалиям социально-экономической и политической жизни страны. Соответственно, необходимо определить основные тенденции развития федерализма США в данный период.
Эволюция федерализма в США отражена в нескольких утвердившихся в науке и политической практике концепциях (моделях). Наиболее широко используются две из них, отражающие характер взаимосвязей между субъектами федеративных отношений: дуалистический и кооперативный федерализм. Американский федерализм на этапе своего становления, то есть с момента создания государства (1787 г.) до начала Гражданской войны (1861 г.), приобрел выраженный дуалистический характер. Дуалистический федерализм относится к моделям конкурентного типа, следовательно, главным в федеративных отношениях считает независимость федерации и субъектов в конституционно закрепленных за ними сферах компетенции, а также строгое разделение функций и полномочий, сопровождающееся постоянной конкуренцией. Причем, если выигрывает один центр власти, то проигрывает другой.
Новый этап развития дуалистического федерализма США получил в науке различные наименования и несколько отличающиеся друг от друга датировки. К примеру, авторы труда «Федерализм: теория и история развития» именуют его «адаптацией федерализма к условиям индустриального общества» (1865 г. - начало «Нового курса»), проф. М.С. Саликов - собственно «дуали-
Канд. юрид. наук, доцент, декан юридического факультета Марийского государственного университета.