Научная статья на тему 'В. И. Ленин и край Мордовский'

В. И. Ленин и край Мордовский Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. И. Ленин и край Мордовский»

Есть и другая общеизвестная причина — пассивность к восприятию научно-технических новаций, проявляемая коллективами многих предприятий и даже целых отраслей и регионов. У этой невосприимчивости, думается, несколько причин. Прежде всего это несовершенство хозяйственного механизма, который в нынешнем состоянии еще не обладает должным магнетизмом к научно-техническому прогрессу. Сами научно-технические новшества также нередко не имеют «притягательной силы» из-за своей «нетехнологичности». Но, думается, главная причина — в низкой технической и технологической цивилизованности значительных отрядов работников материальных отраслей производства. Неоправданно ослаблено внимание к подготовке массовых отрядов высококвалифицированных рабочих. Крайне медленно растет технологическая культура специалистов. Многим вузам их просто негде учить новейшим технологиям.

В современных условиях резко возрастает значение гуманитарной цивилизованности, общей культуры, духов^ ности людей. К сожалению, ленинский завет о том, что коммунистом, цивилизованным человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, не стало реальностью нашего отечественного народного образования. Видимо, серьезным препятствием его перестройки на этот ориентир служит стереотип, согласно которому общечеловеческая культура — это феномен отдаленного буду-

щего, а не явление прошлого и настоящего. А она, эта культура, существует и содержится в системе достижений мировой цивилизации. Ее основу составляют общечеловеческие ценности. Поучительно в связи с этим вспомнить, что марксизм-ленинизм в свое время возник именно на «Монблане» мировой цивилизации, общечеловеческой культуры, став затем ее составной частью. Попытка развивать его вне связи с динамикой мировой цивилизации не увенчалась и не может увенчаться успехами.

Поэтому гуманизация и гуманитаризация народного образования в целом, высшего (а в нем университетского) в особенности должны сопровождаться не увеличением количества предметов и часов, а радикальным изменением содержания предметов гуманитарного цикла, всей концепции гуманитарной цивилизованности. Первые шаги в данном направлении выявили «информационную недостаточность» вузовских библиотек, а межбиблиотечная интеграция и технологии оперативной печати находятся еще в начальной стадии развития.

Но главное, вероятно, все же в том, что еще медленно прорастает тяга к мировой цивилизации у самой вузовской общественности. Поэтому так важно для современников восстановление подлинного духовного облика Ленина, его отношения к мировой духовной культуре. Сам Ленин, его культура — неотъемлемая часть сегодняшней и будущей мировой культуры, социалистической цивилизации.

В. И. ЛЕНИН И КРАЙ МОРДОВСКИЙ

Профессор М. Ф. ЖИГАНОВ

Самое дорогое, самое светлое в жизни народов нашей многонациональной страны связано с именем В. И. Ленина. Исторические документы, воспоминания соратников и друзей Ленина говорят о том, что он всегда стремился помочь мордовскому и другим на-

родам Поволжья. В. И. Ленин много знал о мордовском народе, о его тяжелой жизни. В 1895 г. в своей работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» Ленин особо выделил следующий отрывок из книги Струве: «Ватаги но-

вых завоевателей расходятся во все стороны и нигде и ни в ком не встречают противодействия. Помещики им покровительствуют и встречают их с радостью, земские люди выдают им громадные страховые премии, народные учителя пишут им кляузы, духовенство делает визиты, а волостные писаря помогают опутывать мордву».

«Совершенно верная характеристика!» — подчеркивал Ленин.

О том, что Ленин хорошо знал жизнь мордовского народа, вспоминала Н. К. Крупская. Во время встречи с работниками народного просвещения из Мордовии в Наркомпросе РСФСР в 1931 г. она отмечала: «Знаю, знаю мордовский народ. Еще Ильич мне рассказывал об этом трудолюбивом народе. Он всегда был внимательным к его нуждам».

Семья Ульяновых тысячами нитей была связана с трудящимися Поволжья. Отец Владимира Ильича И. Н. Ульянов сыграл огромную роль в просвещении нерусских народов Поволжья, в том числе мордвы. Благодаря его организаторской деятельности только в мордовских селах Ардатов-ского и Карсунского уездов Симбирской губернии были построены 26 школ. Лучшие черты борцов за интересы трудящихся Илья Николаевич постоянно воспитывал и в своих детях. Семья Ульяновых была носителем передовых революционно-демократических идей. В. И. Ленин с ранних лет своей жизни впитывал в себя любовь к людям труда, готовность всего себя отдать борьбе за счастье народа.

Первые 23 года своей жизни В. И. Ленин провел в Поволжье, пройдя здесь первую школу революционной борьбы. В. И. Ленин большое внимание уделял глубокому изучению жизни трудящихся Поволжья, собирал материалы о положении крестьян и городского пролетариата, тщательно анализировал явления и факты политической и общественной жизни. Об этом свидетельствует одно из писем В. И. Ленина. Письмо датировано 24 ноября 1892 г. и послано из Самары в Петербург. Это первое из сохра-

нившихся писем, относящихся к самарскому периоду жизни Владимира Ильича, когда окончательно сформировались его марксистские убеждения. В письме В. И. Ленин описывает события из сельской жизни Самарской губернии, подчеркивая при этом классовый антагонизм между крестьянами и помещиками.

9

Выдающуюся роль в политическом воспитании, в повышении революционной сознательности и организованности трудящихся сыграла ленинская «Искра». Она распространялась и на территории Мордовии. В январе 1903 г., например, полицейский пристав доносил Инсарскому уездному исправнику, что при обыске у жителя деревни Бугро-Ключи Жирнова найдено много нелегальной литературы, в том числе одиннадцатый номер «Искры» от 20 ноября 1901 г. со статьей В. И. Ленина «Протест финляндского народа».

В 900-х годах было положено начала систематической революционной работе среди трудящихся масс Мордовии социал-демократических организаций и групп Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Тамбова, Пензы и других городов. В. И. Ленин уделял их деятельности большое внимание. Он сам не раз бывал в Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, встречался с местными революционерами, готовил и& них настоящих, преданных делу борцов. Даже будучи в эмиграции, Ленин вел переписку со многими единомышленниками из Поволжья.

Партийные организации Симбирска,. Самары, Пензы, Нижнего Новгорода и других городов, работавшие под непосредственным руководством ЦК партии и В. И. Ленина, воспитали сотни революционеров-большевиков, в том числе и из представителей народов* Поволжья. В Самарской партийной организации, например, выросли такие-известные большевики-ленинцы, выходцы из мордвы, как Д. И. Маринин, И. П. Емельянов и другие.

Революционная работа социал-демократических организаций среди крестьянства, их страстные призывы под-

нимали крестьян на борьбу с угнетателями. Крестьянское движение принимало массовый характер. «Почти ни одного дня не проходило без набатного звона и пожара», — сообщала осенью 1903 г. одна из помещиц Пензенской губернии в своем письме министру внутренних дел.

Яркую страницу в историю первой русской революции 1905 — 1907 гг. вписали рабочие-железнодорожники Мордовии. Их революционная борьба проходила под непосредственным влиянием и руководством большевиков Москвы. В декабре 1905 г. рузаев-цы включились во всеобщую политическую забастовку, организовали распорядительный комитет и боевую дружину. Рабочие взяли власть в свои руки. Распорядительный комитет наложил контрибуцию на всех торговцев Рузаевки. Собранные деньги шли на помощь бастующим рабочим и голодающим людям, проезжающим через станцию. Комитет обязал торговцев отпускать продукты по специальным квитанциям (бонам), которые давались трудящимся революционной властью. Известно, что Ленин с большим удовлетворением встретил весть о революционных делах рузаевских рабочих. Депутат Московского Совета Гор-чилин в своих воспоминаниях о встрече с Лениным писал: «А когда я рассказал, что на станции Рузаевка машинист депутат Байкузов печатал боны и раздавал их рабочим, а рабочие по ним покупали у лавочника продукты, Владимир Ильич совсем развеселился и. даже, позвал! Надежду Константиновну, чтобы рассказать ей об этом факте».

Рузаевским рабочим большую помощь оказали трудящиеся Москвы, Пензы, Казани и других городов. Здесь в тс дни действовал Центральный стачечный комитет Московско-Казанской железной дороги. Революционные события 1905 — 1907 гг. оказали громадное влияние на политическое воспитание трудящихся. Они еще больше сплотили их вокруг ленинской партии, укрепили союз рабочего класса с крестьянством.

* . I

В. И. Ленин постоянно оказывал помощь революционным силам губерний и уездов. После победоносного завершения Октябрьского восстания на заседании ЦК РСДРП (б) 1 ноября 1917 г. он особо подчеркивал, что необходимо опираться на массы, для чего следует послать в деревню агитаторов.

Исходя из этого ЦК партии, Петроградский военно-революционный комитет, ВЦИК, Совнарком послали на места многих своих представителей, преданных делу революции. Только в первые дни после победы Октября Петроград направил в Пензенскую губернию 7 агитаторов, Симбирскую — 10, Тамбовскую — 18, Нижегородскую — 6 и т. д. Всего от Петроградского ВРК в различные губернии страны разъехались 106 комиссаров, 61 инструктор, более 600 агитаторов.

В борьбе за Советскую власть трудящимся Мордовии значительную помощь оказали посланцы партии В. В. Куйбышев, М. И. Калинин, В. Н. Подбельский, Н. И. Подвойский, М. Н. Тухачевский, А. Ф. Мясников, М. С. Ольминский, представители рабочего класса Питера и Москвы — продотрядовцы, члены мобилизационного отдела 1-й Революционной армии Восточного фронта.

Неизгладимый след в жизни многих уроженцев Мордовии оставили встречи с В. И. .Дениным. Среди них был сын крестьянина из села Кемля (ныне Ичалковского района) П. Н. Володин. 3 апреля 1917 г. он стоял в почетном карауле на Финляндском вокзале при встрече В. И. Ленина. В рядах встречавших в это время находился и боль-шевик-путиловец мордвин П. П. Баша-ев. Увидеть Владимира Ильича довелось также уроженцу Теньгушевского района В. Бойнову, который после взятия Зимнего, дворца находился в охране Смольного.

Больше недели охранял штаб революции — Смольный фронтовик Н. В. Ерушев. Сын бедного мордовского крестьянина Николай Васильевич Ерушев впоследствии стал художником, заслуженным деятелем ис-

кусств Мордовской АССР. В его широко известной картине «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1917 год. Смольный» в нижнем левом углу обращает на себя внимание солдат с ружьем, украшенным алым бантом." Он внимательно слушает речь Владимира Ильича. Этот солдат — сам автор картины, делегат исторического II Всероссийского съезда Советов, член партии с 1917 г.

1921 год. Страну охватило тяжелое бедствие — неурожай, голод. В. И. Ленин, партия делали все, чтобы помочь рабочим, деревенской бедноте. Именно в том суровом году пришли к Ленину ходоки из глухого мордовского села Колопино Краснослободского уезда с просьбой помочь им' приобрести хлеб. Ленин тепло встретил делегацию крестьян и помог им. Крестьянам бы-

ло выделено 600 пудов муки, предо^ ставлен вагон для ее доставки на место. «Никогда не забудем того, что, несмотря на огромную занятость государственной работой, несмотря на трудности, которые переживала в та время наша страна, Владимир Ильич принял нас, простых крестьян, и оказал нам помощь. Его светлый образ: вечно будет жить в наших сердцах»,— вспоминали ходоки.

Имя Ленина, его идеи бессмертны. Под светом ленинских идей в дружбе с народами нашей страны строит новую жизнь и Советская Мордовия. Великие идеи Ленина вызвали к жизни в мордовском народе такие силы, которые позволили ему за исторически короткое время преодолеть свою отсталость, добиться значительных успехов в хозяйственном и культурном строительстве.

ф

КАФЕДРА - ОСНОВА УНИВЕРСИТЕТА

т ♦

*

НЕОБХОДИМ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

ПОВОРОТ. НО КУДА!

Профессор J1. Г. ФИЛАТОВ

т - V

•ч

f S

9

^ » ' * #

..Перестройка на -кафедре истории основных задач перестройки в вузах. В КПСС.нашего университета идет труд- эти годы, особенно после XXVII съезда но. и. медленно. Реальная информация КПСС, коллектив нашей кафедры, показывает: почти так же обстоит дело реально (так мы все тогда думали)* на других обществоведческих кафедрах оценив ситуацию, принял решение сох* вузов Мордовии и страны в целом. Ана- ранить в университете курс истории лизируя этот сложный и многогранный:.- КПСС, но кардинально переработан' процесс, от успешного развития кото-' ный, освобожденный от схематизма^ poro во многом зависит будущее всей догматизма, начетничества и отдален' высшей школы, в нем можно выделить <- ности от запросов жизни, что было ха* три основных этапа, хотя понятно, что рактерно для периода культа личности в условиях плюрализма мнений вполне и застойного времени. Для этого было могут быть и другие суждения. необходимо: восстановить ленинскую

Первый из них, с-апреля 1985 по. концепцию истории КПСС, ликвидиро-август 1989 г., охватывает; интересный вать «белые» и прочие пятна *в курсе и важный период, когда, как мне.пред- н истории КПСС; что поднимет его на ставляется, среди обществоведов все, новый, более высокий уровень обнов-больше укоренялось мнение о сравни- ленной историко-партийной науки, тельно скором и успешном решении Начали мы работу с нового прочте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.