1. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ
1.1. НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК
Мокшин Н.Ф., доктор исторических наук, профессор
Аннотация: В статье анализируется жизнь и деятельность выдающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, журналиста и педагога Григория Карповича Ульянова.
Ключевые слова: Ульянов Григорий Карпович
PEOPLE’S DEFENDER
Mokshin N.F., doctor of historical sciences, professor
Abstract: In the article there is analyzed life and activities of the significant Mordovian activist, journalist and teacher Gregory
Karpovich Ulianov.
Keywords: teacher Gregory Karpovich Ulianov
24 сентября 2014 года исполняется 150 лет со дня рождения Григория Карповича Ульянова - выдающегося мордовского просветителя, общественнополитического деятеля, журналиста, педагога. Он родился в эрзя-мордовском селе Кулясово Кузнецкого уезда Саратовской губернии, что ныне в Камешкир-ском районе Пензенской области, в крестьянской семье, давшей России двух замечательных людей - Григория и Елену Ульяновых, деятельность которых оказала значительное влияние на просвещение мордовского народа1.
После окончания земской школы Григорий Ульянов поступает в Вольскую учительскую семинарию, завершив обучение в которой в 1885 г., начинает свою педагогическую деятельность в качестве учителя в мокшанско-эрзянском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейского района Пензенской области). Полный просветительских планов и устремлений, молодой педагог быстро сблизился с крестьянами, вел с ними задушевные беседы, которые выходили далеко за рамки школьной программы и тогда назывались «крамольными». В результате распоряжением министра народного просвещения он был лишен в 1889 году права заниматься педагогической деятельностью «по политической неблагонадежности».
Григорий Карпович Ульянов был вынужден покинуть родные края и переехать в губернский город Саратов, где устраивается на работу в отдел земской статистики губернской земской управы, а затем возглавляет отдел народного образования этой же управы. Здесь он сближается с другим не менее замечательным мордвином родом из эрзя-мордовского села Камаевка Петровского уезда Саратовской губернии, общественным деятелем и писателем Степаном Васильевичем Аникиным (годы жизни 1869 - 1919), совместно с которым создает Общество взаимопомощи учеников и учителей народных училищ Саратовской губернии, участвует во Всероссийском съезде этого общества, состоявшемся в 1902 году.
С 1902 года Г. К. Ульянов становится активным деятелем саратовской организации Партии социалистов революционеров (эсеров), содействует созданию Все-
1 Мокшин Н. «Мы обещаем стоять за Вас грудью» // Известия
Мордовии, 2004, 24 сентября. С. 7.
российского крестьянского союза и саратовской организации указанной партии2.
В Саратове Г. К. Ульянов знакомится с лидерами народнического движения, сосланными туда за антиправительственную деятельность, В. Г. Богоразом-Таном, впоследствии известным этногеографом, одним из создателей партии «Земля и воля» М. А. Натансоном (Бобровым). Под их влиянием у него улетучивались надежды на школу и хорошего учителя, как на путь выведения крестьянства, родного народа из бесправия и нищеты, а таковым становится путь революционной борьбы. В начале 1900-х годов наиболее многочисленной и популярной в крестьянской массе была партия социалистов-революционеров или эсеров, представлявшая собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Подвергая критике утопические теории этой партии, применявшуюся ею тактику индивидуального террора, колебания между классами рабочих и крестьян, в то же время партия большевиков во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) неоднократно вступала в соглашения с эсерами ради усиления борьбы с царским самодержавием.
За активное участие в демонстрациях, нелегальной политической деятельности и организацию крестьянского движения в губернии Г. К. Ульянов в 1905 году, в разгар Первой русской революции, был арестован и сослан на пять лет в Восточную Сибирь. Но по этапу он дошел лишь до Тюменской тюрьмы, что в Западной Сибири, где весной 1906 года его настигла весть об избрании депутатом 1-ой Государственной Думы от Саратовского «Союза трудящихся». В связи с избранием членом Государственной Думы Г. К. Ульянов был освобожден из Тюменской тюрьмы.
Его избиратели - мордовские и русские крестьяне родной Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии наказывали своему избраннику в Государственную Думу бороться за их права. Говоря о страданиях, разорительных налогах, рекрутстве, бесправии, неграмотности и лишениях, они в своем наказе писали: «Дальше мы таких порядков выносить не можем и поручаем Вам, Григорий Карпович, громко заявить Думе и защищать до последней возможно-
2 Исхакова О. А., Протасов Л. Г. Ульянов // Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2088. С. 636.
сти... наши требования. Мы обещаем стоять за Вас грудью»3.
В Государственной Думе Г. К. Ульянов, как и избранный также заочно его мордовский коллега С. В. Аникин, вошел в «Трудовую группу», объединявшую в основном депутатов из крестьян и народнической интеллигенции. Они были лидерами ее революционного крыла. Обладая природным даром ораторов, Г. К. Ульянов и С. В. Аникин неоднократно вступали в дискуссии с представителями царской власти, лидерами основных политических партий Российской империи -П. А. Столыпиным, П. Н. Милюковым и другими. Они были составителями ряда аграрных проектов, предложенных «трудовиками», а именно «проекта 33-х», требовавшего полной ликвидации частной собственности на землю и уравнительно-трудового землепользования, «проекта 35-ти» - о земельных комитетах и других. Эти выступления и проекты неоднократно анализировал В. И. Ульянов (Ленин). Он и его партия поддерживали социально-экономические требования
«трудовиков», отражавшие интересы и чаяния трудового крестьянства, боровшегося против помещичьего землевладения и пережитков крепостничества. Критикуя неустойчивость и слабость их политических позиций, большевики вместе с тем соглашались с ними по ряду вопросов.
Как писал впоследствии в неопубликованной автобиографии Г. К. Ульянов, он и его сподвижники по «Трудовой группе» ясно понимали, что государственная Дума «бессильна удовлетворить требования трудовых масс, и смысл депутатских полномочий видели лишь в том, чтобы использовать их для углубления и расширения революционного движения»4.
Наряду с официальной депутатской деятельностью Г. К. Ульянов продолжал активную внедумскую работу, будучи ответственным редактором газеты социали-стов-революционеров «Дело народа» и членом Центрального Комитета этой партии с 1906 по 1910 годы. Как редактору указанной газеты ему было предъявлено обвинение в уголовном преступлении, требовавшее лишения его парламентской неприкосновенности. После бурных дебатов июня 1906 года, в которых принял активное участие С. В. Аникин, горячо защищавший друга и коллегу, Государственная Дума отклонила это требование. Но вскоре (10 июля этого же года) она была царским указом распущена, и Г. К. Ульянов, по его словам, оказавшись «свободным кандидатом на скамью подсудимых», был вынужден перейти на нелегальное положение.
В своих выступлениях и публицистических статьях Г. К. Ульянов отмечал беспочвенность надежд на возможность мирной законодательной работы в Государственной Думе, выдвигал в качестве первоочередной задачи борьбу за народовластие, призывал к использованию Гд как одного из инструментов организации народных масс для активного революционного выступления.
Бывшие члены Государственной Думы, не соглашаясь с царским указом о ее роспуске, собравшись вскоре в городе Выборге, приняли обращение к «Народу от народных представителей», получившее в исторической и мемуарной литературе название «Выборгского воззвания», в котором значительное большинство де-
3 Вестник партии народной свободы, 1906, № 10. С. 694.
4 Бибин М. Т., Осовский Г. Е. Григорий Карпович Ульянов // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. С. 98.
путатов посчитали Думу единственным легитимным органом власти и признали ее роспуск нарушением прав народа. В связи с этим они сочли своим долгом выразить протест, сняв с себя ответственность за невыполнение своей программы. По данным следствия, основанным на распространявшемся в С.-Петербурге экземпляре воззвания, его подписали 180 депутатов, в том числе 100 кадетов (конституционных демократов), 56 трудовиков, 15 социал-демократов. В ряде неофициальных источников число подписавших это воззрение колеблется от 213 до 232. Г. К. Ульянов был в числе тех, кто подписал указанное воззвание, за что Петербургской судебной палатой, заседавшей 12-18 декабря 1907, года был приговорен к трем месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав5.
Что касается С. В. Аникина, бывшего одним из лидеров Трудовой группы («трудовиков»), то он незадолго до роспуска Государственной Думы был делегирован Трудовой группой в Лондон на социалистическую конференцию Междупарламентского союза и во время роспуска ГД отсутствовал в
С.- Петербурге, поэтому Выборгское воззвание не подписывал6.
Часть «трудовиков» после разгона 1-й Государственной Думы образовала революционный комитет «Трудовой группы», вступивший в блок с социал-демократами для подготовки вооруженного восстания. Среди них был Г. К. Ульянов, как и С. В. Аникин. Находясь на нелегальном положении, он с пропагандистскими целями посетил Нижегородскую, Казанскую, Самарскую, Пензенскую губернии, побывал во многих мордовских селах.
В 1907 году Г. К. Ульянов через Финляндию эмигрирует в Италию, а с ноября 1908 года живет в Париже и Женеве, работает в эмигрантских организациях эсеров, публикуется в их изданиях под псевдонимом Иван Деревенский, призывая в своих статьях к активной революционной борьбе с самодержавием, за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права, критикует деятельность правительства и 4-й Государственной Думы. Оказавшись почти на десятилетие за пределами России, он продолжал жить с постоянными думами о судьбах своей родины, отчетливо осознавая, что эмиграция эта была для него вынужденной, обусловленной реакцией, последовавшей после поражения Первой русской революции 1905-1907 годов. За границей он занимается самообразованием, дает уроки, исследует историю народного просвещения, пишет и публикует очерки и статьи, продолжает политическую деятельность, издает в Женеве журнал «На чужбине». В связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной, Г. К. Ульянов последовательно выступает с антивоенных, интернационалистских позиций, ведет борьбу с угаром национализма и шовинизма, участвует в создании в 1915 году Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным.
Интересной страницей биографии Г. К. Ульянова является его участие в Кинтальской конференции, состоявшейся весной 1916 года в швейцарской деревне Кинталь. Эта была международная конференция со-циалистов-интернационалистов, принявшая антивоенный манифест и другие документы, которые, хотя и не
5 Демин В. А. Выборгское воззвание // Государственная дума Российской империи: 906-1917: Энциклопедия. С. 113-114.
6 Исхакова О. А. Аникин // Там же. С. 22.
содержали ленинского лозунга о превращении войны империалистической в войну гражданскую, но включали внесенные по настоянию В. И. Ульянова (Ленина) и Циммервальдской левой (международное объединение революционеров, созданное Лениным на Циммер-вальдской конференции в 1915 г.), призывы ко всеобщей интернациональной борьбе против войны, за социализм. М. А. Натансон (Бобров) и Г. К. Ульянов (под псевдонимом Власов), представляя интернационалистское крыло партии эсеров, совместно с В. И. Ульяновым (Лениным) выступили против центристской оппозиции и социал-шовинизма, подписали несколько важных документов конференции, способствовавших созданию Циммервальдского объединения, особенно его левого крыла.
В 1917 г. В. И. Ленин поставил вопрос о выходе левого крыла из Циммервальдского объединения. Созданный в 1919 г. Коммунистический интернационал на 1-м своем конгрессе принял решение о роспуске Цим-мервальдского объединения - временного блока ре-волюционеров-интернационалистов с центристским и полуцентристским большинством, оформившемся на Циммервальдской конференции.
Почти десятилетняя эмиграция, естественно, не способствовала укреплению связей с Родиной, родным народом. И как только представилась возможность, а ее дала Февральская революция, свергшая царский режим, уже в апреле 1917 года Г. К. Ульянов возвращается в Россию, в родные края, в том же поезде, что и В. И. Ульянов (Ленин), продолжив работу в земских органах Саратовской губернии. Временное правительство, пришедшее к власти в результате Февральской революции, провозгласило необходимость для утверждения нового режима в стране созыва Учредительного собрания в качестве парламентского учреждения. Г. К. Ульянов был выдвинут и избран в это собрание от Партии социалистов-революционеров (по Москве).
Заседание Учредительного собрания проходило 5 (18) января в Таврическом дворце в Петрограде, в то время, когда в стране уже произошла Октябрьская революция. Большинство делегатов Учредительного собрания отказалось принять декреты Советской власти. В пятом часу утра 6 (19) января оно было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный комитет) принял декрет о роспуске Учредительного собрания.
После Октября 1917 г. Г. К. Ульянов вступает в Партию левых социалистов-революционеров (эсеров), сотрудничавших с большевиками, устанавливает советскую власть в Кузнецком уезде, был делегатом Всероссийского съезда Партии социалистов-революционеров, состоявшемся в 1918 году, но в июле этого же года, в связи с убийством германского посла Мирбаха, выходит из рядов этой партии.
Г. К. Ульянов не сожалел об этом, ибо он с радостью и бесповоротно близко к сердцу принял Октябрьскую революцию. «Самое важное сделано. Октябрьская революция разбила вековые цепи, вселила силу и уверенность, расчистила перед мордвой путь, и теперь дело строительства народной жизни является ее собственным делом. Сознательные дети мордвы, Великая Октябрьская революция зовет вас всех к работе на благо своего освобожденного народа», - писал он в
первые годы после революции7.
В анкете делегата 1-го Всероссийского съезда национальностей, состоявшегося в 1920 г., в ответ на вопрос о партийной принадлежности он отметил: «С Октябрьской революции до настоящего времени -беспартийный, сочувствую революционному коммунизму»8.
Конструктивная работа по утверждению Советской власти на местах полностью захватила его. Как человека идейного, проверенного в горниле многих испытаний, опытного руководителя, Г. К. Ульянова избирают членом исполкома, председателем земской управы, комиссаром юстиции в родном Кузнецком уезде Саратовской губернии.
С июня 1918 г. начинается новый этап в жизнедеятельности Г. К. Ульянова. Он становится сотрудником Народного комиссариата по просвещению, назначается ответственным секретарем органа Наркомпроса -еженедельника «Народное просвещение». Просветительская работа под непосредственным руководством таких видных советских общественно-политических деятелей и педагогов, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский и др., способствовала глубокому осознанию проводимой Коммунистической партией политики в области народного образования.
В 1919 году по поручению редакции еженедельника «Народное просвещение» он совершает поездку в Саратовскую и Пензенскую губернии, описав ее затем в цикле очерков «Письма с дороги». Посещение Рузаевки, Пензы, Кузнецка, ряда русских и мордовских сел дало Г. К. Ульянову обширный материал для анализа состояния культуры и просвещения в Мордовском крае, положения мордовского народа в послереволюционные годы в целом. В ярких путевых заметках, а в последующем и в более обстоятельных научнопопулярных статьях он откровенно характеризует социально-экономические и этнокультурные проблемы, переживаемые краем в годы Гражданской войны, в условиях разрухи и голода. Особенно пристально он изучает ростки нового, а именно становление школы и учителя новой формации, новые отношения между учащимися и учителями, серьезное отношение крестьян к трудовой и профессиональной подготовке, соединение обучения с производительным трудом.
Делом жизни Г. К. Ульянова с приходом его в Нар-компрос становится просвещение нерусских народов Российской Федерации (РСФСР), в том числе и его родного мордовского народа. Он принимает активное участие в формировании центральных органов управления просвещением этих народов. В 1919 году, будучи инструктором Отдела просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР, он выступил с инициативой о создании Мордовского подотдела Нарком-проса и широком развертывании просветительской работы среди мордвы, обусловленной низкой грамотностью народа.
В апреле 1920 года через газету «Жизнь национальностей» Г. К. Ульянов обратился с письмом к работникам просвещения мордовской национальности, в котором акцентировал внимание на организационных и педагогических проблемах просветительской работы в центре и на местах. «На борьбу с невежеством долж-
7 Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.
8 Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 100.
ны быть призваны все наши сознательные силы», -писал он9.
Григорий Карпович внес предложение об объединении отдельных национальных ячеек (подотделов) в составе Наркомпроса в Совет по просвещению национальностей (Совнацмен). Такой Совет был создан, и Г. К. Ульянов возглавил его Мордовское бюро, которым руководил до апреля 1924 года.
Г. К. Ульянов проявил себя в качестве талантливого организатора просвещения нерусских народов и, прежде всего, мордовского. Он приложил немало усилий по консолидации национальной интеллигенции для просвещения народа, созданию мордовской национальной школы. Важную роль сыграли в этом съезды, конференции, совещания, в организации которых он принимал самое непосредственное и действенное участие. Г. К. Ульянов был одним из инициаторов и участником 1-го Всероссийского совещания по просвещению национальностей (1919 г.), Всероссийского съезда национальностей (1920 г.), организатором многих национальных форумов, в том числе курсов мордовских учителей, сыгравших существенную роль в объединении усилий мордовской интеллигенции, нацеленных на подъем культурного уровня родного народа. Выступления Г. К. Ульянова всегда вызывали интерес глубоким знанием истории, современного состояния просвещения и культуры мордвы, ярким талантом публициста10.
Одна из ярких страниц его жизни - участие в спасении детей голодающего Поволжья. Как представитель Наркомпроса, он выезжал в национальные, в том числе мордовские, районы Поволжья для оказания помощи голодающим, сам вывез более сорока крайне ослабленных голодом ребят, занимался организацией детских домов.
В 1926 году Г. К. Ульянову назначается персональная пенсия. Но он продолжает творческую деятельность, проявляя особый интерес к проблемам народного образования в Мордовском крае, говорит о необходимости создания специальных институтов для исследования истории, этнографии, языка и фольклора мордовского народа, организации научных экспедиций в губернии, заселенные мордвой.
С чувством глубокого удовлетворения встречал Г. К. Ульянов известия о национально-государственном строительстве у мордвы, проходившем поэтапно: в 1928 году - образование Мордовского округа, в 1930 -Мордовской Автономной области, в 1934 - Мордовской Автономной Советской Социалистической республики.
В 1930-1931 годах по приглашению исполкома Мордовской Автономной области и по заданию Института методов школьной работы Г. К. Ульянов приезжает в Мордовию для изучения состояния народного образования и культуры в мордовской деревне, этноязыковой ситуации в условиях русско-мордовского билингвизма, т. е. двуязычия. Он побывал в ряде мордовских сел Атяшевского, Ичалковского, Кочкуровского и Саранского районов, провел интересные собрания родителей по вопросам употребления родного языка в учебном процессе. В создании всеобщей мордовской началь-
9 Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.
10 Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 102.
ной школы Г. К. Ульянов видел путь «национальнокультурного обновления» мордовской деревни, о чем свидетельствует его отчет «Мордовская деревня, как она есть», а также ряд его статей, увидевших свет в центральной педагогической печати1 .
Вся творческая деятельность Г. К. Ульянова была тесно связана с журналистикой. В послеоктябрьский период он особенно много внимания уделял педагогической публицистике, опубликовав в журналах «Народное просвещение», «Коммунистическое просвещение», «Просвещение национальностей», «Народный учитель», «Крестьянский журнал», в газетах «Якстере Теште» («Красная звезда»), «Учительская газета» и др. около 60 статей. Вместе с Е. В. Скобелевым и сестрой Еленой Карповной в 1923 году в Москве Г. К. Ульянов опубликовал первый эрзя-мордовский советский букварь «Тундонь чи» («Весенний день»).
Он оказал немалое воздействие на свою сестру, ставшую известным советским педагогом и общественным деятелем, заслуженным учителем школы РСФСР. Закончив Симбирскую женскую учительскую семинарию, Е. К. Ульянова работала учительницей в Балашовском уезде Саратовской губернии, в Саратове и в Петербурге, а последние три десятилетия своей жизни (с 1927 по 1957 годы) учительствовала в мокша-мордовском селе Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области, где и скончалась в 1968 году. Она вела активную работу по организации просвещения мордовского анрода, в 1926-1927 годах преподавала на Центральных московских курсах по переподготовке мордовских учителей, участвовала в работе Всероссийского совещания по просвещению мордвы, состоявшегося в 1919 году в селе Челпаново ныне Атяшевского района Республики Мордовия, всероссийских съездов мордовских учителей (1924, 1925 гг.). Ее именем названа улица в селе Старая Яксярка. Она была награждена двумя орденами Ленина - высшей государственной наградой Советского Союза12.
В начале Великой Отечественной войны Григорий Карпович Ульянов эвакуировался из Москвы в город Климовск, что рядом с городом Подольском Московской области, где и скончался 23 января 1943 года на семьдесят девятом году жизни.
Большой и тернистый путь прошел даровитый сын мордовского народа, вышедший из деревенской глубинки, малограмотной крестьянской среды, ставший в один ряд с крупными революционными деятелями России, испытавший гонения и притеснения царских властей, но до конца своих дней не сломленный, внесший существенный вклад в общественнополитическую жизнь России, в просвещение родного мордовского народа. Родившийся в один год с другим не менее выдающимся просветителем мордвы Макаром Евсевьевичем Евсевьевым, он ничуть не дублировал последнего. Если М. Е. Евсевьев не отличался революционностью своих замыслов и деяний, хотя и был всегда настроен демократически, то Г. К. Ульянов, как и его однофамилец - уроженец соседней с Саратовской Симбирской губернии В. И. Ульянов, придер-
11 Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне // Коммунистическое просвещение, 1931, № 10; Он же. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей, 1932, № 7.
12 Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878 - 1968) // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал, 1996, № 1. С. 31.
живался иных позиций, более радикальных. И хотя в настоящее время эти идеи несколько потускнели, было бы нелепо начисто отвергать их, не видеть в них рациональных положений.
Идеи и опыт Г. К. Ульянова - одного из выдающихся просветителей мордвы, активного участника и историографа национально-культурного возрождения родного народа остаются актуальными, призванными и сегодня служить делу просвещения. Думается, настало время для издания его трудов, представляющих поныне не только историографический, но и немалый этнокультурный интерес.
Список литературы:
1. Мокшин Н. «Мы обещаем стоять за Вас грудью» // Известия Мордовии, 2004, 24 сентября. С. 7.
2. Исхакова О. А., Протасов Л. Г. Ульянов // Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2088. С. 636.
3. Вестник партии народной свободы, 1906, № 10. С. 694.
4. Бибин М. Т., Осовский Г. Е. Григорий Карпович Ульянов // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. С. 98.
5. Демин В. А. Выборгское воззвание // Государственная дума Российской империи: 906-1917: Энциклопедия. С. 113-114.
6. Исхакова О. А. Аникин // Там же. С. 22.
7. Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.
8. Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 100.
9. Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.
10. Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 102.
11. Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне // Коммунистическое просвещение, 1931, № 10; Он же. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей, 1932, № 7.
12. Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878 -1968) // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал, 1996, № 1. С. 31.
13. Мокшин Н. Ф. Финно-угры в русской и мировой культуре // Социально-политические науки №3, 2012, с. 11-15
Reference list:
1. Mokshin N. "We promise to stand up for you a breast"//News of Mordovia, 2004, on September 24. Page 7.
2. Iskhakov O. A. Protasov L. G. Ulyanov//State Duma of the Russian Empire: 1906-1917: Encyclopedia. - M: Russian political encyclopedia, 2088. Page 636.
3. Messenger of party of national freedom, 1906, No. 10. Page 694.