В.И. Габдуллина. Мотив блудного сына в произведениях Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 132 с.
В современной науке о литературе весьма существенное место принадлежит трудам в области мифопоэтики русской словесности. Это направление представляется продуктивным прежде всего в исследованиях мотивного комплекса литературных памятников и значительно обогащает представление о генезисе анализируемых текстов.
К работам такого рода относится учебное пособие В.И. Габдуллиной, посвященное функционированию одной из наиболее семантически емких евангельских притч - притчи о блудном сыне - в классической русской литературе. Притча, как аллегорический рассказ о деянии человека, непременно содержит дидактический вывод, как правило, доказывающий «от противного» необходимость следования этической традиции. Философско-этическая доминанта русского реализма XIX в. несомненна; именно требование высокой «моральной чувствительности» формирует главнейшее национально-культурное качество русской литературы.
В учебном пособии В.И. Габдуллиной рассматриваются две ведущие фигуры литературного процесса второй половины XIX в. - Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев. Каждый из этих писателей воплотил архетипическое представление о «возвращении» к истокам (Дому, Богу, традиции) исходя из особенностей своего философско-этического мировоззрения.
Для Достоевского идея «возвращения» становится прежде всего фактом духовной биографии. В работе В.И. Габдуллиной подробно изучается духовный перелом Достоевского в годы сибирской неволи. Проблема культурного «обособления» русской интеллигенции послепетровского времени в представлении Достоевского приобретает значение метатекста русской истории. Автор пособия привлекает материал публицистики писателя и доказывает изменение его историософских воззрений от «Петербургской летописи» 1847 г. к статьям из журналов «Время» и «Эпоха» (1861-1864 гг.). Ведущая историософская оппозиция русской общественной мысли XIX в. - Россия и Европа - накладывается в художественном сознании великого реалиста на архетипический мотив возвращения в Отчий Дом. В характерологии Достоевского совмещение концептов «беспочвенности» и «странничества» порождает тип «русского бездомного скитальца». Это индивидуально-творческий вариант сверхтипа ищущего героя, безусловно знакомого всей русской литературе, но получившего логическое завершение в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Начало бытования этого типа в художественной системе Достоевского - рубеж 1850-1860-х гг., связанный с духовным опытом каторги и ссылки период «перенастройки» творческой парадигмы писателя.
В.И. Габдуллина рассматривает функционирование символики притчи о блудном сыне на материале романов Достоевского 1860-х гг., выделяя разные грани «эйдоса» и «логоса» притчи в образной и мотивной организации произведений писателя.
Романистика И.С. Тургенева представляет собой другой тип художественно-философского осмысления «вечного» сюжета. Автор учебного пособия вновь начинает изучение интересующего ее предмета с биографических истоков творчества писателя. Такой подход представляется оправданным, поскольку как Достоевский, так и Тургенев пережили уникальный духовный опыт, так или иначе преобразившийся в поэтике их романов и способствующий формированию оригинальной картины мира в мировоззрении этих художников-мыслителей. Мнимая безрелигиозность сознания Тургенева долго служила камнем преткновения для литературоведов предыдущих формаций. Лишь сравнительно недавно стали предметом пристального исследования духовные поиски писателя, в которых, вольно или невольно, проявлялась сильнейшая христианская составляющая. Работа В.И. Габдуллиной находится в русле таких исследований. Романы Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и «Дым» рассматриваются в учебном пособии в качестве единого сюжета о возвращении блудного сына к «почве», национально-духовным истокам бытия. Тургеневский герой, который всегда выражает определенную фазу общественной мысли в России середины и второй половины XIX в., онтологически «обращен» именно к притчевому сюжету, доказывает В.И. Габдуллина.
Учебное пособие В.И. Габдуллиной предваряется теоретическим введением, в котором рассматриваются понятия «мотив» и производные от него «мотифема» и «алломотив» (Ю.В. Шатин, И.В. Силантьев) и архетипическая модель причти о блудном сыне в диахронии. Таким образом читатель знакомится с терминологическим аппаратом книги и получает представление о методике предложенного в ней анализа. В заключение приводятся темы для самостоятельных работ, вопросы и задания, а также список тематических консультаций, помогающих учебному освоению изложенного материала и закреплению навыков литературоведческого анализа у студентов-филологов. Кроме того, прилагается солидная библиография трудов по теме учебного пособия.
Таким образом, в работе В.И. Габдуллиной предложено прочтение некоторых ключевых произведений русского классического реализма в качестве реализации притчевого метатекста. Книга будет небезынтересна как для студентов-филологов, так и для преподавателей школ, гимназий, лицеев.
Л. Н. Синякова