Научная статья на тему 'В. Гомулка и польские писатели в конце 50-х годов ХХ века'

В. Гомулка и польские писатели в конце 50-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.ГОМУЛКА / ПОЛИТИКА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СЪЕЗД ПИСАТЕЛЕЙ / ПАРТИЙНОСТЬ / ЛИДЕР / КОММУНИСТЫ / ЛИТЕРАТУРА / W.GOMULKA / THE POLICY / THE CLERISY / MEETINGS OF WRITERS / PARTY SPIRIT / THE CHIEF / THE COMMUNISTS / THE LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Р. Р.

Cтатья посвящена истории Польши, общественно-политической ситуации в стране и деятельности ПОРП Владислава Гомулки в 50-е годы ХХ века. Значимыми и знаковыми событиями в жизни общества в тот переломный момент стали всепольские съезды писателей. Дух работы съездов писателей и принятые или программные документы отражали эволюцию идейно-политического настроения в целом творческой интеллигенции. Если VII съезд СПП (1956 г.) проходил под знаком ее оппозиционности власти, VIII съезд (1957 г.) стал ареной требований либерализации общества, а на IX съезде (1958 г.) господствовала идея «интегральной демократии», то на X съезде польская интеллигенция продемонстрировала свою усталость от идеологического противоборства. «Оттепель» в стране была «подморожена» «консервативным социализмом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

W.Gomulka and polish writers are in the end of the 50s of the 20th century

The article is devoted to the history of Poland, social and political situation in the country and Wladyslaw Gomulka's activity in the 50s of the 20th century. The most significant events in the socity's life in that critical moment were writer's meetings. The soul of this meetings work and accepted or program documents were reflected the evolution of the ideological and political cheer of the clerisy. The 7th meeting (1956) was under the sign of opposition to the government, the 8th became the scene of liberalising demands of the society, on the 9th the idea of integral democracy dominated, on the 10th the Polish clerisy showed its fatigue from ideological confrontation. The thaw in the country was frosted by conservative socialism.

Текст научной работы на тему «В. Гомулка и польские писатели в конце 50-х годов ХХ века»

УДК 17.09.91

Р.Р.Юсупов

В. ГОМУЛКА И ПОЛЬСКИЕ ПИСАТЕЛИ В КОНЦЕ 50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Статья посвящена истории Польши, общественно-политической ситуации в стране и деятельности ПОРП Владислава Г омулки в 50-е годы ХХ века. Значимыми и знаковыми событиями в жизни общества в тот переломный момент стали всепольские съезды писателей. Дух работы съездов писателей и принятые или программные документы отражали эволюцию идейно-политического настроения в целом творческой интеллигенции. Если VII съезд СПП (1956 г.) проходил под знаком ее оппозиционности власти, VIII съезд (1957 г.) стал ареной требований либерализации общества, а на IX съезде (1958 г.) господствовала идея «интегральной демократии», то на X съезде польская интеллигенция продемонстрировала свою усталость от идеологического противоборства. «Оттепель» в стране была «подморожена» «консервативным социализмом».

Ключевые слова: В.Гомулка; политика; интеллигенция; съезд писателей; партийность; лидер; коммунисты; литература.

R.R.Yusupov W.Gomulka and polish writers are in the end of the 50s of the 20 th century.

The article is devoted to the history of Poland, social and political situation in the country and Wladyslaw Gomulka’s activity in the 50s of the 20th century. The most significant events in the socity’s life in that critical moment were writer’s meetings. The soul of this meetings work and accepted or program documents were reflected the evolution of the ideological and political cheer of the clerisy. The 7th meeting (1956) was under the sign of opposition to the government, the 8th became the scene of liberalising demands of the society, on the 9h the idea of “integral democracy” dominated, on the О the Polish clerisy showed its fatigue from ideological confrontation. “The thaw” in the country was “frosted” by “conservative socialism ”.

Key words:W.Gomulka, the policy, the clerisy, meetings of writers, party spirit, the chief, the communists, the literature.

Известные Познаньские события лета 1956 года ускорили падение прежнего руководства Польши. Под напором широких общественных слоев на первый план вновь выходит В.Гомулка, имевший ореол мученика за верность концепции «польского» пути к социализму. На собрании членов СПП были выдвинуты требования о предоставлении В.Гомулке возможности выступить в прессе и сейме. В обстановке непрерывных многочисленных митингов рабочих, интеллигенции и студентов, на которых звучали требования об отказе от репрессивной политики прошлых лет, о проведении демократической политики и назначении В.Гомулки главой ПОРП и государства, VIII пленум ЦК ПОРП вынужден был избрать его первым секретарем ЦК ПОРП.

Волею политической конъюнктуры центральной фигурой, лавировавшей между партийными течениями, стал В.Гомулка. Он не был организатором октябрьских событий, не стоял во главе какого-либо влиятельного политического движения, не разрабатывал стратегии и идеологии реформаторского процесса. Программа «польского» Октября сложилась из надежд первых лет послевоенного общества, идей «оттепели», требований рабочих и студенчества, выступлений и дискуссий интеллигенции.

В.Гомулке, вновь вознесенному на политический Олимп общественной волной, досталась по сути дела готовая программа реформ. Его заслугой стало лишь то, что в этот период он пошел на союз с общественными силами, желавшими перемен. В результате он получил мощную поддержку всех слоев населения, какой не было в те годы ни у одного из коммунистических лидеров европейских стран социализма. Став одновременно рупором общества и орудием его воли, В.Гомулка был признан вождем народа, что позволяло ему противостоять внутреннему и внешнему напору. В духе Ю.Пилсудского вождь «Октября» стремился к формированию сильной авторитарной власти, консолидации общества на основе идей государственного патриотизма и «очищенного» социализма. Зародившийся в те дни политический курс В.Гомулки, направленный на «санацию» социализма, опирался на регламентирующую и нормативную базу, а не на объективные общественные реалии. В тоталитарном государстве подобная политическая практика недолговечна и обычно вновь заканчивается пропагандистскими призывами к доброй воле общества, энтузиазму масс и верой в автоматическую реализацию партийных решений, означающими новый этап расхождения власти и общества.

На самом деле цели В.Гомулки и общественной оппозиции пересеклись на очень краткий момент, и пора их расхождений должна была произойти неминуемо. Новое партийное руководство вовсе не стремилось к коренным изменениям системы, желая избавиться лишь от наиболее одиозных черт сталинского социализма. На вопрос - можно ли назвать польский «Октябрь» революцией, В.Гомулка определенно отвечал: «Никакой революции у нас не было... Мы только изменили методы нашей работы, и если употребить термин «обновление», то с ним можно согласиться» [1]. Оппозиция же в эйфории полагала, что «.в октябре народ явно почувствовал себя сувереном. Это было наиболее

существенным результатом Октября» [2]. В статье «Об идеализме и реализме в политике» католические писатели С.Стомм и С.Киселевский признавали необходимость укрепления отношений с Советским Союзом, дальнейшего строительства социализма в Польше в реформированном виде и предусматривали следующие программные основы: источником власти является народ; общество контролирует власть; самоуправление на местах; свобода критики; свой путь к социализму и отказ от бюрократической экономики [3].

На ряд лет рупором оппозиционного общественного мнения стал Союз польских писателей. В связи с этим В.Махеек, главный редактор Краковской партийной газеты «Жиче Литерацко», с возмущением писал: «Сложилось впечатление, что в Польше образовались две власти - Главное правление СПП и Политбюро партии». Действительно, VII съезд СПП, прошедший по следам октябрьских событий в ноябре 1956 года, продемонстрировал рост либеральных настроений в литературной среде. Съезд высказался за устранение всех форм предварительной цензуры, изъял из Устава пункт о соцреализме, предложил выборность главных редакторов периодических журналов, потребовал реабилитацию репрессированных писателей и призвал к расширению контактов с польской эмиграцией. Впервые в Главное правление не прошли писатели, тесно связанные с прежним партийным руководством, - Л.Кручковский, В.Броневский и другие. Вместо них прошли 3 члена ПОРП из ревизионистов, 3 католических писателя и большая группа либеральных беспартийных литераторов. Членами правления стали А.Слонимский, М.Домбровская, М.Русинек, Е.Завейский, Я. Бжехва, А.Ковальская, А.Ставар, Ю.Пшибось, А.Голубев, М.Яструнь, А.Малишевский С.Пентак, С. Киселевский, Ю.Жулавский, А.Каменская. В эссе «Идея свободы» Т.Котарбиньского, перепечатанном в декабре 1956 г. в журнале «Пшегленд Культуральный», автор дал свое объяснение либерализму: «Либерал стремится к защите от насилия, к борьбе со всяким злом, к независимости..., является эволюционистом, так как революционные методы несут террор» [4].

Либералами являлась та часть интеллигенции, которая еще с довоенных времен противостояла национализму, клерикализму, консерватизму, боролась за гражданские права, демократию, стояла за отделение культуры от политики, западничество. Избранный на съезде председателем СПП

А.Слонимский заявил присутствующим: «Мы должны устранить остатки «сталинизма» как в государственных организациях, так и в умах людей, чтобы объединить силы, способные взять существующие еще бастионы тоталитаризма. Мы будем стремиться к консолидации всех прогрессивных и патриотических элементов и это, мне кажется, является самой важной задачей момента» [5].

Влияние «бунтующей» литературы, открывшей своеобразный процесс сведения «счетов с прошлым» и требующей либеральных свобод, пусть даже в рамках «обновленного» социализма, в обществе, особенно среди молодежи, неизмеримо возросло. В связи с ослаблением роли партии в творческих союзах и бездействием в них партийных организаций (в СПП два года не проводились партийные собрания, а, по мнению советского посольства, многие писатели «формально давно имеют партбилеты, но никогда с партий не были») осенью 1957 года при ЦК ПОРП была создана Комиссия культуры во главе с Л.Кручковским. От писателей в нее вошли Е.Путрамент и Ю.Пшибось. Анализируя ситуацию в польской литературе 50-х годов, Комиссия пришла к заключению: «В 1954-1956 гг. начинается разочарование писателей в соцреализме. Они уяснили, что литература умолчала многие противоречия социалистического строительства, не говорила полной правды... Творцы, представляющие моральные и общественные проявления, посчитали главной задачей расчеты с прошедшим периодом и собственными позициями. Это породило критическую литературу, направленную против ошибок социалистической системы». От литературы «расчетов» Комиссия отделяла нигилистскую «черную» литературу молодых, наполненную, на взгляд ее членов, экзистенциалистской философией разрушения, бессмысленности жизни, покорности человека судьбе. Как отмечалось в аналитической справке, хотя оба литературных течения критиковали действительность, литература «расчетов» касалась прежде всего тех писателей, которые так или иначе ранее были связаны с партией, и «представляет, скорее, их политическое замешательство, нежели философию чуждости» [6].

В обстановке ужесточения идеологической политики ПОРП 7-8 декабря 1957 г. прошел VIII Всепольский съезд писателей, на котором присутствовали 72 делегата СПП. Большинство делегатов съезда представляли писатели либерального и католического толка. От партийных писателей было избрано лишь 5 членов ПОРП. Даже Е.Путрамент на собрании Варшавского отделения СПП при выдвижении его кандидатуры набрал 70 голосов из 160 и впервые не был избран делегатом. Л. Кручковский и С.Р.Добровольский даже не были выдвинуты кандидатами, в связи с чем жаловались в советское посольство. Съезд выступил против запрета ревизионисткой печати (впрочем против закрытия газеты «По просту» выступала и парторганизация СПП), восстановил в СПП Е.Лясоту, бывшего

главного редактора этой газеты. На съезде вновь было подтверждено, что только независимое и свободное творчество создает условия для развития национальной культуры и высказано требование о создании новых журналов на принципах свободных литературных групп. Съезд вновь выразил доверие старому составу Правления СПП. [7]. Решения съезда и состав его делегатов свидетельствовали о решимости большинства писательской организации продолжить борьбу за либерализацию общественной жизни и творческие свободы. Чуть позднее В.Гомулка был вынужден признать, что в польской литературе «этот угар еще не уничтожен полностью, он овладел рядом товарищей, обладающих хорошим, нужным для нашего идеологического фронта пером». Кстати, следует сказать, что в ЦК ПОРП были люди, которые не разделяли однозначных установок Гомулки. Так, на Всепольском совещании работников культуры в 1958 г. Е.Моравский, член Политбюро, пытался в своем выступлении примирить партийную идеологию и мечты художественной интеллигенции о творческой свободе, но вскоре за свой «либерализм» был выведен из ЦК. Деятельность Познаньского съезда писателей произвела на очевидцев двойственное впечатление. Если для партийного руководства решения съезда все еще казались радикальными, то для ряда делегатов его итоги показались аморфными. Действительно, работа писательского форума проходила вяло, что свидельствовало о разочаровании многих делегатов итогами «Октября». С.Киселевский вынес следующие настроения из группы католических писателей: «Познаньский съезд оставил ужасное и главное ощущение своей похожестью на дооктябрьские съезды: остались те же люди - и то, что их крик сменился вновь на молчание, значения не имеет. И тогда, и сейчас они уклоняются дать оценку эпохе, а это является основной моральной обязанностью писателя. Значит, они не писатели, а просто литераторы» [8]. Заметным отражением негативной реакции интеллигенции на послеоктябрьский отход от курса реформирования социализма стал массовый выход интеллигенции из рядов ПОРП. С ноября 1957 г. по май 1958 г. вышли из партии либо были исключены 20 737 ее членов (15,5% ее состава), среди них Е.Анджеевский, Я.Котт, С.Дыгат, П. Хертц, М.Яструнь, А.Важик и многие другие. Да и среди оставшихся, по мнению сотрудников советского посольства, многие писатели с партбилетами оставались ревизионистами. Советский атташе В.Быков упрекал СЖулкевского и А.Шаффа, ответственных за чистку писательских кадров, за то, что они не лишили партбилетов ЯВыка,

В.Ворошильского и многих других (тогда из 400 членов Варшавского отделения СПП 120 состояли в рядах ПОРП) [9].

Руководство ПОРП всеми силами старалось, чтобы очередной съезд писателей занял партийную политику и поддерживал дальнейшее строительство социализма, выступило против германского реваншизма. Перед съездом А.Слонимский дважды вызывался в ЦК партии к Ю.Циранкевичу и Е.Моравскому, где в присутствии Л.Кручковского и Е.Путрамента его старались убедить направить работу съезда в нужном для партии направлении, но результаты такого натиска оказались тщетными. В ноябре 1958 года прошли выборы делегатов писательского съезда, и вновь из 200 делегатов были избраны сторонники А.Слонимского (150 человек). Не были избраны член ЦК ПОРП Л.Кручковский и кандидат в члены ЦК Е.Путрамент. Зато демонстративно были приглашены на съезд министр культуры Т.Галиньский и I секретарь Вроцлавского воеводского комитета ПОРП В.Матвин, считавшиеся партийными «либералами» [10].

IX съезд писателей открылся во Вроцлаве 15 декабря 1958 года. В ходе его работы был очевиден перевес сторонников группы А.Слонимского, выступавшей за идеи «интегральной демократии». Вновь прозвучали обвинения в адрес партийной цензуры, не пропустившей к изданию около 30 произведений, в том числе «Рассказы» Е.Анджеевского, «Это было в Варшаве» В.Бартошевского, «Монологи» Я.Ивашкевича, «Письма из театра» Я.Котта и др. По этому поводу Е.Пытляковский заметил в своем выступлении, что невозможно поднимать в творчестве проблемы современности, «если после первого периода Октября вновь заговорили ножницы цензора». В поддержку партийности выступил только краковский писатель - коммунист Т.Голуй, обвинивший съезд в антикоммунистических настроениях. Итоговая резолюция, предложенная Я.Коттом, вновь была направлена на сохранение гражданских свобод и против дискриминации неугодных режиму писателей. [11].

Работа съезда, выступления большинства делегатов и резолюция вызвали крайне негативную реакцию ЦК ПОРП и возмущение В.Гомулки. Уже 2 января 1959 г. в газете «Трибуна Люду» вышла редакционная статья ЦК ПОРП «Необходимы разъяснения», в которой была резко осуждена антисоциалистическая направленность съезда: «Нет, не может быть и не будет отступлений от принципиальных основ социалистической культурной политики. Не может быть и не будет «второго этапа» в культуре». 15 января секретарь ЦК ПОРП Е.Моравский провел партийное собрание варшавской парторганизации СПП (состояло 120 человек), на котором охарактеризовал работу съезда как антипартийную демонстрацию и резко обрушился на А. Слонимского, М.Яструня и Я.Котта, назвав их как «самых отъявленных ревизионистов, скатывающихся на позиции ренегатства». «Партия запрещала, -

предупреждал он присутствующих, - и будет запрещать литературные произведения, направленные против. социалистических идей». Однако многие участники собрания не поддерживали столь жесткого напора на писателей, составлявших гордость нации и имевших европейскую известность Я.Выка, выступивший на собрании, выразил мнение многих, заявив, что взгляды писателей - это не только их личные ощущения, так как они выражают настроения масс, прежде всего рабочего класса, в то время как власти не позволяют им свободно их отражать. Принципы оптимизма в творчестве необходимы лишь бюрократии, стремящейся к иллюзорной эйфории в обществе. Попутно он объявил, что «Трибуна Литерацка» остается единственной партийной литературной группой, хотя это наихудший литературный журнал, который когда-либо издавали коммунисты. Писательница Я.Броневская, информируя советского атташе по культуре о ходе собрания, с удивлением признавалась: «Мы не ожидали, что встретимся с таким сопротивлением линии ЦК ПОРП со стороны писателей, членов нашей парторганизации». [12].

Подготовку к проведению Х съезда СПП В.Гомулка и ЦК держали под пристальным вниманием. Победа решений III съезда ПОРП и перелом в идеологии польской литературы стало делом чести. В ход пускались уговоры, угрозы, различные интриги и комбинации, все то, что в настоящее время называют «грязными технологиями». Представителю католической писательской группы, члену Госсовета ПНР Е.Завейскому В.Гомулка открыто заявил в мае 1959 г.: «Вы говорите, что вы думаете о Польше, но речь тут идет о социализме, так как не будет Польши без социализма. Кто явно не заявит о поддержке социализма -тот враг системы» [13].

Х Всепольский съезд литераторов работал 3-5 декабря 1959 г. После официальных приветствий неожиданно слово взяла писательница А.Ковальская, которая, обращаясь к премьер-министру П.Ярошевичу, обвинила его в том, что «правительство не заботится о литературе и писателях». Зал встретил ее выступление бурными овациями. Но главным моментом в работе съезда стал доклад члена ЦК ПОРП писателя С. Жулкевского «Писатель и общество». А.Слонимский, А.Ковальская и М.Домбровская во время его доклада демонстративно покинули зал. Докладчик подверг критике чуждые марксизму направления.

От имени католических писателей пространно и даже иронично выступал С.Киселевский. Оценивая доклад С.Жулкевского, он под овации зала заявил ему: «Интеллигентный марксист, который хочет дискутировать, ценится на вес золота». По существу доклада и некоторых его основных моментов

С.Киселевский заметил, что марксизм давно уже не развивается, а становится сборником догм, которыми оперируют в политике "Мы видим в Польше, - говорилось в его речи, - что не рабочий класс руководит в обществе, эту функцию захватила административная и партийная бюрократия. Так что для писателя проблема о гегемонии рабочего класса кажется странной». Он отверг мысль, что в польской литературе может быть отражена современность, скорее возможна лишь ее схематическая интерпретация, «тем временем писатель желает писать правдиво, для чего ему нужны и свет и тени, полный арсенал реалий, к которым его не допускают». В конце выступления Киселевский под смех зала заметил: «Я бы управление СПП отдал марксистам, пусть покажут, чему научились за эти три года, как развились диалектически». [14].

В главное правление СПП вошли 14 человек, среди них 5 членов ПОРП, 6 беспартийных от группы Слонимского - М.Домбровская, А.Ковальская и он сам, хотя ЦК ПОРП сопротивлялся включению его в список для голосования, но этого не поддержала даже часть коммунистов . Председателем СПП стал Я. Ивашкевич, за которого проголосовали 49 делегатов.

После съезда С.Киселевский от имени католических писателей заявил: «Мы переходим к идеологической оппозиции власти». Интерес к деятельности СПП в обществе падал, да и сами многие писатели по сути дела, бойкотировали его акции. XI съезд СПП (ноябрь 1960 г. в Сопоти) был проигнорирован даже значительной частью делегатов. Выборы делегатов были формальными, от 826 членов СПП были избраны 80 делегатов, на самом же съезде присутствовали лишь 50 делегатов (из них 18 членов ПОРП). Л.Кручковский и Е.Путрамент получили мизерное количество голосов, а

С.Жулкевский и секретарь парторганизации СПП Я.Дзярновская стали лишь кандидатами в делегаты. Вновь наибольшее количество голосов получили А.Слонимский, М.Домбровская и А.Ковальская. Очередность проведения съездов была установлена один раз в 3 года. Возврат к догматическому прошлому порождал в обществе с начала 60-х годов иные формы оппозиционных действий интеллигенции, прежде всего ее творческих и научных отрядов.

«Оттепель», как позднее признавал один из лидеров антисоциалистической оппозиции Яцек Куронь, стала началом отхода Польши от коммунизма» [15]. Реформирование социализма, на что надеялись широкие общественные силы, оказалось очередной иллюзией, а вера в В.Гомулку, как радикального реформатора быстро улетучилась. Видоизменилась лишь форма социализма. Вместо сталинского тоталитаризма возникла иная модель, которая по новому, неписанному общественному договору с властью, значительно ограничила свое вмешательство в частную жизнь граждан, прекратила массовый террор, утвердила стабильный, хоть и невысокий уровень жизни, но взамен требовала от общества и

Литература

1. Краткая история Польши. - М.: Наука, 1993. - С. 415

2. Jarocki R. Czterdziescie piec lat w opozycji. ( O ludziach «Tygodnika Powszechnego»). - Krakow, 1990.-

S.184

3. Stomma S. Kisielewski S. Dwuglos o idealizmie i realizmie w polityce // Tygodnik Powszechny. - 1956.

24.XII

4. Hemmereling Z., Nadolski M. Opozycja wodec rzadow kommunistycznych w Polsce 1956 -1976. -Warszawa, 1991. - S.198-199

5. Архив внешней политики (АВП) РФ. Референтура по Польше (РПП). - Оп 42; Пор.44; Пап. 356. С.2-

3.

6. AAN Sygn. 237 / XVIII - 234.-S2-5

7. АВП. РФ. РПП. - Оп. 42; Пор. 44; Пап. 356.

8. Kisielewski S. Wigilia egocentryka // Tygodnik Powszechny. - 1957. - 22 XII.

9. PZPR w liczbach od II do III Zjazdu. - Warszawa, 1959. - S. 20; АВП. РФ. РПП. - Оп. 43; Пор. 57; Пап.

364.

10. АВП. РФ. РПП. - Оп. 43; Пор. 57; Пап. 364.- 26-28

11. Там же. - С. 29 - 31.Там же . - С.35-37

12. Там же. - С. 33 - 34; ААЧ WK- Sygn. 237 || XVIII - 234. - S.68

13. III Zjazd PZPR. 10 III - 19 III 1959. - Warszawa, 1959.

14. ААЧ, WK- Sygn. 237/ XVIII - 247. S-20.

15. ААЫ, WK- Sygn. 237/ XVIII - 249. S 246-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.