Научная статья на тему '«В ГОДИНУ ГНЕВА БОЖЬЕГО»: ПАТРИАРХ ТИХОН О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЧЕЙ И ПОСЛАНИЙ)'

«В ГОДИНУ ГНЕВА БОЖЬЕГО»: ПАТРИАРХ ТИХОН О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЧЕЙ И ПОСЛАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Патриарх Тихон / революция 1917 г. / гражданская война в России / государство и церковь / Русская Православная Церковь / Patriarch Tikhon / the revolution of 1917 / the civil war in Russia / the state and the Church / the Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слепухина Н. А.

статья посвящена деятельности Патриарха Тихона (Беллавина) в наиболее острый период истории России – революции 1917 г. и гражданской войны. В статье показано, что в своих речах и посланиях Патриарх Тихон предстает как патриот своего Отечества, что выражалось в следующем: выступает как поборник защиты России от внешней агрессии и последовательный противник гражданской войны, отказывается благословлять кровопролитную политическую борьбу и интервенцию, призывает российский народ покаяться в совершенных прегрешениях и объединиться, высказывает готовность всеми силами помочь в преодолении страшного голода начала 1920-х гг. и т.д. По убеждению Патриарха Тихона, Православная Церковь должна выступать «совестью» народа, а не потакать всем прихотям власть предержащих, решающих сиюминутные политические вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слепухина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"IN THE YEAR OF GOD'S WRATH": PATRIARCH TIKHON ON THE REVOLUTION AND THE CIVIL WAR IN RUSSIA (BASED ON SPEECHES AND MESSAGES)

the article is devoted to the activities of Patriarch Tikhon (Bellavin) during the most acute period of Russian history – the 1917 revolution and the Civil war. The article shows that in his speeches and messages Patriarch Tikhon appears as a patriot of his Fatherland, which was expressed as follows: he acts as a champion of protecting Russia from external aggression and a consistent opponent of the civil war, refuses to bless the bloody political struggle and intervention, calls on the Russian people to repent of their sins and unite, expresses readiness to help in every way in overcoming the terrible famine of the early 1920s, etc. Patriarch Tikhon is convinced that the Orthodox Church should act as the "conscience" of the people, and not indulge all the whims of those in power who solve momentary political issues.

Текст научной работы на тему ««В ГОДИНУ ГНЕВА БОЖЬЕГО»: ПАТРИАРХ ТИХОН О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЧЕЙ И ПОСЛАНИЙ)»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Слепухина Н.А.

бакалавр факультета истории, политологии и права Государственного

университета просвещения nadezhdaslepuhinasl@yandex. ru

«В ГОДИНУ ГНЕВА БОЖЬЕГО»: ПАТРИАРХ ТИХОН О РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЧЕЙ И ПОСЛАНИЙ)

Аннотация: статья посвящена деятельности Патриарха Тихона (Беллавина) в наиболее острый период истории России - революции 1917 г. и гражданской войны. В статье показано, что в своих речах и посланиях Патриарх Тихон предстает как патриот своего Отечества, что выражалось в следующем: выступает как поборник защиты России от внешней агрессии и последовательный противник гражданской войны, отказывается благословлять кровопролитную политическую борьбу и интервенцию, призывает российский народ покаяться в совершенных прегрешениях и объединиться, высказывает готовность всеми силами помочь в преодолении страшного голода начала 1920-х гг. и т.д. По убеждению Патриарха Тихона, Православная Церковь должна выступать «совестью» народа, а не потакать всем прихотям власть предержащих, решающих сиюминутные политические вопросы.

Ключевые слова: Патриарх Тихон, революция 1917 г., гражданская война в России, государство и церковь, Русская Православная Церковь

Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Беллавин; годы жизни: 1865-1925) -первый после восстановления патриаршества в России в 1917 г. Патриарх Московский и всея Руси.

Будущий Патриарх Тихон родился в с. Клин близ г. Торопца Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина (1824-1894 гг.). У Василия были братья, которые рано умерли. Мать, Анна Гавриловна, скончалась в 1904 г., после чего у него не осталось близких родственников [7].

Существует предание, что однажды отец Василий, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка Патриарха Тихона, и предсказала судьбу его трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого - что умрет молодым, а про Василия сказала, что он будет велик. Отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене. Таким образом, это предание сохранилось в семье, а сам пророческий сон впоследствии в точности исполнился [4].

В 9 лет Василий начал посещать, как сын священнослужителя, Торопецкое духовное училище. В 1878 г. он поступил в Псковскую семинарию. Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 г. Необходимо отметить, что благодаря скромности, благодушию, степенности и серьезности, готовности всегда помочь друзьям, по семинарии называли его «архиереем», а в академии - «патриархом» [5].

В 1888 г., в возрасте 23 лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия и был определен преподавателем в Псковскую духовную семинарию [4].

Далее в 1891 г., в возрасте 26 лет, Василий принял монашеский постриг с именем Тихон - в честь любимого его святого, святителя Тихона Задонского. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха и направили в Холмскую духовную семинарию (Варшавская епархия), где он стал сначала инспектором, а затем ректором. В 33 года, в 1897 г., совершилась хиротония Тихона в епископа Люблинского, викария Варшавской епархии [4].

В 1898 г. молодой епископ Тихон был направлен в Америку в сане епископа Алеутского. В 1905 г. он возведен в сан архиепископа. В Америке его ждала огромная епархия, в которую входили Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада и Аляска. Тихон взялся за благоустройство своей епархии: принял меры для развития православной жизни, разделил эту епархию и ввел викариатство - условную церковно-административную единицу в составе епархии, возглавляемую викарным епископом, находящимся в подчинении у епархиального архиерея [9, с. 3]. Также он старался развивать миссионерскую работу, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык, чтобы иноверцев-англикан привлечь к православию [4].

В 1907 г. архиепископ Тихон вернулся в Россию и был назначен в одну из крупнейших и древнейших епархий России - на Ярославскую кафедру. Святитель Тихон в Ярославле продолжал заниматься благотворительностью, он выделял денежные средства учебным заведениям, братствам, монастырям, миссионерским обществам, а также отдельным лицам [4].

В 1913 г. архиепископ Тихона переводят в Литву - на Виленскую и Литовскую кафедру. Но он недолго пробыл в Вильно. В 1914 г. началась Первая мировая война, и фронт прошел через Виленскую епархию, отрезав ее от России. Необходимо отметить, что при приближении к Вильно немецких солдат, архиепископ Тихона перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. Также в это время он посещал лазареты, служил в храмах, был примером для народа [5].

В июне 1917 г. архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита [6, с. 46-47]. В это время на Всероссийском Поместном Соборе решался вопрос о восстановлении Патриаршества в России. Февральская революция, свержение монархии, массовые беспорядки надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Православной Российской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, успокоить и сплотить своей властью, и мудрой деятельностью духовенство, монашествующих и мирян. В итоге 18 ноября 1917 г. Поместный собор Православной Российской Церкви избрал митрополита Московского Тихона Патриархом Московским и всея Руси. Он стал первым Патриархом после церковной реформы императора Петра I, и его служение пришлось на один из самых трагических периодов истории нашей страны. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября 1917 г. в Кремлевском Успенском соборе [5].

В это время усиливались гонения на священнослужителей, повсюду был хаос. Несмотря на это, Патриарх Тихон открыто проводил богослужения в храмах и поддерживал православных христиан, укреплял веру в людях.

Патриарх Тихон вступил на патриарший престол спустя всего две недели после Октябрьской революции 1917 г., и уже 19 января (1 февраля) 1918 г., выпустил послание, в котором осудил большевиков: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной» [3, с. 46]. Он обращается к православным людям: «Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: "измите злато от вас самех" (1 Кор. 5:13)», а также призывает их: «Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей» [3, с. 46-48].

Необходимо отметить, что обращение Патриарха являлось не политической декларацией, его цель заключалась в том, чтобы морально воздействовать на ситуацию, нравственно осудить происходящее. К выступлению против власти и к насильственному ее свержению Патриарх Тихон не призывал [2, с. 57; 8, с. 170-171]. Это видно из его послания с

предостережением против мщения 8 (21) июля 1919 г.: «Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. "Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром" (Рим. 12:21)», а также «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в твои, Православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, - отбрось далеко, так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы найти его» [3, с. 108].

Святитель Тихон считал, что новую Россию построить без Бога, не по законам христианской веры, невозможно [1, с. 254]. В слове, сказанном в храме Христа Спасителя в Москве перед началом новогоднего молебна 1 (14) января 1918 г. он высказал свое мнение по поводу происходящих событий: «И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши» [3, с. 189-190], а также изложил принципиальную позицию Русской Православной Церкви в новой исторической ситуации: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без которого ничего доброго не может быть сделано... » [3, с. 190].

Для Патриарха Тихона развернувшаяся Гражданская война 1917-1922 гг. была «междоусобной бранью», трагедией русского православного народа. Так, в послании по поводу происходящей в стране междоусобной брани в феврале 1918 г. Тихон говорит: «Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния!» [3, с. 52]. Также он призывает православных к следующему: «Первее всего - прекратите взаимные распри и междоусобную брань... Оставив злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего: богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, "не ожесточите сердец ваших" (Евр. 3:8), не клените жребия своего и "довольни будите оброки вашими" (Лк. 3:14).» [3, с. 53].

Далее в послании о заключении позорного Брестского мира с Германией 5 (18) марта 1918 г. Патриарх Тихон дает оценку этому документу: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери» [3, с. 64].

Необходимо отметить, что Патриарх Тихон в слове при служении в Казанском соборе г. Москвы по поводу расстрела императора Николая II 8 (21) июля 1918 г. осудил убийство монарха: «Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских

депутатов, и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... и вдруг он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России небольшой кучкой людей не за какую-либо вину, а за то только, что его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние - уже после расстрела — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают» [3, с. 209-210].

Также следует сказать, что Патриарх Тихон в послании голодающим и изъятии церковных ценностей осудил само изъятие: «...13 (26) февраля, ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и Мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших» [3, с. 131132].

Важно отметить, что на основании циркуляра Комиссариата Юстиции от 25 августа 1920 г. власти на местах «проводили полную ликвидацию мощей». В это время Патриарха Тихона начинают вызывать на допросы по делу об изъятии церковных ценностей в качестве главного свидетеля. Его обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился в заточении в Донском монастыре [4].

В апреле 1923 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято секретное постановление, по которому Трибунал должен был вынести святителю Тихону смертный приговор. В это время Патриарх Тихон обладал уже всемирным авторитетом, поэтому позиция власти изменилась: вместо вынесения смертного приговора Патриарх был «лишен сана» обновленцами, после чего власти начали усиленно добиваться от него покаяния [5].

Патриарху Тихону было предложено освобождение из-под ареста при условии публичного «покаяния», и он решил пожертвовать своим авторитетом ради облегчения положения Церкви. Необходимо отметить, что, несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он жил [5].

Начиная с 1924 г., здоровье Патриарха Тихона ухудшилось и его положили в больницу, но, несмотря на это, он продолжал проводить богослужения [4].

Патриарх Тихон умер в день праздника Благовещения, во вторник, 25 марта (7 апреля) 1925 г. Перед похоронами Патриарх Тихон был перевезен в Донской монастырь. На прощание с ним съехались почти все епископы Русской Церкви [4].

1 ноября 1981 г. решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви заграницей Патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедников с включением в Собор святых новомучеников и исповедников Российских и установлением памяти 25 марта [7].

9 октября 1989 г. Патриарх Тихон был канонизован как святитель Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Это было признание его мужественного подвига,

который он каждодневно совершал, будучи руководителем Церкви в самом начале времени атеизма и безбожия [7].

Таким образом, Патриарх Тихон внес бесценный вклад в дело сохранения Русской Православной Церкви в первые годы гонений на веру.

Литература:

1. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1997. - 383 с.

2. Дзюбан В.В., Тулянов В.А. Основные этапы развития благотворительности Русской православной церкви (X в. - 1920-е гг.)// Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 4(42). С. 53-62.

3. Кривошеева Н.А. «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. М.: ПСТГУ, 2009. - 296 с.

4. Протоирей Владимир Воробьев. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси// Православие.RU. URL: https://pravoslavie.ru/41953.html (дата обращения: 01.02.2024).

5. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси// Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/ (дата обращения: 01.02.2024)

6. Серафим (Николин), игум. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.// Вестник Омской православной духовной семинарии, 2017. № 1. С. 46-59.

7. Тихон (Беллавин)// Древо. URL: https://drevo-info.ru/articles/17044.html (дата обращения: 01.02.2024).

8. Тулянов В.А. Духовно-просветительская и благотворительная деятельность Русской православной церкви (1990-е - 2000-е гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/ Московский государственный областной университет. Мытищи, 2020. - 255 с.

9. Тулянов В.А. Церковь и либерализм. «Великие реформы» в дневниковых записях Леонида (Краснопевкова)// Либерально-демократические ценности, 2018. Т. 2. № 3-4. С. 3.

References:

1. VostryshevM.I. Patriarh Tihon. M.: Molodaya gvardiya, 1997. - 383 s.

2. Dzyuban V.V., Tulyanov V.A. Osnovnye etapy razvitiya blagotvoritel'nosti Russkoj pravoslavnoj cerkvi (X v. - 1920-e gg.)// Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 4(42). S. 53-62.

3. Krivosheeva N.A. «V godinu gneva Bozhiya...»: Poslaniya, slova i rechi sv. Patriarha Tihona. M.: PSTGU, 2009. - 296 s.

4. Protoirej Vladimir Vorob'ev. ZHitie svyatitelya Tihona, Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi// Pravoslavie.RU. URL: https://pravoslavie.ru/41953.html (data obrashcheniya: 01.02.2024).

5. Svyatitel' Tihon (Bellavin), patriarh Moskovskij i vseya Rusi// Azbuka very. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/ (data obrashcheniya: 01.02.2024)

6. Serafim (Nikolin), igum. Svyatitel' Tihon, Patriarh Vserossijskij, i ego otnoshenie k gosudarstvennoj vlasti 1917-1918 gg.// Vestnik Omskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii, 2017. №1. S. 46-59.

7. Tihon (Bellavin)// Drevo. URL: https://drevo-info.ru/articles/17044.html (data obrashcheniya: 01.02.2024).

8. Tulyanov V.A. Duhovno-prosvetitel'skaya i blagotvoritel'naya deyatel'nost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi (1990-e - 2000-e gg.). Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk / Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet. Mytishchi, 2020. - 255 s.

9. Tulyanov V.A. Cerkov' i liberalizm. «Velikie reformy» v dnevnikovyh zapisyah Leonida (Krasnopevkova) // Liberal'no-demokraticheskie cennosti, 2018. T. 2. № 3-4. S. 3.

"IN THE YEAR OF GOD'S WRATH": PATRIARCH TIKHON ON THE REVOLUTION AND THE CIVIL WAR IN RUSSIA (BASED ON SPEECHES AND MESSAGES)

Slepukhina N.A.

Bachelor of the Faculty of History, Political Science and Law of the State University of Education [email protected]

Abstract: the article is devoted to the activities of Patriarch Tikhon (Bellavin) during the most acute period of Russian history - the 1917 revolution and the Civil war. The article shows that in his speeches and messages Patriarch Tikhon appears as a patriot of his Fatherland, which was expressed as follows: he acts as a champion of protecting Russia from external aggression and a consistent opponent of the civil war, refuses to bless the bloody political struggle and intervention, calls on the Russian people to repent of their sins and unite, expresses readiness to help in every way in overcoming the terrible famine of the early 1920s, etc. Patriarch Tikhon is convinced that the Orthodox Church should act as the "conscience" of the people, and not indulge all the whims of those in power who solve momentary political issues.

Keywords: Patriarch Tikhon, the revolution of 1917, the civil war in Russia, the state and the Church, the Russian Orthodox Church

Для цитирования: СлепухинаН.А. «В годину Гнева Божьего»: Патриарх Тихон о революции и Гражданской войне в России (по материалам речей и посланий)// Архонт, 2023. № 6(39). С. 96-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.