Научная статья на тему 'Святитель Тихон, патриарх Всероссийский и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг'

Святитель Тихон, патриарх Всероссийский и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
63
Поделиться
Ключевые слова
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ТИХОН (БЕЛЛАВИН) / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николин Серафим (Олег Викторович)

В статье рассматривается историография, посвященная жизни и деятельности Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона (Беллавина). Анализируются взгляды Патриарха Тихона на церковно-государственные отношения в период Революции и Гражданской войны.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николин Серафим (Олег Викторович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг»

^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

удк 271.22

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ, И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1917-1918 гг.

игумен Серафим (Николин), преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается историография, посвященная жизни и деятельности Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона (Беллавина). Анализируются взгляды Патриарха Тихона на цер-ковно-государственные отношения в период Революции и Гражданской войны.

Ключевые слова: Святейший патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин), церковно-государствен-ные отношения, революция 1917 г., гражданская война

SAINT TIKHON, THE PATRIARCH OF ALL-RUSSIA AND HIS ATTITUDE TO THE GOVERNMENT OF 1917-1918.

Abbot Seraphim (Nikolin) Omsk orthodox theological Seminary lecturer

Abstract. The article deals with the historiography devoted to the life and activities of His Holiness Patriarch Tikhon of Moscow and All Russia (Bellavin). Partiarch Tikhon's views on church-state relationship during the time of the Revolution and the Civil war are analyzed.

Key words: His Holiness Patriarch Tikhon of Moscow and All Russia (Bellavin), church-state relationship, the Revolution of 1917, the Civil war.

JiSfilL

еятельности Патриарха Московского и всея Руси Тихона посвящена значи-11 тельная по объему историография, весьма различная по степени научной «д^Ярценности, методическим подходам к фактическому материалу и тематике. Условно работы можно разделить на два этапа - до 1990 г. и после.

Первые публикации о Патриархе Тихоне появились еще в 1920-е гг. Это были работы, созданные в рамках антицерковной кампании, а также обновленческие [9; 29; 46]. В них личности и деятельности Святителя давались исключительно негативные оценки, его критиковали за «антисоветскую деятельность», реакционные взгляды и т.п. Был введен в оборот термин «тихоновщина» как обозначение одного из направлений «контрреволюционной» деятельности. О низком уровне этих работ можно судить по тому, что в одной из них Патриарх назывался Василием Федоровичем Белавиным [45, 3]. Важно отметить, что после кончины Святителя Тихона подобные публикации исчезли, что ясно показывает их цель - всеми способами дискредитировать Патриарха.

В последующей историографии, хотя некоторые негативные оценки были смягчены, личность и деятельность Патриарха Тихона продолжали подвергаться критике с позиций воинствующего атеизма. В соответствии с социологическим подходом, характерным для советской историографии, при котором основное внимание уделя-

лось не личности, а общим процессам, это были работы не о самом Святителе, а о бытовании Русской Православной Церкви в первые годы существования СССР. Фактический материал был в них подобран тенденциозно, а выводы заранее предопределены. Никакой научной ценности такие тексты в настоящее время не представляют.

Новый этап в изучении истории Русской Православной Церкви в целом, и деятельности Патриарха Тихона в частности начался на рубеже 1980-1990-х гг. Он характеризуется стремлением к объективному и всестороннему изучению прошлого. Были кардинальным образом пересмотрены оценки личности Патриарха Тихона. Впервые о его реабилитации было заявлено в 1990 г., когда предприняли попытку выяснить, действительно ли он возглавлял «церковную контрреволюцию», а в 1991 г. отношение к нему со стороны советской власти расценивалось уже как «травля» [2, 93-104].

Объективное изучение биографии Святителя Тихона было начато трудами М.И. Вострышева, опубликованными в первой половине 1990-х гг. В них впервые предпринималась попытка объективно оценить его деятельность и взгляды, рассказать о тех преследованиях, унижениях и оскорблениях, которым он подвергался в советский период своей жизни [10; 11; 12].

Из имеющегося широкого спектра научных исследований о Патриархе Тихоне следует особенно выделить труды В.В. Лобанова и Д.В. Сафонова, которые целенаправленно изучали его деятельность после 1917 г., и одной из важнейших для них была проблема взаимоотношений Святителя с властью [24; 25; 26; 41; 42; 43; 44].

Эволюции взглядов Патриарха Тихона на советскую власть посвящена также статья Е.А. Бесовой [8, 77-97]. В ней автор приходит к выводу, что начальное полное неприятие новой власти постепенно заменялось мыслью о примирении с ней. Этот сложный процесс понимается несколько упрощенно.

Проблеме взаимоотношений Патриарха Тихона и Зарубежной Православной Церкви посвящена кандидатская диссертация и другие работы А.А. Кострюкова [19; 20]. Реакцию Патриарха Тихона на важнейшие события начала XX в. (Октябрьский переворот, Гражданская война, расстрел императорской семьи) изучал В.М. Лавров [21; 22; 23]. Много сделали для публикации источников советского периода о деятельности Святителя И.Н. Жиляева и Н.А. Кривошеева, в предисловиях к публикациям документов анализировавшие обстоятельства арестов и допросов Патриарха в 1920-е гг. [4; 37; 38]. Значительную ценность имеет также исследование С.Г. Петрова, в котором целая глава посвящена историческим источникам о деятельности Святителя Тихона в после 1917 г. [34]. Автору удалось бесспорно доказать факты вмешательства власти в подготовку целого ряда документов, написанных от имени Патриарха, прежде всего - «покаянного заявления».

В современных работах о Патриархе преобладают две темы. Активно изучался Поместный собор 1917 - 1918 гг., его деятельность и решения, а также репрессии и притеснения, которым подвергался после 1917 г. Патриарх Тихон со стороны власти. Многие публикации по этой тематике носят не научный, а популярный характер, готовились к юбилейным датам с момента рождения, кончины или избрания его Патриархом Московским и всея Руси (1990, 1995, 2000, 2005 гг.) [27; 40, 157-143; 6, 7-11; 3, 20-21]. К юбилеям были приурочены научные конференции, посвященные Святителю Тихону [30].

Традиционно многие аспекты жизни и многогранной деятельности Патриарха исследовались не в биографических, посвященных ему работах, а в общих трудах по

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

истории Русской Православной Церкви после 1917 г. Для поставленной нами темы особое значение имеет статья А.Н. Кашеварова, в которой обстоятельно анализируется позиция Поместного собора 1917 - 1918 гг. по отношению к новой власти. Она прямо связана с формированием взглядов Патриарха на политическую ситуацию в стране [17, 48-60].

При изучении материалов, относящихся к советскому периоду жизни Святителя Тихона, остро встают источниковедческие проблемы: авторство, история текста, определение подлинности, степень достоверности и т.д. Все это требует целенаправленного их анализа, внешней и внутренней критики, определения, в частности, в какой степени тексты, подписанные Патриархом, действительно принадлежат ему, а в какой отредактированы репрессивными органами.

В 2000-е гг. произошла дифференциация исследований о Святителе Тихоне. Появляются работы о его позиции по конкретным вопросам, об отдельных эпизодах его биографии, в том числе и императорского периода и т.д. Некоторые из исследований касались проблем внутрицерковной жизни, например ликвидации заграничного Высшего церковного управления. Эти исследования позволяют глубже понять становление и эволюцию взаимоотношений Святителя Тихона с властью [53, 367-379; 18; 19; 20].

Вся жизнь Патриарха Московского и всея Руси Тихона была неразрывно связана с Русской Православной Церковью, была отдана служению ей. Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в семье священника. В 1883 г. он окончил Псковскую духовную семинарию, а в 1888 г. - Петербургскую духовную академию, учился он очень хорошо, имея почти только отличные оценки; в 1891 г. принял монашеский постриг с именем Тихона [52, 79-81]. Молодой и талантливый монах быстро обратил на себя внимание церковного начальства. В 27 лет, в 1892 г., он был назначен ректором Казанской, а затем Холмской духовных семинарий. Последнее назначение особенно показательно. Холмская губерния на тот момент была только что создана из территорий, относившихся к Польше. Перед Русской Православной Церковью стояла острая задача противостоять католическому духовенству, поэтому на должности в этом регионе старались назначать наиболее образованных, наиболее талантливых священников, которые могли бы уверенно вести дискуссии по вопросам веры. Святитель Тихон вполне справился со сложной задачей, о чем красноречиво свидетельствует его назначение епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии (оно произошло в 1897 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее важным оказалось следующее назначение Святителя Тихона. В 1899 г. он был направлен в Северную Америку с титулом епископа Алеутского и Аляскинского, то есть, по сути, представлял Русскую Православную Церковь на Американском континенте. На этом посту он так же, как и ранее, показал выдающиеся организаторские и проповеднические таланты. С 1900 г. будущий Патриарх стал епископом Алеутским и Северо-Американским, то есть его юрисдикция значительно расширилась, а в 1905 г. он возведен в сан архиепископа [7, 12-18].

В 1907 г. Святитель Тихон вернулся в Россию и был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. На новом месте, в одной из старейших епархий России, он своей добротой, мудростью и трудолюбием также снискал большую любовь и уважение, как со стороны местной паствы, так и у руководства губернии [15, 117-121].

2 января 1914 г. Святитель Тихон был переведен на архиепископскую кафедру в Вильно. В речи, сказанной при вступлении на эту кафедру, он выступил с призывом к единению, совместной и дружной работе во имя Русской Православной Церкви, и в этой работе должны участвовать не только отцы духовные, но и миряне; так облегчается бремя архипастырского служения [10].

В годы Первой мировой войны архиепископ Тихон эвакуировался в Москву. Здесь он успешно продолжал активную проповедническую деятельность. Будущий Патриарх вполне ясно выразил свою позицию по отношению к Февральской революции, видя в ней возможность не только иначе строить приходскую жизнь, усовершенствовать ее, но и по-новому определить положение всей Церкви в Русском государстве. Эти надежды Святитель Тихон связывал с предстоящими созывами Учредительного собрания и Церковного Собора, с новой системой государственного управления, подчеркивая, таким образом, тесную взаимосвязь между светской и духовной властями [14, 441-461]. В июне 1917 г. Святитель Тихон избран архиепископом Московским и Коломенским, а в августе возведен в сан митрополита, и в этом качестве председательствовал на Поместном соборе 1917-1918 гг.

К моменту избрания Патриархом Московским и всея Руси Святитель Тихон имел большой и разнообразный опыт церковного руководителя, обладал значительным авторитетом и влиянием среди паствы, показал себя ярким проповедником.

Поместный собор 1917 - 1918 гг. стал одним из судьбоносных событий в истории Русской Православной Церкви XX века. На нем было принято решение о восстановлении Патриаршества, и Святитель Тихон оказался одним из трех возможных кандидатов. Окончательный выбор произошел 5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя, по жребию, вынутому старцем Зосимовой пустыни Алексием (Соловьевым). 7 (20) ноября вновь нареченный Патриарх выехал в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы подготовиться к торжественному возведению на патриарший престол. Интронизация Тихона в качестве патриарха Московского и всея Руси состоялась 21 ноября (4 декабря) того же года в Успенском Соборе Московского Кремля.

С приходом в октябре 1917 г. к управлению государством воинствующих атеистов перед Русской Православной Церковью возникла острая проблема определить свою позицию по отношению к этой новой власти и к ее действиям в сфере религии. Причем выработка позиции происходила в чрезвычайно тяжелых, трагических условиях, в ситуации кровавой междоусобицы. С другой стороны, решения Поместного собора имели принципиальное значение, и их реализация во многом зависела от личной позиции и качеств только что выбранного Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Предстоятель отлично понимал, в какое трудное время он возглавил Русскую Православную Церковь, и догадывался, какие испытания ему придется преодолевать. Уже в одном из первых посланий, посвященном собственному вступлению на Патриарший престол и датированному 18 декабря 1917 г. Святитель Тихон, характеризуя положение в стране, подчеркивал: «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные вступили мы на древнее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная» [51].

Советская власть начала преследовать Патриарха Тихона едва ли не с момента избрания. Находясь в Троице-Сергиевой Лавре в конце ноября 1917 г., он был под-

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

вергнут обыску. «В митрополичьи покои в субботу взошло более десяти человек, вооруженных ружьями и винтовками, одетых в солдатскую форму. Они потребовали от имени Военно-революционного комитета, чтобы был произведен обыск в помещении Патриарха. Патриарх Тихон не смутился и ответил, что он готов...», - сообщал корреспондент газеты «Московский листок» [47, 142].

Новая власть не скрывала негативного отношения к Русской Православной Церкви, началось активное ее притеснение, ущемление в правах, репрессии против епископата, духовенства и верующих. Декрет о земле 1917 г. предписывал национализировать церковно-монастырские земли, и, как ни странно, Поместный собор

1917 - 1918 гг. отнесся к этому решению достаточно спокойно, считая его, видимо, не более чем политической декларацией, которая не будет реализована на практике. В декабре 1917 г. все духовные учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения, тогда же изменилось законодательство о браке, и Церковь утратила право регистрировать акты гражданского состояния. В январе

1918 г. упразднен институт духовников в армии.

Патриарх Тихон очень быстро сформулировал собственную точку зрения на происходящее, обнародовав ее через послания и проповеди. Октябрьский переворот он не принял, да и принять не мог, причем необходимо подчеркнуть, что это было, прежде всего, не политическое, а духовное неприятие его сути, социальных и экономических последствий [21, 543-552]. Уже в новогоднем слове, произнесенном в первый день 1918 г. в Храме Христа Спасителя он сформулировал свой взгляд на события минувшего года. Патриарх признал, что это оказался один из самых бурных годов в истории России («Минувший год был годом строительства Российской державы»), но отметил, что произошедшие события носили преимущественно негативный характер, причем не только для России, но и для всего мира («И наши строители желают своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные»). Под «строителями» он подразумевал не только большевиков, но и другие политические силы: социалистов, демократов. Святитель Тихон считал, что новую Россию построить без Бога, не по законам христианской веры невозможно. В слове он изложил принципиальную позицию Русской Православной Церкви в новой исторической ситуации: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано...» [1, 76-77].

Между тем в начале 1918 г. отношения между новой властью и Русской Православной Церковью стремительно обострялись. В январе 1918 г. была реквизирована Синодальная типография, что лишило Церковь возможности печатать религиозную литературу. Тогда же бесчинствующая толпа матросов и красногвардейцев по приказу комиссара призрения А.М. Коллонтай предприняла попытку захватить помещения Александро-Невской Лавры в Петрограде, крупнейшего центра православия, был убит протоиерей Петр Скипетров. Эти события потребовали дальнейшей выработки позиции высшего церковного руководства в отношении новой власти.

В данном контексте принципиальное значение для понимания взглядов Патриарха Тихона имеет знаменитое обращение к архипастырям, пастырям и пастве от 19 января (1 февраля) 1918 г. [47, 813-814].

Он попытался остановить волну насилия и кровопролития, охватившую страну, которые совершаются «с неслыханной доселе дерзостию и безпощадною жестоко-стию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности», выступил против кровавых расправ в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах. Самой кровавой из них являлся расстрел в столице мирной демонстрации в поддержку Учредительного Собрания. Особенно подчеркнуты в послании гонения на Русскую Православную Церковь. Патриарх писал: «Благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющия супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства церкви православной и подготовлявшия пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности». «Опомнитесь, безумцы, прекратите Ваши кровавые расправы», - призывал Святитель Тихон. Он объявил происходящее «сатанинским делом» и предал анафеме гонителей веры и Русской Православной Церкви, посягнувших на святыни и жизни (в общественном сознании закрепилась версия, что анафеме были преданы большевики, но на самом деле они не названы в тексте прямо). Обращение Патриарха являлось не политической декларацией, его цель заключалась в том, чтобы морально воздействовать на ситуацию, нравственно осудить происходящее. К выступлению против власти, к насильственному ее свержению Патриарх Тихон не призывал. По отношению к существующей власти он предполагал противопоставлять только «силу веры» и «всенародный вопль». Тем не менее, как считают некоторые исследователи, после этого послания государственная власть стала относиться к Патриарху Тихону как к контрреволюционеру, и ничто не могло заставить ее отказаться от репрессивного отношения к Святителю.

Послание Патриарха от 19 января (1 февраля) 1918 г. официально объявляло противостояние Русской Православной Церкви и новой власти, но необходимо подчеркнуть, что оно стало не более чем защитной реакцией на вопиющее насилие по отношению к Церкви и ее всяческое притеснение. Верующих послание призывало встать на защиту Русской Православной Церкви, но не силой оружия, а силой покаяния [49, 17-22; 17, 51].

Послание Патриарха читалось в церквях по всей России, но не имело того эффекта, на который можно было рассчитывать. Как справедливо заметил историк В.М. Лавров: «И все же всенародного останавливающего вопля слышно не было. Народ не отказывался от общения с большевиками и левыми эсерами. С каждым днем эта страшная правда становилась все очевиднее» [21, 545]. На самом деле положение дел оказалось еще хуже. После того как послание стало известно в регионах, в местные органы власти начали поступать прошения о начале судебного преследования Патриарха Тихона. В историографии известно как минимум три таких случая. В частности, 26 апреля 1918 г. в селе Грачевка, Усманского уезда, Воронежской губернии состоялось постановление: завести дело и просить Московский революционный трибунал привлечь к ответственности Патриарха Тихона за его антисоветскую дея-

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

тельность [28, 160-162]. По этому делу Святитель Тихон был вызван на допрос 5 июня 1918 г., и это событие произвело тяжелое впечатление на православное население Москвы. В дальнейшем указанное дело вошло в состав дела Патриарха, которое вел Всероссийский революционный трибунал.

На следующий день после послания Патриарха, 20 января (2 февраля) 1918 г., декретом Совета народных комиссаров Российской Республики Русская Православная Церковь была отделена от государства. В силу документ вступил 23 января (5 февраля) 1918 г. По существу это являлось выражением либеральных тенденций, зародившихся еще в XIX в. и считавших полезным самостоятельность Церкви, поскольку именно она в полной мере обеспечивает свободу совести. Однако наряду с этим Русская Православная Церковь лишалась права юридического лица, а ее имущество объявлялось народной собственностью. Декрет от 20 января (2 февраля) 1918 г. фактически ставил Церковь вне закона. Одновременно началась кампания по ликвидации святых мощей и изъятию церковного имущества. Все это сопровождалось нагнетанием антицерковной и атеистической истерии в стране. Репрессивная политика государства по отношению к Церкви и верующим стала причиной глубокого конфликта, который возник к 1918 г.

Позиция Патриарха Тихона, изложенная в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. была во многом обусловлена длительным опытом взаимоотношений власти и Церкви в России. Они строились на византийском понимании того, какой характер должны иметь эти связи, и трактовались как сотрудничество, несмотря на личные качества правителя и форму правления.

Священное Писание не содержит подробных сведений для построения цер-ковно-государственных отношений. Господь Иисус Христос учил только воздавать кесарю кесарево, а Богу Божие, то есть разделять дела, относящиеся к сфере веры и к сфере власти (Мф. 22, 21). Однако Новый Завет вполне ясно излагает вопрос о том, как должен верующий христианин относиться к власти. Церковь считает, что форма объединения людей через государство установлена Творцом (Рим. 13, 1), и основное его назначение - поддерживать порядок и защищать от внешних врагов (Лк. 3, 14; 1 Петр. 2, 14; Рим. 13, 3 - 4). Церковь воздает власти подати и повинности, подчиняется ее распоряжениям, молится за правителей и начальников (Мф. 22, 21; Рим. 13, 1 - 7; 1 Пет. 2, 13 - 14; 1 Тим. 2, 1 - 2). Таким образом, повиновение государственной власти является обязанностью христианина, исполнение воли Божией (1 Пет. 2, 13 - 14, Рим. 13, 2).

Однако Церковь считает, что поставленная Богом власть должна служить народу, заботиться о его истинном благе, защищать его интересы. И только такую, а не ту, которая приносит классовую вражду, обиды и насилия, - как подчеркивал Патриарх Тихон - она может благословить [14, 441-461].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попытка рассматривать постоктябрьские события с нравственных позиций логично привела Патриарха Тихона к идее покаяния. Особенно четко она сформулирована в открытом письме сельскому священнику Томской епархии Николаю Троицкому. Оно датируется 12 февраля 1918 г. Патриарх писал, что многие скорби и страдания послал Господь для России, «любовно наказуя нас и призывая к покаянию». Поэтому «будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову» [1, 88].

15 марта 1918 г. Святитель Тихон опубликовал важное для понимания его позиции в отношении власти послание по поводу происходящей в стране междоусобной брани [1, 104-105]. Он резко выступил против начала Гражданской войны, отмечая, что «ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубийственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере, проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность вашего сердца». Патриарх выступил против прекращения военных действий с Германией, против дезертирства, против попыток обрести мир, «бросившись в объятия врага». При этом он сделал прямой выпад против власти, политика которой привела к подобной сложной ситуации: «Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния!». Святитель Тихон в очередной раз призвал прекратить «взаимные распри и междоусобную брань», противопоставив этому идею «возлюбить ближнего своего», заботу о бедных и убогих. Особенно подчеркнуто требование не злобствовать по отношению к богатым. Патриарх последовательно ратовал за установление мира и спокойствия на Русской земле.

Следующим моментом эскалации конфликта между Святителем Тихоном и государственной властью стало заключение в марте 1918 г. позорного для России Брестского мира, согласно которому страна вышла из войны. Договор был нужен большевикам для того, чтобы укрепить свои позиции внутри страны, окончательно взять власть в свои руки, но при этом Россия теряла значительные территории и подвергалась различным унижениям. Патриарх Тихон 5 (18) марта 1918 г. опубликовал по этому поводу послание верующим. В нем он однозначно осудил Брестский мир и заявлял: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украйна отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству - неисчислимые потери» [1, 107-109]. Святитель Тихон подчеркивал, что Русская Православная Церковь, всегда помогавшая в укреплении Русского государства, не может равнодушно воспринимать его гибель. Он отказался благословить Брестский мир, справедливо видя в нем «зародыш» новых войн и несчастий для всего человечества. В тяжелых условиях момента он призывал объединиться вокруг Иисуса Христа и его Церкви. Следуя своему ранее обозначенному стремлению давать нравственную оценку происходящим событиям, Патриарх призвал к покаянию и прекращению раздоров. Обращение по поводу Брестского мира опять не содержало никакого политического контекста, его можно интерпретировать как патриотическое.

Будучи противником всякого насилия, Патриарх Тихон выступил с резким осуждением убийства членов семьи Николая II. В июле 1918 г. после литургии в Казанском соборе Москвы он обратился со Словом об убийстве Государя и его семьи. Он назвал это «ужасным делом» и заявил, что, хотя Исполнительный комитет и признал расстрел законным и одобрил, его христианская совесть не может с согласиться с подобной оценкой. «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело,

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершал его [...] Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреляют», - подчеркнул Патриарх, внутренне, видимо, понимая, что его активное осуждение событий не может остаться безнаказанным [48, 69]. Тихон благословил архипастырей и пастырей отслужить панихиды по императору и его семье «на местах». Такой призыв на фоне репрессий против духовенства являлся актом огромного личного мужества, почти открытый конфликт с властями [22, 137-151].

Нельзя думать, что Патриарх Тихон относился негативно к действиям только советской власти. Аналогичное отношение существовало также и к насилию и кровопролитию со стороны Белой гвардии. Сохранились сведения, что летом и осенью 1918 г. он отказался благословить Белое движение и отдельных его деятелей [24, 68-71].

Из ранних посланий Патриарха Тихона следует также отметить текст, написанный 26 октября 1918 г. в связи с первой годовщиной Октябрьского переворота. Статус этого текста не вполне ясен. Сам Святитель называл его частным письмом, не предназначенным для опубликования, но такое признание было сделано на допросе в секретном отделе ВЧК в декабре 1919 г., поэтому выглядит не вполне достоверным.

В течение всего 1918 г. кровопролитие в стране и репрессии по отношению к Русской Православной Церкви усиливались, происходили массовые расстрелы священников и епископов, поэтому послание, написанное Патриархом, оказалось, пожалуй, самым резким из всех предыдущих. Он обличал власти в происходящих в стране преступлениях, в нарушении обещаний, в нарушении законов. Святитель снова упрекал за позорный Брестский мир, который перечеркнул победы русского воинства, и за вывоз из страны в Германию золота. Патриарх обвинил большевиков в развязывании Гражданской войны, в казнях, грабежах, в институте «заложничества», особенно указав на безосновательные казни епископов, священников, монахов и монахинь по обвинению в контрреволюционности. «По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. уничтожается народное богатство и разоряется сама страна», - отмечал Святитель. Много внимания уделялось в послании вопросу о свободе, обещанной большевиками. «Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно», - с горечью подводил итог Патриарх Тихон.

При этом Святитель особенно подчеркивал мысль, что всякая власть - от Бога, поэтому он не имеет нравственного права судить ее. В послании содержится призыв к власти отпраздновать годовщину октября 1917 г. прекращением кровопролития, насилия и стеснения веры, освобождением заключенных, установлением в многострадальной России порядка и законности [46, 838-840].

Патриарх предвидел, конечно, негативную реакцию на свое очередное послание. «Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование, и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти; но чем выше будет подыматься «столб злобы» вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости наших обличений», - писал Святитель. Он не ошибся, обращение было расценено большевиками как прямое контрреволюционное выступление и стало одним из поводов для ареста Патриарха в ночь с 24 на 25 ноября 1918 г. В патриарших покоях был произведен обыск, и изъято много ценных вещей,

в том числе даже патриаршие панагии и митра, используемые во время богослужений, а также иконы, Евангелие, лампада [36, 151-152]. В документах прямо указывалось, что основанием для репрессий послужили «написанная прокламация к народу о Совнаркоме и сообщение т. Дзержинского, что у него хранятся в вышеуказанных помещениях печатные экземпляры прокламации» [36, 150]. Святитель Тихон был помещен на Троицкое подворье. Ему инкриминировались призывы к свержению советской власти, что, конечно, ни в коей мере не соответствовало действительности.

Власть не желала прислушаться к мнению Патриарха, воспользоваться его авторитетом и влиянием, а продолжала развивать конфликт с ним, решив идти по пути репрессий, а не поиска компромисса. В целом, эта линия поведения логично вытекала из той идеологической установки, которой она придерживалась в отношениях с Церковью.

Находясь в заключении, Патриарх Тихон пытался более четко разъяснить свою позицию. Он заявил, что никаких действий для свержения советской власти не предпринимал и не собирается этого делать. Однако одновременно Святитель не стал скрывать, что многих ее действий не поддерживает и поддержать не может. Задачами своими Патриарх назвал необходимость указывать власти на отступления от христианских заповедей, обличать насилие и ненависть, звать всех ко Христу [46, 75]. Таким образом, Святитель Тихон трактовал свою миссию как исключительно нравственное, духовное служение. Выдвинутые против него обвинения были надуманными.

Арест Патриарха грозил серьезными последствиями для самой Русской Православной Церкви. Ход церковных дел оказался поставлен под угрозу, могло быть нарушено церковное управление. Священный Синод незамедлительно обратился в Совет народных комиссаров с просьбой освободить Патриарха от домашнего ареста под его поручительство, при этом отмечалось, что высокий сан и личные качества Предстоятеля являются гарантией, обеспечивающей интересы правосудия». Прихожане также неоднократно просили об этом же [36, 153, 156-157].

Неокрепшей еще в полной мере советской власти приходилось учитывать настроения православного населения. Совет народных комиссаров 10 декабря 1918 г. запросил Обвинительную комиссию о возможности перевода Патриарха Тихона под домашний арест, но сразу же получил отрицательный ответ со ссылкой на то, что против него открыты еще 3 дела. Однако затем власть решила не провоцировать верующих на открытые выступления, и 24 декабря 1918 / 6 января 1919 г. Патриарх был освобожден из заключения и на следующий день участвовал в праздничном рождественском богослужении. Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста можно считать окончанием первого этапа в его взаимоотношениях с советской властью.

В конце 1917 - 1918 г. отношение Патриарха к новой власти полностью сформировалось. Оно в полной мере соответствовало христианскому учению и заключалось в том, чтобы попытаться нравственно, с позиций христианских заповедей оценивать происходящее, призывая власть к действиям для улучшения ситуации, к установлению в России законности и порядка. Отношение Патриарха к действиям советского государства являлось негативным. Тем не менее такое государство также признавалось созданным по воле Творца. Патриарх Тихон ставил своей задачей только увещевание властей. К насильственному свержению ее призывов никогда не было. К концу 1918 г. отношение Патриарха с властью обозначились достаточно

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

четко: невмешательство в политические дела и всемерная защита интересов Русской Православной Церкви. Однако власть не приняла предложенный Патриархом вариант отношений и избрала иную, основанную на репрессиях линию поведения с Церковью.

Таким образом, предстоятельство Патриарха Тихона пришлось на исключительно сложный для Русской Православной Церкви, переломный в истории всей страны период. Перед Святителем стояли задачи и проблемы, с которыми не сталкивался ни один из глав Церкви до него. Существовала реальная угроза для самого существования Церкви как общественного института. Это требовало выработки новой стратегии и тактики в ее взаимоотношениях с государственной властью, которая не только не скрывала, но даже всячески подчеркивала свою агрессивную позицию по отношению и к вере Христовой, и к епископату, и к верующим. Воинствующий атеизм был объявлен государственной идеологией.

При Патриархе Тихоне была выработана и выстроена в реальности определенная, в тех условиях, видимо, единственно возможная модель церковно-государ-ственных отношений, которая способствовала сохранению канонических церковных структур. Она основывалась на строгом разграничении вопросов внутреннего церковного управления, богослужения, в которые старались не допускать вмешательства государственной власти, и некоего «внешнего» бытования Церкви, где приходилось идти на уступки и подчиняться требованиям властей, несмотря даже на их репрессивный и ограничительный характер.

Позиция Святителя Тихона строилась в строгом соответствии с христианским вероучением, положениями Священного Писания, рассматривающими любую государственную власть, как данную от Бога, несмотря даже на все жестокости, притеснения и несправедливые законы. Политическая тактика Патриарха являлась в определенном смысле модификацией, продолжением того опыта церковно-госу-дарственных взаимосвязей и взаимодействия, который существовал в России до Октябрьского переворота.

Отношение Патриарха Тихона к советской власти на протяжении 1917 - 1925 гг. претерпело значительную эволюцию. Первоначально он считал возможным резко критиковать ее за злодеяния, насилие и кровопролитие. Патриарх Тихон откликался на важнейшие события, происходившие в России после Октябрьского переворота, причем подвергал их отбору, поскольку, например, разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. был обойден полным молчанием, но расстрел императорской семьи вызвал бурную, резкую и опасную для него реакцию. В такой избирательности проявилась устремленность Святителя к нравственным, духовным основам бытия.

Необходимо подчеркнуть, что это было исключительно моральное осуждение, призывы к покаянию, к возвращению в лоно Церкви. К насильственному свержению советской власти, к изменению формы правления Патриарх Тихон не призывал никогда. Он стремился быть выше политических сил, не поддерживая ни одно политическое течение. Основной его заботой стало неприкосновенное единство Русской Православной Церкви, сохранение ее внутренних устоев, церковного управления. Ради этого Святитель Тихон был готов пойти на любой компромисс, отказаться от того, что являлось для церковной жизни второстепенным, не существенным.

Библиографический список:

1. Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917 -1943. М., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алексеев В. Был ли патриарх Тихон «вождем церковной контрреволюции»? // Диалог. - 1990. - № 10. - С. 93 - 104.

3. Аннинский Л.А. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри...»: Этим воззванием подписал себе приговор Патриарх Тихон, скончавшийся 90 лет назад // Родина. - 2015. - № 6. - С. 20 - 21.

4. Арест Святейшего Патриарха Тихона в 1919 году // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». - 2006. - № 2. - С. 176 - 178.

5. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М.; Новосибирск, 1997.

6. Бахревский В. «Да назовет Святейшего жребий» // Наука и религия. - 2007. -№ 11. - С. 7-11.

7. Беляев С.А. Американское служение патриарха Тихона (1898 - 1907 гг.) // Тульские епархиальные ведомости. - 2007. - № 13. - С. 12 - 18.

8. Бесова Е.А. Эволюция отношения патриарха Тихона к Советской власти: от анафемы к примирению // Проблемы отечественной истории: сборник научных трудов. М., 2005. С. 77 - 97.

9. Введенский А.И. Церковь патриарха Тихона. М., 1923.

10. Вострышев М.И. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990.

11. Вострышев М.И. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 2-е. М., 1991.

12. Вострышев М.И. Документальные источники жизнеописания патриарха Тихона // Церковь в истории России. М., 2007. Сб. 7. С. 247 - 255.

13. «Вынуждаюсь обратить ваше внимание...»: Обращение Патриарха Тихона в Совет народных комиссаров от 1 августа 1919 г. // Вопросы гуманитарных наук. -2004. - № 6. —С. 34 - 40.

14. «Да будем союзом любве связуеми». Неизвестные обращения Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси // Богословский сборник. М., 2003. Сб. 11. С. 441 - 461.

15. Дорошкевич П.М. Патриарх Тихон в годы правления Ярославской епархией // На земле преподобного Сергия Радонежского. Ростов, 2009. Вып. 5. С. 117 - 121.

16. К тебе, обольщенный, несчастный русский народ...: послания святого Патриарха Тихона. М., 1996.

17. Кашеваров А.Н. Разработка на Поместном Соборе 1917-1918 гг. официальной позиции Православной Церкви в отношении советской власти и ее религиозной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2007. -№ 2. - С. 48-60.

18. Корчинский И. Путешествие преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, на Крайний Север Америки в 1900 году // Московский журнал. - 2002. - № 7. - С. 43 - 49; 2002. —№ 8. - С. 38 - 43.

19. Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь и Патриарх Тихон (1920-1925 гг.):

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Игумен Серафим (Николин) «Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, и его отношение к государственной власти 1917-1918 гг.»

автореф. дисс____канд. ист. наук. М., 2007.

20. Кострюков А.А. Русская зарубежная церковь и указ патриарха Тихона об упразднении заграничного Высшего церковного управления // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 72-86.

21. Лавров В.М. Октябрьская революция в восприятии патриарха Тихона // Проблемы отечественной истории: источники, историография, исследования: сборник научных статей. СПб., 2008. С. 543 - 552.

22. Лавров В.М. Социалистическая революция и расстрел последнего русского императора в восприятии патриарха Тихона // Император Николай II и его время. Екатеринбург, 2008. С. 137 - 151.

23. Лобанов В.В. «Следствие вести без ограничения срока...»: (Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) и ее роль в деле Патриарха Тихона) // Альфа и Омега. - 2004. -№ 1. - С. 170 - 184.

24. Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.). М., 2008.

25. Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть: проблема компромисса: автореф. дис____канд. ист. наук. М., 2005.

26. Нежный А.И. Допрос патриарха. М., 1997.

27. Новые архивные документы о преследовании властями Святителя Тихона в 1918 - 1923 гг. // Богословский сборник. - 2000. - № 6. - С. 160 - 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней? Архангельск, 1923.

29. Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон: личность и наследие: материалы науч. чтений, посвящ. 100-летию архиерейской хиротонии и 80-летию патриаршей интронизации. Торопец, 1999.

30. Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Ев-логия (Георгиевского). 1921-1922 гг. // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Выпуск 6. С. 93-111.

31. Петров С.Г. Неизвестное письмо патриарха Тихона о новом календарном стиле // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI - XX вв. Новосибирск, 2005. С. 487 - 508.

32. Петров С.Г. Русская Православная церковь времени патриарха Тихона: (источниковедческое исследование). Новосибирск, 2013.

33. «Подвергнуть аресту и привлечь к судебной ответственности». ВЧК-ГПУ и патриарх Тихон. 1917-1925 гг. // Исторический архив. - 1997. - № 5/6. - С. 141 - 155.

34. Послания святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси. М., 1991.

35. Преследования Патриарха Тихона начались с первых дней избрания его на патриарший престол // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». - 2006. -№ 2. - С. 141 - 160.

36. «Применить к попам высшую меру наказания». Дело патриарха Тихона. (19221924) // Источник. - 1995. - № 3. - С. 114 - 131.

37. Протесты против суда над Патриархом Тихоном в 1923 году // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». - 2006. - № 2. - С. 204 - 208.

38. Рогозный П.Г. Российская церковь и «красная смута» // Нева. - 2011. - № 2. -С. 157-173.

39. Сафонов Д.В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государствен-

№ 1, 2017 (2)

но-церковных отношений в 1922-1925 гг.: автореф. дисс.... канд. ист. наук. М., 2004.

40. Сафонов Д.В. Публичные диспуты священномученика Иллариона с обновленцами в 1923 г. // Альфа и Омега. - 2005. - № 2. - С. 166 - 184.

41. Сафонов Д.В. Святитель Тихон и принципы отношений Церкви и советского государства // Альфа и Омега. - 2003. - № 4. - С. 149 - 169.

42. Сафонов Д.В. Следственное дело Патриарха Тихона как источник по истории Русской Православной Церкви // Труды Историко-архивного института. М., 2005. Т. 36. С. 207 - 211.

43. Сахаров К.И. Патриарх Тихон. М., 1925.

44. Священный Синод и бывший патриарх Тихон. Казань, 1924.

45. Следственное дело патриарха Тихона: сб. документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000.

46. Слово Патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона на великий грех цареубийства // Дворянское собрание. - 1995. - № 2. - С. 69.

47. Соколов А.В. Послание патриарха Тихона от 19 января 1918 года: печать, распространение, первая реакция советской власти // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -№ 1. - С. 17 - 22.

48. Тихон (Беллавин). «В годину гнева Божия...»: послания, слова и речи. М., 2009.

49. Факты биографии Святителя Тихона в документах из различных архивов // Богословский сборник. М., 2000. Сб. 6. С. 79 - 81.

50. Фирсов С.Л. «Еврейский вопрос» и святой Патриарх Тихон // Континент. 2002. -№ 1. - С. 367 - 379.