ТРЕЙД-ИНФО
PEMfDUUM |ОК0Т4
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
В фокусе - слияния и поглощения
В начале октября ведущие специалисты фармотрасли собрались на VI конференции «Что происходит на фармрынке? Ключевые вопросы стратегий на 2015 год», организованной компанией Infor-Media Russia в рамках саммита Pharmastrategies-2015. В ходе мероприятия был затронут целый ряд актуальных тем, в т. ч. процессы M&A на фармрынке.
Специалисты отмечали значительную активизацию процессов слияний и поглощений на мировом фармрынке в последние 1,5 года. По мнению Александра Лобакова, управляющего директора, главы направления «Здравоохранение и фармацевтика» компании BIC Securities в России, сегодня есть все основания говорить о том, что 2014 г. станет рекордным по объемам сделок M&A в мировой фармотрасли. Сумма объявленных с начала года сделок уже достигла порядка 250—300 млрд долл. Для сравнения: в 2012 г. этот показатель составил порядка 160 млрд долл., а в 2013 г. — более 147. Главными мотивами последних сделок стали диверсификация портфелей и налоговая инверсия.
Среди мегасделок — покупка фармпро-изводителем Actavis американской компании Forest Laboratories, которая оценивается в 25 млрд долл.; приобретение немецким концерном Bayer подразделения по производству безрецептурных препаратов американской компании Merck & Co (14,2 млрд долл.); покупка швейцарским концерном Novartis онкологического подразделения у компании GlaxoSmithKline за 14,5 млрд долл. Но самой крупной должна была стать сделка между американской компанией AbbVie и ирландской Shire, которую эксперты оценили в 54 млрд долл. Приобретение активов Shire, одним из направлений работы которой является разработка орфанных препаратов, позволило бы AbbVie стать владельцем перспективного портфеля и одновременно существенно сократить налоговые выплаты. Однако из-за изменений в налоговом законодательстве, введенных Министерством финансов США в начале осени, AbbVie официально отказалась от планов по приобретению Shire.
€
Тем не менее активность в сфере M&A остается достаточно высокой. В сентябре американская компания Pfizer объявила о завершении сделки по приобретению другой американской компании — InnoPharma, специализирующейся на разработке и производстве инъекционных дженерико-вых препаратов. В настоящее время канадская фармкомпания Valeant Pharmaceuticals пытается приобрести Allergan — производителя бренда Botox. Сохраняется возможность поглощения AstraZeneca компанией Pfizer, при том что три предыдущие попытки закончились неудачей.
Следует отметить, что две последние потенциальные сделки эксперты оценивают в 170 млрд долл.
В последнее время также существенно увеличились объемы сделок по M&A и на российском фармрынке: в 2013 г. этот показатель достиг 1 млрд долл. Сделки стали более сложными, чем было ранее (гибридные, с элементами лицензионных соглашений). Кроме того, появились проекты с участием фондов прямых инвестиций. Так, в октябре 2013 ОАО «Газпромбанк» и UFG Private Equity объявили о завершении сделки по приобретению 80,55% акций фармацевтической группы OBL Pharm, занимающейся производством и разработкой ЛС, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения на российском рынке. А в конце февраля 2014 г. группа «Интеррос» завершила сделку по приобретению контрольного пакета в компании НПО «Петровакс Фарм» — ведущего отечественного разработчика и производителя инновационных ЛС и вакцин. Аналитики оценивают эту покупку в 200—300 млн долл.
В целом 2014 г. ознаменовался целым рядом интересных сделок по M&A на российском фармрынке. В апреле финансо-
вая компания АФК «Система» (владелец 74% акций «Биннофарма») объявила о намерении создать совместное фармацевтическое предприятие с участием Fresenuis Kabi. В июле ОАО «Фармстан-дарт» и компания Millhouse сообщили о завершении сделки по приобретению (каждый в отдельности) пакета акций холдинговой компании Biocad Holding Ltd., являющейся основным акционером российской биотехнологической компании ЗАО «Биокад». Сумма сделки составила 733 млн долл. В значительную сумму (631 млн долл.) также оценивается покупка фармпроизво-дителем Abbott компании «Веро-фарм». Завершить сделку планируется в IV квартале. Между тем, по словам Александра Лобако-ва, управляющего директора, главы направления «Здравоохранение и фармацевтика» компании BIC Securities в России, сегодня российские активы приобретают не только западные компании (речь идет о крупных сделках со «зрелыми» компаниями и продуктами), но и местные участники рынка. Так, например, в феврале 2014 г. фармхолдинг «Алванса», созданный на основе производственного предприятия «Оболенское», подписал соглашение о покупке ООО «Сегмента Фармацевтика». В целом спрос на качественные активы в данной сфере существенно превышает их предложение. «На российском фармрынке очень мало серьезных объектов для поглощения с учетом того, что ценность для потенциальных покупателей представляют не заводы, а портфели, — констатирует Дмитрий Щуров, директор отдела коммерческой эффективности и операционного развития компании Pfizer. — У нас же, с одной стороны, имеется избыток производственных мощностей, зачастую незаполненных, а с другой — дефицит мощностей для проведения R&D. В результате портфели компаний в России пополняют в основном либо западные разработки, либо более доступные по себестоимости продукты из Китая и Индии».
91