УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10283 © В.А. Павлова, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
В ЧЕМ СУТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (СЛУЖБ) РОСЖЕЛДОРА, ОАО «РЖД» И РОСТРАНСНАДЗОРА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Виктория Александровна Павлова,
руководитель дополнительного профессионального образования Юридический институт ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (РУТ) (МИИТ)» (127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отмечается, что вопросы переподготовки (обучения) кадровых ресурсов в системе Росжелдора, Транснадзора и ОАО «РЖД» — Минтранса имеют свои специфические особенности. Утверждается, что дистанционное образование позволяет сэкономить средства и время в сфере производственных отношений, стабилизировать на местах общую обстановку (жизнедеятельность) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Но дистанционная технология должна рассматриваться в отдельности — в рамках требований Минобрнауки России и иных ведомств. Следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих охраняемых государством тайн и вопросов безопасности.
Ключевые слова: безопасность, ведомство, жизнедеятельность, запрет, образование, обрпрограмма, проамериканская идеология, повышение, совершенствование, транспорт, требования.
WHAT IS THE ESSENCE OF DISTANCE LEARNING IN THE FIELD OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE SENIOR STAFF OF DIVISIONS (SERVICES) OF ROSZHELDOR, JSC «RUSSIAN RAILWAYS» AND ROSTRANSNADZOR AND THE NEED TO IMPROVE THEM
Viktoria A. Pavlova,
Head of additional professional education
Law Institute Federal state budgetary educational institution of higher education «Russian University of transport (RUT) (MIIT)»
(127994, Moscow, ul. Obraztsova, d. 9, str. 9)
Abstract. It is noted that the issues of retraining (training) of personnel resources in the system of Roszheldor, Rostransnadzor and JSC «RZD» — the Ministry of transport have their own specific features. It is argued that distance education allows you to save money and time in the field of industrial relations, to stabilize the General situation on the ground (life) of transport infrastructure (OTI). But remote technology should be considered separately-within the requirements of the Ministry of education and science of Russia and other agencies. Account should be taken of the need to comply with the respective protected by the state secrets and security issues.
Keywords: security, department, life, prohibition, education, educational program, Pro-American ideology, improvement, improvement, transport, requirements.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Павлова В.А. В чем суть дистанционного обучения в сфере оказания образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования руководящего состава подразделений (служб) Росжелдора, ОАО «РЖД» и Ространснадзора и необходимость их совершенствования. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):413-8.
Современная международная ситуация в условиях наличия прямых угроз проамериканской идеологии, экономических санкций и военных угроз, направленных в адрес России, безусловно требуют пересмотра и совершенствования ведомственной системы образования в области подготовки кадровых ресурсов для подразделений, служб субъектов управления Росжелдора, ОАО «РЖД» Ространснадзора, обеспечивающих жизнедеятельности тех
или иных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Притом, в настоящее время жизнедеятельность всех ОТИ (железных дорог) проходит в условиях постоянных угроз — терактов. В связи с чем в разработке программ, методических и лекционных материалов, обучении (их рецензировании) и проведении семинарских, практических занятий (дискуссий) должны участвовать лица, знающие научно-практические проблемы (ситуации), имеющие
научные труды (публикации) по обучаемым темам в области регулирования транспортной политики страны. Эти и другие действия должны проходить (совершенствоваться) в рамках требований Миноб-рнауки РФ1.
В ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 (с изм. 06.03.2019) закреплено, что при реализации образовательных программ используются соответствующие адресные регламентирующие НПА, различные современные обртехнологии, особенно дистанционные образовательные технологии3. Приказ Минобрнауки от 23 августа 2017 г. № 816 подтверждает необходимость совершенствования системы образования (дистанционной) во всех сферах подготовки кадровых ресурсов, соответствующий требованиям. Юридический институт РУТ (МИИТа) в данном случае (в рамках рассматриваемого вопроса) дополнительно руководствуется статьями главы 10 («Дополнительное образование») ФЗ об образовании. Так, при разрешении вопросов и в рамках их реализации (и требований названных субъектов управления (в том числе, руководства Минтранса РФ)) и разрешаются следующие образовательные вопросы.
В первом случае, дополнительное профессиональное образование в институте направлены на удовлетворение образовательных и профессиональ-
1 В частности, см. Приказ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Или же с учетом специфических особенностей в ведомствах мы можем заметить в современных научно-практических суждениях: Васильев Ф.П., Дрондин А.Л., Вечерникова Д.В. К вопросу о необходимости совершенствования современной российской образовательной системы (технологий) // ОБЩЕСТВО И ПРАВО, 2018, № 1 (63). С. 115—118; Васильев Ф.П., Шкирков В.Ф., Бережкова Н.Ф., Вечернико-ва Д.В., Дрондин А.Л. Теория и методика профессионального образованиям Совершенствование процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов и обеспечение безопасности и правопорядка// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 118-123.
2 Доп. учитываем и требования — Рекомендации субъектам РФ по подготовке к реализации названного Федерального закона, направленные письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17.
3 О необходимости совершенствовании данной технологии мы
видим и в требованиях приказа Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
ных потребностей соответсвующего ведомства (на основе представленного предварительной программы (методички обучения), тематического плана: на развитие профессиональных качеств данного работника (госслужащего) подразделения, ведомства; обеспечение соответствия квалификационных качеств с учетом потребностей в рамках текущего времени (ситуаций, условий), деятельности ведомства и социальных явлений (в том числе они могут быть в связи изданием (выходом) новых требований, изменений НПА.
Во втором, дополнительное ведомственное профбразование (потребность) осуществляется посредством реализации основных новых профессиональных программ (программ4 повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). И к изучению дополнительных ведомственных профессиональных программ допускаются:
• лица, получающие среднее профессиональное и
высшее образование, и лица, имеющие высшее
или среднее профессиональное образование.
Все разработанные программы повышения квалификации направлены на совершенствование, получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности (пребывание на данной (новой) должности), повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, в которых нуждаются ведомства (потребители обучения).
В третьем, наши программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности (должности), приобретение новой квалификации (навыков) в данной отрасли ведомства.
В четвертом, содержание дополнительной профессиональной программы-методички определяется обрпрограммой, разработанной и утвержденной нашим институтом по согласованию с потребителем — организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых в основном
4 В частности, надо отметить о значимости в рамках рассматриваемого вопроса нами Приказа Минобрнавуки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831).
осуществляется дополнительное профессиональное образование на базе нашего института.
й пятом, мы должны учитывать совершенствование своих образовательных технологий и в рамках развития цифровых технологий (экономики)1.
И ныне все типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются Минтрансом России, Росжелдором, ОАО «РЖД» и др., то есть теми, кто заинтересован в обучении кадровых ресурсов. Но, иной особенностью является то, что все (соответствующие) типовые дополнительные профессиональные программы в области обучения по тем или иным направлениям утверждаются на ученом совете Юридического института — доктором юридических наук, профессором Н.А. Духно, который совместно с другими учеными является инициатором разработки и совершенствования образовательных технологий. Но, вопросы, касающиеся той или иной охраняемой государством тайны разрешаются в установленном порядке. О чем информируются обучаемые, которые обязаны соблюдать те или иные правила, в том числе по ведению соответствующих письменных работ (конспектов).
Дрогой особенностью является то, что в содержаниях дополнительных профессиональных программ учтены ведомственные профессиональные стандарты, квалификационные требования. Они указаны в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Они также предписаны в соответствующих федеральных законах и иных НПА скажем о госслужбе, о транспортной безопасности и т.д.
Безусловно, образовательные документы (материалы) в институте разрабатываются на основании установленных квалификационных требований,
профстандартов и требований должных федеральных гособрстандартов среднего профессионального, высшего образования к результатам освоения обрпрограмм2. Обучение по ним осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), демонстрации практики, (выезд на места) применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой, договором об образовании. Тем самым данный вид образования может реализовываться в формах, предусмотренных ФЗ об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки3. А формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой, договором об образовании.
Данный процесс обучения завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме зачета и проведения тестирования (варианты ответа), разработанной профессорско-преподавательским составом с участием практических работников (работодателя). В последующем, лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.
Несомненно, в образовательных организациях Минтранса РФ, в частности, в Юридическом институте РУТ МИИТа ныне в рамках требований Минобрнауки России в процессе переподготовки кадровых ресурсов (прежде всего, руководящего состава среднего и старшего звена) Росавтодора, Ространснадзора, Росжелдора, ОАО «РЖД» и др. ведомств профессорско-преподавательским составом (ППС) института широко применяется данная технология. При этом учитываются также и требо-
1 По данным проблемам (технологиям), в частности, см.: Олеся Басырова, Ирина Федорова Edited by: Федор Васильев Цифровая экономика России и Республики Казахстан // Издательский Дом: Palmarium Academic Publishing Веб-сайт: https://www. palmarium-publishing.ru By (author): Олеся Басырова, Ирина Федорова Edited by: Федор Васильев Количество страниц: 284 Опубликовано: 2018-07-10; Васильев Ф.П. Профилактика правонарушений в сфере цифровой экономики // Экономика. ПРАВО. ОБЩЕСТВО Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва) ISSN: 2411-118X ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», ФГБОУ № 2 (14) Год: 2018, С. 17—23.
2 См.: Методрекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов, направленные письмом Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06.
3 См.: Методрекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06; Методрекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрна-уки РФ от 10.04.2014 № 06-381.
вания руководства Минтранса РФ1 и соответствующих ведомств (кампаний, правлений, дирекций), что позволяет экономично использовать и затрачивать соответствующие ресурсы (любой стороны), которые в последующем способствуют развитию и научно-исследовательских вопросов. Или же в рамках требований приказов Минобрнауки России при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных обртехнологий широко и успешно позволяет:
• допущение отсутствия аудиторных занятий; выбора мест осуществления образовательной деятельности, мест нахождения организации или ее филиалов (кампаний, дирекций) независимо от места их нахождения (обучающихся); притом собственники (организации): содействуют соответствующими применяемыми техническими технологиями для уровня подготовки педагогических, научных кадров МГУ МИИТа. При этом, учебно-вспомогательные подразделения Юридического института совместно участвуют в разработке дополнительных профессиональных программ; самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема необходимых занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия с научно-педагогическими работниками и обучающимся, определяют технологии учебных занятий с применением высоко-электронного обучения, дистанционных обртехнологий; оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе, в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Безусловно, параллельно нами учитываются и требования ст. 16 ФЗ об образовании о порядке реализация образовательных программ2 с примене-
1 Доп. см.: Приказ Минтранса РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (с изм. 02.03.2017).
2 Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
нием электронного обучения и дистанционных об-ртехнологий. Тем более в данном НПА даны определения, что под электронным обучением понимается организация обрдеятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации обрпрограмм информации и обеспечивающих ее обработку информтехнологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС), обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (нашего Юридического института МГУ МИИТа).
Кроме того, под дистанционными образовательными технологиями также понимаются обртех-нологии, реализуемые в основном с применением ИТС при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педработников. И Юридический институт РУТ МИИТа, осуществляющий обрдеятельность, также применяет электронное обучение, дистанционную обртехнологию в процессе реализации разработанных обрпрограмм в рамках требований вышеназванных приказов Минобрнау-ки России. Так, при реализации обрпрограмм с применением исключительно электронного обучения, дистанционных обртехнологий в институте, для осуществления обрдеятельности, созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Они ныне включают в себя: специальные аудиторы (классы, кабины, кабинеты — рабочие места), налаженные электронные информресурсы, электронные образовательные ресурсы; существуют и действуют соответствующие информационные технологии, телекоммуникационные технологии, оборудованные в рамках ифор-мационно-образовательных стандартов, имеются соответствующие электронные технологические средства. И они фактически в целом соответствуют требованиям для транспортных вузов.
Тем самым эти обеспечения позволяют освоению обучающимися тех или иных образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения. Притом как уже отмечалось, учитываются и перечень (категории) профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация об-рпрограмм по которым в институте не допускается с применением исключительно электронного обуче-
ния, дистанционных обртехнологий. То есть то, что касается ведомственных систем Росжелдора, ОАО «РЖД» и др. ведомств Минтранса России1.
В целом информационно-образовательный оборот (потребление) осуществляется в рамках требований вышеназванного приказа Минобрнауки России. Так например, руководителям тех или ведомств ППС института дают дополнительные разъяснения
0 порядке реализации в ведомственных вузах системы Минтранса России требований «Перечень профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (утв. приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22, с изм. 10.12.2014).
Безусловно, при реализации разработанных обрпрограмм с применением электронного обучения, дистанционных обртехнологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Юридического института, осуществляющего обрдеятельность, независимо от места нахождения обучающихся. И при реализации тех или иных обрпрограмм с применением электронного обучения, дистанционных обртехно-логий наш институт, осуществляя образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений (персональных и производственных), составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Разрешению этих и других жизненно важных (производственно-образовательных) факторов способствует умелая взаимосвязь подразделения дополнительного профессионального образования института не только с другими ведомственными вузами, но и с практическими органами. Прежде всего правоохранительными органами, органами прокуратуры (в том числе, МВД и ФСБ, МЧС России, СК России). Притом, с учетом создания Росгвардии и пересмотра функций и задач МВД России (полиции), планируется развитие взаимосвязи с соот-
1 Доп. см.: приказ Минтранса РФ от 19 июля 2012 г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» (с изм. 14.04.2014). Эти и др. ведомственные требования также должны учитываться в процессе подготовки руководящих кадровых ресурсов среднего и старшего звена.
ветствующими подразделениями Росгвардии, имеющими непосредственное отношения к вопросам обеспечения безопасности и жизнедеятельности ОТИ (в том числе Росжелдора, ОАО «РЖД» и др.). Например, вопросов взаимодействия ведомственных охран Минтранса России (Росжелдора, ОАО «РЖД» и др.) с вневедомственной охраной Росгва-ридии или же регулирование вопросов взаимодействия с частными охранными организациями.
Другим перспективным аспектом, является то, что на базе нашего Юридического института еще не развиты вопросы подготовки и взаимосвязи с вузами и транспортными организациями зарубежных стран в рамках налаженного международного сотрудничества. Тем более, в РУТ МИИТа ныне обучаются представители (в том числе очное обучение в Юридическом институте) более 50 зарубежных стран (и почти все представители государств бывшего СССР), например, Китая, Вьетнама, Монголии и др., с которыми полно развито сотрудничество в области эксплуатации железнодорожного транспорта.
Несомненно, вопросы совершенствования образовательных технологий на базе РУТ МИИТа более успешно совершаются с апреля 2018 года, в связи с одобрением Президентом Российской Федерации совершенствования деятельности РУТ МИИТа в 2008 году. Так, на основании Указа Президента РФ РУТ (Юридический институт) ныне обладает правом самостоятельно определять необходимые обучаемые предметы в процессе подготовки кадровых ресурсов (обучения)2.
Безусловно, этому способствовали всемерно проявленные усилия как со стороны руководства РУТ МИИТа, так и объективные доводы и обоснования, научно-практические суждения наших ученых, докторов юридических наук нашего института, в частности, Н.А. Духно и Ф.П. Васильева (см. их труды по данным проблемам).
Литература
1. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. этические нор-
2 Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» (с изм 13.04.2018).
мы и присяга. Монография / М., ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
2. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П. Современные принципы регулирования и формирования, реализации научной и научно-технической деятельности // Актуальные вопросы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел. Сборник научных статей (Москва, май 2013 г.) Сборник № 1. Академия управления МВД России.
3. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Лятифо-ва Т.С. О необходимости изучения технических регламентов в вузах МВД России // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. Сборник трудов XXII Всероссийской науч. конф. (29—30 мая 2013 г.).
4. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. — заместитель директора по УВР МБ0У «СОШ № 11» г. Рубцовска Алтайского края. Дистанционное образование и особенности современного толкования его применения. М.: Журнал № 9 (189) 2012. Юридический мир, ИГ «Юрист».
5. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 1. Административный регламент в государственном управлении / Предисловие А.М. Кононов, докт. юрид. наук, профессор. М.: ЦОКР ДГСК МВД России. 2011.
6. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В 7 ч. Ч. 2. Внутренние регламенты // М.: ЦОКР ДГСК МВД России. 2012.
7. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В 7 ч. Ч. 3. Исполнение государственных функций // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012.
8. Васильев Ф.П., Духно Н.А., Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и их административно-правовое регулирование // Крымский научный вестник, № 52015.
9. Васильев Ф.П., Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе // Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015.
10. Васильев Ф.П., Духно Н.А. Правовое положение Росжелдора и его совершенствование // Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015.
11. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Паспортизация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения // Таврический научный обозреватель (сентябрь), (окт.) 2015 № 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
и
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Профессиональная этика и служебный этикет. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя. 527 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
УЧЕБНИК ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
Применительно к реалиям современного общества систематизи-рованно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.