Научная статья на тему 'В Чечне закончился период безвластия'

В Чечне закончился период безвластия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Чечне закончился период безвластия»

В ЧЕЧНЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ПЕРИОД БЕЗВЛАСТИЯ

Выборы президента Чечни состоялись. Путь чеченцев к урнам для голосования оказался очень длинным. 12 лет безвластия, хаоса и гражданской войны, почти два года политики "установления конституционного порядка", четыре года контртеррористической операции. Тысячи погибших, раненых, сотни тысяч искореженных судеб. Такова цена каждого бюллетеня, опущенного вчера в избирательные урны.

Чечня выбирала не какого-то одного человека. Общенационального, признанного всеми кланами лидера у чеченцев нет и сейчас не может быть. Но Чечня осознанно голосовала за то, чтобы жить по законам, а не по понятиям, чтобы убийство человека считалось преступлением, а не статистикой, чтобы чеченцы были гражданами своей страны, а не "террористами". В Чечне теперь будет своя власть — избранная. Даже если она будет несовершенной, она будет законной, голос каждого человека — это и есть политическое урегулирование. Ничего демократичней всенародною голосования еще не придумано. Пусть даже "под дулами автоматов". Они, эти дула, в Чечне будут еще долго. К ним уже все привыкли, они не влияют ни на что. Тем более на волеизъявление.

Новый президент не осчастливит всех своих (и не своих) избирателей. Да им этого и не надо. Главное — чтобы опять не обманули. Однажды чеченцы поверили в независимость — получили анархию. Потом поверили в конституционный порядок — получили руины. Вера в свободу обернулась шариатским правлением и публичными казнями. Но чеченцы все равно пошли голосовать. Им опять обещаны — мир, порядок, восстановление, компенсации. Если и на этот раз чеченцы обманутся, то на самом деле обманутыми окажемся все мы.

Николай Кононов, журналист

"Известия", М., 6октября 2003 г.

* * *

Инаугурацию Кадырова провели в Гудермесе

Ахмат Кадыров надеется, что вопрос о власти больше никогда не будет решаться в Чечне насильственным способом. 19 октября 2003 г. в Гудермесе он принес присягу и получил из рук главы республиканского избиркома Абдул-Керима Арсаханова удостоверение, в

котором записано, что чеченский народ действительно избрал его своим президентом. Инаугурацию открыли российским гимном — своего у Чечни пока нет. По сути, г-н Кадыров в присутствии главы Администрации Президента РФ Александра Волошина и еще пяти сотен более или менее высокопоставленных гостей еще раз поклялся в верности России. Присяга была принесена на Конституции Чечни. От Корана г-н Кадыров отказался, пояснив, что "не становится руководителем исламского государства". В Чечне, по его словам, действуют законы Российской Федерации. "Политически мы уже определились — никакого особого статуса Чечне не нужно, — сказал г-н Кадыров. — Главное — получить широкие экономические полномочия".

Эти самые экономические полномочия Чечни едва не испортили весь праздник, чуть было не вызвав грандиозный скандал между Москвой и Грозным. Члены Госсовета республики, который временно заменяет там парламент, объявили, что в Чечне до 2013 г. вводится офшорная зона. Федеральные политики не на шутку всполошились, и только к вечеру в пятницу пресс-служба Госсовета внесла успокоительную ясность. Оказалось, что временные чеченские парламентарии просто обсуждали проект договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром, который еще будет согласовываться и в Грозном, и на федеральном уровне. Подписать договор Ахмат Кадыров надеется до наступления 2004 г. Пока же он уволил всех министров и поручил Анатолию Попову собрать новый кабинет. Сам г-н Попов вернул шефу полномочия главы республики, которые временно исполнял во время выборов, но остался премьером. Место проведения торжества еще вечером накануне держали в секрете — оргкомитет намекал, что предусмотрены целых три "площадки" в Грозном и еще две в Гудермесе. Только ночью стало ясно, что выбор пал-таки на Гудермес — на подступах к городу появились многочисленные дополнительные посты и бронетехника, а улицы, прилегающие к новому зданию администрации, вообще полностью блокировали.

В Гудермесе Ахмат Кадыров всегда чувствовал себя спокойнее, чем в Грозном, — отсюда гораздо ближе до родного Центороя, отсюда осенью 1999 г. началась его большая политическая карьера. Гудермес куда меньше пострадал в обеих войнах, чем Грозный, а самое главное, он давно остается под надежным контролем лояльной по отношению к Кадырову группировки братьев Ямадаевых. Некоторое время Гу-

дермес вообще оставался чеченской столицей — переносить резиденцию в разрушенный и враждебный Грозный глава республики не торопился. Через три года, даже после "всенародного избрания", которое, казалось бы, подтвердило почти безграничную любовь чеченцев к новому президенту, г-н Кадыров все еще предпочитает проводить ответственные церемонии в Гудермесе.

Иван Сухов, журналист

"Время новостей", М., 20 октября 2003 г. * * *

Чечня: От Квебека до "Хезболла".

(Из интервью Шамиля Бено, бывшего министра

иностранных дел Чечни)

Вопрос: Как вы можете прокомментировать выборы в Чечне?

Ответ: Я объехал почти все районы республики, за исключением Надтеречного и Наурского. Я разговаривал с людьми. Начнем с того, что выборы в Чеченской Республике как таковые необходимы прежде всего для того, чтобы появилась какая-то система, какие-то правила игры. Сегодня на территории республики формально действуют российские законы, но в условиях отсутствия избранной легитимной власти военные делают то, что они хотят, МВД делает то, что оно хочет, а жители республики делают, что они хотят. Есть эскадроны смерти со всех сторон. Сегодняшний средний чеченский житель не может сказать, что он будет делать завтра. И многие чеченцы рассматривают выборы как один из элементов достижения стабильности, какой-то предсказуемости. К Кадырову уже привыкли, поэтому говорят: "Ну пусть будет Кадыров". То есть выборы сами по себе для жителей республики являются не выборами между либерализмом и консерватизмом, между демократией и тоталитаризмом. Выборы рассматриваются жителями как элемент достижения какой-то определенности. Кадыров-президент — это жесткость, это определенные диктаторские замашки, если угодно, это тоталитаризм. Вместе с тем жители республики сегодня находятся в таком тяжелом материальном положении, измучены эмоционально и опустошены духовно, что они выбирают не между Кадыровым или Сайдуллаевым, они выбирают просто жизнь. Они говорят: "Хотите выборы, вот мы пошли и проголосовали. Оставьте нас в покое!"

Вопрос: Значит, в Кремле были правы, когда "поставили" на Кадырова?

Ответ: Речь не идет о "ставке" на Кадырова или Сайдуллаева. Кремль сделал ставку для себя на предсказуемость и управляемость перед парламентскими и президентскими выборами в России. Я думаю, что из нескольких вариантов был выбран вариант наиболее легкий в тактическом смысле. Но мне кажется, что в стратегическом плане сохранение нынешней системы управления республикой невыгодно ни Российской Федерации, ни жителям Чечни. Сейчас идет процесс формирования постконфликтного социума республики. И здесь не важно, кто стоит во главе республики, важна программа, которую будет реализовывать избранная власть. В этом контексте, на мой взгляд, ни сам Кадыров, ни его команда не в состоянии предложить нормальную программу социального планирования, программу формирования поствоенного социума.

Сейчас система восстановления республики строится на основе советского опыта без учета приоритетов политической стабильности. Допустим, правительство России утверждает ежегодную программу восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Если мы внимательно посмотрим на эту программу, посмотрим на движение бюджетных средств, то обнаружим, что данная программа не обеспечивает приоритетов достижения политическая стабильности и мира в Чечне. Она не увязана ни с приоритетами Путина, ни Кремля, это исключительно хозяйственная программа. В данном случае глава республики уподобляется завхозу, который управляет компанией. Основная же проблема в том, что у Кремля нет четкой политической и экономической стратегии на Северном Кавказе.

Вопрос: Каковы основные проблемы, с которыми придется сталкиваться новой власти в Чечне?

Ответ: Сегодня мы имеем дело с системным кризисом чеченского общества. Есть несколько составляющих. Это этнополитиче-ский конфликт между частью чеченского народа и Россией, т.е. сепаратизм, это экстремизм, радикализм и международный терроризм. Если мы снимем проблему системного кризиса самого чеченского общества, тогда мы фактически решим остальные две проблемы кризиса. Проблему этнополитического конфликта чеченского общества и российского государства и проблему экстремизма и терроризма. Разрешение кризиса должно стать стратегической целью новой чеченской администрации. Способны ли сегодня на это Кадыров, Сай-

дуллаев или Джабраилов? Я думаю, что у каждого из них есть свои способности. Я считаю, что московские чеченцы, прежде всего Джаб-раилов и Сайдуллаев, были подготовлены к решению такого рода задач. Но, к сожалению, у Кремля свое видение и иные приоритеты. Атомизация чеченского общества достигла своей высшей точки, и сейчас идет формирование посткризисного социума. Этот социум будет формироваться в диапазоне между нормальным гражданским обществом (условно назовем его Квебеком, в постановке вопроса о сепаратизме) и "Хезболла" (то есть религиозным радикализмом). По моим оценкам, сегодняшняя ситуация ближе к "Хезболла".

Вопрос: Способен ли Кадыров решить проблемы, стоящие перед Чечней?

Ответ: Боюсь, что нет. Система, созданная в республике, — это бюрократическая система, спаянная коррупцией, основанная на круговой поруке. Более всего меня шокирует, что в числе прочих коррумпированы система образования и система здравоохранения. В условиях современной Чечни — это просто преступление.

Правительство РФ приняло решение выделять на бюджетной основе места в вузах для жителей Чечни. В прошлом году было выделено 600 мест. Более 50 из них остались вакантными. Почему? Оказалось, что для того, чтобы поступить, нужно было заплатить членам чеченской приемной комиссии от 1,5 до 3 тыс. долл. И находятся те, кто платит. Это в основном чиновники, которые, в свою очередь, обирают пенсионеров или получателей пособий. Мой племянник после первой войны подорвался на мине. Тогда ему было 13 лет. Так вот, для того, чтобы ему дали инвалидность второй группы, моя сестра должна заплатить взятку в 200 долл. По официальным данным Министерства соцзащиты и труда, в Чечне зарегистрировано 407 тыс. безработных. Это означает, что почти 97% трудоспособного населения не имеют работы.

Вопрос: Когда может завершиться системный кризис в Чечне?

Ответ: Я считаю, что кризис в Чечне надолго. Развитие ситуации показывает, что основной вектор политического развития республики проявится не раньше, чем во второй половине 2006 г., когда в России будет достаточно определенная политическая ситуация и будет очевидно, сможет ли российская элита между собой договориться. Все это будет отражаться на ситуации в Чечне. Но если сейчас не реализовать нормальные программы социального планирования, то ситуация будет выходить из-под контроля, сформируются новые

группы конспиративного толка, которые через 10—15 лет выдвинут на политическую сцену какого-нибудь Ясира Арафата. В любом случае ситуация будет ухудшаться.

Проблема Кремля в том, что у него нет инструментов разрешения кризиса. Путин, безусловно, хочет добиться успеха на этом фронте, хочет стабилизировать ситуацию, но его инструменты: ФСБ, Министерство обороны, правительство сами по себе не имеют опыта решения такого типа кризисов. Сама система принятия решений в Москве на федеральном уровне построена таким образом, что все идет по вертикали, вплоть до президента. А горизонтальных связей между ведомствами, региональными властями и федеральным центром нет.

В этих условиях решение, принимаемое одной федеральной структурой и ее министерством, может быть полезным в целях этого ведомства, но с точки зрения политического управления кризисом никакой пользы не несет. Например, ситуация с выделением бюджетных средств для Чечни. Министерство финансов контролирует движение денег до Чечни. Но коррупцию оно контролировать не в состоянии. Чеченский чиновник, который зарабатывает 7—8 тыс. руб., считает, что если воруют в Москве, то в Чечне сам Бог велел воровать. Ситуация складывается следующим образом: некая строительная компания получает подряд на восстановление какого-то объекта. Чтобы получить этот подряд, приходится дать взятку или "откат". Общая сумма "отката" для всех министерств и ведомств доходит до 37%. Потом к руководителю строительной фирмы приходят представители УБЭП, налоговой инспекции и т.д. Он вынужден давать деньги и им. И получается: на бумаге восстановление школы стоит, например, 1 млн. руб., а строительная фирма проводит работы на 300—400 тыс. руб. Через год или два школу придется восстанавливать опять. Фактически в республике создана кормушка для чиновников, начиная от Белого дома и до районных администраций. Пока эта система не будет изменена, ситуация к лучшему не изменится. Информация, которая есть у Кремля на сей счет, достаточно нивелирована. Мне представляется, что, если бы Путин имел информацию системного характера, он принимал бы иные решения.

По нашим оценкам, сегодня в Чечне около 68 тыс. семей потеряли своих близких в ходе контртеррористической операции. Из них 30 тыс. семей пострадали очень серьезно. Это люди, которые при соответствующей обработке могут быть рекрутированы в шахиды.

Вопрос: Чувствуют ли чеченцы и свою вину за то, что происходило в республике все эти годы?

Ответ: У многих есть осознание серьезной ответственности за все происходящее. И это, пожалуй, является единственным светлым пятном во всей этой ситуации. Но может привести как к радикальным решениям, так и к ожесточению в созидании. Сегодня жители республики готовы к ожесточению. Но будут ли они с ожесточением восстанавливать разрушенные дома, с ожесточением наблюдать за беспределом чиновников или людей в камуфляжной форме — это будет зависеть от политики Кремля и местных властей.

Вопрос: Играет ли Аслан Масхадов какую-то роль в жизни сегодняшней Чечни?

Ответ: Мне кажется, что Масхадов — это уже история. Мое мнение основывается на большом количестве встреч и бесед с людьми. Ни на рынках Грозного, ни в такси, ни на кухнях — нигде я не слышал, чтобы люди говорили о Масхадове. Я думаю, что если бы он участвовал в выборах, то получил бы от силы 1—2% голосов. Так что проблема Масхадова постепенно сойдет на нет. Естественно, это не будет означать, что действия боевиков прекратятся. Я думаю, что вырастет новое поколение людей. Я боюсь, что эти люди могут быть достаточно радикальными, достаточно умными и достаточно циничными для того, чтобы в условиях нашей циничной политики завоевывать себе авторитет и место под солнцем. Но мне кажется, что в целом верная схема институализации Чеченской Республики, избранная Кремлем, будет нарушена в силу плохого исполнения. Запас времени у Кремля в Чечне ориентировочно составляет полтора—два года. А потом начнется серьезное международное обсуждение чеченской темы, и тогда легитимность референдума и президентских выборов будет зависеть не от галочки, которую избирком Чечни или избирком России поставит, а будет зависеть от реакции жителей Чечни. А она будет положительной только в том случае, если избранная власть и Кремль вместе сумеют облегчить жизнь этих людей.

"Русский курьер", М, 2003 г., № 16, октябрь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.