Научная статья на тему 'В "БОЕВОМ" СТРОЮ ХОРА ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

В "БОЕВОМ" СТРОЮ ХОРА ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / РЕПЕРТУАР ХОРА / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHORAL SINGING / CHOIR REPERTOIRE / CONCERT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панфилова Лилия Николаевна

В статье представлен многолетний опыт по формированию нравственного воспитания кадет средствами хорового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN COMBAT THE RANKS OF THE CHOIR CHORAL SINGING AS AN EFFECTIVE WAY OF MORAL EDUCATION OF TEENAGERS

This article presents many years of experience in the formation of moral education of cadets by means of choral singing.

Текст научной работы на тему «В "БОЕВОМ" СТРОЮ ХОРА ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Л.Н. ПАНФИЛОВА L.N. PANFILOVA

В «БОЕВОМ» СТРОЮ ХОРА

IN «COMBAT» THE RANKS OF THE CHOIR

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

CHORAL SINGING AS AN EFFECTIVE WAY OF MORAL EDUCATION OF TEENAGERS

Сведения об авторе. Панфилова Лилия Николаевна - преподаватель музыки и искусства ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» (г. Омск. E-mail: isaevalila@mail.ru ).

Аннотация. В статье представлен многолетний опыт по формированию нравственного воспитания кадет средствами хорового пения.

Ключевые слова: хоровое пение, репертуар хора, концертная деятельность.

Information about the author. Lilia Panfilova - Teacher of music and art FGOU «Omsk cadet military corps of the Ministry of defence of the Russian Federation» (Omsk. E-mail: isaevalila@ mail.ru ).

Summary. This article presents many years of experience in the formation of moral education of cadets by means of choral singing.

Keywords: choral singing, choir repertoire, concert activity.

В военной субкультуре песня всегда занимала особое место, так как в ней отражались духовные ценности, стремления, мечты солдата, и тогда песня звучала задушевно, трогательно. В дни опасности и предстоящих сражений песня служила символом единения, а ее грозное и торжественное звучание настраивало солдата на подвиг. Примером символического значения пения являются слова поэта Марка Лисянского:

Подхватим песню, братцы, В поход возьмем, друзья, Нам с песней расставаться Сейчас никак нельзя.

Послушны автоматы, Машины держат ряд. Когда поют солдаты -Спокойно дети спят! Пение - это еще и вид искусства, требующий огромной самоотдачи,

его сердцевиной является эмоциональное воздействие музыки на чувства человека.

Хоровое пение имеет свою специфику, так как оно направлено на духовное единение поющих, способствует их согласию, созвучию чувств. Неоспорим тот факт, что хор составляют не сами голоса, а люди, обладающие этими голосами. Поэтому качество хора зависит не только от звучания хоровых голосов, но и от того, каковы отношения участников хора друг с другом. Особенно важно, насколько сходны их эстетические потребности, мотивы, интересы, устремления, какова психологическая атмосфера в коллективе.

Исторический экскурс позволяет утверждать, что хоровое пение изначально присутствовало как

элемент нравственного воспитания в кадетских корпусах.

Более чем за 200-летнюю историю в старейшем учебном заведении Сибири Омском кадетском военном корпусе сложилось множество музыкальных традиций. Кадеты здесь пели во все времена. Хоровая музыка звучала разная: церковная, светская, строевая.

Планируя работу с хором, нельзя этого не учитывать: ведь песни, которые поют современные кадеты, - это взгляд в историю России, голос их любви к Отечеству.

В Омском кадетском военном корпусе в 1999 году был организован хоровой разновозрастной коллектив «Алые погоны».

Набор в ансамбль проходит ежегодно в сентябре. Хоровая работа начинается уже с первого знакомства новичка с руководителем и коллек-

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

тивом. После традиционного прослушивания новый воспитанник рассказывает о своей семье и увлечениях, пытается что-то спеть, и хористы обязательно аплодируют новому певцу, как бы он ни показал себя. Это облегчает процесс вхождения в коллектив, снимает вопрос стеснения и неуверенности в себе.

Работу по формированию хора начинаю с выбора репертуара, который будет определять не только содержание деятельности коллектива, но и представит его визитную карточку, а самое главное - позволит хору выполнить свое предназначение: создать коллектив единомышленников, воспитать патриотов своего Отечества.

Из многолетнего опыта знаю, что к отбору репертуара следует привлекать воспитанников. Так, в репертуаре коллектива по просьбам кадет появились эстрадные патриотические песни: «Вперед, Россия!» (О. Газманова), «Про коня» (И. Матвиенко), песни о ВДВ из репертуара ВИА «Голубые береты» и другие. Включение хористов в деятельность на этом этапе позволяет каждому проявить свои интересы, желания, высказать свое видение, аргументировать личное мнение и тем самым почувствовать свою сопричастность к общему делу. В педагогике это называется созданием субъект-субъектных отношений.

Важность представляет смысловая нагрузка, которую несет содержание репертуара. Здесь эффективными оказываются элементы технологии смыслового чтения и элементы технологии критического мышления. До работы с текстом песни воспитанники находят информацию о поэте и композиторе, уточняют характеристики времени ее написания.

Коллективное обсуждение дает возможность максимально точно и полно понять назначение песни, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию о замысле авторов. Если музыка военная, то мы непременно разбираем непонятные слова, на-

звания, говорим о событиях войны, описываемых в тексте произведения. И, конечно, через понимание содержания, истории, осмысление значения музыкального произведения мы приходим к выбору манеры исполнения, строению музыкальной фразы, образу.

Например, при работе с текстом старинной воинской песни «Взвейтесь, соколы, орлами!» целесообразно составление картинного плана, когда воспитанники, используя текст песни, воспроизводят детали, эпизоды текста в кратких, но образных формулировках, составляют картинный план исполнения. Следует сказать, что внимание воспитанников, как правило, обращено к текстам патриотических песен, энергетика которых несет в себе мощный заряд положительных эмоций.

Этап выбора песенного репертуара сменяется этапом подготовки к репетициям. По времени он самый длительный, и я не жалею времени для формирования общей культуры, выработки умений бесконфликтно общаться друг с другом, оказывать поддержку, помощь. Проговариваются правила поведения, регламент работы, форма одежды. Практика показывает, что эффективными являются элементы технологии коллективного творческого дела, элементы технологии разбора музыкального текста.

Так как хоровое произведение обычно многоголосно, важность представляет звучание каждого голоса, поэтому работа организовывается отдельно с каждым воспитанником и только потом со всем коллективом. После пропевания произведения партиями и с отдельными воспитанниками идет общее исполнение коллективом в медленном темпе.

Этот этап сопряжен с кропотливой работой над музыкальным текстом. Произведение разбирается на небольшие логически завершенные части, каждая из которых многократно отрабатывается. Особого внимания требует интонационная

и метроритмическая точность исполнения песни. При этом каждому воспитаннику дается возможность многократной пробы для успешного исполнения, ошибки не являются приговором, каждая такая ситуация учит преодолению трудностей и воспитанию характера.

Считаю, что преподаватель должен быть образцом терпения, упорства и дружелюбия. Эмпатия и толерантность в поведении преподавателя представляют собой залог успешности воспитанников на репетициях и особенно при подготовке к генеральной репетиции.

Данный этап - это общественно-профессиональная оценка качества работы хористов, качества репертуара. В это время идет специальная организационная и информационная подготовка. Размещается объявление, определяется круг приглашенных, среди которых как специалисты-музыканты, так и родительская общественность.

Концертная деятельность, основанная на воинских традициях, - это одна из составляющих в нравственном воспитании подростков. Мы участвуем в таких мероприятиях, как День учителя, День матери, концерт для родителей, Дни воинской славы, Последний звонок, и других.

Особое место в концертном графике коллектива занимают праздники: День защитника Отечества, День вывода войск из Афганистана и День Победы. Это дает возможность не только прикоснуться к таким сакральным понятиям, как офицерская честь, подвиг, Отечество, Родина, но и почувствовать органическое слияние с ними, так как та нравственная атмосфера, которая царит на этих концертах, способствует не только развитию творческого потенциала, становлению хорового коллектива, но самое главное - воспитывает в детях нравственность и духовность.

Хор «Алые погоны» принимает активное участие в различных конкурсах, фестивалях военно-па-

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Хор «Алые погоны»

у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, они становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Хоровой коллектив воспитанников можно рассматривать как эффективную форму духовно-нравственного и эстетического воспитания, как средство создания комфортной психологической среды воспитанников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Посредством хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Рассуждая о нравственном воспитании средствами хорового искусства, я всякий раз убеждаюсь в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную, духовную сферу личности воспитанника, делает ее способной тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Сила

воздействия этого искусства, профессиональное мастерство педагога-музыканта могут и должны оказать влияние на формирование общечеловеческих ценностей, художественной культуры, нравственной позиции творческой личности подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве. - Ленинград, 1980.86 с.

2. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М., 1956.37 с.

3. Бабанский, Ю.К Избранные педагогические труды. - М., 1989. 560 с.

4. Исторический очерк образования и развития Сибирского кадетского корпуса 1826-1876 (составлен по официальным источникам). -Омск, 1884.

5. Сергеева, ПЛ. Народная песня как способ формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. - Майкоп, 2005.86 с.

6. Соколов, В.Г. Работа с детским хором.-М., 1981.35 с.

7. Сухомлинский, В.А. Люди науки.-М., 1985. С. 113.

триотического, межнационального, экологического направления, что воспитывает в ребятах такие нравственные понятия, как любовь к Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей и культур, воспитывает исполнительскую культуру, способствует формированию качеств гражданина-патриота.

За 20-летнюю историю существования в хоровом коллективе занимались более 250 кадет, многие из которых, продолжая обучение в высших учебных заведениях, становятся участниками хоровых коллективов и уже не могут не заниматься музыкой. Благодаря пению у кадет улучшается дикция, увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные способности. Пение способно воздействовать на всестороннее развитие человека, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Посредством хорового пения кадеты приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.