Научная статья на тему 'Совершенствование хоровой деятельности в гимназии'

Совершенствование хоровой деятельности в гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORTHODOX GYMNASIUM / CHOIR / CHORAL ART / CHORAL ACTIVITY / ORTHODOX CULTURE / MUSIC / STUDENTS / VOCAL POTENTIAL / ART CREATION / ENSEMBLE / MUSICAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / CULTURE OF CHORAL SINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Козлова Анастасия Дмитриевна

Хоровая деятельность часть развития культуры страны, которая в историческом процессе оказала большое влияние на православную культуру. В педагогическом аспекте хоровая деятельность является одним из важнейших элементов становления личности обучающегося православной гимназии. Цель статьи заключается в рассмотрении процесса совершенствования школьной хоровой деятельности. Авторы раскрывают понятие «Вокально-хоровая деятельность», рассматривают ее роль в развитии обучающихся и общества в целом, отмечают особенности хоровой деятельности в рамках гимназии. Совершенствование хоровой деятельности обучающихся было рассмотрено на примере Гнилицкой православной гимназии на базе которой был открыт филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 15», предоставляющий дополнительные условия для развития хоровой деятельности. Авторы освещают активную деятельность ансамбля «Мелодия», в котором обучающиеся развивают необходимые навыки пения и осваивают духовную культуру. Благодаря новой площадке для развития хоровой деятельности участники ансамблей могут проводить более качественную подготовку к различным мероприятиям: конкурсам фестивалям. Открытие филиала позволило усовершенствовать хоровую деятельность и дает новые возможности развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Козлова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CHOLOR ACTIVITIES IN GYMNASIA

Choral activity is part of the development of the country's culture, which in the historical process has had a great influence on the Orthodox culture. In the pedagogical aspect, choral activity is one of the most important elements in the formation of the personality of a student in an Orthodox gymnasium. The purpose of the article is to review the process of improving school choral activities. The authors disclose the concept of “Vocal choral activity”, consider its role in the development of students and society as a whole, note the features of choral activity within the gymnasium. The improvement of the students ’choral activities was examined using the example of the Gnilitsa Orthodox Gymnasium, on the basis of which a branch of the Municipal Budgetary Institution of Continuing Education“ Children's Music School No. 15 ”was opened, providing additional conditions for the development of choral activities. The authors highlight the vigorous activity of the “Melody” ensemble, in which students develop the necessary singing skills and master the spiritual culture. Thanks to the new venue for the development of choral activities, ensemble members can conduct better preparation for various events: festival contests. The opening of the branch allowed to improve the choral activity and gives new opportunities for the development of students.

Текст научной работы на тему «Совершенствование хоровой деятельности в гимназии»

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Козлова Анастасия Дмитриевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/knz4-2019-0803-0006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Лапшина Ирина Александровна, магистрант Козлова Анастасия Дмитриевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

Аннотация. Хоровая деятельность - часть развития культуры страны, которая в историческом процессе оказала большое влияние на православную культуру. В педагогическом аспекте хоровая деятельность является одним из важнейших элементов становления личности обучающегося православной гимназии. Цель статьи заключается в рассмотрении процесса совершенствования школьной хоровой деятельности. Авторы раскрывают понятие «Вокально-хоровая деятельность», рассматривают ее роль в развитии обучающихся и общества в целом, отмечают особенности хоровой деятельности в рамках гимназии. Совершенствование хоровой деятельности обучающихся было рассмотрено на примере Гнилицкой православной гимназии на базе которой был открыт филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 15», предоставляющий дополнительные условия для развития хоровой деятельности. Авторы освещают активную деятельность ансамбля «Мелодия», в котором обучающиеся развивают необходимые навыки пения и осваивают духовную культуру. Благодаря новой площадке для развития хоровой деятельности участники ансамблей могут проводить более качественную подготовку к различным мероприятиям: конкурсам фестивалям. Открытие филиала позволило усовершенствовать хоровую деятельность и дает новые возможности развития обучающихся.

Ключевые слова: православная гимназия, хор, хоровое искусство, хоровая деятельность, православная культура, музыка, обучающиеся, православная гимназия, вокальный потенциал, художественное творчество, ансамбль, музыкальное воспитание, развитие личности, культура хорового пения.

IMPROVEMENT OF CHOLOR ACTIVITIES IN GYMNASIA

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate Kozlova Anastasia Dmitrievna, undergraduate Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

Abstract. Choral activity is part of the development of the country's culture, which in the historical process has had a great influence on the Orthodox culture. In the pedagogical aspect, choral activity is one of the most important elements in the formation of the personality of a student in an Orthodox gymnasium. The purpose of the article is to review the process of improving school choral activities. The authors disclose the concept of "Vocal choral activity", consider its role in the development of students and society as a whole, note the features of choral activity within the gymnasium. The improvement of the students 'choral activities was examined using the example of the Gnilitsa Orthodox Gymnasium, on the basis of which a branch of the Municipal Budgetary Institution of Continuing Education" Children's Music School No. 15 "was opened, providing additional conditions for the development of choral activities. The authors highlight the vigorous activity of the "Melody" ensemble, in which students develop the necessary singing skills and master the spiritual culture. Thanks to the new venue for the development of choral activities, ensemble members can conduct better preparation for various events: festival contests. The opening of the branch allowed to improve the choral activity and gives new opportunities for the development of students.

Keywords: orthodox gymnasium, choir, choral art, choral activity, orthodox culture, music, students, orthodox gymnasium, vocal potential, art creation, ensemble, musical education, personality development, culture of choral singing.

Фундаментом современной отечественной музыкальной культуры является хоровое пение, именно оно позволяет постигнуть духовно-нравственные идеалы, поэтому по праву считается национальным достоянием России [1]. Сегодня в условиях интеграции России в европейское культурное пространство особенно актуальным становится сохранение преемственности и непрерывности художественного опыта, сохранение высокого уровня музыкальной культуры и традиций [2]. Именно развитие школьной хоровой деятельности является, на наш взгляд, важным фактором сохранения традиций и становления обучающихся как высококультурных и всесторонне развитых личностей [3].

Художественное воздействие хоровой деятельности при его коллективном характере и широкой доступности имеет большое влияние на общество и приобщает людей к ценностям музыкальной культуры [4-6].

Данный вид творчества позволяет широким слоям населения не только слушать высокохудожественные образцы музыкальных произведений, но и самим заниматься исполнением [7].

В конце X века на Руси развивается церковная музыка, различные формы древнерусского пения. Особенностью хорового пения является исключительная вокальность

его напевов, которые пришли к нам из Византии [8].

Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид деятельности во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры обучающегося на основе развития его музыкальной грамотности [9].

Данная тема освещается в работах Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Л.В. Школяр. Отметим вклад Т.Ф. Владышевской, Ю.В. Келдыш, Т.Н. Ливановой, С.А. Казачкова.

Вокально-хоровая деятельность - инструмент, направленный на постижение закономерностей и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразий форм его проявлений и бытования в окружающем мире, специфику воздействия на духовный мир школьников на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, её жанрово - стилистические особенности [10-12].

В результате работы в хоре происходит гармоничное развитие личности обучающегося. Он развивает музыкальный, специфически-вокальный слух, чувство ритма,

Vaganova Olga Igorevna, Lapshina Irina Aleksandrovna, Kozlova Anastasia Dmitrievna pedagogical

IMPROVEMENT OF CHOLOR ACTIVITIES ... sciences

лада [13]. Через определенное время ученик начинает осознавать музыкальные формы и средства музыкального выражения, развивает музыкальное восприятие и художественный вкус [14-19].

Кроме этого приобретает навык пения по нотам и участия в ансамбле. Все эти навыки в должной степени могут быть развиты только при условии полноценного хорового пения с раннего возраста.

В процессе хорового пения, как в одной из самых массовых форм музыкального искусства, обучающийся учится чувствовать ответственность перед другими, действовать согласованно, а также развивает коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с другими участниками хора.

Стоит отметить, что в России существует и активно развивается некоммерческое партнерство «Всероссийское хоровое общество», которое продвигает идею развития хоровой деятельности, продвижения хорового искусства.

К этим особенностям относится:

- хоровое пение подразумевает наличие коллектива, в котором обучающийся находится на виду у всех. Поэтому он раскрывает свой потенциал и перед педагогами и перед сверстниками, а в таких условиях изучить его, обучить и направить гораздо легче;

- одно общее дело помогает школьникам наладить между собой взаимодействие, проводить оценку и самооценку, выявлять недостатки (как по качеству слуха и голоса, по певческим умениям, так и по поведенческим);

- занятия в хоре для обучающегося представляют особую ценность как средство развития музыкальных способностей, полезных для себя и вносящих вклад в звучание хора;

- хоровая деятельность - это средство для воспитания в сознании ученика важности единства слова и дела;

- коллективное хоровое творчество позволяют ученикам стать более самостоятельными, инициативными, развить волевые качества. Занятия музыкой позволяют заинтересовать ученика, направить его на выполнение полезного дела, которое значимо не только для него самого, но и для остальных участников коллектива. В хоровом пении объединяется множество музыкально-воспитательных средств, нейтрализующих негативное влияние;

- в процессе хорового творчества педагоги легко определяют структуру межличностных отношений в коллективе, то, каким именно образом взаимодействуют «верхушка» группы во главе с лидером и основная масса обучающихся, являющихся членами малых групп, кто имеет особый авторитет, а кто готов подчиняться, и то, какие мотивы определяют поведение «верха»;

- в хоре легко выделяются как успехи и достижения, так и недостатки, поэтому педагоги всегда своевременно поощряют своих учеников или делают какие-либо замечания. Отмечается, что хористы лучше воспринимают успех своих сверстников, если те достигли этого своим трудом и упорством, нежели когда награды достаются им только благодаря природным данным.

Современное развитие хорового движения призвано расширить и модернизировать имеющийся потенциал, оставленный нам выдающимися деятелями хорового искусства прошлых лет.

Мы рассмотрим совершенствование хоровой деятельности обучающихся на примере Гнилицкой православной гимназии. Гнилицкая православная гимназия организует и осуществляет дополнительное образование детей на основании модифицированных образовательных программ по нескольким направлениям, в том числе художественному. Хоровое пение осуществляется в вокально-хоровом ансамбле «Мелодия». Основной принцип обучения - коллективное хоровое творчество. Основная форма обучения - хоровая репетиция. Формы занятий - групповые занятия.

Свои умения и навыки воспитанники хорового кол-

лектива демонстрируют на таких публичных выступлениях как: открытые занятия, концерты.

Целью социокультурной деятельности кружка состоит в формировании духовно-нравственной культуры личности гимназиста в процессе изучения социального и духовного опыта, а также православных певческих традиций.

Через участие в ансамбле «Мелодия», участники получают возможность сольного и ансамблевого пения acapella и с музыкальным сопровождением. Именно для того, чтобы подросток, наделенный способностью и тягой к творчеству, желающий развивать свои вокальные способности, мог овладеть умениями и навыками певческого искусства, самореализоваться в коллективном труде. Приобретенные обучающимися певческие навыки по принципу «от сотворчества - к самостоятельному творчеству» призваны помочь им обрести музыкальные, нравственные и эстетическим ориентиры, возродить русскую национальную традицию - хоровое пение.

С целью развития и сохранения традиций школьного хорового искусства в Гнилицкой православной гимназии перед руководителем хорового коллектива гимназии была поставлена и решена задача расширения системы дополнительного образования детей за счет открытия на базе гимназии филиала Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 15». Открытие филиала позволило усовершенствовать хоровую деятельность и дает новые возможности развития обучающихся. Учредителем выступило муниципальное образование городской округ «город Нижний Новгород».

Функции и полномочия осуществляет департамент культуры администрации города. Дополнительное пространство позволило ансамблю «Мелодия» развиваться в новых условиях, привлекать новых участников. Кроме того, отделения филиала объединяют множество коллективов, не только хоровых, но и вокальных: «Сюрприз», «Синкопа», «Солнечный день», «Звонкий ручеек», вокальный ансамбль младших классов, хоровые ансамбли старших и младших классов.

Благодаря появлению новой оборудованной площадки для хоровой деятельности, обучающиеся имеют возможность более тщательной и глубокой подготовки к конкурсам и фестивалям.

Ансамбль «Мелодия» принял участие в Пасхальном детском хоровом фестиваль-конкурсе «Звонкие

голоса». Фестиваль-конкурс призван активизировать просветительскую деятельность в области классического ансамблевого и хорового искусства, повысить качество научно-методической работы, усовершенствовать педагогическое мастерство.

В рамках проведения Фестиваля-конкурса проводились следующие мероприятия:

- конкурсные выступления участников по номинациям;

- прохождение обучения преподавателей и концертмейстеров по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика хорового и вокального исполнительства» в объеме 72 часов с выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца;

- проведение открытых мастер-классов, посвященных актуальным проблемам музыкального образования;

- организация тематического консультирования ведущих педагогов образовательных учреждений культуры и искусства («Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки» и Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева»);

- организация тематических информационно-методических выставок нотной и методической литературы Нижегородской областной государственной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина.

Фестиваль-конкурс проводился в двух номинациях: «ансамблевое исполнительство» и «хоровое испол-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Козлова Анастасия Дмитриевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

нительство» с определением победителей и призеров в каждой из трех возрастных групп по типу учреждения: учреждения культуры, учреждения образования, негосударственные епархиальные учреждения.

Также вокальная группа «Мелодия» участвовала в фестивале «В начале было Слово», где было свыше 150 участников со всей епархии, представители православных гимназий, общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова, Семенова, Дивеева.

Конкурсные прослушивания осуществлялись по направлениям: «Выразительное чтение поэтических произведений духовной направленности», «Пение», «Духовные страницы русской истории. XX век» (конкурс эссе), «Чтение наизусть богослужебных текстов» и «Рукотворная книга». В каждой из номинаций принимали участие обучающиеся трех возрастных категорий - 4-7 лет, 8-11 и 12-18 лет.

Имея в репертуаре серьезные, редко встречающиеся произведения, «Мелодия» стала заявлять о себе на различных конкурсах, от областных до международных. Коллектив участвует почти во всех гимназических праздниках, является лауреатом районных и городских конкурсов, таких как: «Серебряный колокольчик», «Конкурс патриотической песни», а также неоднократным обладателем Гран-При межрегионального фестиваля-конкурса «В начале было слово» и Всероссийского Пасхального детского хорового фестиваля- конкурса «Звонкие голоса». Выпустила диск собственного исполнения.

В качестве мероприятий по совершенствованию и развитию школьного хоровой деятельности в Гнилицкой православной гимназии нами предлагается обновить программу вокальной группы «Мелодия» с учетом идеи возрождения и развития вокально-певческих традиций.

Нами был рассмотрен процесс совершенствования школьной хоровой деятельности в Гнилицкой православной гимназии.

Мы выявили положительные результаты продвижения учащихся в певческой исполнительской практике в развитии эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственного воспитания.

С целью сохранения традиций хорового искусства нами планируется продолжать работу по развитию хоровой деятельности. Для этого планируется дальнейшее участие школьников в разнообразных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Порошина Н.А., Галушкина Н.В.. «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса младших школьников» Вестник Шадринского государственного педагогического университета, №. 1 (41), 2019, С. 67-73.

2. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотива-ции//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274276.

3. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.

4. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.

5. Степина Н.В. Особенности формирования личности хормейстера в условиях СПО в аспекте современных исследований // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 196-198.

6. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170.

7. Никитюк О. П. «Работа регента с основными исполнительскими составами приходских храмов Киева на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Общие характеристики и отличия» Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, №. 2 (22), 2016, С. 142-155.

8. Сафонова В.И.. «Акустические и психофизиологические закономерности хорового пения и их влияние на методику вокально-хоровой работы» Музыкальное искусство и образование, №. 1 (9), 2015, С. 100-110.

9. БайковаЕ. Н. «Хор как оркестр человеческих голосов»Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, №. 2 (22), 2016, С. 166-174.

Ю.Калинина Л.Ю. Понятие «синтез искусств»: актуальные аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 236-239.

11. Цораева Ф.Н. Роль предмета «музыкальное искусство» в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы северокавказского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

12. Калинина Л.Ю. Ресурс синестезии в музыкальном образовании: современные аспекты проблемы // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-106.

13. Чернова Л. В. «Динамика научного подхода к постановке певческого голоса» Педагогическое образование в России, №. 10, 2015, С. 97-102.

14. Чернышук В.В. Формантная структура гласных в украинской певческой речи //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 80-83.

15. Бессарабова И.С., Лю Д. Педагогический потенциал вокальных произведений в патриотическом воспитании обучающихся в КНР // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 41-44.

16. Калинина Л.Ю. Новые функции произведений современных авторов в музыкальном образовани // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 139-142.

17. Сенцова А.Г., Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 377-380.

18. Сергиенко С.И.Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 329-332.

19. Козий О.М. Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 33-36.

Статья поступила в редакцию 04.08.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.