Научная статья на тему 'V Ассамблея русского мира'

V Ассамблея русского мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Ассамблея русского мира»

^^^ [официальные материалы]

V АССАМБЛЕЯ РУССКОГО МИРА

V Ассамблея Русского мира, главная тема и девиз которой «Русский язык сегодня и завтра», проходила 3-5 ноября в Санкт-Петербурге в Концертном зале Мариинского театра. В Ассамблее приняли участие более 1000 представителей 75 стран мира: преподавателей, ученых, писателей, общественных и религиозных деятелей, журналистов, дипломатов, правозащитников. Ассамблею приветствовали президент и премьер-министр России, патриарх Кирилл, видные политические и научные деятели.

В своем приветствии В. Путин отметил важную «консолидирующую роль фонда «Русский мир» и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, их многогранную и в высшей степени востребованную работу по реализации значимых проектов в сфере просвещения, образования, благотворительности, созданию Русских центров и поддержке соотечественников за рубежом». Премьер-министр добавил, что подобные ежегодные встречи стали «представительными собраниями, объединяющими тех, кому дорога Россия, кто сохраняет с ней духовную связь».

Ассамблею открыл исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. «Русский язык имеет великое прошлое, — подчеркнул Никонов. — Он получил распространение на 1/6 части суши благодаря нашим великим предкам — литераторам, путешественникам, учёным. 300-летие одного из них — Михаила Васильевича Ломоносова — мы празднуем в эти дни».

Руководитель фонда «Русский мир» добавил, что Ломоносов — автор Русской грамматики, опубликованной в 1775 году, — высоко ценил русский язык: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, фран-

цузским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того крепость и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Вячеслав Никонов привел данные опроса, проведенного в странах СНГ в октябре 2011 года Респондентам задали вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок знал русский язык?» Утвердительно ответили: в Азербайджане — 90%, в Армении — 99,6%, Белоруссии — 99%, Казахстане — 97%, Молдавии — 87,2%, Узбекистане — 97%, Таджикистане — 99,3%, Грузии — 96,8%.

На церемонии открытия Ассамблеи выступила также председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая.

Людмила Вербицкая поблагодарила всех, кто работает на благо русского языка, всех соотечественников и пожелала всем собравшимся, чтобы русский язык процветал.

Приведем фрагмент выступления Л. А. Вер бицкой:

«Очень важно, что на наш культурный форум прибыли представители большинства российских регионов. Нужно, чтобы они высказали свои идеи. Да, у нас в России еще в 2005 году принят закон о русском языке как важнейшем государственном инструменте общения. Но он не выполняется. Мы погрязли в заимствованиях,

4

[мир русского слова № 1 / 2012]

[официальные материалы]

а то и в вульгарной лексике. Сегодня наш язык, великий и могучий, образный и яркий, нуждается в защите.

Пример подают французы. Там за нарушение языкового закона предусмотрены серьёзные штрафы. Есть министр, который контролирует его выполнение и отвечает за это головой. Ни в одном городе Франции вы не увидите надписей на английском, ни на одном телеканале там нет американских боевиков. А мы, к сожалению, дожили до того, что родители прячут телевизоры от детей, чтобы уберечь их от безграмотной, а часто и просто ненормативной речи.

Забота о родном языке — такое дело, которое каждый может и должен начинать с себя. Давайте следить за своим произношением и словоупотреблением. В помощь нам один только Петербургский университет подготовил 28 справочных изданий, в начале следующего года выйдет массовым тиражом комплексный нормативный словарь литературного русского языка с комментариями. Надеюсь, он станет настольной книгой у журналистов, чиновников, депутатов — у всех, кто может повлиять на речь окружающих...

Надо понимать: нельзя вначале разобраться с экономикой, а потом сосредоточиться на образовании, науке, культуре. Мне кажется, с этого надо начинать!»

В рамках V Ассамблеи Русского мира состоялись панельные дискуссии «Русский язык сегодня и завтра» (модератор — Л. А. Вербицкая), «Русский язык — язык истории и культуры» (модератор — В. А. Никонов), в которых приняли участие ведущие филологи, слависты, литерату-

роведы России, стран ближнего и дальнего зарубежья, известные историки, политологи, деятели культуры.

В дискуссии «Русский язык сегодня и завтра» приняли участие президент Американских советов по международному образованию Дэн Дэвидсон; ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Ю. Е. Прохоров; доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета

B. М. Мокиенко; доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка СПбГУ

C. И. Богданов и др.

Участники Ассамблеи приняли участие в работе круглых столов и семинаров по следующим темам: «Русский язык — основа жизни России», «Русский язык в современном мире», «Русский язык как государственный», «Русские центры и Кабинеты Русского мира — миру русского языка», «Русский язык в средствах массовой информации».

Открывая круглый стол «Русский язык — основа жизни России», Людмила Алексеевна затронула тему образования в России и русского языка как основы для образования: «Невозможно говорить о формировании представителей будущих поколений русского мира без образования. А образование, в свою очередь, невозможно без правильного русского языка. К сожалению, то, что происходит с русским языком в системе образования — как начального, так среднего и высшего, — говорит о том, что понимания этой аксиомы нет».

[мир русского слова № 1 / 2012]

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.