© 2015
ПЛАНЕТА БУДЕТ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ!*
1-4 ноября 2014 года, объявленного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом культуры, в городе Сочи прошло три чрезвычайно важных события: I Педагогический форум Русского мира, посвященный изучению русского языка в современной школе; IV Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), на котором рассматривались проблемы, связанные с динамикой языковых и культурных процессов в современной России, и VIII Ассамблея Русского мира «Культура и время». Они были приурочены ко Дню народного единства, который наша страна, начиная с 2004 года, отмечает 4 ноября.
Столица зимней Олимпиады приняла в эти дни более полутора тысяч отечественных и зарубежных гостей из 81-й страны мира: учителей русского языка и литературы, университетских преподавателей-филологов, учёных-русистов. В работе форумов принимали участие посланцы русских диаспор ближнего и дальнего зарубежья, политические и общественные деятели, руководители министерств и ведомств, писатели, журналисты, авторы учебников, дипломаты, издатели, культурологи. Их, людей разных взглядов, разных убеждений, разных национальностей, привело в Сочи общее высокое чувство — любовь к русскому языку и к великой русской культуре, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Озабоченность судьбой одного из богатейших языков мира стала доминантой выступлений многих делегатов, собравшихся в Сочи.
Торжественное открытие форума состоялось утром 1-го ноября в киноконцертном зале гостиницы «Жемчужина». Инициатор масштабного Сочинского мероприятия Людмила Алексеевна Вербицкая, Президент РОПРЯЛ(а), Президент Российской академии образования, председатель Попечительского совета фонда «Русский мир», основанного по инициативе Президента В. В. Путина в 2007 г., открывая I Педагогический форум и IV Конгресс РОПРЯЛ, напомнила собравшимся слова выдающегося российского филолога и общественного деятеля Д.С. Лихачёва о том, что гуманитаризация образовании есть путь к гуманизации общества, и подчеркнула: «Защита русского языка — проблема национальной безопасности России».
На пленарном заседании, обсудив доклад Л. А. Вербицкой «Проблемы преподавания русского языка в вузе и в школе», делегаты I Педагогического форума и IV Конгресса РОПРЯЛ приняли решение обратиться с ходатайством в Министерство образования и науки о восстановлении при вузах России подготовительных курсов по русскому языку для иностранных студентов и граждан России, закончивших национальные школы, а также о введении кандидатского экзамена по русскому языку для аспирантов-иностранцев. Здесь же, на пленарном заседании, д-р филол. наук, проф. Санкт-Петербургского университета А. Д. Степанов в докладе «Основные тенденции в современной русской литературе» говорил о том, что за 25 лет, прошедших после распада СССР, в русской литературе наметились две тенденции: постмодернистская, отмеченная подражанием западной словесности, и (со 2-й половины 2000-х гг.) обращение к отечественным традициям, когда центральными вновь становятся темы, связанные с тайнами русской души, русского национального характера, взаимоотношений интеллигенции и народа. Выступавший в прениях председатель Фонда «Русский мир» А. А. Сафронов предложил регулярно проводить международные педагогические форумы, по-свящённые преподаванию русского языка в России и за рубежом. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета В. Н. Иванова поддержала инициативу русистов Башкортостана, настаивающих на необходимости разработки фундаментального ядра курса русского языка, который должен лечь в основу всех программ, которые используются преподавателями русского языка.
В 12 часов дня началась работа делегатов по пяти направлениям: 1) «Русский язык: актуальные аспекты исследовании; 2) «Русский язык и культура России: взаимосвязь и взаимовлияние»;
* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ «Публицистический арсенал общественных движений в России и Германии. Вербальные средства преодоления конфликтов и достижения толерантности». Проект № 15-24-06001а(м).
3) «Русская литература в современном мире»; 4) «Русский язык (родной и неродной) в школах»; 5) «Русский язык (родной, неродной, иностранный) для взрослых».
Во время перерыва между заседаниями делегаты форума стали свидетелями красивого символического акта — подъёма флага «Русского мира».
Как докладчик я принимала участие в заседаниях 2-го направления, где выступали учёные из разных отечественных и зарубежных научных центров.
Председателями первого заседания были д-р филол. наук, проф. МГУ В. В. Красных и д-р фи-лол. наук, проф. МГПУ А. Д. Шмелёв. В. В. Красных в докладе «"Смешались в кучу..." или ответ на "вызов нашего времени"?» поставила вопрос об интегративности филологических исследований. Большой интерес у слушателей вызвал доклад А. Д. Шмелёва «Мир и вопя в истории русского языка и русской культуры», где истоки формирования омонимов мир - 'вселенная' и мир - 'спокойствие, любовь, ласка' автор усматривает в переводе Кириллом и Мефодием двух разных греческих слов одним славянским словом мир. Отсюда стали возможны в русском языке лозунги Миру - мир!, За мир во всём мире! и церковная формула Миром ('вместе, согласно, с любовью') Господу помолимся. В итоге это привело к сближению слова мир со словом мера, однокоренным со словом смирение 'мирное, небуйное существование', которое в советском новоязе стало почти ругательным. Современному русскому языку как концепту и ценности посвятил свой доклад д-р филол. наук, проф. Кубанского гос. ун-та В. П. Абрамов. Когнитивный аспект культурного стереотипа был рассмотрен в докладе д-ра филологии из Болгарии В. Аврамовой. Д-р филол. наук, проф. Кемеровского гос. унта Л. А. Араева совместно М. А. Афанасьевой (РГПУ) представила доклад «Чужое в зеркале своего: Франция на улицах Санкт-Петербурга (на материале названий мест общественного питании)» Д-р филол. наук Н. В. Барышников, проф. Пятигорского гос. лингвистического ун-та, произнёс пламенную речь в защиту русского языка и России, приводя абсурдные иноземные наименования привычных русских явлений в столичных и провинциальных городах. Д-р филол. наук, проф. РГПУ Г. М. Васильева проанализировала динамику представлений о географическом пространстве Европы (по данным ассоциативно-вербальной сети). Канд. филол. наук, доц. СПбГУ С. В. Вяткина интерпретировала смысл художественного текста (Ф. М. Достоевского и М. Петросяна) через вводные конструкции.
На втором и третьем заседаниях направления «Русский язык и культура России: взаимосвязь и взаимовлияние» было заслушано 7 докладов. Большой интерес вызвали выступления председателей — д-ра филол. наук, проф. СПбГУ Е. И. Зиновьевой «Теоретические проблемы лингвокуль-турологического и лингвокультурографического описания русских паремий» и д-ра филол. наук, проф. Петербургского гос. ун-та путей сообщения Л. В. Миллер «Уходящая натура: лингвокультур-ный портрет современной российской интеллигенции». Восточным словам в художественных произведениях и лексикографии В. И. Даля посвятила своё сообщение канд. филол. наук, доц. МПГУ Л. Г. Латфуллина; о необходимости включения субкультурного компонента в программы обучения иностранных студентов русскому языку говорила д-р филол. наук, проф. Псковского гос. ун-та Т. Г. Никитина; об изменении семантической структуры советизмов в современном русском языке рассказала канд. филол. наук, доц. СПбГУ М. А. Шахматова; обиходное представление о пороке в языке Московской Руси легло в основу выступления канд. филол. наук М. С. Шишкова. Я сообщила об итогах своих наблюдений над публицистическим арсеналом общественных движений России конца XX - начала XXI в. и напомнила о необходимости решения проблемы вербализации национальной идеи в нашей стране. Особое впечатление на меня произвёл доклад д-ра гуманитарных наук, проф. Варшавского ун-та (Польша), члена Президиума МАПРЯЛ Людмилы Шипелевич «Культура России и её влияние на содержание обучения РКИ». Возрождение интереса к русскому языку в Польше; самоотверженная творческая работа учителей-русистов в современных непростых условиях противостоянии Евросоюза и России; олимпиады и фестивали, посвящённые русскому языку; обмен делегациями школьников; повышение квалификации польских русистов в российских вузах — доказательство того, как много могут делать энтузиасты во имя любви к русскому языку, к русской культуре.
Параллельно с заседаниями по пяти направлениям в рамках I Педагогического форума и IV Конгресса РОПРЯЛ была реализована конкурсная педагогическая программа. Можно было по-
сетить одну из 4-х секций («Русский язык. Новые образовательные технологии», «Русский язык. Программы и методики для системы повышения квалификации», «Русский язык в контексте федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», «Русский язык и развитие культуры чтения») или один из 6-ти круглых столов («Российские писатели в осмыслении жизни современной России», «Учебники русского языка и литературы для общеобразовательной средней школы: проблемы создания и внедрения», «Компьютерные технологии в обучении русскому языку и культуре», «Государственное тестирование по русскому языку как иностранному: актуальные проблемы и перспективы», «Чтение молодёжи и проблемы "новой грамотности"», «"Вузовская русистика": новое поколение учебников по русскому языку и литературе для высшей школы»).
2-го ноября состоялось заключительное заседание IV Конгресса РОПРЯЛ и I Педагогического форума Русского мира. Поразительные факты привёл в своём выступлении на церемонии закрытия известный политолог, д-р ист. наук, председатель комитета Российской Государственной Думы по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов. В последние годы существования Российской империи, до Первой мировой войны, на русском языке говорило около 500 млн. человек, одна шестая часть населения планеты! Сегодня же по-русски изъясняется почти в два раза меньше — около 260 млн. человек. Это означает, что русским языком владеет лишь каждый 50-й житель Земли. Октябрьская революция, Гражданская война, Первая и Вторая мировые войны унесли жизни многих миллионов русских и русскоговорящих людей. Распад СССР; изменение государственных границ, когда от этнической родины оказались оторванными бывшие граждане Советского Союза; разрушение социалистического лагеря предопределили снижение интереса к русскому языку за рубежом. И, наконец, гражданская война на Украине, где людей убивают только за то, что они отстаивают своё право говорить по-русски... За последние 25 лет количество русскоговорящих сократилось на 90 млн. человек. Ни один язык в мире не умирал так быстро, как умирает русский язык!
Не случайно 9 июня 2014 г. в целях обеспечения развития, защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации был издан Указ В. В. Путина о Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку. Этот Совет, включающий крупных российских учёных и общественных деятелей, обладает не только консультативными, но и координационными полномочиями. В его задачи входит
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений и механизмов развития, защиты и поддержки русского языка в Российской Федерации и за рубежом, обеспечения прав граждан РФ на пользование государственным языком РФ; по принятию мер, направленных на реализацию и совершенствование государственной политики в этой области;
б) координация деятельности федеральных и муниципальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций культуры и искусства, научных, образовательных, в том числе некоммерческих организаций, участвующих в международной гуманитарной деятельности по вопросам, связанным с защитой и поддержкой русского языка;
в) анализ реализации программ и проектов, направленных на развитие и поддержку русского языка в Российской Федерации и за рубежом1.
3-4-го ноября проходила VIII Ассамблея Русского мира. На торжественном её открытии полу-торатысячная аудитория услышала о впечатляющих успехах Фонда «Русский мир». За 7 лет своего существования Фонд добился значительного увеличения числа русских центров за рубежом (теперь их стало уже 100). Русские центры работают в США, во всех трёх странах Прибалтики, в Польше, в Германии, во Франции, в Великобритании, в Бразилии, в Гвинее, в Китае, в Монголии, в Сирии и других странах. Открылись русские центры в Луганской и в Донецкой республиках, готовится начать свою работу белорусский центр русского языка. В 2014 г. в вузы России поступило 15 000 иностранных студентов, 5 000 зарубежных учителей русского языка прошли переподготовку в Институте русского языка им. А. С. Пушкина. В Сочи в 2014 г. начал свою работу Российский международный Олимпийский университет, где на русском и английском языках обучаются студенты из
1 Указ Президента Российской Федерации о Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку // Мир русского слова. 2. 2014, 2-8.
15 стран мира, а преподают профессоры из 10 государств, в том числе из тех, чьи правительства поддержали санкции против России (при этом никто из преподавателей не расторгнул контрактов!).
Успехи Русского мира обнадёживают. Всем делегатам захотелось поверить в осуществимость девиза, провозглашённого Л.А. Вербицкой, попечителем Фонда: «ПЛАНЕТА БУДЕТ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ!»
Как признание больших заслуг тех, кто преподаёт русский язык, тех, кто озабочен его сохранением и распространением на всех континентах, делегаты Ассамблеи восприняли обращённые к ним приветствия Президента РФ В. В. Путина, Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла.
Ассамблея Русского мира проходила под лозунгом «Культура и время». Основными формами работы были панельные дискуссии2 и круглые столы. Все предлагаемые темы были настолько интересны, что очень сложно было решить, куда пойти. Например, из двух панельных дискуссий «Культура русской речи в XXI веке» и «Украина, Россия, мир» я выбрала вторую, хотя профессионально меня очень привлекала первая. И не разочаровалась. В дискуссии приняло участие 10 человек. Привожу только некоторые фразы из их семиминутных монологов.
Сергей Цехов, глава Русской общины Крыма: «Мы мечтали о воссоединении с Россией, но не ожидали его так скоро. В Крыму спокойно, радостно <.. > Украина развалилась, так как 1) верхи строили государство на основе русофобии; 2) на протяжении 23-х лет старались переориентировать Украину в сторону Запада. Крым оказался в России потому, что США подготовили майдан и поддержали нацистов; верхушка общества в Крыму организовала референдум, и мы воспользовались правом самоопределения».
ВедущийВ.А. Никонов: «Спасибо за мужество!»
Олег Царёв, Председатель парламента Новороссии (Зал приветствует его овацией): «Мы выстояли. Мы признали независимость Осетии. Мы провели выборы. Будем строить государство, которое защитили своим оружием. У нас разрушено 600 предприятий. Но мы их восстановим. Новорос-сия — это символ русских, вставших с колен. Ополченцев в 8 раз меньше, чем солдат в Украинской армии, но для нас главное — правда и справедливость».
Ведущий В. А. Никонов: «Русские там, где правда!»
К. И. Косачёв, Глава Россотрудничества, спецпредставитель Президента по делам СНГ.
Прошло два дня после выборов в Новороссии. Люди голосовали под дулами украинских автоматов. И выборы состоялись! Украинская трагедия беспрецедентна. Киевская власть держится на двух вещах: 1) ущемление в правах русского населения, 2) переписывание истории — оправдание фашизма, бандеровцев. Она проводит такую же политику, какую проводили в Прибалтике и в Грузии. Если бы речь шла о демократических ценностях. Речь идёт о геополитических интересах США. И там, и там ставилась одна цель — войти в НАТО.
Ведущий В. А. Никонов: Единственным другом Украины остаётся Россия.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: «Долго считалось. что Украина и Россия неделимы. Это было заблуждением. Я не из Но-вороссии и не из Крыма. Я представитель 3-й части украинцев. На Украине к власти пришли националисты. А третья часть украинцев стала сторонницей киевской власти после отхода Крыма. Искать выход из сложившейся ситуации надо России с Европой. Почти вся Украина — часть Русского мира».
Минута молчания в память обо всех украинцах, павших в гражданской войне.
Татьяна Жданок, глава Русского союза Латвии, член Европарламента: «Ещё год назад (когда даже не было майдана) Европарламент отказался от линии сотрудничества с Россией. Сейчас Евро-парламент изменился: каждый 5-й депутат голосовал против антироссийских санкций. Гражданское общество в Европе старается донести правду о событиях на Украине. Нам надо всем помочь Ново-россии и Крыму. "Нас расклеили, распаяли, / Но не знали, что мы сплав" (М.Цветаева)».
2 В отличие от «круглого стола», где предполагается высказывание всех или большинства участников, в панельной дискуссии выступают несколько экспертов, как правило, излагающих разные точки зрения на обсуждаемый предмет.
Александр Кофман, народный дипломат (на момент передачи статьи в изд-во — министр иностранных дел ДНР): «Я пришёл на дискуссию, так как люблю Россию. Конфликты были и постраш-нее. Надо думать не о том, кто виноват, а о том, что делать. У нас много совместных ценностей. Надо сотрудничать. Важнее всего народная дипломатия».
Джульетта Кеза, представитель из Италии: «Мы на пороге 3-й мировой войны. Украина была использована как дубинка против России. Почему именно сейчас это произошло? Потому что в Америке начинается кризис. Близится конец капитализма. На Западе нет демократии. (90% европейцев не знают ничего об Украине. Они уверены, что Путин — диктатор и что Россия — агрессор. О бомбёжках на Юго-Востоке Украины и об одесской трагедии и слышать не хотят. Считают, что это неправда. Надо, чтобы Россия вышла за пределы своих границ и нашла друзей через свою культуру, через СМИ, особенно в Европе».
Агвидор Эскин, израильский публицист и общественный деятель: «Израиль ни разу не осудил действия В. В. Путина. Что произошло на Украине? Русский язык захотели подавить фашистским сапогом. Вы знаете, что в центре Киева висит мемориальная доска Орлику, фашистскому коменданту, который вёл евреев на расстрел в Бабий Яр? Русский и еврейский мир должны наладить полноценные отношения, включая военные».
Ведущий В. А. Никонов: «Союз Израиля и России — горький сюрприз для США».
Во второй половине дня работа VIII Ассамблеи Русского мира проходила за круглыми столами: «Украина, Россия, мир» (как продолжение панельной дискуссии), ведущий В. А. Никонов; «Русский язык. Проблемы государственного регулирования», ведущие Л. А. Вербицкая и Е. Б. Хохлов; «Русская школа за рубежом: опыт, проблемы, перспективы», ведущий Ю. Е. Прохоров; «Славянофильство и западничество сегодня», ведущий Г. Г. Бовт; «Кавказский пленник: неизвестный Лермонтов», модератор Е. Ю. Гениева. Хотелось бы побывать за каждым из этих столов, но проходили они одновременно, и я отправилась туда, где продолжен был разговор об Украине.
Н. В. Злобин (русский, живущий в США) первым взял слово: «Почему Россия не может преподнести себя миру? Американцы не любят Россию. Старшее поколение считает себя победителем в соревновании с Россией периода холодной войны. Среднее поколение, особенно эмигранты из России, относятся к России негативно, так как у них ничего не получилось в рамках демократизации, начавшейся на родине. Младшее поколение американцев считает Россию слишком слабой. Так что советологи и политологи США настроены против России. Надо бы работать с детьми США. 2-я важная проблем - Украина. Но она случайный кирпичик. Не она, была бы другая страна. Россия слишком долго вела себя пассивно. И вдруг — Украина. Старый опыт ведения холодной войны не годится. Выстраивается новый мировой порядок. России нужна новая идея участия в этом процессе».
Ведущий В. А. Никонов: «Вряд ли все в США относятся к России негативно. Это преувеличение».
Владимир Карасёв, представитель Новороссии, автор книги о фашизме и о концлагерях «Молчать нельзя!»: «Два новых государства Новороссии состоялись после выборов 2-го ноября. У людей Донбасса и Луганщины 23 года не было другого выбора: либо одни олигархи, либо другие. Полгода убивают мирных жителей на Юго-Востоке Украины. 90 пионерских лагерей на Западной Украине правращены в базы подготовки боевиков, которые бомбили и бомбят Донбасс. А Европа не видит убитых детей Новороссии».
Представитель Венгрии, член Европарламента: «Я всю жизнь в Европарламенте боролся за права нацменьшинств. Русские на Украине — даже не нацменьшинство, а сонация. А в Евро-парламенте уверяют, что на Украине с нацменьшинствами всё в порядке. В Закарпатье проживает 150 тысяч венгров. И мы знаем, что ни одна власть не относилась к ним лояльно. Задача всех европейцев — добиться того, чтобы русский язык стал вторым государственным языком на Украине, а Новороссия и Одесса получили права автономий. Вся Европа во главе с Ангелой Меркель молчала, когда киевские власти запретили русский язык. Ни одна газета в Европе не писала о том, что на Юго-Востоке Украины проживает 11-12 миллионов русских. Надо совместными усилиями всех экспертов Европы добиваться разрешения украинского конфликта».
Р. В. Ищенко, украинский политолог (с 1 марта 2014 г. живёт в России): Украина ушла из Русского мира в феврале 2014-го. Раньше была борьба идей, в феврале 2014 г. в Киеве произошло то,
что было в России в 1917 г. Но к власти пришли националисты и олигархи. Война продолжится. Просто сейчас украинская армия бессильна».
Князь Н. И. Ростовский (Великобритания): « Англосаксонский мир мыслит юридическими категориями, и для него присоединение Крыма к России — аннексия. С другой стороны, крымчане вызывают сочувствие. Но Великобритания не хочет идти на компромисс. Бывший президент Украины украл 17 миллиардов долларов, а долг самой страны — 17 миллиардов. Компромисс в таких условиях невозможен».
Ведущий В. А. Никонов: «О приверженности англосаксов юридическому праву мы имеем представление по их отношению к Ираку, Ирану и Ливии».
Князь А. А. Трубецкой (Франция): Я представляю русских, живущих за границей. На Украине поддерживается геноцид против русских. Бисмарк когда-то говорил, что воевать с Россией надо силами Украины. Это сейчас и происходит. Необходимо научиться побеждать в информационной войне, подключать силы дипломатов, парламентариев, участвовать в публичных и интернет-дебатах, доказывая свою правоту».
Лидия Трофимова, правозащитница (Россия): «Русское гражданское общество существует. Простые граждане России проявляют активное сочувствие к жителям Новороссии, оказывают им гуманитарную помощь».
Вадим Колесниченко, бывший депутат Украинской Рады: «То, что произошло на Украине, может произойти и в России, и в Белоруссии. Россия вовремя не финансировала русские школы, русские общественные организации — и вот результат».
Мария Луиса Рамос Урсагасте, чрезвычайный и полномочный посол Боливии в РФ: «Мир -это не только США и Европа. Не надо ждать их одобрения. Пусть вас уважают. Мы с вами!»
Юрий Рожка (Молдавия): «Украинский кризис помог России обрести национальную идею. Она провозглашает консервативные ценности. Нам надо объединяться на почве православия».
Игнат Марион, член парламента Румынии, представитель староверческой общины: «Группа староверов парламента голосовала против присоединения Румынии к санкциям против России, поддержала присоединении Крыма к России. Община на границе с Украиной воздвигла крест высотой в 80 м. в память о жертвах мирных жителей в Одессе и Новороссии».
Наталья Антонова (РАН): «Европа после распада СССР стала несамостоятельной, негибкой. Но это политики. А простые граждане начали прозревать. Нам нужно изменить тактику по отношению к Европе: отходить от саморазоблачений, от антисоветизма и думать о положительном имидже России».
В. И. Гущин, представитель русской диаспоры в Латвии: В Латвии может повториться украинская история: возможно дальнейшее укрепление национализма. Парламент настроен на окончательную ликвидацию русских школ к 2018 г. Сотни тысяч русскоязычных граждан Латвии лишены избирательного права. России, вероятно, пора использовать экономическое давление, чтобы защитить своих соотечественников».
Подводя итоги, дискуссии, развернувшейся за круглым столом, ведущий В. А. Никонов сказал: «Россия и Украина останутся братскими народами! Войны не будет! Санкции мы переживём!»
Четыре дня, проведённые в Сочи, убедили меня в том, что Россия не одинока в отстаивании своих ценностей, в стремлении к миру. И ей есть чем гордиться. А главные её достоинства — русский язык и великая русская культура.
С.Г. Шулежкова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания Магнитогорского государственного технического университета
им. Г. И. Носова