Научная статья на тему 'Образ современной России в языке и культуре: тематический номер "русского обозрения"'

Образ современной России в языке и культуре: тематический номер "русского обозрения" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / ИМИДЖ ПРЕЗИДЕНТА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗ В ПОЭЗИИ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ / ROMAN JAKOBSON / PRAGUE LINGUISTIC CIRCLE BIOGRAPHY / INTERBELLUM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сладкевич Жанна Ромуальдовна

Представлен обзор тематического номера польского научного журнала «Русское обозрение», посвященного созданию образа современной России в политическом, медийном, поэтическом, маркетинговом, дидактическом дискурсе в ракурсе национальной и межкультурной коммуникации (Przegląd Rusycystyczny / под ред. Ż. Sładkiewicz. 2016. № 4 (156)). Отмечается, что к категории образа, или имиджа, в последнее время интерес исследователей усилился. Заметное укрепление позиций антропологического, коммуникативно-деятельностного и прагмалингвистического подходов к анализу языковых явлений и дискурсивных практик обусловило интенсивное изучение способов создания образа государства, а также его главы в различных сферах коммуникации. Цель журнала обмен идеями и наблюдениями между учеными, исследования которых в области различных научных дисциплин способствуют углублению знаний о России и формированию ее образа в пространстве как национальной, так и межкультурной коммуникации. В материалах номера освещаются теоретические и практические аспекты имиджелогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Contemporary Russia n Language and Culture: the Thematic Issue of "Russian Review"

The article is an overview of the thematic issue of the Polish research journal "Russian Review" dedicated to the image of modern Russia in political, media, poetic, marketing and didactic types of discourse. Both national and international research works are taken into consideration. Nowadays researchers become increasingly interested in the category of image. A noticeably stronger position of anthropological, communicative and pragmalinguistic approaches to the analysis of linguistic phenomena and discursive practices has led to an intensive study of the image of state, as well as head of state in various spheres of communication. The image of the country is an intangible resource, which is extremely important not only for the formation of national identity, but also for the position and role of the country in the world and its international policy. The aim of the reviewed issue is to promote exchange ideas among scientists whose research in various scientific disciplines contributes to a deeper understanding of Russia and the formation of its image in national and intercultural communication. The issue provides a multidimensional coverage of various theoretical and practical aspects of the image-making from the perspective of the theory of communication, linguistics, social psychology, discourse studies, cognitive poetics, linguistics and culture studies.

Текст научной работы на тему «Образ современной России в языке и культуре: тематический номер "русского обозрения"»

РУСИСТИКА ЗА РУБЕЖОМ

УДК 81'1

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР «РУССКОГО ОБОЗРЕНИЯ»

Ж. Р. Сладкевич1

1 Гданьский университет 80-308, Польша, Гданьск, ул. Вита Ствоша, 51 Поступила в редакцию 16.04.2018 г. doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-8

Представлен обзор тематического номера польского научного журнала «Русское обозрение», посвященного созданию образа современной России в политическом, медийном, поэтическом, маркетинговом, дидактическом дискурсе в ракурсе национальной и межкультурной коммуникации (Przeglqd Rusycystyczny / под ред. Z. Stadkiewicz. 2016. № 4 (156)). Отмечается, что к категории образа, или имиджа, в последнее время интерес исследователей усилился. Заметное укрепление позиций антропологического, коммуникативно-деятельностного и прагмалингвистического подходов к анализу языковых явлений и дискурсивных практик обусловило интенсивное изучение способов создания образа государства, а также его главы в различных сферах коммуникации.

Цель журнала — обмен идеями и наблюдениями между учеными, исследования которых в области различных научных дисциплин способствуют углублению знаний о России и формированию ее образа в пространстве как национальной, так и межкультурной коммуникации. В материалах номера освещаются теоретические и практические аспекты имиджелогии.

Ключевые слова: образ государства, имидж президента, русский язык, образ в поэзии, медийный образ.

Для начала — небольшая информационная справка о научном ежеквартальном издании «Przeglqd Rusycystyczny» («Русское обозрение»). Журнал основан Польским обществом русистов в 1967 году. В нем на русском, польском или английском языках печатаются статьи, материалы научных полемик, обзоры и рецензии на работы по современной русистике. «Русское обозрение» входит в научную базу European Research Index in the Humanities. Высокий стандарт журнала гарантирует коллектив редакционной коллегии и рецензентов, состоящий из видных специалистов польских и зарубежных научных центров.

© Сладкевич Ж. Р., 2018

Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 2. С. 87—97.

Кардинальные социально-политические трансформации конца XX — начала XXI столетия, потрясшие мировое сообщество: изменение геополитической конфигурации Европы, распад СССР, неослабевающее напряжение на международной арене, длительное господство Владимира Путина на политической сцене, конфликты в Грузии, Украине, Сирии, санкции против России и другие события — усилили интерес исследователей к процессам управления жизнедеятельностью и умонастроениями масс в России, а также формированию общественного мнения об этой стране в глобализирующемся мире и общем информационном пространстве.

Ежегодно проводятся научные семинары и конференции, посвященные имиджу России и ее президента, русофобии и русофилии, акцентированию опасений и надежд, связанных с этим влиятельным государством и приводимой его правительством внутренней и международной политикой1. По указанной проблематике пишутся монографии и защищаются магистерские, кандидатские и докторские диссертации по разным гуманитарным дисциплинам (Галумов, 2004; Бори-сенко, 2008; Безотосный, 2011; Цилюрик, 2013; Рябов, 2016); см. также перечень (Гравер, 2012).

Следует отметить, что необходимость исследования механизмов речевого воздействия в публичном дискурсе о России детерминирована сложившейся актуальной социокультурной ситуацией, предоставляющей благоприятную почву для модуляции посредством убедительного слова — через масс-медиа, общественные трибуны или современный веб-инструментарий — идеологических ориентиров широкой аудитории как в прототипных информационных текстах, так и непрототип-ных сатирических жанрах.

Целью сборника под моей редакцией было создание платформы для обмена идеями и наблюдениями между учеными, исследования которых в области языкознания, литературоведения, культурологии, социологии и истории способствуют углублению знаний о России и формированию ее образа в различных типах дискурса в пространстве национальной и межкультурной коммуникации. Анализируемый выпуск состоит из десяти статей, объединенных общим заглавием — «Образ современной России в языке и культуре» — и посвященных следующим вопросам:

1 Конференция «Современный образ России: перспективы развития» (31.12.2008, Московский государственный университет); Международная научная конференция «Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры» (13 — 17.09.2010, Уральский государственный педагогический университет); Всероссийская научная конференция «Образы будущего России: желаемое — возможное — необходимое» (8 — 9.06.2016, Московский педагогический государственный университет); Международная научная конференция «The Image of Russia in the Balkans» (7 — 9.11.2011, Варшавский университет); конференция «Образ России и россиян в публичной сфере — политическая мысль, СМИ, международное общественное мнение» (18 — 19.05.2010, Люблин); Международная научная конференция «Migdzy rusofobi^ a rusofili^. Pogl^dy, postawy i realizacje w literaturze polskiej od XIX do XXI wieku» / «Между русофобией и русофилией. Взгляды, мнения и реализации в польской литературе XIX—XXI веков» (19.09.2014, Гданьский университет) и т. д.

Ж. Р. Сладкевич V^ -&

1) формирование общественного мнения о России в российском и мировом публичном пространстве (тексты А. Пстыги, А. Яскульского, О. Косовой, Я. Садовского и В. Мокиенко);

2) создание медийного и маркетингового образа президента России Владимира Путина (тексты Э. Гутовской-Козельской, Ж. Сладкевич, У. Патоцкой-Сигловы и А. Беловодской);

3) восприятие русского языка и русской культуры в стране и за рубежом сквозь призму политических событий последних десятилетий (текст С. Золяна).

Сборник открывает статья д-ра филол. наук, профессора Гданьско-го университета Алиции Пстыги (Alicji Pstygi) под названием «Wtrgty rosyjskojgzyczne w relacjach polskich korespondentow zagranicznych» («Русскоязычные вкрапления в медийных сообщениях польских зарубежных корреспондентов»). Текст посвящен лингвистическому анализу медийных сообщений зарубежных корреспондентов из Польши, которые, находясь в России, представляют, интерпретируют и оценивают происходящие события и обсуждаемые обществом проблемы. Источником экземплификации для автора послужили медийные тексты Вацлава Радзивиновича — зарубежного корреспондента газеты «Gazeta Wyborcza» в Москве. Профессор Пстыга отмечает, что восприятие России в Польше по-прежнему в значительной степени обусловлено стереотипами, подтверждением чему служат обложки и передовые статьи влиятельных журналов: Wojna polsko-ruska pod flaga bialo-czerwonq / Польско-русская война под бело-красным флагом (Wprost, 2011, № 4) (рис. 1); Miedzwiedz. Rosja prezydenta Miedwiediewa chce zlagodzic swoj wizerunek. O stosunkach polsko-rosyjskich czytaj s. 56 / Медведь. Россия президента Медведева желает смягчить свой образ. О польско-русских отношениях читай с. 56 (Polityka, 2010, № 49); Kaczynski, maladiec! / Качинский, молодец! (Polityka, 2016, № 5) (рис. 2), проект обложки в данном случае коррелирует с аналитической статьей Славомира Сераковского Nu, Kaczynski, maladiec! / Ну, Качинский, молодец! (рис. 3).

Kuchdflsli,Terlicki:odhiprtöwdoPiS-u I Gendri-cyklhllu Politvka/Oabd noaläd ■ 2yd« mor»lM 20161 Chinkj па 2on{ ■ N«m Mordet? ....... * ' - ■

PDHTYKA

К и radosci Я PiSprztf

v PolskfiZ

¿4 У

Kaczynski, matadiec!

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Автор подчеркивает, что чрезвычайно важным является подход и идеологическая позиция самого журналиста, определяющие стратегии текстообразования и отбор пишущим языковых средств. В данном случае — на фоне процесса декодирования, двойного кодирования информации либо формулирования мысли на языке определенного локуса и интерпретации действительности с учетом польского адресата — значительной представляется проблема русскоязычных вкраплений в польских медийных текстах, таких как putinizaja Polski, PZiW (Partia Zulikow i Worow), GTO (Gotow k Trudu i Oboronie - Gotowy do pracy i obrony) и т.п.

Кандидат филол. наук Адам Яскульский (Adam Jaskolski), доцент Института русистики Варшавского университета, в статье «Россия против старого миропорядка. Wizerunek Rosji w rosyjskich mediach w swietle kryzysu ukrainskiego» («Россия против старого миропорядка. Образ России, представляемый в российских СМИ в связи с украинским кризисом») дает прагмалингвистический анализ текстов, опубликованных на сайте проекта «Однако» в период с 1 марта 2014 года по 15 мая 2016 года. Исходным пунктом анализа стала архетипичная семиотическая оппозиция «мы — они», которая в рассмотренных автором текстах проявляется как противостояние: 1) России и Украины, поддерживающей так называемый Евромайдан, 2) так называемой Новороссии и Украины 3) России и Запада. Исследователь отмечает, что в проанализированных текстах, авторами которых являются представители медийного мейнстрима «Мы» (Россия) и сторонники идеи автономной Новороссии, отчетливо наблюдается тенденция к положительной автопрезентации и отрицательной характеристике оппонента, что подтверждает тезис об универсальности этих стратегий во всех дискурсах, базирующихся на упомянутой архетипической дихотомии. Анализ корпуса собранных текстов позволил Адаму Яскульскому прийти к выводу о том, что тексты, размещенные на портале «Odnako.org», отражают медийный мейнстрим, а представление в них сути и причин украинского конфликта в большей или меньшей степени соответствует официальной линии российских властей. Исследователь отметил, что образ России, создаваемый или отражаемый в ведущих российских СМИ, в значительной степени расходится с тем, который конструируется в западных масс-медиа. Среди базовых идеологем, конструирующих имидж России в российском медиапространстве, Яскульский выделил следующие положения:

1) утверждение позитивной оценки настоящего положения вещей;

2) воля к тому, чтобы сложилась позитивная ситуация;

3) вынужденные негативно оцениваемые действия, являющиеся реакцией на явно предосудительные действия Запада;

4) констатация вынужденного участия в вооруженных конфликтах;

5) положение объекта агрессии со стороны западных государств (в первую очередь США);

6) положение мишени деструктивной политики Запада (в первую очередь США);

7) защита тех, кто мал и слаб, а также защита находящихся под угрозой ценностей;

8) представление единственно правдивой картины действительности;

9) предложение миру новой, лучшей модели цивилизации.

Статья канд. филол. наук Ольги Александровны Косовой, доцента кафедры образования в области романо-германских языков в Школе педагогики ДВФУ (филиал в г. Уссурийске), посвящена выявлению способов отражения социально-медийного события «санкции против России» в сознании российских пользователей Интернета с точки зрения когнитивной лингвистики. Исследователь отмечает, что в связи с присоединением Крыма к России и обострившейся ситуацией на востоке Украины рядом стран (США, государства Евросоюза и «Большой семерки») против России были введены санкции — ограничительные политические и экономические меры в отношении самого государства, ряда его граждан и организаций. Введение таких мер стало в России резонансным, что привело в том числе и к бурному обсуждению сложившейся конфигурации политико-экономических факторов в цифровом пространстве, послужившем автору текста источником экзем-плификации. Выбор источника эмпирического материала не случаен: анонимность как одна из характерных черт интернет-коммуникации в целом и форумов в частности позволяет адресанту прямо выражать свое мнение, свидетельствуя о степени его осведомленности, гражданской позиции, а иногда давая выход эмоциональному напряжению. В статье О. А. Косова фокусируется на трех основных компонентах (событийном, оценочном и эмотивном), составляющих семантическую структуру рассматриваемого концепта. Исследователь отмечает, что социумный объект «санкции против России» представлен двумя концептами — государство и американцы, — которые репрезентированы рядом бинарных оппозиций, главенствующая роль среди которых отведена бинарной оппозиции «свой — чужой», чьи концептосферы пересекаются.

В статье «W strong cywilizacji rosyjskiej i rosyjskiego swiata. O semio-tyczno-kulturowych uwarunkowaniach niektorych figur w przemowieniach patriarchy Cyryla» («В сторону русской цивилизации и русского мира. О семиотико-культурных предпосылках некоторых фигур в речах патриарха Кирилла») адъюнкт-профессор Папского университета Иоанна Павла II в Кракове д-р ист. наук Якуб Садовски (Jakub Sadowski) в се-миотико-культурологическом ракурсе анализирует избранные речи патриарха Кирилла на съездах и ассамблеях Всемирного русского на-род-ного собора. Такие выступления, по мнению исследователя, не только являют собой элемент церковной политики, остающейся в определенной взаимосвязи с политикой российского государства, но и — апеллируя к русской культурной идентичности — претендуют на ее

синтетическое описание, на определение ее глубинных основ. Такая стратегия заставляет конструируемый субъект речей ссылаться на те элементы русской семиосферы, которые, с точки зрения реципиента, являются самыми опознаваемыми знаками самоописания. Когда адресат сообщения «находит себя» в идентичностном конструкте, восприятие идеологического пласта сообщения существенно облегчается. Поэтому идеологические конструкты обладают обширной культурной подоплекой. В своей статье профессор Садовски анализирует культурно-идеологическую составляющую идеологических конструктов, очень актуальных в последние годы для официального дискурса Русской православной церкви, таких как «русская / российская цивилизация» и «русский мир».

В статье «Образ России в русской поэзии» профессор кафедры славянской филологии Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Михайлович Мокиенко предлагает анализ коннотатив-ного потенциала представлений о России, отраженных в современной русской поэзии. Отталкиваясь от сети интроспективных ассоциаций, описываемых в этом инновативном Словаре русской ментальности профессора (Колесов, Колесова, Харитонов, 2014), В. М. Мокиенко эксплицирует как стереотипные бытовые, патриотические или псевдопатриотические представления, так и некоторые коннотации, характерные преимущественно для поэтической речи. Особое внимание в тексте уделено оценке поэтами России таких идеологем, как непознаваемость и избранность свыше (Россия — сфинкс), Россия - родина (с амбивалентной ее оценкой), Россия и Запад, Россия и власть, Россия и будущее, Россия в ожидании перемен (Россия: день шестой).

Представляемый сборник содержит четыре статьи, посвященные вопросам формирования имиджа российского президента в публичном дискурсе. В англоязычной статье «The unexpected romance. Vladimir Putin as the embodiment of (the conservative version of) the American dream» («Неожиданная романтика. Владимир Путин как воплощение (консервативный вариант) американской мечты») канд. филол. наук Эвелина Гутовска-Козельска (Ewelina Gutowska-Kozielska), адъюнкт Института англистики и американистики Гданьского университета, представляет позицию, которая отводится Владимиру Путину в риторике американских консерваторов. Изображение президента России в консервативных массмедиа существенно отличается от образа, конструируемого в средствах массовой информации основного течения. В медийном дискурсе республиканцев лидер крупнейшего в мире государства исполняет роль ключевого идеографа, необходимого для реализации оппозиции «мы — они». Примечательно то, что он не олицетворяет там врага, а скорее представляет собой образец правителя, близкого концепции осуществления президентской власти, пропагандируемой республиканцами.

Ж.Р. Сладкевич

Профессор Гданьского университета д-р филол. наук Жанна Сладкевич (¿аппа Sl:adkiewicz) в статье «Всё путем: текстильная путиниана как контекстуально обусловленный продукт» анализирует современные принты на футболках с изображением Владимира Путина, то есть «текстильную путиниану», в социокультурном и прагмалингвистиче-ском ракурсах (рис. 4).

В современной лингвистике, отличающейся антропо- и контексто-центризмом, внимание исследователей сосредоточено на прагматиконе коммуникантов и широко понимаемом окружении порождаемого текста. В статье рассматривается категория и типология контекста, а также специфика современной публичной коммуникации и ее новых фатиче-ских жанров. Автор анализирует современные принты на футболках, являющиеся эксплицитной коммуникативной реакцией на динамику социального-политического, культурно-языкового и литературного контекстов, отражают мироощущение людей, их носящих, и общества в целом. В качестве материала для исследования послужили надписи на футболках и толстовках, размещенные на сайтах крупнейших российских сервисов онлайн-печати. Полифоническая и фасцинативная направленность принтов с образом Путина акцентирована несколькими лингвориторическими и мета-графическими средствами, рассмотренными в статье. Для языка принта как контекстуально обусловленного жанра публичной коммуникации наиболее существенными представляются прагматическая, ин-дексальная (социально идентифицирующая отправителя), экспрессивная и фатическая функции. К ключевым приемам текстообразования можно отнести обыгрывание различных культурных и языковых кодов, актуализацию графической и иконической стороны сообщения.

Рис. 42

Кандидат филол. наук Уршула Патоцка-Сигловы (Urszula Patocka-Siglowy), адъюнкт Института русистики и востоковедения Гданьского университета, в статье «Wizerunek prezydenta Wladimira Putina na portalach spolecznosciowych (na przykladzie Facebooka)» («Имидж президента Владимира Путина в социальных сетях (на примере Face-book)») анализирует образ президента Владимира Путина, конструируемый в российских и зарубежных социальных сетях (на примере Facebook). Автор отмечает, что президент Владимир Путин является лидером в национальных рейтингах популярности и общественного доверия уже несколько лет. О его сильной позиции на политической арене свидетельствуют также звания и титулы, присвоенные ему влия-

2

Источник: URL: http://xn--80ajbugbmq.xn--p1ai/1789i.Vse_putem_futbolka.htm (дата обращения: 18.01.2018).

тельными иностранными журналами. Феномен этого политика наглядно отражает и количество страниц, посвященных ему в крупнейших социальных сетях. Целью исследования стал анализ ипостасей имиджа Владимира Путина на портале БасеЪоок (наиболее популярные из них — государственный муж, герой, спортсмен и идол). у. Па-тоцка-Сигловы отмечает, что в эпоху Интернета пользователь является не просто пассивным адресатом политического сообщения, но и его соавтором, а в случае такого глобального портала, как БасеЪоок, даже его исключительным создателем.

Основным предметом исследования канд. филол. наук Анастасии Беловодской, доцента Института иностранных языков Вильнюсского университета, в статье «К вопросу о методике анализа медиаобраза (на примере анализа корпуса интернет-мемов, эксплицирующих медиа-концепт "Путин")» стали интернет-мемы, рассматриваемые как гипертекст. Работа посвящена описанию механизмов формирования медиаобраза, автор предлагает методику анализа, основанную на широком понимании этого термина, что предполагает включение в корпус анализируемого материала не только профессионально созданных, но и спонтанно появившихся в медиапространстве текстов. Основным материалом анализа стали интернет-мемы, получившие в современных исследованиях статус основной структурной единицы медиапростран-ства. При этом корпус интернет-мемов, репрезентирующих медиаобраз президента России Владимира Путина, рассматривается как единый гипертекст, что позволяет не только выделить и описать различные аспекты репрезентируемого медиаобраза, но и понять принципы структурирования соответствующих медиаконцептов, а также выявить их связи с другими фрагментами коллективного когнитивного пространства.

Доктор филол. наук Сурен Тигранович Золян, научный сотрудник Национальной академии наук Республики Армения, профессор Московского педагогического государственного университета и Балтийского федерального университета им. И. Канта в Калининграде, в статье «Русский язык за рубежом: социолингвистические функции» рассматривает основные вопросы, связанные с функционированием русского языка за рубежом с позиций как преподавателя-русиста, так и эксперта, на протяжении нескольких лет сотрудничающего со структурами Совета Европы. Язык трактуется автором как многогранное явление, что подразумевает множественность его дополнительных статусов и социальных (социолингвистических) функций. Исследователь приходит к выводу, что в большинстве случаев роль и место русского языка за пределами России определяются не столько этническими, сколько политическими, социальными и культурными факторами. Особое внимание профессор Золян уделяет роли русского языка в Армении, подчеркивая, что этот язык здесь выступает именно как экономический, политический, а главное — цивилизационный фактор. Исследователь приходит к выводу о том, что формируется новая функция, которую русский

выполняет уже сегодня, но в качестве основной, возможно, обретет в будущем — это роль русского языка как интегратора культурно-циви-лизационного пространства и инструмента — посредника межкультурной коммуникации.

От имени редакторов и авторов «Русского обозрения» хочу выразить надежду, что данный тематический номер будет способствовать продолжению исследований образа России в общественном дискурсе, а для студентов и аспирантов станет источником вдохновения для проведения исследований в области политической, медийной и межкультурной коммуникации.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00442, «Механизмы смыслообразования и текстуализации в нарративных и перформативных дискурсах и практиках») в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (Калининград).

Список литературы

Галумов Э. А. Международный имидж современной России (политологический анализ) : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.

Борисенко И. В. Национальный образ России: философско-культурологи-ческий анализ : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2008.

Безотосный И.А. Позитивный имидж России : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2011.

Цилюрик Д. Д. Образ России в современном французском политическом ме-диадискурсе (по материалам электронных версий ежедневных газет «Монд», «Фигаро» и «Либерасьон» за 2008 — 2012 гг.). М., 2013.

Рябов Д. О. Образ России в политике европейской идентичности ЕС : дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2016.

Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / / Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3 (19). С. 29—45.

Колесов В. В., Колесова Д. В., Харитонов А. А. Словарь русской ментальности : в 2 т. СПб., 2014.

Przeglqd Rusycystyczny / editowany przez ¿. Sladkiewicz. 2016. №4 (156).

Об авторе

Жанна Ромуальдовна Сладкевич, доктор филологических наук, профессор, Институт русистики и востоковедения, Гданьский университет, Польша.

Б-шаИ: [email protected]

Для цитирования:

Сладкевич Ж. Р. Образ современной России в языке и культуре: обзор тематического номера «Русского обозрения» // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 2. С. 87—97. doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-8.

THE IMAGE OF CONTEMPORARY RUSSIA IN LANGUAGE AND CULTURE: THE THEMATIC ISSUE OF "RUSSIAN REVIEW"

Zh. R. Sladkevich1

1 University of Gdansk 51 Vita Stvosha St., Gdansk, 80-308, Poland Submitted on April 16, 2018 doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-8

The article is an overview of the thematic issue of the Polish research journal "Russian Review" dedicated to the image of modern Russia in political, media, poetic, marketing and didactic types of discourse. Both national and international research works are taken into consideration. Nowadays researchers become increasingly interested in the category of image. A noticeably stronger position of anthropological, communicative and pragmalinguistic approaches to the analysis of linguistic phenomena and discursive practices has led to an intensive study of the image of state, as well as head of state in various spheres of communication. The image of the country is an intangible resource, which is extremely important not only for the formation of national identity, but also for the position and role of the country in the world and its international policy.

The aim of the reviewed issue is to promote exchange ideas among scientists whose research in various scientific disciplines contributes to a deeper understanding of Russia and the formation of its image in national and intercultural communication. The issue provides a multidimensional coverage of various theoretical and practical aspects of the image-making from the perspective of the theory of communication, linguistics, social psychology, discourse studies, cognitive poetics, linguistics and culture studies.

Keywords: Roman Jakobson, Prague Linguistic Circle biography, interbellum.

References

Galumov, E. A., 2004. Mezhdunarodnyi imidzh sovremennoi Rossii (Politologicheskii analiz) [International image of modern Russia (Political Analysis)]. PhD Thes. Moscow (in Russ.).

Borisenko, I.V., 2008. Natsional'nyi obraz Rossii: filosofsko-kul'turologicheskii analiz [National image of Russia: philosophical and cultural analysis]. PhD Thes. Southern Federal University (in Russ.).

Bezotosnyi, I.A., 2011. Pozitivnyi obraz Rossii [The Positive image of Russia]. PhD Thes. Rostov-na-Donu (in Russ.).

Tsilyurik, D. D., 2013. Obraz Rossii v sovremennom frantsuzskom politicheskom mediadiskurse (po materialam elektronnykh versii ezhednevnykh gazet «Mond», «Figaro» i «Liberas'on» za 2008 — 2012 gg.). [The image of Russia in the contemporary French political media discourse (based on electronic versions of the daily newspapers Mond, Figaro and Liberation for 2008 — 2012)]. Moscow (in Russ.).

Riabov, D. O., 2016. Obraz Rossii v politike evropejskoj identichnosti ES [The image of Russia in the European identity policy of the EU]. PhD Thes. St. Petersburg (in Russ.).

Graver, A. A., 2012. Image and brand of the country: concepts and directions of research a. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 3 (19), pp. 29 — 45 (in Russ.).

Kolesov, V. V., Kolesova, D.V., Kharitonov, A.A., 2014. Slovar' russkoi mental'nosti : v 2 t. [Dictionary of Russian mentality]. St. Petersburg (in Russ.).

Ж. Р. Сладкевич V^ -&

Sladkiewicz, Z., 2016. All the way: textile pathoniana as a contextually conditioned product. Russkoe obozrenie [Russian Studies Review], 4 (156). Available at: http://www.journals.us.edu.pl/index.php/PR/article/view/5530 [Accessed 12 December 2017] (in Russ.).

The author

Dr Zhanna R. Sladkevich, Professor, Institute of East Slavonic Philology, the University of Gdansk, Poland. E-mail: [email protected]

To cite this article:

Sladkevich Zh. R. 2018, The image of contemporary Russia in language and culture: an overview of the thematic issue of "Russian review", Slovo.ru: baltijskij accent, Vol. 9, no. 2, p. 87-97. doi: 10.5922/2225-5346-2018-2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.