борьбе с эстетическими воззрениями У. Пейтера, а также М.Ю. Ошу-кову (ПетрГУ, Петразаводск), критически подошедшему к ранней эстетике Э. Паунда. О.Ю. Панова (МГУ) указала, как навязчиво предлагают модернисты потенциальному читателю определенный способ прочтения своих произведений - например, психоаналитический (в случае с Э. Хемингуэем и Ф. Кафкой).
Разумеется, далеко не все участники конференции высказались в пользу обновления современной отечественной теории модернизма: более консервативной в своих выступлениях была «русская секция» - О.А. Клинг (МГУ) и М.М. Голубков (МГУ) говорили о модернизме как об особом качестве литературного сознания, вполне отделимом от символистского; Ю.Н. Гирин (ИМЛИ РАН) четко отграничил авангардную эстетику от модернистской. Т.Н. Красавченко (ИНИОН РАН) и М.И. Свердлов (ИНИОН РАН) описали вариант сосуществования, но никак не слияния с модернистской поэтикой (на материале британской поэзии первой половины ХХ в.).
Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ очень надеется на продолжении обсуждения затронутых проблем на будущей - Третьей - Андреевской конференции. Лицо модернизма - даже если кажется кому-то знакомым - может меняться до неузнаваемости; возможно, главная исследовательская задача - объяснить характер подобных метаморфоз.
А.Ю. Зиновьева
Сведения об авторе: Зиновьева Александра Юрьевна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры истории зарубежной литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 1
V АХМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ТВЕРИ И В БЕЖЕЦКЕ
21-22 мая 2009 г. прошли традиционные Ахматовские чтения, которые были организованы кафедрой филологических основ издательского дела и документоведения филологического факультета Тверского государственного университета и Тверским отделением Союза писателей России в тесном сотрудничестве с Тверской областной универсальной научной библиотекой им. А.М. Горького, отделом культуры администрации Бежецкого района и бежецким музеем В.Я. Шишкова. Организаторы привлекли к участию в конференции литературоведов, лингвистов, философов, культурологов, историков, документоведов, издателей, музееведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Воронежа, Владимира, Пензы, Вологды.
Ахматовские чтения на тверской земле по инициативе проф. В.А. Редькина впервые были проведены в 1989 г. в связи со столетним юбилеем великой женщины-поэта, когда ее место в истории русской литературы в ряде докладов все еще определялось путем сопоставлений с поэзией Демьяна Бедного и признавалось более скромным. Нынешняя, V конференция приурочена к 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Значение ахматовского творчества, огромный вклад Ахматовой в русскую культуру в наши дни никто не оспаривает, но теперь наступил этап более глубокого осмысления ее наследия, детального изучения творческой биографии, особенностей поэтики и языка, архитектоники художественного мира, литературных связей, традиций, культурного контекста.
С этой точки зрения наиболее интересными оказались доклады, посвященные поэтике Ахматовой. В сообщении канд. филол. наук С.В. Овсянниковой «"Белая стая" А.А. Ахматовой как образец сонатной формы» было выявлено воздействие музыкальных форм на архитектонику первых сборников поэта. Доклад канд. филол. наук И.Л. Ефремовой «"Простая" рифма А.А. Ахматовой» содержал анализ мастерства и своеобразия ахматовской версификации. «Манифестация нравственных концептов в поэзии А.А. Ахматовой» на примере концепта «любовь» была исследована и продемонстрирована в докладе канд. филол. наук СИ. Меньшиковой. «Ахматовский взгляд извне: стихотворения Анны Ахматовой, написанные от лица мужчины» - такова тема, результаты изучения которой представил докт. филол. наук С И. Кормилов, показавший жанрово-стилевое своеобразие ахматовской ролевой поэзии. Специфика восприятия и история публикации произведений Ахматовой за рубежом освещались в докладе канд. ист. наук Е.Г. Кирьяновой. Проблема оценки поэзии Ахматовой конца 1940-х - начала 1950-х гг. была поставлена в докладе «Искренность как эстетическая категория в поэзии А.А. Ахматовой», прочитанном докт. филол. наук В.А. Редькиным, который попытался доказать, что в стихах о Сталине и сталинской эпохе Ахматова дистанцировалась от официальной идеологии с помощью особых художественных приемов. Ряд интересных литературных параллелей (Ахматова и Н.С. Гумилев, Ахматова и В.С. Высоцкий, Ахматова и И.А. Бродский) был охарактеризован в выступлениях К.Э. Слабких, к.ф.н. Н.В. Волковой, к.ф.н. А.А. Александровой.
Традиционным направлением на «Ахматовских чтениях» в Твери всегда была серия докладов о творчестве Н.С. Гумилева. В данном случае докт. филол. наук О.И. Федотов предложил блестящий стиховедческий и стилистический комментарий стихотворения «Память». Исторической энциклопедией своей эпохи предстала гумилевская поэзия в докладе канд. филол. наук Д.В. Соколовой «Исторические лица и современники в персонажной лирике Н.С. Гумилева». Концеп-тологический подход реализовал С.А. Ефремов, показав значение кон-
цепта «судьба» в художественном мире Н.С. Гумилева. Созвучными докладу С.А. Ефремова и развивающими близкие тезисы оказались выступления Т.А. Сотовой «Лирическое постижение конечности земного существования Н.С. Гумилевым в 1918-1920 гг.» и П.С. Громовой «Инфернальная фантастика в поэзии Н.С. Гумилева». Некоторым особенностям языка Н.С. Гумилева было посвящено сообщение Н.Ю. Воробьевой об иноязычных прогнатонимах в его стихах.
Впервые в работе конференции наметилось новое направление исследований - изучение творчества Л.Н. Гумилева, причем не только как философа, историка, этнографа, культуролога, но и как талантливого писателя, поэта, литературного критика, тесно связанного с классической литературной традицией, с искусством Серебряного века и оказавшего влияние на развитие русской литературы второй половины XX в. Фундаментальный доклад «Понятие пассионарности и смысл жизни человека» прочитал докт. филос. наук А.А. Горелов, близко знавший Льва Гумилева и поделившийся со слушателями своими воспоминаниями. Влияние теории пассионарности и евразийства на русскую художественную литературу было затронуто в докладах канд. филол. наук О.А. Платоновой, С.В. Баевой, Ю.Л. Василевской, С.А. Груши, Т.Ю. Малиной и др. Интересные аспекты обозначены в докладах канд. филол. наук В.А. Жарова «Л.Н. Гумилев и мир права» и О.А. Кисляковой «Н.А. Полевой и евразийство (к постановке проблемы)». В докладе докт. филол. наук С.Ю. Николаевой «Л.Н. Гумилев как художник слова» сделаны обобщения и намечены перспективы исследования литературного наследия Л. Гумилева, представляющего значительный интерес с точки зрения интертекстуальности, поэтики, эстетики, литературно-критических взглядов.
В ряде сообщений на конференции были представлены материалы краеведческих разысканий. Книгу «А.А. Ахматова и Тверской край» охарактеризовал ее составитель доктор культурологии
B.М. Воробьев. Тверские издания произведений А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева и Л.Н. Гумилева начала 1990-х гг. проанализировал
C.В. Диваков. В своем сообщении Е.В. Громова провела интересные параллели в изображении Бежецкого края в автобиографической прозе А.А. Ахматовой, Л.Н. Гумилева и В.Я. Шишкова. С.В. Глушков раскрыл влияние усадебной культуры на творчество Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой.
По итогам «Ахматовских чтений» готовится сборник научных статей и материалов.
С.Ю. Николаева
Сведения об авторе: Николаева Светлана Юрьевна, докт. филол. наук, профессор Тверского гос. ун-та. E-mail: [email protected]
15 ВМУ, филология, № 1