Научная статья на тему 'В Абакане состоялся Всероссийский конкурс научных работ студентов и магистрантов по журналистике, рекламе и PR'

В Абакане состоялся Всероссийский конкурс научных работ студентов и магистрантов по журналистике, рекламе и PR Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / РЕКЛАМА / ADVERTISING / PR / НАУЧНЫЕ РАБОТЫ / SCIENTIFIC WORKS / КОНКУРС / COMPETITION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МАГИСТРАНТЫ / UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонов Владимир Петрович, Вольф Олеся Александровна

В данной публикации предлагается информация о студенческом конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR, который с 2015 года проводится в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова. Указываются цели проведения данного научного мероприятия, называются направления студенческих исследований, в соответствии с которыми формируются секции очного этапа. Перечисляются наиболее важные требования, предъявляемые к содержанию, объёму и оформлению конкурсных работ, приводятся критерии их оценивания. Даётся анализ проведённых за прошедшие годы трёх мероприятий, приводятся статистические данные, к которым предлагаются подробные комментарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антонов Владимир Петрович, Вольф Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-Russian Competition of Scientific Works of Students and Masters on Journalism, Advertisement and PR

This publication offers information about the student competition of scientific works on journalism, advertising and PR, which is held at the Katanov Khakass State University since 2015. The goals and area of this event and students' studies are indicated and named, in accordance with which the sections of the full-time stage are formed. The most important requirements for the content, scope and design of competitive works are listed, criteria for their evaluation are given. The analysis of the three events carried out over the past years is given, statistical data are provided, to and detailed comments are suggested.

Текст научной работы на тему «В Абакане состоялся Всероссийский конкурс научных работ студентов и магистрантов по журналистике, рекламе и PR»

ХРОНИКА

УДК 378:001.891:[070+659.1/4](571.513-25)

В АБАКАНЕ СОСТОЯЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ, РЕКЛАМЕ И PR

В. П. Антонов, О. А. Вольф

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данной публикации предлагается информация о студенческом конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR, который с 2015 года проводится в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова. Указываются цели проведения данного научного мероприятия, называются направления студенческих исследований, в соответствии с которыми формируются секции очного этапа. Перечисляются наиболее важные требования, предъявляемые к содержанию, объёму и оформлению конкурсных работ, приводятся критерии их оценивания. Даётся анализ проведённых за прошедшие годы трёх мероприятий, приводятся статистические данные, к которым предлагаются подробные комментарии.

Ключевые слова: журналистика, реклама, PR, научные работы, конкурс, студенты, магистранты.

16 ноября 2017 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации (ИФиМК) Хакасского государственного университета (ХГУ) им. Н. Ф. Катанова в рамках XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики» проведён очный этап Всероссийского конкурса студенческих научных работ по журналистике, рекламе и PR. Данное научное мероприятие проводится кафедрой стилистики русского языка и журналистики ИФиМК ХГУ им. Н. Ф. Катанова уже в третий раз.

Впервые конкурс научных работ для студентов и магистрантов, будущих журналистов и специалистов в сфере рекламы и PR, проводился в нашем вузе в 2015 году в статусе межрегионального. Инициатором его проведения выступила названная кафедра, а организатором стал Хакасский госуниверситет. Основанием для проведения данного конкурса послужил план научных и научно-технических мероприятий ХГУ им. Н. Ф. Катанова, а также приказ ректора о его проведении. Целями проведения конкурса являются:

□ привлечение внимания студентов и магистрантов к актуальным проблемам истории, теории и практики журналистики и смежных областей деятельности;

□ стимулирование студенческих научных исследований в области журналистики, рекламы и связей с общественностью;

□ развитие научных контактов между вузами;

□ поддержка молодых исследователей.

На первом заседании организационного комитета конкурса было принято решение о двухэтапном его проведении: заочном и очном. На заочном этапе участники должны подать в адрес оргкомитета заявку на участие в конкурсе и предоставить свои научные работы по выбранному ими одному из следующих четырёх направлений исследования:

□ «Информационное поле современного медиапространства»;

□ «Реклама и PR»;

□ «Язык, литература и журналистика: взаимодействие и взаимовлияние»;

□ «Медиакоммуникации региона в контексте культурно-исторического пространства страны».

В состав оргкомитета конкурса и его жюри, помимо преподавателей кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н. Ф. Катанова, вошли Газизов Рамис Рассыхович, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, и Михайлов Алексей Валерианович, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных связей гуманитарного факультета Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Ре-шетнева. В качестве членов жюри приглашались также работодатели - представители крупнейших предприятий, организаций и СМИ Республики Хакасия, в частности:

□ Лебедев Г. А., заместитель ответственного секретаря ежедневной республиканской газеты «Хакасия», член Союза журналистов Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Хакасия, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

□ Затынайченко Е. Н., менеджер по связям с общественностью Абаканского регионального отделения Сибирского филиала ПАО «МегаФон»;

□ Губина М. С., руководитель филиала ООО «Группа «Курьер»;

□ Кобец Е. В., кандидат филологических наук, менеджер корпоративных и специальных проектов ООО «СУЭК - Хакасия»;

□ Тодыбаева Н. В., специалист по связям с общественностью Государственного автономного учреждения

культуры Республики Хакасия «Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова»

и др.

Оргкомитетом были выработаны требования к содержанию, объёму и оформлению конкурсных работ, а также критерии их оценивания. К первым, в частности, относятся: собственно исследовательский (нереферативный) характер конкурсных работ; соответствие научных работ объявленной тематике (номинациям) конкурса; соответствие содержания работы предмету / теме исследования; строгий научный стиль изложения; аргументированность выдвигаемых положений и т. д. Назовём часть критериев оценивания студенческих работ, которыми оперируют члены жюри при их ранжировании и определении тех из них, что претендуют на призовые места. Итак, к критериям оценки студенческих научных исследований относятся: актуальность изучаемой проблемы; научные новизна и значимость работы; адекватность использования научных методов и методик обработки результатов; достоверность полученных результатов; характер доказательной базы; логичность и аргументированность изложения материала исследования; качество подготовки и оформления работы и др. Кроме того, на конечный результат влияют умение конкурсантов презентовать свои исследования, а также предметно дискутировать по вопросам и замечаниям, поступившим им от членов жюри, других участников данной номинации и слушателей.

К требованиям, предъявляемым к конкурсным работам, относится также оригинальность (иначе - уникальность) авторских текстов исследований, нижний порог которого был определён по общему согласованию с членами оргкомитета в 70 %. Так, в конкурсе 2017 года по секции «Язык, литература и журналистика: взаимодействие и взаимовлияние», рецензентом которых был один из авторов данной статьи, из 8 заявленных работ ни одна не «перешагнула» нижнюю границу установленного порога оригинальности: самый маленький процент уникальности равнялся 71,16, а самый высокий - 97,66 %. Вполне понятно, что чем выше данный показатель, тем конкурентоспособнее, наряду с другими критериями, студенческое научное изыскание. К участию в конкурсе допускаются студенты и магистранты, чьи работы, соответствующие тематике рассматриваемого научного мероприятия, уже были опубликованы, но при этом они не участвовали в других подобных конкурсах.

Следует сказать, что на заочном этапе каждую научную работу участников конкурса рецензируют от трёх до четырёх преподавателей, специализирующихся в данной предметной области теории журналистики, рекламы и PR. Причём рецензенты не знают, исследования каких конкретно претендентов они анализируют и оценивают. Затем результаты, поступившие от рецензентов, суммируются, и для каждой работы определяется средний арифметический показатель.

Участники заочного тура, набравшие максимальное количество баллов, оргкомитетом приглашаются на очную защиту работ, которая проходит на базе Института филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова». При этом оргкомитет стремится к тому, чтобы по каждой номинации на очный тур вышли по четыре-пять конкурсантов, претендующих на призовые места. В зависимости от количества присылаемых на участие в конкурсе заявок, а впоследствии и самих работ призёры определяются по двум номинациям: «Студенты» и «Магистранты». Участники, занявшие в своих секциях и номинациях призовые места, награждаются дипломами I, II и III степени, а их научные руководители получают сертификаты.

Как было уже сказано, конкурс студенческих научных работ в Хакасском госуниверситете проходит с 2015 года. В нём принимают участие будущие журналисты, работники рекламной сферы и деятели в области PR из разных вузов многих регионов нашей страны. Это представители высших учебных заведений городов Абакана, Белгорода, Владимира, Кемерова, Краснодара, Красноярска, Махачкалы, Магнитогорска, Москвы, Набережных Челнов, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Саранска, Саратова, Тамбова, Томска, Челябинска, Ярославля. Назовём и сами вузы, студенты которых вот уже третий год участвуют в указанном конкурсе: Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Владимирский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва); Дагестанский государственный университет (Махачкала); Кемеровский государственный университет; Кубанский государственный университет (Краснодар); Набережночелнинский институт Казанского федерального университета; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова; Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск); Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; Российский университет дружбы народов (Москва); Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; Сибирский федеральный университет (Красноярск); Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина; Томский государственный университет; Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан); Южно-Уральский государственный университет (Челябинск); Ярославский государственный университет им. Н. П. Огарёва.

За три года в конкурсе студенческих научных работ, проводимом в нашем университете, приняли участие 115 студентов и магистрантов из разных регионов и вузов страны; из них 52 участника представляли разные вузы других регионов России, а 63 человека - ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Количественные показатели принявших участие в конкурсе на заочном и очном этапах, а также количество призёров приведены в таблице.

Анализ сведений, приведённых в таблице, наводит на следующие комментарии.

1. Более активное участие в конкурсе принимают студенты-бакалавры, нежели студенты-магистранты. Подтвердить сказанное, в частности, можно соотношением призовых мест, занятых представителями данных категорий конкурсантов, которое составляет 78,5 и 21,5 % соответственно. К сожалению, мы не можем дать такие же соотношения по заочному и очному этапам самого конкурса, так как для этого потребуется скрупулёзная работа по выявлению и подсчёту заявок от бакалавров и магистрантов, а затем такая же работа по участникам очного этапа мероприятия. Однако полагаем, что приведённое соотношение достаточно репрезентативно;

2. Цифровые данные говорят о том, что среди конкурсантов незначительно превалируют участники из Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова: по заочному этапу наш вуз представляли 63 студента, или 54,8 % от числа всех приславших на конкурс работы. Соответственно из других вузов поступило 52 работы, или 45,2 %;

3. Сопоставление количественных данных по очному этапу мероприятия показывает, что он представлен 44 студентами и магистрантами ХГУ им. Н. Ф. Катанова из 65 прошедших на второй этап конкурса. В процентном соотношении это представительство выглядит так: 67,7 и 32,3 %. Иначе говоря, на очный тур прошли по 6,8 студента из каждых 10, представляющих Хакасский госуниверситет, в то время как из других вузов только по 3,2 человека также из каждых 10. Объяснение такому положению, в частности, дают рецензии на научные работы студентов, которые их авторы оценивают по разным критериям, о чём мы уже писали в начале статьи. Напомним, что рецензенты не знают, чьи студенческие или магистерские работы и из каких вузов ими оцениваются.

Количественные показатели участия студентов и магистрантов в конкурсе научных работ (2015-2017 гг.)

№ 2015 г. 2016 г. 2017 г. Всего

п/п ХГУ им. Н. Ф. Катанова Другие вузы ХГУ им. Н. Ф. Катанова Другие вузы ХГУ им. Н. Ф. Катанова Другие вузы ХГУ им. Н. Ф. Катанова Другие вузы

Заочный этап 30 12 12 26 21 14 63 52

Очный этап 17 5 10 11 17 5 44 21

Призёры 17 (11/6) 5 (4/1) 10 (9/1) 11 (8/3) 17 (15/2) 5 (4/1) 44 (35/9) 21 (16/5)

Примечание: В скобках в строке «Призёры» через косую линию приведено количество студентов / магистрантов, занявших призовые места в разных секциях студенческого научного мероприятия.

Приведём некоторые примечания-комментарии, которые давались рецензентами к отдельным исследованиям:

- «Работа не отвечает требованиям объёма для того, чтобы полноценно раскрыть рассматриваемую проблему. Она маловразумительна по содержанию. К сожалению, отсутствует анализ эмпирического материала. Автор студенческого исследования не умеет оперировать научными источниками».

- «Усматриваем дисбаланс между темой и содержанием работы. В соответствии с темой она посвящается проблемам дефиниции и типологии политических анекдотов. Однако автор работы ограничивается анализом лишь одной группы - политических анекдотов советской поры. Кроме этого, вызывает сомнение вопрос об убедительности результатов исследования, так как его автор ограничивается приведением только одного определения политического анекдота и указанием только одной его типологии».

- «В работе заявлено много задач, которые вряд ли полноценно можно осветить в малом объёме конкурсной студенческой работы. Причём некоторые сформулированные задачи не нашли в исследовании разрешения, вследствие чего, к сожалению, существенно «пострадали» критерии 1.4 и 1.6».

Приведём в противовес к отрицательным рецензиям отзывы противоположного характера, хотя их авторы к качественно проведённым исследованиям не обязательно должны давать свои комментарии, ибо высокие баллы, выставленные по всем или большинству критериев оценивания, говорят сами за себя:

- «Работа отличается содержательностью, новизной эмпирического материала, вводимого в научный оборот, доказательностью, убедительностью суждений, а её автора отличает умение строить подлинное научное произведение, несмотря на молодой возраст исследователя».

- «Студенческое исследование отвечает всем формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к конкурсным работам. Автор сжато, но ёмко проанализировал основные научные источники по проблеме своего исследования. Он свободно оперирует необходимыми терминами и понятиями. В достаточном объёме представлен анализ фактического материала, позволившего не только обосновать собственную позицию, но и полноценно раскрыть существо проблемы».

4. Соотношение студентов и магистрантов, занявших призовые места, приведено в графе «Призёры». В цифровых показателях оно идентично данным графы «Очный этап». Подобное совпадение формально можно объяснить тем, что все студенческие и магистерские работы, допущенные ко второму этапу конкурса, отмечены призовыми местами. Это действительно так, если знать, что две категории конкурсантов - «Студенты» и «Магистранты», не конкурируют друг с другом, а только с соперниками внутри своей категории. Однако

заметим, что не всегда бывает достаточно работ, присланных магистрантами, чтобы можно было во всех секциях организовать конкурс обеих названных категорий участников (см. данные, таблицы, приведённые в скобках). В таком случае исследования студентов и магистрантов заслушиваются в рамках объединённой категории. Однако, по нашему мнению, это нисколько не уменьшает качества и накала конкуренции, так как опыт трёх лет проведения в нашем вузе конкурса свидетельствует о том, что многие работы студентов не менее качественны, чем магистрантские, точно так же, как не каждое магистерское изыскание соответствует по уровню студенческому исследованию.

По поводу сказанного в данном пункте наших комментариев отметим ещё один момент: не каждая допущенная ко второму этапу конкурса научная работа обязательно будет отмечена тем или иным призовым местом. За три года проведения конкурса несколько работ очного этапа не оказались в числе призовых. Совпадение же работ и призовых мест, о котором говорилось выше, связано с тем, что отдельные исследования выполнялись студентами в соавторстве (иначе говоря, в таблице указано не число призовых работ, а количество студентов, ставших призёрами).

Остановимся на втором - очном - этапе конкурса студенческих научных работ по журналистике, рекламе и PR. Сам статус - очный - данного этапа говорит о том, что он должен проводиться в присутствии тех участников, которые были допущены к нему. Однако по причине того, что организаторы конкурса не имеют возможностей оплачивать конкурсантам-очникам их расходы на проезд к месту проведения мероприятия, проживание и возвращение домой, на очный этап имеют возможность приехать только участники из ближайших городов: Кемерова, Красноярска, Магнитогорска, Новосибирска, Томска, Челябинска и некоторых других. Но современные средства коммуникации позволяют в онлайн-режиме, заблаговременно согласовав время выступлений иногородних участников, проводить заседания секций конкурса без всякого ущерба для обеих сторон мероприятия. Понятно, что составление графика онлайн-выступлений вызывает дополнительные нагрузки на организаторов конкурса, так как нужно согласовать с каждым из конкурсантов время его выступления, при этом необходимо учитывать разницу времени между часовыми поясами, исключить наложение по времени выступления участников из разных секций и пр. Конечно, первоначально не всё удавалось, в частности, подводила техника, однако срывов выступлений иногородних участников не было: организаторам конкурса своевременно удавалось связываться с ними по мобильной связи и согласовывать сдвиги презентаций их докладов.

Необходимо сказать, что обсуждение содержания заслушанных студенческих научных работ, дискуссии по ним на заседаниях соответствующих секций не были формализованными, напротив, они отличалась заинтересованностью участников этих мероприятий, доброжелательным и профессиональным отношением к выступлениям докладчиков членов жюри.

Руководители и члены жюри секций конкурса были не только радушными и благожелательными слушателями, но и строгими, объективными критиками, исключавшими из своих критериев так называемую «местечко-вость». Так, из пяти первых мест по результатам заседаний секций в 2016 году лишь одно было присуждено студентке ХГУ им. Н. Ф. Катанова - Баранцевой Елене Анатольевне (тогда студентке-первокурснице) за доклад «Освещение жизни Хакасии в газете «Советская Сибирь» в 1931 году» (научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Ю. Б. Костякова). Победителями в других секциях стали: Голдина Анна Дмитриевна -магистрантка Сибирского федерального университета (г. Красноярск); Тузин Максим Александрович и Французов Владислав Олегович - студенты Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (г. Саранск); Подвязкина Алёна Владимировна - студентка Санкт-Петербургского государственного университета; Мышляева Алина Александровна - студентка Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Информация о конкурсе, проводимом в ХГУ им. Н. Ф. Катанова, а также фотоматериалы представлены на сайте университета, в социальной сети «ВКонтакте» в группах «Хакасский госуниверситет», «ХГУnews», «Кафедра СРЯиЖ», а также на странице участницы конкурса из г. Челябинска Ю. О. Узьмовой.

Общение студентов из разных городов, как отмечают участники конкурса, позволяет им знакомиться с новыми методиками проведения научных исследований, различными точками зрения на актуальные темы в области изучения современных медиа, пополнять багаж знаний по будущей профессиональной деятельности, учиться отстаивать свою позицию, приобретать навыки публичного выступления и т. д. Немаловажным моментом для студентов Хакасского госуниверситета, участвующих в конкурсе, является присутствие в качестве членов жюри потенциальных работодателей. © Антонов В. П., Вольф О. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.