пользовать материально-техническую базу института, учреждений и сельскохозяйственных организаций для проведения учебной и производственной практик студентов.
На подведении общих итогов работы конференции отмечено, что интеграция научных и образовательных учреждений позволяет проводить совместные исследования по решению актуальных проблем для АПК Сибири и Республики Хакасия и оказывает влияние на политику дальнейшего развития АПК, сущность которой заключается в необходимости ускоренного внедрения достижений науки в области растениеводства, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности.
Оргкомитет выражает глубокую признательность авторам докладов, приславшим свои материалы и принявшим участие в работе конференции в той или иной форме, а также всем, кто внёс посильный вклад в её подготовку и проведение. © Куценко С. Ю., В. П. Антонов 2016
УДК 001.89:[371.385+378]
ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ «НАУКА И ОБЩЕСТВО: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
С. В. Небыкова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье анализируется десятилетний опыт организации и проведения ежегодной комплексной научной конференции молодых исследователей. Восстановлена история создания данного проекта, обобщены данные по географии участников, представлена статистика прослушанных докладов и опубликованных материалов, количества участников за десять лет. Рассматривается связь между научно-исследовательской деятельностью старшеклассников и студентов и формированием у них активной жизненной позиции.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, молодые исследователи, научная конференция, активная жизненная позиция, непрерывность образования, инициация.
В Медико-психолого-социальном институте Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова 24-25 ноября 2016 года состоялась десятая Всероссийская научная конференция школьников и студентов «Наука и общество: взгляд молодых исследователей». На торжественном открытии форума с приветственными словами и напутствиями выступили: И. Е. Ауль - заместитель министра Министерства образования и науки Республики Хакасия, кандидат социологических наук; А. А. Попов - проректор по науке и инновациям ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат физико-математических наук; О. Ю. Килина - директор Медико-психолого-социального института, доктор медицинских наук.
В частности, А. А. Попов отметил, что молодёжные научные конференции имеют особый статус и особое значение для научной общественности. «Важная задача конференций, где главное лицо - молодые учёные, -заметил он, - это привлечение творческой молодёжи в науку, в формирование нового поколения исследователей». Кроме обогащения науки новыми данными, по мнению выступающего, молодые исследователи имеют возможность приобрести ценный опыт исследовательской деятельности, публичных выступлений и дискуссий. А. А. Попов пожелал всем участникам конференции неординарных, но научно обоснованных решений и выводов, творческих дискуссий и обратился к начинающим исследователям со словами: «Пусть первые шаги в науке станут для вас серьёзным стимулом для самосовершенствования и совершенствования окружающего мира».
На девяти научных секциях, на которых рассматривались актуальные проблемы психологии, социальной работы, медицины, истории, права, филологии, социологии, педагогики, культурологии, были заслушаны и обсуждены 75 докладов молодых исследователей.
Следующую 11-ю Всероссийскую научную конференцию школьников и студентов «Наука и общество: взгляд молодых исследователей» планируется провести 29-30 ноября 2017 года.
Прежде чем подводить итоги десятилетней работы, вернёмся к истокам возникновения данного проекта. В 2006 году кафедра психологии Медико-психолого-социального института ХГУ им. Н. Ф. Катанова выступила инициатором проведения ежегодной междисциплинарной научной конференции с международным участием для школьников и студентов по девяти уже названным направлениям. Необходимость проведения данного форума была обусловлена общественной потребностью в подготовке специалистов, владеющих новыми технологиями, готовых отстаивать общественные интересы, умеющих работать в команде, обладающих высоким интеллектом и творческим потенциалом.
Первыми шагами в реализации проекта по формированию в нашем регионе интеллектуальной элиты среди молодёжи является, на наш взгляд, накопление опыта взаимодействия школ и вузов в инициации молодёжи к решению актуальных задач современной науки и общества, в частности, через проведение комплексных научно-практических конференций школьников и студентов. Участие старшеклассников в такого рода научных мероприятиях поможет им расширить круг общения, приобрести опыт научной деятельности и взаимодействия с профессиональным сообществом, соотнести свои возможности с требованиями вуза. Учителям, занимающимся
руководством научно-исследовательской деятельностью школьников, будет полезен обмен опытом, самопрезентация школ и достижений отдельных учащихся [1, с. 8].
Рабочая группа преподавателей университета (С. В. Небыкова, Л. В. Анжиганова, Т. И. Зеленецкая, Е. Н. Власова) обосновала необходимость такой формы работы, привлекла единомышленников-волонтёров, предложила название «Наука и общество: взгляд молодых исследователей», сформулировала цели: обмен научной информацией, интеграция образования и науки, привлечение старшеклассников и студентов к решению актуальных задач современной науки и общества, установление путей взаимодействия школы и вуза по повышению уровня научно-исследовательской деятельности молодёжи, привлечение в вуз профессионально ориентированных абитуриентов.
Идея получила поддержку у доктора медицинских наук О. В. Штыгашевой, возглавлявшей в это время Медико-психолого-социальный институт. Благодаря её организаторским способностям, научным связям и созданному благотворительному фонду, предложение о проведении конференции было успешно воплощено в жизнь. На торжественном открытии первой конференции О. В. Штыгашева заметила: «Перед современным образованием стоит очень сложная задача: нам предстоит сформировать новый тип интеллигента, который бы сочетал в себе высокий интеллект и умение творчески работать <...> По сути одной, доминирующей, целью сегодняшней конференции является выявление молодых учёных, которые способны быть креативными, интеллектуальными, у которых есть колоссальный потенциал» [2, с. 4]. О. В. Штыгашева являлась председателем организационного комитета в течение трёх первых лет, под её руководством удалось выиграть грант Учёного совета ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» на проведение первой конференции в 2007 году, при поддержке которого был издан сборник материалов конференции, включавший 57 тезисов докладов участников (для сравнения: в 2016 году количество опубликованных тезисов докладов составило уже 125).
Следующие три года издание сборника материалов осуществлялось за счёт благотворительных средств и организационных взносов участников конференций. С 2011 года по настоящее время проведение конференции и издание сборника материалов осуществляется за счёт средств ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Благодаря финансовой поддержке университета, удаётся обеспечить бесплатные публикации участников конференции, что в наше время можно назвать редким явлением. С 2012 года конференция имеет статус Всероссийской.
Идея проведения междисциплинарной научной конференции школьников и студентов оказалась продуктивной. Обширность представленной тематики выступлений и публикаций даёт своеобразный диагностический срез проблем общества, которые волнуют современных молодых людей: функции лени, социально-психологические причины проституции, школьные перегрузки, особенности воспитания, развития и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, ответственность журналистов перед обществом, проверка мифов об интеллекте блондинок и т. д. Опыт проведения конференции подтверждает, что прирост научных знаний осуществляется через разработку междисциплинарных проблем. В разных разделах сборников встречаются сквозные темы и попытки раскрыть их с точки зрения будущего психолога, врача, филолога, социального работника, социолога, педагога, юриста: это политическая активность женщин, проблемы волонтёрской деятельности, социализация и права ребёнка, особенности массового сознания, социальная активность молодёжи и др.
Редакционная коллегия отмечает улучшение качества подготовки материалов, присланных на конкурсный отбор, расширение тематики исследований. Председатели секций в своих отчётах обращают внимание на возросший уровень презентаций докладов, на конструктивные дискуссии, разворачивающиеся вокруг обозначенных научных проблем, на заинтересованные вопросы слушателей и компетентные ответы докладчиков. Участники говорят о важности и ценности приобретаемого ими опыта, благодарят за хорошую организацию работы конференции, за используемые формы стимулирования и т. д.
Конференция способствует формированию активной жизненной позиции молодёжи через вовлечение в научно-исследовательскую деятельность, о чём свидетельствуют повторяющиеся из года в год фамилии ряда авторов в сборниках материалов (меняется только их статус: студент, магистр, аспирант, научный руководитель). Назовём лишь некоторых из них: это Александр Глухов, Юлия Саранчина, Анастасия Токоякова, Лидия Чико-лаева (Гусева), Владимир Наумкин, Вадим Медюшко, Наталья Кислухина, Ольга Миллер, Анастасия Проценко, Ольга Берсенева, Мария Попкова и др. Неоднократное участие в работе конференции принимали студенты из Казахстана (г. Кокшетау), в частности Дмитрий Птицын, Акерке Нуртазина, Нурлубек Конуспаев, Айымгуль Есентимирова; студенты ХГУ им. Н. Ф. Катанова: Тайгана Салчак, Юлия Банщикова, Ольга Оверченко, Владислав Аднаклубов, Евгений Власенко, Евгения Грицаенко, Гелена Ходаковская.
Работа в команде единомышленников, обратная связь с участниками и гостями способствуют изменению форм работы, появлению новых секций. Так, уже со второй конференции успешно работает секция журналистики. Кроме проведения традиционных секционных заседаний, с 2009 года программы конференций включают интерактивные формы работы, которые пользуются особой популярностью у их участников.
В разные годы школьники и студенты могли принять участие и получить соответствующий сертификат за участие в семинарах-практикумах («Психологическая помощь несовершеннолетним с признаками суицидального поведения», «Презентация научного исследования», «Основы скорочтения», «Технология создания имид-
жа», «Профилактика учебного стресса») или социально-психологических тренингах («Психологическая защита от манипуляции», «Развитие мнемонических способностей», «Тренинг личностного роста»).
В ряде сборников материалов конференций есть специальный раздел «Наши почётные гости», в котором опубликованы статьи ведущих учёных: доктора медицинских наук Ц. П. Короленко (г. Новосибирск), доктора психологических наук Н. В. Дмитриевой (г. Новосибирск), доктора философских наук Л. В. Анжигановой (г. Абакан), доктора психологических наук Т. А. Фотековой (г. Абакан), кандидата исторических наук Г. Ю. Лазновской (г. Волгоград), кандидата психологических наук О. В. Живица (г. Москва), психологов-практиков (гг. Прокопьевск, Сорск, Абакан), методистов (гг. Люблин - Польша, Абакан). Такой раздел в структуре сборников был внесён для демонстрации молодым исследователям преемственности в науке, образцов корректного научного исследования, информирования об актуальных для общества проблемах и опыте их решения.
Присутствие на заседаниях секций гостей разного уровня является важным показателем того, что у конференции есть будущее, что общественность готова работать и осуществлять совместные проекты в разных её направлениях. Часть гостей входит в состав жюри секций, что позволяет более объективно подойти к оцениванию докладов и соответственно к распределению призовых мест.
За годы проведения конференции сложилась система стимулирования участников разного статуса к продолжению ими научно-исследовательской деятельности. Так, участники, которые выступили с докладами, но не заняли призовых мест, традиционно получают грамоты за активное участие; активные слушатели поощряются сертификатами участников конференции; научным руководителям школьников вручают грамоты.
Десять лет - достаточный срок для того, чтобы подвести итоги и наметить перспективы. Более 1500 работ студентов и школьников за эти годы были присланы для участия в конкурсном отборе. Из них в сборниках материалов конференций опубликованы 1319 тезисов докладов, в том числе 137 тезисов принадлежат школьникам. Несовпадение цифр объясняется тем, что не все поступившие материалы допускались редколлегией сборников к публикации, но их авторы могли выступить на заседаниях секций конференции. В разные годы проведения конференций проводились заседания от 9 до 11 научных секций. За десять лет очное и заочное участие в работе наших конференций приняли 2612 человек (докладчиков и гостей), из них 176 школьников, а с докладами из очных участников выступили 608 человек, из них 107 школьников.
В разные годы в работе форума принимали участие как зарубежные докладчики и гости (из Казахстана, Китая, Монголии, Польши, Украины, Белоруссии, Болгарии, Киргизии), так и из разных регионов России (из республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Крым, Татарстан, Якутия, а также многих областей и краёв). Назовём города, откуда приезжали к нам молодые исследователи: Арзамас, Белгород, Благовещенск, Волгоград, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Иваново, Казань, Кизляр, Красноярск, Кемерово, Москва, Минусинск, Орск, Оренбург, Прокопьевск, Петропавловск, Самара, Саратов, Симферополь, Стерлитамак, Томск, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Шадринск. Традиционно наибольшую активность проявляют школьники и студенты Республики Хакасия (г. Абакан, г. Саяногорск, г. Сорск, г. Черногорск, с. Зелёное, с. Калинино, с. Арбаты, пос. Копьёво, с. Красноозёрное, с. Куйбышево, с. Вершино-Биджа, пос. Черемушки, пос. Ойский, пос. Ирбин-ское и др.).
Можно утверждать, что поставленная цель привлечения старшеклассников и студентов к решению актуальных задач современной науки и общества успешно реализуется.
Кропотливая и трудоёмкая работа по подготовке и проведению форума была бы невозможна без команды единомышленников. Все десять лет организация конференции осуществлялась кафедрой психологии Медико-психолого-социального института при активном сотрудничестве с другими кафедрами и студенческим самоуправлением МПСИ, а также с такими подразделениями ХГУ им. Н. Ф. Катанова, как Институт экономики и управления, Институт истории и права, Институт филологии и межкультурной коммуникации.
Хотелось бы выразить глубокую признательность за многолетнюю добровольческую работу по привлечению участников и членов жюри, по экспертизе присланных для конкурсного отбора материалов, по научному редактированию тезисов докладов, по организации и проведению секций конференции кандидату социологических наук Т. И. Зеленецкой, кандидату филологических наук Е. С. Грищевой, кандидату исторических наук Ю. Б. Костяковой, доктору философских наук Л. В. Анжигановой, кандидату педагогических наук Н. В. Пусто-войт, доктору юридических наук В. В. Наумкиной, доктору медицинских наук Е. С. Агеевой, кандидату исторических наук Т. Н. Медведевой, старшему преподавателю С. В. Митрухиной, а кандидату психологических наук А. А. Фёдоровой и кандидату психологических наук А. В. Мантиковой за многолетнее проведение интерактивных мероприятий.
В течение ряда лет нашими единомышленниками и партнёрами являлись: Е. Г. Метлицкая (Саяногорский политехнический техникум, г. Саяногорск), Г. Ю. Лазновская (Волгоградский лицей-интернат «Лидер», г. Волгоград), Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова и Академия «Кокше» (Казахстан, г. Кокшетау), Школа олимпийского резерва (г. Абакан), средняя общеобразовательная школа № 20 (г. Абакан), МАОУ гимназия № 2 (г. Красноярск).
Отличительными чертами Всероссийской конференции «Наука и общество: взгляд молодых исследователей» являются: конкурсный отбор поступающих в оргкомитет материалов, бесплатное участие и публикация, конкурс докладов на каждой секции в двух номинациях (школьники и студенты), привлечение в состав жюри
ведущих учёных и практиков, использование интерактивных форм работы, стимулирование всех выступивших с докладами и научных руководителей школьников, качественая организация работы всех направлений конференции, которая обеспечивается постоянной командой единомышленников и активистами студенческого самоуправления Медико-психолого-социального института ХГУ им. Н. Ф. Катанова.
Таким образом, десятилетний опыт работы по организации и проведению комплексной научной конференции школьников и студентов показывает, что данный проект способствует формированию собственной концепции жизни у молодых людей через их вовлечение в научно-исследовательскую деятельность.
Библиографический список
1. Небыкова, С. В. Предисловие / С. В. Небыкова // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: мат-лы первой науч. конф. школьников и студентов с междунар. участием / науч. ред. С. В. Небыкова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. - С. 7-8.
2. Полозова, О. Формировать интеллектуальную элиту / О. Полозова // Университетская газета: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. - 2007. - 19 ноября. - 14 (218). - С. 4.
© Небыкова С. А., 2016
УДК 808.53:001.89(571.513)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ В АБАКАНЕ: ОБСУЖДЕНЫ ПРОБЛЕМЫ, ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ,
НАМЕЧЕНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ
И. В. Пекарская, В. П. Антонов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье дана информация о состоявшейся в г. Абакане (Республика Хакасия) XIМеждународной научно-практической конференции, на пленарном заседании и секциях которой освещались актуальные проблемы функционирования разных языков, национальных литератур, теории и практики журналистики, дидактики и методики преподавания учебных дисциплин в школе и вузе. Одним из значимых обсуждаемых вопросов на конференции, помимо прочих, стали проблемы контаминации и конвергенции современной гуманитарной мысли. Кратко рассмотрено содержание других мероприятий, проведённых в ходе работы научного форума.
Ключевые слова: филологический форум, контаминация и конвергенция, гуманитарные науки, язык, литература, журналистика, дидактика, методика преподавания языков, методика преподавания литератур.
23-24 ноября 2016 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова прошла ежегодная XI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: контаминация и конвергенция гуманитарной мысли».
Решение о необходимости проведения в нашем вузе ежегодных встреч филологов - лингвистов и литературоведов, а также специалистов по методикам преподавания языков и литератур для обсуждения насущных проблем языкознания, литературоведения и межкультурной коммуникации было принято в 2001 году, и тогда же состоялась первая конференция. В первые годы научно-практические конференции носили статус Всероссийских, а с 2006 года стали Международными в силу неподдельного интереса к ней филологов не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья. За 16 лет проведения филологических форумов нашими гостями были учёные из Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Венгрии, Испании, КНР, Казахстана, Кыргызстана, Польши, США, Турции, Украины, Узбекистана, ФРГ, Эстонии, Японии. Ещё обширнее география российских исследователей: Абакан, Ак-Довурак, Армавир, Ачинск, Барнаул, Владивосток, Воронеж, Горноалтайск, Екатеринбург, Канск, Кемерово, Красноярск, Краснодар, Кызыл, Лесосибирск, Махачкала, Минусинск, Мирный, Мичуринск, Москва, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пенза, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саранск, Тверь, Томск, Тюмень, Челябинск, Уфа, Якутск и многие другие.
В связи с открытием в университете специальности «Журналистика» и соответствующей подготовкой специалистов-журналистов назрела необходимость обсуждения актуальных проблем современной теории и практики журналистики, и с 2013 года в названии конференции появилось слово «журналистика».
Начиная с четвёртого форума, его оргкомитет предлагает участникам для обсуждения одну из центральных тем. Ведущей темой нынешней конференции стала «Контаминация и конвергенция гуманитарной мысли». Тон всему мероприятию и выступлениям докладчиков задала в своём пленарном докладе председатель оргкомитета конференции, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка и журналистки ХГУ им. Н. Ф. Катанова Ирина Владимировна Пекарская, которая предложила вниманию собравшихся доклад на тему «О контаминации и конвергенции в современной научной гуманитарной парадигме».
Сама же конференция началась с традиционного для таких мероприятий пленарного заседания, на котором участников и гостей форума приветствовали: Андрей Анатольевич Попов - проректор по науке и инновациям ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат физико-математических наук, доцент; Татьяна Ивановна Зеленецкая - советник отдела профессионального образования Министерства образовнаия и науки Республики Хакасия, кандидат социологических наук, доцент; Татьяна Сергеевна Чиверская - директор Института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат социологических наук, доцент; Ирина Фаритов-