Научная статья на тему 'УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ: КОМПОЗИТОР, ПУБЛИЦИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ'

УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ: КОМПОЗИТОР, ПУБЛИЦИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
833
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ / UZEYIR GAJIBEKOV / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МУЗЫКА / AZERBAIJANI MUSIC / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ОПЕРА / AZERBAIJANI OPERA / ОПЕРЕТТА / OPERETTA / ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МЫСЛИ / HISTORY OF AZERBAIJAN''S THOUGHT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Али Аскер, Гаибова Махира

Узеир Гаджибеков, чье творчество - жемчужина азербайджанской культуры, был выдающимся композитором, замечательным преподавателем, публицистом, фельетонистом, драматургом и общественным деятелем. Он навсегда вошел в историю и культуру азербайджанского народа как создатель первого на Востоке Музыкального театра и первой Консерватории. В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZEYIR GAJIBEKOV COMPOSER, PUBLICIST AND PUBLIC FIGURE

Uzeyir Gajibekov, whose oeuvre - the pearl of the Azerbaijan culture, was an outstanding composer, a remarkable teacher, publicist, feuilletonist, playwright and public figure. He's forever went into the history and culture of the Azerbaijani people as the creator of the first in the East The Musical Theater and the first Conservatory. The article shows that the coryphaeus of Azerbaijani culture and music art Uzeyir Abdul Huseyn Gajibekov, the 130-th anniversary of which is celebrated this year, was primarily a progressive thinker of his time.

Текст научной работы на тему «УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ: КОМПОЗИТОР, ПУБЛИЦИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ»

УДК 94(479.24):7(091)

АСКЕР АЛИ, ГАИБОВА МАХИРА УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ: КОМПОЗИТОР, ПУБЛИЦИСТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Ключевые слова: Узеир Гаджибеков, композитор, азербайджанская музыка, азербайджанская опера, оперетта, история азербайджанской мысли.

Узеир Гаджибеков, чье творчество - жемчужина азербайджанской культуры, был выдающимся композитором, замечательным преподавателем, публицистом, фельетонистом, драматургом и общественным деятелем. Он навсегда вошел в историю и культуру азербайджанского народа как создатель первого на Востоке Музыкального театра и первой Консерватории. В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени.

ASKER, A., GAIBOVA, M.

UZEYIR GAJIBEKOV COMPOSER, PUBLICIST AND PUBLIC FIGURE

Keywords: Uzeyir Gajibekov, composer, Azerbaijani music, Azerbaijani opera, operetta, history of Azerbaijan's thought.

Uzeyir Gajibekov, whose oeuvre - the pearl of the Azerbaijan culture, was an outstanding composer, a remarkable teacher, publicist, feuilletonist, playwright and public figure. He's forever went into the history and culture of the Azerbaijani people as the creator of the first in the East The Musical Theater and the first Conservatory. The article shows that the coryphaeus of Azerbaijani culture and music art Uzeyir Abdul Huseyn Gajibekov, the 130-th anniversary of which is celebrated this year, was primarily a progressive thinker of his time.

Узеир Гаджибеков - основоположник современного профессионального азербайджанского музыкального искусства, заложивший фундамент признанной в международном масштабе азербайджанской композиторской школы, создавший ее эстетические и творческие основы. Родившись в Карабахе, который называли естественной консерваторией Азербайджана, в силу как своих генетических, так и развитых способностей, Узеир Гаджибеков обладал несомненным музыкальным талантом. Этот талант, вкупе с его усилиями и трудоспособностью, позволил ему достигнуть непревзойденных высот в искусстве и музыке. Творчество композитора оказало большое влияние не только на развитие культуры в собственной стране, но и на многих деятелей искусства за ее пределами.

Как человек глубоко разносторонний и творческий, Узеир Гаджибеков был персоной необыкновенного масштаба. Более известный в советское время как композитор и педагог, в начале ХХ века он являлся довольно заметной фигурой и в общественно-политической жизни, передовым просветителем и мыслителем. Еще в молодости приступив к журналистской и публицистической деятельности, Узеир Гаджибеков критиковал в своих произведениях пороки общества, размышлял о национальном самосознании и развитии национальной идентичности. В последующем, его идеи сыграли важную роль в общественно-политической жизни Азербайджанской Демократической Республики (19181920-е годы).

После установления в Азербайджане Советской власти, деятельность Узеира Гаджибекова продолжилась в музыкальной сфере и искусстве, в целом. До конца своей жизни он возвышал национальные ценности азербайджанского народа, привнеся в ее кладезь свои музыкальные произведения, и оставив после себя большое научное и культурное наследие. Изучение этого наследия и его применение ныне, как и прежде, имеет огромное значение.

1. Краткая биография Узеира Гаджибекова.

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков (в досоветский период свои произведения он подписывал как Гаджибейли, в советское время изменил фамилию на Гаджибеков) [1], родился 18 сентября 1885 года в поселке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул Гусейта Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Вскоре после его рождения семья переехала в город Шуша - один из крупных центров азербайджанской культуры.

Отец Уз. Гаджибекова (родился в Шуше в 1840 году) долгое время работал во дворце известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля Хуршуд Бану Натаван секретарем, а затем возглавлял ее хозяйство в Агджабеди. Он был просвещенным человеком, в доме которого часто устраивались поэтические, музыкальные меджлисы (собрания) [2]. Хуршудбану Натаван оказала огромное влияние на воспитание Уз.Гаджибекова. C 1872 года она возглавляла в Шуше литературный кружок «Меджлис-и унс» («Собрание друзей»), имевший творческие связи с аналогичными кружками в других городах Азербайджана.

Первые знания Уз. Гаджибеков получил от своего отца, который учил его с братом Зульфугаром грамоте. Отец и дядя Уз. Гаджибекова - Гаджи Гаджибеков, стремились дать детям хорошее образование. К тому же, почти все члены семьи Гаджибековых отличались большой музыкальной одаренностью, склонностью к поэзии и искусству.

Уз. Гаджибеков получил общее образование в медресе (1896) и в двухлетней русско-татарской (азербайджанской) школе (1897-1899). К этому времени он хорошо знал арабский и персидский языки. Становлению его как будущего композитора способствовало то, что город Шуша, в целом, напоминал крупную музыкальную консерваторию. Как трудно представить

себе без музыки Италию, так невозможно представить без музыки и Шушу [3]. В Шуше пели все и и пели везде. Для знакомства с мугамом достаточно было выйти из дому. И уже тогда Узеир выделялся среди сверстников хорошим слухом и голосом [4].

Уз. Гаджибеков также посещал литературные кружки, обучался искусству мугамата, брал уроки мугамного пения, обучался игре на азербайджанских народных инструментах. В театральной постановке 1897 года «Меджнун на могиле Лейли» (эпизод из дастана «Лейли и Меджнун») Абдуррагима Ахвердиева и Джаббара Караягдыоглы, 13-летний Уз. Гаджибеков пел в сопроводительном хоре.

В 1899 году Уз. Гаджибеков успешно сдал все экзамены и был зачислен на татарское отделение Горийский семинарии. Семинарии в Российской империи, начали создаваться со второй половины XIX века. Первая семинария, поставившая своей целью подготовку педагогических кадров появилась в Москве в 1863 году. В 80-90-е годы XIX века на территории империи уже было более 60 семинарий, в 1917 году их количество достигло 74 (45 для мужчин и 29 для женщин). Горийская Семинария Учителей, основанная в 1876 году, была одной из передовых семинарий, начавших свое существование в этот период. Надо отметить, что эта семинария была создана в 1876 году. Через три года в ней было открыто азербайджанское (татарское) отделение. Не смотря на то, что основной целью этой школы была подготовка кадров учителей для начальных классов, азербайджанские выпускники, стали поистине национальной элитой, взращенной российским образованием [5].

Годы обучения в семинарии оказали огромное влияние на формирование мировоззрения Уз. Гаджибекова. Он приобщился к передовым произведениям мировой культуры, познакомился с классическими музыкальными произведениями России и Европы, научился играть на скрипке, записал на ноты образцы народной музыки [6].

Под сильным влиянием передовых деятелей творческой и педагогической интеллигенции конца XIX - начала XX веков сформировались прогрессивные взгляды Уз. Гаджибекова. Окончив в 1904 году Горийскую учительскую семинарию, Уз. Гаджибеков приступил к работе в газете «Каспий», став ее корреспондентом в Джебраильском и Шушинском уездах. Он работал корреспондентом до тех пор, пока не получил назначение в село Гадрут, где в течение года работал учителем. В дальнейшем, из-за погромов мусульман в Гадруте, Уз. Гаджибеков переезжает в Баку, где продолжает свою педагогическую деятельность [7]. В Баку он также работает в газете «Хейат». Позднее просветитель так вспоминал об этом периоде: «...после окончания семинарии в 1904 году год проработал учителем в селе, потом возвратился в Баку. В 1905-1908 занимаясь педагогической деятельностью в Биби-Эйбатской районе и в городе (Баку), работал также в редакции» [8, б.6]. Положение в Баку, общественно-политические события, революция не могли не повлиять на

молодого Узеира. Он принимал активное участие в общественной жизни. Под влиянием передовых идей у него появились новые устремления и наклонности.

После первой российской революции, в условиях правительственной реакции, молодой общественный деятель сосредоточился главным образом на музыкальном творчестве. В 1909-1915 годах Уз. Гаджибеков создал следующие мугамные оперы - «Шейх Санан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршуд Бану» (1912), «Асли и Керем» (1912), «Гарун и Лейла» (1915). Межреволюционный период - время активного самообразования Уз. Гаджибекова. В 1912 году он отправился в Москву для занятий на частных курсах при филармонии - по сольфеджио у Н.М. Ладухина, по гармонии - у Н.Н. Соколовского; в 1914 году - учится в Петербургской консерватории. Пребывание в Петербурге оставило неизгладимый след в творческой биографии композитора. Именно здесь Уз. Гаджибеков написал свою лучшую музыкальную комедию «Аршин мал алан». Однако материальные затруднения и начавшаяся Первая Мировая война не позволили Уз. Гаджибекову завершить высшее музыкальное образование.

Вернувшись на родину, Уз. Гаджибеков развернул бурную деятельность. В период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) он работал в газете «Азербайджан». Уз. Гаджибеков являлся организатором музыкальной школы для учащихся-азербайджанцев - Азербайджанской государственной тюркской музыкальной школы (впоследствии техникума). В 1926 году этот техникум слился с Азербайджанской Государственной Консерваторией, в которой Уз. Гаджибеков в последующем и преподавал [2].

В период с 1928 по 1929 год и с 1939 по 1948 год Узеир Гаджибеков занимал должность ректора Азербайджанской Государственной Консерватории. В 1938 году он был награжден орденом Ленина и удостоен звания Народного артиста СССР. В 1946 году, за авторство музыки к кинофильму «Аршин мал алан», он вторично получил Сталинскую премию. В последние 10 лет своей жизни Узеир Гаджибеков руководил Союзом композиторов. Посвятивший всю свою жизнь развитию культуры своего народа, после тяжелой болезни композитор умер 3 ноября 1948 года. Имя Уз. Гаджибекова присвоено Азербайджанской государственной консерватории, Государственному симфоническому оркестру филармонии, Агдамскому музыкальному училищу, а также одной из центральных улиц г. Баку.

2. Публицистическая и общественная деятельность.

Начиная с Х1Х века просветительские тенденции в музыкальном творчестве Азербайджана вызвали потребность в новых формах композиторского творчества. Врожденный талант и мощное творчество Узеира Гаджибекова дали толчок обновлению культурного образования в Азербайджане и в сфере музыки. Направив свою новаторскую энергию в музыкальную сферу, Уз. Гаджибеков вошел в историю как первый композитор и первый классик [9]. Однако творчество Узеира Гаджибекова было связано не только с музыкой и искусством. Наряду с этим, он был также видным

публицистом и мыслителем, внимательно отслеживал и анализировал происходившие в то время общественно-политические события.

В период своей журналистской деятельности, Уз. Гаджибейли писал как серьезные статьи, так и фельетоны, сатирические истории. Он подвергал критике эксплуатацию рабочих и крестьян, политику Государственной Думы, изобличал национальный гнет и социальное неравенство, рассматривал истоки и развитие армяно-азербайджанского конфликта. Узеир бек неизменно пропагандировал идеи прогресса и совершенства общества, необходимости борьбы за свои права и свободу.

На страницах газет «Хаят», «Иршад», «Терегги», «Хагигат», «Игбал», «Ени игбал», «Ачыг сез», «Догру сез», «Совгат» было опубликовано множество статей и фельетонов Уз. Гаджибейли на самые разные темы общественно-политической жизни Азербайджана того времени. Его фельетоны и статьи помещались в рубрике «Ордан бурдан» («Оттуда-отсюда») и помещались под псевдонимом «Филанкес» («Такой-то»), а иногда подписывались просто -«Узеир», «У». К сожалению, все имена, которые использовал Узеир бек, до сих пор неизвестны.

По оценке М. Асланова: «Узеир бек писал свои статьи и фельетоны с легкостью, ему не приходилось искать для них ни тем, ни слов» [10]. Тематика его фельетонов и статей была очень разнообразна - наболевшие бытовые вопросы, актуальные политические идеи, борьба за просвещение своего народа. Одним из любимых приемов Гаджибекова являлся диалог. Он часто прибегал к приему вопросов и ответов, рассказу от третьего лица, широко пользовался народным говором, известными в народе поговорками и пословицами [11].

В 1905 году в газете «Хаят» была издана статья Уз. Гаджибекова за подписью «Узеир», в которой он затрагивал важнейшие политические вопросы. Статьи Уз. Гаджибекова публиковались и в газете «Иршад», издававшейся в конце 1905 года. Для этой газеты он писал как статьи, отражающие общественную жизнь того периода, гуманитарные проблемы, а именно вопросы образования, языка, так и политические статьи. Среди последних, к примеру, отметим статью «Открытие Государственной Думы» [12, №14], в которой Узеир, в частности, отмечал, что «ни царь, ни министр не будут с нами считаться» [12, №270]. Шесть статей в газете «Иршад» (1906, 11 (№2 110), 12 (№ 111), 14 (№ 112), 15 (№ 113), 16 (№ 114) и за 17 мая (№ 115), посвященных значению и формированию Первой Государственной Думы, были подписаны полным именем автора [13]. В этих статьях очень доступным языком, с ярким чувством юмора, были показаны причины вынужденного созыва Государственной Думы, ее консервативность, обусловленная лишением народа прав на реальное волеизъявление принятым избирательным законом.

На странице газеты «Иршад» Уз. Гаджибеков писал о положении и злободневных проблемах рабочих, о революции в Иране, о положении крестьян, неграмотности и проблемах образования [14]. Обращаясь к международной проблематике, с одной стороны, он высоко оценивал прогрессивные

европейские идеи, права и свободы человека, а с другой - критиковал колониализм и политику гегемонии. Безусловно, эта критика парадоксального сочетания прогрессивных европейских идей и предпринимаемых Европой реальных политических шагов актуальна и сегодня.

В статье «Европа и исламский мир» Уз. Гаджибеков писал: «Европа по своей сути представляет собой прогрессивное, свободолюбивое и гуманное общество. Но Европа, вместо того, чтобы помочь обрести свободу другим народам, наоборот господствует над ними. Европа готова уничтожить в Азии все и вся ради природных и других богатств» [12, №180]. Критикуя великие державы за колониальную политику, за то, что они относились к восточным странам как к источнику сырья, Уз. Гаджибеков отмечал - европейские страны, под предлогом помощи странам Востока и, якобы, для подъема их экономического и культурного потенциала, на самом деле преследуют одну цель - цель захвата колониальных богатств, в том числе нефтяных.

В частности, характеризуя политику России и Англии, он писал, что они «пытались поддержать» Иран в трудное для него время, а Германия - пыталась вытеснить Россию и Англию из этой страны под лозунгом «Иран для иранцев». В одном из своих фельетонов Уз. Гаджибеков описывал крестьянина, которого насильно тупым ножом постриг парикмахер. Характеризуя таких нахальных парикмахеров, которые мучают народ, он сравнил их с европейскими странами: «Затронув эту тему, хочу всем напомнить, что эти европейские страны пришли сюда без приглашения и без разрешения, стригут головы мусульманских стран, и никто им ничего не говорит. Они похожи на наших берберов с базара. Только до этого Иран имел два парикмахера, а теперь у него появился третий, ему нужно быть осторожнее, увидишь появиться и четвертый» [12, №61].

В статье «Варварская политика культурных англичан» за подписью «У» (1906, 29 июня, № 142, с.2) он вновь развенчивал английский империализм: «Англичане, которые считают народ России «варварами», требуют отмены смертной казни. Но культурные англичане убивают до сих пор. Кого убивают? Беззащитных, невинных жителей? Где убивают? Арабов в Египте» [8, б. 238-239].

Уз. Гаджибеков находился в рядах прогрессивно мыслящих людей своего времени, которые выступали за ликвидацию неграмотности среди народа. Чтобы решить проблему образования, он считал, что, в первую очередь, нужно поменять мировоззрение самих людей, зачастую не желавших отправлять своих детей на учебу, считая это богохульством. Уз. Гаджибеков участвовал I съезде учителей Азербайджана, организованном по инициативе Г.Б. Зардаби (15 августа 1906 года). В газете «Иршад» в статье «О съезде учителей» Уз. Гаджибеков писал: «Основной задачей наших учителей является ликвидация неграмотности в народе и наставление его на путь просвещения и культуры. И поэтому, нашим учителям, в первую очередь, необходимо четко определить методы и пути решения этой нелегкой проблемы» [12, №192].

Узеир Гаджибеков придавал большое значение обучению на родном языке. В 1906 году была опубликована его статья под названием: «Какими способами, изучая язык, просвещаемся» (15 февраля, 16 февраля, 20 февраля). В статьях, подписанных «Узеир бек Гаджибейли», он подчеркивал необходимость внедрения новых слов (терминов). Уз. Гаджибеков считал естественным перенимать с европейских языков термины или использовать арабские и персидские слова. Однако он также полагал, что нет никакого смысла применять арабские или персидские слова там, где существует возможность выразить эти же мысли на своем языке. Он обращал внимание на то, что зависимость от арабских и персидских слов ведет к опасности размывания тюркского языка. Просветитель привлекал внимание к проблеме необходимости изучения народом своего родного языка для развития собственной культуры и просвещения [8, б. 179-184]. В другой статье, вышедшей в газете «Терегги» (6 марта, 8 марта, 19 марта), он укорял тюркских учителей за равнодушие к своему языку: «Мы, учителя, своего тюркского языка не знаем и оттого, что не знаем, свой несчастный язык еще более портим. Это еще хорошо, что мы с вами еще образованные, но есть сотня учителей, которые совсем безграмотны в тюркском языке. Несчастье в том, что нет желания в нас, учителях, изучать свой тюркский язык» [8, б. 62-76].

Уз. Гаджибеков обучал детей тюркскому (азербайджанскому) языку, математике, географии, истории, а также русскому языку, чтению. Как педагог, он не мог оставаться равнодушным к тому, что в азербайджанских школах наблюдалась нехватка учебников на родном языке [15]. В 1907 году Уз. Гаджибеков составил учебник «Вопросы арифметики» на азербайджанском языке [16]. Одновременно он издал «Русско-татарский и татарско-русский словарь политических, юридических, экономических, военных терминов, используемых в периодике». Это был один из первых двуязычных словарей в Азербайджане. В нем содержались разъяснения значений слов, часто встречавшихся в последнее время в печати и уже входивших в лексику народа (социализм, революция, большевик, интернационализм, листовка, забастовка, демократия и др.) [2].

Языковые проблемы привлекали к себе пристальное внимание просветителя. Так, в фельетоне под названием «Али ашы Вели ашы» (азербайджанская поговорка, вроде русской пословицы: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»), появившемся в газете «Терегги» 18 ноября в № 105, внимание заострялось на очень серьезной проблеме - изучении родного языка и русского языка в школах Азербайджана. Уз. Гаджибеков подверг критике новую программу начальных школ, предложенную Кавказским попечительством. В соответствии с этой программой, в местных начальных школах уроки родного языка сокращались и составляли 6 уроков в неделю, а уроки русского языка составляли в неделю 12 уроков. По мнению Узеира Гаджибекова, изучение в течении 3-4 лет русского языка в начальных школах было недостаточно. В результате, выпускники этих школ, не знали как

русский язык, так и свой (тюркский) язык, то есть, как говорится в Азербайджане, оставались ни с чем.

Одним из важных шагов, предпринятых после провозглашения Азербайджанской Демократической Республики, явился переход к использованию тюркского (азербайджанского) языка как государственного языка. Применение тюркского языка в созданной национальной системе образования и в государственном управлении было не таким легким делом. Для этого было необходимо подготовить национальные кадры. Лицам, работающим в государственном управлении, предстояло хорошо освоить тюркский язык. Узеир Гаджибеков придавал этому вопросу большое значение.

Более того, в период АДР он поставил вопрос о приоритете тюркского языка на Кавказе. По словам Уз. Гаджибекова, для использования тюркского языка требовалось обратить внимание на наличие общественной базы и надобности в русском языке как в средстве общения: «В том случае, когда азербайджанский тюркский язык является общим языком, имеющим международное значение среди разноязычных народов, живущих на всем Кавказе, т.е. в таком случае, когда армянин, дагестанец, молоканин, встретившись с грузином, вынуждены обратится к тюркскому языку для общения, зависимость обладающих этим языком тюрков от русского языка является очень странным и смешным явлением» [17, 1919. № 278].

Уз. Гаджибеков уделял большое внимание политике Российской империи, которая всячески пыталась стравливать народы Кавказа при помощи религии. В газете «Иршад» Узеир бек писал: «Российская империя искусно копала пропасти внутри нас, мусульман. Российское правительство к этому особых сил и не прилагало, ибо нечестивые руки заранее вырыли и подготовили пропасти внутри нас. Поначалу оно закрыло нам глаза, «назначило» шейхуль ислама, муфтия, открыло школу Омара, учредило школу Али, учителей по закону шиизма, учителей по закону суннизма, тем самым углубив пропасть между понятиями суннизма и шиизма, татар, лезгин и мусульман» [12, №40].

3. Музыкальное творчество Узеира Гаджабекова.

С окончанием полосы революционных потрясений, Уз. Гаджибеков сосредоточился на музыкальной деятельности. Именно это принесло и ему, и азербайджанской музыкальной культуре, в целом, бессмертную и всемирную славу. 25 января 1908 года в здании театра Г.З. Тагиева состоялась премьера первой азербайджанской оперы - «Лейли и Меджнун», созданной по мотивам поэмы гениального М. Физули. Первая азербайджанская опера стала и первой оперой на Ближнем Востоке, и первой оперой в мусульманском мире [18]. Великий азербайджанский композитор Фикрет Амиров так сказал об опере «Лейли и Меджнун»: «... следует отметить тот знаменательный факт, что первая азербайджанская опера была написана именно на основе поэмы «Лейли и Меджнун» Физули, к поэзии которого композитор питал огромную любовь, что отчетливо проявилось и в других его произведениях. Тот вклад, который внес в развитие азербайджанской музыки великий Узеир, сравним, по моему

мнению, разве что с заслугами основоположника азербайджанского литературного языка Физули в развитии национальной литературы. Самед Вургун был совершенно прав при обращении к Узеиру, называя его «музыкальный брат поэзии Физули!»» [19].

Мудрость Уз. Гаджибекова полностью отразилась в его неповторимой, бесподобной музыке. Он был инициатором и исполнителем судьбоносных новшеств, реализованных в первой половине ХХ века. С именем Узеира Гаджабекова связано применение в национальной музыкальной культуре достижений значимых европейских профессиональных композиторов, введение новых видов исполнения, системы музыкального образования, зарождение научно-эстетических взглядов [9].

Успех первой оперы побуждает Уз.Гаджибейков энергично продолжать начатое дело. За последующие пять лет он создает три музыкальные комедии: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910), «Аршин мал алан» (1913) (название «Аршин мал алан» никогда не переводилось; иногда на афишах можно было увидеть пояснение к названию - «Рецепт удачной женитьбы» или «Торговец») и пять мугамных опер: «Шейх Санан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршудбану» (1912), «Асли и Керем» (1912) и «Гарун и Лейла» (1915).

Узеир Гаджибеков не просто старался приблизиться к эстетическим и искусствоведческим вкусам народа. Он резко критиковал патриархальные обычаи и отсталость общества, выставляя на передний план такие вопросы как свободомыслие, права женщин. В его музыкальных комедиях «Муж-жена» (1910), «Не так, так эта» (1911) и «Аршин мал алан» (1913) мастерски изображены отношения между женщиной и мужчиной, женщиной и обществом. В них сатирическим пером описывается бесправное положение женщин. В каждом из этих произведений Узеир Гаджибеков, защищая права женщин, старался добиться для них индивидуального статуса [20].

В частности, образ жизни своего народа, пережитки общества Уз. Гаджибеков отразил в «Аршин мал алан». Напомним, что эта музыкальная комедия была переведена более чем на 75 языков мира. Великое творение Узеир бека было поставлено в 187 театрах 76 стран. По решению ЮНЕСКО, в 2013 году во всем мире отмечался 100-летний юбилей первой на мусульманском Востоке оперетты «Аршин мал алан».

Сюжет оперетты взят из жизни Меджид бея - отца известного азербайджанского певца Рашида Бейбутова. Меджид Бейбутов, сын купца, сам хотел выбрать себе супругу, и поэтому решил в облике мелкого торговца ходить по дворам и предлагать молодым девушкам свой товар. Вот таким образом он и познакомился со своей будущей супругой, дочерью царского генерала Аббасгулу Векилова. Но зная, что этой женитьбе могут помешать, молодые решили бежать. Узеир Гаджибейли запомнил эту историю, и в результате было создано это уникальное произведение [21]. В нем вновь была поднята тема борьбы за свободу женщины, являвшаяся одной из наиболее

острых, обсуждаемых. Напомним, что в то время, женщина-мусульманка должна была беспрекословно подчиняться сначала родителям, а потом мужу. Она не имела никаких прав, носила чадру и не имела права выходить на улицу с открытым лицом, за нее все решали. В своей опере Гаджибеков выступил и как драматург, и как композитор, и как передовой мыслитель. Он создал выразительное сценическое произведение, сверкающее остроумием и полное жизнерадостности. В то же время его творение не лишено социальной остроты, оно полно протеста против реакционных обычаев страны, унижающих достоинство человека [22].

В комедии «Не та, так эта» композитор вновь резко критиковал негативные элементы в обществе, прежде всего, его отсталость, двуличие. В этом произведении изобличались называвшие себя интеллигентами богатые, но невежественные люди, равнодушно взирающие на бесправное положение женщин, которые вместо того, чтобы заниматься культурным просветительством, преследовали лишь собственные личные интересы. В пьесе Уз. Гаджибеков, яркими красками изобразил такие явления, как бедность, предрассудки, религиозный фанатизм, национализм, необразованность. Он попытался охарактеризовать как взгляды мужчин на женщин в обществе, так и отношение к этому женщин [23].

31 августа 1916 года Уз. Гаджибеков со своим братом Зульфугаром создал «Оперную и опереточную труппу артистов братьев Гаджибейли». Труппа ставила свои спектакли не только в Баку, но и в городах Кавказа и Средней Азии. После мартовских событий 1918 года Уз. Гаджибеков и его труппе пришлось эмигрировать в Иран. Обратно на родину он вернулся только после образования Азербайджанской Демократической Республики. В октябре 1918 года в Баку дирекция «Братьев Гаджибековых» организовала новую театральную труппу, в состав которой вошли все деятели мусульманского сценического искусства. Аналогичные труппы были организованы и в других местах Азербайджана. Театральную группу приняло под свое покровительство Правительство АДР. 17 ноября 1919 года министр просвещения выступил с докладом об организации тюркского оперно-драматического театра и Совет Министров одобрил законопроект, предусматривавший организацию Государственного тюркского оперно-драматического театра [24]. После установления Советской власти, эта труппа была переименована в «Союз тюркских актеров».

Огромным вкладом Узеира Гаджибейли в историю и культуру АДР стало создание им Гимна первой Демократической Азербайджанской Республики. Великий композитор сочинил также марш для азербайджанской армии.

Уз. Гаджибейли не был членом партии «Мусават» и ее идеологом. Но он, вместе с младшим братом Джейхуном Гаджибековым, редактировал официальный орган Азербайджанской Демократической Республики - газету «Азербайджан» [25].

Узеир стал редактором, начиная с 89 номера газеты «Азербайджан» (16 января 1919). С этого времени и до 30 июня (№ 215) газета выходила за подписью: «Временный директор: Узеир бек Гаджибеков». Вернувшись после двухмесячного лечения, начиная с сентября 1919 года, и до 27 апреля 1920 года он вновь являл «директором» газеты «Азербайджан». Под руководством Уз. Гаджибекова в газете освещались не только социально-политические темы Азербайджана, но и новости зарубежных стран, социально-культурные и духовно-нравственные проблемы, а также защита национальной независимости и развития национального сознания.

На страницах газеты появилось немало и его собственных публицистических работ [26]. Так, в ней были опубликованы статьи «Независимость», «Наши партии», «Азербайджанский парламент», «Вопрос Андроника», «В чем наша цель», «Трагедия Ленкорана». «Кто о чем думал», «Карабах», «Деникин внутри нас», «Нахичевань и Карабах», «Национализироваться», «Впечатление» и другие [27, б. 434]. Эти статьи характеризуют Узеира Гаджибекова как дальновидного политика, идейного публициста, патриота [2]. В частности, говоря об образовании АДР, он отмечал: «только сейчас народ осознает, что есть азербайджанский народ, и у него есть свои ценности. Только сейчас он осознает, что у него есть своя родина, в которой он свободен и живет свободно» [17, 1919. № 266].

В статье «Нашей партии» Узеир Гаджибеков отмечал: «Если какая-то личность или какая-то партия служит не для свободы своего народа, пытаясь подчинить его другому народу или нескольким эгоистичным людям, то на сегодняшний день их можно назвать врагами человечества. Если даже они называют себя социалистами, свободолюбивыми» [17, 1918. № 55]. Гаджибеков резко критиковал те политические партии, которые пытались вести политику против своего народа [17, 1918. № 58].

После установления в 1920 году в Азербайджане Советской власти Уз. Гаджибеков перестал активно заниматься общественной и публицистической деятельностью. Отныне его талант, все его силы и умения были направлены на просвещение и образование азербайджанского народа, развитие музыкального искусства Азербайджана. Именно он был инициатором, а также возглавлял, руководил, направлял и формировал Азербайджанскую Музыкальную Академию, музыкальную школу для азербайджанцев, Институт Искусств и т.д.

В самой первой статье, написанной в советское время, он определил проблемы национальной музыки, высоко оценил значение развития национальной музыки во взаимосвязи с международной музыкой. По мнению Уз. Гаджибекова, без изучения произведений великих композиторов - Баха, Моцарта, Бетховена и других, невозможно музыкальное образование тюркского населения, невозможен прогресс национальной музыки. Узеир Гаджибеков активно способствовал внедрению в музыкальное образование как национальной музыки, так и европейской [27, б. 14].

В 1921-1947 гг. статьи Уз. Гаджибекова выходили в таких журналах, как «Искусство», «Литературный Азербайджан», «Совет Азербайджана» и в газетах «Бакинский рабочий», «Известия», «Коммунист», «Правда», «Комсомольская правда» и «Советское искусство». В 1945 году Узеир Гаджибеков завершил работу над книгой «Основы азербайджанской народной музыки».

Роль Узеира Гаджибекова в истории музыки не ограничивается пределами Азербайджана. Его опера «Лейли и Меджнун» повлияла на зарождение профессиональной музыкальной культуры целого ряда народов Востока. Еще до революции азербайджанские артисты показали эту оперу в Закавказье, в Средней Азии и в Иране, где эта опера была принята с большим восторгом. Именно после этой оперы в Узбекистане Р. Глийер и Г. Садыхов создали по аналогичной легенде оперу «Лейли и Меджун», в которой также присутствовали мотивы народного творчества [27, б. 10].

Влияние Узеира Гаджибекова на музыкальную культуру соседних народов несомненно. В частности, когда в 1944 году он написал гимн советского Азербайджана (это не был гимн Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920), принятый ныне в Азербайджане), с просьбой написать гимн и для них к нему обратились государственные деятели Таджикистана. Они даже привезли Узеир беку таджикский национальный музыкальный инструмент, чтобы он мог учесть музыкальные особенности таджиков. Однако Узеир Гаджибеков принял это предложение лишь с одним принципиальным условием - авторство гимна должно было принадлежать таджикскому композитору. Сам он брал на себя лишь работу консультанта: «Верно, я для своей республики написал гимн, но для вашей республики было бы не верно, если бы я написал гимн. Пришлите ко мне вашего композитора, и я помогу ему написать гимн для вашей республики» [3]. Так, в итоге, и поступили.

Когда в мае 1941 года в Баку прошла премьера оперы известного армянского композитора А.Т. Тиграняна «Ануш», на ней присутствовал и сам автор. На банкете после премьеры А. Тигранян сказал следующее: «Я должен откровенно признаться. Настоящий виновник создания этой первой армянской оперы - Узеир Гаджибеков ... Еще в 1908 году, слушая «Лейли и Меджнун», я принял решение написать национальную оперу и спустя четыре года в 1912 году была создана опера «Ануш» [28].

Несмотря на огромную популярность, Уз. Гаджибеков стал жертвой нарушения его авторских прав. В 1937 году в США режиссер Рубен Мамулян экранизировал «Аршин мал алан». При этом Мамулян не указал имя настоящего автора. Находясь в 1942 году в командировке в Иране, Шемси Баделбейли увидел этот фильм и, вернувшись в Баку, рассказал об этом Узеир беку. По совету М. Дж. Багирова, Уз. Гаджибеков написал Министру иностранных дел СССР В.М. Молотову письмо об этом инциденте. Когда от последнего об этом стало известно И.В. Сталину, он, несмотря на трудные военные годы, распорядился снять по произведению Уз. Гаджибекова советский художественный музыкальный фильм. Вышедший в 1945 году на

экраны фильм «Аршин мал алан» завоевал популярность по всем мире и оставил в тени фильм, снятый ранее под этим же названием [28].

Творчество Узеира Гаджибекова было принято азербайджанским народом как родное потому, что оно было преподнесено народу на его языке, в подлинно народном духе, в соответствии с его психологией, а также благодаря высокому профессиональному уровню автора. Как в музыке, так и в художественном творчестве в целом, Уз. Гаджибеков обращался к целому ряду фольклорных жанров. Эффективно используя крылатые слова, выражения, баяты, загадки, легенды, мудрые фразы, сказки, анекдоты из устного народного творчества в своих публицистических и драматических произведениях, Узеир Гаджибеков придал народность своим произведениям [29].

Узеир Гаджибеков считался одним из передовых композиторов Советского Союза. За написанный в 1945 году труд «Основы азербайджанской народной музыки» и за созданный Гимн Азербайджанской ССР Узеир Гаджибеков был удостоен Государственной премии И.Сталина. Он стал первым композитором в СССР, удостоенным высокого звания «Народный Артист СССР». В то же время он являлся первым композитором, удостоенным Ордена Ленина (в 1938 году за оперу «Кёроглу»). Безусловно, он вошел в плеяду наиболее выдающихся советских композиторов. В частности, это нашло отражение в известном дружеском шарже, написанном профессором Алексичиным, на котором Узеир Гаджибеков, вместе с Сергеем Прокофьевым («Симон Катков»), Дмитрием Кабалевским («Кологруньон»), Чичковым, Потемкиным, Дзержинским, Власовым, Ферре, Тихоном Хренниковым, Глейером и Юрием Шапориным, был изображен в когорте бурлаков, как в знаменитой картине Репина «Бурлаки». На этой карикатуре Узеир Гаджибеков изображен с народным струнным инструментом в руках [3].

В 1946 году Уз. Гаджибейли был удостоен высоких наград. Его наградили орденом «Трудового Красного Знамени», медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в дни Великой Отечественной войны».

Несмотря на то, что через четыре месяца после смерти Гаджибекова 19 февраля 1949 года вышло постановление об открытии музея Гаджибекова, этот процесс растянулся на долгие годы. Музей был открыт в Шуше в 1959 году. В нем было сохранено все, что было при жизни Гаджибекова в этом доме. В Баку музей Гаджибекова был открыт 20 ноября 1975 года. Единственная вещь в нем, которая не была при его жизни в его доме - это модель его дома в Шуше. Этот дом и там был превращен в музей. Известно, что город Шуша находится в Нагорном Карабахе, и в 1992 году он был оккупирован армянскими войсками. В настоящее время там нет ни одного азербайджанца, как и музея великого азербайджанского композитора [3].

Современники, коллеги и ученики вспоминали Узеира Гаджибекова как щедрого и доброжелательного человека. Присущий ему тонкий юмор и гуманизм естественным образом отразились на созданных им произведениях. Известный композитор Р. Гаджиев так оценивал своего коллегу: «Гаджибеков-

композитор - это такой же безграничный талант, как и Гаджибеков - человек, обладающий огромным даром доброты. Доброта и любовь к людям были главными принципами его жизни. Это был человек, который шел навстречу людям, торопился делать добро. Добрая гаджибековская улыбка светила всем, кто его окружал. Узеир бек всегда говорил: «Злые люди не могут написать хорошую музыку, потому что хорошая музыка должна быть доброй, она должна нести людям счастье, радость»» [30].

Творчество Узеира Гаджибекова во все времена и при всех режимах занимало особое месте в истории Азербайджанского народа, поднимая его на борьбу и способствуя подъему национального духа.

В 1990 году один из преподавателей Стамбульского Технического университета Сулейман Шенел, после пребывания в Баку на мероприятиях разного рода, поделился своими впечатлениями: «На этих мероприятиях на сцене выступает небольшой ансамбль, можно сказать, из обычных исполнителей. Вначале звучит инструментальная песня, исполненная очень гармонично и наизусть. Затем все одновременно поднявшись на ноги и подняв правый кулак вверх, словно пригвожденные, слушают это произведение безмолвно. Также как слушают гимн». Описанное Шенером произведение -увертюра оперы «Кероглу» Узеира Гаджибекова. Эта увертюра в конце 1980-х -начале 1990-х вдохновляла народное движение как символ национально-освободительной борьбы. Шенер, наблюдавший эту сцену, задался вопросом: «Фрагмент симфонического произведения какого композитора в нашей стране народ знает наизусть и может исполняться любительским ансамблем наизусть?» [31].

Главной причиной, которая сохраняет в памяти народа личность и творчество Узеира Гаджибекова, является его народность и гармоничное соединение этой народности с высоким профессионализмом.

Узеир Гаджибеков - великий азербайджанский композитор, автор бессмертных музыкальных творений был также видным общественным деятелем ХХ века, педагогом, публицистом и сатириком. Он был яркой личностью, чье сердце горело и согревало своим творчеством.

Удивителен музыкальный талант композитора. В мире нет подобного Узеиру Гаджибекову. Ему был дан Божий дар: он создавал шедевры - от мугама до оперы. Легкость, непринужденность, гениальность его опер, дастанов и других музыкальных произведений западает в душу сразу и навсегда. Он хорошо знал историю, фольклор и мастерски, умело использовал их в своем творчестве. Узеир Гаджибеков как никто был близок к своему народу. В его произведениях выпестованы народные мотивы, он привнес в классический оркестр народные инструменты, а в музыку - народные жанры и стили.

В своих публицистических произведений Узеир Гаджибеков привлекал внимание читателей к самым актуальным проблемам Азербайджана, азербайджанского народа. Его сознание бунтовало против отсталости и

забитости, предрассудков и произвола, фанатизма и бессилия. Он был на стороне слабых, угнетенных, бесправных. Он был против темноты («джахалят») и являлся настоящим двигателем азербайджанского народа, Азербайджана.

Узеир Гаджибеков жил и творил в царской России, в Азербайджанской Демократической Республике, затем - в советское время. Величие его в том, что во все эпохи он сохранял привязанность к своему народу, к национальным ценностям. И хотя Узеир Гаджибеков не был физически с народом во время его борьбы за национальную независимость в начале 1990-х, его дух, вдохновлявший на борьбу и на подвиги, несомненно, был с народом.

Литература и источники

1. Necs yazilmalidir; Hacibsyli, yoxsa Hacibsyov? // http://www.teleqraf.com/news.php?id=8118, 24.09.2012.

2. См.: Узеир Гаджибеков. Электронная энциклопедия // http : //uzeyirbook. musigi-dunya. az/index_ru. html

3. Беседа об Узеире Гаджибекове с Рамазаном Халиловым (1900-1999): Дом-Музей Узеира Гаджибекова. Баку. Сайт посвященный наследию Узеира Гаджибекова // www.hacibeyov.com

4. Каджар Ч. Старая Шуша. - Баку: Шарг-Гарб, 2007. - С. 302.

5. Алиева Г. Азербайджанское отделение Горийской Семинарии Учителей // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов / http: //j urnal. org/articles/2010/hist 19. html

6. Hacibsyli (Hacibsyov) Uzeyir 9bdulhuseynoglu, Azsrbaycan Xalq Cumhuriyysti Ensiklopediyasi, îki Cildds, I cild, Lider nsçriyyati, Baki 2005, s. 434.

7. Msmmsdli Q.U., Hacibsyov (hsyat vs yaradiciliq salnamssi) 1885 - 1948, Yaziçi, Baki 1984, с.3, 23.

8. Hacibsyli Uzeyir. Seçilmiç sssrlsri, (Tsrtib edsni vs on sozun musllifi:Abdulla Abasov), îki cildds. I cild. Baki, "§srq-Qsrb", 2005.

9. Fsrsh 9liyeva, Azsrbaycan peçskar musiqisinin banisi // http : //j urnal.meclis. gov.az/news. php?id=207.

10. Aslanov M. Uzeyir Hacibsyov (gsnclik illsri). Baki: Gsnclik, 1977, С.69.

11. Aslanov M. Uzeyir Hacibsyov - jurnalist. Baki: Azsrnsçr, 1985, С.116.

12. îrçad, 1906.

13. Hacibsyli Uzeyir. Seçilmiç sssrlsri, (Tsrtib edsni vs on sozun musllifi: Abdulla Abasov), iki cildds. II cild. Baki, "§srq-Qsrb", 2005, s. 207-221.

14. Aslanov M. "ir§ad" qszetinin ideya istiqamstins dair // Az. SSR EA Xsbsrlsri (sdsbiyyat, dil vs incsssnst seriyasi), - Baki, Elm, 1977, с.9.

15. Msmmsdli Q., Gsnc Uzeyirin ilk addimlari// 9dsbiyyat vs incsssnst, 1970, 4 yanvar, с.3.

16. Hacibsyli U., Hesab mssslslsri. Orucov qardaçlari nsçriyyati, Baki1907

17. Azsrbaycan, 1918-1919.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Касимова С. Из истории азербайджанской оперы и балета (1908-1988). -Баку: Адильоглы, 2006. - С. 15.

19. Амиров Ф. Школа Узеира // Слово об Узеире Гаджибекове (Составитель и автор комментариев: Ахмед Исазаде, Редакторы: Фикрет Амиров, Кубад Касимов), - Баку: Элм, 1985 // http://e-library.musigi-dunya. az/slovo_o_uzeyire_4. html

20. Uygur E., Üzeyir Hacibeylinin O Olmasin, Bu Olsun Piyesinde Kadinin Toplumdaki Yeri, Türk Kültür Dergisi Azerbaycan, Yil 53, Sayi 363, (31-35), (2005) http://turkoloji.cu.edu.tr/CAGDAS%20TURK%20LEHCELERI/erdogan_uygur_uze yir_hacibeyli.pdf, s. 3.

21. Дадашева А. 100-летие оперетты «Аршин мал алан»// Эхо. - 2013. -14 марта.

22. Алекперов Н. Узеир Гаджибеков // http://www.belcanto.ru/gadzhibekov.html

23. Erdogan U., Üzeyir Hacibeylinin "O Olmasin, Bu Olsun" Piyesinde Kadinin Toplumdaki Yeri //Türk Kültür Dergisi, Azerbaycan, Yil 53, Sayi 363, (31-35), (2005) // http://turkoloji.cu.edu.tr/CAGDAS%20TURK%20LEHCELERI/erdogan_ uygur_uzeyir_hacibeyli.pdf, s. 3.

24. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920)/ Отв. ред. Н. Агамалиева. Баку: Элм, 1998. С.68-69.

25. Анар. Мир Узеира Гаджибекова// http://www.azeri.ru/az/cultur/380/

26. Azsrbaycan Xalq Cümhuriyysti Ensiklopediyasi, s. 434-438

27. Üzeyir Hacibsyli (Biblioqrafiya), (elmi redaktor vs ön sözün müsl. Zemfira Ssfsrova), M.F.Axundov adina Azsrbaycan Milli Kitabxanasi, Baki 2009. s. 13.

28. Fsrscov S., Üzeyir Hacibsyov vs ermsni ssnstfilsrinin "msdsni" tscavüzü, http://www.musigi-dunya.az/Magazine4/articles/11/11.html

29. Abasov A., Üzeyir Hacibsyov vs xalq yaradiciligi, Folklor§ünasliq Mssslslsri, Elmi-nszsri jurnal, Baki Dövlst Universiteti, 2012 // http://static.bsu.az/w8/ Folklorwunasliq/2012%20-%2010/84-95.pdf

30. Гаджиев Р. Мудрость доброты // Слово об Узеире Гаджибекове // Сост. и автор комментариев Ахмед Исазаде. Ред.: Фикрет Амиров, Кубад Касимов. -Баку: Элм, 1998 // http://e-library.musigi-dunya.az/slovo_o_uzeyire_4.html

31. Müzigin bilinmeyen dehasi, http://www.aksiyon.com.tr/aksiyon/haber-11006-12-muzigin-bilinmeyen-dehasi.html

АЛИ АСКЕР - доктор юридических наук, доцент Карабюкского университета. Турция, Карабюк ([email protected])

ALI ASKER - Doctor of Law, Associate Professor of University of Karabyuk. Turkey, Karabyuk.

МАХИРА ГАИБОВА - искусствовед, старший преподаватель Карабюкского Университета, Турция.

MAHIRA GAIBOVA - Art Historian, Senior Lecturer of University of Karabyuk. Turkey, Karabyuk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.