Научная статья на тему 'Азербайджанская опера в аспекте классического жанра'

Азербайджанская опера в аспекте классического жанра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ЖАНР / МУГАМ / АРИЯ / МЕЛОДИЯ / OPERA / GENRE / MUGHAM / ARIA / MELODY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Магеррамова И. Э.

Статья посвящена азербайджанской опере, ее поэтапному развитию. В статье расска зывается об операх, созданных Узеиром Гаджибейли, Муслимом Магомаевым и другими национальными авторами. Определяются стилистические особенности этих произведений. Отмечается роль, значение этих опер и влияние их на создание многих других музыкальных жанров профессионального творчества в Азербайджане. В статье отмечается и то, что интегрируясь в общеевропейское оперное искусство азербайджанские оперы, в контексте с ними составляют свою группу, отличающуюся своими сугубо национальными чертами. И находясь в сфере классического жанра, азербайджанская опера сохраняет свою группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджанская опера в аспекте классического жанра»

Магеррамова И.Э. ©

Кандидат искусствоведения, доцент, кафедра музыковедения и методики, Нахичеванский государственный университет

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ОПЕРА В АСПЕКТЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЖАНРА

Аннотация

Статья посвящена азербайджанской опере, ее поэтапному развитию. В статье расска зывается об операх, созданных Узеиром Гаджибейли, Муслимом Магомаевым и другими национальными авторами. Определяются стилистические особенности этих произведений. Отмечается роль, значение этих опер и влияние их на создание многих других музыкальных жанров профессионального творчества в Азербайджане.

В статье отмечается и то, что интегрируясь в общеевропейское оперное искусство азербайджанские оперы, в контексте с ними составляют свою группу, отличающуюся своими сугубо национальными чертами. И находясь в сфере классического жанра, азербайджанская опера сохраняет свою группу.

Ключевые слова: опера, жанр, мугам, ария, мелодия.

Keywords: opera, genre, mugham, aria, melody

«Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с насто ящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях всего народа» - говорит Чайковский [1, с. 89].

Неслучайно опера неоднократно становилась своеобразным выразителем обществен ных настроений на разных этапах ее развития. Неслучайно именно в операх стремились композиторы многих стран Европы и России, в периоды важных для страны перемен, выра зить волнующие общественность настроения.

Неслучайно именно к опере, в первую очередь, обратился У.Гаджибейли, решив соз дать свое первое крупномасштабное произведение, выражающее думы и чаяния народа, произведение национальное по сюжету и музыке. И день рождения первой азербайджанской оперы, стал днем рождения национальной музыкальной классики.

Общественное значение и художественные достоинства лучших опер, во все времена, получали у нас высокую оценку общественности и были всегда в центре внимания народа. Интерес к опере, в течение нескольких столетий, объясняется, прежде всего, силой эмоцио нального, идейно-художественного воздействия, которое она оказывает как произведение синтетическое.

Многие годы во многих странах опера была жанром ведущим, в особенности у нас, в Азербайджане (как первый) и пользовалась вниманием широкой общественности.

Всем известно, какое огромное значение придавалось первой национальной опере «Лейли и Меджнун», заложившей фундамент профессионального композиторского творче ства. Пристальным вниманием народа пользуются и после «Лейли и Меджнун», все создан ные нашими композиторами во все годы и последующие оперы.

Следует отметить, что уже с первых опер - жанра, завоеванного, а вернее отвоеван ного из арсенала европейской музыкальной культуры, азербайджанская опера продемонстри ровала миру свои, отличающие ее от европейских образцов, заслуживающие внимания нацио нальные особенности.

© Магеррамова И.Э., 2013 г.

Создавая первую на всем Востоке оперу, опираясь на традиционные законы евро пейской музыкально-сценической культуры, Узеир Гаджибейли при этом не пошел полно стью проторенным путем, а создал свое произведение, не имеющее аналога оперу, получив шую название «мугамная». А далее он сам и его соратники - Зульфугар Гаджибеков и Мус лим Магомаев, соблюдая об щую композицию и структуру жанра (синтетического), заменили в своих операх традиционные арии (иногда частично) мугамными эпизодами, также не фиксированными нотописью.

Не считая себя тогда автором нового оперного жанра (получившего впоследствие услов ное название - мугамный), Гаджибейли продемонстрировал зрителю, по существу, новый музыкально-сценический жанр, новый тип оперы.

Таким образом, можно сказать, что У.Гаджибейли интегрировал в общеевропейскую мо дель, в европейскую оперную культуру, новый вид восточного музыкально-сценического представления, синтезировавшего традиции европейского оперного жанра с традициями мугамного искусства.

Фактически, У.Г аджибейли был сделан первый шаг в решении задачи (на нацио нальной почве), стоящей во многих странах перед искусством, перед куль турой в целом - сближение двух видов мышления, Восточного и Западного - пусть пока еще в плане при мирения. Таким образом, опера став на долгие годы ведущим жанром повлияла на создание многих других музыкальных жанров профессионального творчества в Азербайджане.

Несколько позже, опираясь на опыт мировой классической оперы Узеир Гаджибейли и Муслим Магомаев (в 1930-е годы) создали каждые свои образцы общеевропейского типа оперы. А опера У.Гаджибейли «Кероглы» явилась первой национальной классической оперой (1937 г.).

Важность роли оперы в воспитании идеологии, эстетических потребностей народа, нетрудно усмотреть в том, что во все годы в бывшей стране Советов, куда входил и Азер байджан, все органы управления государством, как и общественные, обращали особое вни мание на идейно-художественную сторону появляющихся опер.

Находясь долгие годы в тесном общении со всеми организациями Советов, испытывая всегда диктат партийных органов, композиторы Азербайджана во всех вопросах, касаю щихся культуры и искусства, в частности развития жанра оперы, следовали общесоветским установкам Союзного центра, являющимися обязательными для всех органов культуры республики. Естественно, таким образом, что стремясь интегрироваться в мировое оперное искусство, Гаджибейли и Магомаев, создавали свои оперы, опираясь, прежде всего, на опыт русской оперы и старались быть в контексте с появляющимися в 20-30-ые годы операми в советском государстве. Идейно-художественные союзные установки, таким образом, длительное время были обязательными и для авторов Азербайджана. Одновременно, напомним, что во всем мире опера в ХХ веке начинает испытывать определенные сложности идейно-художественного плана. Молодая страна Советов сталкивалась со всеми возникаю щими перед оперным жанром трудностями, приведшими к середине ХХ века к кризису. Все поиски новых решений жанровых, форм, изменений в структуре, композиции, музыкальном языке к середине века становились известными и нашим композиторам Азербайджана. Разу меется, это могло бы помочь авторам музыкальных произведений в расширении и углублении их возможностей при создании своих произведений, в обогащении музыкального языка.

В период (начало ХХ века), когда европейская опера боролась за обновление тради ционного классического жанра новыми темами, образами романтического, экспрессионисти ческого, веристского типа, в России шла борьба и за обновление содержания оперы новой революционной-советской тематикой, что естественно приводило к новым чертам жанра.

Азербайджанская опера, бывшая в тот период в тесном окружении всех оперных проблем страны Советов одновременно еще вела и борьбу за освое ние самого жанра оперы. Борьба была, таким образом, двойная. Борьба за жанр решалась и с борьбой за классический

реалистический жанр оперы. 1920-30-ые годы вошли в историю азербайджанской музыки как борьба за выбор пути дальнейшего развития профессионального музыкального твор чества, сконцентрированного вокруг проблем развития национального музыкального театра.

Известно, какие споры, дискуссии велись в Баку по поводу выбора пути дальнейшего развития национальной оперы, вылившейся в дискуссии о путях развития всего музыкаль ного искусства (в 1924 и в 1928гг.).

Таким образом, задача стоящая перед азербайджанскими авторами становилась, в то время, вдвойне трудной; переход от мугамной оперы к классической (то есть освоение жанра), приходилось сочетать с интегрированием и в советскую оперу того периода. Таким образом, общая для всего Союза задача воплощения темы, отличающейся от многих ранее известных традиционных оперных, сменялась новой - современной, революционной. И азер байджанские авторы перешли от мугамных импровизаций монологов - к ариям, ансамблям и т.д., от сюжетов с тематикой классического плана - к современной революционной, с новой образностью в усвоенных оперных формах (пусть еще простых). Таким образом, азербайд жанская опера, которая фактически только начала осваивать жанр классической оперы, дол жна была наряду с Россией и другими республиками подойти к воплощению новой совре менной тематики.

Это был период, когда в революционном государстве, строящем новое искусство (СССР) появлялись новые по содержанию, тематике и жанровым признакам оперы Российс ких и других республик.

Таковы были появившиеся в России оперы: «Сын солнца» С.Василенко (1929г.), «За красный Петроград» Гладковского и Пруссака, «Декабристы» Золотарева (1924г.), «Орли ный бунт» Пащенко (1925г.), «Прорыв» С.Потоцкого (1929г.), «Северный ветер» Л.Книппера (1930г.), «Беглец» Н.Стрельникова (1933г.), «Мятеж» Ходжа-Эйнатова (1938г.), «Камарин ский мужик» В.Желобинского (1933г.), «Тихий Дон» Дзержинского (1934г.), «Броненосец Потемкин» Чишко (1937г.).

Эти оперы в своем большинстве опирались на революционные песенные интонации и получили названия «песенных».

Учась на образцах европейской классики, находясь в контексте с операми, создавае мыми в советской России и в других республиках, азербайджанские композиторы, также обращаясь к современным темам, ориентируются на песенный интонационный словарь, на пес енную оперу. Так, создается в 1935 году опера «Наргиз» М.Магомаева.

Жанр песенной оперы сыграл в известном отношении, положительную роль в совет ской опере. Здесь была демократизация музыкального языка, в част ности вовлечение в опер ную музыку интонаций массовой песенности, разно образие драматургического использова ния песни, непосредственность в выра жении чувств. Однако, отказ в них от развитых опер ных форм, как например, ансамблей, схематичность речитативов, уменьшение драматургической роли оркестра приводили к обеднению оперного искусства, что и было слабой сторо ной песенных опер. И понятно, почему эти оперы через 10-20 лет отпали, их просто, пере стали писать.

Отметим сразу же, что в «Наргиз» крепкая-рельефная наглядная опора на народную песенность, обогатившая в значительной степени музыкальный язык, удержала оперу от общеизвестных заметных недостатков. Опора на песенность, в определенной степени связывалась и индивидуально преломленными чертами мугамности, а также стремлением создать развернутые оперные арии (хотя их и не много) - все это придало азербайджанской песенной опере определенное сво еобразие, позволяющее отличить ее от частых в ту пору песенных Российских опер.

И все же, актуальная задача Российской оперы 30-х годов оказалась близка к задачам азербайджанской оперы тех лет - песенная опера облегчала для наших авторов восприятие жанра оперы вообще. После мугамных опер, именно песенная могла быть наиболее легко

воспринята нашим слушателем. Подобный тип оперы, в которой авторы стремясь быть понятными массам широко освещали дух, характер, быт, картины жизни прибегали к песен ной музыке; естественно легко воспринимаемой слушателем.

Оперы с большой ролью песенного начала еще в 19 веке, а далее в начале 20 века всег да привлекали массу. Так, в начале 19 века в Германии, в первой по духу, характеру нацио нальной опере К.М.Вебера «Фрейшюц» широко использовалась народная немецкая песен ность, почему и была любима народом. Позже, в Чехословакии подобной любимой оперой оказалась «Проданная невеста» Б.Сметаны. На Украине широко известна была еще раньше песенная опера «Запарожец за Дунаем» Гулака Артемовского. Песенной была опера Тихона Хренникова «В бурю», написанная в советской России.

Таким образом, вслед за «Наргиз» азербайджанские композиторы, отвечая на заказ времени как и многие авторы страны Советов, обращаются к темам, связанным с историче ским прошлым своего народа, стремятся создавать произведения историко-патриотического содержания. К темам исторического прошлого обращаются и композиторы, создавая наряду с упомянутой ранее песенной оперой речитативно-декламационный и другие типы. Особо следует отметить, в этом плане, речитативно-декламационную оперу С.Прокофьева «Семен Котко» (1939 г.) на прозаический текст. Многие черты этой оперы (как в целом, и всех опер Прокофьева), такие как динамизм, в соединении с частой сменой сцен-кадров, позволяющих сближать принципы построения оперы с кинодраматургией оказали уже далее, влияние на всю советскую и в частности азербайджанскую музыку.

Вторая половина 1930-х годов знаменательна в развитии национальной оперы. Наши композиторы активно включаются в борьбу за сохранение классического оперного жанра с его демократическими принципами. В Азербайджане эта борьба ознаменовалась истори чески значительным явлением - созданием национальной оперы общеевропейского типа, ставшей первым классическим образцом жанра, сыгравшим основополагающую роль в раз витии многих музыкальных жанров профессионального типа (в Азербайджане), опираю щихся на «Кероглы», как на фундамент.

Как и многие оперы, созданные в Союзе, «Кероглы» воплотила историко-героиче скую тему, ассоциативно выражающую тему патриотизма, важную в настоящей действитель ности в 30-е годы в Союзе.

Героика прошлых столетий в подобных операх уподоблялась с героикой наших дней, мужество, стойкость народа являлось образцом, примером, укрепляя народ в убеждении уве ренности победы правых дел, в уверенности, что вера в стойкость духа в силу духа народа непобедимы и в народе всегда были герои, готовые вести за собой массы.

В годы, начавшейся (1941-45г.г.) Великой Отечественной войны композиторы Азербайджана активно включившись в борьбу за реалистические традиции оперного жанра и художественное воплощение в опере тематики войны. Помимо двух одноактных опер, созданных Вайнштейном и Криштулом («Сигнал») и А.Бадалбейли с Б.Зейдманом («Гнев народный»), воплощение военной тематики нашло свою жизнь в 1945 году в опере «Вэтэн» К.Караева и Д.Гаджиева, отмеченной Государственной премией, как одна из лучших опер, в те годы, созданной на тему войны.

В конце 40-х годов (в 1948 г.) азербайджанский театр оперы и балета осуществил постановку оперы А.Бадалбейли «Низами» - посвященную образу великого поэта. «Низами» заметно расширила жанровые и тематические грани цы азербайджанской оперы.

Общеизвестно, что вторая половина ХХ века была периодом больших сложностей в развитии оперного искусства во всем мире. Жанр не успевал ответить на сложные задачи времени. В бывшем союзном искусстве, помимо известных задач художественного плана, в масштабах мирового искусства, настоятельно ставилась перед авторами и задача вопло щения

современной, в частности советской действительности. А композиторам Азербайджа на следовало воплотить современную тематику из своей национальной жизни.

Любое обращение авторов к истории, к прошлой жизни требовалось рассматривать с позиции существующей социально-политической формации и советской социалистической позиции. Таково было требование политического диктата. Тем не менее композиторы Азер байджана неоднократно обращаются к оперному жанру.

Постановкой «Севиль» в 1952 году завершается процесс завоевания высоты в данном жанре. Успех «Севиль» был естественным итогом активного эволюционирования азербайд жанской оперной музыки.

Стремясь раздвинуть границы тематического и жанрового диапазона, усваивая вырази тельные средства современной музыки, композиторы Азербайджана стремятся обогатить своей музыкальный язык во всех жанрах творчества и в оперной также.

Несмотря на то, что во всем мире во второй половине ХХ века опера начала терять постепенно свое ведущее значение в искусстве, тем не менее до последних десятилетий ХХ века у нас делались определенные шаги в создании опер и приближении ее к широким мас сам, хотя эти шаги не всегда бывали удачными.

Одним из важных и перспективно интересных новаторских исканий азербайджанских композиторов, на новом этапе творчества, и в новом качестве, было обращение к сокровищ нице национальной музыки - мугамам, мугамным жанрам в операх. Естественно, после соз дания симфонических мугамов, композиторы заметно расширили для себя представления о возможности использования мугамов в творчестве. Вновь через десятилетия появились авторы, стремящиеся создать новые типы «мугамных» опер. Новаторские искания в плане создания опер в новом качестве несомненно были интересны, привлекли внимание, хотя нельзя утверждать, что они далеко продвинулись. Тем не менее, эта задача, поставленная пе ред собой рядом авторов несомненно вызывает интерес и открывает поле деятельности для новых перспективных опытов, возможно и удачных.

Обретение нашей страной независимости вновь и с особым вниманием заставили ис следователей обратиться к истокам нашей культуры, к изучению пройденного пути развития нашего искусства.

Интегрируясь в общеевропейское оперное искусство азербайджанские оперы в кон тексте с ними составляют свою группу, отличающуюся своими сугубо азербайджанскими чертами от европейской, прежде всего, восточной ладо-тональной настройкой (опорой) в отличие от системы всей европейской классической - мажоро-минорной системы - функцио нальной.

Азербайджанские оперы, связаны с иным, чем в Европе политическим, социальным укладом жизни. Жизнь и быт, жизненные представления, обряды, обычаи, сказавшиеся на национальном характере, формировании образов замет но отличаются от европейских.

Музыкальные жанры, отличающие музыку Востока от европейской, опираются на жанры народной музыки, также отличающейся от народной музыки Европы. Другой тип образов, другой характер, другие ценности и отношение к ним. Женские образы, обретаю щие право на жизнь. Новые музыкальные жанры-формы и введение их в оперы: шикесте, гёзеллеме, мейхана. Новые структуры-формы, новый тип голоса, национальные инструмен ты. Своеобразие пред ставляется даже в том, что нашу национальную классику не могут охва тить на сцене европейской оперы (напр. «Кероглы»).

Таким образом, находясь в сфере общеизвестного мирового (общеевропейского) клас сического жанра, в системе общеизвестного, общепринятого жанра мирового музыкального искусства, азербайджанская опера, даже в своем небольшом по масштабам, жанровом коли честве, сохраняет - представляет свою группу. Новыми жанрами она изменила общие пред ставления об опере.

Литература

1. «П.И.Чайковский об опере». Избранные отрывки из писем и статей. Музгиз.Москва. 1952г.

2. Б.В.Асафьев. «Опера» сб. «Советская опера», Музгиз. Москва.1953г.

3. Б.М.Ярустовский. «Драматургия русской оперной классики». Музгиз,1952г.

4. С.Касимова. Из истории азербайджанской оперы и балета (1908-1988гг.) «Адильоглы», Баку, 2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.