Научная статья на тему 'Узбекистан: стратегия и тактика реформирования'

Узбекистан: стратегия и тактика реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллаев Д.

"Азия и Африка сегодня", М., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узбекистан: стратегия и тактика реформирования»

ти. Ошибки нет. Все это взаимосвязано. Это банда, которая действует по одному плану", — утверждает Каримов. Но это официальная версия. Неофициальная появилась несколькими часами ранее. Сразу на нескольких исламистских сайтах размещено сообщение, подписанное "Исламским движением Узбекистана", в котором группировка взяла на себя ответственность за взрывы у зданий израильского, американского посольств и Генпрокуратуры. Движение, ставящее своей целью "создание шариатского государства на территории Ферганской долины", по сути является узбекским филиалом "Аль-Каиды", От организации "террориста номер один" оно получает финансовую помощь.

Некий "высокопоставленный представитель Генпрокуратуры" в интервью газете "Вашингтон таймс", опубликованном несколько дней назад — еще до заявления Каримова, — заявил: за серией взрывов в Ташкенте и Бухарской области стоит "Исламское движение Узбекистана". Есть еще одна версия — сразу после взрывов ответственность была возложена на исламское движение "Джамаат".

Сейчас в Ташкенте усилены меры безопасности. На улицах гораздо больше милиции, чем обычно. Все посты при въезде в город приведены в состояние повышенной боеготовности. Усилены меры по охране посольств, правительственных учреждений и других стратегических объектов. На границе с соседними республиками установлен строгий пропускной режим. Проверяются все, кто въезжает и выезжает из Узбекистана.

Елена Шестернина, журналистка "Известия", М., 2 августа 2004г.

Д.Файзуллаев,

публицист

УЗБЕКИСТАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ

В начале прошлого десятилетия, когда вместо распавшегося Советского Союза на карте мира появились новые государства, всем им, в том числе республикам Центральной Азии, пришлось решать одну и ту же, поистине глобальную, задачу построения самостоятельно функционирующей экономической системы. При этом решение данной задачи осложнялось тем, что речь шла не столько о построе-

нии, сколько о перестройке доставшегося в наследство каждому государству "осколка" бывшего громадного экономического пространства. Основная проблема, с которой столкнулись новые независимые государства, — перекос в экономическом развитии в ту или иную отрасль, что было следствием политики разделения труда в СССР. Несмотря на общность экономических проблем, каждое государство обладало различными стартовыми возможностями для развития собственной экономики, а следовательно, выбирало свою, непохожую на другие, модель проведения экономических преобразований.

Рассмотрим особенности экономического развития Узбекистана в 90-е годы и в 2000—2003 гг. и модель перехода к рыночной экономике, избранную в этом государстве.

В Союзе ССР Узбекистану была отведена роль одного из основных поставщиков промышленного и сельскохозяйственного сырья — газа, различных минералов, хлопка, фруктов и овощей, хотя были и мощные предприятия обрабатывающей и машиностроительной промышленности. Экономическая база, доставшаяся в наследство этой стране, казалась более чем незавидной. Ее характеризовала монокультурная ориентация на выращивание хлопка-сырца.

В последние годы пребывания Узбекистана в составе СССР для его экономики были характерны те же деградационные процессы, как и для других республик, в частности, замедление темпов экономического роста (хотя среднегодовые темпы прироста были на уровне, а иногда и выше общесоюзных, и составляли 3% в год, в расчете на душу населения объем национального дохода увеличивался медленно — 0,3—0,4% в год). Причины такого диссонанса: демографическая ситуация в республике — большое число многодетных семей, высокие показатели рождаемости и темпов роста населения; усиление несбалансированности производства и финансово-кредитной системы; обострение дефицита потребительского рынка; обесценивание денег.

Однако в условиях общего экономического спада и нарастающей инфляции народное хозяйство Узбекистана выглядело лучше, чем в других республиках. Поэтому крах экономической системы Союза не оказал столь же шокового воздействия на экономику Узбекистана, как на экономику большинства других республик. Преобладание в народном хозяйстве Узбекистана аграрного сектора в данном случае сыграло позитивную роль. Ориентация не слишком развитой промышленности страны в основном на республиканский и среднеазиатский рынки и меньшая зависимость ее от поставок из европей-

ских республик СНГ и из стран дальнего зарубежья способствовали тому, что промышленное производство в Узбекистане сократилось меньше, чем в других республиках. Сельскохозяйственная специализация Узбекистана, всегда рассматривавшаяся как недостаток хозяйственного развития, в данном конкретном случае помогла республике остаться на плаву, поскольку наиболее глубокий спад производства пришелся на обрабатывающую промышленность, которая играла не столь значительную роль в народном хозяйстве страны. Кроме того, существенной поддержкой для экономики республики стало проведение политики более медленной по сравнению с другими странами СНГ приватизации и более последовательной отмены госзаказа и субсидий. Наконец, существенное значение для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста в переходный период имела республиканская программа перехода к рынку. Руководство Узбекистана разработало программу реформ, учитывающую многие национальные особенности и интересы различных слоев населения.

Можно выделить пять основных принципов проведения реформ в Узбекистане.

1. Приоритет экономики над политикой. Деидеологизация внутренних и внешних экономических связей. Основной критерий решения любых проблем — примат национально-государственных интересов Узбекистана.

2. Признание государства в качестве основного реформатора и гаранта проведения и необратимости экономических реформ.

3. Создание новой законодательной и институциональной базы такого правового государства, в котором конституционно закрепляется равенство всех форм собственности, обеспечиваются права человека и развитие демократии.

4. Социальная ориентированность экономических реформ с особым вниманием на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения.

5. Постепенность и поэтапность осуществления реформ при безотлагательном решении вопросов по мере их "вызревания".

Для того, чтобы оценить результативность реализации программы реформирования узбекской экономики в период с 1991 по 2001 г., целесообразно проанализировать основные макроэкономические показатели за этот срок.

Один из основных показателей экономической активности государства — валовый внутренний продукт — ВВП (его объем в целом и уровень роста). Анализируя ВВП Узбекистана с 1992 по 2001 г., можно наблюдать определенное снижение объема ВВП, а также отрицательные темпы роста ВВП в период с 1993 по 1995 г. Самое серьезное падение ВВП наблюдалось в 1994—1995 гг., когда уровень ВВП составил 82% от уровня 1991 г., а темпы роста ВВП представляли собой отрицательную величину — 4,2%. Такое снижение объема ВВП вызвано, прежде всего, полным развалом хозяйственных связей бывшего Союза, еще действовавших по инерции некоторое время (в 1992—1993 гг.), но полностью исчезнувших к 1994 г., на который приходится пик экономического спада в Узбекистане. Другой причиной, повлиявшей на то, что период с 1994 по 1995 г. стал наихудшим за десятилетие развития Узбекистана, было присутствие страны в рублевой зоне, не позволявшее правительству в полной мере .использовать рычаги денежно-кредитной политики и валютного регулирования. В связи с этим возникла острая необходимость введения собственной валюты.

1 июля 1994 г. в обращение была введена национальная валюта Республики Узбекистан — сум, который плавно и автоматически заменил в обращении сумкупоны. Многоступенчатая комбинация, имевшая целью создание национальной валюты, была завершена, и страна получила полноценную денежную единицу, позволяющую проводить независимую денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику. К концу 1994 г. процесс перехода на свободные рыночные цены в основном завершился, и были отменены потребительские субсидии на товары и услуги. Уже в этот период курс на финансовую и макроэкономическую стабилизацию и на рыночные преобразования стал давать реальные результаты: во второй поло-вине

1994 г. темпы спада производства и роста цен замедлились. Начиная с

1995 г., центральными задачами макроэкономической политики стали преодоление спада производства и дальнейшее укрепление национальной валюты, а главным рычагом оздоровления экономики стала жесткая финансовая политика.

Первые результаты экономической политики, направленной на макроэкономическую стабилизацию, проявились уже в 1996 г. С этого года начинается подъем экономики — рост ВВП составил 1,7% в

1996 г. и 5,2% в 1997 г. Но финансовый кризис 1998 г. в России, косвенно затронувший Узбекистан, несколько замедлил рост ВВП — до

4,4% в 1998 и 1999 гг. Отметим, что Узбекистан является первым государством среди стран СНГ, вышедшим в 2000 г. на уровень 1991 г. по объему ВВП в текущих ценах.

В структуре ВВП Узбекистана ведущую роль продолжает играть сельское хозяйство. Основные тенденции развития этой отрасли за указанный период — уменьшение площадей посевов хлопка и увеличение площадей посевов зерновых. При этом производство хлопка практически удалось сохранить на прежнем уровне, а урожай зерна вырос в полтора раза. Это позволило Узбекистану решить проблему зерновой независимости и с 2000 г. прекратить импорт зерна. Несколько упало производство риса, мяса, молока и яиц, но в принципе это падение оказалось незначительным.

Доля промышленности в структуре ВВП уступает доле сельского хозяйства в 1,8—2 раза, что отражает реальное "соотношение сил" в экономике. Наибольший спад промышленного производства пришелся на период с 1993 по 1996 г., когда показатель роста промышленного производства в целом имел отрицательную величину. Однако, начиная с 1995 г., отмечается устойчивая положительная динамика роста во всех отраслях. Особенно быстро росли переработка нефти, газа, угля и железосодержащих металлов, выпуск машин и оборудования, продукции текстильной, обувной, пищевой отраслей, а также производство строительных материалов.

В структуре промышленного производства Узбекистана в 1996 г. появилась новая отрасль — производство легковых автомобилей. Появление этой отрасли связано с учреждением совместного предприятия "УзДЭУавто" вместе с южнокорейской фирмой "ДЭУ". В 1996 г. совместно с германской компанией "Мерседес" начата сборка грузовых автомобилей".

Наряду с достижением зерновой независимости, в качестве одной из основополагающих задач была выдвинута задача достижения нефтяной независимости. Для ее выполнения было решено увеличить объем добычи и разведки сырья. Если в начале 90-х годов Узбекистан ежегодно импортировал около 10 млн. т нефтепродуктов, то к 1998 г. производство сырой нефти и газоконденсата существенно увеличилось и достигло 8,1 млн. т в год. В 2001 г. республика впервые не только полностью покрыла собственные потребности в нефтепродуктах, но даже приступила к экспорту нефти.

На протяжении последних десятилетий Узбекистан был одним из крупнейших экспортеров газа, который доставлялся в европей-

скую часть Союза ССР по трубопроводам "Средняя Азия—Центр", "Бухара—Урал" и "Бухара—Москва", а оттуда по экспортным газопроводам направляется в европейские страны. После распада СССР поставки узбекского газа в Россию, а также в восточно- и западноевропейские страны были прекращены из-за резкого увеличения стоимости транспортировки. К 1999 г. добыча газа увеличилась по сравнению с 1994 г. на 7,5 млн. куб. м. В настоящее время узбекский газ потребляется в самой республике и экспорти-руется в Таджикистан, Киргизстан, южный Казахстан и Туркменистан. 1994 г. по производству нефти и газоконденсата республика опередила Туркменистан и Украину (в Узбекистане было добыто 5,5 млн., в Украине — 4,2, в Туркменистане — 4,1 млн. т), а по производству природного газа — Туркменистан (Узбекистан — 47,2 млрд. куб. м, Туркменистан — 34,8 млрд. куб. м). Узбекистан стал вторым в СНГ производителем газа после России.

Еще один важнейший макроэкономический показатель — курс национальной валюты — сума, введенного в Узбекистане в 1994 г. В 1996 г. курс узбекского сума к американскому доллару составлял 1:56.04. В период с 1996 по 1999 г. повышение курса доллара было стабильным и составляло 30 сумов в год. В 2000 и 2001 гг. курс доллара резко повышается. Темп роста этого курса составил в 2000 г. 230%; таким же он был и в 2001 г. Напомним, что валютный курс в Узбекистане является свободным и регулируется Центробанком Узбекистана. Резкое повышение курса доллара в 2000—2001 гг., скорее всего, связано со стремлением руководства страны попытаться постепенно приблизить валютный курс к его реальной рыночной величине. Мотивация действий правительства понятна, так как, с одной стороны, Узбекистан извлекает уроки из российского финансового кризиса 1998 г. и старается не повторить ошибок России, понимая, что построение рыночной экономики невозможно без реального рыночного валютного курса. С другой стороны, следуя принципу постепенности реформ, руководство Узбекистана не может пойти на полное и одномоментное "отпущение" валютного курса.

Демографическая ситуация в Узбекистане обладает спецификой, проявляющейся в двух факторах: значительном ежегодном приросте населения и значительной доле населения, проживающего в сельской местности. Эти особенности обусловливают структуру занятости трудоспособного населения Узбекистана в различных отраслях. Наибольший уровень занятости — в сельском хозяйстве, она доста-

точно высока также в сфере промышленного производства, образовании, культуре, науке и искусстве. Общая тенденция по всем отраслям — практически постоянное число работающих в период с 1995 по 2000 г. Уровень безработицы в Узбекистане также величина постоянная и составляет 0,3—0,5% от общего числа работающих. Это около 45 тыс. человек. Отсюда можно сделать вывод о том, что большую часть эмигрантов из Узбекистана составляют безработные.

Основные причины эмиграции населения — это нехватка рабочих мест и низкая заработная плата. Причем в сельском хозяйстве, где занята большая часть населения Узбекистана, заработная плата особенно низка. В январе 1999 г. она составляла 2,7 тыс. сумов при курсе доллара 110,7 сумов (это — 24 долл.) Работа на промышленных предприятиях, в строительстве и системе транспорта оплачивается лучше — в 1998 г. средняя зарплата в этих отраслях составляла около 10 тыс. сумов. Средний уровень зарплаты в 4—4,5 тыс. сумов поддерживался в том же году в торговле, образовании и медицине.

Анализ макроэкономических показателей Узбекистана в период с 1992 по 2001 г. свидетельствует о том, что в рыночную экономику страна входит с минимальными потерями. Хотя темпы проведения экономических преобразований в республике, по мнению международных экономических организаций, недостаточно высоки. Но именно такие темпы уберегли страну от потрясений политического и социально-экономического характера, с одной стороны, а с другой — обеспечили и обеспечивают решение тактических и стратегических задач переходного периода.

"Азия и Африка сегодня", М., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.