Научная статья на тему 'Центральная Азия: особенности национального финансового кризиса'

Центральная Азия: особенности национального финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральная Азия: особенности национального финансового кризиса»

страивание независимой внешней политики с четко выраженными обязательствами, но не предусматривающей вхождения в какие-либо альянсы. При этом вполне возможно, что связи Туркменистана не только с Ираном, но и с арабским миром будут укрепляться быстрее, чем при Ниязове. В пользу этого говорит, например, тот факт, что свои первые официальные зарубежные визиты нынешний туркменский президент совершил в Саудовскую Аравию (апрель 2007 г.) и Иран (июнь 2007 г.).

«Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья», М., 2008, № 18, с. 110-151.

Д. Файзуллаев, доктор экономических наук ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Мировой финансово-экономический кризис, набирающий в последнее время все большие «обороты», широко шагает по планете. Ни одна страна мира не может в полной мере нивелировать его негативное влияние. При этом характер проблем, порождаемых кризисом, их острота и способы разрешения в разных государствах значительно отличаются. Формы проявления кризисных явлений находятся в прямой зависимости от степени развитости экономической системы той или иной страны. В первую очередь, значительно ухудшается экономическая ситуация в слаборазвитых рыночных экономических системах, поскольку в условиях усиливающейся конкуренции в борьбе за выживание всегда побеждает сильнейший, поглощая более слабого.

Изучение особенностей проявления кризиса в государствах Центрально-Азиатского региона представляется очень важным, поскольку все они - экономические партнеры России, в той или иной мере связанные с ней реализацией разнообразных хозяйственных проектов. Таким образом, РФ и центральноазиатские государства неизбежно испытывают на себе влияние экономических процессов, как положительных, так и отрицательных, происходящих в каждом из отдельно взятых государств.

В настоящее время состояние экономики всех стран региона крайне неустойчиво как в чисто хозяйственном, так и в социально-политическом плане. Практически во всех из них наблюдаются та-

кие кризисные явления, как формирование государственного бюджета с большим дефицитом (кроме Казахстана), нескоординиро-ванность ценовой политики с покупательной способностью населения и товарностью рынка, высокий темп инфляции, кризис банковской сферы, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов роста ВВП. Отличия проявлений кризиса в разных странах обусловлены спецификой отраслевого развития национальных экономических систем и масштабом рыночных преобразований.

Казахстан

Среди всех центральноазиатских государств Казахстан наиболее серьезно пострадал от последствий финансового кризиса. Это связано с тем, что республика характеризуется наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системы, а также значительными внутренними инвестиционными ресурсами. Достаточно развитая и интегрированная в мировой финансовый рынок казахская банковская система активно использовала современные формы ипотечного кредитования, инвестировала в ценные бумаги, развивала фондовый рынок.

В то же время Казахстан - это все еще развивающийся финансовый рынок, подверженный отрицательному влиянию при изменении настроения иностранных инвесторов. Именно поэтому казахская финансовая система значительно пострадала от потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг. Так, в 2008 г. казахские банки выплатили иностранным кредиторам 17 млрд. долл., а общий совокупный банковский долг составил почти 80 млрд. долл. Все это привело к снижению внутреннего кредитования, повышению процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также закрытию пунктов экспресс-кредитования (выдача кредитов на короткий период времени без предоставления гарантий). Кризис банковской ликвидности в Казахстане отрицательно повлиял на сектор реальной экономики. Так, значительно пострадала строительная отрасль, поскольку ряд строительных компаний, активно пользовавшихся услугами бан-

ковского кредитования, оказался на грани банкротства. Сооружение многих объектов, в том числе жилых домов, было приостановлено. Для снятия социальной напряженности, вызванной протестами граждан, уже вложивших деньги в строительство, руководство Казахстана заверило, что 8 тыс. дольщиков должны получить свои квартиры уже в конце 2008 г. - начале 2009 г., а остальные - до конца 2009 г. При этом падают цены на рынке первичной и вторичной недвижимости - они уже снизились на 25-40%, в зависимости от типа дома и его расположения. Такое существенное падение цен спровоцировано значительным ростом безработицы и снижением покупательной способности населения в целом. В 2008 г. серьезные потери понес малый и средний бизнес Казахстана, в котором на начало года было занято 1,4 млн. человек. Но уже к 1 апреля их число сократилось до 800 тыс. В результате возникла проблема сокращения налогооблагаемой базы, а следовательно, и снижения доходов казахского бюджета. Ситуация на мировых рынках вызвала также снижение производства в горнорудной и металлургической отраслях. Так, металлургическая компания «Arce-lor Mittal Steel Temirtau» отправила в неоплачиваемый отпуск более 4 тыс. человек ввиду значительного падения мировых цен и спроса на продукцию сталелитейной промышленности.

Значительно выросли цены на продукцию сельского хозяйства, что особенно сильно отразилось на населении. Согласно информации Казахстанского агентства по статистике, больше всего увеличилась цена на рис (28,7%), семена подсолнечника (23,7%), мясо (15-18%), морковь (17%), лук (14%), картофель (13%). Все вышеперечисленное способствовало ухудшению макроэкономических показателей Казахстана в целом. Так, уже в 2007 г. прирост ВВП (8,5%) замедлился по сравнению с 2006 г. По оценке правительства Казахстана, в 2008 г. этот показатель составил около 5%, а в 2009 г. может оказаться еще меньше.

Одна из основных задач правительства Казахстана в настоящее время - удержание инфляции на уровне менее 10%. В 2008 г., согласно официальным данным, инфляция составила 7,9-9,9%. Хотя, учитывая остроту финансового кризиса именно в октябре-декабре, в целом за год этот показатель может быть и гораздо выше. В подтверждение сказанного отметим, что в отчете Азиатского банка развития о ситуации в Казахстане за 2008 г. подчеркивается, что в экономике вызывают тревогу прежде всего инфляция и банковский сектор.

В сложившейся ситуации Астана предпринимает определенные меры для преодоления финансового кризиса. Значительное место, в частности, отводится созданному в 2000 г. Национальному фонду, который аккумулирует доходы, поступающие от продажи нефти и газа. В конце 2008 г. резервы фонда составляли 27,5 млрд. долл. Из этих средств правительство намерено использовать 10 млрд. долл., в том числе 5 млрд. долл. будут направлены на капитализацию новой структуры, создаваемой путем слияния двух компаний - холдинга «Самрук» и государственного фонда «Казына». Новый фонд «Самрук-Казына» с общей капитализацией 40 млрд. долл. будет представлять холдинговую компанию, специализирующуюся на управлении госактивами, а именно: государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», государственно -го ядерного агентства «Казатомпром» и компании «Казахтелеком». Оставшиеся 5 млрд. долл. будут использованы для финансового вливания в экономику Казахстана. Кроме этого, еще 5 млрд. долл. будут выделены правительством из других, не имеющих отношение к Национальному фонду, средств и направлены на укрепление банковской ликвидности. Таким образом, в целом финансовые вливания в экономику страны составят 15 млрд. долл.

Все эти меры направлены не только на поддержание национальной финансовой системы в условиях кризиса, но и на достижение поставленной президентом Н. Назарбаевым задачи вхождения Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Однако вряд ли предпринимаемых усилий будет достаточно для достижения данной цели. Согласно докладу о конкурентоспособности экономик мира в 2008-2009 гг., подготовленному Всемирным экономическим форумом, Казахстан опустился на пять позиций по сравнению с 2007 г., оказавшись на 66-м месте. Основными факторами, повлиявшими на эту отрицательную динамику, по мнению Азиатского банка развития, являются «...необходимость контролировать растущую инфляцию и повышать эффективность работы отечественных банков в создавшихся непростых условиях».

Туркменистан - заложник собственных рыночных преобразований

Мировой финансовый кризис, скорее всего, не окажет непосредственного негативного влияния на туркменскую экономику, поскольку в течение многих лет, вплоть до прихода в 2007 г. к вла-

сти президента Г. Бердымухамедова, Туркмения придерживалась курса на экономическую изоляцию страны. Это обусловило ее не-интегрированность в мировую экономическую систему. Кроме того, финансовый сектор Туркменистана развит намного слабее, чем в других государствах постсоветского пространства. Следовательно, глобальные экономические процессы, в том числе и текущий мировой финансово-экономический кризис, в республике практически не проявляются. До настоящего времени Туркменистан не брал значительных кредитов в иностранных банках, поэтому у страны нет такой задолженности, как у других государств бывшего СССР. Кроме того, Туркменистану пока удается избегать серьезных проблем, вызванных финансовым кризисом, во многом благодаря стабильно высоким ценам на основной предмет туркменского экспорта - природный газ, обеспечивающий значительную часть поступлений в госбюджет.

Основные социально-экономические проблемы Туркменистана связаны с тем, что с начала 2008 г. здесь установлен новый курс национальной валюты - маната. Это было сделано с целью сокращения разрыва между неофициальным обменным курсом (24 тыс. манат за 1 долл.) и прежним официальным курсом (5 тыс. манат за 1 долл.). Новый курс ближе к срединному значению -14 250 манат за 1 долл.), но не является рыночным, поскольку не отражает динамику спроса и предложения валютного рынка. В результате проведения валютной реформы резко подорожали продукты питания и товары первой необходимости, выросли цены на бензин. Сейчас обсуждается вопрос о пересмотре тарифной политики в системе жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что значительная часть услуг ЖКХ в течение многих лет была для всех жителей Туркмении бесплатной.

Согласно данным правительства Туркменистана, темпы роста ВВП в 2008 г. составили 7%, а инфляции - 7-10%. Таким образом, основной источник внутренних проблем в республике на данный момент - не глобальный финансовый кризис, а проведение валютной реформы, значительно сократившей накопления граждан в долларах и вызвавшей социально-экономический кризис. Представляется, что в 2009 г. экономическая ситуация в Туркмении может ухудшиться, если под влиянием мирового финансового кризиса изменится ценовая политика на мировом рынке природного газа.

Узбекская банковская реформа

Узбекистан, так же как и Туркменистан, избежал большинства проблем, вызванных непосредственно финансовым кризисом, поскольку экономика страны носит закрытый характер, практически не интегрирована в мировую финансовую систему и базируется на реальном секторе при слабой банковской системе. В то же время Узбекистан испытывает отрицательные последствия российского финансового кризиса. Это связано с тем, что от 10 до 20% ВВП Узбекистана составляют денежные переводы, которые поступают от рабочих-мигрантов, трудящихся в России и Казахстане. Так, только в первом полугодии 2008 г. объем переводов в страну составил почти 2 млрд. долл. Кроме существенного вклада в ВВП республики, трудовая деятельность (легальная и нелегальная) узбеков за пределами республики в значительной мере способствовала хотя бы временному решению проблемы массовой безработицы, уровень которой в республике очень высок. В настоящее время строительный сектор России и Казахстана, где была занята большая часть рабочих-мигрантов, испытывает серьезные трудности - реализация многих строительных проектов приостановлена на неопределенный срок ввиду проблем с финансированием. Найти же работу в других сферах для мигрантов практически невозможно, так как значительная их часть пребывает на территории России на полулегальном положении, не обладает высокой профессиональной квалификацией и плохо знает русский язык.

Итак, в ближайшем будущем Узбекистан столкнется с необходимостью решения двух серьезнейших проблем, существовавших и ранее, но значительно усугубившихся под влиянием финансового кризиса в России, - бедности и безработицы. Причина тому -предстоящее массовое возвращение рабочих-мигрантов на родину. Эта ситуация уже отразилась на темпах роста инфляции и сокращении платежеспособного потребительского спроса, вызвав кризис на потребительском рынке. В сентябре 2008 г. в среднем на 20-22% повысились цены на топливо. С октября повысились тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение (на 15%), а также стоимость жилищных эксплуатационных услуг (на 10%). Ожидается подорожание проезда в общественном транспорте. Однако больше всего возросли цены на продукты питания: хлеб (на 25%), масло, мясо, сахар, макароны (на 50%), рис (в 2,5 раза).

В настоящий период узбекские власти предпринимают различные меры для того, чтобы обезопасить банковскую систему от возможных негативных последствий, которые уже начали проявляться. Банковская реформа началась здесь в ноябре 2007 г., когда вышел президентский указ, согласно которому банки и другие финансовые институты обязаны содействовать росту сбережений населения и сокращению объема денежной наличности в обороте. В феврале 2008 г. банки были освобождены от уплаты налогов при условии направления свободных средств на увеличение собственного капитала. В ноябре 2008 г. было опубликовано постановление президента И. Каримова «О проведении среди коммерческих банков республики конкурса по привлечению вкладов населения». Коммерческие банки, привлекшие больше всех вкладов населения, получат специальный призовой фонд. Представляется, что основная цель этого постановления - создание препятствий для внезапного массового оттока финансов из банков. Но, скорее всего, именно это в настоящее время и происходит. Вкладчики, забравшие свои вклады, не спешат возвращать их на банковские счета и переводят деньги в иностранную валюту - доллары и евро.

Из чего нельзя не сделать вывод: узбекские банки не вызывают доверия у населения, что порождает проблемы с наличием в них национальной валюты. Таким образом, проводимая банковская реформа пока не достигает поставленной цели.

Киргизстан и Таджикистан: рикошет российского финансового кризиса

Мировой финансовый кризис не оказывает прямого воздействия на экономику Таджикистана и Киргизстана. Подобно Туркмении и Узбекистану, финансовые системы этих республик практически не интегрированы в мировую систему, и поэтому особых потрясений национальные банковские системы не ожидают. Однако экономическая ситуация в этих республиках далека от стабильной. Оба государства переживают системный кризис, характеризующийся глубоким спадом во всех отраслях экономики. Киргизия и Таджикистан удерживали отрицательные «рекорды» макропоказателей в 2008 г. среди всех стран СНГ. Здесь самый низкий рост ВВП - в среднем около 6% - и самые высокие темпы инфляции -26,6% (Киргизстан) и 29,8% (Таджикистан). Причем рост ВВП происходит за счет увеличения цен и прироста темпов развития

торгового и посреднического секторов экономики, а не за счет развития производства. Промышленность этих стран не способна выдержать конкуренции - прежде всего по качеству изделий - с иностранными компаниями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам, сокращая объемы собственного производства.

В Киргизии данный процесс еще более усугубляется тем, что республика в 1998 г. вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Причем условия вступления в ВТО, подписанные Кир-гизстаном, открыли широкий доступ иностранным товарам на местный рынок, практически полностью устранив из него национального производителя, не выдерживающего конкуренции с гораздо более качественными и сопоставимыми по цене импортными товарами. Ситуация значительно осложняется глубоким энергетическим кризисом в республиках, который невозможно преодолеть только за счет собственных ресурсов и потому требующим привлечения иностранных ресурсов и инвестиций.

Несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи между внутренними экономическими проблемами Киргизстана и Таджикистана и мировым финансовым кризисом, эти республики все же ощущают его влияние в секторе реальной экономики. Так, резко упал спрос на экспортную продукцию киргизской и таджикской промышленности и сельского хозяйства. Сокращаются переводы рабочих-мигрантов из России, составлявшие более 30% ВВП Таджикистана и около 50% ВВП Киргизии (по данным Азиатского банка развития, 79% переводов в Киргизстан и 98% переводов в Таджикистан идут именно из нашей страны). Кстати, достаточно сложно оценить число мигрантов из этих республик, работающих в Российской Федерации. По данным Госкомитета по миграции и занятости Киргиз-стана, в РФ насчитывается 500-800 тыс. трудовых мигрантов из этой страны. Согласно информации миграционной службы Таджикистана, за границей работают 600 тыс. граждан республики; из них только в первом полугодии 2008 г. на заработки в Россию уехали 220 тыс. человек. Предполагая, что значительная часть трудовых мигрантов может вернуться на родину вследствие возникших проблем в российском строительном секторе, киргизским и таджикским властям, по-видимому, уже сейчас нужно разрабатывать планы выхода из этой непростой ситуации, поскольку налицо вероятность не только финансовой, но и гуманитарной катастрофы в

этих государствах. Впрочем, как и в других центральноазиатских республиках, за исключением разве что Казахстана.

Российские инвестиции - панацея от кризиса?

Наиболее вероятный путь преодоления последствий нынешнего мирового финансового кризиса, в той или иной степени затронувшего все государства Центральной Азии, - привлечение значительных капиталовложений в наиболее пострадавшие отрасли. Этот регион открыт для инвестиционных вливаний любой страны и любой компании мира. Однако в настоящее время вряд ли стоит ожидать проявления инвестиционной активности, особенно со стороны западных стран. Западные компании и в прежние годы не торопились вкладывать существенные средства в экономику цен-тральноазиатских государств, несмотря на то, что на протяжении практически 10 лет (1991-2000) внешнеполитический курс последних был ориентирован, прежде всего, на сотрудничество со странами Запада. Это объяснялось достаточно высокими рисками вложения капиталов в ослабленные системным кризисом экономики стран Центральной Азии, среди которых главные - неплатежи и низкая рентабельность новых производств, слабость национальных валют, а также политическая нестабильность в Таджикистане, Кир-гизстане и Узбекистане. Кроме того, в настоящее время большинство западных стран предпочитают вкладывать деньги в спасение от мирового финансового кризиса собственных экономик.

Видимо, государствам Центральной Азии целесообразно активнее включаться в конкурентную борьбу за российские инвестиции, которые на данный момент представляются более предпочтительными ввиду активного процесса интеграции - экономической, политической и военной - России и стран Центрально-Азиатского региона, а также относительно более благополучного состояния российской экономики по сравнению с западными государствами.

Руководство стран региона, безусловно, осознает сложность и неординарность сложившейся ситуации, что подтверждают значительные инвестиционные вливания в их экономику в 2008 г. По данным Статкомитета СНГ, в прошедшем году наибольший приток инвестиций наблюдался в Таджикистане - прирост составил 159,5% по сравнению с 2007 г. Причем значительную долю привлеченных средств составили российские вложения в строительство Рогунской ГЭС. Казахстан демонстрировал гораздо меньший прирост -

112,4%, но задействовал в основном собственные инвестиционные ресурсы. В Киргизии темп прироста инвестиций был еще меньше -100,7%. Самая проблемная с этой точки зрения ситуация сложилась в Узбекистане, где показатель роста инвестиционных вложений в 2008 г. составил всего 41%. В этой связи решение руководства Узбекистана о выходе из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), обнародованное в ноябре 2008 г., выглядит, по меньшей мере, немотивированным.

Не рассматривая политические и экономические причины этого решения, отметим, что оно, скорее всего, приведет к замедлению реализации совместных проектов и, соответственно, притока российских инвестиций в республику. В то же время Узбекистан сейчас вряд ли может рассчитывать и на существенный приток западного капитала, а собственных инвестиционных средств у республики практически нет. В целом же представляется, что сложившаяся непростая экономическая ситуация как в Центральной Азии, так и на всем пространстве СНГ требует политического и экономического сближения государств постсоветского пространства, которое позволит совместными усилиями преодолеть отрицательные последствия мирового финансово-экономического кризиса.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 2, с. 13-17.

Юрий Рубцов,

доктор исторических наук

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В «НЕОБЪЯВЛЕННОЙ»

ВОЙНЕ В АФГАНИСТАНЕ (1979-1989):

ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

К 2009 г. относятся две даты, связанные с участием Советского Союза в гражданской войне в Афганистане: 25 декабря -30-летие ввода ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) на территорию соседней страны, а 15 февраля - 20-летие его вывода. Более чем девятилетнее участие Советской Армии во внутриафганском конфликте стало важнейшим событием в новейшей истории СССР. Ряд исследователей прямо квалифицируют его как «необъявленную» войну против Афганистана. За минувшие годы по проблеме накоплена значительная литература, насчитывающая более 800 наименований. Ее наиболее полный историографический анализ проведен А.А. Костырей и С.В. Червонописким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.