Научная статья на тему 'Российские приоритеты в Центральной Азии'

Российские приоритеты в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские приоритеты в Центральной Азии»

Каспийском регионе, следует заключить, что потенциальную угрозу безопасности и интересам Российской Федерации в регионе представляют:

- неурегулированные этнополитические конфликты, а также та геополитическая ситуация, которая может возникнуть в случае их урегулирования;

- политика основных мировых и региональных акторов в ЧКР, направленная на расширение территории их влияния, установление контроля над транзитными потоками в регионе в ущерб интересам России и зачастую принимающая ярко выраженный антироссийский характер;

- исламский фактор, представляющий собой совокупность исторических, культурных и социально-политических особенностей религиозной ориентации мусульманских сообществ, которые могут выступать в качестве одной из доминант этнической мобилизации и политической практики и таким образом служить фактором влияния мусульманских стран на геополитические процессы в ЧКР.

«Научная мысль Кавказа», Р.-на-Дону, 2010, № 1, с. 19-28.

С. Чернявский, доктор исторических наук РОССИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Казалось бы, что стремительно нарастающая глобализация мировой экономики выведет, наконец, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан на широкую дорогу, ликвидировав их былую «пространственную изоляцию». Тем более что наметилась определенная адаптация ЦА к новым правилам и условиям сосуществования в международном сообществе. Участие государств региона в международном разделении труда дало им возможность подключиться к современным телекоммуникационным системам, развивать собственные технологии, привлекать к развитию своих экономик транснациональные корпорации, осуществлять структурные преобразования финансовых и банковских систем, привлекать инвестиции, повышать грамотность населения путем внедрения передовых образовательных программ.

Однако глобальный финансово-экономический кризис внес свои неутешительные коррективы. Он привел к тому, что социально-экономическая ситуация во всех странах региона характеризуется наличием серьезных кризисных явлений, хотя характер и формы их проявления различны и зависят от степени развитости экономических систем. Во всех государствах ЦА государственный бюджет, как правило, формируется с большим дефицитом, ценовая политика не скоординирована с покупательной способностью населения и товарностью рынка, наблюдается высокий темп инфляции, кризис в банковской сфере, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов роста ВВП. Отличия экономического кризиса в отдельных странах связаны лишь со спецификой отраслевого развития национальных экономических систем и уровнем рыночных преобразований.

Казахстан, характеризующийся наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами, больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Развитая и интегрированная в мировой рынок банковская система страны, активно использовавшая современные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг, развитие фондового рынка, больше всех пострадала от финансовых потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг.

Узбекистан, напротив, избежал большинства проблем, связанных с мировым финансовым кризисом, так как его экономика менее интегрирована в мировые рынки, носит закрытый характер и в основном базируется на реальном секторе при слабой банковской системе. Регулируемость национальной экономики, слабая увязка со спекулятивным капиталом позволили Узбекистану избежать проявления финансового кризиса, хотя и не спасли от роста темпов инфляции, снижения темпов роста ВВП, сокращения платежеспособного потребительского спроса.

Киргизия и Таджикистан страдают от системного кризиса, характеризующегося глубоким спадом во всех отраслях экономики. В этих странах самые высокие темпы инфляции: 26,6 и 29,8% соответственно, самый низкий темп роста ВВП - в среднем около 6% (самые худшие результаты в СНГ). При этом следует отметить,

что рост показателя ВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темпов торгового и посреднического секторов экономики. Промышленность в этих странах в условиях высокой инфляции не способна выдержать конкуренцию с иностранными производителями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам, сокращая свои объемы производства. Проблема спада темпов роста реального сектора экономики Киргизии и Таджикистана усугубляется высокой инфляцией. Один из главных путей выхода из кризиса государств ЦА - привлечение инвестиций, причем преимущественно российских, поскольку большинство западных стран исчерпали свои инвестиционные возможности, вкладывая деньги в спасение собственных экономик от мирового финансового кризиса. Да и степень интеграции с Россией у Центрально-Азиатского региона гораздо больше, поэтому российский фактор в преодолении кризисных явлений более чем очевиден.

Какова сегодняшняя позиция России в отношении ЦА? Каковы ее приоритеты на этом внушительном отрезке «дуги нестабильности», огибающей наши южные границы? Ведь для россиян речь идет не об абстрактном уголке земного шара, а о весомой части территории бывшего Советского Союза общей площадью в 4 млн. кв. км с населением свыше 50 млн. человек (из них 7 млн. российских соотечественников). В силу исторического развития и длительного совместного проживания России небезразличны судьбы народов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. А это предъявляет свои, особые требования к внешнеполитическому курсу Российской Федерации в ЦА, вызывает необходимость его постоянной, целенаправленной корректировки.

В стратегическом плане внешняя политика России в регионе направлена на достижение целей, определенных в утвержденной президентом Концепции внешней политики. Речь идет о выполнении таких задач, как:

- недопущение создания в ЦА альтернативных систем безопасности без участия России и противодействие попыткам закрепления здесь военного присутствия третьих стран;

- расширение позиций российского капитала в ключевых отраслях экономики стран ЦА, обеспечение беспрепятственного функционирования транспортных коридоров и коммуникаций, в том числе топливно-энергетических;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников, укрепление позиций русского языка и культуры народов России;

- консолидация многосторонних структур с участием России, упрочение их ключевого значения в обеспечении стабильности и безопасности на южных границах.

Внешнеполитические усилия России в Центрально-Азиатском регионе концентрируются на трех основных направлениях -двустороннее сотрудничество, многостороннее взаимодействие в вопросах безопасности, экономическая интеграция. В развитии двустороннего сотрудничества российская сторона придерживается следующих приоритетов.

Республика Казахстан является основным военно-политическим и экономическим партнером России в ЦА. Стратегический характер наших взаимоотношений определяется геополитическим положением Казахстана, его крупным экономическим и сырьевым потенциалом, значением для России уникального космодрома «Байконур», наличием в стране более чем 4-миллионной диаспоры русского населения. Двусторонние связи отличаются активным многоплановым сотрудничеством, солидной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений). Основные документы - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 г. Между двумя странами поддерживаются интенсивные политические контакты, в первую очередь на высшем уровне. В 2007 г. состоялось восемь личных встреч президентов России и Казахстана, в 2008 г. также восемь, включая государственный визит Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в Астану 22-23 мая 2008 г. Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан занимает третье место после Белоруссии и Украины. В общем товарообороте Российской Федерации с государствами Содружества доля Казахстана составляет 15%. Удельный вес России в товарообменных операциях Казахстана - 24,7%. В структуре российского экспорта в Казахстан ведущее место занимает продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения. В 2008 г. товарооборот между Россией и Казахстаном по сравнению с 2007 г. увеличился на 19,3% и составил 19,7 млрд. долл. Российский экспорт вырос на 12,1% и составил 13,3 млрд. долл. США, а импорт из Казахстана - на 37,8% (до 6,3 млрд. долл.). Порядка 40% товарооборота приходится на приграничную торговлю. Клю-

чевая область экономического взаимодействия - топливно-энергетический комплекс. В 2008 г. Казахстан добыл около 70 млн. т нефти, из которых 63 млн. ушли на экспорт. В планах Астаны увеличить добычу до 80 млн. т в 2010 г. и до 100 млн. т в 2015 г. Сейчас у Казахстана есть два главных пути поставки своей нефти на мировой рынок, оба они проходят через Россию. Это трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который выходит к черноморскому порту Новороссийск, и линия Атырау-Самара. Кроме того, есть проект поставки казахстанской нефти в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу с первоначальной мощностью в 10 млн. т в год. В мае 2008 г. Россия и Казахстан договорились об увеличении мощности КТК с 32 млн. до 67 млн. т нефти в год - в два этапа за период до 2012 г. Развивается сотрудничество в сферах электроэнергетики (энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме) и атомной энергетики (совместная разработка урановых месторождений в Казахстане), в нефтегазовой отрасли (транзит казахстанской нефти на экспорт через территорию России, закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализация совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия). Осуществляется сотрудничество в космической области. Россия арендует расположенный в Казахстане комплекс «Байконур». В январе 2004 г. срок аренды комплекса продлен до 2050 г. На основе подписанных в декабре 2004 и январе 2005 г. двусторонних межправительственных соглашений на космодроме «Байконур» создается космический ракетный комплекс «Байтерек». Россия и Казахстан сотрудничают в военной и военно-технической областях. Осуществляются поставки в Казахстан вооружения российского производства, оказывается содействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники. Россия арендует на территории Казахстана четыре военно-испытательных полигона. Проводится подготовка казахстанских военнослужащих в российских военно-учебных заведениях. Завершена делимитация границы между Россией и Казахстаном (протяженность - более 7,5 тыс. км). 18 января 2005 г. в Москве главами государств подписан Договор о российско-казахстанской государственной границе.

Значение партнерства с Киргизией для России определяется ее геополитическим положением в стратегически важном регионе, многочисленностью русского населения (около 550 тыс. человек, из них граждане России - 15 тыс. человек).

Подходы двух стран по актуальным глобальным и региональным проблемам, вопросам развития и укрепления СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС практически совпадают. Киргизская сторона заинтересована в подключении к процессу формирования Таможенного союза в формате ЕврАзЭС. Плотное взаимодействие налажено в рамках ШОС. Поддерживаются деловые связи по линии оборонных и других силовых ведомств двух стран. Российские регионы проявляют заинтересованность в развитии прямых связей с киргизскими партнерами. Наиболее активные контакты поддерживаются Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Свердловской, Новосибирской, Пензенской, Ярославской, Омской областями, Алтайским краем, Татарстаном. Динамично развиваются торгово-экономические связи. Россия - ведущий торговый партнер Киргизии. В 2008 г. двусторонний товарооборот достиг 1,8 млрд. долл. США. Основные товары российского экспорта - нефтепродукты (около 70%), машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, продукция химической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них. Главные статьи импорта из Киргизии - одежда, стекло и изделия из него, овощи и фрукты. Приоритетные векторы в сфере гуманитарного сотрудничества -образование и наука, сохранение и укрепление в Киргизии позиций русского языка. Важнейшую роль в этом плане играет Киргизско-российский славянский университет, отметивший в 2008 г. свое 15-летие. В вузах России обучаются свыше 13 тыс. киргизских студентов, из них более 10 тыс. - с полным возмещением российской стороной затрат на обучение.

С Республикой Таджикистан 25 мая 1993 г. заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписано более 130 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях.

Россия является одним из основных торговых партнеров Таджикистана, твердо удерживая ведущие позиции по ввозу своих товаров в страну. По данным Минэкономразвития России, в 2008 г. объем товарооборота между нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 30,3% и впервые достиг 1002,8 млн. долл. США (в 2007 г. - 769,6 млн. долл. США), при этом экспорт российских товаров составил 794,1 млн. долл., импорт - 208,7 млн. долл. ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» осуществляет в Таджикистане

крупный совместный проект строительства Сангтудинской ГЭС-1 проектной мощностью 670 МВт. В Таджикистане функционирует несколько десятков малых и средних предприятий с участием российского капитала. Развивается двустороннее сотрудничество в военной области. В Республике Таджикистан дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой с 1 октября 2005 г. после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 г. трансформированы в 201-ю российскую военную базу. Стороны заинтересованы в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества. Общий объем российской военно-технической помощи, оказанной Республике Таджикистан в 2006-2008 гг., составил около 68 млн. долл. США, в том числе в 2008 г. - около 21 млн. долл.

Туркменистан в последнее время заметно активизировал связи с Россией в политической сфере, в том числе на высшем уровне. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев находился в июле 2008 г. в Ашхабаде с официальным визитом. В апреле 2007 г. состоялся рабочий визит в Москву президента Туркменистана Г. М. Бердымухаммедова, а 24-26 марта 2009 г. его государственный визит, в ходе которого россиянам было предложено принять активное участие в реализации проектов в свободной экономической зоне «Аваза» на Каспии, организовать паромное сообщение между городами Туркменбаши и Махачкала, а также выступить в роли генерального подрядчика при строительстве восточного крыла транспортного коридора «Север-Юг» (железная дорога Казахстан-Туркмения-Иран). Оживляется межпарламентский обмен. После визита в Туркменистан делегации Государственной думы во главе с Г.Н. Селезневым (1998) и поездки группы депутатов Государственной думы (2002) в октябре 2008 г. состоялся визит в Ашхабад делегации членов Совета Федерации. В 2008 г. товарооборот (без учета поставок газа) составил 910,2 млн. долл. США (в 2007 г. - 453,7 млн. долл.). Экспорт -809,9 млн. долл., импорт - 100,3 млн. долл. Основными видами российского экспорта являются машины, оборудование и транспортные средства, продукция химпромышленности, металлы и изделия из них, продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а импорта - продукция химпромышленности, текстиль и текстильные изделия, минеральные продукты. Россия продолжает занимать первое место среди внешнеторговых партнеров Туркменистана как по экспорту, так и по импорту. В 2008 г. на ее долю приходилось 39,2% туркменского внешнеторгового оборота (50,5% экспорта и

16% импорта). Основная сфера экономического взаимодействия -топливно-энергетический комплекс. Согласно подписанному в ноябре 2007 г. в Ашхабаде соглашению, цена газа в первом полугодии 2008 г. составляла 130 долл. за 1 тыс. куб. м, во второй половине 2008 г. увеличилась до 150 долл., а с 1 января 2009 г. определяется по формуле цены на рыночных принципах. В Туркменистане зарегистрировано 121 предприятие с участием российского капитала и 120 проектов и контрактов с участием российских компаний на общую сумму 331,4 млн. долл. США и 3,94 млрд. руб. На туркменском рынке активно работает ряд российских компаний - ОАО «Силовые машины», ОАО «КамАЗ», ОАО «Мобильные Телесистемы», ООО «Итера», ОАО «Строй-трансгаз».

С Республикой Узбекистан поддерживаются регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. Договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества составляют около 200 российско-узбекских межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. По итогам двух визитов на высшем уровне - И. А. Каримова в Москву 5-6 февраля 2008 г. и Д. А. Медведева в Ташкент 22-23 января 2009 г. - подписаны: Совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан, межправительственная программа по экономическому сотрудничеству на 2008-2012 гг. Россия по-прежнему остается одним из основных торговых партнеров Узбекистана. В 2008 г. на долю России пришлось 19,1% товарооборота республики (в 2007 г. - 29,4%). По объему взаимной торговли с Россией Узбекистан находится на четвертом месте среди стран СНГ. Доля Узбекистана в общем объеме товарооборота России со странами Содружества составляет 3,8%. В 2008 г. товарооборот России и Узбекистана увеличился на 5% по сравнению с 2007 г., составив около 4 млрд. долл. США. Основными товарами российского экспорта в Узбекистан являются машины, оборудование, транспортные средства (33%), металлы и изделия из них (23%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (23%), а импорта -машины, оборудование, транспортные средства (57%), текстиль и текстильные изделия (21%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13%). Растет интерес российских фирм к инвестированию в экономику Узбекистана. В республике действуют 786 совместных предприятий. Объем инвестиций, вложенных российской стороной в формирование их уставного фонда, превышает 1 млрд. долл. США. В России действуют более 300

компаний с узбекским капиталом. Обеспечение национальной безопасности через двустороннее и многостороннее взаимодействие с государствами ЦА является одним из важнейших направлений российской стратегии в регионе. Незащищенность госграницы России в условиях растущего транзита наркотиков из Афганистана в страны СНГ, Россию и далее в Европу заставляет наращивать соответствующее сотрудничество с центральноазиатскими партнерами.

* * *

События августа 2008 г. на Южном Кавказе заставили руководство ряда государств - членов ОДКБ трезвее оценить ситуацию. Военная угроза, несмотря на все разговоры политиков о приверженности миру и бесконфликтному развитию, не перестала быть реальной. Поэтому на состоявшемся в феврале 2009 г. саммите ОДКБ было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), призванное сформировать единую, высокопрофессиональную и боеспособную группировку ОДКБ. Создание КСОР позволит более эффективно, более жестко реагировать на весь спектр угроз и вызовов. Речь идет прежде всего о защите суверенитета и территориальной целостности государств, о противодействии терроризму, экстремизму, наркотрафику, о проведении специальных операций против организованных преступных групп и, наконец, о предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Наиболее перспективным направлением укрепления взаимодействия в ЦА является, по мнению России, налаживание многопланового экономического сотрудничества, создание регионального «общего рынка», способного обеспечить преодоление массовой нищеты на основе устойчивого экономического развития. Ведь именно решение этих жизненно важных задач способно помочь формированию эффективной демократии в государствах ЦА, обеспечить их цивилизованное развитие. Успех реализации центральноазиатского вектора внешней политики России во многом зависит от того, насколько российская сторона способна помочь своим партнерам эффективно решить жизненно важные для них проблемы в экономике (водно-энергетическая, транспортная, продовольственная, трудовой занятости и миграции), обеспечении национальной безопасности (борьба с криминалом, наркоугрозой и терроризмом) и гуманитарной сфере (светское образование).

Внешняя политика призвана быть действенным помощником решения внутренних задач страны. Однако, поскольку внешнеполитические ресурсы объективно ограничены, они должны сосредоточиваться в первую очередь на жизненно важных для России областях. Это - надежная безопасность во всех ее измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономики страны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественников. Критерием отношений с партнерами должны быть взаимная открытость к сотрудничеству, готовность к действительному учету интересов друг друга.

В условиях, когда в регионе активно действуют новые «игроки», обладающие значительным финансовым, да и военно-политическим потенциалом, российской внешней политике необходимо солидное ресурсное насыщение. При этом, как представляется, следовало бы руководствоваться принципом необходимости дополнительных затрат в перспективный стратегический проект, ориентируясь на достижения системных эффектов. Иным путем добиться желаемых стратегических целей в условиях разворачивающейся острой конкурентной борьбы на постсоветском пространстве невозможно.

Реализация российской стратегии в Центральной Азии должна учитывать не только возросшую дифференциацию постсоветского пространства, но и потенциальные конфликты интересов России с другими экономическими и политическими игроками в данном регионе, особенно с США, странами Евросоюза, Китаем. Очевидно, что при всей неоднозначности последствий долговременного присутствия США было бы контрпродуктивным для российских интересов допустить превращение этого региона в новое поле конфронтации между Россией и США. Для нас, видимо, было бы предпочтительнее добиваться от американцев прозрачности и предсказуемости их действий в военной сфере, заблаговременной информации об их планах в этом регионе на перспективу в контексте совместной антитеррористической борьбы, а также участия в разработке и реализации выгодных России крупных экономических проектов. Необходимо использовать объединяющее воздействие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы религиозного экстремизма. При этом исходить из главного - самым опасным для России сценарием развития событий может стать дестабилизация, развал существующих светских режимов, возникновение межгосударственных конфликтов, приход к власти религиозных экстремистов.

«Мир и политика», М., 2010 г., № 2, с. 87-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.