Научная статья на тему 'УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: ПУТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР'

УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: ПУТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительская деятельность / культура / наука / этнография / музыка / живопись / музей / меценат / искусство / educational activity / culture / science / ethnography / music / painting / museum / philanthropist / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ш.А. Намазова

В статье рассматриваются важные вопросы научной и творческой практики просветительской российской культуры в Узбекистане. На примере просветительской деятельности великого князя Н.К. Романова (1850-1918 гг.), композитора, этнографа, педагога В.А. Успенского (1879-1949 гг.), художника и коллекционера И.В. Савицкого (1915-1984 гг.) раскрывается прогрессивное значение этих деятелей культуры России. Концентрация научного внимания на данные персонажи позволяет сделать важные обобщения и выводы об их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEKISTAN AND RUSSIA: WAYS AND ACHIEVEMENTS OF CULTURAL INTERACTION

This article is devoted to the consideration of important issues of scientific and creative practice of educational Russian culture in Uzbekistan. Progressive significance of some Russian cultural statesmen are revealed as evidence of the educational activities of Grand Duke N.K. Romanov (1850-1918), composer, ethnographer, teacher V.A. Uspensky (1879-1949), artist and collector I.V.Savitskiy. The concentration of scientific attention on these characters enables to make important generalizations and conclusions about their activities.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: ПУТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР»

- Культурология -

УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: ПУТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

КУЛЬТУР

Ш.А. Намазова, канд. филос. наук, старший преподаватель

Филиал Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в г. Ташкенте (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-2-69- 72

Аннотация. В статье рассматриваются важные вопросы научной и творческой практики просветительской российской культуры в Узбекистане. На примере просветительской деятельности великого князя Н.К. Романова (1850-1918 гг.), композитора, этнографа, педагога В.А. Успенского (1879-1949 гг.), художника и коллекционера И.В. Савицкого (1915-1984 гг.) раскрывается прогрессивное значение этих деятелей культуры России. Концентрация научного внимания на данные персонажи позволяет сделать важные обобщения и выводы об их деятельности.

Ключевые слова: просветительская деятельность, культура, наука, этнография, музыка, живопись, музей, меценат, искусство.

Истоки формирования дипломатических отношений России и Узбекистана открывают интереснейшие явления культурной жизни, предоставляют ученым богатое поле научных гипотез и интерпретаций. «История взаимоотношений между Россией и странами Востока, в частности, Центральной Азии уходит своими корнями в глубокую древность» [1, с. 11]. Узбекская культура обогащалась в процессе взаимодействий и установлении взаимосвязей со странами Востока и Запада. России здесь принадлежит ведущее место. По сути формирование системы образования проходило в Узбекистане при активном содействии научных и художественных ресурсов России. Об этом свидетельствуют факты и результаты подвижнической деятельности многих представителей России и, в частности, Н.К. Романова, В.А. Успенского, И.В. Савицкого.

Обосновавшись в Ташкенте, Н.К. Романов развернул здесь кипучую деятельность, оживил культуру своим неутомимыми инициативами, проектами. С именем великого князя связано создание музея, библиотеки, сооружение фонтанов. Н.К. Романов выполнял важную экологическую миссию по сохранению природы, озеленению степей,

выращиванию ценных лесных пород. Он

осуществил научные экспедиции по Амударье, изучал местные обычаи, традиции, которые отражал в своих записях, размышлениях.

Николай Константинович Романов был талантливым предпринимателем, умел зарабатывать деньги посредством бизнеса, организации базара на железной дороге, открытия магазинов, маркетов. Он мечтал о сооружении железнодорожной артерии, связывающую Ташкент с Санкт-Петербургом. Изумительный дворец великого князя в Ташкенте - это одна из оригинальных творческих инициатив великого князя, которую блистательно воплотили архитекторы В.С. Гейнцельман и А.Л. Бенуа в стиле рококко. Романовский дворец изобилует ценными раритетами, произведениями живописного искусства. Он является по сути уникальным музеем классической живописи, образцы которой по своему вкусу великий князь выписывал из Парижа, мебель, фарфор, хрусталь из Венеции и других городов Италии.

В большинстве своем коллекция великого князя состоит из подлинников самого лучшего периода русского искусства, и это самое главное. В ней немало самых лучших полотен, представляющих западноевропейское искусство того времени. Это также

- Культурология -

удивительно красивые, большие, драгоценные скульптуры итальянских мастеров. Всё это попало в Ташкент благодаря Николаю Константиновичу Романову, который эту коллекцию подарил, как он сам выразился "моему любимому городу Ташкенту".

Будучи царских кровей, блестяще образованный, он хорошо разбирался в искусстве, отсюда и такая коллекция. Все эти работы целы, и список его картин известен, и они в нашем главном музее страны. У нас есть все основания говорить, что эта коллекция не только уникальная, но и может считаться одной из лучших в мире.

Меценатская благотворительность и щедрость Н.К. Романова стала легендой. Великий князь любовно обустраивал Ташкент, в частности, строительство водопроводов, кинотеатров,

фотографических лавок, бильярдных залов, музеев, домов для ветеранов-туркестанцев, "выделив 100 тыс.рублей на ветеранские нужды" [2, с. 125].

Перечисляя подвижническую деятельность Н.К. Романова нетрудно обратить внимание на явную перекличку веков, потому сегодня меценатство и благотворительность, человеческая щедрость во благо развития и процветания культуры стала нормой для великих личностей нынешнего времени. Особенно актуальны экологические инициативы Н.К. Романова, направленные на озеленение пространства, высоких дубов, орошение полей, решение проблемы водопользования. Великий князь Н.К. Романов всячески содействовал урбанизации, градостроению, цивилизованному во всех сферах жизнедеятельности человека. Его страсть к коллекционированию стала мощным инструментом создания Музея искусств и других музеев нашей страны. Глубокое изучение созидательной деятельности Н.К. Романова только ещё начинается, и несомненно, что оно открыло много ценного, познавательного и поучительного в плане сохранения художественного наследия.

Говоря о вкладе в развитие культуры и искусства Узбекистана, необходимо отметить, что наибольшее значение имела пло-

дотворная деятельность российских музыкантов-исполнителей, композиторов, педагогов, которые приехав в Узбекистан для поднятия культуры, уровня образования, оставили свой след на благословенной узбекской земле, ставшей их второй родиной. Это такие значимые имена, как Г. Мушель, Я.Б. Пеккер, А.Ф. Козловский, В.А. Успенский. Хочу остановиться подробнее на творческой деятельности В.А. Успенского. Учёный, композитор, этнограф, педагог, просветитель Виктор Александрович одним из первых в Узбекистане обратился к глубокому изучению узбекской национальной культуры, к наследию, и в частности, к макому, «катта ашула». «Деятельность Успенского очень разносторонняя. Он занимается организацией музыкального образования, проводит огромную работу в области собирания народных мелодий, уделяет много сил музыкальному творчеству" [3, с. 145].

В.А. Успенский был учёным-энтузиастом, горячо влюблённым в узбекскую музыку, постигал её самобытность и своеобразие, писал об узбекском музыкальном искусстве глубокие по содержанию труды. Такова, в частности, его работа «Классическая музыка узбеков» (к материалам по исследованию классических музыкальных поэм-макомов) [4, с. 31-38]. Обращённая к искусству макома, данная работа концентрированно отражает эстетику научного творчества В.А. Успенского. В данной работе В.А. Успенский излагает свои творческие принципы и методологию собирания и записи образцов узбекского музыкального искусства. Одним из ключевых методов получения материала для изучения феномена макома здесь является социологический, поскольку «Опросы бухарских хафи-зов об истории макомов не дали никаких существенных результатов» - констатировал В.А. Успенский [4, с. 32]. Это обстоятельство побудило В.А. Успенского разработать алгоритм исследования бухарских макомов, классифицируя их две части: инструментальную и инструментально-вокальную. «Единственным и последним носителем макомов в Бухаре является хафиз Ата Джалал Насыров, бывший при-

- Культурология -

дворным певцом последних трёх эмиров» [4, с. 33]. В ходе анализа структуры макома, В.А. Успенский обладает логикой системного мышления, проявляет яркую способность к систематизации музыкального материала, с присущей ему ясностью логического осмысления макома чётко и рельефно излагает структуру макома. Опубликованная в сборнике «Советский Узбекистан» в 1927 году в Ташкенте, данная работа актуальна и сегодня в контексте возрождения духовных ценностей прошлого.

Необходимо обратить внимание на работу «Катта ашула» [4, с. 47-52]. Примечательно обращение В.А. Успенского к данному жанру, своеобразие которого позволяет выявить его связи с разными жанрами музыкального искусства. Анализируя «катта ашула», В.А. Успенский приходит к следующему выводу: «Декламационные принципы, которые заложены в катта ашула, благодаря их тесной связи со словом, могут быть использованы в различном виде создании речитатива в узбекской опере» [4, с. 52]. В этом рассуждении учёного, этнографа и композитора обозначена перспектива поиска выразительных средств, раскрывающих национальную самобытность оперного музыкального языка. Собственно говоря, этими принципами В.А.Успенский руководствовался при создании своих музыкально-сценических произведений.

Прогрессивные творческие идеи и принципы В.А. Успенского очень актуальны в нынешнее время, эпоху глобализации, когда научная идентичность является важнейшим фактором продвижения узбекского искусства в общемировое пространство.

В.А. Успенский как этнограф проявил подлинный творческий энтузиазм познания узбекской музыки, понимания её смысла. Его просветительская деятельность неотделима от этнографической и композиторской в страстном желании донести духовное богатство узбекской музыки до слушателя. Сегодня, безусловно, необходим новый взгляд на творческую деятельность В.А. Успенского, утверждающий прогрессивность его воззрений.

Ещё одна легендарная личность в культуре Узбекистана Игорь Витальевич Савицкий, основатель Нукусского музея искусств. Подлинный подвижник и просветитель, энтузиаст, художник, этнограф, искусствовед, коллекционер

И.В. Савицкий - это эпоха в мире современного изобразительного искусства.

Идея создания необычного, уникального музея была реализована И.В. Савицким на основе инновационного подхода к собиранию коллекции картин, которые ему удалось сохранить от уничтожения и тем самым открыть миру имена и картины талантливых художников, заложив новые пути в искусстве. Наряду с этим И.В. Савицкий занимался археологическими раскопками, этнографией, исследовал произведение искусства как ученый-искусствовед. Увлечение коллекционированием превратились у И.В. Савицкого в дело его жизни как гениального собирателя картин. Сегодня его имя стало легендой, а его подвижничество символом неутомимости творческих поисков в искусстве.

Его целью было создать необычный музей, не повторять повсеместно распространенный принцип малых Третьяковок. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея. В 1966 году он открыл совершенно уникальный музей. Там ярким пламенем сверкали картины Волкова. Это новое искусство было названо авангардным. Благодаря усилиям лишь одной личности целая эпоха была спасена. Более 50 000 единиц пополнили коллекцию музея - произведения авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства, ценнейший архивный материал (фотографии, документы, воспоминания художников).

Когда И.В. Савицкого не стало, его признал весь мир. Его признали как Спасителя, который сохранил целую эпоху авангардного искусства и огромный пласт прикладного искусства каракалпаков. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире. Музей, дополненный историческими экспонатами и произведениями декоративно-прикладного искусства, несо-

Культурология

мненно, является одним из лучших в стране и в Центральной Азии. «Один из лучших музеев мира» - назвали его Ф.Миттеран и А.Гор.

В 2002 году Указом Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова И.В. Савицкий был посмертно награждён одной из высших наград страны - орденом «За великие заслуги». Наследие Савицкого составляют 7 452 произведения живописи; 25 223 графики; 1 322 скульптуры; 7 562 произведения народно-прикладного искусства, 1 902 монеты; 8 618 находок археологических исследований.

Итак, три личности - Н.К. Романов, В.А. Успенский, И.В. Савицкий - на первый взгляд фигуры очень разные и несо-

обнаружим черты общности, которые говорят о родстве их творческих душ. Одна из таких сфер деятельности - собирание и коллекционирование образцов искусства. В этом смысле между Н.К. Романовым, В.А. Успенским и И.В. Савицким осуществляется общность идеи создания культурных и образовательных центров, в которых достояние узбекской земли будут сохранены и преумножены для будущих поколений.

Историческая память культуры - великая сила, связывающая настоящее с прошлым и будущим. Именно этот принцип объединил таких великих личностей как Н.К. Романов, В.А. Успенский, И.В. Савицкий.

поставимые, но обратившись к ним, мы

Библиографический список

1. Костецкий В.А. Россияне в Узбекистане: под ред. С.И. Герасимова. - Т.: Нихол, 2008. - 11 с.

2. Костецкий В.А. Россия и Узбекистан: грани сотрудничества. Люди. События. Итоги. Т. 2. - Т.: «Mahalladosh», 2019. - 125 с.

3. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистане в его связи с русской музыкой. - М.: Музыка, 1970. - С. 32-33.

4. Успенский В.А. Статьи, воспоминания, письма (сост. И.А. Акбаров). - Т.: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма. 1980. - С. 47-52.

UZBEKISTAN AND RUSSIA: WAYS AND ACHIEVEMENTS OF CULTURAL

INTERACTION

Sh.A. Namazova, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer

Branch of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin in Tashkent

(Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. This article is devoted to the consideration of important issues of scientific and creative practice of educational Russian culture in Uzbekistan. Progressive significance of some Russian cultural statesmen are revealed as evidence of the educational activities of Grand Duke N.K. Romanov (1850-1918), composer, ethnographer, teacher V.A. Uspensky (1879-1949), artist and collector I.V.Savitskiy. The concentration of scientific attention on these characters enables to make important generalizations and conclusions about their activities.

Keywords: educational activity, culture, science, ethnography, music, painting, museum, philanthropist, art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.