Научная статья на тему '«Увидеть в каждом его завтрашний лик. . . »'

«Увидеть в каждом его завтрашний лик. . . » Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Увидеть в каждом его завтрашний лик. . . »»

И. КУЧМАЕВА, ректор Государственная академия славянской культуры

В те давние дни, когда мы увлеченно спорили на заседаниях философского дискуссионного клуба в залах Российского фонда культуры, мой друг Генрих Степанович Батищев звал меня к созиданию разумной ячейки в новом педагогическом движении. Как будто предчувствовал, что дальше мне придется идти без него, абсолютно надежного человека и гениального русского философа, который никогда не предавал, не отступал, не допускал самооправдания и позднего раскаяния, ибо всегда стремился вовремя догадаться о необходимости своего присутствия здесь и сейчас.

Он выстрадал это понимание, живя в мире, где жертвование личностным началом - чужим и собственным - стало практической нормой. Защищая личностный мир, он звал к восприятию другого человека как уникального звена, соединяющего тебя со всей Вселенной и через тебя с нею соединяющегося; звал к готовности увидеть в каждом его завтрашний лик.

Он верил,, что такая связь каждого с каждым — возможна.

Строя академический комплекс, мы всегда помнили о том, «чтобы ближайшая среда, в которой застает себя человек, не замыкала его в себе, не изолировала, не заслоняла от него вселенскую реальность и ее смысл, ее абсолютное начало, но была бы насквозь прозрачным проводником, иначе говоря, чтобы первоначальный дом-и-мир, первичная общность гармонично вписывали человека и приглашали войти в бескрайний мега-мир

«Увидеть в каждом его завтрашний лик...»

как в мега-дом, как в абсолютное высшее Отечество» [1].

Академия была задумана и строилась сразу как малый вуз, чуждый алгоритму стандартизации, растворению человека в гигантских системах средств обучения; как вуз, соразмерный природе индивида, как место со сравнительно малой степенью отчуждения человека от важной задачи духовного само-обретения.

Создавая многоступенчатый образовательный комплекс, мы при поддержке председателя Московского комитета образования Любови Петровны Кезиной прежде всего учредили школу, а через год академию.

Школа №1316 с этнокультурным русским компонентом образования при ГАСК является частью единого комплекса непрерывного гуманитарного образования, предусматривающего развитие ребенка от трехлетнего возраста, когда впервые начинается его обучение (родители отдают его в детский сад), до завершения этого образования наиболее подготовленными учащимися в аспирантуре ГАСК (при защите ими кандидатских диссертаций).

В целом эта система направлена на то, чтобы с первых шагов ввести маленького человека на путь глубокого познания культуры: русской, как культуры своего Отечества, славянской, как культуры своего народа, и европейской, неотделимой частью которой всегда являлась Россия. В то же время концепция непрерывного гуманитарного образования дает возможность молодому человеку почувствовать и осоз-

нать культуру своей страны как органичную составляющую единой мировой культуры всего человечества, впитавшую все ее достижения от древнейших цивилизаций до современности.

Образовательная программа единого комплекса позволяет формировать личность ребенка, а затем и молодого человека как творческую, самостоятельно мыслящую, способную к самопознанию, самосовершенствованию и постоянному расширению своего кругозора. Это дает ему возможность адекватно и самостоятельно воспринимать окружающий мир, осознавать причинно-следственные связи всего происходящего и, следовательно, не послушно и безоговорочно подчиняться информационной агрессии, а при необходимости противостоять ей, сохраняя свою интеллектуальную независимость. Концепция формирования творческого потенциала делает ребенка способным к продуктивной культурной коммуникативной деятельности, активному созиданию окружающего его культурного пространства.

Чрезвычайно интересен опыт «сквозного образования», прижившийся в Академическом комплексе, когда уже на начальных ступенях образования с детьми регулярно встречаются и работают их возможные будущие наставники - крупные ученые и специалисты, ведущие основные курсы в школе, вузе и на ступени послевузовского образования.

Система последовательного обучения дает возможность заметно поднять качество образования, осуществляя на каждом этапе контроль над объемом необходимой информации и степенью ее усвоения учащимися.

В 2001 году в рамках проекта «Славянские культуры на перекрестке тысячелетий», осуществленного историческим журналом «Родина» и Государственной академией славянской куль-

туры, издан первый выпуск Международной программы непрерывного гуманитарного образования, которая осуществляется объединенными усилиями Академического комплекса.

Международная программа в структурно-содержательном плане делится на разделы в соответствии со ступенями обучения: дошкольная, школьная, вузовская, а также по гуманитарным учебным предметам (русский язык, москвоведение, литература, риторика, политология и право, этика, история, культурология, философия, религиоведение, иностранные языки, основы славистических знаний, эстетика и т.д.). Программа основана на принципах преемственности обучения, ранней гуманитарной специализации, выработки ценностных ориентиров, базирующихся на традициях православия, отечественной, славянской и мировой культур.

Для успешной реализации всей программы и решения серьезных задач, стоящих перед единым образовательным комплексом, в школе и Государственной академии славянской культуры разработана глубоко продуманная система дополнительного образования, получившая у нас название системы творческих мастерских. В названии заложен основной принцип их работы: учитель передает своим ученикам не только необходимую, определенную программой сумму знаний, но и свое мастерство, и жизненный опыт, и нравственные позиции. Для своих учеников он является учителем в самом высоком значении этого слова, таким, каким его всегда понимала и представляла национальная педагогическая традиция. В большей части мастерских, там, где это возможно в связи со спецификой их деятельности, нет возрастного деления учащихся на группы, старшие работают вместе с младшими, передавая им свое, хотя и небольшое пока, профессиональное ма-

стерство. Подобным образом работают мастерские живописи, академического рисунка, иконописи и реставрации, росписи по ткани, театрального искусства, фотомастерская, мастерские французского, английского, испанского языков и культуры. Для обмена опытом творческие мастерские организуют совместные итоговые выставки, большинство которых стали уже традиционными для школы и академии: например, ежегодный конкурс - выставка «Святыни славянского мира», проводимый в Болгарском культурном центре в рамках Дней славянской письменности и культуры, или Рождественский конкурс «Свет Вифлеемской звезды», в которых принимают участие дошкольники, школьники всех возрастов и студенты академии. Как правило, выставки сопровождаются творческими встречами-обсуждениями итогов работы с руководителями мастерских, участниками выставок и их родителями.

Школьники, студенты, учителя школы и преподаватели академии часто отправляются в совместные паломнические и познавательные поездки по городам и монастырям - историческим и культурным центрам России, в походы по достопримечательностям и святыням Москвы. Эти поездки способствуют творческому сближению всех участников и реально показывают неразрывное единство образовательного комплекса. Итогом являются научнопрактические конференции, художественные выставки и фотовыставки. Подобные конференции проводились после поездок во Владимир, Ростов Великий, Великий Новгород, Тверь, Старицу, Сергиев Посад, Боровск, Коломну, Варшаву, Краков, Софию, Пловдив, Велико Тырново, Прагу, Белград, Никосию и т.д.

В школе и академии большое внимание уделяется изучению иностранных языков как необходимому «инструмен-

ту» в получении и углублении знаний, приобщению учащихся к достижениям мировых цивилизаций, а также средству пропаганды отечественной культуры среди иноязычных народов. На высоком уровне изучаются европейские языки: английский, немецкий, французский, испанский и итальянский, языки славянских народов: болгарский, сербский, польский и чешский, а также финский язык. Языковые мастерские проводят совместные концерты, вечера, представляют спектакли, проводят конкурсы чтецов стихов на иностранных языках, конкурсы на лучшие переводы иностранных авторов на русский язык и русский стихов на иностранный. Вся эта разнообразная деятельность ведется при посильном совместном участии младших школьников, старших школьников и студентов.

Каждый год весной Творческий центр академии проводит единый смотр-конкурс работ школьных и академических мастерских «Эталоны духовной культуры». Он проходит в течение нескольких недель и включает разные формы творческого отчета мастерских о своей деятельности. Это выставки, концерты, научно-практические конференции, творческие вечера, открытые уроки и т.д. В этом грандиозном действе принимают участие все структуры единого образовательного комплекса, зримо демонстрируя единство образовательной программы.

Если ограничиться опытом Академического комплекса ГАСК (хотя палитра аналогичных моделей сегодня чрезвычайно богата), то необходимо отметить исключительную продуктивность метода творческих мастерских, позволяющую наряду с основной лестницей общего профессионального и духовного роста открыть всем учащимся доступ к «параллельной лестнице»

- возможностям развития их уникальных способностей.

Учебная деятельность мастерских находит отражение и в реальной культурной практической жизни России -студенты академии и учащиеся старших классов принимают участие в возрождении исторических святынь славянских стран и России.

Значимая археологическая работа проводилась в Звенигороде, Берново, Малинниках, а в 2001 и 2002 годах в Удомле. Учащие и учащиеся академии приняли активное участие в разработке и реализации первой эколого-экономи-ческой и социокультурной программы Тверской области. Силами педагогов и учащихся отреставрированы и расписаны заново храмы Владимирской и Калужской епархии, храм св. Георгия в Праге, Ильинская церковь Струпешско-го монастыря в Болгарии, полностью завершена благотворительная реставрация настенной росписи и заново создан иконостас в Троицкой церкви селения Горний Адровац, построенной на месте гибели (в 1876 году) полковника Раевского в Сербии. Одновременно разрабатывается концепция деятельности этого межславянского центра.

Основные принципы непрерывного гуманитарного образования имеют не только учебный аспект. Не меньшую роль они играют и в воспитании учащихся, давая необходимое нравственное основание для всей деятельности школы и академии. Недавние выпускники школы - выпускники академии 2002 года на вручении дипломов сказали замечательные слова: «Нам грустно, но не страшно покидать эти дорогие для нас стены. Тот свет, который был зажжен в наших сердцах, не погаснет. Он укажет верный путь среди всех опасностей, ожидающих нас в будущей взрослой жизни».

Сверхсложной задачей является определение гуманитарного минимума общеобразовательных и компенсационных программ для различных возра-

стных групп. Сложность решения этой задачи обусловлена необходимостью учета суммы несопрягаемых факторов, связанных со спецификой вхождения России в мировое информационное пространство; со спектром реальных и прогнозируемых видов деятельности; с задачами национальной безопасности; с формируемой ныне моделью институализации научных дисциплин, в рамках которой гуманитарные науки приобретают особый статус и экологическую ценность, и т.д.

Основа системы непрерывного гуманитарного образования - многоэтапная подготовка кадров для каждого из звеньев данной системы. При этом необходимо учитывать, что ускоренная смена парадигм, интенсивное обновление знаний выдвигают особые требования и к школьным педагогам, и к вузовским преподавателям. Помощь в решении этой проблемы Академический комплекс получает не только от различных институтов повышения квалификации Министерства образования РФ и Московского комитета образования. Уровень подготовки педагогов нашей академии столь высок, что и они, в свою очередь, проводят семинары повышения квалификации.

Многое упорядочивается и укрупняется в сознании как педагогов, так и воспитуемых при проведении заседаний Международной ассамблеи ректоров славянских университетов, международных конкурсов видеофильмов «Славянская юность: мечты и надежды», Московских студенческих Пасхальных праздников, Московских фестивалей студенческих и школьных хоров духовной музыки, Свято-Елизаветинских чтений (совместно с Марфо-Мариинской обителью милосердия), которые инициированы и организуются академией.

Всемирной известностью пользуются семинары профессионалов, органи-

зуемые ЮНЕСКО на базе кафедры хореографии нашего вуза (создатель факультета хореографии - художественный руководитель Московского государственного академического театра танца «Гжель», народный артист России, профессор, академик Владимир Захаров), к примеру, семинар 1998 года для ведущих хореографов из 16 стран мира. Событием в жизни академии стало посещение занятий кафедры в 2000 и 2002 годах участниками Всероссийской творческой мастерской педагогов-хореографов из 40 регионов России и стран ближнего зарубежья, где, по мнению директора Российского Дома народного творчества Э.С. Куниной, участники семинара «получили незабываемые уроки мастерства высочайших профессионалов».

Поскольку, в соответствии с концепцией, академия реализует особый тип культуры, ибо здесь само служение духовному становлению человека поставлено, безусловно, выше подготовки его к чисто функциональной социальной полезности, постольку особую роль в развитии самосознания педагогов и учащихся играет учебный домовый храм преп. Серафима Саровского, открытый по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по согласованию с парламентом России, который еще в 1992 году поручил академии и школе при ней провести отработку взаимосвязи светского и сакрального начал в обучении по модели непрерывного гуманитарного образования.

В стенах домового храма два раза в месяц школьники и студенты знакомятся с высокими образцами русской духовной музыки, произведениями Борт-нянского, Рахманинова, Кастальского, Чеснокова, Гречанинова, Чайковского, Римского-Корсакова и других, чьи песнопения исполняет хор академии.

В феврале 2000 года хор в Патриар-

шем дворце Московского Кремля открыл цикл концертов, объединенных темой «Христианство и музыка», а в мае 2001 года в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся уникальный концерт духовной музыки, организованный в содружестве со Славянским фондом России, хорами Московского государственного университета и другими творческими коллективами.

Отношение к музыке (идея музыкального преображения мира) в академии особое, что обусловлено в значительной мере личностью музыканта, который руководит факультетом музыкально-исполнительского искусства. Это народный артист России, победитель международного конкурса им. Ф. Бузони в Италии, солист Московской государственной филармонии, профессор, академик ГАСК В.В. Селивохин.

Универсальным явлением в культурной жизни Москвы 2002 года стало исполнение Владимиром Селивохиным в течение двух вечеров всех концертов Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром в Храме Христа Спасителя. Этот концерт маэстро посвятил десятилетию Государственной академии славянской культуры.

Все раздумья о качестве образования получают теоретическое осмысление в ходе систематической научно-исследовательской деятельности, которая в первую очередь направлена на многоплановое изучение панорамы развития славянских культур в их самобытности и взаимодействии, их роли в мировом культурном процессе. В ряду основных фундаментальных и прикладных исследований следует отметить следующие темы: «Культурологические основы непрерывного гуманитарного образования», «Проблемы межславянского сотрудничества: история и современность», «Регионалисти-ка как сфера культуротворчества»,

«Гармонизация светского и сакрального начал в образовании», «Теория гражданства и непрерывное гуманитарное образование в области граждановедения», «Культурное наследие славян и проблема неоязычества». Этим и многим другим темам было посвящено более 40 международных, российских и региональных конференций.

Подвергая серьезному научному осмыслению каждый шаг жизни Академического комплекса, а также, разумеется, самые значительные проблемы в развитии Отечества, в год 10-летия Академии мы четко сознаем ряд разнообразных проблем, требующих безотлагательного решения.

«Утечка мозгов». Министерство образования РФ обеспокоено ежегодным увеличением числа выпускников российских вузов, уезжающих на работу за границу. Только в 2001 г. США были заинтересованы принять по «грин карте» 300 000 русских программистов, около 30 000 желает заполучить Западная Европа.

Вопрос: какие меры можно и нужно принять, чтобы уменьшить (а еще лучше - предотвратить) «утечку мозгов» за границу?

«Уход в себя». В последние пять лет значительно усилилась деятельность различных религиозных сект на территории России и миссионерская деятельность зарубежных эмиссаров. Наблюдается значительное влияние сект (мармоны, «свидетели Иеговы», адвентисты и т.д.) на сознание молодежи и серьезное увеличение числа молодых людей, приходящих в религиозные секты, в том числе и экстремистского толка. Растет число наркоманов.

Вопрос: что можно противопоставить усиливающемуся религиозносектантскому и наркотическому влиянию на молодежь и как можно воспрепятствовать отходу ее от реальной жизни?

Межрегиональный учебный центр

Назрела необходимость создания в Москве МУЦ, в котором бы могли обучаться и проходить стажировку учителя школ и преподаватели вузов различных регионов России, заинтересованные во внедрении в жизнь идеи непрерывного гуманитарного образования (детский сад - школа - вуз - аспирантура).

ГАСК готова взять на себя труд по расширению нашего опыта на регионы через Московский международный славистический центр непрерывного гуманитарного образования, концепция деятельности которого одобрена в сентябре 2002 года на четвертой Ассамблее ректоров славянских университетов в Москве.

Православие. Образование. Культура

Сегодня перед образовательными структурами России стоит задача преодоления многолетнего сознательного дистанцирования от православной компоненты русской культуры, что не позволяет педагогу во всей глубине и правдивости представить творчество Аксакова, Гоголя, Лескова, Достоевского, Мельникова-Печерского, великих Оптинских старцев, Нестерова, Корина, Васнецова, Пришвина, великих зодчих и композиторов России и т.д.

При всем уважении к верованиям различных народов, населяющих Российскую Федерацию, нельзя далее игнорировать тот факт, что именно православный тип духовности формировал в течение столетий и ныне формирует основное, глубинное содержание культуры России

«История культур славянских народов»

Подготовка этого многотомного издания, впервые организуемого учены-

ми Государственной академии славянской культуры в содружестве с Институтом славяноведения РАН вызвано необходимостью осмысления огромного, но пока недостаточно научно обработанного эмпирического материала. В дни празднования десятилетия состоялась презентация первого тома этого уникального издания.

Академия гордится тем, что в числе ее педагогов народный артист России, профессор В.М. Гордеев, народный артист России, профессор В.В. Селиво-хин, заслуженный деятель искусств России, профессор И.И. Поплавская, заслуженный деятель искусств России, профессор И.Т. Овасапов, народный художник России, профессор А.В. Кузнецов и многие другие.

Усилиями этих людей достигается главная цель создания единой системы непрерывного гуманитарного образования - преодоление «узковедомственной» расчлененности образовательного и воспитательного процесса, которая разрушает главное в образовании

- преемственность духовного опыта.

В ходе работы особое внимание уделяется поиску механизмов, с помощью которых достигается мир, согласие, гармония в коллективах учащихся и педагогов.

Размышляя над выстраиванием программ и курсов, заглядывая в исторические судьбы поколений, изучая этнокультурное многообразие эпох и стилей, педагогический коллектив более всего стремится уберечь питомцев от «застывания» на внешних измерениях событий и фактов ради грядущего открытия и обретения себя в мире полифонического сотворчества, абсолютной истины, добра и красоты.

Литература

1. Г.С. Батищев. Найти и обрести себя //

Ступени самообретения. - М., 1992.

Г 0Б6Т ]

воспитанников Государственной академии славянской культуры

Овучение в Академии славянской культуры — путь к истокам духовного единства славянских народов. Тайна их единства, тайна русской души — в удивительном природном, этническом и культурном многоовразии.

Мы овязаны сверечь это многоовра-зие как Высший Дар, завещанный нам, как вечную ценность, от спасения которой зависит спасение души.

Духовное единство славянских народов, их верность духу миролювия — залог мира на планете.

Приовщение к чистым истокам национальных культур, к Святыням России — залог вудущего процветания и влагоденствия народов, называющих ее своей Отчизной.

Мы стали воспитанниками Академии с тем, чтовы знать свою Родину и пользоваться этими знаниями во влаго Земли Русской, с тем, чтовы расширять круг ее искренних друзей, а, следовательно, и круг сторонников миротворческой деятельности.

Будущее России — в духовном расцвете провинции, в становлении всех российских земель. Будущее Москвы — столицы России — в поддержке региональных культур, программ разностороннего развития овластей, краев и респув-лик.

Мы верим в то, что Москва вернет севе имя духовной столицы России, спо-совной совирать земли, что Государственная академия славянской культуры совместно с ее Тверским и Овнинс-ким филиалами в вудущем станет провозвестником новой культурной региональной политики.

Мы надеемся, что наши силы и наши знания вудут востревованы для достижения этой высокой цели. Мы сделаем все, чтовы наши надежды стали реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.