Научная статья на тему 'У меня хороший контакт со студентами. . . они все рядом. . . у меня нет проблем в этом отношении. . . '

У меня хороший контакт со студентами. . . они все рядом. . . у меня нет проблем в этом отношении. . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У меня хороший контакт со студентами. . . они все рядом. . . у меня нет проблем в этом отношении. . . »

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

В. В. Дегтярёва: «У меня хороший контакт со студентами... Они все рядом. У меня нет проблем в этом отношении.»

В связи с тем, что первый выпуск журнала «Культурное наследие России» посвящён 20-летнему юбилею факультета хореографии (ныне Института танца) при Государственной академии славянской культуры, рубрику «Портретная галерея» в этом выпуске редакция решила посвятить человеку, стоявшему у самых истоков создания факультета, его декану, профессору Валентине Васильевне Дегтярёвой.

Многие годы В. В. Дегтярёва занимается составлением и разработкой образовательных программ. Она являлась одним из авторов и разработчиков государственной целевой программы Эстетического всеобуча детей и подростков, работая в научно-методическом центре Министерства культуры. Значительную часть своей жизни и трудовой деятельности Валентина Васильевна посвятила и посвящает Театру танца «Гжель», факультету хореографии (Институту танца), хореографическому училищу, работая над программой комплекса непрерывного хореографического образования. О том, как начиналось становление факультета хореографии, она рассказала: «Мы начинали создание факультета с нуля, поэтому нужно было разрабатывать всё — и программу, и учебные планы, и задания, и методические пособия... Мы издали тогда первый выпуск учебных программ по всем дисциплинам, причём не только хореографического профиля, но и по всем общеобразовательным дисциплинам. Второй круг программ назывался УМК — Учебно-методический комплекс (сейчас УМКД). Этим тоже я занималась лично и отвечала за выпуски всех программ, потому что любое развитие, управление учебным процессом трудно себе представить без должной организационной работы. Большую часть жизни я занималась организаторской и управленческой работой, в том числе, последние годы как декан — это

же не только педагог, это организатор учебного процесса».

На вопрос о том, как новые программы воспринимались учащимися и какие трудности возникали в процессе введения программ в учебный процесс, Валентина Васильевна ответила: «Можно сказать, что программы в большей и в лучшей степени воспринимались именно студентами, чем рядом преподавателей. Некоторые из педагогов отнеслись даже негативно к введению новых программ, поскольку у них уже имелись свои. Второе поколение программ было составлено нами по разосланным Министерством образования образцам — программы же преподавателей иногда не укладывались в определённое число часов, предусмотренное стандартом и учебным планом. Поэтому, вот в этом отношении были трудности».

Мы спросили у Валентины Васильевны, что бы она более всего хотела передать своим ученикам.

«Мне, как человеку, имеющему определённый опыт организаторской работы, — сообщила она, — хотелось бы и учеников своих этому научить — умению организовать свой труд, свой учебный труд, чтобы могли помочь другу, соседу и мне тоже. Что касается организаторской

работы, все студенты умеют мне помогать. Я им даю задания. В основном во время сессии, когда идут государственные экзамены, защиты дипломов — они все рядом. Они не только не отказываются, они готовы и сами предлагают свои услуги... Как мне кажется, у меня хороший контакт со студентами, особенно со старостами. Если меня вдруг нет — старосты за всё отвечают. Я их сначала, конечно, собираю, всё рассказываю, что и как, а они делают. У меня нет проблем в этом отношении. Мне бы, конечно, хотелось научить ребят (мало ли как сложится их трудовая деятельность) не только преподавать и организовывать свой труд, но также организовывать труд коллектива. Может быть, кто-то из них создаст коллектив в будущем. На эту тему мы ведём с ними беседы. Хотелось бы научить стремлению к познанию, расширению своего интеллектуального кругозора, честности, порядочности, ответственности за свой учебный труд, не забывать о культуре поведения. Я не могу пожаловаться и на своих педагогов в этом плане».

На протяжении многих лет в жизни уникального комплекса непрерывного хореографического образования (Хореографическое училище — Институт танца при ГАСК — Театр танца «Гжель») день за днём происходят всё новые и новые памятные, радостные события — концерты, вечера, встречи, презентации, учебные и отчётные мероприятия, выпускные торжества и т.д. Из них более всего Валентине Васильевне запомнились отчётные творческие концерты — института отдельно; института и училища; и, конечно, общие — института, училища и театра. В. В. Дегтярёва, в частности, вспоминает такой концерт в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко: «.в тот день мы заявили о себе уже как о сформировавшемся комплексе непрерывного хореографического образования на всю Москву...»

Значимым событием в своей жизни, и, конечно, в жизни Государственной академии славянской культуры Валентина Васильевна считает само открытие факультета хореографии при ГАСК: «Может быть, отдельные личности не считали это событием, но на самом деле (особенно

15

16

когда уже была разработана программа непрерывного хореографического образования), это тот случай, когда за словом может последовать пример — "Ах, вы нам не верите? Так взгляните на этот комплекс в действии!" И отклики есть. Мы на базе комплекса вместе с Домом народного творчества проводили несколько учебных семинаров для преподавателей хореографических дисциплин и руководителей хореографических коллективов. К нам приезжали гости из Латвии, из Литвы, других стран. Это продолжается и сейчас. Как правило, мы проводим такие семинары осенью. Тем, кто проходит у нас обучение вручается свидетельство о повышении квалификации. Эти мероприятия открывает и ведёт Владимир Михайлович Захаров. Его знают, всегда встречают аплодисментами. Мы обязательно всё показываем гостям — училище, институт, театр, репетиции — всё что угодно. Нам часто задают вопрос: "А почему вы показываете? Некоторые не показывают". "А я не боюсь, — говорит Владимир Михайлович, — берите, берите всё, что вы хотите, фотографируйте". Гости приезжают с камерами, с фотоаппаратами.

.Вот это и есть радость — когда виден результат».

«Расскажите, пожалуйста, о Ваших любимых святых, деятелях культуры — писателях, хореографах, художниках, учёных и т.д.», — попросили мы у Валентины Васильевны.

«У меня много любимых святых, — ответила она, — особенно близок мне святой Серафим Саровский, которому посвящена домовая церковь Академии. Люблю его ещё и потому, что в городе Саров у меня родственники живут, но, так случилось — я туда езжу не только к родственникам, но обязательно поклониться святыням, помолиться и попросить.

.Любимый писатель — А. П. Чехов. Ценю его за остроту ума, глубину мысли. Мне близки также наши отечественные писатели-классики. Люблю Шукшина, его короткие рассказы. Любимая моя литература — это XIX век.

Любимые хореографы — это первые хореографы, которые занимались становлением балета в России — Дидло, Петипа, ну и современные наши хореографы (иных уже нет, а многие

ещё живы) — Ю. Н. Григорович в Большом театре, И. А. Моисеев, конечно же, В. М. Захаров. Владимира Михайловича знают, и он знает людей и любит их, и руководителей, и народное творчество, поэтому, как мы говорим: «Дай Бог ему здоровья».

На наш вопрос о любимых местах в России и за рубежом, В. В. Дегтярёва ответила так:

«В России мне особенно дороги места, где сохраняется культурная традиция, культура, история. Им едут поклониться, хоть раз в своей жизни увидеть: Петербург, Москва, Московская область. Очень люблю Псков, Псковщину как врата в Россию., Смоленск. "И прежде чем стали московские главы, Смоленск возвели на Днепре" — так поют в песне о своём городе жители Смоленска.

За рубежом люблю Италию. Я была во Флоренции, в Венеции, в Риме, в Неаполе. Мне, когда я ещё училась в школе в 9-м классе, приснился Неаполь, и вот, случилось так, что я оказалась в Неаполе уже совсем взрослой девушкой. Но Неаполь, который мне снился во сне, наяву оказался Флоренцией. То есть мне снилась Флоренция. Я тогда испытала очень сильное потрясение».

По словам Валентины Васильевны, к её научным и творческим интересам долгое время относились филология и литературоведение. Она занималась творчеством М. Ю. Лермонтова и хотела писать диссертацию по теме: «Лермонтов на Кавказе», но затем обстоятельства жизни её резко поменялись, и центром внимания стала педагогическая и научно-методическая работа.

О своих достижениях В. В. Дегтярёва умалчивает, хотя их, как мы уже упоминали, множество: реализована крупная образовательная программа по непрерывному хореографическому образованию, соавтором и разработчиком которой является В. В. Дегтярёва, под её руководством ведётся учебный процесс, выпущен уже не один курс молодых специалистов, воспитанных Валентиной Васильевной и т.д. Сама же она говорит: «Это всё заслуги Владимира Михайловича».

В завершении необходимо упомянуть, что В. В. Дегтярёва — заслуженный работник

культуры РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, награждена медалью «В память 850-летия Москвы», медалью «За доблестный труд», медалью им. Крупской (полученной в советское время за педагогический труд), множеством почётных знаков, грамот, а также других российских и зарубежных наград.

Высокий и ответственный пост служения Валентины Васильевны выявил яркие черты её деятельности, справедливой и честной. Тип деятельности руководителя, лишённого тщеславия, наполненного искренним отношением к студентам и педагогам. Каждый шаг своих учебно-педагогических усилий Валентина Васильевна всегда подкрепляет опытом своей повседневной жизни, своим личным примером. Способность

объять одним взглядом сложность в решении трудных проблем организации учебной работы и найти путь к их решению — отличительное качество стиля руководства В. В. Дегтярёвой этой сферой жизни такого замечательного явления, как Институт танца ГАСК.

Её неутомимая деятельность, доброжелательность, приветливость, благородство помогали в течение двадцати лет держать высоко и в чистоте идеалы, которые были заложены в ценностный фонд Института танца в самом начале его развития. Свой вклад в замечательные результаты профессионального возрастания студентов Института танца, в сплочение педагогического коллектива безусловно вносила и продолжает вносить Валентина Васильевна Дегтярёва.

17

Беседовала Юлия Кучмаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.