Научная статья на тему 'Символика и эмблематика ГАСК. Логотипы и знаки'

Символика и эмблематика ГАСК. Логотипы и знаки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭМБЛЕМАТИКА ГАСК / ОРДЕН ВЕРНОСТИ ИМЕНИ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО / ХУДОЖНИКИ-СОЗДАТЕЛИ ЭМБЛЕМАТИКИ ГАСК / FIDELITY ORDER NAMED AFTER ST. SERAFIM OF SAROV / EMBLEMS OF SASC / ARTISTS CREATING SYMBOLS AND EMBLEMS OF SASC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тренихин Михаил Михайлович

В статье воссоздаётся история создания эмблематики Государственной академии славянской культуры, собраны сведения о художниках-создателях эмблематики ГАСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Academy of Slavic Culture (SASC) Symbols and Emblems. Logotypes, badges and tokens

The paper reviews the history of emblems and symbols creation for the State Academy of Slavic Culture. It lists the facts about the artists contributing to it.

Текст научной работы на тему «Символика и эмблематика ГАСК. Логотипы и знаки»

Публикация одного памятника

СИМВОЛИКА И ЭМБЛЕМАТИКА ГАСК ЛОГОТИПЫ И ЗНАКИ

М М. Тренжин

Название вуза, его специфика, несомненно, влияют и на развитие его символики. Наша Академия — особенное учебное заведение. В поздравлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 15-летием основания Государственной академии славянской культуры (21 сентября 2007 г.), адресованном президенту, ректору, сотрудникам и студентам ГАСК, есть слова, наиболее полно характеризующие направленность ГАСК: «Ваша Академия, имеющая государственный статус, органично сочетает светский характер обучения и полноту духовного развития личности, высокие требования к подготовке профессиональных культу-рологов-славяноведов и творческую специализацию по широкому спектру направлений... Основание Академии стало знаковым событием в укреплении сотрудничества Русской Православной Церкви и государства в деле восстановления лучших традиций народного образования России».

Проследить историю развития эмблематики ГАСК можно благодаря логотипу и знакам, разработанным в Академии.

Первым предметом с символикой Академии стал сувенирный значок, изготовленный через год после создания Академии в 1993 г. (рис. 1). К настоящему времени он был забыт и впервые обнаружен в январе 2010 г. при просмотре страниц Интернет-форума «Фалеристика» (littp://fonim faleristika info) Раскрыть историю значка помогла начальник хозяйственного отдела Ольга Ивановна Одинокова, работающая в ГАСК со дня её основания. Она знает и помнит обо всех важных событиях в жизни Академии (без её помощи не удалось бы восстановить многие факты, изложенные в статье). Оказалось, что она сохранила целую коробку этих значков. Какая-то их часть была выдана студентам, а про остальные экземпляры просто забыли на семнадцать лет! Автор эскиза — основатель кафедры изобразительного искусства (тогда она была объединена вместе с кафедрой искусствоведения), её первый заведующий. Народный художник России Валерий Николаевич Балабанов (именно он является автором высшего полководческого ордена России «Георгий Жуков» и одноимённой медали). Тираж значка установить не удалось. По клейму известно, что он был изготовлен ЗАО фирмой «УФЛЕКУ» в Москве. Диаметр значка — 21 мм, изготовлен из латуни, покрыт холодными эмалями, крепление — цанга. Необходимо сказать и про символику значка: аббревиатура АСК расположена поверх стилизованного изображения раскрытой книги, которая традиционно является символом просвещения. Выше находится изображение летящего голубя, с исходящими от него лучами света. Голубь — очень древний символ.

В христианской иконографии он является символом Святого Духа, который даёт понятливость и охоту к учению. В молитве перед учением говорится, что благодать Духа Святого укрепляет душевные силы, чтобы, внимая преподаваемому учению, «возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу».

Академия не всегда находилась в здании по адресу ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2. С момента открытия в 1992 г. и до февраля 1994 г. она располагалась на ул. Красного Маяка в районе Чертаново Центральное. В 1994 г. Академия переехала в район Северное Тушино, где и находится сейчас. Как раз в это время, в 19931994 гг. появился логотип Академии, тогда ещё АСК (рис. 2). Его автор — Иван Лаврентьевич Колчужкин. Символика логотипа такова: аббревиатура АСК размещена на стилизованном изображении свитка, символизирующего образование, а венчает логотип изображение храма, так как Академия сочетает в своей работе светское и духовное начала, чтобы вырастить гармоничную личность. К сожалению, по словам автора, эскизы с различными вариантами не сохранились. Остался только этот, наиболее удачный, который и стал эмблемой Академии в 1994-1997 гг.

В 1997 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.92 № 1691-р и на основании решения Учёного совета АСК от 23.06.97 (протокол № 31) Академия славянской культуры Минобразования России была переименована в Государственную академию славянской культуры Минобразования России (приказ № 1754 от 14.08.97). Именно в 1997 г. логотип Академии приобретает свой современный вид (рис. 3). Автор обновлённого логотипа Академии — Виктория Евгеньевна Гусева, компьютерную прорисовку выполнила Юлия Григорьевна Кучмаева. Фактически логотип остался таким же, но теперь на нём появилась новая аббревиатура — ГАСК.

В 2002 г., к десятилетию Академии, по инициативе первого ректора ГАСК Куч-маевой Изольды Константиновны был учреждён Почётный нагрудный знак ГАСК «Орден Верности имени преподобного Серафима Саровского» (рис. 4). Эскиз знака выполнил Виктор Григорьевич Козырев; прорисовку изображения св. Серафима Саровского — Владислав Павлович Низов. Изображение преподобного в медальоне знака не случайно: св. Серафим Саровский — небесный покровитель Академии. В ГАСК была воссоздана утраченная после революции взаимосвязь светского и сакрального начал в образовании, восстановлена (впервые в современной России) дореволюционная традиция создания домовых храмов при учебных заведениях: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 16 февраля 1994 г. в Академии был освящён Домовый храм во имя преподобного Серафима Саровского, великого русского святого, известного и почитаемого во всём православном мире.

Положение о почётном знаке ГАСК «Орден верности»

Почётный нагрудный знак «Орден Верности имени преподобного Серафима Саровского» учреждён Академической думой (Учёным советом) ГАСК (протокол № 28 от 9 июля 2002 г.) для награждения лиц, внёсших значительный интеллектуальный, духовный, творческий, организационный, финансовый вклад в создание и деятельность Академического комплекса, в осуществление его программ и проектов.

Почётным знаком «Орден верности» по представлению Совета основателей Академии и по решению Академической думы (Учёного совета) ГАСК награждаются преподаватели и сотрудники Академии, граждане Российской Федерации и других государств, внёсшие большой вклад в развитие и деятельность Академии, оставившие значительный след в истории отечественной и мировой культуры.

Лицам, награждённым почётным знаком «Орден верности», наряду с вручением знака, выдаётся удостоверение о награждении.

Знак имеет две степени — «золотую» и «серебряную». При принятии решения о степени награды одним из критериев, но не основным, является стаж работы в Академии. Сотрудникам-активистам, стаж работы которых менее пяти лет, вручают обычно вторую, «серебряную» степень. Более почётным является «золотой» знак, его могут удостоиться наиболее заслуженные сотрудники.

Знак изготовлен из медно-никелевого сплава с холодными эмалями, имеет винтовое крепление, размер — 45 х 45 мм, производитель — АО «Спортзнак» (Москва), тираж — 200 экземпляров каждой степени.

В ноябре 2008 г. при поддержке Международного клуба коллекционеров и любителей истории «Фалеристика» был подготовлен проект знака ГАСК (рис. 5), утверждённый деканом факультета художественной культуры ГАСК, заведующим кафедрой ИЗО Игорем Тиграновичем Овасаповым и ректором ГАСК Аллой Кирилловной Конёнковой. Логотип Академии, для того чтобы он лучше вписался в круг, на эскизе был несколько изменён.

Как показывает практика, информация о знаках и значках очень быстро забывается. Остаются сами артефакты, и рассказать о них можно только то, что на них изображено и написано, — их «легенду». Но, как правило, сведения о том, кто был автором макета, художником, создавшим предмет, каким тиражом выпустили, кому и по какому случаю вручали тот или иной знак, отсутствуют. Уходят люди, с ними уходят и воспоминания. И если такие сведения не были зафиксированы в документах, то они остаются белыми пятнами для историков и коллекционеров. Именно поэтому особенно отрадно, что удалось буквально по крупицам собрать информацию, приведённую в статье.

Хочется выразить огромную благодарность преподавательскому составу и сотрудникам Академии за помощь в изучении истории эмблематики ГАСК.

Краткие сведения о художниках — создателях эмблематики ГАСК

Балабанов Валерий Николаевич

Род. 9 апреля 1939 г. в Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института в 1963 г., профессор. В 1969-1989 гг. — главный художник Центрального телевидения СССР; академик РАЕН. В 19931996 гг. заведующий кафедрой изобразительного искусства Академии славянской культуры. С 1993 г. вице-президент Новой Императорской Академии художеств, сопредседатель Троицкого Православного Собора, основатель и ведущий творческого клуба «Храм вашей души». Член Союза художников СССР, персональные выставки состоялись в Нью-Йорке и Сан-Франциско (1989, 1993). Среди наиболее известных картин — «Полет Троицы», «Храм Христа Спасителя», «Молитва о Романовых», «Под благодатным Покровом» и др. Автор символики и член жюри международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», член Правления фонда «Маршал Жуков», член редколлегий православной народной газеты «Русь державная», журналов «Россияне», «Отечество и вера» и др.; автор высшего полководческого ордена России «Георгий Жуков» и одноимённой медали. Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского. Народный художник России (1995).

Гусева Виктория Евгеньевна

Род. в 1967 г. в г. Москве. В 1988 г. окончила отделение промышленной графики Московского Художественного училища памяти 1905 года; в 1996 г. — факультет графики Московского государственного академического института имени В. И. Сурикова. В 1996-1998 гг. — стипендиат Союза Художников России. Член Союза Художников России (1997). С 1995 г. — постоянный участник городских, региональных, российских и международных выставок. С 1995 г. — преподаватель ГАСК, с 2005 г. — доцент. Работает в разных техниках: живопись, графика, текстиль, коллаж. Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом.

Козырев Виктор Григорьевич

Род. в 1944 г. в с. Калинино Степановского р-на Армянской ССР. Окончил Тбилисскую Государственную академию художеств в 1978 г. (специальность художник-график). Позднее преподавал в родном вузе. Работал в Государственной академии славянской культуры, МОУ СОШ № 1316 с этнокультурным русским компонентом образования. Руководил мастерской рисунка. Виктор Григорьевич отошёл ко Господу в 2002 г.

Колчужкин Иван Лаврентьевич

Род. в 1937 г. в с. Хотьково Думиничского р-на Калужской обл. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище в 1965 г., позднее — Московский Государственный заочный педагогический институт. Работал в Государственной академии славянской культуры, МОУ СОШ № 1316 с этнокультурным русским

компонентом образования. Сабуровской гимназии (ЦНО во имя прп. Серафима Саровского). Руководил мастерской резьбы по дереву.

Кучмаева Юлия Григорьевна

Род. в 1978 г. в Москве. Окончила ГАСК в 2001 г. (факультет Художественной культуры, отделение живописи. Квалификация — художник-живописец). С 2004 г. — кандидат культурологии, доцент кафедры ИЗО. С 1993 г. принимает участие в молодёжных выставках и конкурсах художественных работ в Москве и других городах России, а также в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии. К настоящему времени проведено 15 персональных выставок художницы. С 1995 г. принимает участие в росписи и восстановлении храмов в России и за рубежом. Участвовала в росписи и создании икон для иконостаса домового храма ГАСК во имя прп. Серафима Саровского. Работы находятся в частных коллекциях.

Низов Владислав Павлович

Род. в 1945 г. в Москве. Окончил МГХПУ им. С. Г. Строгонова в 1974 г. Иконописец, профессор ГАСК, член Международной федерации художников. Работал в Государственном литературном музее, издательстве «Современник», Издательском Совете Московского Патриархата, Государственной академии славянской культуры. Православной Вознесенской гимназии, МОУ СОШ № 1316 с этнокультурным русским компонентом образования. Профессор ГАСК. В настоящее время руководит мастерской иконописи Воскресной школы при храме Свв. Бориса и Глеба в Зюзине.

Овасапов Игорь Тигранович

Род. в 1938 г. в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу. Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, затем аспирантуру этого же института по мастерской плаката у Н. А. Пономарёва. С 1970 г. преподаёт на факультете графики в мастерской искусства графики и плаката. В 1970-х гг. И. Т. Овасапов выполнил несколько циклов плакатов, посвящённых армии, молодёжи, природе, экологии. Все они получили широкую известность и были отмечены премиями. Параллельно плакату художник занимался живописью, работая в портрете и пейзаже. Награждён серебряной медалью Академии художеств, присуждена премия Международного биеннале за цикл плакатов. Работы художника находятся в музеях Польши, Чехии, Словакии, в частных коллекциях многих стран мира. Декан факультета Художественной Культуры ГАСК, член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный художник Российской Федерации, Действительный член Академии гуманитарных наук Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой ИЗО ГАСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.