Хроника культурной жизни
ВЫСТАВКА РАБОТ МАСТЕРСКОЙ ИКОНОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ) И МАСТЕРСКОЙ ИКОНОПИСИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ХРАМЕ СВВ. БОРИСА И ГЛЕБА В ЗЮЗИНЕ
С 28 января по 15 февраля 2010 г. в Доме икон на Спиридоновке прошла выставка работ студентов и выпускников мастерской иконописи и реставрации Государственной академии славянской культуры, а также мастерской иконописи Воскресной школы при храме свв. Бориса и Глеба в Зюзине.
Когда в 1990-е годы по постановлению Правительства России стали возвращать отобранные ранее церкви и монастыри Русской Православной Церкви, встала задача их восстановления и художественного оформления: архитектурная реставрация и реконструкция, изготовление церковной утвари, создание монументальных росписей, написание икон.
В 1990-е годы начали открываться иконописные мастерские, распространённым явлением художественной жизни стали выставки церковного искусства, во многих вузах, имеющих факультеты живописи, были открыты учебные мастерские иконописи. Большую роль в сложении современной школы иконописания сыграло творчество архимандрита Зенона (Теодора).
В процессе возрождения, а сейчас и формирования национальной иконописной школы активно участвуют преподаватели, студенты и выпускники факультета Художественной культуры и мастерской иконописи и реставрации Государственной академии славянской культуры.
Факультет был создан в 1995 г., на нём обучаются художники-живописцы и искусствоведы. Среди курсов, организованных для студентов факультета этих двух специализаций, читается ознакомительный курс иконописи и реставрации темперной живописи, проводятся практические занятия. Ещё раньше, в 1992 г., в стенах Академии возникла мастерская иконописи, которой руководил сначала профессор В. П. Низов, затем доцент В. И. Щербинин, доцент С. П. Дорофеева, сейчас — старший преподаватель А. М. Каширина. Большую роль в развитии традиций мастерской сыграл реставратор высшей категории В. И. Алисов.
В соответствии с концепцией образовательной программы Государственной академии славянской культуры, сформулированной её основателем и первым ректором, а сейчас Президентом, доктором философских наук, профессором Кучмаевой Изольдой Константиновной, была разработана уникальная программа обучения в творческих мастерских, позволяющая юношам и девушкам приобретать дополнительные специализации, связанные с личными творческими способностями и стремлениями. В мастерской иконописи и реставрации темперной живописи обуча-
лись и обучаются в настоящее время не только студенты-живописцы, но и студенты других факультетов Академии. Церковному творчеству выпускников и первого руководителя и основателя этой мастерской, профессора Владислава Павловича Низова посвящена данная выставка.
Представленные работы разнообразны по своему назначению и технике исполнения. Основное, что их объединяет, — это актуальность и нужность для современной церковной и, шире, общественной жизни.
Важным направлением работы мастерской, особенно выделенным В. П. Низовым, является разработка новых иконографий вновь прославленных святых. Подобное направление — одно из самых сложных, так как исключает копийность и требует от художника большой подготовительной работы. На выставке оно представлено прорисями, среди которых изображения св. Иулиании и св. Евпраксии Московских, а также изображения святителя Филарета. Новой иконографической разработкой являются и выполненные В. П. Низовым иконы «Свщмч. Анатолий Кавказский» и «Свщмч. Серафим Чичагов» (совместно с А. В. Островской).
Особое место в работе мастерской занимают иконы Св. царственных мучеников в разных иконографиях. На выставке тема эта особенно актуальна, так как 2010 г. — год десятилетия их прославления. Наличие фотографий святых XX в. накладывает особый отпечаток на их изображения в иконописи. Особенно много фотографий сохранилось в архивах царской семьи, что усложнило создание иконографии, так как далеко не всегда и не всем иконописцам удаётся переосмыслить лицо реального человека в лик святого. Теоретическому исследованию данной проблемы была посвящена дипломная работа «Сложение иконографии в XX веке (на примере царственных страстотерпцев)», защищённая С. Ю. Селезнёвой в 2009 г., а практическое осуществление она получила в создании автором иконы Св. царя-мученика Николая II.
Большинство выпускников мастерской обращалось к созданию образа Св. царя Николая II. Разнообразие иконографий царственных мучеников на выставке отражает особую любовь и значимость этих святых для её участников. Естественно, что не все работы выполнены на одном уровне. Очень удачный оплечный образ царя Николая II на красном фоне с золотым нимбом работы О. Г. Тарасовой. Лик царя замечательно похож на известные портреты Николая II, но тем не менее очищен от второстепенного и приобрёл иконописные черты. Икона удачна и в цветовом решении. Не менее интересна икона Николая II с образом преподобного Серафима Саровского в руке, где нимбы святых украшены жемчугом и драгоценными камнями (работа В. П. Низова и Л. В. Низовой). Другие иконы могут показаться слишком резкими или суховатыми. Это объясняется тем, что в мастерской обучаются студенты разных факультетов, не получившие общей художественной подготовки. Тем не менее сам факт их желания работать в данном направлении и общая увлечённость очень положительны, так как приобщают молодого человека к миру высокой нравственной, духовной и культурной традиции.
Помимо изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, особенно почитаемых в Русской Православной Церкви святых — преп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других, — художники мастерской обращались и к изображению славянских святых: на выставке показаны иконы Ю. Г. Кучмаевой «Св. Ио-
анн Рыльский» и «Св. Софроний Врачанский», отличающиеся золотистым тёплым колоритом. Кисти этой же художницы принадлежит центральный образ выставки — икона «Архангел Михаил» — образ, особенно почитаемый в семье Кучмаевых.
Важным моментом современной церковной жизни является создание домашнего иконостаса — тема, также особенно интересующая молодых художников. Одна из лучших работ этого ряда — семейная икона «Избранные святые», выполненная О. Г. Тарасовой. Интересны венчальные иконы, написанные А. Ю. Тарасовым и трагически погибшей М. В. Чернышёвой.
Выпускники мастерской работают не только в области написания икон, но и в церковной графике, в оформлении книги. На выставке показана замечательно украшенная Псалтырь работы В. П. Низова и О. Г. Тарасовой. Для неё же выполнены медальоны с различными сюжетами. Хочется отметить работы И. В. Мамыки-на, создавшего макет и оформление текста актуального сейчас учебника «Основы православной культуры» и проект резьбы для Иверской часовни в Москве. Интересной работой представляется серия изображений из жизни святых, выполненная Л. В. Злотниковой для телепередачи в технике пастельного карандаша на тонированной бумаге. Работу отличает спокойствие и такт, что очень существенно для религиозного искусства.
Иконописцы мастерской принимали участие и продолжают сейчас участвовать в росписи православных храмов. Особенно нужно отметить работы в храме св. Георгия при Посольстве России в Праге (Чехия), в Ильинском Струпешском монастыре в Болгарии, в храме Св. Живоначальной Троицы в селе Горни Адровац в Сербии, в Словакии, роспись храма-памятника над могилой генерала М. Д. Скобелева в имении Скобелевых в селе Заборово Рязанской области, церквях Владимирской, Калужской и Орловской областей (Россия). Особенное место среди церковных художественных работ наших студентов занимает домовый храм ГАСК во имя преподобного Серафима Саровского, открытый в 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Интерьер храма: иконостас, иконы, живопись на стенах — созданы руками студентов и аспирантов Академии под руководством опытных преподавателей. Среди росписей особенное место занимает уникальная композиция на южной стене — «Собор славянских святых». Идея росписи возникла по инициативе студентов и осуществилась по благословению настоятеля домового храма, духовного наставника архимандрита Иеронима (Карпова) в трагические для всего славянского мира дни, в период интенсивных бомбардировок Югославии. В результате коллективной работы возникла основная идея композиции — «Собор славянских святых» — это наша молитва о мире, единении и братстве славянских народов.
Уже один перечень работ участников мастерской иконописи и реставрации свидетельствует о большом интересе учащихся ГАСК к церковному художеству во всех его формах.
На фоне церковного искусства ХХ-ХХ1 вв. мастерская ГАСК выглядит пусть скромным, но самостоятельным и творчески плодотворным явлением современной художественной жизни.
Материал подготовили А. К. Конёнкова, Е. В. Спорова.