Научная статья на тему 'Свет высокого искусства'

Свет высокого искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет высокого искусства»

Культурная жизнь ГАСК

СВЕТ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА

Л. Н. Михеева

Стало едва ли не расхожей фразой выражение «связь времён и поколений». Зачастую мы воспринимаем её как некую абстрактную формулу. Но когда она вдруг обретает живую и яркую плоть искусства, мы замираем от предчувствия встречи с чудом.

Именно такое чудо ожидало многочисленных зрителей Дворца на Яузе 6 июня сего года. Но всё по порядку. Образовательно-культурный комплекс: хореографическое училище — Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК» — Московский государственный академический театр танца «Гжель» — существует 15 лет. У истоков его — главный хореограф, художественный руководитель, директор Института танца, доктор культурологии, профессор В. М. Захаров. Большой коллектив педагогов, учёных-единомышленников, великолепных мастеров своего дела, во главе с

В. М. Захаровым и основателем ГАСК, первым ректором ГАСК, ныне Президентом, доктором философских наук, профессором И. К. Кучмаевой, создавали этот поистине уникальный комплекс, которому в мире нет аналогов. За создание его учёные стали лауреатами Государственной премии Правительства РФ.

Захарова окружают единомышленники, высококвалифицированные мастера хореографии, которые всю душу и сердце отдают воспитанию детей и молодёжи, поддерживая уникальность образовательно-культурного комплекса. Всё в этом на редкость дружном, творческом коллективе, все идеи, задумки, новые хореографические приёмы, методика преподавания классического и народного танца — всё идёт от самого Владимира Михайловича Захарова, внимательного, чуткого, строгого руководителя, который находится в постоянном поиске, ни на минуту не останавливается в своём творческом пути. И это невзирая на то, что, помимо творческих задач, ему приходится решать сотни дел — административных, учебных, хозяйственных. Творить вопреки разного рода препонам и преградам, которые постоянно перед ним возникают. И он работает самозабвенно, на пределе человеческих возможностей. Это поистине труд титана и подвижника.

Среди профессорско-преподавательского состава Московского хореографического училища такие мастера, как народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Б. Б. Акимов; народный артист РФ, лауреат премии имени М. И. Глинки Ю. Н. Петухов; заслуженная артистка РФ Е. Л. Рябинкина; народная артистка РФ, лауреат премии Правительства РФ Л. В. Мовчан; заслуженная артистка РФ И. В. Цуканова; лауреат премии Правительства РФ О. И. Шаройко; заслуженный работник культуры, лауреат премии Правительства РФ В. И. Слыханова; кандидат искусствоведения Н. В. Пермякова; заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ А. В. Ковтун; заслуженная артистка РФ Н. В. Золотова; лауреат

Международных конкурсов А. А. Евдокимов; лауреат Международных конкурсов А. А. Борзов; Е. С. Минеева, С. А. Орехов, Л. Н. Васильева, Б. М. Лапина,

С. Н. Попкова, Р. Г. Ибатулпин, А. Ю. Гривнина.

Дети, подростки, молодые люди, учась здесь, получают не только блестящее профессиональное образование, но и приобщаются к традициям отечественного искусства, культуры, воспитываются в высокой духовно-нравственной и патриотической атмосфере. Говорить можно много, но лучше увидеть. Каждый год МХУ при МГАТТ «Гжель» даёт отчётные концерты на самых престижных площадках столицы: в Зале им. П. И. Чайковского, в Доме музыки и вот теперь во Дворце на Яузе.

Нынешний праздник состоялся в Пушкинский день России — 6 июня. Наверное, в этом есть особый смысл. В этот день царила, торжествовала классика истинного искусства: балета, музыки. Что же увидели зрители на недавнем отчётном концерте? Те вокально-хореографические композиции, дивертисменты, фрагменты из балетов, которые так редко исполняются на сценах или вообще незаслуженно забыты. Звучала величественно-серьёзная музыка В. Моцарта, С. Рахманинова, П. Чайковского; оживали фрагменты из балетов Р. Щедрина, Р. Дриго, С. Прокофьева, И. Стравинского, X. Левенскьольда. Были исполнены: адажио из балета Ф. Яруллина «Шурале»; дивертисмент из балета X. Левенскьольда «Сильфида», фрагмент из балета Р. Дриго «Пробуждение Флоры», «Итальянское каприччо» П. И. Чайковского, фрагмент из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» — «Сады Наины», па-де-де из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка», хореографические и вокально-хореографические композиции. Юные танцоры (учащиеся младших, средних и старших классов училища), выпускники (студенты III курса МХУ, молодые артисты театра классического балета, который также создал В. М. Захаров) танцевали виртуозно и вдохновенно. Порой казалось, что мы вдруг волшебной силой искусства перенеслись в XVIII или XIX в., забыв о сегодняшнем бешеном ритме, о каждодневной суете.

За кажущейся воздушной лёгкостью исполнения хореографических номеров стоит упорный труд людей, фанатично преданных своему делу. Педагоги передают своим питомцам самозабвенную любовь к искусству. Блестящие результаты подтверждают правильность самой идеи образовательно-культурного комплекса непрерывного хореографического образования, все звенья которого связаны воедино. Учащиеся и студенты училища, факультета хореографии Института танца выступают и как артисты театра. Педагоги и ученики делают вместе одно великое дело. Хорошо, если это понимают те, кто может реально помочь комплексу в его деятельности. А если и не всегда понимают, то хочется надеяться, что великий свет искусства сумеет и их озарить.

Торжество России, её великая творческая сила, её гордость, державностъ и нежность, трепетность души — всё было в этом незабываемом концерте, в этом празднике искусства, отражалось в каждом жесте, мимике юных исполнителей, наследующих и продолжающих богатые традиции русской хореографической школы.

Особо хочется сказать о финале. Со всей мощью и размахом зазвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. И на сцене гармонично соединились хореографическая классика и народное искусство, которое всегда питало и питает русский балет. Музыка сплелась с хореографией, на сцене в едином творческом порыве предстала талантливая и вдохновенная русская душа.

Подвиг — нести Искусство,

Подвиг —учить детей, растить, как колосья, чувства, спасать от псевдострастей; ждать не цветов, не улыбок, не славословья толпы — мир создавать:

он зыбок, глаза его будто слепы.

Прозренье —увидеть в детях славу грядущих дней, мир в первозданном свете, творческом свете лучей.

И собирать всё вместе: ремёсла, песни, мечты, танцы — чудес чудесней — в единый мир красоты.

«Гжель» проплывёт, что лебедь, отсвет её — в куполах, золотом в снеге белом и в васильковых полях.

Господь указал ему место,

дал терпенье, талант, мастерство.

А труд — это подвиг Маэстро, и в этом — величье его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.