Культурная жизнь ГАСК
СВЕТ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
Л. Н. Михеева
Стало едва ли не расхожей фразой выражение «связь времён и поколений». Зачастую мы воспринимаем её как некую абстрактную формулу. Но когда она вдруг обретает живую и яркую плоть искусства, мы замираем от предчувствия встречи с чудом.
Именно такое чудо ожидало многочисленных зрителей Дворца на Яузе 6 июня сего года. Но всё по порядку. Образовательно-культурный комплекс: хореографическое училище — Институт танца ФГБОУ ВПО «ГАСК» — Московский государственный академический театр танца «Гжель» — существует 15 лет. У истоков его — главный хореограф, художественный руководитель, директор Института танца, доктор культурологии, профессор В. М. Захаров. Большой коллектив педагогов, учёных-единомышленников, великолепных мастеров своего дела, во главе с
В. М. Захаровым и основателем ГАСК, первым ректором ГАСК, ныне Президентом, доктором философских наук, профессором И. К. Кучмаевой, создавали этот поистине уникальный комплекс, которому в мире нет аналогов. За создание его учёные стали лауреатами Государственной премии Правительства РФ.
Захарова окружают единомышленники, высококвалифицированные мастера хореографии, которые всю душу и сердце отдают воспитанию детей и молодёжи, поддерживая уникальность образовательно-культурного комплекса. Всё в этом на редкость дружном, творческом коллективе, все идеи, задумки, новые хореографические приёмы, методика преподавания классического и народного танца — всё идёт от самого Владимира Михайловича Захарова, внимательного, чуткого, строгого руководителя, который находится в постоянном поиске, ни на минуту не останавливается в своём творческом пути. И это невзирая на то, что, помимо творческих задач, ему приходится решать сотни дел — административных, учебных, хозяйственных. Творить вопреки разного рода препонам и преградам, которые постоянно перед ним возникают. И он работает самозабвенно, на пределе человеческих возможностей. Это поистине труд титана и подвижника.
Среди профессорско-преподавательского состава Московского хореографического училища такие мастера, как народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Б. Б. Акимов; народный артист РФ, лауреат премии имени М. И. Глинки Ю. Н. Петухов; заслуженная артистка РФ Е. Л. Рябинкина; народная артистка РФ, лауреат премии Правительства РФ Л. В. Мовчан; заслуженная артистка РФ И. В. Цуканова; лауреат премии Правительства РФ О. И. Шаройко; заслуженный работник культуры, лауреат премии Правительства РФ В. И. Слыханова; кандидат искусствоведения Н. В. Пермякова; заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ А. В. Ковтун; заслуженная артистка РФ Н. В. Золотова; лауреат
Международных конкурсов А. А. Евдокимов; лауреат Международных конкурсов А. А. Борзов; Е. С. Минеева, С. А. Орехов, Л. Н. Васильева, Б. М. Лапина,
С. Н. Попкова, Р. Г. Ибатулпин, А. Ю. Гривнина.
Дети, подростки, молодые люди, учась здесь, получают не только блестящее профессиональное образование, но и приобщаются к традициям отечественного искусства, культуры, воспитываются в высокой духовно-нравственной и патриотической атмосфере. Говорить можно много, но лучше увидеть. Каждый год МХУ при МГАТТ «Гжель» даёт отчётные концерты на самых престижных площадках столицы: в Зале им. П. И. Чайковского, в Доме музыки и вот теперь во Дворце на Яузе.
Нынешний праздник состоялся в Пушкинский день России — 6 июня. Наверное, в этом есть особый смысл. В этот день царила, торжествовала классика истинного искусства: балета, музыки. Что же увидели зрители на недавнем отчётном концерте? Те вокально-хореографические композиции, дивертисменты, фрагменты из балетов, которые так редко исполняются на сценах или вообще незаслуженно забыты. Звучала величественно-серьёзная музыка В. Моцарта, С. Рахманинова, П. Чайковского; оживали фрагменты из балетов Р. Щедрина, Р. Дриго, С. Прокофьева, И. Стравинского, X. Левенскьольда. Были исполнены: адажио из балета Ф. Яруллина «Шурале»; дивертисмент из балета X. Левенскьольда «Сильфида», фрагмент из балета Р. Дриго «Пробуждение Флоры», «Итальянское каприччо» П. И. Чайковского, фрагмент из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» — «Сады Наины», па-де-де из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка», хореографические и вокально-хореографические композиции. Юные танцоры (учащиеся младших, средних и старших классов училища), выпускники (студенты III курса МХУ, молодые артисты театра классического балета, который также создал В. М. Захаров) танцевали виртуозно и вдохновенно. Порой казалось, что мы вдруг волшебной силой искусства перенеслись в XVIII или XIX в., забыв о сегодняшнем бешеном ритме, о каждодневной суете.
За кажущейся воздушной лёгкостью исполнения хореографических номеров стоит упорный труд людей, фанатично преданных своему делу. Педагоги передают своим питомцам самозабвенную любовь к искусству. Блестящие результаты подтверждают правильность самой идеи образовательно-культурного комплекса непрерывного хореографического образования, все звенья которого связаны воедино. Учащиеся и студенты училища, факультета хореографии Института танца выступают и как артисты театра. Педагоги и ученики делают вместе одно великое дело. Хорошо, если это понимают те, кто может реально помочь комплексу в его деятельности. А если и не всегда понимают, то хочется надеяться, что великий свет искусства сумеет и их озарить.
Торжество России, её великая творческая сила, её гордость, державностъ и нежность, трепетность души — всё было в этом незабываемом концерте, в этом празднике искусства, отражалось в каждом жесте, мимике юных исполнителей, наследующих и продолжающих богатые традиции русской хореографической школы.
Особо хочется сказать о финале. Со всей мощью и размахом зазвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. И на сцене гармонично соединились хореографическая классика и народное искусство, которое всегда питало и питает русский балет. Музыка сплелась с хореографией, на сцене в едином творческом порыве предстала талантливая и вдохновенная русская душа.
Подвиг — нести Искусство,
Подвиг —учить детей, растить, как колосья, чувства, спасать от псевдострастей; ждать не цветов, не улыбок, не славословья толпы — мир создавать:
он зыбок, глаза его будто слепы.
Прозренье —увидеть в детях славу грядущих дней, мир в первозданном свете, творческом свете лучей.
И собирать всё вместе: ремёсла, песни, мечты, танцы — чудес чудесней — в единый мир красоты.
«Гжель» проплывёт, что лебедь, отсвет её — в куполах, золотом в снеге белом и в васильковых полях.
Господь указал ему место,
дал терпенье, талант, мастерство.
А труд — это подвиг Маэстро, и в этом — величье его.