Татьяна Петровна Тишина,
кандидат искусствоведения, историк искусства, член Союза художников России, член Международной ассоциации искусствоведов (г. Москва), отличник культуры РС(Я), критик, независимый эксперт.
29 апреля 2012 г. в Государственном театре оперы и балета РС(Я) (ГТОиБ) им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона (г. Якутск) для балетной труппы завершился юбилейный сезон спектаклем «Баядерка» (музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа и др.). Балет в трёх актах погрузил зрителей в мир старинной индийской легенды о любви воина Солора к индийской цыганке-баядерке Никии. Ни навязчивые преследования Великого Брамина, ни коварство соперницы не смогли разлучитьвлюблённых...
Сюжетная канва спектакля слегка напоминает другой шедевр балетного искусства - «Жизель», в котором неутешный принц, потерявший возлюбленную Жизель, как и Солор в «Баядерке», устремляется за ней в мир «теней» - «вилисс». Но, в отличие от европейского классического балета, в «Баядерке» якутский зритель погружается в особенно близкий ему волшебный мир Востока. Лаконичная сценография помогает решению образных задач:орнаментализи-рованный условный фон, стилистика которого навеяна то ли узорами индийских тканей, то ли наскальными
Т. П. Тишина
рельефами индийских храмов, создаёт необходимый настрой. Даже такие «мелочи», как опахало слуги Раджи и старинные индийские шахматы в виде слонов на резном столике играют свою роль на сцене. Я не говорю об имитации «огня» в сцене храмового праздника первого акта, который является композиционным и смысловым центром действия. Тщательно продуманные женские костюмы из лёгких ярких тканей, воздушные покрывала и драпировки доносят до зрителей аромат древней культуры знойной Индии, в которой рабы почти лишены одежды. Кто был в Индии, тот помнит ошпаривающую лёгкие жару и великую ценность прохлады. Выполненные в рамках определённой традиции костюмы позволяют артистам свободно передвигаться по сцене. В красочное зрелище массовых сцен удачно вплетено участие юных дарований Якутского хореографического училища имени А. и Н. Посельских. Для них-это и начало профессиональной работы, школа профессионального искусства, и первичная адаптация к сцене, ощущению зала. Золотой Божок в исполнении Павла Необуто-
На фото вверху - фрагмент балета П. Чайковского «Лебединое озеро» в исполнении балетной труппы ГТОиБ РС(Я). Либретто и хореографическая редакция Юрия Григоровича. Дирижёр-постановщик - Е. Хилькевич. Одетта - солистка балета Александра Санникова. Принц - заслуженный артист РС(Я) Ринат Хон.
Массовая сцена из балета П. Чайковского «Лебединое озеро».
ва - яркое пятно боди-арта. Молодому артисту, чьё тело полностью покрыто бронзовой краской, удалось воссоздать с большой пластической точностью фазы движения буддийского божества Бадрината. Его мимолётное появление в спектакле - яркий колористический акцент, стимулирующий и оживляющий атмосферу праздничного действа в целом. Совсем недавно он вместе с Сарыалом Афанасьевым и своим наставником Игорем Мясоедо-вым вернулся из Перми, где проходил Международный конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой «Арабеск».
В спектакле много пантомимических моментов, требующих от исполнителей и драматического мастерства. Искусством жеста прекрасно владеют опытные мастера - Игорь Мясоедов (Раджа), Герман Те (Великий Брамин). Порой артисты балета демонстрируют почти цирковую ловкость в работе с предметами, не прерывая танца (факир Магдавая в исполнении Стаса Местнико-ва, танец Ману с вазой в исполнении Сарданы Сайдыку-ловой).
Каждый эпизод спектакля выразителен по-своему. Но особенно проникновенен выход «теней» в финальном акте спектакля - сцене сна воина Солора. Спускающиеся плавно на сцену по диагонали лёгкие воздушные девушки в белоснежных пачках воспринимаются ангелоподобными созданиями неземного мира. В целом, следует отметить отлаженный синхрон массовых сцен и прекрасную работу кордебалета, действующего как единый организм.
В спектакле занята практически вся балетная труппа театра. Партию Солора исполнил Ринат Хон - любимец якутской публики. В этом году он получил звание заслуженного артиста РС(Я), до этого он был отмечен жюри республиканского театрального фестиваля «Голубой желанный берегмой». РинатХон станцевал ведущиепар-тии в репертуарных спектаклях театра. Партию Никии исполнила Екатерина Тайшина - ведущая артистка балетной труппы, одна из первых выпускниц Якутского хореографического училища. За плечами этой хрупкой, миниатюрной балерины, как и у Рината, - главные роли в основных репертуарных спектаклях, многочисленные
Танец «теней» из балета Л. Минкуса «Баядерка» по мотивам индийской легенды. Хореография М. Петипа, В. Чабукиани. Балетмейстер-постановщик - Н. Маркарьянц. Возобновление
постановки - Мария Сайдыкулова.
Б. Асафьев. «Бахчисарайский фонтан». Гпавные партии исполняют заслуженная артистка РФ и РС(Я), лауреат Государственной премии им. П. Ойунского Оксана Абрамова и заслуженный артист РС(Я) Анатолий Попов.
концертные выступления, участие в конкурсах и смотрах. Ведь она выросла в Якутском хореографическом училище, где я видела её первые выступления: крошечная девочка исполняла танец оленят. Баядерка Никия в исполнении Е. Тайшиной - любящая, гордая, преданная до конца своему возлюбленному, несмотря на унижения и удары судьбы. Техничная, лёгкая, бесстрашная в поддержках, она буквально летает по сцене, уверенно чувствует себя в руках партнера. Особенно ей удаласьсценасукусомзмеи, выполненная безукоризненно и точно. Несмотря на статичность, роль Раджи (И. Мясоедов) очень важна и является одной из ключевых в спектакле. На протяжении многих лет со своей супругой Ириной Пудовой Мясоедов воспитывает новые поколения танцоров. Германа Те публика любит за яркую характерность, порой гротескный характер образов. Природа одарила этого артиста как положительным, так и отрицательным сценическим обаянием. Емуподсилу и мужские, и женские роли: старые ведьмы («Спящая красавица»), злой колдун Ратбар («Лебединое озеро»). Великий Брамин в его исполнении не столько жесток, коварен и мстителен, сколько
Фрагмент из спектакля А. Адана «Жизель». На переднем плане - солист балета, заслуженный артист РС(Я) Ринат Хон.
Ш. Каллош. «Принцесса Луны». Балет по мотивам японской повести «Такэтори». Принц Микадо - Ринат Хон и Принцесса Луны -Екатерина Тайшина.
несчастен от неразделённой любви к баядерке Никии. Гамзатти - дочь Раджи в исполнении Дарии Дмитриевой настолько светится счастьем любви к Солору, что месть сопернице не кажется делом её рук. Рабы, ползающие по
сцене, - низшая каста индийского общества. Красота телосложения, мужественная выразительность торсов отличает мужскую часть балетной массовки (ра-бы,стражники).
Нельзя не отметить, как от спектакля к спектаклю растёт мастерство молодых исполнителей, о чём свидетельствует трио «теней» (Е. Ефимова, С. Сайдыку-лова, М. Артамонова). С огромным удовольствием, передающимся зрителям, танцуют в «Баядерке» Надежда Корякина, Александра Иванова, Юлия Мяри-на, за плечами которых - самостоятельные сольные партии в других спектаклях. Не занята в этом спектакле Гульнара Дулова, много сил отдавшая любимому балету. За дисциплинированность и преданность искусству её неизменно ставил в пример молодым постановщик Иван Поршагин во время мастер-классов в Санкт-Петербуре в далеких 90-х годах. Много сил в своих воспитанников вкладывают репетиторы Наталья Христофорова, Надежда Баллыева и недавно перешедшая на педагогическую работу прима-балерина Оксана Абрамова. Не расстаётся с театром Анатолий Ултургашев, частый гость в театре - его неизменная партнёрша по балетам «Лоокут и Нюргу-сун», «Чурумчуку» Клавдия Иванова. На премьере «Баядерки» присутствовала Майя Мекюрдянова -дочьЛаврентия Иннокентьевича Мекюрдянова-одно-го из первых солистов якутского балета. Я успела застать его в начале 70-х годов, когда он работал в Доме народного творчества и ходил балетной походкой в высоких меховыхкэнчи (унтахсорнаментальной отделкой)постаромудеревянномузданию Министерства культурыЯкутиинаулицеАржакова,6-нынетер-ритория Старого города.
...Так в чем же секрет успеха спектакля «Баядерка»? Какова причина неизменного аншлага? На мой взгляд, это результат последовательного системного коллективного труда многих людей, объединённых
Ж. Батуев. «Чурумчуку». В главной партии - солистка балета Вера Слепцова.
Фрагмент одноактного балета Лоранс Левассер (Франция) «В тени ветров».
общей целью и любовью к искусству. Результат своевременного открытия в столице республики хореографического училища, коллектив которого не только готовит кадры профессиональных танцовщиков, но и воспитал «своего» зрителя, который знает, как вести себя в театре, когда нужно поддержать артистов аплодисментами, а когда - наслаждаться искусством танца, как и музыкой, молча.
К сожалению, многие горожане даже не подозревают, каким сокровищем в лице якутского балета они обладают, живут старыми представлениями периода зарождения и становления якутского профессионального танца вХХв. с разнокалиберным и разномастным кордебалетом, недостаточным количеством солистов, сокращёнными редакциями постановок. «Ходили на звёзд» того времени -Ягодкина, Геннадия Баишева, Анатолия Ултургашева, Наталью Христофорову, Клаву Иванову, Алексея Попова, Ирину Борисову. А в новом столетии якутский балет превратился из Золушки в прекрасную Принцессу, самобытную школу азиатского балета, впитавшего в себя лучшие достижения культуры Европы и Азии. В новом, XXI в., - это самый динамичный вид якутского искусства, не знающий застоя. Почему? Сама природа творческой работы артистов балета, скрытая от массового зрителя, состоит в огромном повседневном труде, физическом и духовном напряжении, направленном на максимальную самоотдачу. Жёсткая дисциплина, ежедневные репетиции. Пропуски невозможны-теряется форма. Неслучайно в тридцать пять лет артист балета выходит на пенсию: год идёт за два, как у космонавтов, и представителей других опасных профессий. За короткий срок надо успеть реализовать свой творческий потенциал в танце, а дальше - искать себя в смежных областях деятельности. Отсюда - постоянно обновляющийся состав, отсутствие застоя. С другой стороны - преемственность поколений, как главный принцип подготовки кадров в якутском искусстве, позволяет сохранить основополагающие признаки национальной школы.
Во второй половине 90-х годов прошлого века, в бытность моей работы главным специалистом по искусству Министерства культуры Якутии, мне довелось сопровождать на экскурсию в только что открывшееся хореографическое училище гостью - симпатичную даму, депутата парламента одной из скандинавских стран. Она уди-
вилась условиям, которые созданы для подготовки артистов балета в Якутске: в её стране, несмотря на развитую экономику и завидный уровень жизни граждан, не было балета как вида искусства.
Сегодня, в период не только экономического, но и духовного кризиса в России, мы часто мечемся из крайности в крайность: то заглядываемся на западноевропейские, то на американские, то на азиатские модели развития, забывая о собственных достижениях, легко отдавая своё первенство, завоёванное трудом и жертвами предшествующих поколений, другим. Приоритет высокого уровня профессионального искусства в общей картине культуры - показатель цивилизационного развития страны и региона. Оттеснение его на периферию, замена, а подчас и подмена поп- и масс-культурой - признак деградации общества. Судя по рекламе на фасаде театра, в его стенах всё чаще проходят мероприятия (я не имею в виду правительственные - статус театра обязывает их проводить, и не имею в виду умеренную и со вкусом аренду - без неё не прожить в рыночное время), не имеющие отношения к главному направлению работы театра по поддержке и развитию профессионального искусства. Реклама «Баядерки», например, выполнена в виде неистребимых в якутском городском дизайне «козьих рожек» - грубо сбитых фанерных щитов на деревянных палках, с примитивным текстом и шрифтом. Она жалко «притулилась» на подходе к театру со стороны улицы, а на фасаде-роскошь новых технологий и реклама всего, что угодно, кроме «Баядерки»!
Большую роль в развитии якутского балета сыграло общение с большими мастерами, совместная работа во всероссийских и международных проектах, особенно по программе Всероссийского фестиваля балета «Стерх», родившегося из фестиваля «Северный дивертисмент», который был организован солистом якутского балета Борисом Матвеевым. Постановки легендарным Юрием Григоровичем спектаклей «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» обогатили репертуар балетной труппы шедеврами балетного искусства, вывели якутский балет на качественно новый уровень. Просмотр видео- и телевизионных записей аналогичных спектаклей по Ковент Гардену (Великобритания) и Метрополитен опера (США) свидетельствует о том, что осуществленные Григоровичем в Якутске постановочные решения не хуже, а в чём-
Вальс цветов из балета П. Чайковского «Спящая красавица». Постановочная редакция - Мария Сайдыкулова.
то даже интереснее, чем в прославленных центрах мирового искусства. Программа Всероссийского фестиваля балета «Стерх», «раскрученная» Натальей Садовской, Лирой Габышевой с участием Сергея Коробкова - тогдашнего директора Московского театра наций, Андрея Устинова - главного редактора Всероссийского журнала «Музыкальная жизнь», позволила якутянам познакомиться с творчеством ведущих мастеров российской сцены, что стало школой мастерства для танцовщиков Якутии. Публика помнит незабываемую «Жизель» с Русланом Канетовым (Татарстан), Настей Даниловой (Новосибирск), приезд в столицу республики Владимира Васильева, «Русский танец» Ульяны Лопаткиной, случайно оказавшейся в Якутске на несколько часов проездом из Японии с артистами Мариинского театра и многих других звёзд балета ведущих театров России и ближнего зарубежья, подаривших якутянам своё искусство.
В настоящее время Государственный театр оперы и балета РС(Я) им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона обладает целым ожерельем прекрасных балетных спектаклей разных стилей и направлений. Мировая классика евро-балета («Жизель» А. Адана, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), шедевры русского балета («Лебединое озеро» П. Чайковского, «Золотой петушок»), авангардный авторский модерн-балет «В тени ветров» француженки Лавассер, балеты восточного стиля («Принцесса Луны» Ш. Каллоша по мотивам японской старинной повести, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Баядерка» Л. Минкуса), первые национальные балеты «Чурумчу-ку», «Лоокут и Нюргусун». Большим событием этого театрального сезона стала постановка сложнейшего балетного спектакля «Спящая красавица» П. Чайковского в редакции главного балетмейстера театра Марии Сайды-куловой. Молодая балетная труппа театра под её руководством находится в хорошей профессиональной
форме и готова решать новые задачи, ставить новые амбициозные цели.
По своему статусу Государственный театр оперы и балета РС(Я) им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона давно достоин звания академического, но это уже вопрос, выходящий за рамки компетенции автора данной статьи.
5 мая 2012 г. на сцене театра выступали гости - молодые солисты Большого театра России (Москва), Мариинского и Михайловского театров (Санкт-Петербург), с участием Саяка Такуда (Русский Камерный Балет, Москва) и солистки оперной труппы Башкирского театра оперы и балета Ларисы Ахметовой (меццо-сопрано). Амбициозный проект «Шедевры мирового балета» включал отрывки из «Жизели», «Корсара», «Спящей красавицы», «Баядерки», «Щелкунчика», балетов «Дон Кихот», «Пламя Парижа». Высокая техника, отличная школа, отработанная точность движений. Настоящий мастер-класс для молодой якутской труппы.
Фактически это была сборная команда под руководством одного из самых молодых в России продюсеров Руслана Нуртдинова - главы концертно-гастрольной компании «КА-ргоСисйоп». Несмотря на молодость, он имеет опыт организации коммерческих дивертисментов, приобретённый в Израиле и США. Проект успешно существует на арт-рынке нового времени. Гости были поражены тёплым приёмом и подготовленностью якутского зрителя, поэтому обещали приехать ещё и привезти в Якутск первого в мире «Черного лебедя» - южноафриканскую танцовщицу Кейти Фетла, исполняющую бессмертного «Умирающего лебедя» на музыку Сен Санса в постановке Михаила Фокина. Поживём - увидим. На дворе-XXI век.