Научная статья на тему 'Увеличение налоговой базы, как индикатор устойчивого развития предприятия'

Увеличение налоговой базы, как индикатор устойчивого развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНДИКАТОР / УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падалкин В. Ю., Воронцова Е. И.

В статье производится анализ налоговой нагрузки как индикатора роста обеспеченности производственной и финансовой деятельности предприятия оборотным капиталом. Важнейшей обязанностью предприятия налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации является обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна выполняться в срок, установленный законодательством. Под налогом в соответствии с п. 1 ст.8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоговое регулирование меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase tax base as indicator of sustainable development companies

The article analyzed the tax burden as an indicator of growth of production and security of financial activity of working capital. The most important duty of the enterprise the taxpayer in accordance with paragraph 1 of art. 3 of the Tax Code of the Russian Federation is the responsibility to pay the legally established taxes and fees. However, according to article 45 of the Tax Code to claim 1 tax liability must be carried out within the period prescribed by law. Under the tax in accordance with paragraph 1 of article 8 of the Tax Code is understood mandatory, individually gratuitous payment collected from organizations and individuals in the form of alienation of their right to property, economic or operational management of funds for financial support of the state and (or) municipalities. Tax regulation measures the indirect impact on the economy of the state, economic and social processes by changing the types of taxes, tax rates, tax incentives to establish, reduce or increase the overall level of tax payments to the budget. So, tax cuts can stimulate production, and raising taxes to restrain or even suppress some activities

Текст научной работы на тему «Увеличение налоговой базы, как индикатор устойчивого развития предприятия»

ВестникВГУИТ, №1, 2014_

УДК 658.012.12

Главный бухгалтер В.Ю. Падалкин, начальник отдела 1032 Е.И. Воронцова

ОАО «Концерн «Созвездие»» E-mail:[email protected]

Chief accountant V.Iu. Padalkin, head of 1032 E.I. Voroncova

JSC «Kontsern «Sozvezdie»» E-mail: voroncova1032@sozvezdie. su

Увеличение налоговой базы, как индикатор устойчивого развития предприятия

Increase tax base as indicator of sustainable development companies

Реферат. В статье производится анализ налоговой нагрузки как индикатора роста обеспеченности производственной и финансовой деятельности предприятия оборотным капиталом. Важнейшей обязанностью предприятия - налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации является обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна выполняться в срок, установленный законодательством. Под налогом в соответствии с п. 1 ст.8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Summary. The article analyzed the tax burden as an indicator of growth of production and security of financial activity of working capital. The most important duty of the enterprise - the taxpayer in accordance with paragraph 1 of art. 3 of the Tax Code of the Russian Federation is the responsibility to pay the legally established taxes and fees. However, according to article 45 of the Tax Code to claim 1 tax liability must be carried out within the period prescribed by law. Under the tax in accordance with paragraph 1 of article 8 of the Tax Code is understood mandatory, individually gratuitous payment collected from organizations and individuals in the form of alienation of their right to property, economic or operational management of funds for financial support of the state and (or) municipalities. Tax regulation - measures the indirect impact on the economy of the state, economic and social processes by changing the types of taxes, tax rates, tax incentives to establish, reduce or increase the overall level of tax payments to the budget. So, tax cuts can stimulate production, and raising taxes - to restrain or even suppress some activities

Ключевые слова: налоговая нагрузка, индикатор, управление налоговыми обязательствами

Keywords: tax burden, indicator , control tax liabilities

Важнейшей обязанностью предприятия -налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации является обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна выполняться в срок, установленный законодательством.

Под налогом в соответствии с п. 1 ст.8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая оптимизация - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Возможно применение данного определения и к деятельности предприятия.

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.

© Падалкин В.Ю., Воронцова Е.И., 2014

ВестникВГУИТ, №1, 2014■

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Налоговое бремя - уровень экономических ограничений, создаваемых посредством отчислений средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налоговой базы между налогоплательщиками опирается на два принципа:

- увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств (такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных налогов невозможно переложить на пользователей);

- принцип платёжеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Налоговое планирование - выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещение его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политик государства. Право налогоплательщиков на деятельность в защиту своих интересов и права собственности обосновано как юридическими принципами (такими как неприкосновенность частной собственности), так и политикой большинства государств. В соответствии с законодательством РФ субъекты предпринимательской деятельности наделены полномочиями осуществлять защиту своих имущественных прав законными способами.

Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

С одной стороны налогоплательщики согласно ст. 23 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги, встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов нало-

гообложения; представлять в налоговые органы декларации и другую требуемую отчетность; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности их должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; нести другие обязанности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах. С другой стороны налогоплательщик согласно ст. 21 Налогового кодекса РФ имеет право использовать налоговые льготы пониженные налоговые ставки при наличии на то оснований, отсрочки, рассрочки, а также на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.

Таким образом, налогоплательщик имеет право минимизировать свою налоговую нагрузку только на законных основаниях. При нарушении налогового законодательства налогоплательщику могут грозить штрафные санкции, пени и даже уголовная ответственность руководителя предприятия.

Политика предприятий, прежде всего, направлена на получение прибыли, а также уменьшение безвозмездного отчуждения денежных средств или иными словами на уменьшение налоговой нагрузки. В свою очередь, политика государства и (или) муниципальных образований, направлена на пополнение бюджета за счет средств, получаемых от налогоплательщиков. Таким образом, возникает противоречие в основных интересах государства и предприятия, как хозяйствующего субъекта. Возникшее противоречие в большинстве случаев трактуется не в пользу налогоплательщиков.

Предприятия все чаще ставят перед собой вопрос о степени влияния налоговой нагрузки на различные показатели хозяйственной деятельности и возможность управления налоговыми обязательствами.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Некоторые из них используются в данной статье на примере ОАО «Концерн «Созвездие»» (таблица 1).

ВестникВТУИЖ №1, 2014_

низаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Уровень среднемесячной заработной платы на одного работника сравним со средним уровнем по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета сравним с уровнем рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Т а б л и ц а 1

«Концерн «Созвездие»

Наименование показателя. тыс. руб. 2009 2010 2011

Налоговые платежи, тыс. руб. в т.ч. 748 992 1 263 981 1 469 034

уплаченные в федеральный бюджет 105 933 506 608 441 378

уплаченные в областной бюджет 165 929 206 39 269 248

уплаченные в местный бюджет 94 605 109 130 125 225

Платежи в государственные внебюджетные фонды 382 570 438 209 630 806

Выручка, тыс. руб. 7 125 826 8 696 778 9 133 742

Налоговая нагрузка ОАО "Концерн Созвездие", % 10,5 14,5 16,1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (производство машин и оборудования), % 17,6 11,1 11,1

Среднемесячная заработная плата одного работающего 24 037 28193 32473

Среднемесячная заработная плата одного работающего по отрасли в субъекте Российской Федерации. (Воронежская обл.) 15 263 17287 19700

Рентабельность по данным бухгалтерского учета,% 6,22 7,64 9,70

Рентабельность по видам экономической деятельности (производство машин и оборудования), % 8,80 7,30 7,00

Налоговую нагрузку налогоплательщика сравним со средним уровнем по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (производство машин и оборудования). В соответствии с приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) орга-

Показатели ОАО

Из таблицы 1 следует, что среднемесячная заработная плата одного работающего ОАО "Концерн Созвездие" значительно выше среднемесячной заработной платы одного работающего по отрасли в субъекте РФ, налоговая нагрузка ОАО «Концерн «Созвездие», рентабельность по данным бухгалтерского учета выше среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности, приведенным в Приложениях N 3 и 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@,.

Увеличение налоговой базы и, как следствие, увеличение размера платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды мы рас-

ЛИТЕРАТУРА

1 Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 .

2 Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@(ред. От 10.05.2012) «Об утверждении Концепции планирования выездных налоговых проверок»

3 Данные Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.

4 Падалкин В. Ю. Глобальная экономика: энциклопедия. М.: Финансы и статистика, 2011. 920 с.

сматриваем в качестве индикатора роста обеспеченности производственной и финансовой деятельности предприятия оборотным капиталом. При этом под индикатором мы понимаем удельный и структурный показатель, представляющий характерные свойства исследуемого явления, учет которых позволяет отслеживать направленность и интенсивность исследуемого процесса.

Полученная на основе анализа налоговой нагрузки, научная информация позволит предприятию разработать более эффективные мероприятия, направленные на увеличение объемов производства.

REFERENCES

1 Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Tax code of the Russian Federation, part 1].(In Russ.).

2 Prikaz FNS Rossii «Ob utverzhdenii Kontseptsii planirivaniia vyezdnykh nalogovykh proverok» [Order of the Federal Tax Service of Russia from 30.05.2007 № MM-3-06/333 @ (ed. from 10.05.2012 ) "On Approval of the Concept Planning of field tax audits"] (In Russ.).

3 Dannue federal'noi sluzhby gosudar-stvennoi statistitki po Voronezhskoi oblasti [Data of the Federal State Statistics Service of the Voronezh region]. (In Russ.).

4 Padalkin V.Iu. Global'naia ekonomika [Global economy]. Moscow, Finansy i statistika, 2011. 920 p . (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.