Научная статья на тему 'Уведомление об обособленных подразделениях (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ)'

Уведомление об обособленных подразделениях (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ФИЛИАЛЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / УВЕДОМЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В статье рассмотрены изменения и поправки в Налоговый кодекс РФ, внесенные в отношении уведомления об обособленных подразделениях Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уведомление об обособленных подразделениях (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ)»

Налогообложение

УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) в отношении уведомления организациями налоговых органов об обособленных подразделениях внесены поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Рассмотрим внесенные изменения.

Напомним, что сведения о закрытии (открытии) на территории РФ обособленного подразделения с момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ организация может предоставлять в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи.

Согласно Закону № 229-ФЗ подп. 3 п. 2ст. 23 НК РФ изложен в новой редакции. Теперь организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), а также об изменениях в сведениях, ранее сообщенных в налоговый орган, о таких обособленных подразделениях:

— в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

— в течение трех дней со дня изменения соответствующих сведений об обособленном подразделении российской организации.

До вступления в силу Закона № 229-ФЗ подп. 3 п. 2ст. 23 НК РФ предусматривал ограничения, что организация должна сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии любого обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, НК РФ относит к обособленным подразделениям юридического лица не только филиалы и представительства, но и иные подразделения, созданные организацией.

В силу п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

На основании п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы также должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Поскольку филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица, организации необходимо вносить изменения в такие документы и подавать в налоговый орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Такой вывод также следует из Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

С момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ организация не должна по месту учета сообщать в налоговые органы об открытии на территории РФ филиалов и представительств.

До вступления в силу Закона № 229-ФЗ п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Пунктом 4ст. 83 НК РФ также предусмотрено, что в иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Подпунктом «б» п. 30 ст. 1 Закона № 229-ФЗ пп. 3, 4ст. 83 НК РФ изложены в новой редакции. Теперь согласно п. Зет. 83 НК РФ постановка на

учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

В силу п. 4ст. 83 НК РФ, изложенному в редакции Закона № 299-ФЗ, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2ст. 23 НК РФ.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином России.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

Также на основании Закона № 229-ФЗ п. 2 ст. 23 НК РФ дополнен подп. 3.1, согласно которому налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту

нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

— в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

— в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

В силу п. 5 ст. 1 Закона № 229-ФЗ ст. 24 дополнена п. 3.1, в соответствии с которым налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

— правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

— письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

— вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

— представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

— в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Например, согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС

в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

В силу п. Зет. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

На основании п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.