Научная статья на тему 'Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года'

Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПЕНИ / ШТРАФ / БЕЗНАДЕЖНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушицына А. Ю.

В статье рассмотрены права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, обязанности по уплате налогов и сборов, срок уплаты налога и сбора, пени и штрафа, безнадежная к взысканию задолженность по налогам, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года»

Налогообложение

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С 2011 ГОДА*

А. Ю. ТРУШИЦЫНА, директоручебного центра аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»

Основные изменения в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ), многие из которых вступили в силу с 02.09.2010, некоторые — с 01.01.2011.

Изменения, касающиеся части первой НК РФ, состоят в следующем:

— установлены новые понятия документов — свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и уведомление о постановке на учет в налоговом органе;

— установлен порядок электронного документооборота;

— изменены права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов);

— изменены сроки уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа;

— упорядочен учет обособленных подразделений;

— упрощена процедура постановки на учет и снятия с учета филиалов и представительств;

— раскрыто понятие «безнадежная к взысканию задолженность по налогам»;

* Статья публикуется по материалам журнала «Бухгалтер и закон». 2011. № 4 (148).

— сделаны шаги по повышению прозрачности налоговых проверок и мероприятий налогового контроля, увеличены штрафы по большинству предусмотренных оснований;

— ужесточена ответственность за отдельные виды налоговых правонарушений.

Необходимо рассмотреть наиболее существенные из них.

Новые понятия. В пункте 2 ст. 11 НК РФ внесены следующие изменения:

— расширено понятие документа — свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В новом варианте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — это документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно:

• по месту нахождения российской организации;

• по месту нахождения международной организации;

• по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение;

• по месту жительства физического лица. Ранее этот документ определялся как документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

— дано новое определение уведомлению о постановке на учет в налоговом органе. В новом варианте уведомление — это документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе

организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя по основаниям, установленным настоящим НК РФ, за исключением оснований, по которым настоящим НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Ранее это был документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права и обязанности налогоплательщиков. Расширены права налогоплательщиков введением в п. 1 ст. 21 НК РФ подп. 5.1, в котором установлено, что налогоплательщики имеют право:

— на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

— на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Существенные изменения претерпела ст. 23 НКРФ:

— расширен подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, касающийся обязанности российской организации сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации:

• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

• об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях — в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ организация не должна сообщать в налоговые органы по месту своего учета об открытии на территории РФ филиалов и представительств. Инспекция должна поставить на учет филиал или представительство на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;

— введен подп. 3.1 в п. 2ст. 23 НК РФ, устанавливающий сроки сообщения о прекращении деятельности российской организации через обособленные подразделения:

• в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

• в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

— в пункте Зет. 23 НК РФ установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган («письменно» — удалено из текста статьи) по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;

— пунктом 7 ст. 23 НК РФ установлено, что сведения налогоплательщики могут представить в налоговый орган:

• лично или через представителя;

• направить по почте заказным письмом;

• передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Права и обязанности налоговых органов:

— подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы не только по формам, но и по форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

— пунктом 4 ст. 31 НК РФ дополнено, что не только формы, но и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представ-

ления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ;

— подпункт 1 п. 1 ст. 32 НК РФ дополнен новыми обязанностями налоговых органов:

• осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

• оформлять актом результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

• акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручать (направлять по почте заказным письмом) или передавать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки

расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— ранее в п. 1 ст. 34.2 НК РФ к полномочиям финансовых органов (Минфин России) относилось утверждение формы расчетов по налогам с формы налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядка их заполнения. Эта обязанность исклю-ченас 01.01.2011.

Обязанность по уплате налогов и сборов. Пунктом 2ст. 46 НК РФ установлено, что решение налогового органа на взыскание налога теперь может производиться не только путем направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств, в котором открыты счета налогоплательщика, на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 4ст. 46 НК РФ установлено, что поручение подлежит безусловному исполнению

банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Ранее это поручение могло быть исполнено в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

Пунктом 1 ст. 47 НК РФ установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пункт 1 ст. 47 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: «Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит». В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Изменения в порядке исчисления налога установлены в п. 3 ст. 52 НК РФ, в котором указано, что в налоговом уведомлении кроме суммы налога, подлежащей уплате, а также срока уплаты налога могут быть указаны данные по нескольким налогам. Налоговое уведомление может быть:

• передано лично руководителю организации либо его законному представителю или физическому лицу или его законному представителю под расписку;

• отправлено по почте заказным письмом;

• передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 60 НК РФ дополнена п. 2, в котором установлено, что требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым ор-

ганом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему РФ суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

В пункте 1 ст. 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Ранее делался акцент на то, что это извещение должно быть оформлено в письменном виде.

В пункте 4ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Ранее этот срок был равен десяти дням.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Срок уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа. Основные изменения в гл. 9 НК РФ «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа»:

— изменено название гл. 9 НК РФ, а также ст. 61 НК РФ «Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа». В тексты названий включены пени и штрафы;

— статья 61 НК РФ дополнена п. 3.1 следующего содержания: «Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога или сбора (это лицо названо заинтересованным лицом), вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита».

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате

налога или сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом;

— в пункте бет. 61 НК РФ предусматривается не только изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, но и изменение сроков предоставления отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа;

— в пункте 8 ст. 61 НК РФ добавлено, что порядок изменения срока уплаты налога и сбора налоговыми органами распространяется на пени и штрафы;

— в статью 61 НК РФ добавлен п. 9, в котором установлено, что действие главы 9 не распространяется на налоговых агентов;

— в статью 62 НК РФ, характеризующую обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора добавлено еще одно обстоятельство: срок уплаты налога или сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица в течение трех лет, предшествующих дню подачи заинтересованным лицом заявления об изменении срока уплаты налога или сбора, органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налога и сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога или сбора;

— статья 63 НК РФ дополнена новыми пп. 6, 7 и претерпела существенные изменения по тексту, которые определяют уполномоченные органы, принимающие решения об изменении сроков уплаты налога или сбора (табл. 1);

— в статью 64 НК РФ, определяющую порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора, добавлен п. 2.1, устанавливающий сумму предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора для оснований, указанных в подп. 3—6 п. 2ст. 64 НК РФ, которая не может превышать:

• для организаций — стоимости ее чистых активов;

• для физического лица — стоимости его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

В пункте 5 ст. 64 НК РФ приводится точный список документов, которые прилагаются к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, это:

• справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Таблица 1

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налога и сбора

№ п/п Наименование налога Уполномоченный орган

1 По федеральным налогам и сборам, за исключением налогов, указанных в поди. 3,4,6и7п.1 ст. 63 и пп. 2, 4 и 5ст. 63НК РФ Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов

2 По региональным и местным налогам, за исключением случая, предусмотренного подп. 7п.1 ст. 63 НК РФ Налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица

3 По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы

4 По государственной пошлине Органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина

5 По налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами Налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с ука-занныхдоходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований

6 По налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита Органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ

• справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

• справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченныхрасчетныхдокументов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

• справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

• перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами—дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

• обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанных вп.5.1 ст. 64 НК РФ.

Статья 64 дополнена п. 5.1. НКРФ, вкотором указываются конкретные документы, которые прилагаются к заявлению о предоставлении отсрочки, рассрочки по различным основаниям (табл. 2).

Статья 64 НК РФ дополнена пп. 5.2 и 5.3, в которых установлены условия предоставления отсрочки (рассрочки):

• в заявлении заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности;

• по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство;

— в порядке и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ) установлены следующие изменения:

а) сумма кредита увеличена с 30 до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для следующих целей:

• проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских

Таблица 2

Перечень прилагаемых документов к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) заинтересованного лица по различным основаниям ее предоставления

№ п/п Основание для предоставления отсрочки,рассрочки Прилагаемые к заявлению заинтересованного лица документы

1 Причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы Заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы. Акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленный органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2 Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) Документ финансового органа или главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, или о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые недоведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога

3 Неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу, денежных средств из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд Документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о суммеденежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога. Либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

4 Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога Результаты анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления

5 Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога Сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание)

6 Производство и реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер Составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составля-етнеменее50%.

работ либо технического перевооружения собственного производства; • осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;

б) сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией по следующим основаниям: • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности;

• выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

• выполнение организацией государственного оборонного заказа;

в) в заявлении на предоставление инвестиционного кредита (п. 4 ст. 67 НК РФ) организация обязана принять на себя обязательства по уплате процентов, начисленных на сумму задолженности;

г) если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, то необходимо заключение договора о залоге имущества (п. бет. 67 НКРФ).

Безнадежная к взысканию задолженность по налогам. Статья 59 НК РФ, касающаяся списания безнадежных долгов по налогам и сборам, изложена в новой редакции. Статья не только претерпела большие изменения, но и была переименована. Ранее статья называлась «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам», а ныне — «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание».

Статья 59 НК РФ дополнена п. 1, содержащим перечень случаев, в которых безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

— ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

— признания банкротом индивидуального предпринимателя — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

— смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, — по всем налогам и сборам, а в части транспортного и местных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;

— принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им

определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 2ст. 59 НК РФ установлены органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, ими являются:

— налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица — при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. 1—3 п. 1 ст. 59 НК РФ;

— налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента — при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. 4и5п. 1 ст. 59 НК РФ;

— таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Пунктом 3 ст. 59 НК РФ установлено, что законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Пунктом 4ст. 59 НК РФ установлены безнадежные к взысканию суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ. В соответствии с этой статьей они списываются в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Пунктом 5 ст. 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, атакже перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утверждены:

— порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию;

— перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Пунктом бет. 59 НК РФ установлено, что приведенный порядок признания безнадежной задолженности применяется также к процентам при предоставлении инвестиционного налогового кредита, атакже процентам в соответствии со ст. 176.1 НК РФ при заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Изменения в гл. 11 «Сспособы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов»:

— в пункте 1 ст. 73 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов значительно расширена по сравнению с предыдущей редакцией, в которой указывалось, что обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В новой редакции п. 1 ст. 73 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом в случаях:

• предоставления отсрочки или рассрочки по

уплате налогов и сборов (ст. 62—64 НК РФ);

• предоставления налогового кредита (ст. 62, 63,

65 НК РФ);

• заключения договора об инвестиционном налоговом кредите (ст. 66, 67 НК РФ);

— в пункте Зет. 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и добавлено: если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. А это значит, что налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде ЕСХН и утративший право на ее применение в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущены нарушения и (или) несоответствие установленным требованиям, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц.

Указанный налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним;

— в пункте 5 ст. 76 НК РФ установлено, что банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Ранее способ представления сведений о таких налогоплательщиках не уточнялся.

При этом добавлено, что форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— в пункт бет. 76 НК РФ добавлено, что в случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и(или)реквизиты счета налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты;

— в пункте 9 ст. 76 НК РФ установлено, что сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа;

— в пункте 9.2ст. 76 НК РФ предусмотрена ответственность налоговых органов в виде начисления процентов в случае неправомерного вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни:

• неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации;

• нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене

приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке; — пункт 13 ст. 77 НК РФ обязывает налоговый (таможенный) орган уведомлять налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение 5 дней после дня принятия данного решения.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного

решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

{Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.