УДК 94 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.5(23).4
И.Ю.Анкудинов
УТРАЧЕННЫЕ НОВГОРОДСКО-ГАНЗЕЙСКИЕ ГРАМОТЫ XIV—XV ВЕКОВ
Статья посвящена утраченным новгородско-ганзейским грамотам XIV—XV веков, известным по публикациям XIX века и копиям, а также их поискам, произведенным рядом российских исследователей в ходе подготовки нового издания «Грамот Великого Новгорода и Пскова XII—XV вв.» в архивах Любека, Берлина, Стокгольма, Риги, Таллинна, Хельсинки и Москвы. Обнаруженные документы на немецком языке и часть русских грамот предполагается включить в новое издание. Подробно описаны грамоты, местоположение которых установить не удалось (в основном, из Таллиннского городского архива), и перспективы их поиска в Таллинне и некоторых немецких архивах.
Ключевые слова: Ганза, Грамоты Великого Новгорода и Пскова, источники по истории русско-ганзейских отношений
В настоящее время ведется работа по подготовке нового сводного издания «Грамот Великого Новгорода
и Пскова XII—XV вв.». Предыдущее издание, вышедшее в 1949 году под редакцией С.Н.Валка [1], уже не отражает современного уровня изучения новгородских актов и не охватывает всего известного к настоящему времени документального материала. Одним из важнейших разделов предполагаемого издания является раздел «Грамоты отношений Новгорода с Западом». Состав этого раздела в целом определен В.Л.Яниным в его книге «Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий» [2].
В рамках подготовки этого издания возникла необходимость обращения к подлинникам документов, хранящимся в различных архивах. Относительно новгородско-ганзейских грамот это представляло значительные сложности. Дело в том, что подавляющее большинство из них лишь один раз издавались по рукописям — при первой публикации (как правило, в XIX веке в составе изданий «Hansisches Urkundenbuch», «Liv-, Est- und Curländisches Urkundenbuch» и др.). В последующем эти документы переиздавались лишь по уже имеющимся публикациям. Сложность разыскания рукописных оригиналов обусловливалась тем, что в XIX столетии состояние архивов, в которых хранились документы, было совсем иным, нежели в наши дни, описи на большинство фондов еще не были составлены, и поэтому в публикациях документы издавались без указания их архивных шифров. В лучшем случае, указывалось лишь место хранения документа (например, «Aus Revaler Ratsarchiv» — «из Ревельского городского архива»). Еще одну трудность создавало изменение мест хранения некоторых грамот, случившееся в результате перемещения архивов в период второй мировой войны.
Поиски новгородско-ганзейских документов проводились в архивах Любека (Е.Р.Сквайрс), Риги (И.Ю. Анкудинов), Таллина (И.Ю.Анкудинов, С.В.Полехов), Берлина (С.В.Полехов), Стокгольма (И.Ю.Анкудинов), Хельсинки (И.Ю.Анкудинов), Копенгагена (С.В.Полехов) и Москвы (Е.Р.Сквайрс, И.Ю.Анкудинов). В ходе этих работ в восьми различных архивах семи государств были выявлены все документы на немецком, латинском и шведском языках, которые предполагается включить в новое издание, и лишь часть документов на русском языке из числа известных к настоящему времени.
Все грамоты, которые не удалось обнаружить, происходят из собрания Таллинского городского архива. Приведу сведения об этих неразысканных грамотах (критерием включения грамот в этот перечень является то, что в XIX — первой половине XX века при первой публикации или фотокопировании их подлинники были доступны исследователям).
В 1897 году А.Чумиковым были изданы четыре новгородских грамоты XV века1 [3]. Он сопроводил публикацию следующим примечанием: «Издаваемые здесь акты, хранящиеся в Ревельском городском архиве, были вытребованы канцлером Н.П.Румянцевым в 1816 году из Ревельского магистрата и возвращены оному в 1818 году». В «Собрании государственных грамот и договоров» они не были напечатаны. В XV-й том «Русской исторической библиотеки, издаваемой Археографической комиссиею» (СПб., 1894), они не вошли, потому что найдены случайно в сентябре 1896 года между старыми бумагами Ревельского упраздненного магистрата» [3]. Прориси всех четырех изданных Чумиковым грамот сохранились в собрании Румянцева в ОР РГБ2 В ГВНП грамоты публиковались уже лишь по копиям из собрания Румянцева (под номерами 50, 56, 69 и 75).
Из этих четырех грамот удалось обнаружить подлинник лишь одной — ГВНП № 56, хранящийся и ныне в Таллинском городском архиве3. Не удалось разыскать следующие грамоты:
[1410—1411 годы] Грамота Новгорода Колывани с предложением сохранить дружественные и торговые отношения во время происходящей войны со шведами (ГВНП, № 50; подлинник на русском языке, за двумя черновосковыми печатями).
1 Публикация датирована: «Сообщил действительный член А.Чумиков. Ревель, 24 октября 1896 г.» (С. 10).
2 ОР РГБ, ф. 256, д. 44, 1 (ГВНП № 56), 44, 2 (ГВНП № 50), 44, 3 (ГВНП № 69), 44, 4 (ГВНП № 75). Прорись грамоты ГВНП № 50 имеется также в собрании И.И.Срезневского (ОР БАН, Срезн. IV, 6, № 12), но она, по-видимому, восходит к прориси из собрания Румянцева и не имеет самостоятельного значения.
3 Таллинский городской архив (Tallinna linna arhiiv), ф. 230, оп. 1-I, д. 485-a.
[Не позднее 1439 года] Грамота Новгорода Колывани с требованием суда над Иваном Амбуром по жалобе на него новгородца Кузьмы Ларионовича (ГВНП, № 69; подлинник на русском языке, за двумя свинцовыми печатями).
[Около 1452 года] Грамота Новгорода Никите Тинчову с приказанием уплатить взятые им у колыванского посла Ивана и у Гостилы два рубля (ГВНП, № 75; подлинник на русском языке, скреплен перстневой черновосковой печатью).
Еще три русских грамоты стали известны исследователями уже только в виде фотографий. Их издал С.Н.Валк в 1956 году [4] по фотографиям, хранящимся в Таллиннском городском архиве4. Это следующие документы:
[Начало XV века] Грамота Риги, Юрьева и Колывани Великому Новгороду о торговых делах.
[Около 1411 года] Челобитье Ивана Кочерина Колывани.
[1418—1419 года] Грамота Пскова Колывани об имуществе умершего в Колывани псковитина Никона.
К этому же комплексу примыкает и еще один документ (пока не изданный), фотография которого была обнаружена С.В. Полеховым в том же собрании фотографий Таллиннского городского архива5:
[Сентябрь 1423 — сентябрь 1424 года] Грамота Колывани Новгороду с просьбой отпустить колыванских купцов, задержанных в Новгороде из-за нападения на новгородских купцов на море.
На грамотах имеются архивные пометки XIX века. По-видимому, все четыре грамоты были написаны на бумаге. Фотографии оборотных сторон неизвестны.
Относительно дальнейших поисков грамот, хранившихся в Таллинском городском архиве, можно предложить два направления. Во-первых, продолжить их разыскание в Таллине (впрочем, предпринятые мною, а затем и С.В.Полеховым поиски пока не увенчались успехом). Во-вторых, попытаться искать их в архивных собраниях Германии, так как значительная часть фондов Таллинского городского архива была вывезена в Германию во время второй мировой войны и оставалась там («путешествуя» по разным городам и архивохранилищам) вплоть до 1990 года. Особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что все неразысканные грамоты были написаны на русском языке. Возможно, это свидетельствует, что в какой-то момент они были отделены от основного массива документов Таллинского архива, и критерием этот отделения была их языковая принадлежность.
Все эти грамоты в новом издании придется публиковать по фотографиям, прорисям и старым публикациям. Но никакая публикация не может заменить подлинника. Поэтому следует продолжить работу по разысканию утраченных грамот.
Публикация подготовлена при поддержке РНФ в рамках проекта № 19-18-00183.
1. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.;Л., 1949. 408 с. (далее — ГВНП).
2. Янин В.Л. Новгородские акты XII—XV: хронологические комментарии. М., 1991. 385 с.
3. Чумиков А. Неизданные русские акты XIV—XVI вв. Ревельского городского архива // ЧОИДР. 1897. Кн. 2, Смесь. № 1-4. С. 1-3.
4. Валк С.Н. Новые грамоты о новгородско-псковских отношениях с Прибалтикой в XV в. // Исторический архив. 1956. N° 1. С. 234.
References
1. Gramoty Velikogo Novgoroda i Pskova [Old Russian documents of Velikiy Novgorod and Pskov]. Moscow, Leningrad, 1949, 408 p.
2. Yanin V.L. Novgorodskie akty XII—XV vv. Khronologicheskiy kommentariy [Novgorod Acts of the 12th — 15th centuries. Chronological commentary]. Moscow, 1991. 385 p.
3. Chumikov A. Neizdannye russkie akty XIV-XVI vv. Revel'skogo gorodskogo arkhiva [Unpublished Russian acts of the XIV—XVI centuries from Revel City Archive]. ChOIDR, 1897, Kn. 2, Smes', no. 1-4, pp. 1-3.
4. Valk S.N. Novye gramoty o novgorodsko-pskovskikh otnosheniyakh s Pribaltikoy v XV v. [New documents on Novgorod-Pskov relations with the Baltic States in the 15th century]. Istoricheskiy arkhiv, 1956, no. 1, p. 234.
Ankudinov I.Yu. Lost Novgorod-Hanseatic letters of the XIV — XV centuries. The article is devoted to the lost Novgorod-Hanseatic letters of the 14th — 15th centuries, known in copies or from the 19th century publications. A significant contribution to the study of the problem was made by a number of Russian researchers during the preparation of the new edition of the Diploma of Velikiy Novgorod and Pskov of the 12th — 15th centuries in the archives of Lubeck, Berlin, Stockholm, Riga, Tallinn, Helsinki and Moscow. Discovered German documents and some Russian letters are supposed to be included in the new edition. The author describes in detail letters, the location of which could not be established (mainly from the Tallinn City Archive), and the prospects for their search in Tallinn and some German archives.
Keywords: Hansa, old documents of Velikiy Novgorod and Pskov, sources on the history of Russian-Hanseatic relations.
4 Современный архивный шифр фотографий: Таллинский городской архив, ф. 1465, д. 2383, 2384.
5 Там же, д. 872.
Сведения об авторе. Игорь Юрьевич Анкудинов — старший научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.10.2019. Принята к публикации 10.11.2019.