Научная статья на тему 'Утопия как фактор социокультурной динамики'

Утопия как фактор социокультурной динамики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
УТОПИЯ / УТОПИЧЕСКОЕ / УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / АНТИУТОПИЯ / ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / UTOPIA / UTOPIAN / UTOPIAN CONSCIOUSNESS / DYSTOPIA / CULTURAL PHENOMENON / CULTURAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рожкова Наталья Васильевна,

В статье рассматриваются свойства утопии как феномена культуры, её мировоззренческая специфика, разграничивается роль утопии и антиутопии в культурно-динамических процессах. Особое внимание уделено значению утопии и утопического сознания в социальной рефлексии; описан механизм трансформирующего воздействия утопии на общество, так как она расширяет представления об альтернативах развития и множестве социальных идеалов или образов будущего, что делает её катализатором социальных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utopia as a factor of socio-cultural dynamics

The article deals with the properties of utopia as a phenomenon of culture and its ideological specificity, differentiates the role of utopia and dystopia in cultural and dynamic processes. Special attention is paid to the importance of utopia and utopian consciousness in social reflection, the mechanism of transforming influence of utopia on culture and society is described, utopia expands view about alternatives of the social development, a variety of ideals or future images, so it is a catalyst for social change.

Текст научной работы на тему «Утопия как фактор социокультурной динамики»

13. Выговская Д. Г. СМИ: е фокусе внимания экстремизм или толерантность? // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. ■ №21 (312). - С. 119-122.

14. Борщов Н. А. Динамика информационного насилия в социальном развитии Н Информаци онная безопасность регионов. - 2010. - № 2 (7). -С. 76-82.

15. Шур А. М. Толерантное и и толерантное поведение в СМИ // Известия Саратовского университета.-2009. -Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, - С. 67-70.

16. Дзялошинский И. М. Кому выгодно тиражирование нетерпимости? // Язык мой ... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в рос сийскихСМИ. / сост. А. М, Верховский,- М.: Центр Панорама, 2002, - 200 с.

17. URL: http://www.lostfilmhd.ru,

18. URL: http://www.ivi.ru

19. URL: http://megogo.net

20. Craig A. Anderson, Kanae Suzuki, Edvard L. Swing and others. Media Violence and Other Agression Risk Factors in Seven Nations // Personality and Social Psychology Bulletin. April 2017. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0146167217703064, URL https://naked science.ru/article/psy/smi-prevzoshli-kriminal-v-propagande (дата обращения: 25,05.2019)

21. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 {в ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации"// URL http://www.consuitant.ru/document/cons_ docmLAW_1 511/(дата обращения: 15.06.2019}

22. Кубякин Е. О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: полити ка, экономика, право. - 2010, - N?1. - С. 38-41.

UTOPIA ASA FACTOR OF SOCIO- CUL TURA L DYNAMICS

Rozhkova Natal/a Vasllievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Orel State Agrarian University named after N. V. Parahina, Orel

The article deals with the properties of Utopia as a phenomenon of culture and its ideological specificity, differentiates the role of Utopia and dystopia in cultural and dynamic processes. Special attention is paid to the importance of Utopia and Utopian consciousness in social reflection, the mechanism of transforming influence of Utopia on culture and society is described, Utopia expands view about alternatives of the social development, a variety of ideals or future images, so it is a catalyst for social change.

Keywords; utopia; Utopian; Utopian c onsciousness; dystopia; cultural phenomenon; cultural dynamics.

УТОПИЯ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

$ статье рассматриваются свойства утопии как феномена культуры, её мировоззренческая специфика, разграничивается роль утопии и антиутопии в куль-турно-динамических процессах. Особое внимание уделено значению утопии и утопического сознания в социальной рефлексии; описан механизм трансформирующего воздействия утопии на общество, так как она расширяет представления об альтернативах развития и множестве социальных идеалов или образов будущего, ч то делае т её ка тализа тором с оциальных изменений. Ключевые слова:утопия;утопическое;утопическое сознание; антиутопия; феномен культуры; динамика культуры.

УДК141.81:316.73 ВАК РФ 09,0013

& Рожкова МЛ, 2019

РОЖКОВА Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Естес твеннонаучных и гуманитарных дисциплин, Орловский

государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина, Орел

Одним из условий повышения эффективности социального регулирования является философская рефлексия, осмысление значимых социокультурных феноменов, к числу которых относится утопия. Проблема сущности, свойств и эволюции утопии посвящено множество трудов, демонстрирующих вариативность подходов к изучению утопии. Философские, литературоведческие и иные исследования утопии и антиутопии многообразны по методологии, проблематике, подходам и масштабу.

Некоторые электронные ресурсы предлагают несколько тысяч источников на данную тему. Так, электронная библиотека e-Übrary открывает доступ к более чем 38 ООО работ, так или иначе связанных с осмыслением феномена утопии. Анализу происхождения, сущности и типологии утопий посвящены труды Э.А, Араб-Оглы [1. 2], Э,Я. Баталова [3], H.A. Бердяева [4], В,А, Гуторова [5j, А, Кирхенгейма |6], А.И. Клибанова [7], К. Манхейма [8], А. Свентоховского [13], А,М. Уш-коеа [14], И.В. Фроловой [15,16], Г. Шахназарова [17], В. А. Чаликовой 118] и многих других.

Актуальность данной статьи определяется тем, что одной из задач социальной философии является создание моделей общественного устройства, которые позволяли бы, с одной стороны, учитывать интересы личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, с другой - укреплять социальную сферу, обеспечивающую удовлетворение человеческих потребностей. Как пишет И.8. Фролова, "Утопия всегда была не только средством критической оценки реальности, но и способом моделирования дополнительной позиции или точки зрения, с помощью которой можно было сконструировать образ идеального общества" [15,33- Социальный идеал в качестве ориентира позволяет выстраивать логику социальных преобразований. Утопия как форма социальной рефлексии является фактором развития самосознания и прогнозирования будущего, занимает особое место в философской антропологии.

В философской и художественной литературе сложилось великое множество определений утопии и подходов к её пониманию. Наиболее полный спектр значений слова "утопия" представлен в работе Д.Е. Мартынова [9, 156], который выявил порядка 13 значений. Термин "утопия" стал источником целого словообразовательного гнезда (ряда метатерминов), активно циркулирующих и функционирующих в современной философской и научной литературе. Сегодня пишут о технотопии, дистопии, экоутопии, ухронии, практопии, политопии, какотопии, тутопии, контрутопии и т.д. В самом общем виде речь идёт не только об умозрительных конструкциях, но и о конкретно-историческихполитическихобразованияхрт.е. предполагается, что утопия может быть воплощена в социальной реальности и служить практической иллюстрацией совокупности специфических идей. Обращение к толковым словарям [19] показывает, что слово "утопия" превратилось в нарицательное название, которое по сравнению с именем собственным значительно расширило своё значение и приобрело эмоционально-экспрессивную состав-ляющую.

Под утопическим в данной работе понимается самый широкий спектр историко-культур-ных, социально-философских, мировоззренческих идей, категорий, понятий и смыслов, имеющих отношение к созданию, изучению, толкованию и осмыслению феномена утопии и её разновидностей, накопленных в истории культуры на данный момент. Таким образом, утопическое означает "имеющее смысловые

связи с утопией". К элементам (обьективаци-ям} утопического следует относить идеи, представления, проекты, конструкты, тип сознания, специфическое мировоззрение,содержание и сущность которых генетически связаны с моделированием социального порядка, противопоставленного реальности и созданного в процессе идеализации.

Что же касается определения самой утопии, наиболее корректным можно считать использование термина "утопия" в следующих значениях:

- конкретное литературное и/или философское произведение, посвященное описанию идеального общественного устройства;

- модель или проект социальных преобразований, воспринимаемых как фантастический или нереализуемый на данном этапе общественно-исторического развития и содержащий представления о социальном иде-; але;

- иное пространство, принципиально отличающееся от реального своими свойствами и предназначенное для конструирования фантастической реальности. Иные значения понятия "утопия" могут рассматриваться как проявления многообразия утопического, имеющие вторичный либо метапонятийный характер. Утопия является одной из объективации утопического и как феномен культуры обладает рядом свойств:

- утопия является формой изображения потенциального бытия, в котором акцентирована социальная составляющая;

- утопия имеет проективный или ретроспективный характер и представляет собой обращение к иному пространственно-временному континууму;

-утопия предполагает выделение из реальности, осуществляемое разными образно-ху-дожественными, техническими, психологическими или иными средствами;

- утопия обладает мировоззренческой спецификой, которая определяет её роль социальных и культурно-динамических процессах.

При этом значение термина "антиутопия" оказывается гораздо уже: под антиутопией понимается художественное произведение, содержащее критику конкретной утопии или негативные образы будущего, возникающие на основе критической оценки уже существующих тенденций социального развития. Антиутопия показывает, как нивелируются, а затем и деградируют духовные потребности и возможности в условиях излишне регламентированного социума. Антиутопия - это образ об-

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

ё 229

щества без человека в полноценном смысле этого слова.

Противопоставление утопии и антиутопии происходит по двум направлениям антропологического анализа - аксиопогическому и психологическому. Антиутопия демонстрирует процессы дегуманизации общества, расчеловечивания человека и выполняет ряд сходных с утопией функций: гуманистическую, ценностно-ориентировочную, функции предупреждения и снятия психологического напряжения перед будущим.

Утопия и антиутопия как формы социокультурной рефлексии позволяют выстраивать своеобразную серединную линию социального развития, равноудалённую от полюсов максимально рационализированной и идеализированной модели будущего и утрированно негативного варианта развития исторических событий. Утопия и антиутопия представляют собой не столько крайности в восприятии вероятного будущего, сколько соотносятся друг с другом как чёрно-белый снимок и его негатив. Одни и те же социальные явления в утопиях и антиутопиях показаны "в разном освещении", которое направляет критическое мышление человека на разные объекты. Утопия нацелена на критику наличного положения вещей в определённом социуме, антиутопия - против конкретной утопии. Антиутопия раскрывает сущностьсоциальныхмеханизмов, обеспечивающих реализацию утопических идей, и предостерегает от принятия поспешных решений в области социального реформирования и конструирования.

Утопия и антиутопия принципиально различаются по характеру воздействия на сознание социального субъекта: утопия идёт рациональным путём, антиутопия - эмоционально-психологическим. Утопия - это, прежде всего, умозрительная конструкция, один из способов рационализации представлений о будущем; цель антиутопии - эмоциональный шок от неприемлемого образа возможного будущего. Именно поэтому антиутопия - лишь приложение к утопии, иллюстрация тупикового вектора социального развития. Антиутопия призвана проводить демаркационную линию между "можно" и "нельзя" в социальном строительстве, в то время как утопия расширяет горизонты представлений о возможном.

Утопия как форма сознания и феномен культуры демонстрирует онтологическое свойство человека - амбивалентность, способность совмещать крайне противоположные стремления, способности, тенденции и т.д. В случае

с утопией -это одновременно устремлённость к социальному идеалу, который, во-первых, вряд ли может быть не только реализован, но и сконструирован в виде абстракции по причине исключительной сложности социального бытия; во-вторых, это динамичный характер образа гармоничного общества, который в каждом конкретном случае коррелируется с наличной социальной ситуацией. Утопия представляет собой некую зафиксированную форму идеала, в котором нет места динамике, развитию, которые, в свою очередь, имманентны человеку.

В то же время утопия как феномен сознания и культуры играет роль импульса для социальных преобразований. Обязательными этапами воздействия утопического на социальное бытие являются:

- социальная рефлексия, закономерно приводящая к результатам, заслуживающим критики (отметим, что критика социальной реальности может быть прямой и косвенной;утопия представляет собой разновидность косвенной критики);

- конструирование в сознании социальных субъектов образов альтернативной реальности, которая может быть реализована в будущем (при этом следование уморительному образцу может быть более или менее последовательным);

- внедрение утопических идей в сознание социальных субъектов разного порядка, их осмысливание, закрепление, критический анализ, которые предполагают выход на следующий виток рефлексии;

- частичная реализация в социальной практике утопических идей и проектов;

- критическое переосмысление их результатов.

В истории культуры механизм создания и воздействия утопии выглядит как своеобразный "тяни-толкай": отталкиваясь от реальной социальной ситуации, утопист (индивидуальный или коллективный субъект) создаёт конструкцию социума, более благоприятного для проживания в нём по самым разным критериям (от материальной обеспеченности до возможностей духовного самосовершенствования, спектр весьма широк). Облечённый в форму утопического сознания в соответствии с характером культуры и конкретным этапом общественно-исторического развития, этот конструкт внедряется в сознание социальных субъектов, вызывая различные психологические, интеллектуальные, социально-политические реакции, в том числе, критическое ос-

мысление. В зависимости от того, может ли утопический образ общества выступать в роли ориентира при инициировании социальных преобразований, утопия либо частично воплощается в реальности, либо оказывается "заархивирована" в истории литературы и философии 8 виде объекта научных и философских исследований. При этом она продолжает оказывать косвенное воздействие на сознание своих "поклонников", опосредованно проникая в разные пласты социальной реальности. Утопия представляет собой "символический универсум" [15,18], который может быть дешифрован, интерпретирован, воссоздан при необходимости на новом витке развития социума. Повторное "чтение" текста культуры задействует механизм смыслопорождения, трансформации и самообновления.

Не теряет своей актуапьности вопрос о попытках воплощения утопических идей непосредственно в социальную практику. Здравый смысл подсказывает, что желание применить требования социального идеала к реальному обществу сравнимы с требованием ко всем женщинам быть похожими на мадонн Рафаэля. Тем не менее, человеческая история содержит сведения о попытках созидания обществ в соответствии с заранее заданными политическими, экономическими и иными параметрами, в основе которых лежит некий идеал. Условия утопического эксперимента - параметры социальной реальности, задаваемые утопистом, описанные и очерченные 8 рамках художественного или философского повествования. Целью же является социальный идеал в его абсолютном выражении. При этом ни относительность, ни конкретно-исторический характер, ни множественность социальных идеалов не снижают их значения, а наоборот, придают им регулятивный смысл, обеспечивают поиски лучшего в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Как пишет И.8. Фролова, если "утопия ориентируется именно на абсолютный идеал, если происходит превращение идеала в практическую цель, абсолютный идеал становится "проектом", идолом, требующим жертвоприношений" [15, 18]. Ситуация социумов, создаваемых при попытке реализации той или иной утопической программы на практике, показывает, что сферы трансцендентного (как обиталища идеалов} и налично-бытийно-го не должны пересекаться "напрямую" Желание встроить проявления одной формы бытия в другую сугубо механически приводят к искажениям реальности в виде вспышек насилия, построения тоталитарных политических сис-

тем и т.д. Именно поэтому утопическое в разных своих проявлениях становится объектом систематической жёсткой критики, как например, в работах К.Р. Поппера, противопоставляющего утопии метод социальной инженерии [11,12]. Отметим лишь, что К. Поппер в своей известной работе "Утопия и насилие" [11] не приводит категориального определения утопии, а критикует псевдорационализм как подход к социальному регулированию. Тем не менее, его социальная инженерия вряд ли способна решить все проблемы, так как она представляет собой лишь тактику социальных преобразований, которая малоэффективна в эпоху глобальных проблем.

Абсолютистский характер утопических идей проявляется, по мнению Э.Я. Баталова [3], в их догматичности. Утопия расценивается этим исследователем как конечный, "мёртвый мир", развитие которого и не предполагается, ¡ так как он уже совершенен. Некоторые исследователи поддерживают это мнение [10,252] и постулируют, таким образом, статичный, антигуманный вариантутопического социального устро й orea. В утоп и ческом социа л ьном у ст-ройстве всегда прослеживается одна важная черта - бесконфликтность, источником которой является либо социальная справедливость, либо, как её разновидность, социальное равенство. Устранив противоречия, мы получаем социальную систему, лишённую источника развития. Возникает дилемма, решение которой - задача весьма нетривиальная: диалектическое или утопическое. На одной чаше весов оказывается справедливый, стабильный, материально благополучный социальный порядок, в котором заложена бомба замедленного действия под названием "человек", вечно ищущий обновления, изменения, становления. Удовлетворив насущные потребности, рационально организовав социальные структуры и наладив социальные механизмы, авторы утопии по существу сделали попытку сконструировать вечный социальный двигатель, не требующий доработок или ремонта.

Подводя итоги размышлений, скажем, что утопия является значимым социокультурным феноменом, содержащим картину потенциального социального бытия. Утопия возникает на том этапе развития цивилизации, когда рефлексивные техники заходят в своём развитии настолько далеко, что становится возможным осмысление наличного бытия, прошлого и построение образов будущего. Она граничит с такими феноменами культуры, как наука, игра, идеология, но обладает спецификой, выделя-

сь

т—I

О CU

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ со

со

a 2

S

231

ющей её из ряда других социокультурных феноменов.

Так как социокультурные феномены возникают и функционируют на стыке общества и культуры, они детерминированы социокультурным контекстом, в рамках которого они создаются. Утопия является и феноменом сознания, для которого характерны критическое отношение к настоящему и позитивное отношение к будущему (или прошлому}. Утопизм -свойство сознания, способного различать наличное и потенциальное бытие в его идеализированном виде.

Утопию следует расценивать как попытку создания образа должного в области социального, следовательно, она играет важную роль в развитии общества и является фактором формирования общественного сознания. При этом утопия не должна рассматриваться и использоваться как программа социальных преобразований, так как она имеет ценность именно в качестве умозрительного конструкта. Утопия является способом преодоления действительности, так как содержит картину потенциального бытия и оказывает опосредованное влияние на жизнедеятельность субъектов утопии.

Литература:

1. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. Соци альное прогнозирование и идеологическая борьба/Э. А. Араб-Оглы - М.: Молодая гвардия, 1973,-304 с

2. Араб-Оглы Э.А. 8 утопическом антимире / Э.А. Араб-Оглы // О современной буржуазной эстетике. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 78-83.

3. Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах / Э.Я. Баталов - М. : Политиздат, 1989. -319 С.

4. Бердяев Н. А. Смысл истории: Олытфилософии человеческой судьбы / H.A. Бердяев. - Берлин ; Обелиск, 1923.-268 с.

5. Гугоров В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории / В.А. Гуторов ■■■ Л.: Изда-

тельство Ленинградского университета, 1989. 288 с.

6. Кирхенгейм А. Вечная утопия / А. Кирхенгейм. fiep, с нем. - СПб.: Эрлих, 1902. - 320 с.

7. Клибанов А. И. Народная социальная утопия & России. Период феодализма / А.И. Клибанов, - М. :Наука,1977.-342 С.

8. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Ман хейм. Пер. с нем. и англ. - М,: Юрист, 1994. - 693 с.

9. Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия "утопия" (XX е.)/ Д.Е. Мартынов //Вопросы философии, - 2009. - № 10-С. 152-158.

10. Петрихин А. В. Антиутопия как способ осознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией / A.B. Петрихин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5. № 6. -С. 138-141.

11. Поппер K.P. Утопия и насилие / K.P. Поппер // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bag uz! n.ru/wp/ka rl popper-predpolozheniya i-oproverzh.

12. Поппер K.P. Открытое общество и его враги // [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://baguzin.ru/wp/karl popper otkrytoe-obshhestvo i-ego-vг.

13. Свентоховский А. История утопий: От Античности до конца XIX века/А. Свентоховский. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012.-448 с.

14. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность / A.M. ушков - М, : Издательство Московского университета, 1982. -184 с.

15. Фролова И.8. Утопия: сущность и развитие (опыт социально-философской актуализации): автореф. дисс, ..д-ра филос, наук: 09.00.11 / Фролова Ирина Васильевна. - Уфа, 2005. - 40 с.

16. Фролова И.В. К вопросу о "к t ой нос ги" соци альной утопии: философско-политические размышления / И.В. Фролова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17,: №1 (I) - С, 689-692.

17. Шахназаров Г. Этот прекрасный новый мир в пресловутом 1984 г. / Г. Шахназаров// Иностранная литёратура. - 1979- № 7 - С. 241-245.

18. Чаликова В.А. Утопия и свобода / В.А. Чаликова - М.: Весть - ВИМО, 1994. - 184 С.

19. Сборник словарей // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glosum.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. A. BERDYAEV'S PHILOSOPHICAL DOCTR/NEABOUT HISTORICAL PROCESS AS ALTERNA WON OF REVOLUTIONARY AND EVOLUTIONARY PERIODS OF DEVELOPMENT

Usmanova Larlsa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department of General subjects, Gzhel State University, Moscow region

In the article about the author analyzes the problems Berdjaeve N. freedom, creativity, personality in the context of the development of socio-historicalprocess. The doctrine of freedom of n. Berdyaev organically connects with the regularities and formation history of the State, A weak State leads to the domination of unbridled, irrational freedom. Strengthening of statehood, increase social stability is to strengthen and develop rational, sensible, conscious of freedom. A truly democratic State is a result of the approval of freedom with love or the realm of the spirit, which in turn implies perfection, humanize and gumanitarizaciju system of education in society. A sense of history philosopher sees the fight of good against irrational freedom and history as the alternation of revolutionary and evolutionary periods of development.

Keywords; freedom; creativity; personality; God; historical process; the meaning ofhistory; people; irrational; rational-love; State; identity; ethics; persona/ism; existentialism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.