Научная статья на тему 'Влияние СМИ на процесс идентификации личности через обращение к эмоции гнева: социально-философский анализ'

Влияние СМИ на процесс идентификации личности через обращение к эмоции гнева: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ГНЕВ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTIFICATION / COMMUNICATION / ANGER / MEDIA / IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петракова Анна Сергеевна, Дзема А.И.

В статье исследуется, каким образом средства массовой информации способны влиять на процессы идентификации личности, воздействуя на ее эмоционально-чувственную сферу. В частности, автор изучает механизм обращения к эмоции гнева как один из факторов, влияющих на трансформацию оснований отождествления и вызывающих, вследствие последнего, поведенческие реакции, не свойственные индивиду с прочным идентификационным фундаментом. Автор постулирует, что использование эмоции гнева СМИ происходит в основном двумя способами: гнев возникает как реакция на транслируемые образы и является способом выражения неудовлетворенности действительным положением вещей (статусом, финансовым положением, состоянием здоровья, внешностью и т.п.); гнев как отражение насилия, демонстрируемого через СМИ (в рекламе, в кинопродуктах и проч.). Коммуникация рассматривается в качестве условия и, одновременно, средства воздействия на процессы идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of media on the process of identification of a person through appeal to the emotions of anger: a socio-philosophical analysis

The article examines how the media can influence the processes of identification of a person, affecting its emotional and sensual sphere. In particular, the author studies the mechanism of addressing the emotions of anger as one of the factors influencing the transformation of the bases of identification and causing, as a result of the latter, behavioral reactions that are not characteristic of an individual with a strong identification foundation. The author postulates that the use of anger emotion in the media occurs mainly in two ways: anger occurs as a reaction to the broadcast images and is a way of expressing dissatisfaction with the actual state of affairs (status, financial situation, health, appearance, etc.); anger as a reflection of violence exhibited through the media (in advertising, in film products, etc.). Communication is regarded as a condition and, at the same time, a means of influencing the processes of identification.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на процесс идентификации личности через обращение к эмоции гнева: социально-философский анализ»

9. Нарочницкая Н. А. Русский мир / H.A. Нароч ницкая. - СПб.: Алетейя, 2007.

10. Неронов A.B. Новая нетрадиционная ре лиги оэность в культуре современной России: дис. манд, культурологии: 24.00.01/Неронов Александр Владимирович; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб,, 2013.-210с.

11. Неронова M.tO. Православное аскетическое подвижничество в русской духовной культуре, Религиоведческий анализ / М.Ю. Неронова. -Lambert Academic: Pudlishing, 2013. - 161 с.

12. Одинцов, М.И. Великая Отечественная война (1941-1945) и религиозные организации в СССР [Электронный ресурс]. 2008. Дата обновления: 03,04.208. URL: https://www.sedmitza.ru/text/ 413993.htm! (дата обращения: 11.01.2019).

13. "Потри храма вдень": через 30 лет количество церквей в России удвоится [Электронный ресурс]. 2017. Дата обновления: 25.12.2017. URL: https:// ria.ru/20171225/1511652528.html (дата обращения: 11.01,2019).

14. Юнг К. Проблемы души нашего времени / К.Юнг. - М.: Академический проект, 2007. - 288 с.

THE INFLUENCE OF MEDIA ON THE PROCESS OF IDENTIFICATION OF A PERSON THROUGH APPEAL TO THE EMOTIONS OF ANGER: A SOCIO-PH1LOSOPHICAL ANALYSIS

Pettakova Anns Sergeevna, PhD of Philosophical science. Associate Professor, Department of Humanities, Socio economic, Informational and Judicial Subjects, Novorossiysk branch, Krasnodar University of Ministry of the Interior of Russia, Novorossiysk

The article examines how the media can influence the processes of identification of a person, affecting its emotional and sensual sphere. In particular; the author studies the mechanism of addressing the emotions of anger as one of the factors influencing the transformation of the hases of identification and causing, as a result of the latter, behavioral reactions that are not characteristic of an individual with a strong identification foundation. The author postulates that the use of anger emotion in the media occurs mainly in two ways: anger occurs as a reaction to the broadcast images and is a way of expressing dissatisfaction with the actual state ofaffairs (status, financial situation, health, appearance, etc.); anger as a reflection of violence exhibited through the media (in advertising, in film products, etc.). Communication is regarded as a condition and, at the same time, a means of influencing the processes of identification.

Keywords: identification; communication; anger; media; identity.

УДК 130.3 ВАК РФ 09.00.11

? Петракова A.C., 2019

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПРОЦЕСС ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ЭМОЦИИ ГНЕВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье исследуется, каким образом средства массовой информации способны влиять на процессы идентификации личности, воздействуя на ее эмоционально- чувственную сферу. В частности, автор изучает механизм обращения к эмоции гнева как один из факторов, влияющих на трансформацию основа ний отождествления и вызывающих, вследствие последнего, поведенческие реакции, не свойственные индивиду с прочным идентификационным фундаментом. Автор постулирует, что использование эмоции гнева СМИ происходит в основном двумя способами: гнев возникает как реакция на транслируемые образы и является способом выражения неудовлетворенности действительным положением вещей (ста тусом, финансовым положением, состоянием здоровья, внешностью и т.п.); гнев как отражение насилия, демонст рируемого через СМИ (в рекламе, в кинопродуктах и проч.). Коммуникация рассматривается в качестве условия и, одновременно, средства воздействия на процессы идентификации.

Ключевые слова: идентификация; коммуникация; гнев; средства массовой информации; идентичность.

ПЕТРАКОВА Анна Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Гуманитарных, социально -экономических и информационно правовых дисциплин, Новороссийский филиал, Краснодарский университет МВД России, Новороссийск

Современный индивид живет в ситуации постоянной активности множества информационных потоков, где он выступает одновременно в качестве субъекта, объекта и средства коммуникации. Включенность в интеграционные процессы приема и передачи массивов данных непредсказуемым образом влияет на идентификационный фундамент личности. Идентификация - это процесс установления тождества индивидом между самим собой и другими объектами социальной реальности по ряду признаков (полу, возрасту, семейному положению, отношению к религии, нации, миро-

воззрению и проч.). [1, с. 59; 2, с. 85-86; 3, с. 9-10] Б ходе идентификации происходит нахождение тех общих значимых переменных, которые позволяют человеку позиционировать себя е обществе в качестве носителя соответствующих культурных паттернов. [4, с. 27-31; 5, с. 188; 6] Результатом идентификации становится установление идентичности с социальной группой или отдельными ее членами по признаку общности разделяемых норм, правил, принципов, идеалов и т.д. Процесс идентификации длится всю жизнь и органично включен в социализацию, так как усвоение правил существования в социуме непременно приводит к тому, что индивид начинает осознавать себя его частью, а принятые им социальные нормы, ценности и идеалы мыслятся впоследствии как личностные и неотъемлемые.

Развитие информационной сферы позволяет каждому ицдивиду, включенному в процессы коммуникации, испытывать на себе влияние тех смысловых переменных, инициатором, проводником или адресатом которых он становится. Следовательно, идентификационный фундамент, подвергаясь внешнему воздействию информационных потоков, трансформируется, органично включая в себя новые актуальные для среды в конкретный момент времени переменные. Интенсификация идентификационных трансформаций в конце второй декады XX! столетия вомногомактуализирована практически тотальной вовлеченностью индивида в постоянно развивающуюся электронную информационную среду. Человек начала XXI века является участников многих чатов, имеет несколько страниц в социальных сетях, играет по сети в виртуальные видеоигры, является подписчиком многих Интернет-сайтов, где ведется трансляция фильмов, сериалов и других информационных продуктов. Все это уводит индивида от полноценного проживания им моментов его действительной жизни, подменяя подлинное бытие вымышленным, виртуальным. Следовательно, смешаются и идентификационные векторы. Человек начинает мыслить себя не тем, кто онесть в действительности, а тем, кем он себя позиционирует в виртуальном мире, в сети. Одновременно с этим границы реального мира и вымышленного стираются, человек начинает путаться в контекстах своего существования. Особенно агрессивно виртуальная среда влияет на детей и подростков, еще не способных самостоятельно осознанно ограничить свою включенность в цифровое пространство. Так, в ряде стран Европы и США были зафиксированы случаи,

когда дети, насмотревшись сериалов о различного рода терминаторах и супергероях, пытались, выйдя на шоссе, рукой остановить мчащийся грузовик. Столкновение с реальностью не виртуальной заканчивалось обычно трагически". [7, с, 176]

Современные СМИ для оказания максимально сильного воздействия на аудиторию чаще всего обращаются к эмоционально-чув-ственной сфере индивидов, инициируя различные аффективные проявления. Так, большая часть маркетинговых коммуникации, в том числе рекламных и мерчендайзинговых, нацелена на активизацию потребителей и совершение ими спонтанных, незапланированных покупок. Актуализация внимания в новостных программах на катастрофах, боли, горечи утраты призвана вызвать эмоцию сочувствия, сопереживания и, возможно, сплотить весьма разноплановую аудиторию перед; лицом общей беды. Этой же цели служит обращение к эмоции страха, возникающей, когда действительная или мнимая, но тщательно спланированная СМИ, угроза из категории общей и обезличенной переходит в конкретную персональную. Эмоция гнева не является исключением. Человек испытывает ее как под влиянием внешних раздражителей, так и по причине личной неудовлетворенности. Инициирование гнева через СМИ происходит также посредством использования манипуяяци-онных технологий воздействия на сознание в различных целях. В одних случаях через рекламу происходит трансляция того образа жизни, который желателен, но недостижим для отдельных сегментов аудитории, что, в свою очередь, вызывает гнев в связи с неудовлетворенностью потребностей и запросов. Именно поэтому гнев может стать причиной совершения преступлений и правонарушений. [8, с. 34; 9, с. 63] В других - эмоция гнева инициируется СМИ с целью, вызвав аффективное состояние, побудить аудиторию к конкретным действиям по запуску социальных преобразований. Последние в основном носят деструктивный характер, так как гнев, в первую очередь, приводит к неконтролируемой ярости, в состоянии которой индивид неспособен обуздать свои эмоции. По данному принципу действуют и экстремистские организации, которые, играя, на социальной разобщенности, экономической нестабильности и иных ключевых кризисных явлениях, присущих любому обществу в конкретные периоды его развития, ненавязчиво предлагают вполне реальные пути разрешения социальных противоречий через

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

ё 225

совершение терактов, вооруженных противостояний и просто политических провокаций. Примечательно, что технологии манипуляции, прежде всего, направлены на ту часть аудитории, которая уже испытывает острую неудовлетворенность своей жизнью, В результате культивирование гнева вполне способно породить хаос и насилие среди населения.

В условиях России начала XXI столетия обращение к эмоции гнева является, чуть ли не самой действенной технологией манипулирования сознанием. Связано это во многом с расколом национальной идентичности, вызванным многообразием образов, позиционируемых СМИ как приемлемые. Так, из структуры внутригосударственных коммуникаций исчезает понятие "русский" как неполиткорректное. Между тем, "право дискурсивно определять себя в качестве представителей "нации" сегодня дозволено только национальным меньшинствам, которых власти на дискурсивном уровне оберегают от дискриминации со стороны большинства". [10, с. 41] Кроме того, СМИ усиленно транслируют западные образцы поведения, где красной нитью идет идея о толерантном отношении к меньшинствам, в том числе сексуальным, успешность приравнивается к способности зарабатывать деньги, формирование нравственного фундамента личности рассматривается как дополнительная функция в перечне образовательных услуг, Исторический аспект идентичности утрачивает свое значение в контексте реализации процессов глобальной интеграции. В результате моральные ориентиры, формируемые институтом семьи, образования и СМИ, чрезвычайно размытые и неконкретные. Потребность в материальных благах, необходимых для удовлетворения базовых потребностей, не может быть полностью реализована в условиях общего экономического спада, что порождает социальную напряженность, конфликтность, агрессию, "В условиях кризиса, нестабильности, внешних угроз люди спускаются по "лестнице" Маслоу на самый примитивный уровень. Потребности высокого порядка вытесняются из массового сознания". [11, с. 78-79] В результате неудовлетворенность действительной экономической ситуацией и неспособностью ее разрешить инициирует у многих индивидов стремление уйти от реальности в мир компьютерных игр, фантастических сериалов, фильмов, ток-шоу. В виртуальном мире нет неразрешимых проблем, герои обладают сверхспособностями, проявления гнева и агрессию не нужно контролировать,

социальные рамки весьма гибкие. Результатом такого ухода становится ситуация, когда граница между миром реальным и виртуальным стирается и человек оказывается неспособным адаптироваться в дей ств ительном социал ьном контексте. Наибольшую опасность применение подобных манипуляционных технологий представляет для молодежи, где идентификационный фундамент еще не прочен и находится на стадии формирования. Ситуация усугубляется тем, что молодежная аудитория "креативно конструирует свою медиареаль-ность... Все это информационное пространство, 25% авторов которого, по данным фонда "Общественное мнение", в возрасте 16-20 лет живет по своим законам и правилам, задавая медиасообществу свои условия и нравственные критерии". [12, с. 184]

Обращение к гневу в современных СМИ имеет и иной аспект. Многократная демонстрация насилия в рекламе, ТВ-программах, фильмах и сериалах позиционирует сами насильственные действия как неотъемлемый и, чаще всего, необходимый и оправданный способ разрешения социальных противоречий. При этом проявление насилия возможно как физически, так и иными способами. Сегодня многие авторы, говоря о насилии, подразумевают манипуляционное информационное воздействие [13, с. 120; 14, с. 77], поскольку его целью является нивелирование свободы и внушение иных стереотипов поведения вопреки воле и желанию индивида. Отдельные исследователи даже вводят термины "язык вражды" [15, с. 68] или "речевая агрессия" [16, с. 106], когда "автор прямо призывает адресата к агрессивным действиям" или "автор подачей предмета речи вызывает или поддерживает агрессивное состояние адресата" [15, с. 68]. Анализ содержания наиболее популярных сайтов сериалов [17; 18; 19] показал, что более 90 % размещенной на них информационной продукции содержит демонстрацию насилия или агрессии в тех или иных формах ее проявления.

Эмпирических исследований, направленных на выявление связи между медийными предпочтениями аудитории и ее склонностью к неконтролируемым вспышкам гнева, крайне мало. Одно из таких исследований проводили сотрудники Цукубского университета, университета штата Айова и ряда других вузов. Ученые изучали связь между проявлениями агрессии или эмпатии индивидами в возрасте 21 года из семи стран и их медиаконтентом. Склонность к насилию в большей степени про-

демонстрировала та часть аудитории, в списке информационных предпочтений которой значились продукты с явной демонстрацией агрессии. Кроме того, "важную роль в высокой агрессивности (вне зависимости от культуры) помимо медиа играли мужской пол, жестокое обращение в семье, проживание в неблагополучном районе. Однако влияние этих факторов носило уникальный характер и каждый из них за исключением СМИ, мог быть опущен без изменения общего результата" [20)

Таким образом, использование СМИ технологий манипулирования сознанием происходит преимущественно через обращение к эмоциям. Гнев - лишь одна из них. Его инициация происходит с целью актуализации индивидуальной неудовлетворенности и последующей нацеленности действий личности на конкретные практические результаты: от спонтанных покупок до террористических актов. Обращение к аффективным проявлениям является наиболее успешным в случае с молодежью, что вызвано несформированностью у большей ее части четких ценностных ориентиров в идентификационном фундаменте и психологическими особенностями возраста. Также существенное влияние на возникновение спонтанного неконтролируемого гнева оказывает наглядная демонстрация агрессии, сцен насилия в СМИ и виртуальной реальности видеоигр, что приводит к конфликтам в семье, агрессии по отношению к окружающим и нарушениям в восприятии реальности. Идентификационный фундамент трансформируется в связи с тем, что у индивида отсутствует четкое представление о себе как о части социальной системы, в рамках которой он существует и функционирует. Подобное состояние постоянно изменяемой идентичности, возникающее вследствие постоянной включенности во множество разноплановых коммуникационных процессов в качестве субъекта, объекта или средства передачи сведений, раскрывает широкие возможности для манипулирования смыслами, подмены подлинных ценностных конструктов иными, ложными.

Бороться сданной ситуацией можно и нужно, Во-первых, получение образования и самообразование, направленные на формирование интеллектуальной основы личности, позволят устанавливать логические взаимосвязи между явлениями, раскрывать сущность целенаправленных манипуляций и не становиться ее объектами. Во-вторых, так называемый "возврат" к подлинной реальности через реал иза цию непосредственного личного обще-

ния с окружающими позволит свести к минимуму влияние виртуальных миров на сознание и подсознание индивидов. В-третьих, возможно, необходимы коррективы в законодательстве, более конкретно определяющие способы пропаганды насилия вопреки имеющимся общим формулировкам о недопустимости призыва или публичного оправдания экстремизма, терроризма, культа насилия и жестокости, а также материалов, содержащих нецензурную брань. [21, ст. 41 В этой связи стоит отметить, что и сами СМИ как мощный инструмент манипулирования аудиторией могут использовать всю совокупность средств воздействия, в том числе, на уход от пропаганды агрессии и на формирование прочного нравственного фундамента с четкими ценностными ориентирами, которые могли бы стать основой идентичности. [22, с. 40]

Примечания:

1. Лошкарева-Имгрунт С.И. Идентичность в контексте социально философских и со ци о гуманитарных исследований // Теория и практика об щественного развития, - 201- № 4, - С. 56-60,

2. Брюшин кин 8, Н. Особенности исследования идентичности//Ценности и смыслы.-2010.-С, 84-93.

3. Marcia J. Е. Identity and Psychosocial Development in Adulthood // identity: An International journal of Theory and Research. - 2002. - № 2 (1).- P. 7-28.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - M. : Прогресс, 1996.-86 с.

5. Л ИНТ он Р. Личность, культура и общество. // Вопросы социальной теории.-2007. - Т. 1. - Вып. 1. -С. 175-190.

6. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок // URL: http://s moi soc. ru/index, php/home/ 2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30" 11 -31 ■ 52/1080--

1-5 (дата обращения: 10.07.2019).

7. Васильев С С. Влияние современных электрон ных СМИ на подсознание // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - NB 3 (13).-С 176-183.

8. Эолийский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. - СПб, : СКИФИЯ, 2008, - 248 с.

9. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М. : Республика, Культурная революция, 2006. - 269 с.

10. Парфенов А. И. Идеологическое насилие и формирование глобального социального порядка // Известия Саратовского университета. - 2008,

- Т. 8. Сер. Философия, Психология. Педагогика, -Вып. 2. - С. 40-44.

11. Урсу Н. Причины актуализации использова ния технологий политического манипулирования в СМИ в современной России// Власть. - 2012.

- № 1. - С.77-79.

12. Нафталиева В, О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. -2011.-№2.-С. 182-193.

05

т—I

о си

-Û о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го 2

s

227

13. Выговская Д. Г. СМИ: в фокусе внимания экстремизм или толерантность? // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. ■ №21 (312). - С. 119-122.

14. Еюрщов Н. А. Динамика информационного насилия в социальном развитии Н Информаци онная безопасность регионов. - 2010. - № 2 (7). -С. 76-82.

15. Шур А. М. Толерантное и и »толерантное поведение в СМИ // Известия Саратовского университета.-2009. -Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, - С. 67-70.

16. Дзялошинский И. М. Кому выгодно тиражирование нетерпимости? // Язык мой ... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в рос сийскихСМИ. /сост. А. М, Верховский,- М.: Центр Панорама, 2002, - 200 с.

17. URL: http://www.lostfilmhd.ru,

18. UfiL: http://www.ivi.ru

19. URL: http://megogo.net

20. Craig A. Anderson, Kanae Suzuki, Edvard L. Swing and others. Media Violence and Other Agression Risk Factors in Seven Nations // Personality and Social Psychology Bulletin. April 2017. DOI: https://doi.org/ 10.1177/0146167217703064, URL https://naked science.ru/article/psy/smi-prevzoshli-kriminal-v-propagande (дата обращения: 25,05.2019)

21. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 {в ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации"// URL http://www.consultant.ru/document/cons_ docmLAW_1 511/(дата обращения: 15.06.2019)

22. Кубякин Е. О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: полити ка, экономика, право. - 2010, - N?1. - С. 38-41.

UTOPIA ASA FACTOR OF SOCIO- CUL TURA L DYNAMICS

Rozhkova Natalia Vaslllevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, Orel State Agrarian University named after N. V. Parahina, Orel

The article deals with the properties of Utopia as a phenomenon of culture and its ideological specificity differentiates the role of Utopia and dystopia in cultural and dynamic processes. Special attention is paid to the importance of Utopia and Utopian consciousness in social reflection, the mechanism of transforming influence of Utopia on culture and society is described, Utopia expands view about alternatives of the social development, a variety of ideals or future images, so it is a catalyst for social change.

Keywords; utopia; Utopian; Utopian consciousness; dystopia; cultural phenomenon; cultural dynamics.

УТОПИЯ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

В статье рассма триваются свойства утопии мак феномена культуры, её мировоззренческая специфика, разграничивается роль утопии и антиутопии в куль-турно-динамических процессах. Особое внимание уделено значению утопии и утопического сознания в социальной рефлексии; описан механизм трансформирующего воздействия утопии на общество, так как она расширяет представления об альтернативах развития и множестве социальных идеалов или образов будущего, ч то делае т её ка тализа тором с оциальных изменений. Ключевые слова:утопия;утопическое;утопическое сознание; антиутопия; феномен культуры; динамика культуры.

УДК141.81:316.73 ВАК РФ 09,0013

& Рожкова МЛ, 2019

РОЖКОВА Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Ее тес твеннонаучных и гуманитарных дисциплин, Орловский

государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина, Орел

Одним из условий повышения эффективности социального регулирования является философская рефлексия, осмысление значимых социокультурных феноменов, к числу которых относится утопия. Проблема сущности, свойств и эволюции утопии посвящено множество трудов, демонстрирующих вариативность подходов к изучению утопии. Философские, литературоведческие и иные исследования утопии и антиутопии многообразны по методологии, проблематике, подходам и масштабу.

Некоторые электронные ресурсы предлагают несколько тысяч источников на данную тему. Так, электронная библиотека e-Übrary открывает доступ к более чем 38 ООО работ, так или иначе связанных с осмыслением феномена утопии. Анализу происхождения, сущности и типологии утопий посвящены труды Э.А, Араб-Оглы [1. 2], Э,Я. Баталова [3], H.A. Бердяева [4], В,А, Гуторова [5j, А, Кирхенгейма |6], А.И. Клибанова [7], К. Манхейма [8], А. Свентоховского [13], А,М. Уш-коеа [14], И.В. Фроловой [15,16], Г. Шахназарова [17], В. А. Чаликовой 118] и многих других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.