ющей её из ряда других социокультурных феноменов.
Так как социокультурные феномены возникают и функционируют на стыке общества и культуры, они детерминированы социокультурным контекстом, в рамках которого они создаются. Утопия является и феноменом сознания, для которого характерны критическое отношение к настоящему и позитивное отношение к будущему {или прошлому}. Утопизм -свойство сознания, способного различать наличное и потенциальное бытие в его идеализированном виде.
Утопию следует расценивать как попытку создания образа должного в области социального, следовательно, она играет важную роль в развитии общества и является фактором формирования общественного сознания. При этом утопия не должна рассматриваться и использоваться как программа социальных преобразований, так как она имеет ценность именно в качестве умозрительного конструкта. Утопия является способом преодоления действительности, так как содержит картину потенциального бытия и оказывает опосредованное влияние на жизнедеятельность субъектов утопии.
Литература:
1. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. Соци алы-toe прогнозирование и идеологическая борьба/Э. А. Араб-Оглы - М.: Молодая гвардия, 1973,-304 с
2. Араб-Оглы Э.А. 8 утопическом антимире / Э.А. Араб-Оглы // О современной буржуазной эстетике. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 78-83.
3. Баталов Э. Я. В мире утопии: Пить диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах / Э.Я. Баталов - М. : Политиздат, 1989. -319 С.
4. Бердяев Н. А. Смысл истории: Олытфилософии человеческой судьбы / H.A. Бердяев. - Берлин ; Обелиск, 1923.-268 с.
5. Гу торов В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории / В.А. Гуторов ■ Л.: Изда-
тельство Ленинградского университета, 1989. 288 с.
6. Кирхенгейм А. Вечная утопии / А. Кирхенгейм. fiep, с нем. - СПб.: Эрлих, 1902. - 320 с.
7. Клибанов А. И. Народная социальная утопия & России. Период феодализма / А.И. Клибанов, - М. :Нэука,1977.-342 С.
8. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Ман хейм. Пер. с нем. и англ. - М,: Юрист, 1994. - 693 с.
9. Мартынов Д.Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия "утопия" (XX е.)/ Д.Е. Мартынов//Вопросы философии, - 2009. - № 10-С. 152-158.
10. Петрихин А. В. Антиутопия как способ осознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией / A.B. Петрихин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5. № 6. -С. 138-141.
11. Поппер K.P. Утопия и насилие / K.P. Поппер // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bag uz! n.ru/wp/ka rl popper-predpolozheniya i-oproverzh.
12. Поппер K.P. Открытое общество и его враги // [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://baguzin.ru/wp/karl popper otkrytoe-obshhestvo i-ego-vг.
13. Свентоховский А. История утопий: От Античности до конца XIX века/А. Свентоховский. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012.-448 с.
14. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность / A.M. ушков - М, : Издательство Московского университета, 1982. -184 с.
15. Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие (опыт социально-философской актуализации): автореф. дисс, ..д-ра филос, наук: 09.00.11 / Фролова Ирина Васильевна. - Уфа, 2005. - 40 с.
16. Фролова И.В. К вопросу о "к t ой нос ги" соци альной утопии: философско-политические размышления / И.В. Фролова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. №1 (I) - С 689-692.
17. Шахназаров Г. Этот прекрасный новый мир в пресловутом 1984 г. / Г. Шахназаров// Иностранная литёратура. - 1979- № 7 - С. 241-245.
18. Чаликова В.А. Утопия и свобода / В.А. Чаликова - М.: Весть - ВИМО, 1994. - 184 С.
19. Сборник словарей // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glosuTH.iu.
N. A. BERDYAEV'S PHILOSOPHICAL DOCTR/NEABOUT HISTORICAL PROCESS AS ALTERNA TK>N OF REVOLUTIONARY AND EVOLUTIONARY PERIODS OF DEVELOPMENT
Usmanova Larlsa Timofeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department of General subjects, Gzhel State University, Moscow region
in the article about the author analyzes the problems Berdjaeve N. freedom, creativity, personality in (he context of the development of socio-historicalprocess. The doctrine of freedom of n. Berdyaev organically connects with the regularities and formation history of the State, A weak State leads to the domination of unbridled, irrational freedom. Strengthening of statehood, increase social stability is to strengthen and develop rational, sensible, conscious of freedom. A truly democratic State is a result of the approval of freedom with love or the realm of the spirit, which in turn implies perfection, humanize and gumanitarizaciju system of education in society. A sense of history philosopher sees the fight of good against irrational freedom and history as the alternation of revolutionary and evolutionary periods of development.
Keywords; freedom; creativity; personality; God; historical process; the meaning ofhistory; people; irrational; rational; love; State; identity; ethics; personalism; existentialism.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ НА. БЕРДЯЕВА ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК ЧЕРЕДОВАНИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ И ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПЕРИОДОВ
РАЗВИТИЯ
В статье о И.А. Бердяеве автор анализирует проблемы свободы, творчества, личности в контексте развития социально исторического процесса. Учение о свободе Н. Бердяев органично соединяет с закономерностями истории и фор мированием государства. Слабое государство ведет к господству необузданной, иррациональной свободы. Укрепление государственности, нарастание стабильности в обществе - это укрепление и развитие рациональной, разумной, осознанной свободы. Подлинно демократичное государство является результатом утверждения свободы с любовью или царством Духа, что в свою очередь предполагает совершенствование, гуманизацию и гуманитаризацию системы образования в обществе. Смысл истории философ видит в борьбе добра против иррациональной свободы, а историю как чередование революционных и эволюционных периодов развития.
Ключевые слова: свобода; творчество; личность; Бог; исторический процесс; смысл истории; человек; иррациональный; рациональный; любовь; государство; личность; этика; персонализм; экзистенциализм.
Большинство исследователей считают, что произведения Н.А. Бердяева (1874-1948) по своему стилю и проблематике относятся к неклассическому экзистенциональному типу философствования [5,6,8,9,10,11,12,13]. Экзистенциализм (от лат. existential - существование) - иррационалистическое философское течение XX века, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия. Бытие личности через свободу творчества, дающую возможность соприкоснуться с миром свободного духа, по мнению Бердяева, это путь к идеальной исторической реальности. Философ в своем варианте философии христианского экзистенциализма видит выход на учение о судьбе человека и смысле истории.
В течение зимы 1919-1920 гг. Н.А. Бердяев читал лекции в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры [4, 7, 14]. Записи этих лекций и статья "Воля к жизни и воля к культуре", написанная в 1922 г. составили сущность книги по основным проблемам религиозной философии истории, которую он назвал "Смысл истории" П- с. 6].
В конечном итоге смысл истории философ видит в борьбедобра против иррациональной свободы [4]. Саму историю, по мнению Н.А. Бердяева определяют три силы: бог, судьба и человеческая свобода. В условиях господства иррациональной свободы реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, к падению веры, утрате людьми объединяющего духовного центра жизни и эпохе революций.
История преломляется в судьбе человека, через тот путь, которым он, выброшенный в сотворенный богом мир объектов, должен идти. Он не в состоянии сбросить с себя само бремя истории. Одновременно, он ставит перед собой не только благие цели, вкладывая в них свою творческую силу и страсть. Но история, по мнению мыслителя, всегда была равнодушна к человеку, поскольку преследует не человеческие цели, а цели цивилизаций, государств, наций, классов и при этом чаще всего вдохновлялась идеаламиэкспансииисилы. Общество, в определенном смысле, порабощает личность, растворяя ее в коллективном, на основе рациональной свободы и необходимости соблюдения норм права и морали [2].
Цель человека, считает Н. Бердяев, - не поддаваться этому давлению, не превращаться в своеобразный "винтик" социального меха-
УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03
ЪУсмановаЛ. Т., 2019
05
т—I
о
CU
-Û о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го
S
233
УСМАНОВА Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общео бра зова тельных дисциплин, Гжельский гос.ударе твенный университет, Московская область
низма, а развивать индивидуальные творческие способности, ставя свою свободу выше общественных требований [5. с.86]. Здесь H.A. Бердяев косвенно упоминает третий вид свободы, т.е. свободу с любовью (добрый разум, свобода в истине и добре, свобода в боге и от Бога полученная, основанная на заповеди любви Иисуса Христа - "Возлюби ближнего как самого себя"}. Эта свобода, совмещает, синтезирует все лучшее из двух предыдущих видов свободы - иррациональной и рациональной [4]. Она открывает перед человеком просторы творчества. Через творчество человек раскрывает глубину своей души. Такая свобода - есть проявление божественной любви [15]. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом. "Святой Дух есть носитель соборного божественного начала, соборной любви, восстанавливающей единство мировой души. Через Святого Духа проникает Христос в тело человечества, через Третьего таинственно претворяется Богочеловек в Богочеловече-ство" [2, с.157]. Однако H.A. Бердяев не склонен локализовать творчество только лишь в одном боге. Он выдвигает идею о "восьмом дне творения" т.е. продолжающемся акте творения мира, в котором главнымдемиургом является сам человек. Поэтому творческая гениальность, по Бердяеву, равноценна святости дерзновения [3].
Учение о свободе человека Н.Бердяев органично соединяет с закономерностями исторического процесса. В результате в его учении сложилась определенная картина человеческой истории, которая представляет собой чередование революционных и эволюционных этапов развития.
Революционный этап - это катастрофический период развития мира, крушение известного жизненного исторического строя и лада, господство иррациональной свободы зла. Это преобладание момента консервативности, застоя и разрушения [1, с,49]. Это период раздвоения, расщепления, когда утвердившиеся исторические устои расшатываются в своих основах, а следствием этого является начало исторического движения, исторические катастрофы и катаклизмы различного рода и темпа. Революционный характер развития определяет:
- дохристианскую эру (книга пророка Даниила);
- крушение античного мира и падение Рима (Блаженный Августин};
- Великую французскую революцию, наполеоновские войны (Ж. де-Местр и Бональд)
- эпоху грандиозного исторического перелома (H.A. Бердяев}
В революционную эпоху весь темп исторического развития существенно меняется [1, с.8]. Активизируется иррациональное начало в самом бытии, без которого невозможна свобода и невозможен динамизм. "Диалектика эта заключается в том, что самоутверждение человека ведет к самоистреблению человека, раскры-тие свободной игры сил человека, не связанного с высшей целью, ведет к иссяканию творческих сил" [1, с. 168].
На смену революционной приходит стабильная, эволюционная или целостная историческая эпоха - священно-историческое, органически-традиционное время, в котором наблюдается, преобладание момента творчества, созидания и господства рациональной свободы. Анализируя современность с высоты своей глубокой религиозности, H.A. Бердяев считал, что и коммунизм и фашизм предполагают отречение общества и человечества в целом от моральной и религиозной совести.
Такое время характеризуется органическим ладом и устойчивым, стабильным ритмом общественной жизни. В эволюционный период развития дух человеческий пребывает целостно и органически в какой-либо вполне кристаллизованной, вполне устоявшейся, вполне осевшей эпохе. К таким периодам Н. Бердяев относит:
- христианскую эру;
- Ренессанс и эпоху Просвещения, когда рождается уверенность в своих безграничных творческих силах, в своей способности созидать жизнь путем искусства, вера в безграничность своего познания в смысле проникновения в тайны природы;
- Новейшее время (XiX в.).
В середине этой целостной исторической эпохи в трудах немецкого философа К. Маркса рождается теория экономического материализма, которая в дальнейшем станет основанием и господствующей идеологией эпохи грандиозного исторического перелома. Об этом H.A. Бердяев в своем произведении "Смысл истории" пишет: - "К. Маркс есть также дитя человеческого самоутверждения, человеческой гордыни, восставшей на Бога, утверждавшей и признававшей только себя и свою человеческую волю как Высшую волю [1, с.189], В трудах Маркса Бердяев видит негативные черты нечеловеческого коллектива, во имя которого отрицается человек. Человеческий образ должен быть подчинен новому коллективному целому, отрицающему самоценность
всего чисто человеческого,Творчество не может быть коллективно-всеобщим, оно всегда индивидуально. Отрицательная оценка идеи подавления индивидуальной творческой свободы коллективом - это одна из причин неприятия идеи коммунизма И. А. Бердяевым, Коммунизм он не принимает не по политическим, а по духовным соображениям, обвиняя его во враждебности к духу, свободе, творчеству, личности. Русская революция утвердила в сознании философа мысли о том, что свобода не демократична, а аристократична: восставшим массам свобода не интересна, а потому и не нужна. В своей подлинной свободе человек божественен, потому что бог помогает человеку стать добрым. В акте творчества человек забывает о себе, о своем эгоизме, устремляясь к тому, что выше его. Цель человека состоит в развитии личных творческих способностей и способности ставить свою свободу выше общественных требований [3]. Это не означает отречения от общества, а скорее необходимость поиска способа соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора.
"Смысл истории, по мнению Бердяева, -пишет А.А, Сычев, - в избавлении от отчуждения и необходимости" [16, с.86]. В нашем мире этот идеал невозможен. Поэтому Н, Бердяев идеальным обществом считает мир свободного Духа, не коммунизм, как рай без бога в мире будущего, а мир настоящего, соприкоснуться с которым можно только в актах творчества.
Философ сформулировал своеобразную теорию государственности.
1. Если государство начинает слабеть под влиянием нарастающих противоречий, то это ведет к господству дикой, животной, необузданной, иррациональной свободы.
2. Укрепление государственности, нарастание стабильности в обществе - это укрепление и развитие рациональной, разумной, осознанной свободы, что выражается в законопослушности граждан, развитии их правосознания на основе четких общечеловеческих моральных принципов.
3. Гуманное, подлинно демократичное государство является результатом утверждения свободы с любовью или царством Духа, Следствием стабилизации общественной жизни выступает укрепление системы образования, что на уровне личности превращается в формировании индивидуальной ответственности, которая способна сдерживать иррациональную свободу, способна развивать ответственность и способность к творчеству, а значит к
свободе с любовью. Эта свобода высокоморальна. Ее укреплению способствуют гуманизация и гуманитаризация всей системы образования, а так же развитое религиозное чувство.
Государственность, в понимании H.A. Бердяева, тесно связана с этикой закона, что одновременно ассоциируется с низшей, хотя и необходимой ступенью морального сознания. Такая этика преимущественно, "этика отрицательная, негативная", так как состоит из сводов, сборников запретов - это заповеди, табу, вето. При отсутствии этих запретов человек рискует вернуться в животное состояние, вернуться к дикой иррациональной свободе.
Этика закона на практике может и проходить мимо личности, создавая фарисейскую психологию "законничества", вырождающуюся нередко в лицемерие и ханжество и способную порождать "фанатизм добра" с типичным ; для него садистским комплексом ("кошмар злого добра").
Второй вид этики - это этика искупления. Позитивная, благодатная этика, проявляющаяся во всепрощении, любви и сострадании. Оборотной стороной этой этики является угроза её перерождения в "трансцендентный эгоизм", в исключительную заботу о спасении собственной души, а это уже ведет к религиозный мазохизму, способному засушить корень любви к ближнему.
Высшая форма этики - это этика творчества. Она возвышается, а точнее стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления. Творец, будучи грешником оправдывается перед Господом своим творчеством, не взирая при этом на страх наказания и страх вечных мук. В процессе творчества осуществляется сублимация или преображение, преобразование страстей. Реально это выражается в освобождении страсти от похоти и утверждении в ней свободной творческой стихии. Настоящий творец, как правило, отличается бескорыстием: он забывает о времени и пространстве и о самом себе, любя своё творение, как Бог любит мир и одновременно становясь свободным соучастником миротворения - "меньшим братом Божи-им".
Таким образом, H.A. Бердяев является сторонником божественной теории создания человека, государства и появления бытия. Однако, в отличие от религиозных философов, он не отрицает роли человека в создании "добра" и возможности самостоятельного просветления. Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и смысл
05
т—I
о
CU
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
S
235
бытия в целом. История человечества представлена мыслителем в форме процесса развития личностного начала человека, в форме перехода от революционного этапа, катастрофического периода развития мира и торжества иррациональной свободы к целостной исторической эпохе рациональной свободы, а от нее к царству свободного Святого духа. Сам же человек способен достигнуть наивысшего блаженства в единении с богом в своем творческом акте, направленном на достижение божественно-общечеловеческих ценностей: истины, добра и красоты, на достижение нового, подлинного мира, царства Духа.
Трагедия самого философа: изгнание из России, невозможность разделить ее судьбу и поучаствовать в преемственности традиций русской культуры, заключалась в том, что он был очень известен в Европе, Америке, Азии и даже Австралии, а на родине его почти не знали и только в девяностые годы его произведения стали доступны в России каждому думающему человеку.
Русскому мыслителю, по мнению ведущих современных ученых, удалось возвратить философию в лоно античных философов, таких как Сократ, Платон, Аристотель. Они мыслили свободно, пытаясь раскрыть тайны звездного неба и окружающего мира и, также, как они Бердяев видел истину на расстоянии протянутой руки. Он вырвал философию из пут научных доктрин и смог обратить ее лицом к главной и вечной проблеме - смысла жизни человека.
Идея свободы у H.A. Бердяева направлена на утверждение права свободного, персонального, личностного обращения с любой идеей, любым объектом познания. Русский философ H.A. Бердяев по праву считается философом с мировым именем, а также самым известным в мире русским философом, оказавшим большое влияние на философскую мысль России и Запада. Его труды (более 40 книг и 450 статей) изучаются в ведущих университетах мира, а произведения переведены на более, чем 20 языков. Русский мыслитель основал несколько академий, в том числе религиозно-философскую академию в Париже. Кембриджский университет (Англия) удостоил его, как когда-то И.С. Тургенева и П.И. Чайковского, высокого звания доктора наук. Русская философия, православие, коммунизм в Западной Европе на протяжении долгого времени воспринимались сквозь призму работ H.A. Бердяева. Н а и б о -лее серьезное влияние философия Бердяева оказала на такое научное направление как
персонализм. О нем написаны книги, монографии, диссертации, многочисленные статьи, по творчеству философа собирались многочисленные международные конференции, симпозиумы. Он неоднократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, и в то же время в СССР H.A. Бердяев был объявлен "классовым врагом". Его на философском пароходе высылают из страны и всю оставшуюся жизнь он остается непризнанным на Родине гением. Поэтому так горько звучит замечание самого мыслителя: "Есть только одна страна в мире, где меня почти не знают - это моя Родина". Данная статья - это маленький шаг на пути восстановления исторической справедливости, относительно философского учения нашего великого соотечественника.
Литература:
1. Бердяев H.A. Смысл истории [Электр, ресурс] / H.A. Бердяев (с издания VMCA PRESS, Paris, 1969).-М. : Мысль, 1990. - Режим доступа: htlps:// WWW. söci о na ukr.ru/j ou rffi/ärticl es/254222/ - 26$ c.
2. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев // Истоки и смысл русского коммунизма. - М. : Свароги К, 1997. - 415 с.
3. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -Харьков : Фолио; М.: ACT, 2002, - 688 с.
4. Вадимов А. Жизнь Бердяева: Россия / А. Вади мов. - Oakland (Calif.), 1993. -326 с.
5. Васильев В.А. H.A. Бердяев о происхождении добра и зла / В.А. Василиев // Социально-гуманитарные знания.-2006, - №2.-С. 162-178.
6. Вахренева (Т.Е. Н. Бердяев и его философия че ловеческого достоинства / П.Е, Вахренева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - - С. 275-289.
/ Волкогомова О.Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография / ОД Волкогонова, - М. : Издво МГУ, 2001, -112 с.
8. Гребенюк Н.И. H.A. Бердяев о трёх началах познания / Н.И. Гребенюк // Страницы истории пе дагогики. - Пятигорск, 1997. - Вып. 8. - С. 38-39,
9. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности / В.И. Додонов // Педагогика. - 1994. -№3.-С. 73-75.
10. Ёрмичев, А. А. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла "Страницы истории отеч. филос. мыс ли") / А. А, Ёрмичев. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
11. Ильин И.А. Бердяев и судьба русской философии / И.А. Ильин // Звезда. 1995. - №11,- С. 124-144,
1?. Литчфилд, КЗ. Свобода человека в философии Н. А. Бердяева (этические и метафизические ас пекты) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / КЗ. Литчфилд. - СПб., 2007. - 21 с.
13. Лямцев ё.В. Экзистенциальный персонализм H.A. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли: автореф. дис. ... канд. филос. н. - М„ 2007. - 27 с.
14. Сербиненко В.В, Бердяев Николай Александ рович / В.В. Сербиненко // Новая философская энциклопедия, - т. I. - М., 2000. - С. 241-242.
15. Соловьёв B.C. Избранные произведения: сборник/ B.C. Соловьёв. - Ростов н/Д. :феликс, 1988. -542 с.
16. Сычее A.A. Основы философии: учебное пособие/A.A. Сычев. -М. : Альфа-М; Инфра-М, 2008. -
368 с.
УДК 304.4 ВАК РФ 09.0013
0 ЧернявскийВ.А., 2019
DIALOGUE OF MUSIC CULTURES IN THE WORKS OF COMPOSERS OF THE SOUTH OF RUSSIA
Chernyavsky Vladimir Andreevich, Professor, Department of Musicology, Composition and Methods of Music
Education, Krasnodar State Institute of Culture, Member of Russian Union of Composers, Krasnodar
The a/ticle is devoted to the actual problem of the interaction of musical cultures in the multinational Southern region of Russia. The article discusses the features of musical culture of the Rostov region, Stavropol and Astrakhan. Kuban, Karachay-Cherkessia, Adygea, Of particular importance is the study of regional musical art in the modern education system.
Keywords: music education; culture; southern region; musical folklore.
ДИАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ЮГА РОССИИ
Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия музыкальных культур в многонациональном Южном регионе России, В статье рассмотрены осо бенности музыкальной культуры Ростовской области, Ставрополья, Астрахани, Кубани, Карачаево-Черкессии, Адыгеи. Особое значение приобретает изучение регионального музыкального искусства в современной системе образования.
Ключевые слова: музыкальное образование; культура; южный регион; музыкальный фольклор.
Ученые, исследующие проблематику взаимодействия культур, оценивают диалог культур как активное взаимодействие равноправных субъектов е направлении на понимание и уважение ценностей других культур. Очевидно, что взаимодействие и диалог культур -это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений, В условиях глобализирующегося мира, занятого поиском общей платформы для культурного диалога, музыка оказывается одним из ярчайших образцов межкультурного взаимодействия.
С этой точки зрения музыкальное наследие России, отличающееся многообразием национальных школ, может рассматриваться своего рода опытной лабораторией, где происходит непрестанное взаимовлияние одной культуры на другую, сопровождаемое их неизменным обогащением. В.Н. Холонова, отмечая значимость фи-лософско-культурологического содержания музыки как феномена, подчеркивает: "музыка... отражает важнейшие, первопричинные основы бытия..., она запечатлела в себе действие самых позитивных, жизнетворных процессов, с доисторических времен кодифицированных в тех или иных вариантах мифологической, религиозной, философской и естественно научной мысли" [9, 20]. А.Ф, Григорьев, размышляя о роли этномузыки в межкультурных взаимодействиях, подчеркивает "этномузыка как феноменальное явление в процессе духовно-нравственного саморазвития человека, национального воспроизводства и самосохранения этноса, аккумулирует формы бытия и результаты человеческой деятельности и является, таким образом, ядром художественной культуры в системе межкультурных коммуникаций..., средством межкультурной коммуникации и межнационального общения..." [3]. Именно поэтому музыка, в силу своей специфичности и полифункциональности становится самой эффективной формой диалога культур, межнационального обще-
го
т—I
о
CU
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го
a 2
S
237
ЧЕРНЯВСКИЙ Владимир Андреевич, профессор кафедры Музыковедения, композиции и методики МуЗЫКаЛЬНоГО образования, Краснодарский государственный институт культуры, член секретариата Союза композиторов РФ, Краснодар